можно ли защищать диссертацию по другой специальности
Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов
О необходимости менять саму аспирантуру и отношение к ней говорили давно. В 2020 году число аспирантов снизилось вдвое, а из этого количества всего 9% защитили диссертацию. Всего сейчас в России, как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, 75 тыс. кандидатов и около 25 тыс. докторов наук. Прогнозируемые цифры поступающих в аспирантуру в 2021 году по некоторым направлениям пока относительны. Согласно свежему исследованию, опубликованному МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ, 17,6% опрошенных выпускников бакалавриата планируют учиться и в магистратуре, и в аспирантуре, но это число может измениться, не в последнюю очередь — из-за грядущих нововведений.
Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева так описала ожидаемые перемены:
«Во-первых, отменяются образовательные стандарты, ФГОСы: вместо них будут разработаны федеральные государственные требования.
Во-вторых, меняются условия предзащиты. У нас была государственная итоговая аттестация, сейчас будет просто итоговая аттестация. Но появляется обязательное условие, чтобы она оформлялась в виде предзащиты. То есть процедура итоговой аттестации должна быть изменена, чтобы аспирант мог получить заключение по своей диссертации. Уже собирается не госкомиссия, а большое количество экспертов по данной специальности. Диссертация рассматривается полностью и дается заключение о выполнении диссертационной работы — именно с ним аспирант должен будет пойти на защиту в диссертационный совет. То есть степень готовности диссертации должна быть очень высокой.
Нужно будет изменять и учебные, и индивидуальные планы, и общую траекторию, возможно, даже обеспечивать перевод на индивидуальную траекторию».
Что изменилось
1. Федеральные государственные требования вместо ФГОСов
Сентябрь 2021 года обещает быть важной отправной точкой для всех поступающих в этом учебном году в аспирантуру — именно на этот срок приходится ряд важнейших изменений системы последнего этапа высшего образования в России. Едва ли не ведущее влияние на работу студентов, преподавателей, методистов и администраторов вузов оказывает переход от ФГОСов к Федеральным государственным требованиям (ФГТ). Эта мера была отражена в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ. Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Евгений Терентьев рассказал, в чем принципиальная разница между ФГОСами и ФГТ: «ФГТ — это требования к структуре и к условиям организации образовательной программы, но не к ее результатам. Во ФГОСах это очень жестко было прописано, практически не оставалось места для маневров, выстраивания индивидуальных траекторий, адаптированных под задачи каждого конкретного аспиранта».
Как подчеркнула проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве России Екатерина Каменева, от самого содержания Федеральных государственных требований зависит почти вся система аспирантуры:
«Влияние изменений на организацию обучения в аспирантуре во многом зависит, чем будут отличаться (и будут ли) ФГТ от ФГОСов. Сейчас нельзя сказать ничего определенного, поскольку еще нет утвержденных ФГТ. В любом случае надо понимать, что аспирантура (является ли она третьим уровнем образования или нет) должна заканчиваться защитой научного исследования — диссертации — и присвоением выпускнику аспирантуры ученой степени. Без такого финала обучение в аспирантуре не имеет никакого смысла».
Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев выразил уверенность, что ФГТ помогут настраивать в образовательных программах индивидуальные маршруты для каждого аспиранта:
«Я видел проект ФГТ, на данный момент он предполагает возможность перегруппировки образовательной нагрузки между разными блоками, это очень правильный шаг. У аспирантов индивидуальные потребности в развитии: кому-то больше времени нужно уделить практике, кому-то — обучению в рамках образовательных курсов для наращивания компетенций».
Также эксперт рассказал о своих ожиданиях от системы ФГТ и о том, какое воздействие отказ от жестких госстандартов окажет на систему аспирантуры:
«Тот факт, что мы двигаемся в сторону большей автономии, большей гибкости в возможностях кастомизации образовательной программы под нужды и запросы каждого аспиранта, является правильным шагом. Это может повысить эффективность образовательной подготовки. Но необходимо сделать и следующий шаг, чтобы этими возможностями грамотно воспользовались образовательные организации и спроектировали свои программы так, чтобы они помогали повысить успешность каждого конкретного аспиранта».
«Пока мы констатируем снижение числа аспирантов. В 2010 году их было 157 тыс. человек, в 2019 году — 84 тыс. человек. Доля окончивших аспирантуру защитой диссертации в 2019 году составила 10%, а в 2020 году — 9%», — отметил президент РАН Александр Сергеев.
2. Отмена госаккредитации
Следующим важным шагом в трансформации аспирантуры и адъюнктуры стали изменения в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, которые правительство опубликовало 7 июля. Они вывели аспирантуру из системы государственной аккредитации. Евгений Терентьев положительно оценил эти действия, которые, по его мнению, пойдут на пользу всем акторам образования:
«Вся процедура госаккредитации будет заменена процедурой лицензирования. Это не значит, что образовательные программы не будут никак контролироваться, но мы ожидаем, что бюрократии будет меньше. Это хорошо, потому что позволит организациям сосредоточиться на содержании самих программ».
3. Аттестация в виде предзащиты
Выход из системы госаккредитации позволяет наладить в аспирантуре более простой и эффективный способ конечной проверки знаний. Вместо привычной итоговой аттестации, форма которой также проходила тщательный контроль со стороны чиновников (тестовые задания, устные экзамены по билетам, дополнительные письменные работы и так далее), аспирантов, поступивших в 2021 году, будет ждать аттестация в виде предзащиты.
Терентьев из ВШЭ заявил о большой эффективности подобной практики:
«Новая система ведет за собой модернизацию итоговой аттестации аспирантов через сближение процедур аттестации и предзащиты. Это выгодно для аспирантов, потому что у них сокращается число аттестационных процедур — а их сейчас слишком много. Это кандидатский, итоговая аттестация, предзащита, обсуждение диссертационного совета, потом защита. Мы ожидаем, что «схлопнется» минимум одно звено в этой системе, потому что требования к итоговой аттестации будут синхронизированы с требованиями к предзащите. Процесс будет более осмысленным, полезным».
«Мы видим целеустремленность молодых людей: уже сегодня почти пятая часть намерены поступать и в аспирантуру, а, значит, не разочаровались в выборе профессии», — говорит Борис Пайкин, председатель комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.
4. Диссертационные советы можно проводить онлайн
Наконец, Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования РФ опубликовала на своем сайте ряд важных изменений в Положении о диссертационном совете. В первую очередь, формат заседаний было предложено изменить с учетом пандемии COVID-19 — документ детально регламентирует смешанный режим их проведения. Изменения предполагают трансляцию в Интернете всех заседаний при защитах. Доля «дистанционщиков» в совете не может превышать половину. При этом председательствующий, ученый секретарь и соискатель обязаны присутствовать на совете в обычном, очном режиме. Смешанный формат при этом не влияет на голосование — оно в любом случае остается тайным. Изменения вступают в силу частично 1 августа, частично — 1 сентября 2021 года. Евгений Терентьев поделился опытом дистанционного проведения диссертационного совета и оценил жизнеспособность инициативы проводить его в смешанной форме и после окончания пандемии:
«ВШЭ наряду с еще несколькими вузами продолжила, несмотря на пандемию, проводить заседания диссертационного совета и защиты в онлайн-режиме, процесс проведения защит никак не остановился. Я не вижу принципиальных проблем в онлайн-диссовете, многие даже обрадовались этому, так как онлайн дал новые возможности для участия. У нас на ряде защит присутствовали эксперты из самых разных часовых поясов: от Калининграда до американского Стэнфорда и Беркли. Это существенно повысило уровень дискуссий на обсуждении работ. Этот формат можно использовать безотносительно пандемии».
5. Диссовет станет доступнее и вузам, и ученым
Меры, описанные в Положении о диссертационном совете, коснулись и его состава — необходимый минимум был снижен с 19 до 11 человек, из которых минимум пять, а не семь, должны являться докторами наук, причем по специальности — не менее четырех человек (а не пять, как было ранее). Кворум достигается в присутствии 2/3 членов совета — независимо от формы участия. Та же доля остается и для решения о присуждении ученой степени. Евгений Терентьев подчеркнул, что такие послабления позволяют более эффективно оценивать работы аспирантов.
«Появилась большая гибкость в отношении квалификационных требований к членам диссовета. В частности, сейчас можно будет более активно вовлекать в работу специалистов со степенями кандидата наук или PhD. Это обоснованный шаг: у нас много активных, энергичных, публикующихся молодых ученых, которые еще не получили докторскую, но безусловно уже являются лидерами в своих областях, могут квалифицированно давать обратную связь, выступать в качестве оппонентов, рецензентов».
На пути к Аспирантуре 4.0
Евгений Терентьев оценил все ожидаемые в сентябре 2021 года изменения в системе аспирантуры достаточно высоко. По его мнению, все перемены направлены на большую эффективность результатов труда аспирантов.
«В последние десять лет наблюдается сокращение числа диссоветов, а вместе с ним — показателей эффективности аспирантуры, потому что многие организации ведут подготовку по специальностям, по которым у них нет диссовета. А это значит, что человеку нужно не просто завершить программу аспирантуры, но и найти диссовет, обсудить с ним все требования, приехать туда, провести там предзащиту, защиту и так далее. Все это препятствовало тому, чтобы аспиранты защищались в срок. Когда мы предоставляем большую гибкость с точки зрения формирования диссоветов, мы повышаем шансы организаций на формирование собственных диссоветов либо сетевых, в сотрудничестве с другими университетами и научными организациями».
Практика защиты диссертации сразу по двум специальностям
Поступление в аспирантуру или соискательство – на эти новые горизонты отправляются далеко не все выпускники ВУЗов и практикующие специалисты. По статистике каждый пятый выпускник магистратуры задумывается о «научной карьере», но лишь треть из них поступает в аспирантуру. Практикующие дипломированные специалисты становятся соискателями ученых степеней в 35% случаев.
Поступление в аспирантуру или соискательство – на эти новые горизонты отправляются далеко не все выпускники ВУЗов и практикующие специалисты. По статистике каждый пятый выпускник магистратуры задумывается о «научной карьере», но лишь треть из них поступает в аспирантуру. Практикующие дипломированные специалисты становятся соискателями ученых степеней в 35% случаев.
В большинстве случаев молодые исследователи выбирают один конкретный профиль, проходят специальную подготовку по нему, различные испытания с целью подтверждения должных знаний и навыков, развития и т.д. Финальным этапом, который призван подтвердить квалификацию и присвоить желанную ученую степень, является защита диссертации.
Далеко не каждый аспирант знает, что он может защищать диссертации сразу по нескольким направлениям. Сегодня мы расскажем об этом.
Защита диссертационного исследования по двум специальностям: миф или реальность?
Всем известно, что поступление в ВУЗ (независимо от ступени образования) осуществляется на конкретную специальность (по новым правилам будет лишь на факультет, уточнение специальности будет по окончании 1-2 курсов по мере обретения базовых навыков, получения общих представлений). Студент осваивает определенный профиль, получает соответствующие знания и навыки, подтверждая свою профессиональную пригодность на защите аттестационного проекта.
Можно ли написать диссертацию по двум направлениям?
Поступление и обучение в аспирантуре – не исключение. В то же время студенты высших образовательных заведений могут параллельно осваивать разные специальности, участвовать в программе «двойной диплом». Конечно, это очень сложно, но возможно! Главное – желание, правильно поставленная цель и стремление к ней.
Становление исследователя в аспирантуре также предполагает освоение конкретной специальности, погружение в определенную сферу деятельности или область наук. В 90% случаев аспиранты не знают о возможности одновременного освоения двух специальностей.
Да-да, вы не ослышались. Аспирант имеет право защитить диссертации по двум профилям, получить два диплома аспиранта и две (или одну, если направления были схожими из одной научной плоскости) ученые степени. Притом для этого не обязательно писать две научные работы. Если выбранные им направления «научной подготовки» смежные, то достаточно выполнить «сложный научный проект».
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности выполнения диссертации для двух специальностей
Если аспирант намерен освоить кардинально разные направления профессиональной подготовки, то ему предстоит серьезная и сложная работа. Здесь придется учиться в аспирантуре параллельно на нескольких выбранных им специализациях. Притом не факт, что ВУЗ допустит такое совмещение: по статистике около 15% аспирантов получают отказ от приема документов на второй профиль.
По обеим специальностям аспирант должен проходить аттестации, выполняя индивидуальный график обучения: сдавать письменные работы, проходить тестирования, сдавать экзамены и пр. Более того, защита кандидатской диссертации требует сдачи «кандидатского минимума». На разных профилях будут отличия: общие предметы для получения допуска достаточно сдать 1 раз, но профильные предметы придется сдавать отдельно.
В ряде случаев допускается сдача одного кандидатского минимума, если выбранные им направления подготовки являются смежными. Данный нюанс следует уточнять непосредственно в образовательном заведении.
Специфика написания диссертации
Более простым и самым доступным вариантом для освоения одновременно двух специальностей в аспирантуре является выбор смежных направлений. В данном случае достаточно соблюдать индивидуальный план обучения, писать одно глобальное исследование, подходящее на 2 защиты.
При написании одной диссертации для двух специальностей необходимо выполнение следующих условий:
Нюансы по оформлению проекта для нескольких специализаций необходимо уточнять в ВУЗе. В большинстве случаев допускается создание одной конкретной работы, на которой на титульном листе будут отражены все направления подготовки.
При выполнении двух разных диссертаций (для разных специальностей) необходимо иметь достаточное количество научных публикаций по каждой из них.
Сложности при защите диссертации по нескольким специальностям
Во время подготовки и перед защитой, непосредственно на защите научной работы могу возникнуть некоторые сложности.
Во-первых, далеко не все Вузы практикуют подобное. Важно уточнить в администрации или на кафедре возможности по аттестации выпускника сразу по нескольким направлениям, что для этого необходимо. Притом уточнять следует не в конце освоения определенной учебной программы, а еще на этапе поступления или на первом курсе обучения.
Трудности при написании и защиты двух диссертаций одновременно
Во-вторых, защита диссертации по двум специальностям предполагает, что учащийся будет осваивать 2 образовательные программы, заниматься научной деятельностью по ним, своевременно проходить промежуточную аттестацию и пр. Главной сложностью в данном деле является совпадение экзаменов и иных рубежей. Но эта проблема вполне решаемая. Администрация Вуза и преподаватели всегда идут на уступки, формируя индивидуальный график обучения с минимальным ущербом для аспиранта.
Кандидатский минимум придется проходить для каждого направления. «Загвоздка» здесь заключается в том, что это рубеж, как правило, платный. Также он требует тотальной подготовки. Более того, общие дисциплины (например, философию, иностранный язык) сдавать придется однократно, но профильные предметы будут разниться и подлежат сдаче.
В-третьих, необходимо уточнить возможности Диссовета: сможет ли он аттестовать выпускника аспирантуры по двум специальностям, имеет ли он полномочия для каждого направления или придется защищать проект в разных аттестационных комитетах. Нередко аспиранту приходится обращаться в другие ВУЗы, Диссоветы, чтобы получить желаемую ученую степень по второй специализации. Если защита диссертации предполагается по смежным направлениям, то на практике это возможно в одном и том же Диссовете (притом защита проекта может быть однократной). Если же предполагается сдача материалов по кардинально разным профилям, то в 75% случаев выпускникам приходится искать подходящие Диссоветы (защищаться в разных ВУЗах).
Особенности выполнения и защиты двух диссертационных исследований
В-четвертых, защита диссертации по двум и более разным специализациям увеличивает траты на подготовку материалов к защите: рассылка авторефератов членам Диссовета, подготовка раздаточного материала. Все это прямо пропорционально возрастает в объемах и затратах. В среднем получение ученой степени по одному направлению обходится специалисты в 250-450 тысяч рублей. Что уж говорить о «двойной подготовке и аттестации»?
На защите диссертации комиссия должна оценить проект согласно «паспорту специальности». Автор научной работы должен пригласить официальных оппонентов для одной работы, но по разным направлениям подготовки, которые могут предоставить квалифицированный отзыв по проделанной работе.
В решении Диссовета будет отражаться отметка, характеризующая подготовку и компетентность по каждому из указанных направлений подготовки. Притом бывают ситуации, когда по одной специальности автору присвоили ученую степень, а по второй – нет.
Обязательно учитывайте правила выполнения диссертации по каждому профилю, рекомендации научного руководителя. Оформление диссертаций в любом случае будет стандартным.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Сколько стоит защитить кандидатскую
В 2017 году я защитил кандидатскую диссертацию. Готовил ее с 2013 года. Расскажу, сколько это стоило и как можно сэкономить, если делать все самому и честно.
Я буду отвлекаться на внутреннюю кухню: без нее нет смысла в голых цифрах. Вышло довольно длинно, но это все равно в 15 раз короче, чем моя диссертация.
О процессе
Чтобы стать кандидатом наук, нужно защитить диссертацию и доказать, что ты состоявшийся ученый. Сделать это можно в процессе обучения в аспирантуре либо прикрепившись к кафедре соискателем.
Я выбрал первый вариант и прошел такой путь:
Условно мой путь можно разделить на четыре этапа:
Если бы я выбрал путь соискателя, мне не нужно было бы ходить на занятия, сдавать зачеты и педагогическую практику.
Поступление
Для поступления в аспирантуру нужно сдать три экзамена: профильный, философию и иностранный язык. Еще нужно сдать реферат о том, чему посвящена диссертация. Подача документов бесплатная. Эти же три экзамена потом входят в кандидатский минимум.
Военнообязанным аспирантура дает отсрочку от армии на 4 года: 3 года на обучение плюс 1 год на защиту. Но это происходит только после официального зачисления. В период между окончанием вуза и поступлением в аспирантуру есть 2—4 недели, когда могут официально призвать на службу. Часто приходится отстаивать свои права в суде и нанимать адвоката по военным делам. Я так судился, но это тема для отдельной статьи.
Исследование перед диссертацией
Чтобы определить нишу для диссертации, я решил изучить научные работы, которые уже написаны по этой теме. Строго говоря, можно было ничего не изучать и просто начать что-то писать. Но тогда велик шанс написать о чем-то, что в российской науке уже давно сделано. Некоторые диссертационные советы и научные руководители на это закрыли бы глаза, но я принципиально не хотел так делать.
У сервиса есть ограничения:
Скорость работы с их стороны удовлетворительная. Каждая страница загружается за 3 секунды, технических сбоев за два года я не обнаружил. На сайте есть пробный доступ на семь дней к первым 10% текстов диссертаций.
стоит удаленный доступ в РГБ на год
Я посчитал, что если буду ездить в РГБ и читать по 4 диссертации в день, то на транспорт и еду потрачу больше, чем на удаленный доступ. Если бы я жил не в Москве, у меня бы не было альтернатив — пришлось бы покупать доступ.
Статьи и участие в конференциях
Выдавать ли соискателю диплом кандидата наук, решает Высшая аттестационная комиссия ( ВАК ). Два обязательных требования ВАК для допуска к защите диссертации: наличие публикаций и выступления по теме исследования. Предполагается, что за несколько лет молодой ученый опубликует свои теоретические выводы в научных статьях, а о практических результатах расскажет на конференциях.
я потратил на срочную публикацию двух статей в журналах из списка ВАК
Чтобы не платить за срочность, я рекомендую подавать материалы за год до нужной вам даты выхода. После согласования статьи со стороны редакции она попадает в очередь из таких же трудов — в итоге публикация может выйти через 9 или 12 месяцев, это нормально (прямо как в Тинькофф-журнале, хе-хе). О таких вещах лучше узнавать в журнале заранее.
Еще помогает писать статьи в соавторстве с научным руководителем: степень доктора наук и его известность могут ускорить процесс.
Хищнические издания
Российские научные журналы должны очень тщательно относиться к своим материалам: не публиковать чушь, делать нормальную редактуру и в целом способствовать развитию науки. К сожалению, так работают не все.
В России встречается особый вид научных журналов — их называют хищническими. Они промышляют коммерческим изданием научных статей любого качества на любые темы.
Нерадивые или неопытные ученые приносят им свои труды, те без разговоров берут их в печать за деньги. Журнал выходит маленьким тиражом и оседает на полках библиотеки какого-нибудь университета. Никто эти публикации потом не читает, зато у ученого появляется строчка в достижениях: печатался там-то.
Если вы видите в Яндексе приглашение опубликоваться в журнале типа «Общие вопросы всяких разных наук» за небольшую плату и если у вас взяли статью без вопросов и изменений — это повод задуматься, стоит ли рисковать научной карьерой.
Помимо публикаций из списка ВАК желательно дополнительно выйти в изданиях, у которых есть российский индекс научного цитирования ( РИНЦ ), и зарегистрироваться в системе Science index в качестве автора. Тогда все ваши научные статьи и монографии будут аккумулироваться на одной странице — вот страница с моими публикациями. Часть из них можно прочитать здесь же, к остальным нужно покупать доступ. Справа от названия статьи — количество цитирований. Этот показатель важен для тех, кто профессионально занимается наукой.
Выход публикаций с регистрацией в РИНЦ можно совмещать с публичными выступлениями. Это выгодно и удобно: после конференций часто выходят сборники тезисов, которые регистрируются на elibrary.ru. В итоге удается выполнить сразу две рекомендации ВАК : и статью выпустить, и документально подтвердить публичную презентацию итогов исследования.
Вступил в силу новый порядок подготовки кандидатских диссертаций
Фактически восстанавливается институт научной аспирантуры.
Немного предыстории
Раньше аспирантура была программой послевузовского образования. Её осваивали ради подготовки и защиты научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание учёной степени кандидата наук. Правда, сама защита происходила уже после окончания аспирантуры, но в эту программу входила предзащита диссертации, что считалось завершающим этапом подготовки аспиранта.
После того как в сентябре 2013 года вступил в силу федеральный закон «Об образовании в РФ», аспирантура стала третьей ступенью высшего образования со всеми вытекающими последствиями:
Кроме того, новый на тот момент порядок сделал возможным получение диплома аспиранта после сдачи экзаменов, а проводить для этого предзащиту диссертации было уже не обязательно. То есть учащийся мог получить диплом, не собираясь заниматься серьёзной научной деятельностью.
Что изменилось: ключевые пункты
Новая редакция закона «Об образовании в РФ» отменила процедуру госаккредитации программ аспирантуры. Вместо федеральных стандартов обучения разработают федеральные требования к программам подготовки научно-педагогических кадров.
Пока неизвестно, какими именно они будут, поскольку они пока не утверждены. И требования, и порядок проведения итоговой аттестации для аспирантов должно разработать Минобрнауки, а правительству предстоит установить порядок организации подготовки в аспирантуре и контроля за этим процессом.
Приём на обучение в аспирантуру по федеральным государственным требованиям предполагается начать с 2022/23 учебного года. Те, кто успеет приступить к обучению в аспирантуре до этого времени, смогут выбрать, как именно они продолжат осваивать программу — в соответствии с ФГОС или с федеральными государственными требованиями.
При этом вузы должны организовывать научное сопровождение выпускника до защиты.
Привычный диплом об окончании аспирантуры вообще упраздняется. Его заменят два документа — заключение комиссии «о соответствии диссертации на соискание учёной степени кандидата наук установленным критериям» и свидетельство об окончании аспирантуры.
Если аспирант не получит положительное заключение комиссии на предзащите, то ему выдадут только свидетельство о том, что он проходил обучение.
Ряд образовательных учреждений сможет самостоятельно разрабатывать и утверждать требования к программам аспирантуры. К ним относятся:
Здесь нюанс только один: эти требования не должны быть ниже общепринятых на государственном уровне.
Вот что сказал об этих изменениях вице-президент РАН Алексей ХОХЛОВ в интервью онлайн-изданию «Поиск»:
«Вузы и научные институты получают значительно больше свободы в выборе структуры программ подготовки и условий их реализации. Новый документ не связывает им руки. Он направлен на выполнение основной задачи — подготовки аспирантом диссертационной работы, причём не по направлениям магистратуры, а по специальностям ВАК. Образовательная компонента осталась, но теперь она не главная».
Что ещё меняется
Другой документ изменил требования к диссовету. Поправки в соответствующее положение подготовила Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки. Во-первых, документ регламентирует смешанный режим проведения заседаний советов. Все защиты можно будет транслировать онлайн.
Принимать дистанционное участие в заседании смогут до половины его участников. Это правило не распространяется только на председательствующего, учёного секретаря и соискателя степени — они должны присутствовать лично. Даже при смешанном формате проведения защиты голосование останется тайным.
Изменения, внесённые в положение, коснулись и состава совета — необходимый минимум снижен с 19 до 11 человек. Из них минимум 5 должны быть докторами наук (ранее — 7). Кворум достигается в присутствии ⅔ от всех членов совета — независимо от формы их участия. Такая же доля необходима и для решения о присуждении учёной степени.
Как обстоят дела с научными кадрами в России
В последние годы ситуация с аспирантурой складывалась, мягко говоря, не очень хорошо. Специалисты ВШЭ выяснили, как с 2000 года меняется доля выпускников российских вузов, которые решают заняться исследовательской деятельностью. Оказалось, что такой выбор делает лишь около 1% из них. Более того, число занятых в российской науке ежегодно уменьшается в среднем на 1,5%. Эксперты пришли к выводу, что 65–70% перспективных молодых учёных уезжают за границу.
Кроме того, аналогичные данные привёл лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Правда, министр науки и высшего образования Валерий Фальков опроверг их, назвав это лишь мнением.
Тем не менее о сокращении количества исследователей в России заявил и глава РАН Александр Сергеев. По его словам, за последние 15 лет оно сократилось на 17,5%.
В любом случае власти всё же намерены работать над повышением привлекательности карьеры в сфере науки и высшего образования, а также над увеличением доли сотрудников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава. Об этом говорится в обновлённой версии госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ».
Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.
Аспирантура в высших военно-учебных заведениях.