Символ новой голландии что за птица
Новая Голландия в Санкт-Петербурге — популярная культурная площадка города
Остров Новая Голландия в дельте Невы — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма, по сути, это 2 рукотворных острова, появления которых неразрывно связано с историей Адмиралтейства.
Действительно, если посмотреть на карту Санкт-Петербурга, то можно увидеть треугольный остров в Адмиралтейском районе. Точнее, это даже два острова, разделённых Ново-Голландским каналом. Правильная форма не оставляет сомнения в искусственном происхождении Новой Голландии.
Острова в дельте Невы возникли в 1719 году в результате прорытия между Невой и рекой Мойкой 2-х каналов: Крюкова и Адмиралтейского для нужд судостроителей. Авторство современного названия, по преданию, принадлежит самому Петру I.
Название и ранняя история острова
В годы становления города на Неве — царь Пётр I приглашал голландских кораблестроителей для работы на верфях на левом берегу Невы. Первоначально «Голландией» в Санкт-Петербурге называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса.
После прорытия двух каналов склады были перенесены на образовавшийся остров. Петру I эта обстановка настолько напоминала иностранный порт и Голландию, что рукотворный остров получил название «Новая Голландия».
Пруд в центре острова и «Голландский домик»
В 1719 году бригада подрядчика Семёна Крюкова рыла канал от реки Мойки до Невы. Он предназначался для сплава по нему леса на верфи Адмиралтейства и перевозки других строительных материалов. В процессе прокладки Крюкова канала и образовался треугольный кусок суши, на который в 20-х годах XVIII века были перенесены склады Адмиралтейства.
Первоначально в Новой Голландии располагались склады и мастерские, но оставалось место для отдыха царя Петра I. На территории Новой Голландии появился пруд правильной формы. Многие исследователи утверждают, что там был расположен скромный дворец Петра I.
Как гласит предание, по приказу Петра I в центре острова выкопали пруд и построили небольшой деревянный «дворец» — «Голландский домик», вокруг которого посадили плодовые деревья. Этому есть документальные свидетельства, в том числе одна из ранних карт Санкт-Петербурга.
Первый военный порт России
В 1721 году согласно указу Петра I на острове Новая Голландия был основан — первый военный порт России. Позднее появились две протоки — от Мойки и от Крюкова канала, заканчивающиеся в «Ковше» — центральном пруду Новой Голландии.
Окончательно остров сформировался к 1730-м годам. Тогда же Новая Голландия была передана в ведомство Адмиралтейств-коллегии. В 1732 году Адмиралтейство поручило архитектору Ивану Кузьмичу Коробову построить сеть бассейнов и ряд складов по периметру острова для нужд судостроителей и Галерной верфи.
Так, на острове Новая Голландия появились первые деревянные амбары и сараи, в которых хранились корабельные леса, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов. Постройки были возведены архитектором Иваном Коробовым.
Архитектурный комплекс и новаторство
С течением времени места стало не хватать на острове, и тогда решили провести комплексную реконструкцию острова с заменой всех построек на каменные. К тому времени на посту главного архитектора Адмиралтейств-коллегии Ивана Коробова сменил его ученик Савва Чевакинский.
К 1753 году на основе планировки Коробова он разработал первый проект перестройки Новой Голландии, который не был осуществлен из-за недостатка средств. Перестройка острова началась спустя 10 лет. 27 октября 1763 года Адмиралтейств-коллегия поручила Савве Ивановичу Чевакинскому возведение на острове Новая Голландия амбаров:
таким же образом расположенных, как прежние сараи были, токмо на каменных столбах с отлогими для удобной таски эленгами.
Архитектурный комплекс острова «Новая Голландия» был возведён в стиле раннего классицизма в 1765—1780 годах. В основу нового складского комплекса был положен проект Саввы Ивановича Чевакинского. Он предложил новаторскую идею сушки леса не в штабелях, а стоймя.
Таким образом удалось увеличить вместимость складских помещений и избежать гниения дерева. Здания были построены из красного кирпича и лишены обычной для того времени штукатурной отделки.
Каменные фасады и редкая Арка
Когда в 1788 было прекращено строительство по предыдущему проекту, разработку фасадов для Новой Голландии поручили новому архитектурному фавориту двора — Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту. Отделку фасадов производили уже в соответствии с его проектом.
Проектируя фасады складов, Деламот задумал подчеркнуть торжественность сооружений аркадным принципом: он акцентировал портиками центры арок и украсил парными колоннами скругленные угловые сараи, создав таким образом впечатление композиционного единства комплекса.
Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту принадлежит знаменитая классицистическая арка, переброшенная через канал, соединяющий внутренний бассейн «Ковш» с Мойкой. Построенная в 1779—1787 годах Арка Новой Голландии — редкое сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита.
Из блоков этого гранита были сложены колонны дорического ордера, несущие мощный антаблемент, придающий этому сооружению гармонию и монументальность. Высота арки составляет — 23 метра, а ширина пролёта — 8 с лишним метров.
Так, благодаря Деламоту появился великолепный портал в классическом стиле, ставший символом острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге. Арка перекинута через Ново-Голландский канал и обрамляет вход на остров со стороны Мойки. Необычное сочетание красного кирпича и гранита, а также гигантские серые колонны создают впечатление средневекового замка.
Интересный исторический анекдот
Арка Деламота была рассчитана на другую ширину канала, а корпуса Саввы Чевакинского составляли более острый угол, чем позволяла территория острова. Кроме того, проекты невозможно было совместить.
Позднее Чевакинский пытался исправить ещё одну ошибку: неправильный расчёт места под сваи у Адмиралтейского канала. Эта оплошность повлекла за собой отстранение архитектора от строительства Новой Голландии, и на его место был назначен инженер Иоганн Герард.
До наших времен дошел исторический анекдот. Якобы, главный руководитель строительства складов, подполковник Иоанн Герард, в начале работы потерял чертежи Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота и сделал попытку утвердить свой собственный план острова. Не желая признаваться в утрате, Герард якобы, стал строить по памяти, и преуспел.
Осмотрев готовые строения, Валлен-Деламот не имел претензий. По другой версии, в коллегии нашлась копия чертежей, выполненная и исправленная Чевакинским, и Герарду пришлось дорабатывать именно этот план. Он занялся кропотливой переработкой проекта и внёс большое количество конструктивных поправок. Чертежи Герарда были утверждены весной 1767 года.
Арка — символ острова Новая Голландия
Строительство арки затянулось на семь лет и было завершено только в 1777 году. Однако в 1782 году порталу потребовалась реконструкция и переборка антаблемента, которая закончилась к 1784 году. В целом, проект так и не был осуществлён до конца: помешали войны с Турцией и Швецией, которые велись в 1788–1789 годах.
Не были закончены работы по внутреннему бассейну комплекса, не была возведена вторая арка, по Крюкову каналу, и даже стены комплекса остались неоштукатуренными. Однако складские помещения активно использовались, а сам комплекс зданий, декорированный Деламотом, воплощённый Герардом и его преемником Михайлой Ветошниковым, стал одним из лучших образцов раннего классического стиля в российской архитектуре.
Фрегат для детей, павильон «Бутылка» и много чаек: гид по Новой Голландии
Уже 27 августа состоится открытие острова Новая Голландия. Рассказываем, каркас какого корабля предоставят детям в виде детской площадки, зачем в травяном саду высадили укроп и тимьян, почему символом острова стала чайка и всем ли обещают свободный вход.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ОСТРОВА:
Остановка «Площадь Труда»
Автобусы: 3, 6, 22, 27, 70, 71, 100; Троллейбусы: 5, 22
Маршрутные такси: К-6, К-62, К-124, К-169, К-186, К-187, К-306, К-350
Остановка «Улица Писарева»: Маршрутные такси К-124, К-186
Вход свободный для всех круглый год, но если вам меньше 14 лет, то на Остров нужно будет прийти со взрослым.
Одна из гордостей проекта ― детская площадка, которая представляет собой огромный каркас фрегата «Петр и Павел» в масштабе 80%. Длина объекта 26 метров, высота ― 6 метров. Горки, канаты, пушки, подзорные трубы и штурвал ― здесь есть все, чтобы маленькие посетители острова смогли себя почувствовать настоящими мореходами, и напрямую свяжет их с историей острова и его основателя Петра I.
Как и раньше, на территории острова можно найти место, где полежать, посидеть на газоне или устроить пикник. Однако обратите внимание, что еду и напитки можно приобрести только на Острове, приносить с собой ничего нельзя. Скоро на Новой Голландии откроется большой ресторан и кулинария в здании «Кузни», а пока утолить свой голод можно будет в двух киосках. В одном из них расположится Ferma at Home, проект Максима Ливси и Феди Тардатьяна. Здесь они будут готовить свои знаменитые черные бургеры и кукурузу с сыром манчего. А киоск у площадки для петанка займёт проект DELI от сети пекарен «Волконский». В меню супы, салаты, ланч-боксы, сэндвичи и, конечно же, десерты и свежая выпечка.
В Информационном центре можно будет взять напрокат фрисби, шашки и шахматы, снаряжение для пинг-понга, петанка или бадминтона. Парковки для велосипеда находятся здесь же.
Проводить камерные выставки, лекции, образовательные программы и другие мероприятия проекта будут в Павильоне ― самом большом временном объекте на территории острова. Первым событием, которое откроет Павильон, станет выставка «Чувственные опыты» стипендиатов Музея современного искусства «Гараж». Она продлится с 27 августа по 25 сентября.
Как заявлено в официальной группе проекта в FaceBook, в парке было посажено более 200 взрослых деревьев из немецких питомников: липы, клёны, ивы и даже новогодняя ёлка. Также на территории острова перед зданием «Кузни» разбит травяной сад. Вместо замысловатых клумб было решено посадить растения, которые чаще всего встречаются в огородах и палисадниках за городом: укроп, тимьян, мелисса, лаванда и мята.
Позднее, в 2016 и 2017 году, откроются здания «Кузни», «Бутылки» и Дом Коменданта.
«Кузня» (ноябрь, 2016 год) ― в здании бывшей кузницы расположится клуб и ресторан «Кузня». Помимо утоления голода здесь можно будет проводить время почти круглосуточно: организовывать встречи, общаться, работать, слушать музыку, посещать лекции и кинопоказы.
«Бутылка» (2017 год) ― здание бывшей тюрьмы поделит по этажам тематические направления арендаторов. Так, первый этаж будет посвящен еде и всему, что с ней связано. Второй этаж будет посвящен дизайну и моде. Третий этаж соберет проекты, связанные со здоровьем и красотой. Чердак здания, станет свободным от взрослых пространством. Здесь планируется образовательный клуб для детей и подростков «Чердак», где они смогут получить навыки в разных сферах современных медиа. Внутренний двор здания будет задействован под мероприятия, например, под новогодний базар в декабре 2016 года.
Дом Коменданта отдадут под офисные помещения креативной команды проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация» и девелоперов, а также реставраторов, инженеров и строителей.
ПОЧЕМУ СИМВОЛ ОСТРОВА ― ЧАЙКА?
Чайку придумал московский художник Дмитрий Пантюшин, над которым в день приезда на Новую Голландию кружились эти самые птицы. Сначала чайка появилась на вывеске временного кафе «Новая Голландия», а потом и вовсе осталась жить на острове. Здесь она встретит гостей всюду: на входе, на канализационных люках, столбах фонарей.
Выберите тип маршрута и кликните на карте для указания места отправления
Новая Голландия: история и мифы рукотворного острова
Дельта Невы, где расположен Санкт-Петербург, представляет собой множество островов, разделенных протоками, впадающими в Большую Неву речками и искусственными каналами. Поэтому сколько на территории города островов, сказать сложно. Лет 150 назад их было более сотни, а сейчас по разным данным насчитывается от 33 до 42.
Наряду с естественными островами, имелись и искусственные, образовавшиеся после прокладки каналов. В настоящее время единственный рукотворный остров – Новая Голландия – считается одним из самых загадочных мест в Петербурге.
Рождение Новой Голландии
Если посмотреть на карту города, то можно увидеть треугольный остров в Адмиралтейском районе. Точнее, это даже два острова, разделенных Ново-Голландским каналом. Правильная форма не оставляет сомнения в искусственном происхождении Новой Голландии, хотя она-то как раз, скорее всего, случайность.
В 1719 году бригада подрядчика Семена Крюкова рыла канал от реки Мойки до Невы. Он предназначался для сплава по нему леса на верфи Адмиралтейства и перевозки других строительных материалов. В настоящее время Крюков канал длиннее, но участок от Мойки до Фонтанки появился в 30-х годах XIX века, а в 40-х засыпали часть от Адмиралтейского канала до Невы.
В процессе прокладки Крюкова канала и образовался треугольный кусок суши, на который в 20-х годах XVIII века были перенесены склады Адмиралтейства.
Петру I это место напоминало Голландию, и рукотворный остров получил соответствующее название. Первоначально здесь располагались не только склады и мастерские, но и место отдыха государя. По его приказу в центре острова выкопали пруд и построили небольшой деревянный «дворец» — «Голландский домик», вокруг которого посадили плодовые деревья.
В 1721 году согласно указу Петра I на острове был основан военный порт, первый России. Позднее появились две протоки (от Мойки и от Крюкова канала), заканчивающиеся в «Ковше» — центральном пруду Новой Голландии. Долгое время попасть внутрь острова можно было только по этим водным магистралям, и простых обывателей туда не пускали. Вот и распространялись по городу различные, порой невероятные слухи о тайнах, скрытых за высокими кирпичными стенами пакгаузов.
Архитектура рукотворного острова
Впрочем, при Петре I все постройки Новой Голландии были деревянными, а кирпичные здания здесь начали возводить в середине XVIII века, тогда же появился и канал, разделивший остров на две части.
Новые склады, взамен обветшавших, построили по проекту Саввы Ивановича Чевакинского из красного кирпича без традиционной для того времени отделки штукатуркой. Это придало зданиям мрачный и таинственный вид, что еще больше усилило загадочность острова.
Новая Голландия всегда была территорией военных, даже тюрьма, построенная на острове в 1829 году, принадлежала Военному ведомству. Круглое строение сначала именовали «Башней», а затем за ним закрепилось название «Бутылка».
Среди мрачных и даже зловещих архитектурных сооружений Новой Голландии особое внимание привлекает величественная арка, проект которой сделал архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Арка перекинута через Ново-Голландский канал и обрамляет вход на остров со стороны Мойки. Необычное сочетание красного кирпича и гранита и гигантские серые колонны создают впечатление средневекового замка. Глядя на арку сложно поверить, что за ней вход в обычные армейские склады.
Мистически и романтически настроенные жители Санкт-Петербурга в это и не верили.
Тайна Новой Голландии
Слухи и мифы о Новой Голландии ходили в Петербурге самые разнообразные, причем в равной степени и во времена Российской империи, и в период Советского Союза. Мрачные кирпичные стены острова не могли не хранить зловещие тайны, которые так хотелось узнать. Именно недоступность, закрытость территории чаще всего и рождает легенды.
Довольно долго считалось, что Новая Голландия – сердце масонской организации, и даже на некоторых кирпичах нанесены знаки этого тайного общества. Ну а рассказы о масонах, как правило, сопровождаются слухами о спрятанных сокровищах. Казалось совершенно очевидным, что не может закрытая территория в центре города существовать просто так.
Начиная с 90-х годов прошлого века на остров мог попасть любой желающий, и молодежь, обожающая всякие тайны и старые развалины, там бывала нередко. Однако город неохотно отказывался от одной из своих тайн.
Поэтому, когда в 2000 году Новая Голландия была «открыта» официально в связи с организованной там выставкой современного искусства, многие горожане были разочарованы, увидев только старые здания и склады на фоне зеленой лужайки.
В настоящее время существует проект реконструкции Новой Голландии, подготовленный британским архитектором Норманом Фостером. На территории острова предполагается сохранить все исторические здания, но сделать их культурными объектами. Например, в помещении бывшей Морской тюрьмы оборудовать один из залов Петербургской Филармонии.
История одного объекта: Новая Голландия
Остров тут же был приспособлен под склады для корабельного леса и мастерские. Но примечательно, что в центре Новой Голландии по приказу Петра I выкопали пруд и построили небольшой деревянный «дворец» — «Голландский домик», вокруг которого посадили плодовые деревья. Это было место отдыха для государя.
Новая Голландия: было
Но Чевакинский попадает в немилость с приходом к власти Екатерины II. Проект был передан Жану Батисту Валлен-Деламоту, стороннику классических форм. Французский архитектор берет руководство над строительством в свои руки, и Новая Голландия получает складские корпуса из красного кирпича, рассчитанные на хранение леса для 15 кораблей. С учетом различных габаритов бревен, которые должны были храниться вертикально, склады строились различной высоты – со стороны Мойки склады поднимаются ритмичными уступами. Для доставки леса внутри Новой Голландии вырыли обширный бассейн с двумя протоками – в Мойку и Крюков канал.
Над каналом, соединяющим внутренний бассейн с Мойкой, возвели уникальную арку. Она предназначена выполнять не только декоративные функции, но и механические – гасить давление на торцевые стены складов опирающихся на них бревен. В итоге арка стала самым запоминающимся символом Новой Голландии. Сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита, из блоков которого сложены колонны тосканского ордера, придает арке монументальность. Ее высота составляет 23 метра, а ширина пролета — около 8 метров.
В конце 20-х годов XIX века в незастроенной западной части Новой Голландии была отведена территория для постройки военной тюрьмы. Два восстания – Семеновского полка (1820 г.) и восстания декабристов (1825 г.) – послужили поводом к реализации данного проекта, который выполнил архитектор Военного ведомства Александр Егорович Штауберт. Проект был утвержден в апреле 1828 г., а уже через год на территории Новой Голландии было построено кольцеобразное трехэтажное здание с внутренним круглым двором.
Первый этаж тюрьмы занимали охрана, арестантская кухня, пекарня и кладовые. На втором и третьем этажах были камеры, рассчитанные на размещение 500 заключенных. В «бутылке» для заключенных моряков была введена прогрессивная система: отбывая наказание, они осваивали новую профессию и получали зарплату, которая выдавалась перед освобождением. В камерах заключенные только ночевали.
Вблизи тюрьмы на берегу Мойки в 1840-х гг. был построен трехэтажный дом коменданта Новой Голландии. Чуть позже, в середине XIX века в той же части острова по проекту военного инженера Михаила Пасыпкина выстроили кирпичную кузницу на месте старой кузни, заложенной еще при Петре I.
Новая Голландия долгое время оставалась объектом морских военных ведомств и сыграла значительную роль в развитии военного отечественного кораблестроения.
В конце XIX века на острове, с одобрения Дмитрия Ивановича Менделеева, была оборудована специальная лаборатория для работ по испытаниям бездымного пороха. В состав лаборатории входила и… «комната для взрывов». Тогда же, по инициативе того же Менделеева на территории пруда, который был на острове, был выстроен первый в России и шестой в мире «опытовый бассейн» — лаборатория для испытаний и исследований моделей кораблей. «Опытовый бассейн» действовал под руководством академика Алексея Николаевича Крылова, основоположника теории корабля. Он возглавлял исследования, связанные с теорией плавучести корабля, проводившиеся в бассейне в 1900-1908 гг. С 1910 по 1914 год здесь испытывали практически все модели российских кораблей и подводных лодок: линкоры «Севастополь» и «Императрица Мария», крейсеры «Измаил», эсминцы «Новик», подводные лодки «Барс», а также гидросамолеты.
В 1915 году в Новой Голландии оборудовали самую мощную на тот момент в России радиостанцию морского штаба, прославившуюся в том числе и тем, что с ее помощью в ноябре 1917-го большевики вели информационную войну с генералом Красновым.
Новая Голландия, 1987 год. Фотография Волкова Алексея Сергеевича.
В советские годы на территории Новой Голландии находились склады Ленинградской военно-морской базы. Все годы своего существования остров был закрыт для посещения, что породило немало городских мифов и легенд. Совершенно очевидно, что не может закрытая территория в центре города существовать просто так. Например, считалось, что Новая Голландия – сердце масонской организации, якобы на некоторых кирпичах можно найти знаки этого тайного общества. Ну а там, где масоны – там и спрятанные сокровища. А пока территория была заброшена, горожане и туристы ходили к Новой Голландии «посмотреть на бобров» — эти животные облюбовали себе место под насыпью и их не смущали ни масоны, ни другие легенды.
Новая Голландия: стало
За века город вырос, и некогда промышленная зона географически оказалась в самом центре современной культурной столицы. Встал вопрос о превращении некогда большой промышленной территории в новое городское пространство с условием сохранения уникальных построек. Еще в 1970-х годах появились проекты превращения острова в культурный центр. Через 20-ть лет, в 1990 году вернулись к одному из таких проектов архитектора Вениамина Фабрицкого. Этот проект предполагал размещение в отреставрированных зданиях учреждений культуры, среди которых – филиалы Мариинского театра и БДТ, художественные студии, а в центре острова – площадки для музыкальных представлений. Главным условием проекта был вывод военных с острова, что на тот момент не произошло, от идеи преобразования пришлось отказаться.
Через несколько лет, в 1997 году художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев обратился к президенту России Борису Ельцину с просьбой рассмотреть возможность реконструкции Мариинского театра, включив в комплекс театральных зданий Новую Голландию. Такой проект был выполнен американским архитектором Эриком Моссом. В его проекте также сохранялись все исторические постройки. Но в конкурсе проектов реконструкции Маринки он не выиграл.
Проект Нормана Фостера
Военные покинули остров в конце 2004 года, в феврале 2006 года подвели итоги тендера на реконструкцию территории Новой Голландии. Наиболее удачной была признана концепция английского архитектора Нормана Фостера: на территории планировалось построить культурный центр площадью 180 тыс. кв. м с помещениями под офисы, магазинами, гостиницами, галерей искусств, подземным паркингом. Архитектурной доминантой проекта должен был стать Дворец Фестивалей площадью 16,3 тыс. кв. м с концертным залом и открытым амфитеатром. Новую Голландию должен был накрыть стеклянный купол. В реконструкцию предполагалось вложить 319 млн. долларов и завершить ее за три года.
Тендер на выполнение работ выиграла компания ООО «СТ Новая Голландия». Однако в процесс преобразования острова вмешался экономический кризис. Работы по реконструкции были остановлены.
В 2010 году состоялся новый конкурс для инвесторов, в котором участвовали компания ООО «Меридиан» и компания Романа Абрамовича «Новая Голландия девелопмент». Ставки заметно увеличились: первая компания предложила вложить в реконструкцию 10,7 млрд рублей, вторая — 12 млрд.
Проекты оценивались по четырем критериям: объему инвестиций, ценности, срокам и объемам окупаемости. В результате победила компания Романа Абрамовича, которая обошла соперника, предложив больше денег и меньший срок окупаемости — 14 лет против 17. Весной 2011 года компания победитель объявила о конкурсе архитектурных проектов. Его выиграла студия WorkAC.
В июле 2011 года впервые за триста лет комплекс открылся для посетителей в рамках сезонного проекта «Лето в Новой Голландии».
Сейчас жители города являются свидетелями того, как бывшая промышленная зона превращается в центр современной культуры и городскую зону отдыха. За рубежом подобная практика существует уже давно. С недавних пор подобные проекты стали реализовываться и в нашей стране, например, «Красный Октябрь», «Винзавод», «Фабрика Станиславского» и другие комплексы в Москве. В северной столице реконструкция Новой Голландии – первый масштабный проект такого рода.
Во всех подобных случаях самую непростую задачу решают архитекторы и дизайнеры проекта: как вдохнуть новую жизнь в старые стены… От идеи строительства новых зданий на острове отказались в пользу идеи создания парковой зоны, а все коммерческие площади было решено разместить в реконструированных исторических постройках. При этом девелопер не просто ведёт бизнес, но и полностью курирует новое городское пространство: отбирает арендаторов, формирует программу культурных событий и контролирует целостность концепции.
С осени 2011 года на объекте «Ансамбль Новая Голландия» начались работы по консервации и устранению аварийности на всех исторических корпусах острова. ООО «АйБи Девелопмент» в рамках консультационного договора с ООО «Новая Голландия Девелопмент» сопровождало подготовку к выполнению этого комплекса мероприятий, а именно: контролировало разработку проектной документации, рассмотрение и согласование проекта в КГИОП, осуществляло подготовку к началу консервативных и противоаварийных мероприятий на исторических объектах.