Сопровождение кредитных операций в по что такое по

Эффективная работа кредитного отдела банка: инструменты автоматизации

Экспертная статья Марии Бар-Бирюковой, руководителя департамента CRM ГК «КОРУС Консалтинг» о том, как правильно автоматизировать кредитный отдел банковской организации, на что обратить особенное внимание в ходе проекта по автоматизации и как обеспечить эффективный контроль работы отдела.

Работа с кредитами —важнейший компонент деятельности любого современного банка, от которого зависит значительная часть итоговой выручки. Специфика деятельности кредитного отдела по работе с физическими и с юридическими лицами подразумевает многоэтапный процесс постоянного взаимодействия с клиентами. Эффективно управлять этим процессом, оптимизируя временные и финансовые затраты, помогут современные средства автоматизации. Но можно ли автоматизировать все процессы кредитного отдела, и главное — нужно ли? Давайте разберемся.

Автоматизация: где важнее?

Рассмотрим процесс «ручной» работы с кредитной заявкой физического лица, начиная от ее непосредственного поступления заявки в отдел и заканчивая вынесением итогового решения о выдаче или невыдаче кредита. Оформить заявку на кредит сегодня можно различными способами: заполнить анкету на сайте, прислать заявление через личный кабинет в интернет-банке (что, скорее, относится к уже существующим клиентам), прийти в офис банка лично. Но во всех перечисленных случаях, получив запрос от клиента, необходимо его обработать. В случае отсутствия единого инструмента для автоматизации всего жизненного цикла кредита этот разрозненный процесс, связанный с работой большого количества его участников (андеррайтеры, клиент-менеджеры, сотрудники службы безопасности и т.д.), может стать неуправляемым. Часто согласование может проходить посредством электронной почты, без четкого регламента, а также без понимания, на каком этапе процесс «завис». Ручная регистрация и обработка всех необходимых данных сотрудниками кредитного отдела повышает риски ошибочного и повторного ввода информации, а также занимает огромное количество времени, что —особенно при работе с физическими лицами — практически недопустимо. Это может привести к нежелательным последствиям для самого банка: снижение клиентской лояльности, уменьшение количества выданных кредитов, отток как потенциальных, так и существующих клиентов.

Автоматизация играет очень важную роль, однако здесь нужно быть очень аккуратными — в случае принятия решений не всегда можно довериться автоматизированному процессу. Приведем простой пример: при работе с физическими лицами процесс выдачи кредита предполагает определенный набор шагов, который приводит к конкретному результату. Результатом может стать перевод заявки в «черную» зону с отказом в кредите, переход заявки в «белую зону» и подтверждение кредита, или попадание заявки в «серую» зону, своего рода «кредитное чистилище», где требуются дополнительные проверки заявителя. Допустим, у потенциального кредитуемого в прошлом случилось привлечение к административной ответственности, заявка автоматически отправляется в «черную» зону, как следствие, клиент получает отказ в выдаче кредита. Однако данное наказание могло возникнуть хоть и за нарушение закона, но не столь значительное, чтобы отказать ему в кредите. Например — неоплаченный штраф в ГИБДД. То есть штраф уже давно оплачен, нарушитель полностью осознал свою вину и больше не повторит ошибки. И, скорее всего, данная ситуация не должна повлечь за собой пожизненный отказ в кредитной линии в банке.

Подобных примеров, когда существуют неоднозначные факторы, но при этом нет стопроцентного основания для отказа в кредите, немало, поэтому в данном случае целесообразно производить ручную допроверку. В ситуации с корпоративными клиентами процесс строится иначе. Если речь не идет об индивидуальном предпринимателе или малом бизнесе, где можно минимизировать вовлечение руководителей отделов банка, то клиенту выносится на рассмотрение кредитного комитета. В таком случае практически всегда проводится ручная проверка всех факторов — баланса предприятия, объема выручки, информации по рынку, существующих и возможных судебных процессов и т. д. За проверку каждого фактора отвечают разные специалисты и в результате собирается кредитный комитет, члены которого выносят свои заключения. Обычно кредитным комитетом формируется масштабный отчет с указанием ряда факторов различной степени значимости, на основании которого уже принимается итоговое решение о выдаче кредита или отказе. Как и при работе с физическими лицами, в корпоративном кредитовании автоматизация процессов играет важную роль — все специалисты, участвующие в процессе обработки кредитных заявок — андеррайтеры, риск-менеджеры, сотрудники службы экономической безопасности и т. д. — получают возможность работать в единой автоматизированной системе, регистрировать и обрабатывать данные в единой базе. Также систематизируется и упрощается работа с огромным массивом кредитных досье корпоративных клиентов, поскольку все данные переводятся в электронный формат с понятной структурой и настроенными правами доступа. Кроме того, разрозненные документы не нужно дополнительно вручную сводить в один, а отчет кредитного комитета формируется автоматически и может быть сразу же предоставлен, например, председателю правления или другому ответственному руководителю в банке. Таким образом, очевидно, что автоматизация одинаково важна в работе как с физическими, так и с юридическими лицами, однако объем процессов, подлежащих автоматизации, будет существенно различаться.

Достижение KPI: путь к звездам — не всегда через тернии

У сотрудников, работающих в кредитных отделах, существуют различные показатели эффективности, которые зависят от конкретной выполняемой бизнес-функции. Например, KPI сотрудников, занимающихся продажами кредитов, чаще всего связаны с количеством выданных новых и повторно взятых кредитов, а для менеджеров по работе со сбором дебиторской задолженности важную роль играет процент невозвращенных или просроченных кредитов. Тем не менее, для всех специалистов одинаково важны и другие критерии, связанные с оперативностью выполняемой работы — сроки выдачи кредита, количество человек в листе ожидания и т.п.

Остановимся подробнее на вопросе оптимизации работы коллекторной службы банка. Есть два варианта действий сотрудников этого отдела. Первый связан с человеческим фактором. Сотрудник — желательно, с хорошими ораторскими способностями — убедительно рассказывает клиенту о возможных последствиях просрочки возврата кредита. Второй вариант — создание и рассылка автоматических напоминаний, посредством которых можно вовремя (чаще всего, примерно за два дня до срока внесения платежа и в последующие дни) уведомить клиента о том, что кредит нужно погасить до определенного числа или в определенный срок, указать режим работы и адреса ближайших филиалов банка, приложить подробную инструкцию, как можно погасить кредит через интернет-банк. Как показывает практика, этот вариант — дополнительный и реально работающий стимул оперативного погашения кредита. Особенно это актуально для крупных городов, когда у клиента банка иногда просто не хватает времени заехать в филиал и внести оплату.

Теперь разберем, как с помощью системы автоматизации повлиять на увеличение продаж кредитного отдела. На этот показатель может существенно оказать влияние тот факт, получил ли клиент всю необходимую информацию в понятном и доступном виде. Будущий клиент приходит в отделение банка, интересуется определенным кредитным тарифом у менеджера, который, в свою очередь, грамотно объясняет все возможные варианты кредитов, сравнивает с альтернативами, уточняет все условия расширения и погашения кредита с процентами или без процентов. Или, например, существующий зарплатный клиент банка получает адресное кредитное предложение с пониженным процентом посредством SMS или в свой личный кабинет в интернет-банке, рассчитанное, исходя из его фактических возможностей (например, размер начисляемой заработной платы, история предыдущих кредитов). Такая схема гарантированно принесет положительный результат для увеличения популярности кредитов банка. Важно помнить, что система автоматизации работы с клиентами позволит формировать эффективный инструмент продвижения того или иного кредитного продукта. Этот продукт можно адресно связать с целевыми группами, для каждой из которых избрать оптимальную стратегию обслуживания. Также исчезает необходимость для клиентов собирать большое количество документов при заявке на кредит. Существует много информационных баз, из которых сотрудники кредитного отдела могут почерпнуть информацию о заявителе. Клиент, своевременно узнавший о том, что будет избавлен от дополнительного бюрократического процесса, вздохнет с облегчением и с большой долей вероятности заполнит кредитную заявку.

Значение интеграции

Для банка, как любого цельного организма, важна слаженная работа его органов, некая синергия, которая позволит эффективно вести все процессы в отдельности. В процесс выдачи кредитов в банках вовлечены несколько ключевых информационных систем. Прежде всего, это, конечно же, автоматизированная банковская система (АБС) — «сердце» любого банка. Вне зависимости от технологической платформы, на которой работает AБС, функции системы всегда одинаковы: она отвечает за всю операционную деятельность банка, денежные операции, в том числе за расчет кредитного календаря, формирование графика платежей, ведение всех счетов клиента, расчет процентов по кредитам. Второй важнейший орган банка, участвующий в реализации кредитных операций — система фронт-офиса или CRM-система, отвечающая непосредственно за работу с клиентами. Для наиболее эффективной работы все коммуникации с заказчиком должны проходить через CRM-систему, база которой консолидирована с другими базами данных, а само CRM-решение интегрировано с АБС и другими информационными системами. Взаимодействие с клиентами — ключевая задача CRM, подразумевающая целый комплекс процессов. Поступление заявки от клиента, ее согласование всеми специалистами кредитного отдела, выдача, сопровождение кредита и последующая передача соответствующих данных в коллекторский отдел — для всей этой информации единым окном является CRM. Поэтому следует предварительно позаботиться об ее интеграции с другими информационными системами банка. Иногда некоторые звенья в этом процессе реализуются в отдельных системах, например, скоринг — первый шаг рассмотрения заявки на кредит. Можно либо внедрить CRM-систему, уже содержащую данную функцию, либо интегрировать ее с системой скоринга, используемой банком.

