можно ли играть шашки в исламе

Настольные игры

قَالَ ابن حجر في كتابه تحفة المحتاج : قَالَ الرَّافِعِيُّ : وَتَبِعُوهُ مَا حَاصِلُهُ

Известный ученый мазхаба имама Аш-Шафии, Ибн Хаджар в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» сказал: «Имам Ар-Рафии и те, кто последовал за ним в этом вопросе, сказали следующее:

وَيُقَاسُ بِهِمَا كُلُّ مَا فِي مَعْنَاهُمَا مِنْ أَنْوَاعِ اللَّهْوِ فَكُلُّ مَا مُعْتَمَدُهُ الْحِسَابُ وَالْفِكْرُ كَالْمِنْقَلَةِ حُفَرٌ أَوْ خُطُوطٌ يُنْقَلُ مِنْهَا وَإِلَيْهَا حَصًى بِالْحِسَابِ لَا يَحْرُمُ وَمَحَلُّهُ فِي الْمِنْقَلَةِ إنْ لَمْ يَكُنْ حِسَابُهُمَا تَبَعًا لِمَا يُخْرِجُهُ الطَّابُ الْآتِي وَإِلَّا حَرُمَتْ

«Наряду (по аналогии) с нардами и шахматами (играть в первые запрещено, а последние нет) Шариат определяет игры, имеющие одинаковое с ними предназначение – развлечение и забаву. Таким образом, игры, основанные на принципе вычисления и мышления, не запрещены, как, например, игра «манкаля».

Такая игра не запрещена, если только вычисления игроков не зависят от того, что показывает «таб» (бросательные цветные кости), о котором расскажем далее. А если вычисления зависят от этих костей, то она считается запретной (харам)».

وَكُلُّ مَا مُعْتَمَدُهُ التَّخْمِينُ يَحْرُمُ، وَمِن الْقِسْمِ الثَّانِي كَمَا رَجَّحَهُ السُّبْكِيُّ وَالزَّرْكَشِيُّ وَغَيْرُهُمَا: الطَّابُ: عَصَى صِغَارٍ تُرْمَى وَيُنْظَرُ لِلَوْنِهَا لِيُرَتِّبَ عَلَيْهِ مُقْتَضَاهُ الَّذِي اصْطَلَحُوا عَلَيْهِ

«Все игры, основанные на предположениях и случайностях, к которым относят и «таб» (кости), являются запретными, как это посчитали верным Ас-Субки, Аз-Заркаши и другие.

. وَمِنْ ذَلِكَ أَيْضًا الكنجفة وَهِيَ أَوْرَاقٌ فِيهَا صُوَرٌ. تحفة المحتاج ج10ص216

«К такой (основанной на случайности и предположении) категории игр относится и «канжафа» (игральные карты)».

См.: «Тухфат аль-мухтаж» том 10, стр. 216

Из приведенных выше текстов, становится ясным, что любая игра, основанная на предположениях и случайностях, запрещена, а основанная на вычислении и мышлении, дозволена.

Источник

Шахматы и нарды

Игра в шахматы является ли харамом или нет?

Можно ли мусульманину (мусульманке) играть в шахматы?

Во-первых, необходимо сразу оговориться, что ни в Коране, ни в Сунне про шахматы ничего не сказано, в отличие, например, от игры в нарды[1].

Но в то же время об игре в шахматы упоминается даже в очень древних богословских трудах, так как мусульмане знали об этой игре еще во времена сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Например, рассказывается, что такие сподвижники Пророка, как Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Абу Муса аль-Аш‘ари, Абу Са‘ид и ‘Аиша относились отрицательно к этой игре. Говорили, что играть в нее нежелательно (макрух). Ибн ‘Умар считал, что шахматы даже хуже, чем нарды. А от имама ‘Али ибн Абу Талиба передаются бескомпромиссные, безапелляционно порицающие высказывания относительно этой игры и играющих в нее. К примеру: «Однажды имам ‘Али проходил мимо группы людей, игравших в шахматы. Увидев их, он воскликнул: «Что это за статуэтки, над которыми вы так усердно работаете (которым вы полностью отдались)?!»

В то же время такие не менее известные ученые, как Абу Хурайра, Ибн Сирин[2], Хишам ибн ‘Урва ибн аз-Зубайр[3], Са‘ид ибн аль-Мусайиб[4] и Са‘ид ибн Джубейр[5] разрешали играть в шахматы. Среди этих имен также упоминается имя Ибн ‘Аббаса.

Что касается хадисов о запретности игры в шахматы, то Ибн Кясир и другие богословы-мухаддисы говорили об их однозначной недостоверности и ложности[6].

Теперь обратимся к мнениям уважаемых богословов «золотых» веков иджтихада. Практически все ученые того времени говорили о запретности (макрух или харам) игры в шахматы[7]. Они проводили аналогию с нардами и поясняли, что это — иностранная игра, отвлекающая нас от важных и нужных дел[8].

Те же, кто говорил о допустимости этой игры, отмечали, что она отличается от нард. Если нарды — пустая игра, где все зависит от случая и удачи, то шахматы — игра, требующая от человека последовательности, расчета, развивающая мышление и логику.

В то же время все без исключения исламские богословы говорили, что любая игра, отвлекающая человека от своевременного выполнения одной из обязанностей (фард) пред Всевышним, пред семьей, родителями и т. д., становится однозначно запретной (харам), даже если о ее запретности нет прямого канонического повествования (хадиса)[9].

Рамадан аль-Буты, из числа авторитетных ученых ХХ века, например, говорил[10] о том, что, «если играть в шахматы в меру (по времени, которое тратится на это; по вниманию, что уделяется этому), то я не вижу чего-либо страшного. Считаю, что это допускается. Прямого текста о запретности шахмат в хадисах нет, в отличие от игры в нарды»[11].

Имам аль-Кардави также говорит о разрешенности игры в шахматы, но оговаривает необходимые при этом три условия:

1. Чтобы игра в шахматы не отвлекала человека от тех или иных обязательных дел, в том числе и от своевременного выполнения молитвы-намаза.

2. Чтобы игра не велась на деньги или иное вознаграждение, получаемое выигравшим.

3. Чтобы игрок оберегал свою речь от ругательств, грубостей и оскорблений[12].

Моей обязанностью пред Всевышним было последовательно изложить вам мнения ученых исламского богословия по данному вопросу. Что же касается того, как вам поступить в практическом плане, в немалой степени решать вам самим. Но видя, сколь мусульмане отстали во многих областях современной жизни и то, сколь немало у нас проблем, особенно у тех, которые прошли через тяжелейшие, хотя бы с психологической точки зрения ситуации, думаю, что предпочтение нужно отдать тому, что активно развивает и поднимает на новые уровни всестороннего благополучия и успеха[13].

И только Всевышнему ведомо все.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Играть в нарды канонически запрещено. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто играет в нарды, тот проявляет непокорность Аллаху (Богу, Господу) и Его посланнику». Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и Абу Дауда. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 403, хадис № 3762, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 542, хадис № 9007, «сахих».

В другом достоверном хадисе сказано: «Играющий в нарды подобен тому, кто опустил руку свою в мясо свиньи и ее кровь». Хадис от Бурейды; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 928, хадис № 10–(2260); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 403, хадис № 3763, «сахих».

[2] Ибн Сирин (таби‘ий) — один из богословов первого поколения после сподвижников пророка Мухаммада. Брал уроки у ученых из числа сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся ученых]. В 25 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 4. С. 606.

[3] Хишам ибн ‘Урва ибн аз-Зубайр родился в 61 г. по хиджре. Брал уроки у известных ученых-богословов первого поколения. Умер в Багдаде в 146 г. по хиджре. См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 6. С. 34.

[4] Са‘ид ибн аль-Мусайиб (таби‘ий) — один из ученых первого поколения после сподвижников пророка Мухаммада. Родился примерно на второй год правления праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Брал уроки у ученых из числа сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Умер в 93 г. по хиджре. См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 4. С. 217.

[5] Са‘ид ибн Джубейр (таби‘ий) — один из ученых первого поколения после пророка Мухаммада. Брал уроки у сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 4. С. 321.

[6] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 10 т. Каир: аль-Куллият аль-азхарийя, 1978. Т. 10. С. 27, 28; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 10 т. Т. 6. С. 509.

[7] Большая часть ученых говорила о запретности (харам), а некоторые, например богословы-шафииты, сказали только о нежелательности (макрух танзихан). В некоторых трудах говорится о том, что имам аш-Шафи‘и разрешал играть в шахматы, обосновывая это отсутствием запрещающего хадиса и отличием игры в шахматы от игры в нарды. Но в то же время оговаривалось, что данная игра не несет явной пользы для жизни человека и его религиозности. Поэтому, даже если и допускается, все равно остается нежелательным.

[8] Учитывайте, что мусульмане того времени, особенно первых веков после смерти Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), очень сильно отличались от современных представителей Ислама. Они хорошо знали, что за столь короткую (в пятьдесят-шестьдесят лет) жизнь им нужно сделать много благого и полезного. Передать потомкам богатое духовное и интеллектуальное наследие прошлого, подняв его на очередной высокий уровень завтрашнего дня. Они очень дорожили временем, в отличие от нас, и в этом, на мой взгляд, одна из основных причин, по которой они не считали нужным отвлекаться на пустое и бесполезное.

Это именно то, что я увидел и понял, собирая материалы по данной теме.

[9] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2663; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 508, 509; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Стамбул: Кахраман, 1984. Т. 6. С. 394; Зафар Ахмад аль-‘Усмани. И‘ляу ас-сунан [Возвеличивание (возвышение) Сунны]. В 22 т. Карачи: аль-Кур’ан ва аль-‘улюм аль-исламия, 1415 по хиджре. Т. 17. С. 458, 459; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 1 т., 5 ч. Стамбул: Чагрэ, 1980. Ч. 4. С. 163, 164.

[10] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 199, 200.

[11] Осмелюсь заметить, что во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) такая игра, как нарды, имела место быть, и Пророк оговорил однозначный запрет относительно нее. А вот шахматы появились уже после смерти пророка Мухаммада, поэтому они никак не охарактеризованы в Сунне. Именно из-за этого ученые некоторым образом расходились во мнении: одни проводили сравнительную аналогию (кыяс) с нардами, а другие говорили, что шахматы в корне отличаются от игры в нарды и не могут сравниваться с ними.

[12] См.: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Каир: аль-Маданий, 1997. С. 260, 261; аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985. С. 272, 273.

[13] Рекомендую книгу Д. Колвина «Выдающиеся результаты. Талант ни при чем!» М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009.

Источник

Можно ли играть в шахматы с точки зрения Ислама?

можно ли играть шашки в исламе

Можно ли играть в шахматы?

Шахматы – это очень древняя индийская интеллектуальная игра. Мусульмане впервые познакомились с ней в Ираке во времена правления Умара (радыйаллаху анху).

Что же касается разрешенности или неразрешенности шахмат, то этот вопрос дискутировался и сахабами, и учеными из числа табиунов. Так, например, Али и Умар (радыйаллаху анхума) считали шахматы запрещенной игрой, в то время как Ибн Аббас и Абу Хурайра (радыйаллаху анхума) считали, что шахматы разрешены. Среди табиунов шахматы считали разрешенными Ибн Сирин, Саид ибн Мусаййеб и Саид ибн Джубайр.

Если игра в шахматы будет идти на деньги, то в этом случае нет никаких разногласий в их запретности.

Что же касается игры в шахматы не на деньги, то, в основном, мазхабы подходили к этому осторожно, считая эту игру нежелательной, так как она является причиной пустой траты времени и причиной возникновения возможных споров и конфликтов.

Что касается ханафитского мазхаба, то имам Абу Юсуф считал шахматы дозволенными, тогда как имам Азам считал игру в шахматы недозволенной. Алимы ханафитского, маликитского и ханбалитского мазхабов не разрешали игру в шахматы, если она отнимают у человека много времени, отвлекая от поклонения и дел благочестия, и преследует цель достижения превосходства одного играющего над другим (Абдуррахман Джазаири, аль-Фикхуль-Мазахибиль-Арбаа, 3/1130).

Источник

Шашки и шахматы

ассаляму алейкум! у меня такой вопрос, можно ли по шариату играть в шашки и шахматы?

Ва алейкум салям ва рахмаулла.

В этом вопросе есть разногласия среди ученых. Насколько мне известно, большинство серьезных муджтахидов (на память могу сказать о Сеййиде Али Систани, Шейхе Вахиде Хорасани, Сеййиде Хои, Сеййиде Садике Ширази) запрещают это занятие, однако есть группа тех, кто разрешает это при определенных условиях. В вашем случае следует обратиться к тому, чьим фетвам вы следуете, однако лично от себя настоятельно рекомендую придерживаться предосторожности в этом вопросе и воздерживаться от этих игр. Слишком уж много достоверных хадисов есть, в которых они упомянуты крайне плохо. Как, например, этот в 6 томе Аль-Кафи, стр. 437:

> عَلِيُّ بْنُ إِبْرَاهِيمَ عَنْ هَارُونَ بْنِ مُسْلِمٍ عَنْ مَسْعَدَةَ
> بْنِ زِيَادٍ عَنْ أَبِي عَبْدِ اللَّهِ ع أَنَّهُ سُئِلَ عَنِ
> الشِّطْرَنْجِ فَقَالَ دَعُوا الْمَجُوسِيَّةَ لِأَهْلِهَا لَعَنَهَا
> اللَّهُ
>
> Имам Джаафар Ас-Садик (мир ему) был спрошен о шахматах, и он сказал:
> «Оставьте огнепоклонство его людям, да проклянет его Аллах!»

Или как хадис на 438 странице в том же томе Аль-Кафи:

> عَلِيُّ بْنُ إِبْرَاهِيمَ عَنْ أَبِيهِ عَنِ النَّوْفَلِيِّ عَنِ
> السَّكُونِيِّ عَنْ أَبِي عَبْدِ اللَّهِ ع قَالَ نَهَى رَسُولُ اللَّهِ
> ص عَنِ اللَّعِبِ بِالشِّطْرَنْجِ وَ النَّرْدِ
>
> От Имама Джаафара Ас-Садика (мир ему): Посланник Аллаха (да
> благословит Аллах его и род его) запретил играть в шахматы и нарды.

Хотя бы из предосторожности стоит воздерживаться от того, что Имам (мир ему) назвал огнепоклонством, проклял и приказал оставить.

Источник

Исламский форум

Знание прежде всего

Шашки, шахматы, нарды, карты.

Шашки, шахматы, нарды, карты.

Сообщение MuslimSunnit » 19 янв 2010, 19:00

Сообщение Abu ‘Abdulla » 06 фев 2010, 22:12

можно ли играть шашки в исламе

Сообщение A’mash » 17 май 2010, 18:29

Re: Шашки, шахматы, нарды, карты.

Сообщение Абу Мухаммад » 20 май 2010, 01:55

Ас саламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!

Еще надо выяснить играли ли в шахматы арабы во времена Посланника Аллаха,саллаху алейхи уа саллям.

Что же касается самих шахмат,то посудите сами братья.Это игра пришла из Индии.А в Индии религия какая?Думаю все вы знаете.более того они говорят что в мире есть добро и зло и они друг с другом воюют,и по их убеждениям Бог имеет свою армию,а сатана,царь зла и тьмы свою армию и они можно сказать наравне.
Так вот если применить убеждения брахманизма и индуизма на шахматах,то четко и ясно прослеживается суть убеждений именно многобожия этих религий Индии.

Белые:
Король,его помощник (ферзь),офицеры и все остальное армия.Белые они потому что,якобы армия Бога и якобы Бог управляет ими.
А черными управляет сатана,и получается что воюют на шахматной доске Бог и сатана.С этого следует что те люди которые играют в эти шахматы якобы считаются Богом и сатаной.Это полный ширк с двух сторон.

Черные квардраты это ночь,белые это день.А 24 полей это часы суток.

В нардах немного по-другому обстоит,то и там тоже тот же ширк двойной что и в шахматах.Только тут 12 месяцев у одного,12 у другого,а также 6 дней и 6 ночей у каждого.Белые это добро,а черные зло.Добром управляет Бог,а злом сатана.

Тоже самое нужно применять и к шашкам и домино.

Их суть,суть этих игр ширк и куфр!

можно ли играть шашки в исламе

Сообщение A’mash » 20 май 2010, 02:15

Сообщение Абу Мухаммад » 20 май 2010, 18:58

Брат,источник именно их религия,а это зороастризм,также индуизм и брахманизм.По их акиде всегда борятся добро и зло,и иногда побеждает добро,а иногда зло.Только надо иметь ввиду что зло у них выступает как равное по силе добру и что шайтан у них такой же создатель как и Аллах.АстагфируЛлах!Неприятно произносить этот их ширк.И то что на доске король,его свита,военачальники и пешки (т.е. пехота армии) говорит о том что,ими руководит не просто допустим король (например,если на доске все есть кроме,король,шаха),а именно тот кто выше шаха,короля.И когда армия зла дает мат (с персидского : шах и мат,значит властитель умер)шаху добра,то получается что армия Бога побеждена армией сатаны.Ведь не случайно эти фигуры белого и черного цвета!

Насчет нард:Нарды в персидской религии означают:

===
И заметь брат он нарды уподобил сотворению мира Аллахом,а затем сделал черные и белые фигуры и кости,которые решают суть мира типа.Короче,полный ширк и куфр!НаузубиЛлах!

Что касается бытового вопроса брат,то тут надо знать что борода,одеяние тоже относится к бытовому вопросу,но за сунну в бытовом вопросе мусульманин получает сауаб.А если что-то входит в мубах,то надо знать что там может быть сомнительное,поэтому нужно знать причины всего что является мубах.

Что касается причины запрета,то да если мы даже не знаем причины запрета,но всеровно они есть,ведь Аллах Всевышний не запретит нам дозволенное как запретил иудеям в наказание.Не так ли?Так.

Нарды — древняя восточная игра. Родина этой игры неизвестна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена в Малой Азии (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).

Одна из легенд гласит, что некогда индусы, желая проверить сметливость персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Бозоргмехр не только легко справился с этой задачей, но и предложил свою, которую индусы не могли разгадать 12 лет. Бюзюркмехр придумал и послал своим оппонентам новую игру — нарды (нард тахте — битва на деревянной доске).

В Персии, в III тысячелетии до н. э. эта игра имела символическое и мистическое значения. Персидские астрологи с помощью нард предсказывали судьбы владык. Поле для игры уподоблялось небу, движение фишек по кругу символизировало ход звёзд, каждая половина доски, состоящая из 12 отметок для фишек — 12 месяцев в году, деление доски на 4 части — времена года, 24 пункта означало 24 часа в сутках, а 30 шашек — число лунных и безлунных дней месяца. Сумма очков на противоположных гранях кости — 7 — была равна числу планет, известных в то время. Вероятней всего нарды придуманы в Шерман Шейхе, об этом говорят все историки и факты исследований.

И приведу один хадис от Али ибн Абу Талиба:

Однажды Али подошёл к людям, игравшим в шахматы, и сказал: «Что это за статуи, которым вы придаетесь? Они похожи на угли, отбросить их лучше, чем трогать руками.» На вопрос о шахматах Али, ответил: «Шахматы — потворство персам [ зороастрийцам ]». (хадис, переданный Аль-Байхаки)

Но насколько достоверен хадис ты думаю лучше меня узнаешь,брат)

Хотя шахматы в своей сути были не просто игрой,а было нечто большим!

Уа иякя,брат мой!Если не было его положения в Исламе,это не делает что-то что не было во времена Посланника Аллаха,саллаху алейхи уа саллям,ныне дозволенным.Надо знать причину.Я выше объяснил причину шахмат и нард,вторая причина это то,что в шахматах есть статуи живых существ,третье надо просто знать что это пустая трата времени,и четвертое это не просто игра мушриков,это игра сомнительная как минимум!Если нету запрета на шахматы или шашки или домино (кстати в домино то же самое что и в нардах,но немного в другой форме),то значит не были они тогда известны во времена Посланника Аллаха,саллаху алейхи уа саллям,так как нарды персов вытеснили шахматы индусов.Потом уже к 15 веку шахматы были немного изменены и распространились в Европе,где между прочем,христианствое духовенство запрещало шахматы и не думаю не просто так.

Нам надо быть осторожными,так как всюду есть ширк,как черный муравей в темную ночь на черном и скользком камне,как и говорится в хадисе.И играли ли саляфы в шахматы?Они поклонялись Всевышнему Аллаху!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *