что собой представляют средства композиции
Лекция на тему «Качества и средства композиции»
Муниципальное бюджетное учреждение
Первомайского района города Ростова-на-Дону
Дом детского творчества
педагог дополнительного образования
Щукина Лилия Витальевна
Лекция «Качества и средства композиции»
Компози́ция (от лат. compositio «складывание, соединение, сочетание») — одна из основных категорий художественного творчества.
Компози́ция в изобразительном искусстве ( по мат. Википедии ) — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
Итак, под композицией мы понимаем строение (структуру) любого изделия или художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности.
Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлениях: как решение конкретной композиционной задачи и как ее реализацию.
Качества и свойства композиции.
Поэтому стилевая характеристика изделия говорит о ее «современности», о ее соответствии эстетическим запросам.
Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при их контрасте создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности. Динамичная форма свойственна как неподвижным объектам (архитектурным сооружениям, станкам и пр.), так и движущимся (различным транспортным средствам и т. п.).
Это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью.
Зеркальная симметрия состоит в том, что две отраженно равные части фигуры расположены одна относительно другой как предмет и отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такие фигуры на две зеркально равные части, называется плоскостью симметрии.
Осевая или симметрия вращения состоит в том, что линия, при которой форма несколько раз совмещается сама с собой, называется осью симметрии, а число таких совмещений называется порядком оси симметрии.
Асимметричные композиции лишены элементов симметрии, их целостность и завершенность достигается созданием зрительного равновесия между различными фрагментами формы. В асимметричных композициях большое значение имеет органичность связей между частями формы.
Гармония асимметричной формы раскрывается постепенно и строится на сложнейших отношениях многих закономерностей композиции, поскольку элементы формы не связаны осью симметрии. Вся история искусства, архитектуры, техники подтверждает, что асимметричные композиции и простые и сложные с точки зрения эстетической ценности, не уступают симметричным композициям. Вместе с тем работа над изделием асимметричной формы сложнее, так как она требует развитой интуиции и мастерства.
Понятие пропорция употребляется в трех основных значениях.
— означает соотношение основных параметров формы (длина, ширина, высота). Именно это значение имеют в виду, когда говорят о пропорциях какого-либо предмета (здания, картины, книги и т. д.).
— под пропорцией понимают равенство отношений количественной меры одних и тех же объективных свойств в сопоставляемых формах или их частях и в математической форме записывают как a/b = c/d.
— под пропорцией понимают любую закономерность в соотношениях величин, которая связывает отдельные части и параметры формы в единое целое и таким образом отражает однородность изменений количественной меры при переходах от одной части формы к другой и к форме в целом.
Пропорционирование как метод количественного согласования частей и целого имеет в своей основе геометрическую или числовую закономерность, которая способствует достижению эстетической целостности, гармоничности объемно-пространственной формы за счет объединения ее размеров в какую-либо систему. Например, система пропорционирования на основе вписанных квадратов давала геометрический ряд с отношением 1/2, в котором чередовались иррациональные и целые простые числа.
Масштабностью называют не столько абсолютную величину объекта, сколько его соотнесенность с человеком, размерами его тела и его способностями восприятия. Представления о человеке как мере всех вещей были неотъемлемой частью жизни людей с древнейших времен. Каноны древних египтян предполагали довольно глубокое осмысление частей человеческого тела, единицей измерения которых был “локоть”. Древнерусские меры длины (сажени) также основывались исключительно на свойствах человеческого тела.
Масштаб используется как средство художественной выразительности, так как он служит не только регулятором требуемой меры соответствия восприятия человека и его деятельности с окружающим пространством, но и намеренно искажаясь, может вызвать то или иное эмоциональное отношение к объекту.
Тождество, контраст, нюанс
Контрастно-нюансные отношения определяют взаимодействие между композицией и окружающим пространством (или формой и фоном), между двумя или несколькими композициями, между частями одной и той же композиции, между композицией и ее деталями.