Эффективный контроль работы кредитного отдела

В современных условиях осуществление контроля за кредитным отделом невозможно без автоматизации оперативной деятельности. Кредитная заявка проходит определенный ряд этапов, эффективно контролировать которые можно только в случае прозрачности всего процесса, четкого понимания каждого конкретного звена цепи. Для руководителя кредитного отдела важны такие факторы, как количество поданных запросов на кредит, итоговое количество зарегистрированных кредитных заявок, сроки пребывания заявок в процессе согласования, количество выданных по заявкам кредитов. Совокупность этих данных — своего рода система отчетности, кредитная воронка. В CRM-системе можно формировать статистическую отчетность, но в то же время, при необходимости других аналитических данных, решение может быть интегрировано с любой системой бизнес-аналитики. Поэтому система отчетности, реализованная в CRM, полностью покрывает потребности компании для отслеживания KPI.

Приведем пример одного банка, для которого мы внедряли инструмент по автоматизации выдачи кредитов. Банк реализовал стратегию активного развития розничного блока, где особенно важен фактор динамичной и быстрой работы. Поэтому главной целью при автоматизации фронт-офиса было сокращение сроков выдачи кредитов по заявке. Для этого была разработана следующая схема работы: ежедневно, несколько раз на разных этапах хода обработки заявки формировались отчеты, в которых фиксировалось время «застревания» заявки на каждом этапе. Информация стала основой для принятия серьезных управленческих решений, позволивших значительно ускорить процесс обработки заявок. Проект по автоматизации кредитного отдела также помогает руководству банка увидеть слабые места в бизнес-процессе. Как и перед внедрением любой информационной системы, до автоматизации необходимо детально прописать ход всех операций, подлежащих автоматизации, и согласовать его со всеми участниками процесса. При разработке схемы реализации бизнес-процесса имеет смысл привлекать отраслевых экспертов, в том числе и интеграторов, занимающихся автоматизацией банков, которые, в свою очередь, должны иметь собственных отраслевых специалистов.

Кто следующий?

Говоря об актуальности CRM для других отделений банка, в первую очередь хочется упомянуть еще два операционных блока, первый из которых — коллекторский отдел. Для этого отдела принципиальное значение имеет оперативность передачи информации в другие отделы и грамотное планирование многоэтапной работы по взаимодействию с клиентами. Ручное выполнение операций очень трудоемко, в то время как CRM-система, оперативно формируя выборку по необходимым параметрам, позволяет автоматически распределять комплекс задач среди менеджеров. Второй блок — отдел маркетинга. Для маркетинга банковских услуг важно иметь возможность работы с текущими базами, формируя выборку по различным критериям, в том числе и сложным. По классифицированной базе можно создавать целевые группы клиентов и готовить для них персональные предложения по кредитам, вкладам и т.д. После того, как маркетинговая кампания завершена, CRM-система может помочь проанализировать отклик клиентов в зависимости от типа проведенной активности и реакции клиента.

Для наглядности приведу в пример еще один из наших реализованных проектов – внедрение системы Microsoft Dynamics CRM в ЛОКО-Банке. В рамках проекта были автоматизированы операции по кросс-продажам банковских продуктов существующим розничным клиентам, организована работа с маркетинговыми кампаниями, отбор клиентов для целевого обращения по заданным параметрам с использованием расширенной функциональности формирования маркетинговых списков, реализована возможность автоматического создания персонифицированных активностей по работе с физическими лицами (SMS, электронная почта, сообщения в личном кабинете в интернет-банке). Данные опции позволили сотрудникам отдела маркетинга банка оперативно осуществлять выборку среди клиентов банка по определенным критериям и готовить для них целевые, адресные предложения. CRM может стать удобным инструментом для оптимизации и эффективного контроля деятельности сотрудников. Например, менеджерам по работе с клиентами в системе назначаются задачи, по которым ставятся сроки — если эти сроки не выполняются, то руководителю приходит отчет о невыполненной задаче. Из-за высокого уровня конкуренции в отрасли банкам необходимо обеспечивать максимально комфортные условия для своих клиентов, подразумевающие оперативное обслуживание, предоставление всей требуемой информации в наиболее удобном и доступном для клиента виде, проведение фокусных маркетинговых кампаний и многое другое. Без клиента нет дохода. Именно поэтому многие современные банки обращают серьезное внимание на автоматизацию процессов, нацеленных на работу с клиентом. Красивая и дорогая реклама, показанная по центральному каналу ТВ, превращается в напрасно потраченный бюджет, если после обращения в отделение этого банка клиент «провисел» на телефонной линии 20 минут или столкнулся с огромной толпой разъяренных клиентов в офисе из-за сломанной электронной очереди и постоянно «отваливающейся» CRM-системы. Лидеры рынка это понимают, поэтому стараются работать в области автоматизации на опережение.

Материал опубликован в журнале «Банковские технологии», № 7 (234) 2015

Источник

Тема 7. УЧЕТ И ОФОРМЛЕНИЕ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Оглавление

7.1. Учет и оформление кредитных операций

Кредитные операции регулируются ГК РФ главой 42 «Заем и кредит».

Банк-кредитор обязуется по кредитному договору предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Предоставленные кредиты учитываются на активных балансовых счетах второго порядка 441-454, 456 – предоставленные кредиты юридическим лицам; 455 и 457 – предоставленные кредиты физическим лицам.

Балансовые счета второго порядка открыты в разрезе счетов по учету овердрафта, сроков погашения и счетов до востребования.

Аналитический учет осуществляется в разрезе заемщиков по каждому кредитному договору.

Порядок предоставления денежных средств:

Юридическим лицам в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на расчетный счет или перечисления денежных средств с корреспондентского счета.

Физическим лицам путем выдачи наличных денежных средств и зачисление денежных средств на текущий счет.

Способы предоставления денежных средств:

Бухгалтерский учет операций по предоставлению кредитов заемщику путем разового зачисления денежных средств на его счет

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета предоставления кредита негосударственной коммерческой организации.

1. Предоставление кредита заемщику:

Дебет 45203-09 «Кредиты, предоставленные негосударственным коммерческим организациям».

Кредит 40702 «Счета негосударственных коммерческих организаций» или 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России».

2. Внебалансовый учет обеспечения (на основании обеспечительных обязательств):

С 1 января 2008 г. обеспечение по предоставленным кредитам учитывается на следующих пассивных балансовых счетах, открываемых к счету 913 «Обеспечение, полученное по размещенным средствам, и условные обязательства кредитного характера»:

91311 «Ценные бумаги, принятые в обеспечение по размещенным средствам».

91312 «Имущество, принятое в обеспечение по размещенным средствам».

91313 «Драгоценные металлы, принятые в обеспечение по размещенным средствам».

При постановке на внебалансовый учет делается бухгалтерская проводка:

Дебет 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи».

Кредит 913(11,12,13) «Обеспечение, полученное по размещенным средствам».

3. Учет сформированного резерва на возможные потери:

Дебет 70606 «Расходы».

Кредит 45215 «Резервы на возможные потери».

4. Погашение заемщиком кредита в установленный срок:

Дебет 40702 «Счета негосударственных коммерческих организаций».

Кредит 45203-09 «Кредиты, предоставленные негосударственным коммерческим организациям».

Дебет 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России».

Кредит 45203-09 «Кредиты, предоставленные негосударственным коммерческим организациям».

Списание с внебалансового учета ранее принятого обеспечения по кредиту:

Дебет 913(11,12,13) «Обеспечение, полученное по размещенным средствам».

Кредит 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи».

5. Восстановление ранее созданного резерва на доходы банка:

Дебет 45215 «Резервы на возможные потери».

Кредит 70601 «Доходы».

Бухгалтерский учет операций по предоставлению кредитов путем открытия клиенту-заемщику кредитной линии и в форме «овердрафта»

Бухгалтерские проводки по балансовым счетам осуществляются в разрезе каждого кредитного договора. В случае открытия клиенту-заемщику кредитной линии аналитический учет предоставленных средств ведется на лицевых счетах, открываемых в разрезе каждой части выданного кредита (каждого транша) на балансовых счетах, соответствующих фактическому сроку предоставления (размещения) денежных средств, определенному договором на предоставление (размещение) денежных средств. В случае если фактический срок предоставления (размещения) отдельных частей (траншей) выданного кредита приходится на один и тот же временной интервал при отражении ссудной задолженности по балансовым счетам второго порядка, то указанные отдельные части (транши) могут учитываться банком-кредитором на одном лицевом счете соответствующего балансового счета второго по­рядка.

Операции по предоставлению кредитов по договорам об открытии кредитной линии, предусматривающим установление клиенту-заемщику «лимита выдачи»

В день, определенный договором об открытии кредитной линии, сумма установленного клиенту-заемщику «лимита выдачи» отражается на пассивном внебалансовом счете 91316 «Неиспользованные кредитные линии по предоставлению кредитов» следующей бухгалтерской проводкой:

Дебет 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи».

Кредит 91316 «Неиспользованные кредитные линии по предоставлению кредитов».

При предоставлении клиенту-заемщику части кредита (транша) в рамках открытой кредитной линии на указанную сумму осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

Дебет 91316 «Неиспользованные кредитные линии по предоставлению кредитов».

Кредит 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи».

При предоставлении клиенту-заемщику последней части кредита (последнего транша) в рамках открытой кредитной линии осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

Дебет 91316 «Неиспользованные кредитные линии по предоставлению кредитов».

Кредит 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи».

При этом внебалансовый счет 91316 закрывается.

Операции по предоставлению кредитов по договорам об открытии кредитной линии, предусматривающим установление клиенту – заемщику «лимита задолженности»

В день, определенный договором об открытии кредитной линии, сумма установленного клиенту-заемщику «лимита задолженности» отражается на внебалансовом счете 91317 «Неиспользованные лимиты по предоставлению средств в виде „овердрафт” и под „лимит задолженности” следующей бухгалтерской проводкой»:

Дебет 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи».

Кредит 91317 «Неиспользованные лимиты по предоставлению средств в виде „овердрафт” и под „лимит задолженности”».

При предоставлении клиенту-заемщику части кредита (транша) в рамках открытой кредитной линии осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

Дебет 91317 «Неиспользованные лимиты по предоставлению средств в виде „овердрафт” и под „лимит задолженности”».

Кредит 99998. «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи».

Операции по предоставлению кредитов в форме «овердрафта»

В день, определенный договором банковского счета, клиенту-заемщику открывается лицевой счет на балансовых счетах второго порядка «Кредит, предоставленный при недостатке средств на корреспондентском, расчетном, текущем счете («овердрафт»)» на весь срок действия соответствующего договора банковского счета, либо дополнительного соглашения к нему.

Одновременно сумма установленного клиенту-заемщику лимита по предоставлению кредитов в форме «овердрафта» отражается на пассивном внебалансовом счете 91317 «Неиспользованные лимиты по предоставлению средств в виде „овердрафт” и под „лимит задолженности” следующей бухгалтерской проводкой»:

Дебет 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи».

Кредит 91317 «Неиспользованные лимиты по предоставлению средств в виде „овердрафт” и под „лимит задолженности”».

При списании денежных средств с банковского счета клиента-заем­щика сверх имеющегося на нем остатка образовавшееся на конец операционного дня дебетовое сальдо по банковскому счету клиента-заемщика перечисляется следующей бухгалтерской проводкой:

Дебет лицевого счета на балансовых счетах второго порядка «Кредит, предоставленный при недостатке средств на корреспондентском, расчетном, текущем счете («овердрафт»)».

Кредит банковского счета клиента-заемщика.

Одновременно производится уменьшение суммы неиспользованного клиентом-заемщиком лимита по предоставлению кредитов в форме «Овер­драфта»:

Дебет 91317 «Неиспользованные лимиты по предоставлению средств в виде „овердрафт” и под „лимит задолженности”».

Кредит 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи».

Погашение (возврат) кредитов, предоставленных в рамках открытой клиенту-заемщику кредитной линии и в форме «овердрафта»

Операции по погашению кредитов по договорам об открытии кредитной линии, предусматривающим установление клиенту-заемщику «лимита выдачи»:

При погашении (полном или частичном) клиентом-заемщиком задолженности по возврату суммы основного долга по кредиту, предоставленному в рамках открытой кредитной линии, не использованный клиентом-заемщи­ком «лимит выдачи» на внебалансовом счете 91316 не восстанавливается.

При прекращении действия договора об открытии кредитной линии (в случае если клиент-заемщик не в полной сумме использовал определенный соответствующим договором «лимит выдачи») осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

Дебет 91316 «Неиспользованные кредитные линии по предоставлению кредитов».

Кредит 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи».

При этом внебалансовый счет 91316 закрывается.

Внебалансовый счет 91316 может закрываться по окончании срока, в течение которого клиент-заемщик может воспользоваться правом на получение денежных средств (кредита).

Операции по погашению кредитов по договорам об открытии кредитной линии, предусматривающим установление клиенту-заемщику «лимита задолженности»:

При погашении (полном или частичном) клиентом-заемщиком задолженности по возврату суммы основного долга по кредиту, предоставленному в рамках открытой кредитной линии, на сумму возвращенных банку-кредитору денежных средств осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

Дебет 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи».

Кредит 91317 «Неиспользованные лимиты по предоставлению средств в виде „овердрафт” и под „лимит задолженности”».

При прекращении действия договора об открытии кредитной линии осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

Дебет 91317 «Неиспользованные лимиты по предоставлению средств в виде „овердрафт” и под „лимит задолженности”».

Кредит 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи».

При этом внебалансовый счет 91317 закрывается.

Операции по погашению кредитов в форме «овердрафта»:

Лицевой счет на балансовых счетах второго порядка «Кредит, предоставленный при недостатке средств на корреспондентском, расчетном, текущем счете («овердрафт»)» обнуляется при полном погашении клиентом-заемщиком кредита, предоставленного в форме «овердрафта», и закрывается по истечении срока действия соответствующего договора.

При погашении (полном или частичном) клиентом-заемщиком задолженности по возврату суммы основного долга по кредиту на сумму возвращенных банку-кредитору денежных средств осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

Дебет 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи».

Кредит 91317 «Неиспользованные лимиты по предоставлению средств в виде „овердрафт” и под „лимит задолженности”».

При прекращении действия договора банковского счета либо дополнительного соглашения к нему, допускающего проведение операций, осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

Дебет 91317 «Неиспользованные лимиты по предоставлению средств в виде „овердрафт” и под „лимит задолженности”».

Кредит 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи».

При этом внебалансовый счет 91317 закрывается.

7.2. Учет и оформление просроченной и пролонгированной задолженности по предоставленным кредитам

Пролонгация кредитного договора оформляется дополнительными соглашениями. В случае изменения срока кредитного договора новый срок исчисляется от первоначальной даты. При пролонгации новый срок определяется как первоначальная длительность договора в днях плюс количество дней пролонгации. При этом остаток задолженности по кредиту может переноситься с одного лицевого счета на другой счет с новым сроком.

При непогашении задолженности по основному долгу по предоставленным денежным средствам в установленный договором срок банки обязаны в конце операционного дня переносить остатки задолженности по предоставленным средствам на счет просроченной задолженности.

Учет просроченной задолженности по предоставленным кредитам ведется на активном балансовом счете 458 «Просроченная задолженность по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам». По счетам второго порядка просроченная задолженность учитывается по группам заемщиков.

Учет резервов на возможные потери по просроченным кредитам осуществляется на активном балансовом счете 45818.

Аналитический учет по данным счетам осуществляется в разрезе заемщиков по каждому заключенному договору.

7.3.Учет операций по формированию и использованию резерва на возможные потери по ссудам

Операции по формированию и использованию резервов на возможные потери регулируются Положением ЦБ РФ № 254-П от 26 марта 2004 г. «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд.

В целях определения размера резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения (за исключением ссуд, сгруппированных в портфель однородных ссуд) в одну из пяти категорий качества (от 0 до 100 процентов).

Ссуды, отнесенные ко II–V категориям качества, являются обесцененными.

Источником образования резервов на возможные потери (РВПС) являются отчисления, относимые на расходы банка. Если задолженность по кредиту полностью погашена заемщиком, то сумма ранее созданного резерва восстанавливается на доходы банка.

Назначение резерва – покрытие задолженности по кредитам, которые признаются нереальными для взыскания (задолженность, по которой предпринятые меры по взысканию носят полный характер и свидетельствуют о невозможности проведения дальнейших действий по возврату кредита).

Резервы на возможные потери учитываются на пассивных балансовых счетах. По кредиту счетов отражаются суммы созданного резерва в корреспонденции со счетами расходов, а также суммы доначисления резерва до расчетной величины в корреспонденции со счетами расходов.

По дебету счетов отражаются суммы по расходованию резерва в корреспонденции со счетами по учету просроченной задолженности клиентов по основному долгу в случаях признания задолженности по кредитам нереальной для взыскания и подлежащей списанию с баланса на основании решения судебных органов. Также по дебету указанных счетов отражается уменьшение резерва (с целью доведения суммы резерва до расчетной величины) в корреспонденции со счетом доходов, при поступлении средств от должника в покрытие задолженности по кредитам, по которой был создан резерв на возможные потери, в корреспонденции со счетом доходов.

Аналитический учет осуществляется в разрезе заемщиков по каждому заключенному договору.

Списание кредитной организацией нереальных для взыскания ссуд, в том числе объединенных в портфель однородных ссуд, осуществляется за счет сформированного резерва по соответствующей ссуде (портфелю однородных ссуд).

Одновременно кредитной организацией списываются относящиеся к нереальным для взыскания ссудам начисленные проценты.

В бухгалтерском учете банка осуществляются следующие бухгалтерские проводки:

Дебет 45818 «Резервы на возможные потери».

Кредит 458(01-18) «Просроченная задолженность по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам».

Списание задолженности по кредиту с баланса по причине признания ее нереальной для взыскания не является аннулированием ссудной задолженности. Списание с баланса задолженности по кредиту отражается во внебалансовом учете банка для наблюдения за возможностью ее взыскания в течение пяти лет.

Дебет 918 «Задолженность по сумме основного долга, списанная из-за невозможности взыскания».

Кредит 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи»

Дебет 917 «Задолженность по процентным платежам по основному долгу, списанному из-за невозможности взыскания» – на сумму неполученных процентов.

Кредит 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи».

Если в течение пяти лет должник или его правоприемник погасят ранее списанную с баланса задолженность по кредиту, то сумма основного долга восстанавливается на доходы банка:

Дебет счета по учету денежных средств.

Кредит 70601 «Доходы».

Дебет 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи».

Кредит 918 «Задолженность по сумме основного долга, списанная из-за невозможности взыскания».

На сумму поступивших процентов:

Дебет 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи».

Кредит 917 «Задолженность по процентным платежам по основному долгу, списанному из-за невозможности взыскания».

Дебет счета по учету денежных средств.

Кредит 70601 «Доходы».

Если денежные средства в погашение задолженности по кредиту и уплате процентов не поступили в течение пяти лет, то задолженность по кредиту списывается с внебалансового счета 918, а по процентам с внебалансового счета 917.

7.4. Учет и оформление банковской гарантии

В силу банковской гарантии кредитная организация (гарант) дает по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об ее уплате.

Банковская гарантия не может быть отозвана гарантом, если в ней не предусмотрено иное. Принадлежащее бенефициару по банковской гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное. Банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в гарантии не предусмотрено иное (статья 368 ГК РФ « Банковская гарантия»).

В бухгалтерском учете банка осуществляются следующие бухгалтерские проводки:

1. Внебалансовый учет предоставленной гарантии:

Дебет 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи».

Кредит 91315 «Выданные гарантии и поручительства».

На данном счете учитываются обязательства банка по выданным гарантиям, предусматривающим исполнение обязательств в денежной форме.

Открываются отдельные лицевые счета по каждой предоставленной гарантии. Основанием для проведения бухгалтерской проводки является договор о банковской гарантии, в котором должно быть указано, с какого момента гарантия вступает в силу. Предоставление гарантии регистрируется в специальной книге с отметкой об исполнении.

2. Также ведется внебалансовый учет договора банковской гарантии:

Дебет 91202 « Разные ценности и документы».

Кредит 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи».

3. Формирование резерва по условным обязательствам кредитного характера, отраженным на внебалансовых счетах. При формировании резерва на возможные потери необходимо исходить из принципа приоритета экономического содержания над юридической формой:

Дебет 70606 «Расходы».

Кредит 47425 «Резервы на возможные потери».

4. Получение вознаграждения за выданную гарантию:

Дебет счета по учету денежных средств (30102, 405-408).

Кредит 70601 «Доходы».

5. По гарантии, выданной банком в качестве обеспечения условного обязательства кредитного характера, может быть принят гарантийный депозит:

Дебет счета по учету денежных средств (30102, 405-408).

Кредит 421 (01-07) «Депозиты негосударственных коммерческих организаций» (в случае, если депозитный договор оформлен с условиями, на основании которых депозит является обеспечением по кредитным требованиям к заемщику).

Кредит 438 (01-07) «Привлеченные средства негосударственных коммерческих организаций» (во всех остальных случаях).

6. Прекращение обязательств по гарантии:

Дебет 91315 «Выданные гарантии и поручительства».

Кредит 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи».

Обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается:

Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен без промедления уведомить об этом принципала.

7. Восстановление резерва на возможные потери:

Дебет 47425 «Резервы на возможные потери».

Кредит 70601 «Доходы».

Дебет 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи».

Кредит 91202 «Разные ценности и документы».

8. Уплата денежных сумм по гарантии:

Дебет 60315 «Суммы, выплаченные по предоставленным гарантиям и поручительствам».

Кредит счета по учету денежных средств.

На активном балансовом счете 60315 «Суммы, выплаченные по предоставленным гарантиям и поручительствам» ведется учет сумм, выплаченных по предоставленным гарантиям и поручительствам за третьих лиц, предусматривающим исполнение обязательств в денежной форме. Аналитический учет ведется в разрезе отдельных гарантий и поручительств.

По получении требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами. Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и установить, соответствует ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии.

9. Формирование резерва на возможные потери:

Дебет 70606 «Расходы».

Кредит 60324 «Резервы на возможные потери».

10. Взыскание суммы возмещения по гарантии с принципала:

Дебет счета по учету денежных средств.

Кредит 60315 «Суммы, выплаченные по предоставленным гарантиям и поручительствам».

Право гаранта потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, определяется соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия.

Гарант не вправе требовать от принципала возмещения сумм, уплаченных бенефициару не в соответствии с условиями гарантии или за нарушение обязательства гаранта перед бенефициаром, если соглашением гаранта с принципалом не предусмотрено иное.

11. Восстановление резерва на возможные потери:

Дебет 60324 «Резервы на возможные потери».

Кредит 70601 «Доходы».

В случае получения банковской гарантии, обеспечивающей исполнение банком гарантом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства):

Дебет 91414 «Полученные гарантии и поручительства».

Кредит 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи».

7.5. Учет операций по начислению и взиманию процентов по предоставленным кредитам

С 1 января 2008 г. доходы по кредитным операциям формируются следующим образом.

Доход признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

При этом отсутствие или наличие неопределенности в получении доходов признается на основании оценки качества ссудной и приравненной к ней задолженности или уровня риска возможных потерь по соответствующему активу.

