Слушать и прислушиваться в чем разница
Слушать и прислушиваться в чем разница
Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.
Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.
Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.
Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.
Понимаю ответы любой длины и сложности.
Решайте свои проблемы проще в приложении!
( 30 698 )
Слушать и прислушиваться в чем разница
Я не ошибусь, если скажу, что каждая женщина хотела бы, чтобы ее муж слышал ее, откликался на ее желания, понимал ее потребности, доверял голосу ее интуиции- ведь женщина, которая находится в гармонии с собой, может легко подсказать мужчине, куда направить свой взгляд, с кем общаться. Женская интуиция может стать хорошим помощником для мужчины, если он ценит женщину, если он слышит то, что она ему говорит.
Есть два способа добиться этой цели, и к сожалению, многие женщины избирают первый способ, который дает результат, но оставляет женщину неудовлетворенной.
Первый способ. ТЫ ДОЛЖЕН МЕНЯ СЛУШАТЬСЯ.
В материальном мире женщина чувствует себя, как рыба в воде, поэтому она часто может дать мужчине дельный совет, подсказать верное решение, направить на правильный путь.
Но при этом очень часто она хочет от мужчины, чтобы он просто тупо слушал и делал то, что она ему говорит.
Как она этого добивается?
— постоянные напоминания и претензии «ты до сих пор не сделал», «я тебе уже двадцать раз сказала», «неужели трудно сделать то, что я прошу»;
— концентрация на ошибках – любимая женская фраза «я же говорила, нужно было слушаться меня»;
— давление, обиды, манипуляции, отказ в сексе – да у женщины масса способов добиться от мужчины того, что ей нужно, и она успешно ими пользуется.
Вроде бы ничего страшного, ведь приятно, когда муж исполняет твои желания.
Но у этого способа есть изнанка.
Мужчина, который СЛУШАЕТСЯ женщину, превращается в ребенка. Он перестает думать своей головой, его разум больше не развивается, и он превращается в диванное приложение, которое все труднее поднять с дивана, нужно нажимать все сильнее, кричать все больше, а мотивации делать что-то у мужчины для женщины становится все меньше. Ему легче перетерпеть шторм ее претензий и остаться у телевизора, чем встать, что-то сделать, и получить в ответ опять недовольство.
Этот способ действий продиктован эгоизмом – и мужским, и женским.
Женщина хочет управлять, а не подчиняться.
Мужчина хочет наслаждаться, а не заботиться о женщине.
И оба понятия не имеют о том, что значит – исполнять СВОЙ ДОЛГ, быть на своем месте.
Второй способ. Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЫ КО МНЕ ПРИСЛУШИВАЛСЯ.
Этим путем решаются идти не многие, поскольку он очень труден. Нужно заткнуть свое эго и учиться строить отношения на платформе знаний, долга и уважения друг к другу.
На этом пути женщине придется нелегко, поскольку нужно где-то брать терпение и силу, приятие и знания.
Итак, мужчина ПРИСЛУШИВАЕТСЯ к желаниям и словам женщины ТОЛЬКО ЕСЛИ:
— она его уважает, и это не просто слова, он для нее на самом деле авторитет, его решения она принимает как должное, и не спорит с ним по каждому пустяку;
— она благодарна и видит все, что он для нее делает, даже если на данный момент ей этого недостаточно. Она знает, что ее муж отдает ей максимум, и если она хочет большего, то нужно просто любить его дальше и ждать, когда у него появятся возможности;
— ее не интересуют его ошибки, она всегда готова оправдать его поведение, большей частью она их игнорирует;
— она хорошо понимает, что муж — это ее отражение, и если ей что-то не нравится в нем, то менять нужно себя;
— она спокойно может заявлять о своих желаниях, без истерик, доносить свои потребности, и обращаться вновь и вновь к мужу, если что-то для нее является очень важным;
— она много знает об отношениях, и она трудится над ними, понимая, что если разговор не получился, его можно повторить еще и еще раз, ведь они учатся общаться, и у них будут конфликты и трудности;
— она всегда верит в мужа, она лучшего мнения о нем, каждым его маленьким успехом она гордится как своим;
— она позволяет мужу поступать так, как он хочет, даже если ее интуиция говорит ей обратное. Она может сказать о том, что чувствует, но она не будет требовать от нее поступать так, как она сказала, и уж тем более, она не будет упрекать его потом, даже если он совершит ошибку, в ее арсенале фразы «я же тебе говорила» нет.
Как вы думаете, если бы вы вели себя так с мужем, какие бы чувства по отношению к вам у него возникали?
Мужчина, получающий все это от супруги, будет очень дорожить ею, ее желания для него будут так же ценны, как и она сама, у него возникает постоянная потребность радовать свою женщину, интересоваться ею, прислушиваться к ее мнению, доверять ее интуиции.
Как научиться слушать и слышать?
Мужчины часто грешат тем, что они не слушают или не слышат женщин. Об этом говорят сами женщины. Однако не забываем, что привычки в одной сфере жизни могут распространяться на другие области. Если мужчина не слушает или не слышит женщину, то он, возможно, проявляет данную неспособность на работе, в кругу друзей, при общении с родственниками. Поскольку самой распространенной формой контакта с окружающими является общение, мужчине очень важно избавиться от своей вредной привычки не слышать окружающих. Зачем это нужно и как этому научиться, расскажет мужской сайт masculino.ru.
Обычно мужчина слышит о том, что он – плохой слушатель, от женщины. Но поверьте, если вы не можете услышать женщину по определенным причинам, скорее всего, точно так же поступаете и с другими людьми. А значит, вы лишаете себя потенциальных друзей или партнеров, не решаете проблемы и усугубляете их, боитесь чего-то, считаете себя умнее и лучше, когда на самом деле таковыми не являетесь.
Слушать, прислушиваться и слушаться – в чем разница?
Слушать, прислушиваться и слушаться — человек совершает один и тот же процесс (он слушает), и все же есть разница между этими действиями. Ведь люди всегда пользуются данными словами, но мало задумываются над разницей их значений, отчего могут даже простым выражением ввести в заблуждение своих собеседников.
Слушать – осознанно слышать то, что говорит вам человек. Вы просто слушаете, что вам говорят, но это еще не значит, что вы анализируете, соглашаетесь со словами собеседника. Даже существует разница между слушать и слышать то, что вам говорят:
Вы можете слушать, но при этом ничего не запомнить из того, что вам было сказано. Вы слушали шум чьего-то голоса, но не придавали значения самим словам собеседника.
Прислушиваться – значит, не просто понимать, о чем вам говорят, но и учитывать мнение другого человека. Следует понимать, что в случае с прислушиванием к чьему-либо мнению вы принимаете свое личное решение, основанное на ваших собственных суждениях и пожеланиях другого человека. Это своего рода компромиссное решение, которое было принято не единолично, а благодаря желанию сотрудничать с другим человеком.
Слушаться – это именно то явление, которое многими людьми воспринимается отрицательно. Это когда вы соглашаетесь с мнением другого человека, полностью отвергая свои собственные суждения. Здесь не важно, что думаете вы, главное, что вы слушаетесь другого человека, который и говорит вам то, что вы должны думать, делать и как жить.
Вы вроде бы совершаете один и тот же процесс – слушаете слова другого человека. Но сами понятия несут в себе разные значения, отчего и их использование становится более требовательным и уместным.
«Ты меня не слушаешь», или Почему вы не позволяете себе быть собой?
«Ты меня не слушаешь» — а вас слушают другие люди? Все хотят быть услышанными, при этом не будучи готовыми сами открыть уши, закрыть рот и послушать желания других людей. Как часто вы слышите в свой адрес: «Ты меня не слушаешь»? Если посмотреть на ситуацию со стороны, то и ваш собеседник не прислушивается к вашему мнению.
Все хотят быть услышанными. Но почему люди должны вас слышать, если вы сами не способны услышать то, что говорят они? Научитесь в первую очередь слышать сами, чтобы понять, о чем говорит ваш собеседник, и определить, в каком вопросе вы не можете найти согласование, чтобы наконец-то быть услышанными.
Вы не позволяете себе быть собой, потому что боитесь быть плохим человеком. Но кто определяет, плохой вы или хороший человек? Ответ: другие люди. Не вы оцениваете сами себя, а окружающие люди, которые:
И этих людей вы слушаетесь? Им вы больше доверяете, чем себе? Они не знают, через что вы прошли, и позволяете им быть правыми в отношении вашей личности? Как они могут судить вас, если сами живут несчастно и неблагополучно?
Почему люди не слушают друг друга? Они уже знают, что правильно и что неправильно. Зачастую правильным является то, что они считают правильным. А другое мнение привычно воспринимается в штыки. Вот почему люди не просто не слышат друг друга, но и не позволяют быть самими собой. Свобода действий и слова теряется, когда вы испытываете страх что-то сказать или сделать, что будет отрицательно воспринято окружающими. Вы не можете быть собой, потому что вас другие люди не хотят принимать в таком виде. Всем удобно, чтобы вы были послушным и приветливым человеком. Такой подход избавляет от необходимости решать проблемы, связанные с разницей во мнениях и желаниях. Вот почему люди не слышат друг друга: они уже считают вас должными прислушиваться к ним, быть не собой, а казаться послушными и со всем соглашающимися.
Людям удобно, когда с ними во всем согласны. Но ведь вы в таком случае не позволяете себе быть собой! В такие минуты необходимо принять для себя важное решение: будете вы угождать капризам и желаниям других людей или позволите себе быть собой, будучи готовыми к тому, что не всем людям будете нравиться?
Слушайте, видьте, делайте…
Слушайте и забывайте! Многое из того, что вам говорят, не имеет никакого значения. Если в кругу интеллигентных людей вам будут говорить лишь то, что является правдой, то в реальном мире прохвостов, бедняков и корыстных людей вы можете услышать много лжи и неправды. Вам могут сказать все что угодно, и многое из этого может оказаться неправдой. Поэтому лучше верить словам лишь тех людей, которых вы хорошо знаете. В противном случае слушайте и забывайте! Не следует акцентировать внимание на том, что вам говорят. Если вам не дают полезной информации, тогда забывайте ее, поскольку тот, кто вам что-то сказал, скорее всего, забудет свои слова.
Видьте и запоминайте! Все, что вы видите, запоминайте. Познавайте людей и верьте им лишь по тому, что они делают. Нет более красноречивого разговора, чем поступки, которые человек совершает, ведь они требуют у него времени, сил, желания, а это самое драгоценное, что только может быть у индивида. Поэтому все, что вы видите со стороны других людей, запоминайте. Также фиксируйте все, что вас окружает. Таким образом, вы познаете материальный мир, который честно демонстрирует себя. Поэтому не закрывайте глаза на правду, которую вы познаете через них.
Делайте и понимайте! Ваши поступки должны быть обдуманными и аргументированными. Это полезно лично для вас и познавательно для окружающих людей. Понимайте, что вы делаете. Не нужно действовать импульсивно. Если вы не хотите постоянно сталкиваться с трудностями, тогда думайте, к чему приведет тот или иной ваш поступок. И лишь когда вы видите результаты своих действий, начинайте совершать поступки, чтобы достичь того, чего хотите.
Слушайте, думайте и выбирайте сами
Современный век человека наполнен различного рода информацией. В настоящее время каждый имеет доступ к многообразию информации по любому вопросу. Если раньше лишь избранные могли читать книги и распространять знания, то сейчас это могут делать все. Но вместе с прогрессом и доступностью информации человек столкнулся с противоречиями этой информации. Практически на любое слово или выражение можно найти «антоним», опровергающий или взаимозаменяющий материал. Так, например, мужчины говорят, что существует логика (мужская логика) и женская логика. Ученые же, изучившие мыслительные процессы людей обеих полов, знают, что логика одна на всех, просто мужчины и женщины мыслят по-разному.
Выходит, что информация может быть противоречащей, противопоставимой, а также ложной или истинной. Известно, что истина не имеет контраргументов, существуют лишь факторы, которые взаимозаменяют ее. Например, как день и ночь – противоположны друг другу, но взаимозаменяемые. День не может существовать без ночи, а ночь – без дня. Вся остальная информация, придуманная самим человеком путем своего становления на протяжении столетий, может быть опровергнута, не доказана, ложна и контрагрументирована. Это говорит лишь о том, что человеческие выводы не всегда являются всеобъемлющие и логичные. К сожалению, человек способен совершать ложные выводы, так как часто руководствуется помимо разума и логики собственными страхами, шаблонами, общественным мнением и узким взглядом на мир.
Слушайте, думайте и выбирайте сами! Это лозунг, который можно применять любому человеку. Каким бы авторитетным ни было лицо, всегда помните, что все, исходящее из человека, может быть ложным. Если вам о чем-то говорят или рассказывают прописные истины, подвергайте их проверке. Не следует слепо следовать за чьими-то идеями, лишь потому что они исходят от него. Как и любой простой человек, даже авторитетное лицо может ошибаться. Поэтому не просто слушайте, но и думайте и выбирайте сами то, что соответствует истине, по вашему мнению. Не исключено, что и вы ошибетесь, однако это лучше, нежели слепо следовать за кем-то.
Не будьте патриотами какой-либо идее! Помните, что многие вещи можно опровергнуть, особенно если они придуманы самим человеком. Лишь истина не требует доказательств, так как ее проявления видны любому человеку в повседневной жизни. Не следуйте за людьми, которые являются патриотами каких-либо идей! Зачастую у таких людей закрыты глаза на то, что может опровергнуть их взгляд на жизнь. Верящие в Бога люди, например, не верят в инопланетян. Однако они могут заблуждаться, если, к примеру, инопланетяне и являются богами, создавшими людей. Но это всего лишь теории, так как научно и наглядно не доказаны человечеством.
Знайте, что патриоты своим идеям сами выбрали свой путь. Каждый человек является патриотом какой-то информации. Если вы сталкиваетесь с противоположным мнением, отличным от вашего, вы имеете право не принимать его, но также не имеете права добиваться от другого человека принятия вашей веры. Поймите, что как и другие люди, так и вы можете ошибаться в том, во что верите, даже если уверены, что ваше знание истинно. Принимайте тот факт, что другие люди могут жить иначе, в соответствии с другой верой, отличной от вашей. И в этом нет ничего плохого. Все люди разные, и пока неизвестна истина, не следует требовать от других быть патриотами вашей веры, а другим от вас – патриотом их веры. Придерживайтесь своего мнения, будьте гибкими в принятии некоторых новых идей, но не позволяйте себе или другим диктовать друг другу, как жить, во что верить и каким мировоззрением обладать. Уважайте как свои знания, так и знания других людей, которые отличаются от ваших.
Правила, позволяющие развивать умения слушать и слышать в итоге
Жаловаться на непонимание окружающих очень удобно, но абсолютно неконструктивно. Следует запомнить правила, которые позволят доносить до собеседников информацию, по возможности, в чистом виде:
Воспринимать истинную информацию несравнимо сложнее, но и тут существует правило, которое может облегчить задачу. Оно звучит так: «Правда состоит не в том, что человек сказал, а в том, почему он это говорит». Например, девушка спрашивает своего избранника: «Любимый, ты мне изменяешь?». Он отвечает: «Нет, не изменяю, не изменял и не собираюсь изменять никогда и ни за что». Правда для этой пары будет состоять не в отсутствии факта измены, а в том, что для данного молодого человека данная девушка дорога. Он не хочет, чтобы она нервничала и плакала. Он не хочет, чтобы она ушла. Значит, ему безусловно дороги эти отношения. Вот это и есть настоящая правда.
Слушать или слышать?
…Начинается конфликт. Это происходит не от общей неприязни друг к другу, она может появиться позже, а от того, что одни люди слышат, что им говорят, а другие слушают.
В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Слушать и слышать: схожее звучание, различный смысл. Сравните: “Да слушаю я тебя, слушаю”, и “Я тебя услышал”. Первый глагол ориентирован на процесс, второй – на результат, поэтому важно и слушать, и слышать собеседника, пытаться понять, какую мысль он хочет донести.
Слышать – значит не только обрабатывать звуковые сигналы, которые нам посылает собеседник, но и понимать смысл, который он вкладывает в свою речь, усваивать доносимую до нас информацию. Способность слышать играет важную роль в предотвращении и урегулировании конфликтов, так как их причиной часто является непонимание между собеседниками. Конфликт, причиной которого часто является непонимание, неспособность вести конструктивный диалог, может быть предотвращен или мирно урегулирован еще на начальной стадии, если собеседники сумеют услышать друг друга.
ПРЕИМУЩЕСТВА И ПОЛЕЗНЫЕ ПРИЕМЫ
Обладающий навыком не только слушать, но и слышать получает массу преимуществ: офисному сотруднику проще справляться с оставленной задачей, если он услышал и понял, что он него требуется, детям проще понять, по какой причине их ругают родители и не допускать впредь подобных ситуаций, супруги имеют возможность решать возникшие разногласия с помощью беседы, ряд примеров можно продолжать бесконечно. Умение услышать собеседника – навык, который пригодится любому для личной жизни, для карьерного роста, знакомства с новыми людьми и поддержания связей со старыми знакомыми.
Важнейший навык внимательного собеседника, который не только слушает, но и слышит, можно развить. Для этого существуют несложные приемы, которые, однако, дают ощутимый результат.
Познакомтесь с несколькими простыми, но очень мощными техниками коммуникации, которые мы даем нашим ученикам на Тренинге “Мастерство общения”.
И, конечно, нет ничего более эффективного для развития навыка внимательного слушателя, чем практика. Стараться в каждой беседе слышать, что пытаются до вас донести, анализировать сказанное, пытаться понять мысль говорящего – все это поможет слышать собеседника, избегать конфликтов и недопонимания.На нашем сайте Вы сможете записаться на курсы по личностному росту, подать заявку на бесплатные тренинги и принять участие в других мероприятиях в Москве. Телефон для связи: 8 (495) 755-44-92.
От слышать к слушать
От слышать к слушать
Человеческое общение на три четверти состоит из речевого общения. И все же устное сообщение легко забывается, а неумение слушать может дорого обойтись. В этой статье рассматриваются элементарные, но часто игнорируемые аспекты умения слушать.
Иствуд Атватер (Eastwood Atwater)
Человеческое общение на три четверти состоит из общения речевого (речь и слушание). И все же устное сообщение легко забывается, а неумение слушать может дорого обойтись.
Умение слушать особенно важно при неформальном общении, когда люди выражают свои настоящие чувства и отношения к собеседнику или предмету беседы. Это можно увидеть в общении «снизу вверх» в деловых и профессиональных кругах. Руководство имеет многочисленные каналы для передачи информации «сверху вниз», однако средства передачи информации «снизу вверх» малочисленны, обычно это передача устной информации по цепочке людей. Информация идет от человека к человеку, пока она в конечном итоге не достигает высшего уровня уже в отрывочном и искаженном виде. В этой статье рассматриваются характерные черты процесса слушания и различные аспекты умения слушать. Мы даем описание элементарного, но часто игнорируемого умения, связанного с необходимостью физического внимания к собеседнику. В заключение здесь рассматриваются различные стили слушания с учетом различий служебного и ролевого статуса собеседников.
Разница между слышать и слушать
В новом издании словаря Уэбстера «слушать» означает «делать сознательное усилие услышать звук» или «обратить на него внимание». Уже из этого ясно, что слушать — больше, чем слышать. По существу «слышать» — значит физически воспринимать звук. Тогда как «слушать» — значит воспринимать звуки определенного значения. Человек слышит в результате автоматической реакции органов чувств и нервной системы. Слушание же — волевой акт, включающий также и высшие умственные процессы. Чтобы слушать, необходимо желание. Иначе вы услышите вместо того, что вам говорят, только то, что вам нужно или хочется услышать, как это и случается довольно часто.
Мы слышим многое, но прислушиваемся лишь к незначительной части того, что слышим. Наши уши подвергаются такой бомбардировке звуками, что мы отключаем сознательное внимание от всего, кроме тех звуков, которые нас интересуют в данный момент.
Мы настолько привыкаем к ординарным звукам окружающей среды, что не обращаем на них никакого внимания, но это касается не всех. Например, коренные горожане не замечают шум проходящих автомашин и поездов, хотя у недавно поселившихся в городе он вызывает беспокойство. Сельские жители не заметят сверчка, тогда как горожанина его пение очаровывает. В обоих случаях люди не замечают звуки, обычные для их окружения, и могут обратить на них внимание, если они изменяются, прекращаются или на них специально обращается внимание.
Какое влияние оказывает на процесс слушания шум, т. е. громкие, неприятные и неупорядоченные звуки? Все мы знакомы с непосредственным эффектом шума — мышцы сокращаются, живот от нервного возбуждения напрягается, глаза начинают моргать. Некоторые даже вскакивают. Шум вызывает стресс, который сказывается на деятельности. В шумной обстановке мы думаем и принимаем решения намного медленнее, делаем больше ошибок.
Как ни странно, но люди быстро привыкают к шуму. Результаты эксперимента, проведенного с двумя группами людей, работавшими в условиях сильного шума и в совершенно тихой обстановке, показали, что шум оказывает психологическое воздействие на людей и изменяет их поведение. Но это влияние исчезает через три-четыре минуты, после чего люди начинают работать в условиях сильного шума так же хорошо, как и в тихой обстановке. Если простейшие операции или даже сложные арифметические действия не подвержены влиянию шума, то на операции, требующие, например, сосредоточения или необходимости одновременно осуществлять две операции, шум оказывает отрицательное воздействие.
Человек подвержен неприятному воздействию неравномерного шума, который не поддается контролю, как, например, визг автопокрышек на оживленных перекрестках. Длительное влияние шума отрицательно сказывается на восприятии звуков речи. Это было установлено при обследовании ньюйоркцев, проживающих в жилых домах, расположенных на оживленных автострадах. Уровень шума в квартирах увеличивался из-за конструкции зданий, поскольку звуки от движения легкового и грузового транспорта проникали в них через вентиляционные шахты. Самый высокий уровень шума наблюдался на нижних этажах, причем на восьмом этаже он составлял 66 дБ, что в 2 раза выше, чем на тридцать втором этаже. Обследование детей, проживающих в течение трех-четырех лет в таком здании, показало определенную зависимость между этажами, на которых дети жили, и их способностями слушать и читать. Дети, проживающие ниже одиннадцатого этажа, были невнимательны к обычным звукам, а также с трудом учились читать. Суть в том, что слушать внимательно в условиях шума трудно.
Слушание — активный процесс
Слушание становится возможным вследствие различия скорости устной речи и умственной деятельности слушающего. Обычно люди говорят со скоростью 125 слов в минуту, хотя мы можем воспринимать речь, произносимую со скоростью в три-четыре раза выше обычной, т. е. до 400 слов в минуту. Различие между скоростью речи и умственной деятельностью может стать причиной невнимания, особенно в случаях, когда говорят медленно или неинтересно. Мы можем быстро поймать себя на невнимании, поскольку слушание — активный процесс, но процесс внутренний. Как таковое слушание предполагает желание услышать, внимание к собеседнику.
Прежде всего надо хотеть слушать. Иначе слова попадут в глухие уши, как это часто и бывает. Я вспоминаю одного из своих друзей, мать которого всегда кричала ему: «Выбрось мусор!» Он говорил мне, что сперва задавал себе вопрос: «Слышал ли я ее?» Он ее слышал только тогда, когда этого хотел. Как бы наивно это ни звучало, но такое случается в то или иное время с каждым из нас. Ведь усталому или занятому человеку трудно слушать и еще трудней услышать.
Часто ли мы действительно слушаем, когда речь собеседника нам неинтересна или когда мы чувствуем себя усталыми? Да, мы слушаем, но вполуха, без энтузиазма. Оказывается, что мы почти ничего не услышали из того, что нам говорилось, поскольку на самом деле мы не слушали и в основном потому, что не хотели.
Чтобы услышать, мы должны заплатить вниманием. Именно «заплатить», т. е. отдать одно в обмен на что-либо другое. Слушая, мы «отдаем» наше внимание, нашу заинтересованность и усилия, с тем чтобы получить взамен информацию, понимание, а возможно, и комфорт или развлечение. Слушание — тяжелый труд, вот почему мы и не можем слушать долго. Но умение слушать — это еще и дар, ценнейший дар, которым можно одарить другого.
Слушание — активный процесс и в том смысле, что мы делим с говорящим ответственность за общение. Некий философ как-то сказал: «Правду могут высказать двое — один говорит, другой слушает». Мы часто не осознаем этого в силу предубеждения. Мы очень часто не проявляем достаточной активности, чтобы понять правильно говорящего.
Слушание — активный процесс и в том смысле, что оно требует определенных навыков. Вас это удивляет? Слушание на самом деле является умением общаться, и учиться этому надо в первую очередь, поскольку слушать приходится часто. Кроме того, из всех видов общения умению слушать меньше всего учатся и меньше всего совершенствуют. Каждый из нас может слушать более эффективно, но этому надо учиться.
Некоторые приемы очевидны, как, например, использование визуального контакта и определенных жестов. Другие менее очевидны и связаны с нашим отношением к собеседнику, пониманием, одобрением, эмпатией по отношению к говорящему.
Умение слушать «всем телом»
Мы говорим: «Я весь во внимании», когда горим особым желанием услышать что-нибудь интересное. Бессознательно мы принимаем соответствующую позу: поворачиваемся лицом к говорящему, устанавливаем с ним визуальный контакт, иными словами, внимаем собеседнику. Такое слушание «всем телом» выражает не только готовность слушать, физическое внимание, но и помогает процессу слушания и восприятия. Мы принимаем эту позу безотчетно. Но этим приемом следует пользоваться сознательно, поскольку осознанное умение быть внимательным — действенное средство повышения восприятия речи собеседника. Слушать и воспринимать означает не отвлекаться, поддерживать постоянное внимание, устойчивый визуальный контакт и использовать позу как средство общения.
Устойчивое внимание при общении помогает устранить все, что может отвлекать внимание. Если мы беседуем в многолюдном месте (например, на улице или в ресторане), то разумно отойти в сторону и отыскать «тихий уголок». Если разговор происходит дома, то лучше выключить телевизор или приемник, он невольно отвлекает внимание. Принимая посетителя в рабочем кабинете, целесообразно попросить секретаря отвечать на телефонные звонки. Частые вызовы по телефону могут создать впечатление (иногда ложное), что руководитель — человек занятой, а собеседник, которого он принимает, — всего лишь незваный гость. Когда же руководитель действительно занят, он должен сказать об этом прямо и попросить перенести беседу.
Необходимость быть внимательным настолько очевидна, что может вызвать удивление. Однако именно это — самое трудное в процессе слушания, именно поэтому так много людей слушают плохо. Психологи считают, что наше внимание отвлекается постоянно. Необходимость внимания к устному сообщению особенно возрастает в случаях, когда визуальный контакт затруднен или отсутствует, как, например, при телефонном разговоре. Направленное внимание повышает нашу способность воспринимать речь уже тем, что вызывает в мозге «волны ожидания», которые и повышают готовность услышать, что скажет собеседник.
Более того, внимание слушающего помогает говорящему; оно означает, что, слушая, собеседник продолжает общение. Экспериментальные исследования публичных выступлений и частных бесед показывают, что если слушатели от сознательного игнорирования говорящего переходят к активному вниманию, то тот начинает говорить быстрее, чаще использовать жесты, иными словами, «входит в роль», таким образом устанавливается общение.
Устойчивый визуальный контакт с говорящим не только показывает заинтересованность, но также вдохновляет собеседника продолжать речь, что в свою очередь помогает слушать его еще внимательнее. Как только представится случай, обратите внимание, на что направлен ваш взгляд и куда смотрит собеседник. Как смотрит на вас собеседник? Как вы отвечаете на его взгляд? Легко заметить, что вы смотрите на говорящего, как правило, больше, чем он на вас. Для начала естественной, непринужденной беседы в большинстве случаев первым шагом обоих собеседников является установление кратковременного визуального контакта, затем глаза мгновенно отводятся в сторону, после чего контакт восстанавливается, причем так происходит на протяжении всего разговора.
В работах по психологии можно часто встретить такую мысль: о собеседнике, который смотрит в глаза, создается благоприятное впечатление. Конечно, здесь ни в коем случае нельзя переусердствовать, пристальный взгляд может поставить говорящего (или слушающего) в неловкое положение. Постоянно следящий взгляд может быть истолкован как враждебность, особенно в напряженных ситуациях. Идеальным является взаимное стремление к контакту, который был бы естественным и приятным для обеих сторон и соответствовал обстановке и обсуждаемому вопросу.
Немаловажную роль для установления контакта и общения играет положительный язык поз и жестов. Поза может выражать желание или нежелание слушать или общаться. Когда собеседник немного наклонился вперед и одобрительно смотрит на Вас, он как бы говорит тем самым: «Я весь во внимании». Если же он небрежно развалился в кресле, то он явно не заинтересован в общении. Позы могут говорить об отношении к собеседнику или к теме разговора. Так, скрещенные на груди руки, как правило, означают оборону, руки на бедрах — пренебрежение.
Если собеседник малоподвижен, да к тому же еще и не смотрит на говорящего, то скорее всего он уже давно думает о другом или просто «ушел в себя».
Говорящему понятен собеседник, отвечающий на языке поз и жестов. Но чрезмерно эмоциональная подвижность может отвлечь внимание обоих. Слушающий подчас невольно копирует позы и жесты говорящего, как будто подбадривает: «Я с вами»..
Язык поз, визуальный контакт и устойчивое внимание помогают слушать эффективно, но каждый из нас пользуется этими средствами по-разному. У каждого своя характерная походка, свои манеры говорить и смотреть, своя, индивидуальная, манера слушать.
В стиле слушания отражаются наша личность, характер, интересы и устремления, положение, пол и возраст. Многое, конечно, зависит от ситуации, например, общение на работе иное, чем в домашней обстановке, когда мы не торопимся и отдыхаем, и т. д. По существу, умение слушать требует гибкости при выборе стиля с учетом особенностей собеседника и обстановки, в которой происходит общение.
Врачи-психологи считают, что 80 % ответов на речевое общение могут означать следующие реакции слушающего на речь и поведение собеседника: оценку, толкование, поддержку, уточнение и понимание. Остальные 20 % приходятся на случайные ответы и ответы, не имеющие значения для общения. Самыми распространенными ответами являются реакции оценки, менее распространенными (по силе реакции) являются ответы-толкования, поддержка и уточнения. Отзывчивость или понимание встречаются крайне редко.
О чем же думают те, кто нас слушает? Что они слышат, когда слушают нас? Категоричный собеседник судит о явлениях примерно так: «Это — хорошо» или «Это — плохо». Рассудительный слушатель подумает примерно так: «Вы говорите это, чтобы я почувствовал себя виноватым» или «Теперь мне понятно, почему вы это сказали». Сочувствующий собеседник очень быстро соглашается (или выражает свое сочувствие говорящему), делая, к примеру, такие замечания: «Вы абсолютно правы» или «Я вам сочувствую». Аналитический слушатель, наоборот, склонен задать вопрос: «Когда?» или сказать: «Приведите мне конкретный пример». Однако эти реакции называют «помехами» общения. Именно отзывчивый слушатель сумеет активно использовать молчание, рефлексивные и эмпатические реакции.
А как слушаете Вы сами? Как отвечаете, как реагируете? Спросите своих друзей! Их оценка может оказаться для Вас неожиданной.
Стиль слушания определяется также служебным положением говорящего и слушающего. Обычно внимательно слушают тех, кто занимает более высокий пост, особенно в случаях, если хотят извлечь из этого для себя какую-нибудь пользу. С другой стороны, люди, занимающие более высокий пост, не всегда внимательны. В разговоре работников разного статуса или ранга человек, занимающий более высокое положение, может скорее остановить собеседника, чем наоборот.
А о чем говорит ваш опыт? Создается ли у вас впечатление, что люди с более высоким положением действительно слушают? Или они слушают просто из вежливости? А теперь ответьте сами себе: слушаю ли я людей, стоящих ниже на служебной лестнице? Выслушиваю ли их до конца или часто перебиваю?
Стиль слушания определяется и тем, кто наш собеседник — мужчина или женщина. Анализ записей разговоров позволил установить существенные различия в поведении мужчин и женщин. Когда разговаривают двое мужчин или две женщины, то они перебивают друг друга примерно одинаково часто. Но когда разговаривают мужчина и женщина, то мужчина перебивает женщину почти в 2 раза чаще. Примерно одну треть времени разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить то направление разговора, которое было в момент, когда ее перебили.
Мужчины склонны сосредоточиваться больше на содержании разговора, тогда как женщины больше уделяют внимания самому процессу общения. Средний мужчина слушает внимательно только 10-15 секунд. Затем он начинает слушать самого себя и искать, что бы добавить к предмету беседы.
Психологи считают, что слушать самого себя — привычка чисто мужская, которая закрепляется путем тренировки в уточнении существа разговора и приобретении навыков решения проблем. Поэтому мужчина прекращает слушать и сосредоточивается на том, как бы прервать разговор. В результате мужчины склонны слишком быстро давать готовые ответы. Они не выслушивают собеседника до конца и не задают вопросов, чтобы получить больше информации перед тем, как сделать выводы. Мужчины склонны замечать ошибки по существу разговора и вместо того, чтобы подождать также и хороших высказываний, хватаются скорее за ошибку.
Женщина, слушая собеседника, скорее увидит его как личность, поймет чувства говорящего. Женщины реже перебивают собеседника, а когда перебивают их самих, то возвращаются к тем вопросам, на которых их остановили.
Но это вовсе не означает, что все мужчины невосприимчивые и некорректные слушатели, как и то, что все женщины — слушатели душевные и отзывчивые. Это далеко не так. Мужчины и женщины могут занимать разное положение в обществе и играют разные роли, а поскольку у каждого свой характер, то и мужчинам, и женщинам свойственны все указанные выше стили слушания. Те, кто работает с людьми, а именно психологи, воспитатели и учителя, часто слушают, комбинируя подходящие приемы, свойственные как мужчинам, так и женщинам.
Теперь, когда мы знаем, кто как слушает и как это делаем мы сами, зададим себе вопрос: можем ли мы изменить свою манеру слушать? Да, можем. Опыт обучению приемам общения показывает, что можно добиться заметных успехов в совершенствовании своих навыков слушать уже после недолгой тренировки. Еще лучше выполнять упражнения и сознательно совершенствоваться в повседневном общении.