можно ли иметь трех мужей
В каких странах разрешено многомужество (и как это работает)
Все знают о многожёнстве, а в Казахстане от мужской половины населения часто звучат предложения узаконить его на официальном уровне. Пока общественные деятели предлагают «заводить токал, чтобы не дать нации умереть», в некоторых странах и женщины могут позволить себе выходить замуж за нескольких мужчин (хотя это не совсем так, как можно было представить).
Непал (Королевство Мустанг)
Непал — одно из самых бедных государств в Гималаях. В некоторых районах страны многомужество даже узаконено, однако для многих женщин это скорее вынужденная мера. Дело в том, что мужчин в стране больше, чем женщин, а большая часть земель непригодна для земледелия. Из-за этого женщинам приходится выходить замуж не только за своего возлюбленного, но и за его братьев.
Часто женщины выходят замуж не по любви. По традиции, жену выбирает старший брат, который сразу же становится главой семьи. Он сам делит имущество между девушкой и братьями, а также расписывает график интимной близости с женой. Кстати, в непальском языке слово «отец» дети используют не для обозначения своего биологического отца, а для всех мужей матери.
Тибет
Практически все жители Тибета исповедуют буддизм, который не запрещает многомужество. Но религия — далеко не основная причина, по которой женщины выходят замуж за нескольких мужчин. В Тибете, как и во всём Китае, на 100 женщин приходится 113 мужчин, из-за чего 15% жительниц Тибета имеют больше одного партнёра. Положение женщин Тибета в семье немного лучше, нежели в том же Непале, но это совсем не равенство полов.
Тибетские девушки могут выбирать мужа, с которым они хотят провести ночь. С кем-то из братьев из-за неприязни они могут не вести половую жизнь. Кровать занимается просто: мужчина должен оставить у входа в комнату свою обувь, таким образом показав, что сегодня жена занята.
Нигерия
В Нигерии многомужество не узаконено, зато активно практикуется среди местных женщин. Обычаи разрешают выходить замуж столько раз, сколько захочется, даже не оформляя развод. Но есть нюансы. После первого брака девушка должна прожить определённое время со своим мужем, родить ребёнка — и только после этого искать нового возлюбленного. Более того, женщина обязана уехать из дома первого мужа и переехать к новому, при этом дети всегда остаются с отцами. В любое время женщина вправе вернуться к кому-то из своих бывших.
Меланезия
На островах Меланезии девушки свободнее, чем в вышеперечисленных странах. Здесь они тоже могут выходить замуж несколько раз, при этом выбирая как партнёра для деторождения, так и для сексуальной жизни. Замужняя женщина может без осуждения вести интимную жизнь с другими мужчинами. И даже за своими детьми она может не ухаживать — их воспитанием занимаются отец и братья девушки.
Меланезийцы уверены, что мужчины никаким образом не влияют на зачатие ребёнка, поэтому чаще всего не принимают участие в жизни детей, хотя свободно могут их навещать. Более того, интимная жизнь для жителей Меланезии — не супружеский долг, а способ расслабления и получения удовольствия, так что о супружеской верности здесь никто не говорит.
И ещё кое-что
На то, как живут полиаморные семьи, можно посмотреть в США, Чехии, Бразилии, Нидерландах, Канаде и даже в Китае. В Европе в последнее время тоже всё чаще встречаются союзы из трёх-четырёх человек.
5 стран, где женщинам можно держать целый гарем из мужчин
Трое супругов и больше – норма для местных жительниц.
Photo by Theodore Goutas on Unsplash
Многоженство давно стало привычным явлением для многих народов. Оно отражает достаток и статус восточного мужчины. Совсем другую реакцию вызывает феномен многомужества (полиандрия). Люди воспринимают это как какое-то новое явление, хотя практикуется оно с тех же времен, что и многоженство.
Этнографы считают, что многомужество было создано для того, чтобы контролировать рождаемость. В семье с пятью мужьями на свет появятся меньше детей, чем в пяти моногамных браках. Но не все народы именно поэтому пришли к многомужеству.
Вот 5 стран, где женщинам можно держать мужской гарем:
Индия
На самом деле, по индийскому закону, который вышел в 1955-м году, полиандрия на территории страны запрещена. Но горные районы Южной Индии это ограничение обошло и там до сих пор можно встретить случаи многомужества. Для многих семей — это очень выгодно, так как сыну после свадьбы полагается отдавать часть плодородной земли, которой в Южной Индии не так много. Поэтому полиандрия стала единственным способом решения экономической проблемы.
Диким по своим моральным принципам нам может показаться этнос тода. У них брак очень неустойчив и его в любое время можно разорвать. Но это не главная особенность. Согласно обычаю, помимо мужа, женщина может иметь еще и любовника — кумбхала.
«Кумбхал имеет отдельную власть над ней. В случае, если молодая женщина находится в доме одного из мужей и кумбхал приходит, муж немедленно ретируется и оставляет ее с любовником. Законные мужья содержат ее, а кумбхал снабжает ее ежегодно одеждой, табаком и другими мелкими подарками», — писал капитан британской армии Уорд в 1821 году.
Кстати, если женщине в Индии не удается выйти замуж, то она остается служанкой в семье старшего брата. Уборка дома, готовка еды, присмотр за детьми — ее главные обязанности.
Непал (Королевство Мустанг)
Причины появления многомужества в Непале схожи с индийскими, так как это одно из самых бедных государств в Гималаях. Поэтому женщина выходит замуж и за всех братьев своего мужчины. Чаще всего это брак не по любви. Дети из таких семей называют «отцами» не только своего биологического родителя, но и остальных мужей матери.
Главный в доме — старший брат. Изначально он выбирает себе жену, а после свадьбы делит имущество между женой и остальными братьями, а также расписывает график близости с женой. Если старший умирает, то жена переходит младшему брату.
Интересно, что эта традиция была озвучена еще в мультфильме «Карлсон», где Малыш говорил:
«Вот мой братец то вырастет, ну женится, ну и умрет. А мне что потом, надо будет жениться на его старой жене? Я же донашиваю за ним старые пижамы, коньки, велосипед…»
Тибет
В Тибете 15% женщин имеют больше одного партнёра. Там на 100 женщин приходится 113 мужчин, поэтому многомужество здесь достаточно распространено. Здесь женщина зачастую тоже выходит замуж сразу за несколько братьев. Интересным моментом является выбор партнера.
Тибетские девушки могут самостоятельно выбирать мужа, с которым они хотят провести ночь. Для других знаком, что сегодня спальня жены занята, будет мужская обувь перед входом в комнату. К кому-то из братьев у женщины может быть неприязнь и для мужчины это становится настоящей проблемой. Если он не заслужит внимания супруги усердной работой, то приходится идти на крайние меры.
«К женщине приходит свекровь и, стоя на коленях, просит пожалеть её сына и позволить ему остаться. Хотя бы ещё на время. Она выслушает много обидных слов о своём сыне, которого она так плохо воспитала. Она будет просить и обещать, обещать и просить, лишь бы сыну было позволено остаться. Женщина, безгранично уважая возраст свекрови, может принять её просьбу и оставить мужчину в доме». — рассказывает один из бывших жителей Тибета.
Но женщина не всегда соглашается на уговоры свекрови и может выгнать неприятного ей мужа. Это становится позором для всей семьи, а ему только и остается уйти в монахи.
Нигерия
В Нигерии многомужество не закреплено на законном уровне, но это не мешает местным женщинам заводить сразу несколько партнеров. Обычаи разрешают выходить замуж сколько угодно, при этом можно не оформлять развод. Главное, чтобы в первом браке женщина прожила определенное время (в каждом районе оно разное) и родила ребенка.
Если женщина находит нового мужа, то она должна переехать к нему, при этом, оставить детей нужно с биологическим отцом. Зато никто не запрещает через какое-то время снова вернуться в старую семью.
Меланезия
На островах Меланезии девушки намного свободнее, чем во всех странах выше. Их ничего не ограничивает. Они могут искать себе партнеров просто для интимной жизни или целенаправленно для продолжения рода. За близкие параллельные отношения сразу с несколькими мужчинами ее никто не осудит. И даже не будет пилить за то, что она не занимается детьми, потому что их воспитание ложится на плечи братьев женщины.
Такие обычаи идут от мировоззрения меланезийцев. Они считают, что мужчины никак не влияют на зачатие ребенка, поэтому и к воспитанию детей их ничего не обязывает. Интимная жизнь для этого народа — это, в первую очередь, источник удовольствия и расслабления, поэтому понятия супружеской верности здесь не существует.
Все-таки в большинстве стран многомужество — это вынужденная мера, которая идет от бедности и безысходности. Поэтому фантазии о том, как женщина выбирает себе только самых-самых мужчин и они прислуживают ей до конца дней, никак не пересекаются с реальностью.
У каких народов в семье одна жена и несколько мужей, и почему это происходит
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Одна жена для всех братьев — Тибет
Полиандрия долгое время была наиболее популярной формой семейного уклада в Тибете. И сегодня, по данным статьи М.К. Гольдштейна «Фертильность и планирование семьи в сельском Тибете», более 15 % замужних женщин имеют 2 и более мужей (оптимальное число — 3). Это объясняется сложными условиями жизни: высокогорье, неплодородные почвы, бедность. Одна женщина не родит слишком много детей, а несколько сильных работников в хозяйстве — это гарантия, что дети будут сыты и одеты.
Фратернальная (братская) полиандрия — это вынужденное решение для бедных семей, в которых не желают раздела имущества между братьями. Не приходится платить за каждую невесту для каждого, одна жена — это существенная экономия средств. Отцовство в таких семьях официально числится за старшим братом.
Женщина в такой семье не является главой, даже на равенство рассчитывать не приходится. Лидерство также принадлежит старшему брату. И работать приходится очень много, ведь следует кормить всех членов семьи, поддерживать порядок в доме, ежедневно ухаживать за скотом, перерабатывать сельскохозяйственную продукцию. Это способствует преждевременному старению женщин.
Что касается супружеского долга, то в этой сфере все устроено деликатно — женщина сама выбирает, с кем из мужей провести ночь. И если один из них длительное время остается без внимания жены, то тибетская традиция характеризует такую ситуацию как его личную проблему. Мужчине следует приложить все усилия, чтобы заслужить расположение жены. Если его попытки были безуспешными, к невестке с просьбой поспособствовать налаживанию сексуальных отношений обращалась свекровь.
Если мужчина оставался невостребованным длительное время, он должен был покинуть семью, отправиться в монастырь или на службу в другое хозяйство.
Совместное отцовство на острове Тробриан
В Северо-Западной Меланезии женщин ничего не ограничивает в выборе любовников. Семьи туземцев устроены по матрилинейному принципу — дети принадлежат роду матери, а заботятся о них в большей степени дяди (братья матери), чем биологические отцы.
Мужья в знак благодарности за любовь женщины проявляют к малышам расположение и всяческое участие: носят на руках с младенчества, ласково общаются, помогают познавать мир, играют. Это скорее доброжелательный друг, чем воспитатель. Впрочем, дети и не наследуют отцовское имущество, оно переходит к его племянникам. Побыв некоторое время в обществе своих детишек, мужчина должен был приступить к своим прямым обязанностям — работать на благо рода, в том числе собственных сестер и их потомства. И вот по отношению к своим племянникам островитяне демонстрируют строгость: требуют дисциплины, внимательности во время обучения ремеслам и охоте.
Такой семейный уклад основан на убеждении, что зачатие ребенка в большей степени процесс сакральный, но не результат физиологического взаимодействия мужчины и женщины. Английский антрополог Б. Малиновский объясняет верования представителей Меланезии так: дети — это маленькие духи, которые появляются в теле женщины при содействии духа ее кровной родственницы (как правило, бабушки или матери).
«Товарищество по жене» у чукчей
У северных народов применялись разные способы устройства семьи — и полиандрия, и полигиния. Полигамные браки позволяли улучшить материальное благосостояние семьи — мужья или жены добросовестнее ухаживали за скотом, чем наемные рабочие, что способствовало росту численности поголовья, а значит и приумножению богатства.
Одной из удивительных семейных традиций у чукчей является «переменный брак». Мужья могли обмениваться женами на любой срок, такие связи имели постоянный характер. Во взаимоотношениях не запрещалось участвовать холостым или овдовевшим мужчинам. Чем больше у главы семейства было «товарищей по жене», тем он считался более влиятельным и уважаемым.
Цель обмена — вовсе не яркие сексуальные впечатления, а укрепление социальных связей в сообществе. «Товарищи» по жене считались родственниками первого порядка. Они должны были поддерживать друг друга, заботиться о потомстве каждого участника группового брака. Все дети «товарищей» считались родными или двоюродными братьями и сестрами.
Более того, все мужчины из такой семейной ячейки обозначались как «группа сердца», что означало необходимость осуществлять кровную месть в случае, если кому-то из них посторонние причиняли вред. Обычай кровной мести охватывал лишь самых близких родственников у народов Чукотки.
Российский этнограф В. Богораз отмечает, что пренебрегающие традицией обмена женами обрекают себя на незавидную участь. У них нет товарищей, им не приходится рассчитывать на помощь доброжелателей и покровителей в случае беды.
Как обзаводятся мужьями в Нигерии
Полиандрия в племенах Нигерии и Камеруна имела форму вторичного брака. Женщина выходила замуж за своего возлюбленного, рожала детей, заботилась о домочадцах — все как в обычной семье. А когда истекал послебрачный период, она могла выйти замуж за другого мужчину. При этом жечь мосты было вовсе не обязательно — каждый брак считался пожизненным. Вместе с новым мужем африканка обретала и новый дом. Женщина могла отправиться жить к любому из своих супругов в удобный для себя момент. Дети всегда оставались с отцом, с ними приходилось разлучаться для вступления в новые отношения.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
4 страны, где женщины могут иметь несколько мужей
Большинством религий запрещается как многомужество, так и многоженство. Но вместе с тем, есть страны, где до сих пор практикуется и первое, и второе. Давай узнаем, где женщины имеют несколько мужей и чего им это стоит.
Интересно: многомужество совсем не означает, что женщина главная в семье. Раньше это было необходимо как способ выживания в слаборазвитых племенах. В странах, где сейчас женщина имеет несколько мужей, мало что изменилось.
Тибет
В Тибете издревле у одной женщины было несколько мужей, так как представительниц прекрасного пола было мало, и их не хватало по одной на каждого мужчину. Для продолжения рода активно практиковалось многомужество. Сейчас статистика гласит, что в Тибете более 15 % замужних женщин имеют по 2 и более мужей (оптимальное число — 3). Сегодня это объясняется сложными условиями жизни: высокогорье, неплодородные почвы, бедность, а сильные работники всегда пригодятся в хозяйстве и дадут гарантию, что деты будут сыты.
Что касается супружеского долга, то в этой сфере все устроено деликатно — женщина сама выбирает, с кем из мужей провести ночь. Если же она долгое время игнорирует кого-то из мужчин, то это считается его личной проблемой. Ему следует приложить все усилия, чтобы снова заслужить расположение жены. Если же все попытки оказываются провальными, то в переговоры с невесткой вступает свекровь.
Непал
Дети здесь общие, поэтому все имущество – движимое и недвижимое – переходит от одного брата к другому на протяжении веков, оставаясь в семье.
Меланезия
Здесь все наследство рода переходит к племянникам Отцы же, в свою очередь, могут некоторое время проявлять чувство заботы и любви к своим чадам, но потом снова обязаны идти работать на благо своего рода.
Нигерия
В Нигерии женщины всегда имели право имеет несколько мужей, руководствуясь законом вторичного брака. Так, женщина выходила замуж за своего одного, рожала ему детей, заботилась о домочадцах.
Послебрачного периода она могла снова выйти замуж, уже за другого мужчину. При этом не нужно было жечь мосты – каждый из браков оставался действительным, и женщина могла в любой момент отправиться жить к любому из своих супругов в удобный для себя момент.
Что касается детей, то они всегда оставались с отцом. Поэтому если женщина хотела пожить с другим партнером, то ей приходилось на некоторое время прощаться с детьми от предыдущего брака.
Интересно: кроме перечисленных стран в наше время многомужество также встречается в Шри-Ланке, во многих горных районах на юге Индии (в местах распространения ортодоксального буддизма), в Южной Америке среди некоторых индейских племен, у алеутов и эскимосов.
Мужчинам можно, а женщинам нельзя!
Многожёнство направлено на сохранение института семьи.
فَانْكِحُوا مَا طَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ
И в этом заключается глубокая мудрость. Ведь сами подумайте: женщина может страдать хронической болезнью, которая мешает ей выполнять супружеский долг, или она может быть бесплодной. И теперь, чтобы защитить мужа от разврата, ему разрешается жениться ещё на другой женщине, которая обладает абсолютно одинаковыми с первой женой правами. Ислам допустил это исключение (многожёнство), чтобы ликвидировать опасность незаконных внебрачных отношений с их последствиями, против которых не возражает Западный мир.
А что же получится от того, если женщина будет иметь много мужей?
Как известно, роль лидера в мусульманских семьях отводится мужчине, и в ситуации, когда у женщины более одного мужа, жена будет помещена в условия одновременного множественного давления со стороны мужей, являющихся авторитетами для неё. И, в конечном счёте, это разрушит гармоничные отношения внутри семьи и приведёт к её распаду.
Однажды у великого учёного богослова Имама Абу Ханифы некая женщина спросила: «Почему женщина не может иметь нескольких мужей?», на что Имам не нашёл ответа. Зайдя домой, дочь Имама, заметив, что отца что-то беспокоит, спросила у него об этом. На что отец рассказал причину своей задумчивости, которая была связана с вопросом женщины. На что его дочь ответила, налив разные соки от разных фруктов в один сосуд: «А теперь отдели каждый сок от другого!». Имам остался доволен таким ответом дочери. То есть, она имела в виду то, что как мы не можем отделить и различить эти разные сока, так же практически невозможно определить, кто именно из тех многих мужей является истинным отцом ребёнка.
Ведь, действительно, в случае рождения ребёнка, каким образом будет определено и установлено его отцовство? Кто из этих «дон-жуанов» приходится истинным отцом ребёнка, чья кровь течёт в жилах младенца? Некоторые могут заявить, что в таких случаях анализ ДНК поможет прояснить сложившуюся ситуацию. Тем не менее, даже при проведении анализа возникнет большое количество противоречий между мужьями, поскольку один будет считать себя отцом, а другой будет оспаривать своё право на это. И здесь мы снова видим, что недозволенность многомужества защищает и права женщины как матери, и права мужчины как отца.
Пусть Всевышний образумит наших женщин! Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.