можно ли крестным быть мужем и женой после крещения
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Можно ли жениться крестным родителям?
Можно ли жениться крестным родителям?
Здравствуйте «Дышу Православием»! Мы молодая пара и хотим пожениться, но недавно стали крестными одного ребенка. Можно ли жениться крестным родителям? Родители крестника (очень верующие люди), говорят, что по канонам нам венчаться нельзя, потому что мы крестные одного ребенка. Они ссылаются на 211-й статью Номоканона. Скажите, что нам делать? Олег и Евгения, г. Воронеж.
Прежде всего, следует помнить, что иметь двух крестных, это традиция, а не церковное правило. В разных поместных церквах, эта традиция соблюдается по разному. Например, в Сербской Церкви, согласно традиции, допускается только один крестный (для девочки – женщина, для мальчика – мужчина). В Грузии, к примеру, количество крестных может быть не ограничено, причем согласно некоторым традициям, крестным можно стать даже заочно. Русская Церковь приняла традицию иметь двух крестных от Греческой Церкви. Но подчеркиваю, это всего лишь традиция, а не обязательное церковное правило.
Но при таком рассуждении возникает вопрос – как быть с правилом, которое регламентирует запрет на вступлении в брак крестным родителям одного ребенка? Двести одиннадцатая статья Номоканона при Большом Требнике гласит — «Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем, ктому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются». В 1730 году по вопросу происхождения этого правила (и вообще его авторитетности), был создан запрос для богословской комиссии и 30 мая этого же года, Святейший Синод, высказал серьезное каноническое сомнение по поводу этого правила: «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, и тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, того не напечатано и весьма неизвестно» (подробнее см. в делах от 30 мая 1730 года, в Полном собрании постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания, т. VII, №2308).
Чуть позднее, Синод сформулировал Указ, с издания которого 211-я статья Номоканона утратила свою силу:
«Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола»
(Указ Святейшего Синода от 19 января 1810 г.).
Спустя несколько десятилетий, Святейший Синод закрепил это положение издав ещё один указ:
«Что касается второго восприемника, то он не создает духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого младенца с богословской точки зрения считается возможным»
(Указ Святейшего Синода от 31 декабря 1837 г.).
(цит. по С. Булгаков — Настольная книга священнослужителя, Т.4. Издание Московской Патриархии, М.: 1983 г., с. 234.)
По всей видимости, несмотря на предыдущие указы Синода, в народе ещё оставалось некоторое смущение и непонимание степеней духовного родства. Поэтому, спустя несколько десятилетий, Священный Синод издает ещё один указ, согласно которому, брак между крестными родителями допускается только с благословения правящего архиерея:
«Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея»
(Указ Святейшего Синода от 19 апреля 1873 г.).
Таким образом, до сегодняшнего дня, нет никаких оснований запрещать вступать в брак крестным родителям одного ребенка. Единственное, что вам нужно сделать, согласно правилам, написать прошение правящему архиерею вашей епархии, с просьбой благословить вас на церковный брак.
Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»
Могут ли быть крестными муж и жена
Крестины – это второе рождение малыша, но уже перед богом. Родители тщательным образом готовятся к этому важному событию, скрупулезно подходят к выбору крестных отца с матерью. Нередко правильный выбор дается с большим трудом, потому что не каждый соглашается брать на себя такую ответственность. Церковь говорит, что крестить ребеночка может любой человек, однако он должен стать поистине родителем от святого духа на протяжении всей жизни. Кого же выбрать для такого ответственного звания, и могут ли стать крестными женщина и мужчина, которые являются мужем и женой?
Крестные родители муж и жена: мнение Московского Патриарха о причинах запрета
Главное требование православной церкви к тем, кто крестит ребенка – они должны неуклонно веровать, жить церковной жизнью, знать хотя бы самые основные молитвы («Евангелие», «Отче наш», к примеру). Это остро необходимо, чтобы в дальнейшем они смогли полноценно осуществлять роль учителей для своего крестника. Родители по церкви должны дать основные знания о православной вере, духовных принципах человеческого бытия. Если восприемники будут людьми несведущими в таких вопросах, то возникают большие сомнения в их изначальном стремлении стать крестными родителями.
Церковь строго следит за выполнением каждого условия, касающегося таинства крещения, и негативно относится к случаям, когда люди осознанно не выполняют те или иные правила. Остро стоит вопрос с возможности стать крестными родителями мужчины и женщины, которые состоят в браке. На этот счет у православной религии свой взгляд, на котором стоит остановиться подробнее.
Согласно православным канонам, муж с женой не могут стать духовными родителями одного ребенка. Считается, что они уже являются единым целым, состоя в браке. И если оба будут крестить малыша, это неправильно. Такая позиция объясняется тем, что во время таинства крещения восприемники должны обрести целостность по отношению к ребенку, а если они уже духовно объединены, то обряд не будет признан действительным.
Некоторые батюшки относятся лояльно к такому вопросу и рассуждают так: если брак не был заключен в церкви, это дает право мужу с женой крестить одно чадо, поскольку их отношения не скрепили на небесах. Чтобы убедиться точно, могут ли быть крестными родителями муж и жена, заручитесь веским мнением высших религиозных чинов и послушайте, что по этому поводу думает Московский Патриархат. Просмотрите видеоматериал ниже, в котором подробно обсуждается затронутая тема.
Что говорит католическая церковь
Новорожденный младенец должен предстать перед богом сразу после рождения, очиститься от первородного греха, соединиться с церковью. Так рассуждает любая религия и призывает проводить крестины еще в раннем возрасте. Процесс проведения обряда почти везде одинаков: младенца омывают водой из купели в храме, читают литургию, в конце надевают крестик. Отличаются лишь требования, которые позволяют или запрещают верующим совершать определенные шаги. Католическая церковь расходится с православной по многим вопросам, и обряд таинства крещения не стал исключением.
Все начинается с того, что родители приходят в костел за пару-тройку недель, чтобы обсудить с ксендзом (священник католической церкви) все вопросы по подготовке к обряду, назначить дату, договориться с тем, кто будет крестить ребенка. Крестные родители в католическом вероисповедании наделяются важными полномочиями в жизни ребенка, в которые входит обязанность водить его в воскресную школу, подготавливать к религиозным обрядам (коммунии, конфирмации). Подход к выбору крестных родителей здесь вдвойне сложный и является важной задачей для любого верующего.
Кроме осознанности и высокой ответственности крестных родителей, в католической вере существуют свои правила по выбору духовных отца с матерью. Согласно требованиям костела, восприемниками могут стать только люди, которые:
Семейная пара – крестные одного ребенка: суеверия и традиции
По традициям православной церкви, мужчина и женщина, которые крестят малыша, вступают в духовное родство. Оно ценится настолько высоко, что ни один другой союз не является важнее этого (брачный в том числе). Существует несколько традиций в православной вере, которые ставят под сомнение возможность крещения чужих детей для семейной пары. Вот основные моменты, когда супругам воспрещается быть восприемниками:
Невзирая на эти запреты, есть варианты, когда муж с женой имеют право крестить детей одной семьи, если соответствуют другим требованиям православной церкви. Делать это они должны по отдельности: мужчина крестит одного ребенка, а женщина – другого. То есть, супруги могут окрестить родных брата и сестру (или кровных братьев, сестер). Если они выполняют это по отдельности, то не потеряют священности своего супружеского союза.
Если крещение с восприемниками-супругами все же происходит по причине неведения, то такую ситуацию может разрешить только высшая власть церкви (правящий архиерей). Супруги обращаются с прошением к правящему архиерею для выхода из сложившейся ситуации. Исход может быть в таких вариантах: признание брака недействительным или супругов призовут к покаянию за грех, совершенный по незнанию.
Кого еще нельзя делать крестными
Если вы решили окрестить своего ребенка, то обязательно должны знать все требования и обычаи церкви, которые запрещают брать восприемниками (кроме мужа и жены):
Кого можно брать восприемником
Когда родители думают над выбором восприемника для собственного чада, они должны руководствоваться не только собственными соображениями. Необходимо соблюсти все религиозные правила, согласно которым, крестным папой или мамой могут стать:
Дорогие родители, вам необходимо понимать, что в крестные нужно выбирать такого человека, который не просто поучаствует в церковном обряде, а по-настоящему полюбит малыша, сможет стать для него духовным наставником на всю жизнь. Отвечая на вопрос, кого разрешается брать восприемником, церковь подразумевает человека верующего, ответственного, сознательного и любящего, чтобы обряд обрел правильный смысл и конечное предназначение.
Можно ли вступать в брак крестным одного ребенка?
Совсем недавно в епархии Русской Православной Церкви для рассмотрения был направлен проект документа «О церковном браке». Обсуждение данного документа также ведется на сайте и блоге Межсоборного Присутствия и на портале «Богослов.Ру». Это важное событие, поскольку документ, настолько подробно исследующий институт церковного брака, в нашей Церкви появляется впервые.
Священник Максим Горожанкин
Если мы посмотрим на историю развития брачного права, то увидим, что многие его положения базируются на законодательной основе Римской империи, а позднее – Византии. Документ, который будет принят, рождается в недрах церковной мысли, и его появление неразрывно связано с возникновением такого института в нашей Церкви, как Межсоборное Присутствие.
Когда проект документа был опубликован, первое, что обрадовало, – это то, что в обсуждение включились не только представители духовенства, но и миряне. Если посмотреть комментарии на сайтах, анализирующих проект документа, то хорошо видно, что комментариев активных мирян даже больше, чем комментариев священников. Это значит, что этот документ востребован в нашей Церкви сегодня, и многие ее чада, независимо от чинов и званий, готовы размышлять над теми вопросами, которые предложены к осмыслению Межсоборным Присутствием.
А как же ЗАГС?
По мере прочтения данного документа возникают те или иные вопросы, касающиеся его содержания. Например, в тексте есть такие слова:
«В современной практике совершение венчания до государственной регистрации брака возможно в качестве исключения по благословению епархиального архиерея – к примеру, в случаях предстоящего участия в военных действиях, тяжкого заболевания или длительного расставания будущих супругов».
Не совсем понятно из текста, почему в данных случаях возможно венчание без регистрации в ЗАГСе.
Если эти положения прописываются, то, может быть, стоит в самом документе объяснить, почему эти условия считаются допустимыми для венчания до государственной регистрации. Может быть, если, например, молодого человека призывают в армию, уместнее было бы обручиться? Ведь в древней Церкви обручение и венчание не совершались в один день. Почему бы не вернуться в таких ситуациях к подобной традиции?
Если у людей, желающих связать себя узами брака, нет по объективным причинам времени на оформление отношений в соответствии с законодательством, они могут обручиться, а когда ситуация нормализуется – вступить и в гражданский, и в церковный брак. Данное положение в документе могло бы быть прописано подробней.
Крестный — один
Важный пункт, о котором говорится в проекте документа в одной из сносок – это то, что восприемникам одного и того же ребенка можно вступать в церковный брак.
Не секрет, что сегодня во многих храмах собирающиеся венчаться мужчина и женщина, если они были крестными одного и того же ребенка, могут услышать, что это – каноническое препятствие для заключения церковного брака. Особо ревностный духовник вообще может сказать людям, оказавшимся в такой ситуации, что их брак невозможен и, если они расписывались в ЗАГСе, должен быть расторгнут. Но он окажется глубоко неправ.
Из чинопоследования таинства святого крещения видно, что крестный у ребенка один. У мальчика – мужчина, у девочки – женщина. На этом настаивали многие отцы Церкви. В одном из своих декретов об этом с ясностью пишет папа Лев Великий. В XV веке об этом же пишет митрополит Киевский Фотий.
«Указом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей».
Из сноски данное положение обязательно должно перейти в основной текст, чтобы у нас не возникало тех вопросов, на которые Церковь давно и авторитетно дала свой ответ.
Православный брак — понять суть
Установление обязательных подготовительных бесед перед совершением Таинства Венчания – еще одно из важных положений документа. Многие люди, вступающие в брак, либо не понимают смысла венчания, либо понимают его очень по-своему. (Как и в случае с крещением – «чтобы ребеночек не болел».) На собеседованиях возможно подробное объяснение текстов чина Венчания, чтобы желающие вступить в брак понимали всю значимость и глубину предстоящего таинства.
Когда проводишь беседы перед крещением, часто задаешь вопрос, кто из присутствующих венчан. Часто оказывается, что из тридцати человек нет ни одного венчанного. На вопрос «почему» люди говорят, что боятся венчаться или не венчаются потому, что потом сложно будет разводиться.
Часто венчание воспринимается в негативном, а не в положительном смысле. Собеседования помогут верующим понять, и что происходит во время самого таинства, и что такое по своей сути православный брак.
Могут ли муж и жена быть крестными?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Отвечает священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, сопредседатель рабочей группы Всемирного Русского Народного Собора по здравоохранению и защите жизни, председатель Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни, г. Москва.
По традиции Русской Православной Церкви, крестными отцом и матерью одного и того же ребенка супруги не могут быть. Хотя именно церковных канонов, запрещающих мужу и жене быть крестными или вступать в брак, нет. Некоторые священники более или менее лояльно относятся к этому вопросу, поэтому каждый конкретный случай рассматривается отдельно.
В 2017 году Архиерейский собор одобрил документ, в котором говорится, что Крестные родители одного ребенка могут вступить в церковный брак друг с другом, но только по благословению правящего в епархии архиерея, такое решение принял Архиерейский Собор.
Для взрослого человека, желающего принять Крещение, наличие восприемников в принципе не обязательно. Вспомним, что во времена гонений на первых христиан, когда для совершения Литургии и молитв верующие собирались в потаенном месте, невозможно было креститься без свидетельства поручителя. Человек, который желал принять христианскую веру, должен был найти поручителя, который привел бы его в собрание христиан и свидетельствовал перед епископом о его желании стать христианином и о возможности зачисления в число оглашаемых.
В наше время назначение крестных заключается в следующем: они являются свидетелями Крещения ими воспринятых, поручителями за них, дают за крещаемых обеты Богу, исповедуют Символ веры. Для детей крестные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру, а крестные поручаются за их дальнейшее воспитание в православной Церкви. Совершенно точно не могут быть крестными некрещеные; православные; крещеные, но неверующие; душевнобольные; малолетние дети.
На заставке: фрагмент фото Елены Ткач
Муж и жена не могут быть крестными одного ребенка: почему церковь так категорична в этом вопросе
Крещение ребёнка – это его истинное рождение, приход к Богу и очищение от первородного греха. В момент таинства рядом с малышом находятся крёстные родители, возлагающие на себя обязанности о духовном росте, нравственном воспитании и приобщении крестника к православной религии. Выбор восприемников – дело нелёгкое. Они должны быть людьми достойными, близкими к семье нового человечка и не иметь любовных или брачных отношений между собой. Почему муж и жена не могут быть крёстными одного ребёнка? Что по этому поводу говорит церковь и как быть, если супруги уже крестили малыша по незнанию?
Содержание:
Причины запрета
Заключение брака, в частности, венчание – это духовное единение мужчины и женщины. Таинство крещения – это более значимое единение крёстных мамы и папы между собой и с ребёнком, ослабляющее все остальные узы. У Христиан супружеская пара рискует разрушить своё единство или не обрести духовную связь с крестником, поэтому не может крестить одного ребёнка (так говорится в православной вере, у католиков и протестантов на этот счёт другое мнение).
На кого распространяется запрет
Церковь считает супругами те пары, что были повенчаны. Но запрет распространяется и на:
Церковь строго следит за исполнением обозначенных требований. Если священник, проводящий таинство крещения, узнает, что выбранные крёстные состоят в браке или отношениях, то он откажется проводить ритуал в их присутствии. И, наоборот, если священник, венчающий молодожёнов, узнает, что те являются крёстными родителями одного ребёнка, то он откажется соединять их священными узами брака.
Но кое-что церковь всё-таки разрешает. Мужу и жене нельзя крестить одного и того же малыша, но они могут стать крёстными родителями двух детей (родных братьев и сестёр) из одной семьи. Например, муж может взять на себя ответственность перед Богом за старшего ребёнка, а жена – за младшего. Или же один из пары может крестить обоих детей в семье.
А как у католиков
Католическая церковь предъявляет к выбору восприемников ещё более строгие требования. Претенденты:
И они обязательно должны состоять в браке. Только муж и жена могут быть крёстными ребёнка у католиков, что полностью противоположно канонам православия.
Что делать, если…
Часто так случается, что по незнанию родители нового человечка предлагают стать его крёстными семейной паре, являющейся близкими друзьями или родственниками. Они руководствуются только лучшими побуждениями, считая, что так малыш окажется в надёжных руках и, случись чего с мамой и папой, ответственность за него ляжет на семью восприемников. Все тонкости крещения известны лишь церковнослужителям, но они не требуют предъявить свидетельства о браке у всех, кто крестит детей, полагаясь на то, что они заранее обсудили нюансы в церкви. Поэтому такие недоразумения случаются. Что же делать, если по неведению муж и жена всё-таки стали крёстными одного ребёнка?
В этом случае ситуация разрешается только правящим архиереем. Супругам, ставшими восприемниками, вместе с родителями крестника следует направить прошение к высшей церковной власти и объяснить сложившуюся ситуацию. Возможны два варианта решений:
Первый вариант кажется жёстким, но церковь милосердна и применяет его только в особых случаях. Чаще же покаявшиеся получают прощение.
Кого выбрать в крёстные и кто не может ими стать
Главные требования церкви, предъявляемые к претендентам в восприемников – это их неуклонное верование и соблюдение заповедей Иисуса Христа, а также участие в церковной жизни (нужно посещать службы, причащаться и так далее) и знание хотя бы основных молитв православных («Отче наш», «Евангелие» и другие). Эти люди должны быть дружелюбными к окружающим, вести богоугодный образ жизни и подавать крестнику исключительно положительный пример.
Кровные родители, как и приёмные, не допускаются к крещению. Они могут только наблюдать за процессом со стороны. Родная мать не может быть крёстной, а отец — крёстным у своего ребёнка, хотя есть одно исключение. Если новорождённый тяжело болен, находится в больнице и не может быть привезён в церковь для совершения таинства, то матери разрешается крестить его самостоятельно.
Церковь также запрещает делать восприемниками:
Поскольку батюшка, проводящий таинство, не будет проверять каждого, кто крестит ребёнка, ответственность за их соответствие церковным требованиям ложится на плечи родителей.
Все остальные православные верующие, истинно желающие взять на себя ответственность перед Богом за малыша, могут стать восприемниками. Лучше всего, если ими будут близкие родственники – тёти и дяди, сёстры и братья старше 14 лет, бабушки и дедушки, кумовья (те, крёстными чьих детей являются родители). Церковь допускает выбирать и совсем посторонних людей в том случае, если родители уверены, что они станут лучшими восприемниками, чем кто-либо другой.