Что обозначают термины кадр и план

Кадр, план, ракурс

Кадром обозначаются пространственные границы фото-, теле- или киноизображения. Иными словами, кадр — это те явления жизни, которые входят в поле зрения объектива и фиксируются на пленке или видеоленте. Выбор рамки кадра — важнейший прием творческого отображения автором жизненного материала.

В кинематографе (в отличие от фотографии) слово «кадр» имеет два взаимосвязанных, но все-таки различных значения. Отдельный кадр на кинопленке кинематографисты называют кадриком. Кинокадр (или монтажный кадр) включает множество кадриков и представляет собой участок пленки, содержащий момент действия, снятый непрерывно работающей кинокамерой. Она может стоять на месте, перемещаться в различных направлениях, двигаться вокруг собственной оси (панорама), меняя планы изображения. Фильм может быть снят длинными и короткими кадрами, которые в монтажном сопоставлении (см. Монтаж в кино и телевидении) образуют определенный монтажный ритм. Поэтому длина каждого кадра имеет большое значение для художественной ткани фильма и зависит как от характера изображаемых явлений, так и от творческого замысла режиссера.

С кадром тесно связано понятие плана в кинематографе. План — это масштаб изображения в кадре. Различают 6 планов (применительно к показу человека на экране):

1. Дальний — человек во весь рост и окружающая его среда (она является главным содержанием кадра).

2. Общий — человек изображен во весь рост.

3. Средний план — человек выше колен.

4. Первый план — человек выше пояса.

5. Крупный план — голова человека.

Кинематографический кадр может включать в себя всего один план, например общий. При движении камеры планы могут меняться от дальнего до крупного (наезд камеры) и наоборот (отъезд камеры).

В профессиональном кино существуют специальные технические приспособления для изменения крупности плана внутри одного кадра. Выбор плана и его перемена относятся к числу основных творческих приемов в киносъемке.

Съемка кинематографического кадра производится в ракурсе, т. е. снизу, сверху или под углом, таким образом, что изображение на пленке и соответственно на экране претерпевает перспективное искажение по вертикали. По существу, слово «ракурс» обозначает угол наклона оптической оси по вертикали. Ракурсная съемка очень эффектна, она позволяет как бы совмещать точку зрения камеры с точкой зрения персонажа, который может наблюдать явление сверху или снизу. Ракурс на крупном плане дает возможность подчеркнуть мимику лица; на общем — показать движение больших людских масс. Но перспективные искажения, получаемые при ракурсе, приводят к деформации предметов и явлений. Поэтому в современном кинематографе ракурс используется лишь в тех случаях, когда помогает раскрыть идею драматургии.

Итак, кадр, план и ракурс — важнейшие элементы экранных искусств, при помощи которых авторы фильма выражают свое отношение к снимаемому материалу, выделяют главное, вскрывают связи главного со второстепенным.

Источник

Кадр, план, ракурс как лексика языка экрана

Что обозначают термины кадр и план Что обозначают термины кадр и план Что обозначают термины кадр и план Что обозначают термины кадр и план

Что обозначают термины кадр и план

Что обозначают термины кадр и план

I. Язык экрана

Рекреативная функция

Образовательная функция

Организаторская функция

ТВ иногда само становится инициатором той или иной общественной акции, организуя какие-либо совместные действия масс людей.

Нередко телевидение выполняет функцию организатора, ставя какие-либо вопросы перед властями, побуждая их к действию. На уровне города, региона такая организаторская работа журналистов особенно заметна (по инициативе телевидения, к примеру, вводятся новые маршруты транспорта и т. п.).

Непосредственно не относится к сфере журналистики, предполагая регулярные циклы дидактического материала в помощь лицам, получающим образование.

Рекреация (от лат. recreatio – восстановление) – отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Большинство рекреативных телепрограмм, в сущности, лежат за пределами журналистики. Но все же отметим граничащие с документалистикой игровые телесериалы, позволяющие аудитории узнать о жизни различных слоев общества, о повседневных заботах обычных людей (британские «Коронейшн стрит», «Ист-эндцы», австралийский телесериал «Соседи» и др.).

Чисто развлекательная продукция (видеоклипы, комедийные фильмы, конкурсы типа «Любовь с первого взгляда» и пр.) создается, как правило, специализированными телекомпаниями. Журналисты иногда принимают участие в таких программах в роли ведущих, а также редакторов. Даже адаптация к показу на телеэкране обычного концерта считается редакторской работой. Если же концерт сопровождается разговором ведущего с его участниками, показом репортажей из жизни «звезд» – журналист становится полноправным участником создания развлекательной программы.

Лекция 3. Изобразительные средства телевидения. Оператор: между техникой и искусством

Каждый вид творчества имеет свой специфический художественный язык – совокупность технических приемов и изобразительно-выразительных средств, с помощью которых творец воплощает свой замысел. Язык экрана создан кинематографом: телевидение возникло, когда язык этот был уже развит мастерами кино и освоен зрителями, научившимися его понимать.

Известно, что на экране можно видеть часть пространства, как бы вырезанную рамой экрана. Изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимое в каждый данный момент, называют кадром.

Экранные средства выражения – кино и телевидение – обладают не только пространственными, но и временными качествами. Поэтому понятие «кадр» охватывает и еще один признак – протяженность во времени, т. е. длительность пребывания изображения на экране. Кадром называют также часть фильма (или телепередачи), снятую «одним взглядом» камеры, т. е. во время непрерывной работы камеры.

Планом называют масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива.

Наиболее употребительное деление планов – на три вида: общий, средний и крупный. Наиболее точное – на шесть видов:

1) дальний план (человек и окружающая его обстановка),

2) общий план (человек во весь рост),

3) средний план (человек до колен),

4) поясной план (человек до пояса),

5) крупный план (голова человека),

6) макроплан (деталь, например глаз).

Еще один важный элемент языка экрана ракурс. Сегодня термин «ракурс» обозначает любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в том числе и прямой. Теперь говорят уже об обычном и необычном ракурсе.

Из всего сказанного нетрудно сделать вывод: вне этих понятий – кадр, план и ракурс – экранное изображение не существует. Действительно, всякое изображение на экране может занимать только площадь экрана, т. е. оно ограничено рамой экрана или, как говорят, кадрировано; оно обладает той или иной крупностью, и, наконец, его можно видеть в том или ином ракурсе.

Источник

Кадр, план, ракурс

Кадром обозначаются пространственные границы фото-, теле- или киноизображения. Иными словами, кадр — это те явления жизни, которые входят в поле зрения объектива и фиксируются на пленке или видеоленте. Выбор рамки кадра — важнейший прием творческого отображения автором жизненного материала.

В кинематографе (в отличие от фотографии) слово «кадр» имеет два взаимосвязанных, но все-таки различных значения. Отдельный кадр на кинопленке кинематографисты называют кадриком. Кинокадр (или монтажный кадр) включает множество кадри-ков и представляет собой участок пленки, содержащий момент действия, снятый непрерывно работающей кинокамерой. Она может стоять на месте, перемещаться в различных направлениях, двигаться вокруг собственной оси (панорама), меняя планы изображения. Фильм может быть снят длинными и короткими кадрами, которые в монтажном сопоставлении (см. Монтаж в кино и телевидении) образуют определенный монтажный ритм. Поэтому длина каждого кадра имеет большое значение для художественной ткани фильма и зависит как от характера изображаемых явлений, так и от творческого замысла режиссера.

С кадром тесно связано понятие плана в кинематографе. План — это масштаб изображения в кадре. Различают 6 планов (применительно к показу человека на экране):

Кинематографический кадр может включать в себя всего один план, например общий. При движении камеры планы могут меняться от дальнего до крупного (наезд камеры) и наоборот (отъезд камеры).

В профессиональном кино существуют специальные технические приспособления для изменения крупности плана внутри одного кадра. Выбор плана и его перемена относятся к числу основных творческих приемов в киносъемке.

Съемка кинематографического кадра производится в ракурсе, т. е. снизу, сверху или под углом, таким образом, что изображение на пленке и соответственно на экране претерпевает перспективное искажение по вертикали. По существу, слово «ракурс» обозначает угол наклона оптической оси по вертикали. Ракурсная съемка очень эффектна, она позволяет как бы совмещать точку зрения камеры с точкой зрения персонажа, который может наблюдать явление сверху или снизу. Ракурс на крупном плане дает возможность подчеркнуть мимику лица; на общем — показать движение больших людских масс. Но перспективные искажения, получаемые при ракурсе, приводят к деформации предметов и явлений. Поэтому в современном кинематографе ракурс используется лишь в тех случаях, когда помогает раскрыть идею драматургии.

Итак, кадр, план и ракурс — важнейшие элементы экранных искусств, при помощи которых авторы фильма выражают свое отношение к снимаемому материалу, выделяют главное, вскрывают связи главного со второстепенным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Кадр, план и эпизод: из чего состоит фильм?

Разбираемся, что такое кадр, план и эпизод, а также почему они важны в структуре фильма.

Что обозначают термины кадр и план

Мы привыкли смотреть фильмы и воспринимать их как само собой разумеющееся, не задумываясь о том, как они сделаны. В этом материале попробуем разобраться, что такое кадр, план и эпизод, а также почему они важны в структуре фильма.

Это минимальная единица фильма, но в то же время киноведы настаивают на бережном с ним обращении в силу его «неясности и размытости границ». Кроме того, слово «кадр» пришло не из кино, а из фотографии и означает «фотографический снимок, моментальный или сделанный с длительной выдержкой, но тем не менее имеющий свою эстетику».

Николай Изволов в статье для «Искусство кино» приводит несколько определений и характеристик кадра:

«Площадь кадра — «поле зрения» механического субъекта-пленки, определяемое фокусным расстоянием объектива, служащего, в свою очередь, посредником между реальным миром и камерой, трансформатором оптической среды», — объяснял Николай Изволов.

Профессор Виталий Куренной говорил на лекциях в НИУ ВШЭ, что кадр — это и есть отдельная фотография, которая, объединяясь с себе подобными, создает в определенной последовательности движущееся изображение. По словам эксперта, кадр крайне редко используется для анализа в кино, и чаще предпочтение отдается второй единице — плану.

Это, если говорить кратко, «система условного деления кинематографического пространства — то есть пространства, представленного на экране. Планы могут различаться по крупности, расположению, смыслу. На деле их гораздо больше. Ресурс Cinema DSLR предлагает следующие виды планов:

Что обозначают термины кадр и план

Что обозначают термины кадр и план

Что обозначают термины кадр и план

Сцена и эпизод

«Старые русские, советские режиссеры широко использовали понятие «кусок» для того, чтобы обозначить план. Наконец, планы монтируются в определенного рода сцены. Это уже склейка планов, склейка кадров, которые дают нам некоторое более пространное высказывание. Как правило, сцена локализована в определенном месте и времени. Наконец, сцены складываются в фильме в эпизоды. Эпизод — это сюжетно или фабульно связанные сцены», — говорил Василий Куренной.

В статье «Эпизод как элемент структурной композиции фильма» можно найти такой интересный алгоритм:

«Деление сценария и фильма на эпизоды порой не столь явственно и, к сожалению, не столь общепризнанно, как деление их на сцены. Хотя на практике все фильмы, в достаточной степени правильно выстроенные по конструкции, с большей или меньшей отчетливостью внутренне делятся на эпизоды», — говорится в статье.

Автор настаивает на том, что режиссеры сами заявляют о поэпизодной композиции своих фильмов, как это было с «Андреем Рублевым» Андрея Тарковского, «Догвиллем» Ларса фон Триера, «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино.

Что обозначают термины кадр и план

По мнению Василия Куренного, деление фильма на части имеет под собой не только формальную, но и историческую подоплеку — фильмы в кинотеатрах, вернее бобина с фильмом, не длились дольше 20 минут. Естественно, бобины нужно было быстро менять, чтобы фильм шел без паузы, и грамотное деление картины было очень важным. И хотя в XXI веке кино по большей части стало цифровым продуктом, его деление на составные части не потеряло смысла, так как именно из них фильм складывается в целое, а не расплывается бессюжетным рассуждением на абстрактную тему.

Источник

cinematographua

Записки продюсера

Анаморфирование

[Anamorphinae]
— изменение пропорций изображения с помощью специального объектива или анаморфотной насадки; позволяет во время съемки сжимать изображение по ширине при сохранении параметров по высоте, а во время проекции – вытягивать изображение при восстановлении естественных параметров

Широкое применение анаморфотная оптика получила в 50-х годах с ростом популярности широкоэкранного кино.

Бленда

Видоискатель/Визир

Внутрикадровый монтаж

— различные приемы, которыми пользуется во время съемки оператор, в т.ч. переход фокуса, поворот камеры, наклон камеры, наезд, отъезд и другие типы движения камеры

Голландский угол/Немецкий угол

[Dutch angle/German angle/Canted angle/Oblique angle/Dutch tilt]
— прием, при котором объектив камеры расположен в стороне от объекта, а линия горизонта «завалена» набок

Глубина кадра

Глубина резкости/Глубина резко изображенного пространства

Глубинная мизансцена/«Глубинка»

[Deep focus shot]
— сложное построение кадра, при котором одинаково важны передний план и задний; служит для усиления динамики пространства и повествовательной выразительности

— Какие примеры использования «глубинки» можно назвать хрестоматийными?

Дальний план

Двойная экспозиция (Многократная экспозиция)

[Double exposure (multiple exposure)]
— два изображения (или больше), наложенные одно на другое

Движение камеры

Деталь

Длинный кадр

[Long take/Extended take]
— кадр, не прерываемый монтажными переходами дольше обычного

Самый длинный кадр в художественном кино – «Русский ковчег» Александра Сокурова, 1,5-часовой фильм, целиком снятый без остановки камеры и без монтажных склеек (оператор – Тильман Бюттнер)

Задний план

Зональные линзы

[Split-focus diopter lens]
— оптическая насадка, позволяющая создавать в одном кадре две точки фокуса – на переднем плане и заднем; используется для акцентирования внимания зрителя на расположенных на разных планах объектах различной крупности

Кадрик

[Frame]
— единичный фотоснимок на кинопленке, наименьшая статическая единица фильма

Смена 24 кадриков в секунду – нормальная частота киносъемки и проекции, вызывающая иллюзию непрерывности движения на экране.

Кадровая частота/Частота кадросмен

[Frame rate/Frame frequency/Frames per second/FPS]
— частота смены кадриков при съемке или проекции

Минимальная кадровая частота, необходимая для возникновения ощущения плавности движения – 12 кадров в секунду. Кадровая частота в немом кинематографе – 16 кадров в секунду. С приходом звука утвердился стандарт 24 кадра в секунду. При производстве телефильмов часто применяется кадровая частота 25 кадров в секунду.

[Сache/Mask/Iris]
— заслонка в виде какой-либо геометрической фигуры (часто круга), устанавливаемая перед объективом и закрывающая часть снимаемого пространства; используется для создания различных эффектов, к примеру, усиления драматического напряжения, для затемнения и т.д.

Композиция кадра

Крупный план/Американский план

[Close-up shot]
— кинематографический план, при котором кадр заполняет лицо актера; также выделяют сверхкрупный план (extreme close-up) – часть лица

Фильм «Иди и смотри» режиссер Элем Климов рассматривал как «сквозной крупный план», поскольку каждый второй эпизод сопровождался крупным планом главного героя, фиксировавшим происходящие внутри него изменения под воздействием реалий войны.

Линейная перспектива

Лягушачья перспектива/Съемка с низкой точки

Мизансцена

[Mise en scène/Placing on stage]
— положение и движение фигур и предметов по отношению к плоскости экрана с учетом особенностей пространства и времени, содержания кадра и его соотношения с другими кадрами; в кино составной частью мизансцены является мизанкадр

Мизанкадр

— положение предметов и фигур в кадре с учетом особенностей их движений и движений камеры, декораций, реквизита, освещения, глубины кадра и «взаимного соразмещения кадров между собой»

Термин введен Сергеем Эйзенштейном

Наезд камеры

Нормальный объектив

Обратная перспектива

Обратная съемка

[Reverse action]
— съемка при обратном ходе пленки, что при проекции дает эффект обратного движения

Знаменитый кадр из «Криминального чтива», когда герой Джона Траволты делает Уме Турман инъекцию адреналина в сердце снят в обратной съемке

Обтюратор

Общий план

Объектив

[Camera lens/Photographic lens/Photographic objective]
— оптическое устройство, проецирующее снимаемое изображение на пленку или матрицу

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *