можно ли ладьей ходить назад

Ладья

Вот что нужно знать о ладьях:

Ладья

можно ли ладьей ходить назадЛадьи на своих начальных позициях.

Ладья (как и ферзь) считается тяжелой фигурой и стоит пять баллов. Она намного ценнее пешек (по одному баллу), коней (три балла) и слонов (также три балла), но уступает в ценности ферзю (девять баллов).

Как ходит ладья

Как мы уже говорили, ладья уступает в ценности только ферзю. Она может ходить по прямым линиям вперед и назад (по вертикалям) или влево и вправо (по горизонталям), но не может ходить по диагонали (как ферзь или слон). На этой диаграмме мы видим возможные ходы ладьи по вертикали «e».

можно ли ладьей ходить назадЛадья ходит вперед и назад по любой вертикали!

На следующей диаграмме мы отметили все возможные ходы ладьи влево и вправо по четвертой горизонтали.

можно ли ладьей ходить назадЛадья ходит влево и вправо по любой горизонтали!

можно ли ладьей ходить назадВозможные ходы ладьи похожи на знак плюс.

Ладья может пересекать сколько угодно полей в любом направлении, если ей не мешают другие фигуры, занимающие эти поля. Поэтому ладьи приносят наибольшую пользу, когда они занимают открытые или полуоткрытые вертикали (где им не мешают другие фигуры).

Ладья может взять фигуру противника, заняв поле, на котором та была расположена. Заметим, что ладья, в отличие от коня, не может перепрыгивать через фигуры. Если она окружена другими фигурами (как в начальной позиции), то не может двигаться!

Мат ладьей и мат по последней горизонтали

Ладья может давать разные виды мата но сейчас мы поговорим о трех самых распространенных: 1) мат одной ладьей, 2) мат двумя ладьями и 3) мат по последней горизонтали.

В отличие от слона или коня, ладья может дать мат с помощью одного короля. В следующей позиции белые только что сделали ход Лb8#! Белый король, расположенный на поле f6, мешает черному отступить, а ладья нападает на него по последней горизонтали.

можно ли ладьей ходить назадЛадья дает мат!

Две ладьи легко дают мат одинокому королю. В этой позиции белые только что сделали ход Лa8#. Ладья, расположенная на b7, мешает черному королю покинуть край доски, а ладья a8 нападает на него по последней горизонтали.

можно ли ладьей ходить назадМат двумя ладьями!

Черные могут дать такой мат, наоборот, по первой горизонтали!

можно ли ладьей ходить назадЛадья дает мат по последней горизонтали!

Проверим себя

Проверим, как мы разобрались в ходах ладьи. Может ли белая ладья, расположенная на поле e1, взять черного коня, расположенного на поле e4?

можно ли ладьей ходить назадМожет ли белая ладья, расположенная на поле e1, взять коня на поле e4?

Да, ладья может взять коня на поле e4!

Решим еще одно упражнение —может ли белая ладья пойти с поля c1 на поле c8?

можно ли ладьей ходить назадМожет ли белая ладья пойти с поля c1 на поле c8?

Да! Ладья может пойти на поле c8! Что тогда случится? Все верно! Мы объявим мат по последней горизонтали!

можно ли ладьей ходить назадМат по последней горизонтали!

Заключение

Мы узнали, где расположены ладьи в начале партии, какова их ценность, как они ходят, и как могут дать мат королю противника! Испытаем слонов в сражении с друзьями или решим еще больше интерактивных заданий!

Смотрим видео

Источник

Как ходит ладья в шахматной партии?

можно ли ладьей ходить назад

Приветствую вас, дорогой друг!

Ладья – вторая по силе фигура после ферзя. Это фигура «тяжелая». Наряду с ферзем ладьи входят в обойму «тяжелой артиллерии» и обладают богатыми возможностями. Есть у ладьи и уязвимые места. Об этом вы узнаете из сегодняшней статьи. Итак, как ходит ладья в шахматах?

Но вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете.

Если вы не любите читать, то смотрите видео:

Давайте разберем особенности ладьи, в картинках и просто на словах.

Ходы ладьи

Траектория движения ладьи – по прямой (по горизонтали или вертикали), в любую сторону на любое расстояние. Так же ладья и бьет .

можно ли ладьей ходить назад

Через фигуру перепрыгивать ладье не разрешается.

По сути, правила ходов ладьи аналогичны слону, с той лишь разницей, что слон ходит по диагонали, а ладья по прямой.

Относительная ценность ладьи – пять пешек. Иными словами, по умолчанию, ладья сильнее коня или слона, но несколько слабее двух этих легких фигур вместе.

В современных шахматах ладья в начале партии обычно дремлет за забором собственных пешек. Словно былинный Илья Муромец, сидевший сиднем на печи тридцать три года. Шахматная партия длиться, прямо скажем, — поменьше. Звездный час ладьи наступает, когда позиция открывается и дело доходит до открытого столкновения.

Ладье нужен простор

Полагаю, вы уже догадались, что ладья любит простор на доске. Выйдя на оперативный простор, ладья может развивать мощь, превосходящую ее ценность относительно других фигур. Например:

можно ли ладьей ходить назад

Казалось бы, у черных материальный перевес, два коня по определению сильнее ладьи. Однако, в данной конкретной позиции все решают нюансы:

С учетом этих важных нюансов оценка позиции диаметрально меняется.

Главное – не дать коням скоординироваться:

можно ли ладьей ходить назад

Угрожало 2.Лf1-f3 и после отступления коня с h3 на g1 или g5, — 3.Лf3-g3, нападая на двух коней одновременно и выигрывая одного из них.

можно ли ладьей ходить назад

Разбежаться в стороны также не получается: 2… Кh3-g1 3.Лf3-g3 Kg1-e2 4. Лg3-e3. Снова оба коня под боем ладьи, один из них гибнет.

можно ли ладьей ходить назад

Куда бы не отошел черный конь с поля G5, — двойное нападение на коней обеспечено. 3… Кg5-e4 4.Лg3-e3

можно ли ладьей ходить назад

или 3…Kg5-h7 (или f7) 4.Лg3-g7

В шахматах такое двойное нападение называется двойным ударом. Ладья – признанный мастер двойного удара.

Данный пример отлично характеризует силу ладьи, вышедшей на оперативный простор.

Трудно быть ладьей

Полагаю, заряд оптимизма, полученный во время анализа предыдущей позиции, поможет перенести примеры, где ладья выглядит совершенно беспомощной.

Пример бесславной гибели ладьи от замаскированного слона мы рассматривали в примере в статье как ходит слон.

Теперь пример преимущества коня над ладьей:

можно ли ладьей ходить назад

В позиции на диаграмме у черных некоторый материальный перевес: ладья против слона и пешки. Однако обратим внимание на незавидное положение ладьи. У нее нет ходов! Единственное доступное поле для ладьи – а8, бьется белым конем.

Следующим ходом белые разменивают слона на коня и подчеркивают преимущество коня над ладьей в этой конкретной позиции:

можно ли ладьей ходить назад

можно ли ладьей ходить назад

Все. Ладья окончательно замурована. Белые постепенно оттесняют черного короля, проникают своим королем в стан неприятеля и «собирают урожай» черных пешек, выигрывая партию.

Открытая линия – стихия ладьи

можно ли ладьей ходить назад

Единственная открытая линия занята белой ладьей.

Белые играют 1. Лс1-с7!

можно ли ладьей ходить назад

Как бы не старались черные защитить свои пешки, сделать это невозможно. Как минимум, две из них будут «съедены» набравшей силу белой ладьей, ворвавшейся на седьмую горизонталь по открытой линии. Партия за белыми.

Линейный мат

Мат ладьей – явление гораздо более частое, чем мат конем или слоном. Я бы даже сказал обыденное. Особенно часто встречается так называемый линейный мат.

Самая простая его версия:

можно ли ладьей ходить назад

Такие картинки можно видеть в шахматных партиях довольно часто.

можно ли ладьей ходить назад

Полагаю, особенно комментировать здесь нечего, линейный мат в данном случае проще пареной репы.

Бывают и другие версии линейного мата. Более сложные.

можно ли ладьей ходить назад

Черные сыграли 1… Сc8-b7?, нападая на ферзя. Если ферзь уходит из под удара, черные ставят мат ферзем на g2.

Однако у белых активная ладья (открытая линия!), а черный король загорожен своими же пешками. 2. Фе4:в7!!

можно ли ладьей ходить назад

Если 2… Лв8:в7, то 3. Лс1-с8X. Черные не обязаны конечно брать ферзя и получать мат, но фигуру они потеряли.

Некоторые неискушенные в шахматах люди называют ладью турой. Видимо из-за внешнего вида этой фигуры. Но мы уже с вами договорились о правильной терминологии. Ладья есть ладья и никак иначе. Уважаем правила шахмат, включая терминологию.

Как говорят: Как вы лодку (ладью) назовете, так она и поплывет!

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

Источник

Изучаем ладью (Часть 1)

Начинаю описывать методику преподавания шахмат по которой преподаю я. Советы что надо соблюдать описаны во введении «Дюжина советов – как научить ребенка шахматам. И не только».. Перед прочтение этой статьи — прочитайте введение. А под катом начальные темы методы преподавания шахматных правил. Данная методика основана на курсе И.Г. Сухина «Шахматы — школе» но с некоторыми моими авторскими изменениями и советами. Думаю что у других преподавателей по данному курсу есть свои наработки.

Да, Вы не ослышались — первой изучается именно ладья. Я предвижу поток комментариев в которых будет множество фраз типа «а нас отцы учили по другому». Поэтому отступлю с некоторыми объяснениями, почему именно ладья и именно так.

Любой процесс должен преследовать какую-либо цель. Этому меня лично научили именно шахматы в детстве. Бестолковый и бесцельный ход – приближает тебя к проигрышу. К чему это? А к тому, что у нас цель обучения шахматам – повышение уровня ребенка. Если Вы хотите сделать из ребенка шахматного вундеркинда – то Вам и заниматься надо лет с 3х, более часто и по другой программе. Если же для того чтобы ребенку было интересно, чтобы поднять его образовательный уровень – то так и именно так.

Я специально скатываюсь опять на этот вопрос потому что родители часто не понимают что дают шахматы ребенку, который ими занимается. Об этих вопросах было более подробно написано во введении.

До изучения ладьи ребенок должен уяснить и понять значение следующих слов — клетка (она же поле), доска, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр шахматного поля. Выучить название шахматных фигур и знать их расстановку на шахматной доске. И да — не забудьте показать как правильно ставится доска! По методике И.Г. Сухина (и в Европе тоже так) — угловое правое поле около игрока — белое.

Я не буду останавливаться на том как можно дать эти понятия — воля Ваша. Но запомните один момент — названия шахматных фигур в России следующие — пешка, конь, слон, ладья, ферзь, король. Никаких «королева», «тура» и «офицер». Есть официальные названия — их и применяйте в общении с ребенком и обучении. Все остальное — это сленговый блатной разговор. Не надо. Можно сказать например почему ладья называется именно так, и заодно рассказать кучу историй про нее. Ребенку будет интересно — поверьте 🙂 Как и Вам. Я отправляю заинтересованных в просторы Интернета, не буду на этих вопросах останавливаться. Поищите — мне было интересно например когда я в самом начале знакомился с историей — даже захватывало временами.

В дальнейшем все ходы фигур описывайте через понятия данные выше. Это и правильно и приучает ребенка к верному мышлению и языку. Не надо никаких «наискосок» (хотя с некоторыми детьми иногда приходится и так говорить, но это в групповых занятиях), только «по диагонали».

Вернемся к ладье. Ладья самая простая фигура. Для ребенка ход ладья самый простой в плане понимания. «Ладья ходит по горизонталям и вертикалям». Насколько я понимаю, порядок изучения фигур начиная с ладьи первый ввел автор курса И.Г. Сухин. В доказательство того что данный порядок оптимален можно привести тот факт что это «новшество» (ему правда лет 20-30 уже, никак не меньше) начинают перенимать и другие шахматные эксперты. Например, нещадно раскритикованный мною же учебник Прудниковой следует эту же принципу. Другие общеобразовательные курсе изучают фигуры часто в том же порядке.

Объяснение достаточно простое – ответьте на вопрос – Вы хотите научить ребенка получать знания или вбить ему в голову свои знания? Если научить – добейтесь понимания. От простого к сложному. Если вбить… Ну что ж – вбивайте. Но без моих советов.

Я же стараюсь обучить детей не столько шахматам, сколько навыкам, которые они могут получить и применить в дальнейшей жизни. Сколько из наших детей чемпионов мира? И нужна ли ребенку та нагрузка, которую предполагает достижение максимальных результатов?

Основные упражнения, которые применяются в методике И.Г. Сухина, достаточно просты, и дают результат при их комплексном и последовательном применении. Как я уже писал во вступлении – порядок выверен и проверен. Причем далеко не мной, я его просто озвучиваю в данной статье.

Еще пара моментов. Для того, чтобы у ребенка не было каши в голове, он должен четко следовать правилам занятий. Изучать фигуры мы будем производя ходы белыми фигурами. Так же будем применять два вида шашек – черные и белые. Дело в том, что шашки это не шахматные фигуры, и в процессе обучения у обучаемого не возникает никакой путаницы с фигурами. Но надо четко объяснить – шашки это дополнительный инструмент, но не более. Т.к. мы играем белыми фигурами, то черные шашки это наши враги, а белые – наши друзья. Но шашки не ходят, а стоят на месте. И друзей не бьют. Получается что черные шашки – это цель, белые шашки – препятствия. Иногда я шучу над детьми, говоря что «белая шашка это стена побеленная, лоб не расшиби». Либо что «это береза, больно об нее стукаться». В общем, на что фантазии хватит. Но бить белые шашки нельзя. А черные – надо.

Но хватит, пора к делу.

Упражнение №1. У И.Г.Сухина оно называется «Один в поле воин».

можно ли ладьей ходить назад

можно ли ладьей ходить назад

можно ли ладьей ходить назад

Смысл упражнения в том, чтобы ребенок научился ходить конкретной фигурой. Данные задания в других курсах называются например «Собери ягодки», либо как-то по другому. Но смысл один и тот же – надо одной фигурой побить все черные шашки, которые стоят на доске. В задачах И.Г.Сухина расположены не шашки, а чёрные фигуры, но лично я для этой цели использую не чёрные фигуры, а чёрные шашки. Каждым ходом НУЖНО брать одну шашку. Т.е. количество ходов сделанной ладьей равно количеству шашек.

Трудность №1. Расстановка фигур это особая сложность, которая зависит от того какой возраст у ребенка. Дети 6-ти лет, например, испытывают некоторые сложности при расстановке, дети 10-ти лет – практически нет. Но в любом случае необходимо чтобы ребенок расставил задаваемую диаграмму сам. И только сам. Плюс данного подхода в том, что дети начинают лучше чувствовать доску, видеть ее. У них развивается память, пространственное мышление. Пусть и не сразу, но к концу прохождения всех фигур скорость расстановки у них очень приличная.

Трудность №2. Дело в том, что в шахматы играют одной рукой. Т.е. порядок взятия фигур таков – надо взять шашку, снять ее с доски, затем переставить фигуру на то место где стояла шашка. Первое упражнение с детьми лет 6-8 я стараюсь выполнять так, чтобы их поймать на том, что они поставили фигуру не туда. Когда они снимают шашку с доски (обязательно по одной), то практически всегда отворачиваются. А затем… ставят ладью не на то поле. Этот момент надо поймать и обратить внимание ребенка на это. Я заметил, что дети, которым укажешь максимум 2 раза на то, что шашка стояла на другой клетке (не показывая клетку), начинают потом автоматически запоминать где она стояла. Практически все дети после одной-двух корректировок больше не ошибаются. Это первый момент, который я называю для себя – выключатель памяти. Поверьте – поймать на этом можно любого ребенка 6-8 лет, иногда и немного постарше. Но начиная с 10-ти память у них уже работает, и редкие дети ловятся на этом.

Совет №1. Вы можете сами прекрасно придумать расстановку подобную приведенной выше, но следует учесть один момент – путь для правильного решения должен быть единственным верным. Этот же совет относится и ко всем другим заданиям, которые будут приведены дальше.

Совет №2. Никогда не кричите на ребенка. Никогда не повышайте голос. Если ребенок впал в ступор – лучше помогите ему. Если он устал – отложите занятие. «Один в поле воин» проходят практически все, но это задание больше на внимательность. Кстати, подобные задания может сделать и сам ребенок, например он Вам расставит шашки придумав позицию – а Вы потом его пройдете. Т.е. задание наоборот, почему бы и нет?

Упражнение №2. «Кратчайший путь».

можно ли ладьей ходить назад

можно ли ладьей ходить назад

Здесь все достаточно просто – надо за МИНИМАЛЬНОЕ количество ходов побить черную шашку. Поверьте – если с ладьей все на первый взгляд просто, то Вы сильно удивитесь, что дети не всегда видят кратчайший путь. У И.Г.Сухина в задании «Кратчайший путь» требуется не бить чёрную пешку, а добраться до ракеты (или контрольного поля), но лично я использую не ракету, а взятие чёрной шашки.

Упражнение №3. «Лабиринт».

можно ли ладьей ходить назад

можно ли ладьей ходить назад

Ну тут думаю комментариев не надо. Просто лабиринт, с целью (черная шашка) и стенами (белые шашки). Опять же, у И.Г. Сухина в схемах приведены мины как стены и ракета как конечная точка. Но рисовать мины и ракеты… Я и шашками обхожусь.

Совет №1. Расставлять лабиринт достаточно долго и бывает сложно, поэтому в групповых занятиях я бывает даю слабинку и помогаю детям. На самом деле надо смотреть по ребенку – если он начинает затрудняться – помогите советом, но не действиями сначала. И если только совсем начинаются трудности – тогда да, поставьте некоторое количество шашек. Но так, чтобы сам ребенок поставил хотя бы часть. Ни в коем случае не ставьте все шашки сами – это вреднее чем вообще перестать заниматься. Есть единственное исключение – если Вы растите себе нахлебника в будущем. Сам ребенок помощь примет, пусть он даже поставит и всего 2-3 шашки, но он будет знать что вы только помогали расставлять, он же ставил их сам?

Упражнение №4. «Перехитри часовых».

можно ли ладьей ходить назад

можно ли ладьей ходить назад

Задание непривычное для шахматистов. Дело в том, что в данном задании уже вводятся фигуры противника, но они НЕ ходят. Перепрыгивать линии, по которым стреляют фигуры – можно, становиться на них – нельзя. Все достаточно просто. Задача явно является развитием лабиринта, но с добавлением фигур противника.

Основная цель данного задания – начать видеть поля, на которые нельзя вставать, т.к. они под боем фигур противника. Опять же – детям 6-8 лет это бывает сложно. Но тренируемо.

Еще один момент, который шахматные тренера не воспринимают – на доске нет короля. Если исходить из шахмат – то да, короля нет. Но если из образования… Наша цель – научить ребенка ходить фигурами. Ставить лишние фигуры просто чтобы они там были и мешали его мозгу воспринимать подаваемую информацию (а у нас информация это обучение ходам ладьи в данный момент) – излишне.

Совет №1. Чтобы детям было понятнее, я в последнее время им говорю, что ладьи противника – это снайперы, которые стреляют по тем полям, по которым ходит ладья (а в дальнейшем и другие фигуры). Снайперы сидят в засаде, это знают все дети (как ни удивительно), и трудностей после того как я стал таким образом объяснять это упражнение не возникало от слова «никогда».

Совет №2. Бывает, что некоторые дети не видят эти поля. Я изобрел для них небольшую помощь. Даю черные шашки, и предлагаю расставить их на те поля, на которые стреляет ладья противника, но шашки мы переворачиваем, как-будто это ямки, через которые можно перепрыгнуть. В итоге получается поле заставленное шашками. Большая часть их перевернута, одна стоит нормально – это цель, и есть свободные поля, по которым можно ходить. Часто после одного-двух раз такой расстановки дети лучше проходят это задание. И да, после того как ребенок прошел задание с этими шашками – снимаем их, и он проходит задание уже без них, помня где он проходил. Кстати – второй способ запустить память. Сначала дети кочевряжатся, но потом вспоминают, как они шли. Если что – можно помочь, но не выполняя все задание самому.

Упражнение №5. «Захват контрольного поля».

можно ли ладьей ходить назад

можно ли ладьей ходить назад

Тоже достаточно интересное задание, первое выполнение сложное для детей. На доске стоят две ладьи – черная и белая. Мы ходим белой. Наша цель – встать на поле помеченное крестиком (я обычно там шашку переворачиваю, но ее как бы там нет). Черная ладья ходит и пытается Вам помешать. Если Вы встали на поле с крестиком, но вас после этого убили – Вы проиграли. Если нет – Вы выиграли.

Совет №1. Шашку лучше либо ставить перевернутой, либо не ставить вообще. Но я ставлю. Тут трудность в том, что через поле можно перепрыгивать, и именно этот момент бывает сложным первый раз.

Совет №2. Ходите за черных сами – дети не умеют ходить за противника. Они говорят – а он вот так пойдет (и делают глупый ход). Ваша задача научить ребенка ходить по умному, предугадывая ходы противника. А т.к. Вы априори сильнее него, и он это знает, то выиграть у Вас – ему за счастье. Естественно ребенок знает, что он учится, и поддаваться не надо ни в коем случае! Никогда! Можно правила сделать такие, чтобы он мог выиграть, но приложив усилия. Я с детьми даже на доске не играю, давая им фору, есть другие методы. Можно играть на доске полной фигур, но с преимуществом ребенка. И чтобы он знал – Вы играете в полную силу и сопротивляетесь ему. Но об этом я позже расскажу.

Упражнение №6. «Ограничение подвижности».

можно ли ладьей ходить назад

можно ли ладьей ходить назад

Тут все просто – белые и черные ходят по очереди. Задача белых – побить фигуру противника.

Совет №1. Естественно за черных ходите Вы. И ходите сильно, максимально сильно.

Совет №2. Я детям это задание объясняю таким образом – «Не смотрите на свою фигуру, смотрите на черную – какой она сделает следующий ход? Вот на это поле и нападайте». Данный подход закладывает основы прогнозирования ходов противника. В дальнейшем пригодится.

Упражнение №7. «Игра на уничтожение».

можно ли ладьей ходить назад

можно ли ладьей ходить назад

можно ли ладьей ходить назад

можно ли ладьей ходить назад

Цель задания – определить кто выиграет. Первый ход всегда белых. Фигуры ходят по очереди.

Дети сначала этот вид упражнений воспринимают как баловство. До тех пор пока не встретят более сложные задания. А казалось бы – доска всего 2х2 клетки, либо 3х3… Но они не могут еще прогнозировать ходы противника – попросту не умеют. Вдобавок детям полные доски — слишком большие, они их еще целиком не воспринимают. Доска 2х2, 3х3 ими воспринимается целиком, а доски 4х4 уже сложноваты.

Заключение

Данную статью я обещал выпустить раньше, но семейные и служебные дела не позволили взяться за нее дальше. Думаю моя критика (статья «Бойтесь шахмат, Вам навязываемых») более понятна после этих объяснений. Сложности при написании были не только в наборе текста, дело в том, что у И.Г. Сухина курс полностью разработан. И работает уже далеко не первый год. Курс – общеобразовательный, т.е. ориентирован на общий поток детей при активном участии преподавателя. Методы преподавания я привел свои личные, по готовому курсу, с некоторыми разъяснениями. Дело в том, что в последнее время активизировались «псевдо-разработчики» учебных курсов, которые просто берут готовый курс, и плевать им на авторские права, плевать на тестирования которые проводятся годами (результаты достигаемые детьми проявляются через год-два в основном). Провести тестирование в течении года – это ни о чем в педагогике. Последнее время, все эти «разработчики учебных курсов шахмат» просят предоставить свои наработки для внедрения в школы, а «мы Вашу фамилию упомянем в соавторах». Ну да, наверное кому-то это интересно. Но с точки зрения науки – товарищи, а Вы не хотите сами провести настоящую научную работу? Либо Вы этого не можете сделать?

Я не стал приводить все задания которые есть в курсе. Дело в том, что они доступны в учебнике «Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017». По каждому типу там где-то 6 заданий. Как составляются задания – я принцип написал: одно единственное верное решение. Задания давать в порядке усложнения.

И еще – для спортивных тренеров. Вы преподаете спортивные шахматы, я общеобразовательные. Это разные грани одного предмета. Нагрузка, цели, методы, дети – они разные в этих двух случаях. Я знаю, что некоторые тренера читают эту статью (прошлую активно обсуждали на специализированных форумах). Призываю к простому пониманию – общеобразовательные шахматы Вам дадут большее количество подготовленных базово детей, Вы не будете мучаться с постановкой правильных ходов. Плюс дети будут уметь думать. Я сам преподаю и спортивные шахматы, сам был спортсменом вы детстве. Это сложный труд, и он не всем детям нужен. Зато плюсы которые дают шахматы детям – очевидны. Но тот курс который хотят внедрить в школы и КАК хотят внедрить… после этого шахматы не выживут. Да – умрут не сразу, но отобьют желание заниматься ими у детей. Вы этого хотите?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *