Сострадание что это значит
Что такое сострадание: значение слова и удивительные примеры, это хорошее или плохое качество
Сострадание – это качество важное. С многими жизненными проблемами можно справиться самостоятельно, но людей часто не оставляет потребность разделить свои эмоции с кем-то еще. А вы знали, что многие, якобы сострадающие, люди таковыми не являются? Ведь сложно всегда быть искренними и на 100% контролировать свои эмоции.
Что такое сострадание — значение слова тезисно
Сострадание – это качество личности, умение поставить себя на место другого человека и помочь ему, в какой бы непростой ситуации он не находился. Считается, что сострадание есть высшее проявление любви, заботы, поддержки.
Это способность чувствовать боль и страдания другого человека. Когда хочется сделать все возможное, чтоб освободить его от этого ощущения боли и страдания. Это может быть даже крошечный жест или небольшой поступок.
В жизни случаются разные ситуации. Порой человеку бывает непросто с ними справиться в одиночку. Тогда возникает потребность поделиться своим состоянием с кем-то еще, получить сочувствие.
Существуют слова и термины, близкие по значению к состраданию. Это сочувствие, сопереживание, милосердие, эмпатия, жалость. Однако, между ними все же есть небольшая разница.
Чем отличается от жалости
Жалеть кого-то и сострадать ему – разные эмоции.
Жалость часто люди проявляют к тем, кто ниже их по статусу и положению. Тем самым они вешают на них ярлык типа «неудачник», «калека», «бомж» и т.д. Некоторые люди очень любят пожалеть других с той целью, чтобы возвыситься самому.
Чувство сострадания же помогает понять, что сейчас испытывает другой человек, позволяет разделить его боль, радость, грусть, гнев.
В чем разница с милосердием
Определения милосердия и сострадания тесно связаны между собой. Отличаются они лишь тем, что сострадающий человек будет выслушивать, поддерживать словами, помогать советом.
Милосердный же постарается помочь конкретными действиями. Обязательное условие милосердия – бескорыстие.
Чувство | Проявление |
Сочувствие | Девушку бросил парень. Подруга пришла к ней, выслушала, дала несколько советов, попросила не беспокоиться. |
Сострадание | Ребенок увидел на улице бездомного, дрожащего котенка и решил взять его к себе домой. |
Милосердие | Женщина узнала, что по соседству живет одинокий старик. Ему не хватает пенсии, не с кем поговорить. Она купила ему немного продуктов, пообещала регулярно навещать его, чтобы просто поговорить и попить чаю. |
Эмпатия | Способность распознать чувства и эмоции другого человека, не подразумевает действие. Это фундамент для сочувствия. |
Жалость | Отец гуляет на детской площадке с ребенком, у которого синдром Дауна. Одна из матерей начинает во всеуслышание причитать, какой этот ребенок бедненький и несчастный. |
Сострадание в повседневности – примеры
Примеры сострадания часто встречаются в повседневной жизни, стоит лишь чуть более внимательно посмотреть на окружающий мир:
Примеры со знаменитостями
Оказывается, что и знаменитым людям и даже мировым звездам не чуждо сострадание. Они не раз демонстрировали человечность на своем личном примере:
Как видно из примеров, для сострадания не нужно много времени, денег или других ресурсов. Порой попавшему в беду достаточно простого человеческого участия.
А вам случалось проявлять сострадание к людям? Или, может быть, вы видели, как это качество проявляют другие? Обязательно расскажите об этом в комментариях.
Примеры сострадания в литературных произведениях
Интересен факт, что чувство сострадания в литературе можно встретить не столько между персонажами произведения. Например, А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» сочувствует Татьяне Лариной, которая, будучи замужем, вынуждена отказать своему возлюбленному.
Другие примеры сострадания в произведениях литературы:
Любопытно, какие примеры сострадания из русской и зарубежной литературы вспомнят наши читатели. Делитесь наблюдениями в комментариях, давайте просвещаться вместе.
Качества людей, которые способны сострадать
Проявлять сострадание под силу не каждому человеку. Чтобы быть сострадающим, нужно обладать следующими личностными качествами:
Как правильно проявлять истинное сострадание
Чтобы оставаться добрым человеком, важно помогать друзьям и близким, проявлять сострадание. Однако, не стоит отдавать последнюю копейку и переписывать на попавшего в беду все свое имущество. Важно прислушиваться к внутренним ощущениям и делать то, что что хватает сил и ресурсов.
Истинное сострадание выражается:
А вот чего категорически не стоит делать при проявлении сочувствия, так это:
Что дает человеку сострадание и почему оно важно
Чувство сострадания сопоставимо с высоким духовным развитием человека. Сопереживать ближнему бывает очень непросто. Часто можно натолкнуться на непонимание, осуждения.
Например, когда родители лишают взрослого сына материальной поддержки. Со стороны может показаться, что они жадные, злые, не любят его. На самом же деле они хотят, чтобы он стал ответственное, успешнее, взрослее.
Настоящее сострадание вовсе не про то, чтобы сделать человеку приятное и выслушать похвалу.
Сострадание – это качество, которое способствует духовному самосовершенствованию человека. Как и в чем это выражается:
Сострадание — это хорошо или плохо
Понятие сострадания в современном обществе постепенно стирается, ведь считается, что добрым быть не выгодно. Таких людей просто используют в собственных целях.
Сострадающий человек может показаться слабым из бесхарактерным, из-за этого на него могут начать навешивать дополнительные обязанности на работе, брать и не отдавать долги и т.д. А то и окончательно «сядут на шею», будут пытаться помыкать, манипулировать.
Часто сердобольные люди становятся жертвами мошенников. Возможные неприятные последствия – это не повод становится злым и безучастным. Их вполне можно преодолеть и защитить себя:
Значение слова «сострадание»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СОСТРАДА’НИЕ, я, мн. нет, ср. Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Испытывать глубокое с. к кому-н. Из чувства сострадания. Вызвать, возбудить с. в ком-н.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сострада́ние
1. сочувствие к чужому страданию; участие, возбуждаемое горем, несчастьем, бедой другого человека ◆ Движимая состраданием, Аксинья потянулась через плетень, обняла Дуняшку, крепко поцеловала ее в щеку. Шолохов, «Тихий Дон. Книга четвёртая», 1928–1940 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Но когда он лежал беспомощно на моей груди, измученный и разбитый болью, когда он засыпал на этой груди, обессиленный страданьем, то чувство ненависти во мне смягчалось, стихало ― и я чувствовал только одно сострадание. Н. П. Вагнер, «Сказки Кота-Мурлыки», 1872 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Вадим, сказал я, почувствовал сострадание к нищим и остановился, чтобы дать им что-нибудь; вынув несколько грошей, он каждому бросал по одному Лермонтов, «Вадим», 1833 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ликвидатор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое сострадание?
С острадание — это слово знакомо многим не понаслышке, но что же такое в действительности сострадание, а также каким образом его понимают в различных культурах, нам предстоит выяснить в этой статье.
Что такое сострадание. Значение слова «сострадание»
Значение слова «сострадание» часто понимают несколько однонаправленно, а именно, считают сострадание синонимом слова «сочувствие», что, в общем-то, верно, но только в той степени, если под состраданием мы понимаем типичную, общепринятую концепцию симпатии к другому, к ближнему, и как следствие — со-переживание его проблемам и злоключениям.
В этом случае речь идёт исключительно о сострадании/сопереживании на уровне эмоций. «А как же иначе?» — спросит читатель, воспитанный в западно-европейской культурной традиции, к которой частично относится и русская культура. Также не стоит забывать и о том, что западно-европейская традиция — это в первую очередь опора на христианские ценности. Упуская это из виду, мы бы допустили большую ошибку, потому что, сколько бы человек не подчёркивал своё неверие в высшие силы и не подписывался атеистом, тем не менее, на его воспитание повлияла традиция, в основе которой, так или иначе, лежат христианские нравственные ценности: доброта, порядочность, терпимость, сочувствие, бескорыстие и т. д.
Можно и дальше пытаться отрицать факт влияния на становление человека этих факторов, но невозможно отрицать очевидной вещи, что мы живём в пространстве единого информационного поля, и в настоящий момент это куда более понятно, чем прежде (со всем тем обилием медиаплощадок, соцсетей, возможностью мгновенной передачи информации и т. д.). Таким образом, индивид всегда находится под влиянием другой среды, другого сознания. При этом интересно отметить, что какими бы различными ни были условия нашего становления и отличия по социальному статусу, большинство из нас находится под влиянием единого информационного пространства, и, как нам известно, отсчёт нашего летоисчисления ведётся от Рождества Христова, что очень о многом говорит.
Среди наших читателей, возможно, есть поклонники славянского летоисчисления. Они обратились к более древнему наследию Руси, и это правильно. Но такие повороты в сознании происходят отнюдь не в возрасте 10 лет, когда психика гибка и может поддаваться влияниям извне, таким образом, меняя ещё не успевшую оформиться систему ценностей. Поэтому даже такие люди, эти новообращённые в зрелом возрасте, мыслят в той парадигме, в которой их воспитали, — в христианской.
Для большинства из нас сострадание — это сочувствие или жалость, вызванные страданием другого человека. Это также и составная часть эмпатии. Человек с душой будет сострадать, сопереживать несчастиям другого. Это естественно и нормально. Но опять же, ещё раз подчеркнём, что, определяя сострадание таким образом, мы ни на минуту не вышли за уровень эмоциональной сферы. Однако человек — это не только эмоции, хотя в нашей культуре очень распространено противопоставление интеллекта и чувств. На самом деле одно не существует без другого, и в психологической науке этот вопрос сродни извечному спору о том, что же появилось раньше: курица или яйца. Так и в психологии: что же первичней — эмоция или интеллект. Объективного ответа на этот вопрос психология не даёт, т. к. изучающие эту науку делятся на своего рода «партии», каждая из которых защищает ту или иную сторону, приводит аргументы в защиту своей позиции. Но так окончательно и не развеяна тайна, потому что вероятно никакой тайны и вопроса в этом нет, а интеллект и эмоции относятся друг к другу, как две стороны одной медали, и пытаться их отделить до определённой степени некорректно. Однако наука любит заниматься препарированием, отсюда и подобные поиски «истины» там, выбор сделать невозможно и не нужно. Давайте обратимся к другим источникам, менее научным с одной стороны, но имеющим гораздо более обширный опыт в вопросах, связанных с изучением различных человеческих состояний и подробнейшим образом изучающих сознание живых существ, а именно, мы обратимся к такому философско-религиозному учению, как буддизм.
Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования
Что же нам говорит на эту тему буддизм?
В буддизме тема сострадания рассмотрена очень всесторонне, и, вероятно, читателю будет интересно узнать, что сострадание на уровне чувств является всего лишь первым уровнем сострадания по шкале, принятой в современном буддизме.
Второй уровень сострадания, согласно буддизму, связан с явлениями. Для объяснения такой трактовки сострадания будет уместным представить читателю основополагающее понятие буддизма: «дуккха» (страдание). Все проблемы человеческой жизни, так или иначе, объясняются наличием в жизни страдания, при этом под страданием должно опять же пониматься не только физическое или психологическое, но и в целом несовершенство существующего, его обусловленность. Только преодоление через осознание этого конфликта способно избавить от дуккхи.
Учение о дуккхе лежит в основе философии Будды. Оно называется учением о Четырёх Благородных истинах. Таким образом, второй уровень сострадания напрямую связан с понятием дуккхи, которую также можно отнести к тому, как мы воспринимаем мир, а именно, через призму наших представлений: мы не можем видеть истинную суть вещей, а следовательно, тот мир, в котором мы живём, не может быть реальным. Он лишь проекция наших идей и установок, поэтому и называется иллюзией. Мы, по сути, строим этот мир сами, сами создаём иллюзию и в ней живём. Осознание всего этого приводит и к осознанию дуккхи.
Однако есть и третий уровень сострадания, выходящий за пределы не только индивидуально-человеческого, а также области явлений, и приводящий нас к так называемому безобъектному, ни на что не направленному состраданию. Звучит парадоксально, но это имеет место. О третьем, и самом важном, сострадании практически невозможно рассказать словами, потому что слова невольно будут отсылать нас в область интеллектуально-эмоционального, нам же следует выйти за пределы этой сферы, а именно, перейти в трансцендентную область, т. е. туда, где понятий добра и зла не существует, в область, где заканчивается дуальность и, следовательно, прекращается притяжение сансары, и мы вплотную приближаемся к нирване (ниббане) — психологической свободе и мокше.
А теперь давайте посмотрим, каким образом сострадание и его связь с мудростью рассматриваются в разных направлениях буддизма. Так же как и в христианстве, в буддизме нет единства взглядов, поэтому когда-то единое направление буддизма в настоящее время представлено множеством ветвей, три из которых наиболее известны и напрямую связаны с учением о сострадании и мудрости, а следовательно, больше всего уделили внимания объяснению этого состояния. Это буддизм Тхеравады или Хинаяны («Малая колесница»), буддизм Махаяны («Большая колесница») и буддизм Ваджраяны, более распространённый в области Тибета и иначе именуемый как «буддизм Алмазного пути». Три буддийских метода — будем называть их так, потому что в целом они отличны друг от друга именно методом, цель же у них одна — освобождение человека из сансары и достижение мокши (свободы).
Чувство сострадания в Тхераваде, Махаяне и Ваджраяне
Мы начнём с Тхеравады. Тхеравада или Хинаяна, как наиболее древнее направление буддизма как религии, рассматривает вопрос о сострадании наряду с мудростью. Однако для буддистов направления Хинаяны сострадание не является отдельным путём, оно до определённой степени входит в понятие мудрости. Опять же нужно сказать, что мудрость не должна пониматься как прикладное знание или вообще знание с точки зрения обычной жизни.
Речь идёт о мудрости как постижении истины, стоящей над реальностью человеческой жизни в её физическом проявлении. Мы приходим к вопросу о работе с сознанием и его переключению на другой уровень, где сознание перестаёт идентифицировать себя не только с физическим аспектом существования, включая интеллект и эмоции, но и полностью разотождествляется с самостью или тем, что привыкли называть эго, «Я».
Таким образом, сострадание не выступает самостоятельной линией или путём в направлении Тхеравады, а скорее, имманентно понятию мудрости, которая представлена как высшая цель на пути к нирване.
Махаяна с её менее ригористичным подходом, который в некоторой мере можно было бы охарактеризовать как более доступный для практики адептами, напротив, совершенно отчётливо заявляет, что сострадание наряду с мудростью являются главными путями в практике буддизма. Путь сострадания не относится к мудрости, его понимают как отдельный путь, и он равен мудрости.
Почему Махаяна придаёт настолько большое значение состраданию? Потому что, согласно этой традиции, Будда не единственный, кто достиг просветления. До него было множество архатов, сумевших познать истину, мудрость, но у Будды есть то, чего не было у архатов: сострадание. Таким же образом и вставшие на путь просветления (бодхичитта) люди и его достигшие, но пожелавшие остаться и не уходить в нирвану, для того чтобы помочь оставшимся, неосознавшим индивидам избавиться от дуккхи (страдания) и также достичь освобождения, — такие люди, именуемые боддхисаттвами, прежде всего практикуют тот самый третий вид сострадания, надличностный, стоящий над дуальностью и позволяющий равным образом со-страдать как тем, кто сотворил добро, так и тем, кто натворил зло.
Для боддхисаттв это едино. Нет большой разницы между положительным и отрицательным. Различие существует с точки зрения обычного человека, потому что он привык руководствоваться двумя категориями, он привык жить в мире дуальности, что в первую очередь говорит о несовершенстве системы оценки самого человека, его видения (оно является в большей мере иллюзией), и ни в коей мере не может быть мерилом истинности состояния вещей и мироустройства.
В этом случае применимо такое выражение, впервые высказанное св. Августином: «Учат из любви к другим, а учатся из любви к истине». Не стоит удивляться, что подобная концепция вполне применима и к буддизму. Как раз она и применима в первую очередь к буддизму, потому что буддизм не разделяет. Он учит видеть вещи «такими, какие они есть», их единство и взаимосвязанность, взаимозависимость, т. к. нет во всём мире вещей, независимых одна от другой. Отсюда мы видим связь и с таким понятием, как шуньята (пустота), но не физическая пустота, а пустота в понимании освобождения от чего-то. Будда учил дхарме из сострадания в высшем смысле этого слова (разумеется, не из жалости к человечеству, что, конечно, могло бы быть, но тогда в роли учителя уже был бы не Будда).
В традиции Ваджраяны большое значение придаётся внутренне присущим факторам, так как считается, что мудрость и сострадание — врождённые качества человека, связывающие его с «природой Будды». Природа Будды чиста, так же как и природа человека, ведь человек по определению и есть Будда в будущем, потенциальный Будда. Направление Ваджраяны считает, что человеку изначально присущи безусловные положительные характеристики, такие как безграничное сострадание и мудрость, поэтому не нужно даже заниматься их культивированием, ведь они уже существуют в чистом виде. Смысл состоит в том, чтобы очистить их от наслоений, позволить им проявиться, осознать их. С осознанием и связано понятие о сострадании, потому что само сострадание есть изначально и внутренне присущий признак осознанности и пробуждения. Как только ум будет освобождён от концепций «Я», сострадание проявляет себя.
Итак, мы рассмотрели три школы буддизма, и каждая в чём-то по-особому подходит к трактовке сострадания. Одно остаётся неизменным, что сострадание понимается не с точки зрения сферы чувств. Во-вторых, сострадание 3-го уровня, там, где мы вышли за пределы дуальной трактовки сущего, всегда идёт вместе с мудростью и достижением нирваны (психологической свободы). Сострадание высшего, необусловленного уровня — это в некоторой мере характеристика просветления и перехода в нирвану.
Вместо заключения
В этой статье мы вкратце осветили тему сострадания так, как её понимают в буддизме. Для того чтобы читатели поняли тему во всей полноте, мы рекомендуем в дальнейшем ознакомиться с другими материалами по теме буддизма, так как это позволит изучить контекст, в котором находится рассмотренная нами тема сострадания.
В статье использована информация из книги «Сострадание в психологии буддизма» Джона Макрански, известного исследователя буддизма и Вед.
Что такое сострадание
Сострадать, сочувствовать, сопереживать… Эти слова слышим часто. Но все ли правильно понимают их смысл?
Суть понятия
Зачастую смысл слова «сострадание» понимают узконаправленно, считая его тождественным понятию «сочувствие». Это может быть так, если речь идет о типичной, общепринятой теории симпатии к другим людям. В итоге получаем, что человек сопереживает проблемам окружающих его людей. И ему не безразличны эмоции других людей, их страдания. И это является составной частью такого понятия, как эмпатия. Простыми словами это способность сопереживать окружающим, интересоваться их проблемами. И это не выходит за рамки нормы. Но это пока мы затрагиваем исключительно эмоциональную сферу. Однако люди – это не только эмоции, но и интеллект, которые должны взаимодействовать всегда.
Все на самом деле в какой-то степени нуждаются в том, чтобы им сострадали. Бывают ситуации, в которых просто не справиться в одиночку. Тогда такие люди могут чувствовать естественную потребность в разделении своих эмоций с кем-то. И это могут быть не только близкие люди. Однако не каждый человек способен сострадать, некоторым не дано такое качество вовсе либо они просто не научены проявлять.
Если с вами поступают плохо, а вы, испытывая негативные эмоции, способны сочувствовать другим, то это и есть уметь сострадать. Это является состоянием души, а не видом деятельности. Не зря в словаре такое понятие определяется, как способность не только сочувствовать, жалеть людей, которых постигло горе, несчастье, но и хотеть оказать помощь в облегчении страданий и боли, устранить их источники.
Что значит сострадать с точки зрения психологии?
По мнению психологов, сострадать, значит:
Отличие от жалости
Сострадать и жалеть – это разные, даже противоположные понятия. Но иногда их путают. Например, возьмем скорбящих родственников возле тяжелобольного человека, что они чувствуют? Родственники жалеют больного. А это только усугубляет страдания тяжелобольного человека. Таким образом, негативные эмоции точно в такой ситуации не помогают. Сострадать – это облегчать состояние больного, отвлекать, переключать внимание на позитив. И это действительно работает. Положительный настрой, в самом деле, чудотворный. Другими словами, жалеть – это бездействовать и разрушать, а сострадать – оказывать помощь, исцелять.
Качества людей, которые способны сострадать
Люди, которые наделены способностью сострадания, обладают следующими качествами:
Что значит сопереживать другим?
В сопереживании объединены переживания одного человека с переживаниями окружающих. Сопереживать не одно и то же, что сострадать. Зачастую мы сопереживаем кому-то в неприятной ситуации, несчастии, горе. Но такое чувство находит проявление и в случаях совместной зависти, удовлетворения, сочувствия, злости и т.д.
Сопереживать значит, в том числе и сострадать вместе с кем-то. Это погружение в любые чувства кого-то другого. И это сближает и дает ощутить поддержку, сочувствие, уверенность в понимании проблем. По определению психологии способности к эмпатии – это умение осознанно сопереживать эмоциональному состоянию, принимать субъективные точки зрения кого-то, не теряя из вида источник переживаний. Это тесно связано с понятием эмоционального интеллекта.
Сострадание: как понять, что это такое на самом деле?
Понимание к человеку придет с помощью:
Всю свою жизнь многие только учатся строительству правильных отношений с ближними людьми. Ежедневно в мелочах мы можем помогать, сострадать, сочувствовать, сопереживать кому-то. Это может быть внимание к проблеме коллеги, помощь в бытовом вопросе и многое другое.