По ссудам, отнесенным к 1 и 2 категориям качества, получение доходов признается определенным (вероятность получения доходов является безусловной или высокой).

В отношении ссуд 3 категории качества банк вправе определить наличие или отсутствие неопределенности получения доходов самостоятельно, утвердив в учетной политике. При этом утвержденный принцип применяется ко всем ссудам 3 категории качества без исключения.

По ссудам, отнесенным к 4 и 5 категориям качества, получение доходов признается неопределенным (получение доходов является проблемным или безнадежным).

В случае понижения качества ссуды, их переклассификации в категорию качества, доходы по которой определяются как проблемные или безнадежные, суммы, фактически не полученные на дату переклассификации, списанию со счетов доходов не подлежат.

Требования на получение указанных доходов (срочные или просроченные) продолжают учитываться на соответствующих балансовых счетах.

В случае повышения качества ссуды, их переклассификации в категорию качества, по которой неопределенность в получении доходов отсутствует, банк обязан начислить и отнести на доходы все суммы, причитающиеся к получению на дату переклассификации (включительно).

В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

1. По кредитам 1, 2 категории качества (в отдельных случаях 3 категории) не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца:

Дебет 47427 «Требования по получению процентов» (в анали­тическом учете ведутся лицевые счета по каждому кредитному договору).

Кредит 70601 «Доходы».

2. При фактическом получении процентов:

Дебет счета по учету денежных средств.

Кредит 47427 «Требования по получению процентов».

3 . По кредитам 4 и 5 категории качества:

Дебет 91604 «Неполученные проценты по кредитам» (аналитический учет ведется в разрезе каждого договора с указанием номера лицевого счета по основному долгу, на который начисляются проценты).

Кредит 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи».

4. При фактическом получении процентов:

Дебет 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи».

Кредит 91604 «Неполученные проценты по кредитам».

Дебет счета по учету денежных средств.

Кредит 70601 «Доходы».

С момента образования просроченной задолженности по предоставленным кредитам делаются проводки

1. Образование просроченной задолженности по процентным платежам:

Дебет 459 «Просроченные проценты по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам».

Кредит 47427 «Требования по получению процентов».

2. Начисление просроченных процентов по кредитам 1, 2 категории качества в конце месяца:

Дебет 459 «Просроченные проценты по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам».

Кредит 70601 «Доходы».

3 . Формирование резервов на возможные потери (реализация принципа осторожности):

Дебет 70606 «Расходы».

Кредит 45918 «Резервы на возможные потери».

Резервы на возможные потери создаются под проценты, которые были начислены и признаны как доходы, но фактически не получены в установленный срок.

При изменении категории качества кредита в более низкую категорию неполученные проценты со счетов доходов не списываются.

4. При переклассификации ссуды из 3–5 категории качества в 1–2 категорию качества:

Дебет 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи».

Кредит 91604 «Неполученные проценты по кредитам и прочим размещенным средствам (кроме межбанковских), предоставленным клиентам».

Дебет 47427 «Требования по получению процентов».

Кредит 70601 «Доходы».

7.6. Учет кредитов, предоставляемых физическим лицам

Бухгалтерский учет предоставляемых кредитов физическим лицам ведется на активном балансовом счете 455 (02 – 09, 15) «Кредиты, предоставленные физическим лицам», в том числе:

02 – на срок до 30 дней;

03 – на срок от 31 до 90 дней;

04 – от 91 до 180 дней;

05 – от 181 дня до одного года;

06 – от одного года до трех лет;

07 – на срок свыше трех лет;

08 – до востребования;

15 – резервы на возможные потери.

Аналитический учет осуществляется в разрезе заемщиков по каждому кредитному договору.

Бухгалтерский учет кредитных операций с физическими лицами состоит в следующем:

1. Предоставление кредита физическому лицу:

Дебет 455 (02-08) «Кредиты, предоставленные физическим лицам».

Кредит 20202 «Касса кредитных организаций».

2. Одновременно осуществляется внебалансовый учет обеспечения по предоставленному кредиту физическому лицу (используются внебалансовые счета 913 «Обеспечение, полученное по размещенным средствам, и условные обязательства кредитного характера»).

3. В конце месяца формируется резерв на возможные потери:

Дебет 70606 «Расходы».

Кредит 45515 «Резервы на возможные потери».

Резервы на возможные потери создаются в разрезе каждого предо­ставленного кредита или портфелей однородных ссуд (Указание ЦБ РФ № 1759-У от 12.12.2006 г.).

4. Погашение кредита и начисление процентов.

Существуют различные возможные схемы погашения физическими лицами кредита и уплаты процентов:

В бухгалтерском учете делаются проводки по погашению кредита и уплате процентов по нему, списанию с внебалансового учета обеспечения по кредиту, восстановлению резерва на возможные потери.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *