н и новиков что сделал кто такой
НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
В журнале «Кошелёк» (1774 год) Н.И. Новиков публиковал материалы, посвящённые обличению галломании в русском обществе и защите нациаональной самобытности русской культуры. Значительная часть материалов в этих журналах принадлежала Н.И. Новикову, однако его авторство в ряде случаев оспаривается исследователями (напр., «Писем к Фалалею» и антикрепостнического «Отрывка путешествия в ***И*** Т***»). Одновременно Н.И. Новиков опубликовал составленный им первый в России биобиблиографический справочник «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772 год, включал сведения о 315 русских писателях XI-XVIII веков).
Конфликты с властью у Н.И. Новикова начались в 1784 года, когда обнаружилось, что он опубликовал два учебника, право на издание которых принадлежало одному из петербургской типографов. Они были конфискованы, а деньги за проданные экземпляры взысканы с Н.И. Новиковм. В 1786 году по указанию имп. Екатерины II составлена опись всех книг, изданных Н.И. Новиковым (6 книг на масонскую тематику запрещено продавать), а митрополит Московский Платон (Левшин) испытал Н.И. Новиков «в законе нашем» (православии). Хотя Н.И. Новиков был признан добропорядочным христианином, он остался под подозрением у императрицы. В 1788 году Екатерина II запретила продлевать Н.И. Новиков срок аренды университетской типографии. С 1790 года Н.И. Новиков находился под постоянным полицейским наблюдением. Весной 1792 года арестован и доставлен в Санкт-Петербург. Обвинялся в обмане рядовых масонов в целях личного обогащения, в отступничестве от православия, изменнических связях с Пруссией через орден розенкрейцеров, организации заговора против императрицы и попытках привлечь к нему наследника престола. Допрашивался также о получении золота с помощью философского камня.
Указом 1(12) августа 1792 года Екатерина II, убеждённая, что Н.И. Новиков действительно является главой тайного масонского заговора в России, признала его виновным по всем пунктам и достойным смертной казни, которую заменила на 15 лет заключения в Шлиссельбургской крепости. В ноябре 1796 года, после вступления на престол императора Павла I, Н. освобождён, все обвинения с него сняты. Последние годы жизни Н.И. Новиков провёл в Авдотьине. Пытался наладить суконное производство, а также, по некоторым сведениям, в 1805 году вновь арендовать типографию Московского университета. Занимался приватным изучением мистических сочинений со своим соратником по масонской деятельности С.И. Гамалеей. После смерти Н.И. Новиков его разорившемуся семейству по распоряжению императора Александра I была оказана помощь.
Сочинения:
Избранные сочинения / Подготовка текста, вступ. ст. и комментарии Г. П. Макогоненко. М.; Л., 1951;
Сатирические журналы Н. И. Новикова / Вступ. ст. и комментарии П. Н. Беркова. М.; Л., 1951;
Смеющийся Демокрит. М., 1985;
Письма Н. И. Новикова. М., 1994.
Дополнительная литература:
Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867. СПб., 2000;
Незеленов А.И. Н.И. Новиков, издатель журналов 1769–1785 гг. СПб., 1875;
Боголюбов В.Н. Н.И. Новиков и его время. М., 1916;
Вернадский Г.В. Новиков. П., 1918; Семенников В. П. Книгоиздательская деятельность Н. И. Новикова и Типографической компании. П., 1921;
Макогоненко Г.П.Н. Новиков и русское просвещение XVIII в. М.; Л., 1952;
Будяк Л.М. Новиков в Москве и Подмосковье. М., 1970;
Лихоткин Г.А. Оклеветанный Коловион. Л., 1972;
Дербов Л.А. Общественно-политические и исторические взгляды Н. И. Новикова. Саратов, 1974;
Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Л., 1976;
Мартынов И.Ф. Книгоиздатель Н. Новиков. М., 1981;
Некрасов С.М. Апостол добра: Повествование о Н. И. Новикове. М., 1994;
Новиков и русское масонство. М., 1996.
Николай Новиков
русский просветитель, издатель, журналист
Портрет Н.И. Новикова кисти Д.Г. Левицкого (фрагмент)
Николай Иванович Новиков родился (27 апреля) 8 мая 1744 года в родовом имении Тихвинское-Авдотьино Московской губернии. Учился в дворянской гимназии при Московском университете, но в 1760 году был исключен за самовольную отлучку.
В 1762 году Новиков проходил службу в Измайловском полку, затем работал в Уложенной Комиссии (1767–1768). Эта работа оказала большое влияние на взгляды Новикова. В 1769-1770 годах он выпускал журнал «Трутень». «Трутнями», по мнению издателя, были помещики, которые грабили крепостных крестьян. После «Трутня» Новиков пытался издавать еще два сатирических журнала – «Пустомеля» и «Живописец». Но он вынужден сдерживать остроту сатиры и поэтому прекращает выпуск и этих журналов.
Очередная и последняя попытка издания сатирического журнала относится к 1774 году – это был журнал против поклонения французским традициям «Кошелек», вышло из печати 9 его номеров, после чего и он прекратил свое существование. Сатира Новикова использовалась Фонвизиным, Крыловым, Грибоедовым для создания их произведений. Кроме самого Новикова, в его журналах публиковались многие ведущие писатели своего времени: Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, А.П. Сумароков, В.И. Майков и другие.
Прекратив выпуск сатирических журналов, Новиков переключился на издание книг. Из печати одна за одной выходят: «Опыт исторического словаря о российских писателях», «Древняя Российская Вивлиофика, или собрание разных древних сочинений. », учебники по истории и географии, азбука, книги для детей, книги по медицине, педагогике, сельскому хозяйству, сочинения русских и европейских писателей. Всего в типографии Новикова было выпущено более 1000 наименований книг.
В 1780-х годах Новиков вновь выпускает журналы, такие как «Утренний свет», «Вечерняя заря», «Московское издание», газету «Московские ведомости», первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», первый женский журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета».
В конце царствования Екатерины II Новиков подвергается преследованиям, а в 1792 году оказывается в Шлиссельбургской крепости, из которой был освобожден после смерти императрицы. Он был заключён в крепость ещё в полном расцвете сил и энергии, а вышел оттуда больным, постаревшим, бессильным.
До самой смерти он жил в своем имении в Авдотьино под Москвой, отказавшись от широкой общественной деятельности и заботясь лишь о нуждах своих крестьян. Там Николай Иванович Новиков и скончался (31 июля) 12 августа 1818 года.
galik_123
Наводы
Неизвестный художник. Портрет Н.И. Новикова. С оригинала Д.Г. Левицкого. Конец XVIII в.
Издательская деятельность Николая Ивановиче Новикова (1744-1818) была поистине невероятной. Он печатал 30% книг, выходивших в то время в России. Новиков организовал книжные магазины в шестнадцати городах и стал первым в России профессиональным книготорговцем, кроме того, он устраивал и бесплатные библиотеки. Просветительская деятельность Новикова в те годы была совершенно новаторской, просвещение читателей шло, прежде всего, через светскую литературу.
Сейчас в Историческом музее проходит выставка «Н.И. Новиков и русское просвещение» к 275‐летию со дня рождения выдающегося русского просветителя Николая Ивановича Новикова. Его место в истории русской культуры определяется в первую очередь небывалым размахом, который он сумел придать изданию и распространению книг в России.
Миниатюрный бюста Н.И. Новикова, модель которого выполнена скульптором‐керамистом Н.Я. Данько к столетию со дня смерти просветителя по портрету работы художника Д.Г. Левицкого в мастерских Императорского фарфорового завода
Николай Иванович Новиков родился в дворянской семье в селе Авдотьино-Тихвинское Бронницкого уезда 8 мая 1744 года и был назван Николаем в память Святителя Николая Мирликийского. Учился в гимназии при Московском университете. В начале 1762 года Н.И. Новиков был определён рядовым в лейб-гвардии Измайловский полк. В ночь переворота в пользу Екатерины II он стоял часовым у подъёмного моста измайловских казарм, за что был произведён в унтер-офицеры. Во время военной службы Новиков начал проявлять интерес к книжному делу: издал две переводные французские повести и сонет. В 1767-1768 годах Новиков работал в комиссии по составлению проекта нового уложения. Не чувствуя в себе призвания к государственной службе вообще, в 1773 году Николай Иванович вышел в отставку в чине поручика. В течение ряда последующих лет он занимался изданием сатирических журналов. За эти пять лет журналистской деятельности сформировались взгляды Н.И. Новикова на воспитание граждан, общество, государство и крепостничество. Одновременно с изданием словарей и журналов он пробывал себя и как книгоиздатель.
Святитель Николай Чудотворец. Икона. Россия. XVIII в. Оклад – Москва. 1775 г. Мастер Я. Фролов. Дерево, левкас, темпера, серебро; золочение, канфарение, чеканка. По сторонам образа Николы чеканены образы Спасителя и Богоматери.
Выставка разделена на две тематически части: «Петербургский период литературной и издательской деятельности» и «Блестящее московское десятилетие».
Из изданий петербургского периода на выставке экспонируются сатирические журналы, «Опыт исторического словаря о российских писателях», «Древняя российская вивлиофика». В сатирических журналах «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» Новиков обличал крепостное право, произвол помещиков, невежество, французоманию дворянства. Он стал зачинателем российской профессиональной журналистики, основателем частного издательского дела в стране.
В «Трутне» публиковались известные русские писатели: Д.И. Фонвизин, В.И. Майков, Ф.А. Эмин и другие, но большинство важных статей принадлежало самому Новикову. Несмотря на большой успех, критика существующих законов и порядков вызвали недовольство официальных кругов и привели к закрытию журнала.
Трутень. Санкт-Петербург. 1769 г. Первый сатирический журнал Н. И. Новикова.
Мастерская Ф. Я. Алексеева. Вид на улице Малой Лубянке на церковь иконы Гребневской Богоматери и Никольские ворота Китай-города. Российская империя. 1800-е гг. Бумага, акварель, белила, тушь.
Ф. Я. Алексеев, ученики. Вид на Воскресенские ворота, здание Главной аптеки и Монетный двор со стороны Красной площади. 1800-е гг. Бумага на бумаге, акварель, тушь, карандаш графитный, чернила.
Приняв на себя нелегкие обязанности университетского «типографщика», Новиков заменил устаревшее типографское оборудования, выписал из‐за границы новые шрифты, закупил бумагу, краски, столярные и слесарные инструменты, постепенно превратив Университетскую типографию, по свидетельству современников, в одно из лучших полиграфических предприятий Европы.
На выставке представлены документы с автографами Н.И. Новикова: опись, составленная при передаче Новиковым Университетской типографии ее новому арендатору А.А. Светушкину и письмо Новикова в Опекунский совет Московского Воспитательного дома по поводу платы за печать «Известий Императорского Воспитательного дома».
Отношение Типографии Императорского Московского университета в Опекунский совет Императорского Воспитательного дома… Москва. 30 июля 1779 г. Подпись – автограф Н. И. Новикова
Журнал «Экономический магазин» выходил как приложение к газете «Московские ведомости». В этом научно-популярном издании публиковались статьи по сельскому хозяйству, полезные советы, рецепты и наставления для деревенских жителей. Редактором журнала и автором статей был русский писатель-мемуарист, ученый, ботаник А.Т. Болотов.
Экономической магазин. Москва. 1787 г.
В 1788-1789 годах в типографии Н.И. Новикова были изданы 12 томов «Деяний Петра Великого». Основываясь на документах, письмах, народных преданиях, воспоминаниях очевидцев, Голиков в своем труде впервые систематизировал данные о петровских преобразованиях.
И.И. Голиков. Деяния Петра Великаго, мудраго преобразителя России… Москва. 1788 г. И. И. Голиков – предприниматель, историк, биограф Петра I.
В. И. Майков. Елисей или Раздраженный Вакх, поэма. Москва. 1788 г.
Н.И. Новиков играл заметную роль в истории московского масонства. В 1775 году он примкнул к масонам и был посвящен в высокие масонские степени. Идеологом масонства Н.И. Новиков не являлся. Возможности масонских лож, главным образом финансовые, он использовал для просветительской и издательской деятельности. Тем не менее, масонские учения оказали влияние на его религиозно-нравственное мировоззрение.
На выставке представлены редкие памятники из фондов Исторического музея, рассказывающие о ритуале и символике братства «вольных каменщиков» в конце XVIII столетия в России.
Это подлинные масонские знаки отличия, ритуальные предметы (наугольник, мастерок, циркуль, молоток, ключ), масонские рукописи, алхимические трактаты, а также гравюры с изображением обряда посвящения в степень мастера. Во многом благодаря масонству Н.И. Новиков смог осуществить свои благотворительные и просветительские проекты, издавать духовно‐нравственную литературу. Сочинения «отца церкви» Иоанна Златоуста, немецкого богослова И. Арндта, знаменитого шотландского алхимика и эзотерика А. Сетона и другие, изъятые в книжных лавках и имении Новикова после его ареста, являются большой редкостью.
Кроме документов и книг представлен миниатюрный портрет известного масона и переводчика С.И. Гамалеи, работы неизвестного художника XVIII века. На миниатюре имеются две надписи: на металлической рамке резными буквами: «С. И. Гамалея. Искренний верный и сердечный друг мой и благодетель детей моих родился 26 маiя 1743». После разгрома новиковского кружка, Семен Иванович Гамалея безвыездно проживал в имении Новикова, где умер и похоронен. Во время заключения Н.И. Новикова в Шлиссельбургской крепости Гамалея заботился о его малолетних детях.
Неизвестный художник. Портрет С. И. Гамалеи (1743-1822). Начало XIX века. Кость, гуашь, чернила. Надпись на обороте – «Портрет этот принадлежит Н.И. Новикову»
Деятельность Новикова была в полном расцвете, когда над ним уже собиралась гроза. Напечатанная Новиковым «ругательная» история иезуитов, которым покровительствовала императрица, была запрещена. В 1790 году в Москву назначен был главнокомандующим князь Прозоровский, человек невежественный, жестокий. Он посылал на Новикова доносы, вызвавшие командировку в Москву графа Безбородко, для производства негласного дознания. Безбородко не нашел никаких поводов к преследованию Новикова. Прозоровский просил о присылке знаменитого следователя того времени, Шешковского, и представлял о неудобствах передачи дела Новикова обыкновенному суду. Еще до окончания следствия императрица указом от 10 мая 1792 года повелела тайно перевезти Новикова в Шлиссельбургскую крепость, где новые его допросы вел Шешковский. Указом 1 августа 1792 года Екатерина II, убеждённая, что Н.И. Новиков действительно является главой тайного масонского заговора в России, признала его виновным по всем пунктам и достойным смертной казни, которую заменила на 15 лет заключения в Шлиссельбургской крепости. 15 июня 1794 году на Болотной площади в Москве было сожжено 18656 книг, изданных в типографиях Новикова.
Император Павел I в первый же день своего царствования освободил Новикова в надежде призвать его на государственную службу. Однако Новиков вышел из крепости разорённый и больной, и вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности, и от компенсации.
Остаток жизни Новиков провел в крайней бедности. До самой своей смерти (31 июля 1818 года) он прожил почти безвыездно в Авдотьине, заботясь о нуждах своих крестьян и об их просвещении.
Занимался приватным изучением мистических сочинений со своим соратником по масонской деятельности С.И. Гамалеей. После смерти Н.И. Новиков его разорившемуся семейству по распоряжению императора Александра I была оказана помощь.
Масоны и просвещение. Деятельность Н.И. Новикова
С именем Николая Ивановича, просветителя, общественного деятеля, писателя и издателя, связан новый этап в развитии русского масонства.
Новый этап в развитии русского масонства связан с именем Николая Ивановича Новикова — просветителя, общественного деятеля, писателя и издателя. В 1772 году он выпустил еженедельный сатирический журнал «Живописец», издававшийся в Петербурге с апреля 1772 по июнь 1773 года. Кроме того, когда Новиков, поддавшись уговорам своего друга и покровителя по масонской ложе вельможи Михаила Матвеевича Хераскова, в то время куратора Московского университета, переехал из северной столицы в Москву, тот отдал ему в аренду, разумеется, с разрешения Екатерины II, московскую университетскую типографию. К этому моменту в Москве существовали только две книжные лавки. Москва считалась городом не читающим, которую подвигнуть к чтению было невозможно. Когда Новикова арестовали и конфисковали у него все книги и типографское оборудование, книжных лавок в Москве насчитывалось более двадцати. То есть за время своей деятельности Николай Иванович увеличил их количество в десять раз.
Известный российский историк В. О. Ключевский (кстати, тоже масон) назвал это десятилетие типографии в Московском университете «новиковским десятилетием» в русской культуре.
Николай Иванович, без преувеличения, начал целое направление в русской журналистике. Он начал издавать газеты и журналы, как тогда говорили, с добавлениями, с приложениями. Два бренда живы до сих пор (это неслыханная вещь!): Новиков начал выпускать изданьица под названием «Московские новости» и «Неделя». Кроме того, он был пионером с точки зрения маркетинга: он выдвинул идею, что книги могут потребляться как продукт, их можно продавать не только дворянству, людям обеспеченным, но и людям среднего достатка. Поэтому его целевой аудиторией, главным адресатом, стало городское мещанство. Новиков в него верил, верил он и в то, что эти люди будут покупать дешевые книги. Так оно и получилось. И на этом, кстати, Николай Иванович заработал немалые деньги. Он был коммерческим гением.
Если говорить о цифрах, то следует заметить, что треть всех вышедших в стране книг в то время принадлежали типографиям Новикова. Он впервые начал издавать в России женские, детские, философские, агрономические журналы, учебники. Не для ученых, а именно для широкой публики. Журналистика как таковая началась в России с Николая Ивановича Новикова. Кроме того, он был первым человеком, который на своем примере доказал, что на написании и издании книг можно хорошо зарабатывать. Новиков был бы очень богатым человеком, если бы не тратил все свои деньги на благотворительность. Он был очень, как в те времена говорили, нищелюбив.
Николай Иванович Новиков. Источник: wikipedia.org
В 1769 году в возрасте 25 лет Новиков вышел в отставку и занялся издательской деятельностью. Первый журнал, изданный под его редакцией, назывался «Трутень». Журнал был написан от лица нескольких персонажей: представителей высшей знати, высокого дворянства (Скудоум, Недомысл, Забылчесть) и честных мещан (Чистосердов и Правдолюбов).
У Новикова было острое перо, многие выражения, которые он употреблял и придумывал в своих фельетонах, разошлись в русской литературе. Конечно, кое-что он маскировал, перо свое притуплял, как потом говорил Державину. Кроме того, он скрывался под псевдонимами: иной раз такими явными, как Правдолюбов, а иной раз и менее очевидными.
Он, например, не любил галломанов, тех, кто подражает во всем французам. Тогда подражание французскому было сродни нынешнему подражанию американскому. И все эти почтения Новиков высмеивал. Отсюда выражение «французик из Бордо», которое потом использовал Грибоедов. Многие выражения приписаны Евгению Онегину Пушкиным из Новикова. То есть он в своем роде создал некоторую портретную галерею отрицательных персонажей для русской сатиры.
Что касается отношений Николая Ивановича и Екатерины, тут такая вещь: матушка-императрица ведь отвечала Новикову на страницах своего журнала, который она назвала «Всякая всячина». Государыня, разумеется, тоже скрывалась под псевдонимом, но всей публике было понятно, что это она участвует в полемике с Николаем Ивановичем. И все дивились его смелости, как писали ему его обожатели, при этом намекая на его особые отношения с Екатериной. Особые отношения действительно имели место, но не в постельном смысле, а в смысле того, что Новиков был ее конфидентом, она доверяла ему некоторые свои тайные думы.
За всю свою жизнь Николай Иванович Новиков издал более тысячи книг — гигантское количество по тем временам. Кроме того, он печатал учебники, техническую и специальную литературу, массу переводных книг. При этом масонские сочинения издавались лимитированными тиражами, как правило, в тайных типографиях, потому что «братья» без секретов не могли.
Например, не то чтобы тайно, не для всех, масоны публиковали небольшими тиражами, в 200 — 300 экземпляров, сочинения своего властителя дум французского философа и виднейшего масона Сен-Мартена. Его первая работа «О заблуждениях и истине» была бешено популярна в то время, ею зачитывались все салоны. Так вот, комментарии к этому трактату «братья» издавали малыми тиражами, не с целью что-то скрыть, а просто понимая, что это не вызовет слишком широкого интереса у публики.
Не секрет, что в екатерининскую эпоху, так же, как и сегодня, к масонам далеко не все хорошо относились. Вот, например, стихотворение тех времен:
Полны лжи ваши законы
оказались, франкмасоны,
И в том тайность ваша есть,
Счет 666.
А вот еще один антимасонский стишок:
Появились недавно в России франкмасоны,
И творят почти явно демонские законы,
Нудятся коварно плесть различные манеры,
Что б к Антихристу привесть от Христа веры…
В общем-то, обвинения не блещут новизной, и сейчас они примерно такие же. Есть, кстати, и промасонский стих:
Если честности кто знает,
Всюду правду наблюдает,
Притом скромно любит жить,
Тот масоном может быть.
Суету кто презирает,
Лихоимства убегает,
Никому кто не вредит,
Тот масоном может быть.
Вот вам и публичный спор в стихах. Кстати говоря, в таком состоянии Новиков и получил журнальную полемику. Он ее поднял совершенно на другой уровень, и Екатерина это оценила. Она ему хлестко отвечала, он парировал, и за этой полемикой, затаив дыхание, следили все салоны в Москве и Петербурге. И, что очень важно, эти журналы («Трутень», «Живописец», «Покоящийся трудолюбец», «Всякая всячина») стали получать не только в двух столицах, но и в провинции: в Нижнем Новгороде, в Самаре, в Пензе, в Архангельске, в Астрахани.
То есть заслуга Николая Ивановича Новикова в том, что он вывел просвещение за границы двух столиц. Кстати, там он развивал книжную инфраструктуру: делал скидки провинциальным книготорговцам, отпускал им книги в кредит. Новиков был и гений маркетинга, и великий человек с точки зрения распространения просвещения. Он использовал свою полемику с государыней для разжигания интереса и к своей персоне, и к тому кругу сочинений, который он пропагандировал.
Новиков открыл и первую в Москве публичную читальню на Мясницкой. Располагалась она в Доме Юшкова (ныне там находится Академия живописи, ваяния и зодчества), построенном по заказу генерал-поручика Ивана Ивановича Юшкова.
Так вот, сын Ивана Ивановича, Петр Иванович Юшков, устроил в этом доме место для масонских собраний: здесь «братья» молились, изучали свою литературу, здесь звучали их гимны и соблюдались их обряды. Но для Новикова это место было особым. Он ведь был худого рода, из мелкопоместных выслужившихся дворян. (Сама фамилия Новиков из тех, кто при Петре дворянству был пожалован, то есть он — дитя петровских реформ). И Николай Иванович дослужился всего до поручика. А братьями по ложе, по некоторым ложам, в которых он состоял, были Разумовские, Голицыны, люди из виднейших родов. Конечно, были там и люди из простых, как Баженов, как сам Новиков, которым все прощалось за гениальность. Но тем не менее, «братья» «братьями», а выйдя за пределы ложи, они, конечно, попрекали Николая Ивановича и худородностью, недостаточным богатством, и тем, что они все генералы, грудь в орденах, а он поручик. И его не пускали, например, в Английский клуб, знаменитое здание, которое называли иной раз Домом Хераскова. Хотя Михаил Матвеевич был покровителем Новикова, любил его, взахлеб беседовал с ним о литературе, но пригласить его он не мог, потому что сословные предрассудки не давали. А вот туда, в Юшков дом, по определению был вход каждому. И это был тот случай, как сейчас сказала бы молодежь, «сбыча мечт»: сбылись его мечты — любой человек (все, кроме женщин) мог туда войти. Это действительно была публичная читальня.
Дом Юшкова, 1900-е годы. Источник: wikipedia.org
И дворовый, и холоп, как тогда говорили без политкорректности, допускались в читальню. Новикову говорили, что все книги у него чернь покрадет, а он в ответ: «Я верю в людей, они не тронут». И маленький залог, символический, люди оставляли и всю литературу возвращали назад.
Ассортимент книг в читальне был небольшой, где-то 50 — 100 наименований, но сам факт их оборачиваемости был очень важен. Ничто так не радовало Николая Ивановича, штришок к его портрету, как книга, захватанная пальцами (значит, ее читают). Он частенько заходил в читальню и спрашивал: «Какие книги самые засаленные? С загнутыми углами, с пометками?» А библиотекари ему отвечали: «Ну, Николай Иванович, не уследили».
Несколько слов о благотворительной деятельности Николая Ивановича, которая тоже была потрясающа. Известно, что в 1786 — 1787 гг. в Центральной части России были жестокие морозы и засуха, ставшие причиной неурожая. В губерниях начался голод. Правительство принимало энергичные меры к запасанию провианта, но это не всегда было успешным. Дураки и дороги, как известно, — две проблемы. И в данном случае дороги, неразвитость инфраструктуры, не позволяли организовать эффективный подвоз.
Кроме того, что такое тогда была Москва? Это тоже не надо забывать! В Петербурге действовали законодательные ограничения на въезд, там не было нищих. Так еще Прокопович советовал Петру. В центре было запрещено строить деревянные здания. А каменные кто ж потянет?! Ясно, не нищие. Москва же зимой увеличивала население в два — три раза, потому что всякий асоциальный элемент: разбойный люд, нищие, бомжи наводняли город осенью и зимой, чтобы переждать здесь в относительно комфортных условиях холода, а потом опять разбредались. Под мостами, в ночлежках, иной раз под Каменным мостом, рядом с Кремлем были такие настоящие разбойничьи станы.
Москву было тяжело прокормить еще и потому, что нельзя было сосчитать точное количество запасов. Ну и промахивались иной раз. Кроме того, были, конечно, и злоупотребления. Московские чиновники — это образцы неподкупности во все времена, поэтому ничего удивительного.
Николай Иванович Новиков был человеком жалостливым. Он увидел, как плачут нищие, в том числе и профессиональные, и обратился с пламенной речью к «братьям». Те и пустили шапку по кругу.
Григорий Максимович Походяшин, ему тогда было 27 лет, он был относительно молод, завиднейший жених в Москве, сын уральского горнозаводчика, гвардейский офицер, настолько пленился этим подвигом христианской добродетели, нищелюбия со стороны Новикова, что отдал свое огромное состояние на благотворительные нужды. Причем сам он не тратил, понимая, что он в этом ничего не смыслит, а через Новикова. Его преданность Николаю Ивановичу была немножко трогательной, инфантильной, но она не может не вызвать сокрушения сердца. Когда Новиков уже был в тюрьме, Походяшин умирал. Он умер очень быстро. Разорился. Все друзья от него отвернулись, а товарищи-масоны либо уехали, либо были посажены в тюрьмы. Он остался один, без средств к существованию, и помирал от чахотки на чердаке. Прежний завидный жених, миллионер… Из состояния у него остался один портрет Новикова, который он не позволил продать, даже чтобы купить хлеба и лекарств. Он смотрел на него с умилением, как на икону, и говорил: «Прости, великий человек, что я оказался недостоин быть твоим учеником».
Кстати, Новиков оказывал на людей действительно магнетическое воздействие. Когда его осудили, то с ним добровольно в Шлиссельбургскую крепость отправился молодой врач Михаил Иванович Багрянский, который вообще не проходил по делу. Он сам явился в Тайную канцелярию и сказал: «Я хочу отбывать заключение вместе с Новиковым, чтобы тому не было так одиноко и чтобы он не был лишен врачебной помощи». Их посадили вместе. А ведь на пятнадцать лет! Новиков просидел меньше, но кто же знал, что Екатерина умрет.
Прежде чем мы перейдем к делу Н. И. Новикова, давайте рассмотрим его биографию более систематически. Он родился в 1744 году, в 1768 году вышел в отставку. В 1775 году в его жизни случилось самое значительное событие — он вступил в масонскую ложу. Николай Иванович долго этого не хотел, колебался. Новиков был человеком, говоря современным языком, с очень высоким уровнем обязательств. К своему слову он относился буквально со священным трепетом, не мог принять присяги и клятвы, содержания которых не понимал. Ему все объяснили и даже сделали для него колоссальное исключение: ему как бы рассказали содержание масонской службы, если угодно, трех первых степеней, и он сразу же был принят в четвертую. Новиков сделал бы громадную карьеру внутри масонства, если бы его интересовали формальные титулы. Но они его не занимали. Более того, Николай Иванович объединил под своим началом ложи разных систем, что уже само по себе было подвигом дипломатии и говорило о его авторитете среди масонов.
Если затронуть взаимоотношения Новикова и Елагина, героя нашего прошлого материала, то можно сказать, что большой любви между ними не было, но взаимное уважение, конечно, присутствовало. Елагин был человеком государственным, статс-секретарем Екатерины, чиновником высочайшего ранга, вхожим к государыне каждый день. Новиков же был журналистом, а, как он сам писал, тогда само звание писателя было позорным.
Кстати говоря, Николай Иванович отмечал, что ему не нравится, как проходят заседания елагинских лож, что там слишком много времени уделяется чувственным удовольствиям (поесть, выпить) и слишком мало работе над собой. Поэтому он перешел в систему строгого наблюдения (система Рейхеля) и там очень преуспел.
И вот, когда Новиков считал себя на вершине успеха, над ним стали сгущаться тучи. Дело в том, что ничего бы не случилось, если бы не вот этот самый фаворитизм. «Минуй нас пуще всех печалей барский гнев и барская любовь». Это он испытал на себе. Были обвинения политические, абсолютно пустые, были обвинения в связях с прусским двором на том основании, что московские масоны переписывались с берлинскими розенкрейцерами. (Николай Иванович основал Орден розенкрейцеров и его возглавил).
Это была переписка чисто масонская, чисто духовная, ничего политического, что могло бы принести вред российскому двору, находящемуся в конфронтации с прусским, там не было. Были обвинения, что «братья» пытались завлечь в свои сети, как писали тогда, известную особу, Павла, Великого князя. Это безосновательно, это подтвердили и последующие разыскания. Большинство обвинений против Новикова были абсолютно вздорные и облыжные. На самом деле ничего дурного он не делал.
Карамзин, который писал о судьбе Новикова, считал, что Екатерина посадила Николая Ивановича за слишком активную благотворительную деятельность, за раздачу хлеба голодающим. Правда, писал он так уже после смерти Новикова, чтобы детей Николая Ивановича не оставили без куска хлеба. (Карамзин знал, чем растрогать императора Александра).
Главная же причина была в том, что Новиков очень резко и не по-джентльменски на страницах своего журнала стал критиковать уже пожилую императрицу: он стал писать про некую даму, у которой восемнадцать плотных складок сквозь корсет пробиваются и «редеющие кудри ея она черепаховыми гребнями тщится как-то скрепить», и белила, и румяна — и все эти вещи, которые для любой дамы обидны, а для дамы пожилой обидны вдвойне.
Екатерина философски относилась к подобного рода выпадам, но когда это пишет фаворит, любимец, который был ее конфидентом, и, как она понимала, относился к ней не как люди из толпы, этого она простить не могла. И ее такая злобная реакция — это реакция чисто женская. Императрица обиделась на Николая Ивановича, поэтому его и посадили.