Нюанс как количественное отношение величин служит мерой в формировании целостной формы и участвует в совместной «работе» всех средств композиции, формирующих все состояния формы: легкость и тяжесть; статичность и динамичность; массивность и пространственность и т. п
Изменяя порядок нарастания ритмического ряда, объем элементов, их структурную насыщенность, можно усиливать или ослаблять динамичность композиции.
В качестве средства композиции ритм используется и к тону, и к цвету, и к пластике.
Ритм может быть выражен слабо, когда изменения чередований или самих элементов едва заметны, но он может быть и настолько острым, что становится главным началом композиции. Многое здесь зависит от протяженности ритмического ряда. Слишком короткий ряд не в состоянии взять на себя организующую роль. Ритмический ряд предполагает наличие не менее четырех-пяти элементов, хотя в некоторых трудах указывается, что как метрический, так и ритмический ряд могут быть созданы и тремя элементами.
Этот повтор вводится искусственно и используется как дополнительное средство организации формы. Вкрапления ритма должны быть не случайные, но строго закономерные, композиционно развивающие всю систему.
Организующая роль метрического повтора зависит от многих условий и, прежде всего от активности самого повторяющегося элемента, от его роли в композиции. Наиболее активны повторы в объемно-пространственной структуре изделия при сильных светотеневых контрастах, которые обычно становятся ведущей темой и держат всю композицию.
Иногда возникает такое явление, как перенасыщение метрического ряда слишком близко расположенными элементами или целыми группами элементов. В этом случае фон уже не служит организующим началом, а сам метрический повтор перестает восприниматься. И, наоборот, при разреженности ряда его элементы теряются на слишком большом, пустынном фоне. Когда повтор чрезмерно част, контрастные цветовые или тональные отношения между элементами ряда и фоном создают перенасыщение ряда. В этом случае сохранить целостность помогают нюансные, а не контрастные отношения между компонентами. Разреженность ряда, напротив, требует зачастую предельно контрастных отношений, иначе метрический повтор теряет активную организующую роль.
Формой обладает любой предмет, но только если форма устройства создавалась целенаправленно, осмысленно, можно говорить о его композиции. Таким образом, композиция есть организованная форма.
Под свойствами пространственной формы понимается совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков: геометрический вид, величина, фактура, цвет и светотень. Каждое из этих свойств может меняться в определенных пределах и иметь бесконечное количество состояний.
Геометрический вид формы. Вид формы композиционного элемента определяется: стереометрическим характером очертания поверхности фигуры и соотношением размеров формы по трем координатам пространства.
— сложные стереометрические фигуры, имеющие прямолинейные и криволинейные поверхности.
Форма композиционного элемента в зависимости от соотношения величин измерений по трем координатам может быть:
— Плоскостная форма характеризуется развитостью по двум координатам при подчиненной третьей.
— Линейная форма характеризуется преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими.
Единство и целостность.
В законе единства и целостности композиции получили отражение природные принципы организации объектов окружающего мира: соразмерность формы листа дерева, его кроны и ствола, целесообразную согласованность частей тела животных, гармонию природных ландшафтов, где все части расположены в строгом порядке, группируясь и объединяясь в целое за счет равновесия, сбалансированности, симметрии, повторяемости, пропорциональных соотношений.
Основные виды композиции
По признаку пространственного расположения форм, а также в зависимости от характера восприятия их зрителем можно выделить три основных вида объемно-пространственной композиции:
1. Фронтальная композиция характеризуется развитием по двум фронтальным координатам, горизонтальной и вертикальной, с подчиненной глубинной координатой. Фронтальная композиция воспринимается зрителем при движении вдоль нее или по направлению к ней.
2. Объемная композиция имеет равномерное развитие по трем координатам пространства и характеризуется замкнутостью поверхностей элементов, воспринимается при движении зрителя вокруг нее. Она определяется не столько развитием формы по координатным направлениям, сколько таким соотношением массы и пространства.
3. Пространственная композиция характеризуется превалированием пространства над элементами, формирующие его, воспринимается и оценивается качество пространственного решения, а не элементы, организующие пространство. Примером могут служить интерьеры и градостроительные ансамбли.
Основы композиции в дизайне
Довольно часто встречаю статьи о законах композиции, но постоянно там чего-то не хватает, то есть это либо основные принципы, либо рассказ о каком-то одном законе и так далее. Я постаралась собрать все доступные знания о композиционном построении и рассказать о них доступным языком, не углубляясь в психологию, цвето- и световосприятие.
В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.
Композиционный и геометрический центр.
Вне зависимости от того строите ли вы композицию на бумаге, через фотообъектив или на мониторе компьютера, две диагональные линии при проведении из угла в угол, дадут точку пересечения — геометрический центр композиции. Любой предмет вписанный в этот центр будет смотреться гармонично.
Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.
Иногда композиционный центр нарочно смещают, например, для придания композиции динамики.
Способы выделения композиционного центра.
Динамика и статика.
Слева статика, мы видим прочно стоящую композицию с надежным основанием. Справа динамика, композиция наклонена относительно линии горизонта, композиционный центр смещен.
Благодаря нашему удивительному ассоциативному мышлению, разные динамические композиции вызывают разные ассоциации. Например, мячик справа вот-вот скатится, а слева уже скатился по перекладине.
Симметрия и асимметрия в композиции. Равновесие.
С симметричной композицией, как правило, не возникает проблем, статична она или динамична, нам «удобно» на нее смотреть, она понятна. Различают несколько видов симметрии: зеркальная, осевая, вращательная (поворотная), центральная и скользящая симметрия.
В случае с асимметрией необходимо правильно уравновешивать композицию. Для большинства людей равновесие — это психологическая необходимость для правильного восприятия всего образа в целом. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.
Хорошая композиция не позволяет произвести какие-то добавления или, наоборот, что-нибудь убрать, так как это в свою очередь приведет к глубоким изменениям ее характера.
Метр и ритм.
В графическом дизайне существует понятие метрических и ритмических композиционных рядов, на практике этими законами композиции пользуются почти каждый мастер.
Ритм — важное средство организации элементов формы, которое реализуется как многократное закономерное чередование элементов ряда с целью их упорядочивания.
Чувство ритма — это врожденное чувство людей. Ритм легко воспринимается и воспроизводится. Первобытный человек ощущал цикличность природных явлений и жизненных процессов, их ритмы. Это оказало существенное влияние на формирование первых орнаментальных образов.
Принято выделять метрические, ритмические и метроритмические ряды в зависимости от характера и количества изменений.
Метрический ряд — закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. Метрический ряд сообщает целому статический характер. Метрический ряд может быть простым и сложным. Простой метрический ряд основывается на повторении одного элемента через равные интервалы. Сложный метрический ряд возникает при сочетании нескольких простых метрических рядов, то есть когда развивается несколько метрических повторов.
Ритмический ряд — закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Поэтому выделяют также простой и сложный ритмический ряд. Ритмический ряд сообщает целому динамический характер за счет возможного характера изменений (нарастание или убывание интервалов между элементами, нарастание или убывание размеров элементов, изменение цвета и так далее). Для построения ритмического ряда необходимо 4-5 элементов, так как еще 3 элемента не создают впечатления закономерного повтора.
Метро-ретмический ряд характеризуется наличием нескольких простых рядов, которые складываются в композицию.
Перспективное сокращение.
Существует очень интересный способ составления композиции путем привязок к угловой или фронтальной перспективе. Мы рассмотрим на примерах несложных перспектив. В отличии от аксонометрии размеры предмета в перспективе не вычисляются, используют один реальный размер, который является отправной точкой.
Фронтальная перспектива рассчитана на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта. Предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления от переднего плана.
Угловая перспектива всегда имеет 2 точки схода, все плоскости стремятся к этим точкам.
Все остальное разнообразие перспектив изображения являются производными от двух основных угловой и фронтальной, к ним относятся: линейная обратная перспектива, сферическая перспектива, плафонная перспектива, билатеральная перспектива, аспектива и перцептивная перспектива. Особое место хочется уделить воздушной (тональной) перспективе. Она характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета. Цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются, таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.
Я намеренно не упоминала такой способ построения композиции, как Золотое сечение, на мой взгляд, золотое сечение — отдельная большая тема, и познакомиться с ней вкратце просто не получится. На Ярмарке Мастеров и так множество прекрасных статей о золотом сечении, например «Золотое сечение. Божественная пропорция» (автор — Даша Самаркина).
В заключении хочется добавить, что законы композиции не обязательно строго исполнять, они часто противоречат друг другу, но прежде чем их нарушать, стоит научиться ими пользоваться.
Спасибо за внимание!
От автора: все композиционые схемы и примеры (на сером фоне) отрисованы лично мной, пожалуйста при использовании этого материала не забывайте ссылаться на авторство. Спасибо.
Использованные материалы: Выразительность графических и семантических средств в орнаменте. Литвинович Е.И.;
Основы композиции в дизайне. Tanya Flower; Перспектива — Виды перспективы. Шедевры Омска.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ
Дизайн и композиция в дизайне
Классические виды дизайна:
1) Графический дизайн. Объектом проектирования являются: шрифты, пиктограммы, фирменный стиль, различные визуальные коммуникации и т.д. Это работа на плоскости.
2) Промышленный дизайн. Объектом проектирования являются: машины, приборы, оборудование, мебель, посуда, одежда. Здесь уже идет работа с объемом.
3) Архитектурный дизайн. Объектом являются: сооружения и их комплексы, включая дизайн интерьера. Идет работа с пространством.
4) Дизайн архитектурной среды. Объектом проектирования является сложно-динамическая система среды обитания человека, оптимальная предметно-пространственная организация и образность различных средовых объектов. (во блин! как нам повезло, что никакого отношения к этому виду дизайна мы не имеем!)
Новые виды дизайна. Выделяют две группы:
* Дизайн нацеленный на результат работ: артдизайн (единичные объекты дизайна, как объект искусства), штриховой, компьютерный дизайн и, наконец, наш любимый, web-дизайн.
Важно. Прежде чем приступать к дизайну объекта, нужно определить его формальные качества: особенности внешнего вида, структурные связи предметов, назначение объекта. После чего определяется содержание работы, и только после этого возможно начинать работу над формой. (к сожалению, неопытные web-дизайнеры часто делают наоборот: находят какой-нибудь красивый шаблон сайта и содержимое сайта подгоняют под этот шаблон.)
Композиция в дизайне. Это построение (структура) произведения, дизайна, расположение и связь его частей, обусловленных их компоновкой, отвечающих назначению и технической идее произведения и его художественно-образному замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта.
Сущность работы над композицией заключается в расширении художественной стороны изделия, достижения комплексного единства и упорядоченности путем использования композиционных средств.
Сущность понятия «композиция»
Сущность понятия «гармония»
Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.
Сущность понятия «формальность»
Формальная композиция. Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:
-характеристики и свойства элементов композиции
-через структурную организацию элементов композиции
3 основных вида композиции: фронтальная, объемная, объемно-пространственная.
Фронтальная. Распределение элементов по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному. Относят плоскостные композиции и рельеф.
Объемная. Распределение элемента по координатам высоты, ширины и глубины.
Объемно-пространственная. Состоит из нескольких объемных композиций, расположенных в пространстве с определенными интервалами.
Условия от которых зависят сохранение фронтальности композиции:
1) Определенное соотношение между вертикальными и горизонтальными размерами.
2) Фронтальность зависит от силуэта плоскости.
3) Зависит от характера элементов по глубине.
4) Фактурность поверхности, цвет.
Элементы композиции
3 основных элемента: точка, линия, пятно.
У точки и линии нет свойств (кроме одного: если точку увеличить до определенных размеров, она превращается в пятно, и наоборот)
Классификация свойств пятен:
Физические: величинные (размеры и пропорции), пластические (форма и структура), свойства поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т.д.)
Субъективные: (состоят из комбинаций физических): выразительность/невыразительность, статичность/динамичность.
Размещение элементов
Степень контакта элементов композиции:
* Полное отсутствие связи.
* Подразумевающиеся (логические) связи.
* Физический контакт или очевидные связи.
* Физический контакт со слиянием группы, монолит.
Размещение фронтальной композиции: плоскостной и иллюзорно-пространственный.
В плоскостном варианте элементы двухмерны и не накладываются друг на друга. В иллюзорно-пространственном варианте элементы объемные, они накладываются друг на друга и добавляется перспектива.
В зависимости от размещения выделяют следующие типы композиции: замкнутая (ничего не выходит за пределы визуального восприятия композиции), неограниченная (подразумевается продолжение композиции за пределами визуального восприятия)
ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ
Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение.
Цельность. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности. Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.
Основные черты закона целостности:
1) неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов. Неделимость закладывается с помощью конструктивной идеи
2) необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции (имеется ввиду необходимость отслеживать, насколько эти элементы идут вместе и не оторваны ли они друг от друга).
Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие.
Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.
Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.
Композиционный центр зависит от:
1) Своей величины и величины остальных элементов.
2) Положения на плоскости. Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенные.
3) Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.
4) Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.
5) Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).
6) Проработки элементом. Главный элемент более проработан, чем второстепенные.
7) Освещения элемента.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ
Контраст
Это резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т.д. Выделяют:
Одномерный контраст. Идет различие по одной категории.
Многомерный контраст. Идет противопоставление по нескольким категориям.
Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия.
Нюанс
Это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть-чуть.
Тождество
Это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон. ).
Требования к тождественной композиции: 1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый. 2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству.
Симметрия
Это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.
Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая.
Зеркальная. Это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую.
Осевая симметрия. Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение!)
Зеркально-осевая или смешанная. Существует два вида такой симметрии: 1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии. 2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.
Винтовая симметрия. Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси. (Только для объемных тел)
Асимметрия
Это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия).
Ритм
Это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (такт, мерность, мерное течение) Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ими. Ритмические повторы могут быть: равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая.
Статический ритм. Состоит из элементов повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными.
1) Простой ряд основан на повторе одного и того же элемента с одним и тем же интервалом. (См рис.1)
рис.1
2) Сложный ряд образован сочетанием простых. По способу чередования подразделяется на:
— Чередование на одинаковых интервалах. (См. рис.2)
рис.2
— Чередование равных элементов с неравными интервалами (См. рис.3)
рис.3
— Ряд с чередованием неравных элементов (См. рис 4)
рис.4
Динамический ритм. Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами, см. рис.5) или геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженное на постоянное число, рис.6) прогрессии.
рис.5
рис.6
(на рис.5,6 показана прогрессия интервалов, построение прогрессии размеров элементов происходит по такому же принципу).
Важно! В ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество элементов не составляют ряд.
Из всех признаков формы наиболее значимыми для ритмизации являются (в порядке убывания):
Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных к светлым, от малых интервалов к большим.
Модульность
Модуль является универсальным средством дизайна, хотя до сих пор толкового объяснения ему не существует. Модуль — это величина принимаемая за основу расчета какого-либо предмета. Главная особенность модуля: кратность к целому произведению ( т.е. это один и тот же элемент, размножив который и комбинируя разными сочетаниями можно получать разные формы, пример: паркет, плитка на тротуаре). Модуль бывает: плоскостной, рельефный (керамика, гипс) и объемный. Рассмотрим главные требования к модулю:
1) Простота. Модуль должен быть простым, т.к. он является частью целого произведения.
4) Модуль должен позволять комбинировать различные варианты произведения.