Справедливость как объяснить ребенку что такое
Как объяснить ребенку, что такое справедливость
Очень часто ребенок болезненно воспринимает ситуации, в которых кого-нибудь обидели или обделили, пытаются самостоятельно исправить ситуацию, утешить знакомого. Американские психологи считают, что это происходит из-за того, что дети любую несправедливость понимают эмоционально, а не рационально. Инстинкты подсказывают им, что стремление к равенству, необходимость делиться – залог выживания всех.
Научить ребенка справедливости, доброте и состраданию лучше всего на своем примере. Находясь вместе с ним, совершите какое-нибудь доброе дело: подайте милостыню, помогите старушке, подкормите бездомную собачку. Малыш обязательно возьмет пример со своих родителей, поймет, что так надо. Он не будет думать, выгодно ли так делать или нет. Просто последует примеру.
Увидев на улицу бездомную кошку или собаку, не стремитесь оградить ребенка от общения с ними. Лучше обсудите с ним их судьбу. Расскажите, что киску или собачку кто-то обидел, что они потеряли свой дом и хозяев, что им некому помочь. Объясните крохе, что вместо того, чтобы гладить животное, лучше его подкормить. Затем вместе вынесите немного молока или хлеба и угостите кошку или собаку. Такой урок покажет ребенку, если ему объяснить, что будет справедливо поделиться с нуждающимся тем, что ему необходимо.
Купив малышу новую игрушку, создайте ему условия, чтобы он первое время наигрался ей в одиночестве. Через пару дней она надоест и ее можно будет вынести на улицу или взять с собой в детский сад. Тогда малышу уже не будет жалко дать поиграть ей товарищу.
Не ругайте своего ребенка при других детях или их родителях. С точки зрения малыша, его родители должны всегда и во всем его поддерживать. А если он не прав, будет несправедливо упрекать его в присутствии посторонних. Во время ссор между детьми старайтесь рассудить их, внимательно выслушав каждого и приняв решение, которое отвлекло бы каждого от причины конфликта.
Читайте больше сказок, стихов и рассказов, в которых герои совершают хорошие поступки. Обсуждайте с ним: почему тот или иной мальчик или девочка поступили так или иначе. Справедливо ли это? Предоставьте ребенку возможность самому рассудить героев сказки и сделать выводы.
Как выяснили психологи, справедливость в понимании ребенка приравнивается к понятию равенства. Это выражается в возмущении из-за того, что у малыша нет такой же игрушки, как у кого-то, из-за того, что другим позволяется больше, чем ему. Объяснить ситуацию лучше на каком-либо примере. Например, один из его друзей вынужден носить очки. И делать это приходится по причине слабого зрения. Но это не значит, что другие дети тоже должны ходить в очках только потому, что сосед их носит.
Расскажите, что справедливость заключается в том, что все люди разные. У детей разные способности и физические возможности, разные потребности. Если соседнему ребенку купили радиоуправляемую машину, то ему недавно покупали другой подарок. Что если родители заставляют малыша ложиться спать раньше, чем его старших друзей, то это необходимо для его полноценного отдыха. Что если один умеет быстро бегать и хорошо лазить, то другой – хорошо рисовать, например.
Объясните малышу, что многого можно достичь самому. Например, если много бегать и чаще лазить, можно стать быстрее и ловчее любого другого. Пообещайте, что если он будет примерно вести себя, ему купят такую же игрушку, как у другого.
Не стесняйтесь рассказать, что у разных родителей разная ситуация в семье. Если соседу родители подарили дорогой компьютер, а ему нет. Обратите его внимание на то, что у него есть множество вещей, которые дороги для него. Пусть он сам расскажет о том, что из своих вещей он ценит больше всего на свете и почему.
Занятие «Справедливость». Духовно-нравственное воспитание детей. Старший дошкольный возраст
Вера Карабчук
Занятие «Справедливость». Духовно-нравственное воспитание детей. Старший дошкольный возраст
— Развивать понятийное мышление, эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание, речевую активность, воображение.
— Закреплять умение различать хорошие поступки от плохих, делать правильный выбор.
— Воспитыватькоммуникативные навыки: доброжелательность, умение сотрудничать, уважать мнение и интересы других.
Оборудование: поющая чаша, вода в кувшине, стаканы, теневой театр.Фигурки к теневому театру: хозяин, кошка, собака, дом, будка. Круги из бумаги белый, черный. Магнитофон, фонограммы с релаксационной музыкой. Обручи и клубки пряжи по количеству детей.Мелкие предметы: камни, пуговицы, платки. Колокольчик, свеча, смайлики, 2 коробочки.
Предварительная работа: изготовление теневого театра, знакомство с поющей чащей».
1. Игра «Подари улыбку»
2. Упражнение «Чаша души»
3. Упражнение «Противоположности»
5. Притча «Справедливость»
7. Игра »Домик в обруче»
1. Игра «Подари улыбку».
— Каждому человеку хочется, чтобы его любили, предлагаю встать в круг, похожий на доброе солнышко.
— Разотрем ладошки, возьмемся за руки, почувствуем тепло ладошек тех, кто рядом.
— По кругу, друг другу передадим мою дружелюбную улыбку, интересно, вернется ли она ко мне такой же. Для этого надо посмотреть в глаза соседу и улыбнуться ему, так как я улыбнулась, и так друг за другом по кругу улыбнуться каждому. Молодцы, добрая улыбка вернулась ко мне! Спасибо!
2. Упражнение «Чаша души» (на детских диванчиках)
— Еще я хочу добавить в чашу справедливость.
(Предложить послушать с водой поющую чашу, разлить воду по стаканам, дать детям попить волшебную воду).
— Дети что вы почувствовали, когда выпили необычную водичку из поющей чаши?
3. Упражнение «Противоположности». (Заранее разместить в противоположных сторонах зала круги: белый и черный).
— Сейчас отдохнем и проверим, как вы научились различать хорошие поступки от плохих.
— Дети если услышите о хорошем поступке, подойдите к белому кругу и наоборот, если о плохом поступке к черному.
Оторвать у дерева ветку,
— Покормить живое существо
— Порадоваться успехам друга
— Помочь собрать игрушки,
— Обмануть близкого человека,
— Обидеться, что не дали того, что хотел
— Поблагодарить за помощь
— Молодцы. Пройдите и сядьте на диванчики. Мало знать, нужно еще уметь делать правильный выбор.
На цепи хозяин в нём.
Отворилась тихо дверь
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой. (Кошка)
— Как вы думаете, что такое справедливость?
— Задумала кошка Мурка собаку Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось,ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в маленькой будке.
И стала она хозяевам намурлыкивать:
— Мур, хозяин, Шарик совсем старый да ленивый стал, а еще добрый не в меру, из-за чего чужие люди через наш двор ходить стали!
— Как называется притча?
— Кто вам больше понравился в притче кошка или собака? Почему?
— Хозяин справедливо поступил с животными?
— Получила кошка то, чего хотела?
— Кошка стала лучше жить, когда ее желание исполнилось? (Ведь она стала хозяйкой собачей будки).
— Наверно не все желания приносят счастье и радость.
— Так же в жизни с людьми происходят неприятности, когда они думают только о себе и своей выгоде как кошка.
7. Игра »Домик в обруче»
на середину зала положить большой обруч.
— Дети, возьмите по одному обручу, положите его там, где хотите на ковер. (Звучит фонограмма).
— Встаньте возле своего обруча, закройте глаза, обойдите аккуратно обруч. Откройте глаза, найдите середину обруча и сядьте. Закройте глаза и представьте, что это ваш домик.
— Сейчас каждый украсит свой домик?Возьмите на столе украшения: прозрачные разноцветные камушки, пуговицы, платочки, через 2 минуты посмотрим, как вы украсили свой домик. (Пока дети работают, педагог-психолог привязывает по клубку ниток к каждому обручу). После звонка детям предлагают проложить »дорожку» к большому обручу и вернуться домой.
— Давайте оформим большой домик. Каждый пусть в него положит что-нибудь из своего домика, а в середину поставим свечу, чтобы дом был теплым.
— Полюбуйтесь: у каждого есть свой домик и дороги ведут в большой дом, где каждый положил, что-то свое, значит, у нас есть большой общий дом, который нужно любить и беречь.
— В каком общем доме мы сейчас находимся? (Детский сад).
— А город Братск будет общим домом… страна Россия.
— Что нужно для того чтобы люди были радостными и счастливыми в общем доме?
— Жить в мире и согласии, не ссорится, уважать других, любить, прощать, помогать друг другу. Главное жить по справедливости по отношению к другим, чтобы не быть похожими на кошку из притчи.
(Педагогу взять свечу в руки, встать в центральный обруч).
— Дети встаньте вокруг большого обруча. Посмотрите на огонь, это частица солнца.
Солнце, я тебя люблю,
Солнце,я тебя прошу:
Дай мне света и тепла,
Дай мне счастья и добра!
— А теперь уберем домики, положим на место предметы. Молодцы!
8. Рефлексия. Предложить выбрать смайлик. Положить в коробочку.
«Радостный» – понравилось занятие, «Грустный» – нет.
2. http://detochki-doma.ru/zagadki-pro-koshek-kotov-kotyat-i-prochih-usatyih/ © Деточки Дома
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами сказки Пояснительная записка «Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как.
Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования «Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования» Аннотация. Челно-Вершинский район является многонациональным.
Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет Занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Приобщать детей к духовным и нравственным ценностям. Задачи: 1. Учить детей разбираться.
Интегрированное занятие по ПДД «Школа юного пешехода» (старший дошкольный возраст) Цель: Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице. Воспитывать в детях чувство ответственности при соблюдении ПДД, довести.
Коррекционно-развивающее занятие с детьми ОНР (старший дошкольный возраст) Цель: 1. Развитие слухового и зрительного восприятия; внимания и наблюдательности; зрительной и слуховой памяти; мышления и речи (активизация.
Духовно-нравственное воспитание, развитие эмоционально-волевой сферы. Занятие в подготовительной группе «Слепая лошадь» Цель: на примере притчи объяснить детям, как важно быть ответственным за свои слова и поступки, подвести к пониманию, что от этого может.
Урок по ОРКСЭ по теме «Справедливость». 4-й класс
Класс: 4
Задачи урока, ориентированные на достижение результатов.
Воспитывать в детях чувство справедливости.
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.
Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в ист прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
Раскрыть сущность понятия “справедливость”.
Сформулировать моральные правила справедливого поступка.
очниках информации, адекватно понимать.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Вспомним русскую народную сказку “Лиса и рак” (читает учитель).
Начали перегоняться. Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит:
— А я уже давно тебя жду.
— Кто же оказался победителем? Почему вы так считаете? – Ответы детей.
— Как можно оценить поступок рака? Почему? – Ответы детей.
Я услышала слово несправедливо.
Что, по вашему мнению, означает слово справедливость, поступать по справедливости? – Ответы детей.
Какие ещё произведения вам известны, где герои поступают несправедливо? – (“Лиса и журавль”, “Стрекоза и муравей”, Драгунский “Он живой и светится”.
III. Сообщение темы урока.
О чём сегодня пойдёт речь на уроке? – о справедливости.
— Давайте посмотрим в словарь Ожегова: справедливый – действующий беспристрастно, соответствующий истине.
Можно ли так сказать про рака? – Нет. Почему? – Ответы детей.
IV. Постановка проблемной ситуации.
1. Может ли “похожая ситуация” произойти в отношениях между людьми? – Да.
— Что же ещё мы узнаем на уроке?
– Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
2. Работа по учебнику с. 28 (читаем 1 и 2 абзац).
Каждый человек считает, что он справедливый, его действия справедливы, требует от всех справедливости, и как правило самостоятельно определяет, справедливы или не справедливы другие.
— Между людьми существуют моральные и правовые отношения.
Вот примеры справедливого отношения с точки зрения морали. На добрые слова следует отвечать благодарностью, а на добрые дела – услугой. За серьезную помощь (доброту) – платить добротой. Справедливо вознаграждать одноклассников за их хорошие поступки уважением и расположением (симпатией). Будет справедливо извиниться перед тем одноклассником, в отношении которого допустили несправедливость, нечаянно или умышленно. Быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.
4. Работа по учебнику с.28 (чтение 3 и 4 абзаца).
Быть справедливым – это значит использовать свои права, не нарушая при этом прав других людей.
Каждый ученик имеет право на нормальные условия учебы и отдых на перемене. Несправедливо по отношению к одноклассникам, мешать им на уроке учиться. Несправедливо брать чужие вещи без разрешения. Несправедливо по отношению к себе, имея закрепленное законом право на учебу, не выполнять свои учебные обязанности.
— Было ли в вашей жизни так, что с вами поступали несправедливо?
(Дети приводят свои примеры)
5. Осмысление отношений в классе
Раз – подняться, потянутся.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
6. Работа по учебнику с.28 (чтение 6 и 7 абзаца).
7. Работа с текстом.
Е.Пермяк “Самое страшное” (тексты у детей на партах).
Ничего не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился. Да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть: оставили его и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.
Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит, старенькая, в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из страшного, что только бывает на свете: Вова остался один.
— Как относился мальчик Вова к окружающим его людям и домашним животным?
— Справедливо ли окружающие поступили с Вовой?
— Почему самое страшное на свете остаться одному?
— Как нужно себя вести, чтобы не быть похожим на этого мальчика?
8. Работа по учебнику с.29 (чтение со слов “Какими моральными правилам… и до слов устроить всех).
9. Работа с текстом (тексты перед глазами детей).
Однажды один мальчик наобещал своим товарищам, что сам купит на всех ребят билеты на новый кинофильм в кассе. Наобещал и забыл. Потом вспомнил, когда ребята стали его спрашивать, побежал в кассу, а все билеты уже проданы. Так и обманул ребят. А ребята на него обиделись и ничего ему доверять не стали.
— Справедливо ли они поступили? Объясните, почему вы так считаете.
Работа с текстом с.29 (чтение последних двух абзацев).
— Что нового узнали на уроке?
— Что больше всего запомнилось?
Справедливость – это правильное и честное отношение (действие, решение). Справедливый человек умеет поступать в согласии с истиной и правдой даже тогда, когда это ему невыгодно и не в его интересах. Справедливый человек, принимает справедливое решение, думает не о себе (о своей пользе и интересах), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Справедливый человек поступает по совести. Справедливость – это не какое-то отдельное хорошее качество человека, это сумма всех хороших качеств человека, которые помогают ему принять правильное решение и сделать правильное действие. Если в душе человека накоплено много хороших качеств, то голос сердца, конечно, поможет человеку принять справедливое решение. А если нет? Что ещё необходимо знать человеку, чтобы принимать правильные решения и поступать по справедливости? Человек должен иметь истинные (правильные, настоящие, единственно верные) знания, а значит, он должен знать законы, которые управляют миром, чтобы следуя им, не совершать неправильных, то есть несправедливых действий.
2. Хочется завершить урок высказываниями великих людей (на доске).
Из всех добродетелей самая редкая — справедливость. На десять великодушных людей приходится один справедливый человек.
Справедливость — вещь настолько ценная, что ни на какие деньги ее не купишь.
Как рассказывать детям о справедливости
Как обсуждать с ребенком хорошее и плохое поведение
Юлия Гиппенрейтер психолог, специалист по экспериментальной психологии
Юлия Гиппенрейтер, самый читаемый психолог на постсоветском пространстве, выпустила новую книжку — читать ее предлагается вместе с детьми. На примерах сказок, историй из жизни ребенок от 4 до 8 лет разберется в том, что такое добро, честность, сочувствие, и в других нравственных понятиях. Если вы давно собирались поговорить с ребенком о плохом и хорошем поведении, но не знали, как начать, книга предлагает примерную нить разговора, вопросы и задания. Одна из глав посвящена чувству справедливости.
В сказке Р. Киплинга «Книга Джунглей» малыш Маугли, оказался в диких джунглях. Помнишь, как это было? Ребёнок забрел ночью к волкам один, совсем голенький и беспомощный. Но он нисколько не испугался, стал играть с волчатами, пригрелся к волчице, стал вместе с волчатами сосать ее молоко.
Неожиданно появился кровожадный тигр Шерхан, который потребовал отдать ему малыша: «Человеческий детёныш принадлежит мне!» — рычал тигр, просунув голову в логово волков. Но Мать-Волчица с горящими зелёными глазами прыгнула ему навстречу и тоже прорычала в ответ: «Нет! Человечий детёныш мой! Он останется у меня, и никто его не тронет!». Злой Шерхан струсил и попятился, он знал, что когда речь заходит о защите детёнышей, Мать-Волчица готова на все!
Волки оставили Маугли в своем логове и вырастили его, хотя из-за этого Шерхан стал их лютым врагом! Как ты думаешь, почему они это сделали?
(помолчать, дать ребенку сказать, можно что-то записать вместе)
Да, ты прав. И ещё добавим: этого требовал закон высшей справедливости.
Борьба за справедливость требует храбрости. Нужно быть сильным и отважным, потому что у зла тоже есть сила, как у Шерхана, и добровольно зло не отступает!
Что значит бороться за справедливость
А приходится ли в жизни бороться за справедливость? Одна девочка рассказала такую историю.
«В нашем классе учился мальчик — худенький такой, вежливый. С первого класса он носил очки, потому что не очень хорошо видел. Звали его Коля, но ребята сразу прозвали его „Очкариком“. На переменках он не бегал, а больше стоял где-нибудь у окна и читал книжку. Потом интересно рассказывал, что прочел, некоторые ребята любили его слушать.
А еще в классе были заводилы — такие ребята, которые нарушали дисциплину, дразнились, хулиганили. Они часто приставали к Коле: то книжку отнимут, то ранец спрячут, то на переменке налетят и собьют с ног! Нападали ни за что. А он как-то терпел, даже не жаловался.
Однажды в классе появился новенький мальчик. Посмотрел он на издевательства над Колей и сказал: „Хватит его трогать! Я буду с ним дружить, мне он нравится! А кто начнет его обижать, будет иметь дело со мной!“.
Заводилы разозлились и один даже пошел на него „тараном“, а новенький так скрутил ему руки, что тот даже дернуться не успел! С тех пор Колю никто не трогает».
Замечательная история, правда? Как храбро поступил этот новенький! Прямо в лицо задирам сказал: «Хватит!».
Когда о таких случаях узнаешь, на душе становится светлее! Правда?
«А позже, — добавила девочка — когда мы уже учились в старших классах, Коля стал в школе знаменитым, потому что побеждал на олимпиадах, и не только математических, но и литературных!»
Зачем нужно договариваться?
Справедливость любит селиться в семье. Родители обычно следят, чтобы никому не доставалось все время чего-нибудь больше, чтобы никому не было обидно. Дети привыкают и потом сами стараются делить все по-честному. Например, конфеты или мороженое.
Ещё важно справедливо делить работу по дому: кто-то накрывает на стол, кто-то моет посуду, кто-то подметает пол, а кто-то сидит с малышом. Когда большая семья, то так хорошо: договоришься — и работаешь одной «командой». Но команда из трёх и даже из двух человек, например, ты и мама — тоже может отлично сработаться.
Чтобы семья была дружная, нужно уметь договариваться. Дети в некоторых семьях привыкли спорить по каждому поводу: кому сесть за столом рядом с мамой, кому сесть у окна в поезде, какую передачу смотреть по телевизору, какое выбрать мороженое. Вместо этого можно просто договориться.
Когда честно договариваются, то и спорить не нужно!
Мне очень хотелось бы узнать, о чем тебе приходится договариваться дома, с родителями, братом или сестрой, другими ребятами: во дворе, школе или детском саду так, чтобы было по-честному? Вот картинки-подсказки.
Договаривался с родителями (о чем? удалось ли выполнить?)
Договаривался с братом/сестрой (что получилось?)
Договаривался с другом, с ребятами
Договаривался с воспитательницей, учительницей, тренером и т.д.
Поровну или по справедливости?
Когда в семье есть старшие и младшие дети, то часто слышишь: «Ну почему ему можно, а мне нельзя?». Вот маленькая история.
У одной девочки двух с половиной лет родился братик. Она вдруг стала просить маму завертывать ее в такое же одеяльце, качать на руках и давать пить из бутылочки. «Я тоже еще маленькая!» — говорила она.
Но потом она перестала интересоваться младшим братом. Стала смотреть в сторону старшего брата и говорить:
«А почему мне надо днём спать, а ему можно не спать?»
«Почему мне вечером надо ложиться в девять, а ему можно в десять?!»
Да, трудно видеть, что старшему можно больше. Но зато с него и больше спрашивается. У него есть такие обязанности, которых нет у тебя. Например, старший брат отводит младшего в детский сад, но смешно представить, что младший отводит старшего в школу!
Так что приходится делить «не поровну!», не одинаково, но по справедливости.
Или, например, в игре: если надо бросать кубик, то младший может справляться так же, как и старший. А если, например, играют в шахматы, и один ребёнок заметно сильнее, то справедливо, чтобы он начинал игру без какой-нибудь фигуры, например, коня. Это называется «уравнять шансы».
Уравнять шансы — значит, справедливо сделать так, что каждый может выиграть.