можно ли летать на самолете с ишемической болезнью сердца

Как летать людям с заболеваниями сердца

Проблемы с сердцем и сосудами – не повод отказаться от авиаперелетов. Рассказываем, как позаботиться о себе.

О чем спросить врача

Если врач выписывает лекарства, важно не нарушить график их приема в поездке. Расспросите его обо всем заранее: в первую очередь о том, как соблюсти баланс при смене часовых поясов. Если вы летите в страну с резкой сменой климата, скорректируйте вместе режим дня и обсудите важные правила, которые необходимо соблюдать в путешествии.

Соколова Т.А., врач-терапевт, кафедра факультетской терапии РНИМУ им. Н.И. Пирогова:

По данным American Heart Association (AHA) лишь в 1-2 случаев из миллиона во время перелета может возникнуть сердечный приступ. При контролируемом течении самых частых заболеваний сердечно-сосудистой системы: ишемической болезни сердца или артериальной гипертензии – полет на самолете не несет риска возникновения ситуаций, опасных для жизни путешествующего.

Справку о состоянии здоровья

В справке обязательно должен быть указан международный код заболевания или диагноза.

Лекарственные препараты в рассчитанном по дням количестве

Во избежание проблем с транспортировкой серьезные медицинские препараты нужно подтвердить рецептом или справкой.

Если у вас проблемы с венами, разгрузите их с помощью компрессионного белья. Его нужно надеть перед полетом. Степень компрессии подбирается индивидуально и обязательно с лечащим специалистом. Если проблем нет, компрессионное белье тоже не повредит: выбирайте профилактическую степень компрессии.

можно ли летать на самолете с ишемической болезнью сердца

можно ли летать на самолете с ишемической болезнью сердца

Как пройти досмотр

Если у вас есть имплантированный кардиостимулятор, сообщите об этом сотруднику аэропорта заранее. В таком случае досмотр будет проведен вручную, без прохода через рамку.

Если везете лекарства – будьте готовы предъявить их вместе с рецептом. Препараты, которые могут понадобиться до окончания полета, положите в ручную кладь.

Что учесть во время перелета

Пейте больше воды. Один час – один стакан. Это предотвратит сгущение крови, и сосудам будет легче доставлять ее к сердцу и от сердца.

Не принимайте алкоголь. Несколько часов на большой высоте, резкие перепады давления – это сильный стресс для организма. Ни к чему нагружать сердце еще сильнее.

Старайтесь разминаться и ходить.

Соколова Т.А., врач-терапевт, кафедра факультетской терапии РНИМУ им. Н.И. Пирогова:

Самая частая причина возникновения опасных состояний – это тромбоз нижних конечностей. Появляется тромб из-за длительной обездвиженности.

Если полет длится более трех часов, каждые полтора часа прогуливайтесь по проходу и выполняйте упражнение «поршень»: сгибайте и выпрямляйте ступни.

Если в самолете стало плохо

При первых признаках недомогания обратитесь к бортпроводнику – они проходят курсы оказания медицинской помощи, а на каждом борту есть аптечка. Кроме того, бортпроводник может сделать объявление,есть ли в самолете врачи.

Если плохо стало в аэропорту

Сразу попросите о помощи тех, кто находится рядом, громко, если возможно. В каждом аэропорту есть своя медицинская служба.

можно ли летать на самолете с ишемической болезнью сердца

Расскажите знакомым об АНД

Автоматические наружные дефибрилляторы, которые позволяют реанимировать человека с остановкой сердца. Пользоваться прибором может неподготовленный человек и даже ребенок (для детей есть соответствующий режим).

АНД (AED) установлены во многих аэропортах Европы и США, а еще на вокзалах, в торговых центрах и на улицах мегаполисов. Иногда АНД устанавливают и в самолетах. В России несколько АНД есть в международном аэропорту Сочи, а также Уфы и Санкт-Петербурга. Найти их легко по специальному значку и указателям. За рубежом отыскать их можно в Хельсинки, Токио, Мадриде, Праге, Лиссабоне, а также в нескольких хабах США.

Источник

В путешествие c болезнью сердца

Каким пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями не показаны длительные поездки? Может ли аспирин снизить риск тромбоза глубоких вен? Какие советы следует дать отправляющимся в путешествие пациентам, принимающим ингибиторы АПФ для предупреждения

Каким пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями не показаны длительные поездки?
Может ли аспирин снизить риск тромбоза глубоких вен?
Какие советы следует дать отправляющимся в путешествие пациентам, принимающим ингибиторы АПФ для предупреждения обезвоживания?

можно ли летать на самолете с ишемической болезнью сердца
Рисунок 1. Ненужное ограничение передвижения усугубляет снижение качества жизни у страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями

Пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями зачастую не решаются на длительные поездки. Однако необоснованное запрещение путешествовать усугубляет снижение качества жизни, связанное с болезнью. Поэтому врачи должны поддерживать пациента в желании путешествовать, если, конечно, нет каких-либо особых причин, делающих дальние поездки невозможными.

Чтобы дать правильный совет, необходимо принять во внимание вид транспорта и цель путешествия (см. раздел «Опасности и преимущества каждого вида транспорта»). Научно-исследовательских работ, посвященных путешествиям пациентов, страдающих серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями, очень мало, поэтому в основе приведенных здесь рекомендаций лежит скорее опыт, накопленный автором и его коллегами, и здравый смысл, нежели строгие факты.

При поездках за границу необходимо адекватное медицинское страхование. В Британском фонде больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями можно получить информацию о страховых компаниях, оказывающих такого рода услуги.

Как и положено, перед путешествием надо провести вакцинацию, профилактику малярии и т. п.

Обезвоживание. При желудочно-кишечных расстройствах потеря жидкости происходит быстро, а это может усугубить гипотензию, особенно если пациент принимает ингибиторы АПФ.

При жарком климате наблюдается усиленное потоотделение; если не происходит адекватного восполнения соли и воды, это может привести к умеренной дегидратации. У пациентов с сердечной недостаточностью нередко развиваются тяжелые нарушения функции почек.

Таким больным сразу же по прибытии к месту назначения рекомендуется взвеситься при первой же возможности (как правило, весы в ванных комнатах отелей не точны, поэтому лучше пользоваться одними и теми же весами). В случае потери веса более чем на 3 кг необходимо принять меры.

Если пациент принимает мочегонные, их следует отменить до восстановления веса. Необходимо увеличить потребление соли (в виде соленых орешков, хрустящего картофеля и т. п.), а также объем выпитой жидкости. Не следует возмещать недостаток жидкости, употребляя алкогольные напитки.

Пациентам с поносом и рвотой нужно сразу же взвеситься, чтобы следить за последующей регидратацией. Можно посоветовать не принимать диуретики до восстановления массы тела.

Полезно также отменить ингибиторы АПФ до тех пор, пока пациент не возвратится к нормальному весу, так как обезвоживание обычно ведет к активации ренин-ангиотензиновой системы как защиты против гипотензии. В этих условиях даже низкая доза ингибиторов АПФ короткого действия вызывает сильную и длительную гипотензию и может привести к почечной недостаточности.

можно ли летать на самолете с ишемической болезнью сердца
Рисунок 2. Дегидратация за счет повышенного потоотделения, наблюдаемого в жару, как правило, умеренная

Изменения в диете. Такие изменения могут повлиять на обмен натрия. С уменьшением потребления соли снижается давление, особенно у пациентов, принимающих ингибиторы АПФ. Значительное увеличение концентрации натрия в организме зачастую вызывает отек легких или периферические отеки у пациентов с сердечной недостаточностью. Изменения в диете могут отразиться и на антикоагулянтной терапии за счет влияния на кишечную флору, так как происходит поглощение витамина К и всасывание некоторых препаратов. Нужно предупредить пациентов о необходимости соблюдать умеренность в употреблении алкоголя.

Ежедневное взвешивание позволяет оценивать гидратацию и солевой баланс. Коагуляционные тесты должны проводиться до путешествия. В случае пребывании за границей более двух — трех недель эти анализы необходимо по возвращении сделать вновь.

Алкоголь. При сердечном заболевании неалкогольного происхождения допускается умеренное потребление алкоголя.

Фоточувствительность. Терапия амиодароном вызывает острую повышенную чувствительность кожи к солнечному свету, хотя проходят месяцы или годы, прежде чем в коже накапливается достаточное количество препарата.

Повышенную реакцию вызывает свет видимого спектра, поэтому стандартные кремы для загара считаются неэффективными. Необходимо порекомендовать пациентам носить панаму и прикрывать руки и ноги, выходя на солнце. Если это по каким-то причинам невозможно, целесообразно использовать крем, блокирующий весь видимый спектр. Он имеется в специальных аптеках.

Пароксизмальная фибрилляция предсердий. Если пациент беспокоится перед полетом, предложите ему за час до вылета принять бета-блокатор (25 — 59 мг атенолола, к примеру), чтобы предотвратить приступ.

Проверьте, нет ли противопоказаний к назначению бета-блокаторов. Непременно за несколько дней проведите пробное лечение, чтобы убедиться в отсутствии обратной реакции, способной причинить пациенту вред в полете. Для пациентов с болезнями органов дыхания альтернативным препаратом может служить верапамил (80 мг внутрь).

Больных нужно обучить приемам, помогающим остановить приступ (проба Вальсальвы, погружение лица в холодную воду; можно также порекомендовать быстро выпить большой стакан ледяной воды).

Верапамил и бета-блокаторы (но не в комбинации) — единственные препараты, которые пациенты могут безопасно назначать себе сами. Эти лекарства останавливают некоторые приступы и контролируют скорость желудочковых сокращений.

Атенолол или верапамил (один раз в день) контролируют скорость сердечных сокращений; при этом большинство пациентов возвращаются к синусовому ритму в течение 24 часов. Риск тромбоэмболии сохраняется все время, пока отсутствует синусовый ритм. Поэтому, если нет уверенности, что синусовый ритм восстановился, необходимо срочно обратиться за помощью.

Стенокардия. Для беспокойных больных оптимальной защитой может служить прием лекарственного препарата за час до путешествия. Бета-блокатор может быть добавлен к обычной схеме лечения. Не назначайте вместе бета-блокатор и верапамил.

Пациенты, принимающие ингибиторы АПФ в связи с гипертензией или сердечной недостаточностью, должны избегать обезвоживания. Для контроля за гидратацией достаточно внимательно следить за весом. В большинстве отелей имеются напольные весы, а сопровождающие туристическую группу операторы всегда готовы прийти на помощь.

Инфаркт миокарда в недалеком прошлом. В первые две недели после инфаркта миокарда поездки и полеты запрещаются; желательно также воздерживаться от ненужных переездов в течение шести недель. При отсутствии противопоказаний пациентам назначается ежедневный профилактический прием бета-блокатора, так как доказано, что он снижает смертность по крайней мере в течение года после инфаркта.

При приемы ингибиторов АПФ, как уже было сказано выше, необходимо избегать обезвоживания. Имеется повышенный риск венозных тромбозов.

Недавнее хирургическая операция на сердце. Следует воздерживаться от длительных поездок в течение минимум двух (а предпочтительно даже шести) недель после операции. В послеоперационный период повышается риск ТГВ.

Сердечная недостаточность. Основная опасность для таких пациентов заключается в излишествах разного рода, будь то алкоголь, соль или инсоляция. Все эти моменты освещены выше.

Поражения клапанов сердца. Особых рекомендаций для таких больных не существует, но при развитии на фоне этого состояния аритмий, стенокардии или сердечной недостаточности необходимо принять соответствующие меры.

British Heart Foundation, 14 Fitzharding St, London, WIH 4DH, tel 0171 935 0185, fax 0171 486 1273.
The Medical Officer, British Airways PLC, PO Box 10, Healthrow Airport, London TW6 2JA.

1. Green P. L., Mooney S. E. Carrige of individual passengers by civil airlines. Aviation Medicine. London: Butterworth, 1998.
2. Cleland J. G. F., Cowburn P. J., McMurray J. Managment of Heart Failure: A systematic aproach to clinical practice. London: Science Press, 1997, P. 1 — 112.
3. Cleland J. G. F., McMurray J., Ray S. Prevention Strategies After Myocardial Infarction: Evidence Based Medicine. London: Science Press, 1994, P. 1 — 92.
4. Cleland J. G. F., Findlay I., Lowe G. D., McMurray J., Wood D. Asymptomatic Coronary Artery Disease and Angine. London: Science Press, 1996, P. 1 — 122.

Обратите внимание!

Опасности и преимущества различных видов транспорта

Преимущества. Автомобиль считается наиболее привычным и почти не вызывающим у больного тревоги видом транспорта. Пациент, как правило, едет «от двери до двери» и в любой момент может остановиться.

Недостатки. Длительные поездки могут вызывать напряжение, особенно если пациент сам ведет машину.

Советы. В случае длительных поездок необходимо делать остановки.

Противопоказания. Для пассажиров четких противопоказаний нет, но любое состояние, сопряженное с риском внезапной потери контроля над управлением, исключает возможность вождения.

Преимущества. С поездкой на поезде или автобусе связано меньше стрессовых ситуаций, чем при вождении. Обычно есть возможность сходить в туалет; пациенты могут встать и размять ноги.

Недостатки. В случае возникновения проблем не всегда просто остановиться.

Советы. Для многих поезд и автобус — идеальные средства передвижения.

Противопоказания. Для пассажироров четкие противопоказания отсутствуют.

Преимущества. Отсутствие стрессовых ситуаций (если, конечно, пациент не страдает морской болезнью).

Недостатки. Бывает нелегко получить квалифицированную медицинскую помощь, хотя на борту имеется медицинский персонал. Недомогания чаще развиваются именно во время морских путешествий и связаны с потерей солей и воды при рвоте. Кроме того, не исключено, что пациент не будет иметь возможность принять препарат обычным образом.

Советы. Больным, недавно перенесшим тяжелые заболевания, например, инфаркт миокарда или приступ стенокардии, путешествовать морем не рекомендуется. Изменения в диете и образе жизни могут существенно повлиять на состояние сердечно-сосудистой системы (см. ниже раздел «Подготовка к путешествию»)

Полезно иметь с собой антигистаминные препараты от морской болезни, которые в случае предрасположенности следует принимать профилактически, или же просто иметь с собой на всякий случай. Ниже приводятся рекомендации на случай обезвоживания.

Преимущества. Самолет — самый быстрый способ передвижения на длинные расстояния, с ним, как правило, связано меньше неудобств, чем с остальными видами транспорта.

Недостатки. Некоторые пациенты очень волнуются перед полетом. У самых заядлых путешественников после возникновения у них сердечных проблем может наблюдаться повышенная тревожность; тревога же нередко провоцирует аритмию или приступ стенокардии. Даже в специальных кабинах напряжение кислорода падает примерно до 75 mmHg (103 mmHg на уровне моря). Это приводит к пониженному насыщению крови кислородом, что очень опасно для пациентов с тяжелыми легочными заболеваниями, а также сопутствующими им сердечными заболеваниями или сердечной недостаточностью и стенокардией. Длительное ожидание в аэропортах и долгий путь к выходу после приземления могут создавать дополнительные трудности. Воздействие длительных перелетов на водный баланс неоднозначно. Пониженное давление в кабинах может привести к увеличению вентиляции и потере жидкости в процессе дыхания. Недостаток питья или же избыток алкоголя только усугубляют ситуацию. У пациентов, получающих ингибиторы АПФ и диуретики, при обезвоживании развивается гипотензия. Длительное обездвиживание, особенно с опущенными ногами, может стать причиной тромбоза глубоких вен (ТГВ). Риск снижается, если пациент уже принимает варфарин, но другие сердечные больные относятся к группе повышенного риска.

Советы. Следует поинтересоваться, предоставляет ли аэропорт соответствующее обслуживание (носильщик, электрические вагонетки, кресло для больных и т. п.). Все авиалинии IATA имеют единый медицинский сертификат и врачебную комплектацию, с которой пациент может ознакомиться во время покупки билета. Пациенты со стенокардией или пароксизмальной фибрилляцией предсердий должны до вылета принять бета-блокатор (при отсутствии противопоказаний).

С гипоксией можно бороться путем дополнительной оксигенации, которую предоставляют сами авиалинии (если это указано в перечне услуг). Риск отравления двуокисью углерода для пациентов с респираторными заболеваниями стоит оценить предварительно: перед тем как заказать билеты, необходимо сделать специальные анализы газового состава крови.

Для предовращения ТГВ пациентам следует пить столько, сколько необходимо. Во время длительного перелета следует также регулярно делать упражнения для ног. Неясно, снижает ли риск ТГВ прием аспирина. Нужно обязательно предупредить пациента о последствиях чрезмерного употребления алкоголя.

Пациентам с тяжелой стенокардией или сердечной недостаточностью не стоит летать самолетом без крайней необходимости. В общем случае, если пациент способен пройти сотню ярдов по ровной местности с обычной скоростью без затруднений дыхания и болей в груди, значит, он может путешествовать на самолетах. В течение десяти дней после кардиохирургических манипуляций или неосложненного инфаркта миокарда летать запрещается. В более тяжелых случаях этот интервал удлиняется.

Если в аэропортах имеются кресла для больных, это должно быть указано в рекламных проспектах.

Источник

Каким правилам следовать сердечникам во время полета в самолете?

можно ли летать на самолете с ишемической болезнью сердца

Наиболее быстрый и удобный транспорт для передвижения на большие расстояния – это самолет. Однако полет на воздушном судне – стресс для любого организма. Кто-то переносит полет легче, кто-то сложнее. Многие просто панически боятся оказаться на борту (и это уже вопрос психологии). Но некоторым людям просто необходимо соблюдать определенные правила, чтобы благополучно долететь из пункта «А» в пункт «Б». Касается это прежде всего тех, у кого наблюдаются проблемы с сердцем и сосудами.

Микроинсульт или паническая атака в воздухе

можно ли летать на самолете с ишемической болезнью сердца

Паническая атака во время полета может закончится инсультом/pixabay.com

– Однажды я летела из Якутии, и на борту одна дама пожаловалась на головокружение и онемение (мурашки) правой половины лица и руки, – рассказывает врач-кардиолог, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник реабилитационного центра, жительница района Новогиреево Екатерина Зволинская. – Попросила стюардессу померить ей давление. Оказалось 200/120. Мы немедленно уложили женщину на полу, дали небольшую дозу препарата от давления (чтобы его снизить, но не резко), напоили крепким сладким чаем, укрыли пледом.

Через 20 минут онемение и головокружение прошли. Вероятно, у женщины был микроинсульт.

– Еще одни случай произошел со мной на пути в Грецию, – вспоминает Екатерина Зволинская. – Внезапно на борту молодая дама начала задыхаться, у нее похолодели руки и ноги, она испугалась, что у нее плохо с сердцем. Стала громко звать на помощь. Ей тоже померили давление, оно было нормальное. Мы дали ей валокордин, укрыли пледом, дали теплого сладкого чаю.

В данном случае это была паническая атака, которая снимается успокоительными средствами, теплым питьем и согреванием.

Главное не медлить

можно ли летать на самолете с ишемической болезнью сердца

По словам главного внештатного хирурга Минздрава России, академика РАН Амирана Ревишвили, если в воздухе стало плохо с сердцем, действовать надо как можно скорее.

Даже сосед, который сидит рядом, может спасти жизнь. Если в течение 10-15 минут не оказать необходимую помощь, может развиться инфаркт миокарда.

– Я сам не раз оказывался в ситуации, когда на борту самолета кому-то из пассажиров становилось плохо с сердцем, – рассказывает Амиран Ревишвили. – Ситуацию усугубляет тот факт, что человек волнуется перед полетом, порой не ест и даже не пьет. Люди забывают, что на большой высоте организм требует больше жидкости. Кроме того, воздух в салоне довольно сухой из-за работы кондиционеров, что также способствует обезвоживанию и печальным последствиям.

Совет врача: если чувствуете тяжесть в груди, одышку, сразу вызывайте стюардессу. Она измерит пульс, давление, прибавит вентиляцию. Все необходимые лекарственные препараты должны быть на борту.

Исключить алкоголь

можно ли летать на самолете с ишемической болезнью сердца

Не забывайте пить воду во время перелета/Fotobank

Во время перелета пейте больше воды. Один час – один стакан. Это предотвратит сгущение крови, и сосудам будет легче ее доставлять. Не принимайте алкоголь. Из еды исключите жирное, острое и соленое.

– Необходимо взять с собой в полет все лекарства, которые принимаете, плюс дополнительные лекарства – нитроглицерин (спрей или таблетки), аспирин, валокордин или другие успокоительные средства, – добавляет Екатерина Зволинская.

Если у вас варикозное расширение вен, то необходимо надеть компрессионные чулки. Стараться менять в самолете положение тела. До начала полета выпить аспирин. Ноги лучше всего выпрямить.

Во время перелета поможет элементарная гимнастика для ног, полезно просто шевелить ими, менять положение тела. Каждые полчаса вставайте и немного пройдитесь по салону.

Возьмите в полет справку о состоянии здоровья с международным кодом вашего заболевания. Серьезные медицинские препараты, во избежание проблем с транспортировкой, подтвердите рецептом или справкой.

Источник

Как безопасно летать на самолете при проблемах с сердцем и сосудами?

можно ли летать на самолете с ишемической болезнью сердца

Что делать, чтобы в небе не прихватило сердце, и как действовать, если это все же случилось, рассказала жительница Войковского района, заведующая кардиологическим отделением московского Центра профилактической медицины Светлана Береговская.

В воздухе стало плохо

– В мае я возвращался с отдыха из Таиланда. Рейс был ночным и долгим, более восьми часов, – рассказывает житель района Сокол 51-летний Виктор Дроздов. – Раньше я на здоровье не жаловался. А тут, где-то часа через два, почувствовал давящие боли и ком в груди. Перед полетом я плотно поужинал – думаю, переел. Меня бросило в холодный пот, я решил встать, но чуть не упал на стюардессу. Мне тут же оказали помощь: удобно усадили на два кресла, прибавили воздух, дали нитроглицерин.

В таком положении Виктор благополучно долетел до Москвы. По приезду врач-кардиолог сделал ЭКГ, констатировал микроинфаркт.

– В наши дни проблемы с сердцем в той или иной степени, имеют большинство жителей планеты старше 30 лет. А проблемы с сердцем и сосудами у мужчин старше 40 лет специалисты называют основной причиной большинства внезапных смертей, – говорит Светлана Береговская.

Не нарушайте график приема лекарств

Светлана Береговская отмечает, что при контролируемом течении самых частых заболеваний сердечно-сосудистой системы: ишемической болезни сердца или артериальной гипертензии – полет на самолете не несет риска возникновения ситуаций, опасных для жизни путешественника. Но перед полетом надо обязательно посетить своего лечащего врача.

Расспросите врача заранее обо всем: какой питьевой режим вам необходим, как соблюсти баланс при смене часовых поясов. Если вы летите в страну с резкой сменой климата, скорректируйте вместе режим дня. Если вам выписали лекарства, важно не нарушить график их приема в поездке, – отмечает врач.

При себе необходимо иметь лекарственные препараты в рассчитанном по дням количестве. Стоит взять в полет справку о состоянии здоровья, в которой обязательно должен быть указан международный код заболевания или диагноза. Во избежание проблем с транспортировкой серьезных медицинских препаратов нужно также подтвердить их легальность рецептом или справкой.

После инфаркта перелеты под запретом

При взлете и посадке в салоне меняется атмосферное давление, сокращается количество кислорода, что может негативно сказаться на кровообращении основных органов у людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Надо также помнить, что лицам с инфарктом в анамнезе авиаперелеты запрещены в течение полугода после приступа. Это важное условие, позволяющее избежать повторного инфаркта.

Не кладите ногу на ногу!

По словам главного внештатного специалиста – хирурга Минздрава России, академика РАН Амирана Ревишвили, если в воздухе стало плохо с сердцем, то действовать надо как можно скорее. Если в течение 10-15 минут не оказать необходимую помощь, то может развиться инфаркт миокарда.

– Если чувствуете себя неважно, тяжесть в груди, одышка – не медлите, сразу вызывайте стюардессу. Она измерит пульс, давление, прибавит вентиляцию. Все необходимые лекарственные препараты должны быть на борту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *