мне нравятся такие писатели как булгаков и пастернак двоеточие
Пунктуация. Двоеточие или тире?
Не все знаки препинания применимы однозначно: некоторые из них могут заменять друг друга, использоваться параллельно или ВАРИАТИВНО (быть представленными несколькими допустимыми вариантами).
1. ПОСЛЕ ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА ПЕРЕД ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ встречается наряду с обычным двоеточием также тире:
Сравним возможность выбора между двоеточием и тире в следующих примерах:
«Его ничто не берёт (: — ) ни время, ни невзгоды, ни болезни»;
«Конечно, он изменился (: — ) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта;»
«Трудно объяснить, чем он привлекал к себе (: — ) интеллигентностью? свободными манерами? искренностью? добротой?»;
«Но почему он так властвовал над умами и сердцами (: — ) радовал и печалил, наказывал и прощал?»;
«Мы оба художники (: — ) и ты и я».
2. В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ встречается наряду с двоеточием также тире. Сравните:
«Я понял: важно, кто рисует».
«Я понял — случилось горе, и молча хотел помочь» ;
«Ефрему казалось: не будет конца пути».
«И казалось — вот-вот немного, и Фёдор поймёт»;
«И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят».
«Заметил первый камень, решил — здесь клад, стал ковыряться».
3. Вариативным стало употребление двоеточия и тире В ЭЛЛИПТИЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОТСУТСТВУЮЩИМ ГЛАГОЛОМ ВОСПРИЯТИЯ (и увидел, и услышал, и почувствовал);
«Прислушался: в горах было тихо».
«Прислушался — вековечная лесная тишина»;
«Кузьма прислушался: кто-то погонял лошадь».
«Якоб прислушался — невесёлая песня».
«Он всё время озирается (: — ) не подкрадывается ли кто-нибудь»;
«Рассчитал, прикинул (: — ) невыгодно»;
«Он с удивлением смотрел на пятна (: — ) это откуда?»
Интересно посмотреть и на постановку тире (вместо ожидаемого двоеточия) в предложениях следующего типа:
«Он искоса посмотрел на неё — она очень молода и красива»;
«Она оглянулась — на неё летела Васька в солдатской гимнастёрке, с угольно-чёрными бровями от переносья до висков» ;
«Он выглянул из комнаты — ни одного огонька в окнах»;
Иногда в этих случаях вместо двоеточия употребляются запятая и тире как единый знак:
«Я заглянул в гнёздышко, — там всего два птенчика»;
«Я обернулся, — всадник уже рядом»;
«Пoднял глаза, — стул подле стола был пустой».
4. Вариативны ДВОЕТОЧИЕ И ТИРЕ В БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ:
«Последние дни флажки на карте не двигались: положение оставалось без перемен».
«А углубляться мы не могли — земля промёрзла».
«Кажется, Приморью и без того есть чем подивить мир (:— ) одни тигры да женьшень чего стоят»;
«Эти слова при нём не произносите (: — ) может обидеться»;
«С таким напарником можно хоть на Марс лететь (: — ) надёжный товарищ».
5. Вариативны ДВОЕТОЧИЕ И ТИРЕ В БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПОЯСНИТЕЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ:
«Авторов этих писем волновали разные проблемы, но объединяло одно (: — ) все они ждали от газеты конкретной и действенной помощи»;
«Всех интересовал только один вопрос (: — ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения»;
«Я помню пушок на его щеках (: — ) он только начал бриться»;
«На голове её цветной платок (: — ) по алому полю зелёные розы»;
«У меня правило (: — ) никакого кофепития перед сном».
Или постановка тире вместо ожидаемого двоеточия:
«В небе выскакивают беленькие точки — рвутся шрапнели»;
«С берёз крупными слезами сыплются капли — идут весенние соки».
6. Параллельное употребление двоеточия и тире встречается ПРИ ОБОСОБЛЕНИИ ПОЯСНИТЕЛЬНЫХ И УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
«Это означало одно (: — ) нужно расстаться»;
«Как долго продолжалось это молчание (: — ) минуту, три, десять?»;
«Потом началось главное (: —) поиски, нащупывание новых путей исследования»;
«Кончался их разговор всегда одним и тем же (: — ) ссорой»;
«Сколько мне тогда было (: — ) девятнадцать или двадцать?»;
«Не знаю, когда уехать (: — ) в среду или в четверг».
Ср. пунктуационное оформление близких по структуре предложений заголовков:
В заключение можно указать, что в «конкурентной борьбе» двоеточия с тире «победителем» нередко выходит тире. Это явление отмечается многими исследователями. Так, А. Г. Лапотько и 3. Д. Попова считают, что «в целом тире — знак более свободный, заходящий и во владения двоеточия»[. Н. С. Волгина также приходит к выводу, что выявляется тенденция к вытеснению в ряде случаев двоеточия знаком тире». Объяснить это можно особым статусом тире среди других знаков препинания: «В настоящее время тире очень употребительный и многофункциональный знак препинания. Он выполняет как грамматические (чисто синтаксические), так и эмоционально-экспрессивные функции; особенно широко используется он в последнем качестве в художественной литературе»[.
Наблюдения над современной периодической печатью подтверждают вывод об агрессивности тире:
«За годы, прошедшие со времени подписания Заключительного акта в Хельсинки, миллионы людей, прежде всего в Европе, лично сумели оценить всё то доброе, что дала им разрядка, — преимущества мирной спокойной жизни, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества» (из газеты);
«Выборы позади — Путину можно отдохнуть» (из газеты).
Надо ли следовать этой модной тенденции? Не уверена. Все-таки, гораздо лучше использовать двоеточие и тире именно там и тогда, когда это действительно требуется, не делая себе «возможных послаблений». Грамотная запись только прибавит и вашим стихам, и вам, как их автору…
Мне нравятся такие писатели как булгаков и пастернак двоеточие
Как правильно оформить прямую речь
Рассмотрим примеры.
Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»
Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».
Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»
Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.
Рассмотрим схемы оформления прямой речи:
Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.
В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.
Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.
Доктор пожал плечами, произнёс: « Ох уж этот сквайр» , и скрылся в дверях своей каюты.
Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому !» — и решительно выскочил из комнаты.
«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»
«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».
Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.
Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.
В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.
— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?
— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.
— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?
— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.
Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:
— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!
— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.
— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.
— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.
В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.
Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.
Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.
42. Знаки препинания
Где чихнуть пришлось – запятая; где икнулось – двоеточие,
а где табаку понюхать – точка.
Русская поговорка.
42.1 – 42.13: Вычёркивай восклицательные. – Пристрастие к тире. – Скобки. – Глядят на меня кавычки. – Надо уважать запятую. – Три вида многоточия. – Авторская пунктуация. – И без них понятно. – Небрежное отношение. – Сохранить мои. – Наляжем на пунктуацию. – Муть спешки и небрежности. – Поставь точку.
42.1. Вычёркивай восклицательные…
В комедии «Горе от ума» Грибоедова пятьдесят четыре раза встречается восклицание «Ах!» и шесть раз восклицание «Ох!». Грибоедовская пунктуация – восклицательные знаки там, где следовало ожидать запятых. Чацкий в возмущении произносит: «Когда избавит нас творец от шляпок их! чепцов! и шпилек!! и булавок. и книжных и бисквитных лавок!» // Сам не ведая как, ты слетел без раздумья, знак любви и безумья, вызов смелого жеста, знак вражды и протеста, восклицательный знак! Марина Цветаева. // На русской почве возник в XVII веке. Под именем «удивительный знак» вошёл в «Российскую грамматику» Михаила Ломоносова. // Желая узнать, как расходится новый роман, Виктор Гюго послал письмом один вопросительный знак. Книгопродавец ответил одним восклицательным. «Отверженные» продавались отменно. // Согбенный восклицательный знак становится вопросительным. Станислав Лец. // В сущности говоря, что такое вопросительный знак? Состарившийся восклицательный. Сигизмунд Кржижановский. // Восклицательный знак и многоточие скупо используй в прямой, а не в повествовательной речи, в диалогах персонажей, а не от автора. Знаков восклицанья натыкал – в глазах рябит, твои герои не говорят, а орут. // Ссора в сети: «Ни одной твоей букве не верю. Не повышай на меня шрифт. И не тыкай в меня восклицательными знаками. » Бэд Кристиан. // Молодые писатели вообще не умеют изображать физические движения страстей. Их герои всегда содрогаются, хохочут дико, скрежещут зубами и прочее. Всё это смешно, как мелодрама. Александр Пушкин. // Когда-то в моих стихах, очень и очень давно, жил восклицательный знак молод и босоног. Дамы вздыхали: Ах! Смотрели из-под руки, когда забыв стыд и страх, вставал он в конце строки. Саша Веселов. // Первый признак графомана – неспособность закончить предложение точкой. Редакционная примета. // Вычёркивай все восклицательные знаки. Ставить восклицательный знак – всё равно что смеяться собственной шутке. Скотт Фицджеральд. // Восклицательный знак, точно факел в руке, помогает понять, что так важно тебе. Нарисуешь их два – небольшой перебор, три, четыре и пять – между нами забор. Альбертина Биба. // Как увижу подряд два восклицательных знака, сразу перестаю читать. Кто ставит много точек – философ, много вопросительных знаков – учёный, много восклицательных – фанатик. Дж.Л.Бэсфорд. // Ключом ко всякой науке является вопросительный знак. Оноре Бальзак.
42.2. Пристрастие к тире…
Бодуэн де Куртенэ вычёркивал в работах своих учеников тире, которое он называл «дамским знаком». Вслед за Бодуэном и я полагаю, что тире, как и подчёркивания (в печати курсив), попало в литературу из эмоциональных форм: письма, дневника. Усматриваю в употреблении тире и курсивов признак нелогичности или лености пишущего, который пользуется не прямыми, а добавочными средствами выражения мысли. Лев Щерба. // Тире – знак нервный, знак девятнадцатого века. Невозможно вообразить прозу восемнадцатого века, изобилующую тире. Корней Чуковский. // Карамзин особенно любил тире – знак, который едва ли не им был введён в русскую графику; он же ввёл и многоточие. Николай Греч. // Тире (и не только в стихах) – знак мужской, напоминает фаллос в любовной работе. Соединяет две разнородные части в одно, и расталкивает их, как после оргазма. Двоеточие же знак женский: соски, узилище… Цветаева не писала без тире. Юрий Казарин. // Я не верю стихам, которые – льются. Рвутся – да! Марина Цветаева. // Общеизвестно пристрастие Максима Горького к тире: «А – в любовников – верите?» Алексей Н.Толстой ставил подряд три тире. Но уместно напомнить и совет Антона Чехова, данный одному литератору: «Поменьше употребляйте кавычек, курсивов и тире, – это манерно». Дитмар Розенталь. // «Вот это да!» – произносится без знаков препинания, это триединое восклицание. Тире предполагает возможность и утверждения, и отрицания. «Вот это – мост!» Наличие либо отсутствие тире меняет интонацию, мелодику. Михаил Веллер. // Когда я не знаю, какой знак препинания ставить, – ставлю тире. Иван Тургенев. // Евгений Замятин, двойное тире в конце абзаца, без точки, без паузы в состоянии героя. Никогда не читали Эмили Дикинсон? Вот уж где разгул тире! И у Стерна, и у Блока, помнится, их хватает. В отличие от тире, дефис – не знак препинания, а часть слова, пробелами не выделяется. // От большинства людей остаётся только тире между двумя датами на могильной плите. Михаил Светлов.
42.4. Глядят на меня кавычки…
Прошу без цитат. Цитируй только себя. Кавычки напоминают мне оттопыренные уши тупицы. Юрий Олеша. // Заключение отдельных слов и выражений в кавычки говорит о неумении найти точное слово. Вот и маскируют кавычками под нужное; признак приблизительности языка автора. Ярослав Голованов. // Кавычки – для идиотов! Михаил Светлов, о закавычивании слов, употреблённых в переносном значении. // Глядят на меня с газетных страниц кавычки. Излюбленный знак жаргона, на котором изъяснялись журналисты палачествующего направления. Только два слова – враг народа – всегда употреблялись без них. Лидия Чуковская. // Владимир Короленко любил пользоваться ироническими кавычками. Целые заросли кавычек! // Ради создателя, брось скобки и кавычки! Их употребляют два сорта писателей: робкие и бесталанные. Первые пугаются своей оригинальности, и заключают какое-нибудь слово в кавычки. Вторые хотят этим сказать: гляди, читатель, какое необыкновенное слово я придумал! Антон Чехов. // Кавычки не применяю. Полагаю, что они унижают слово, выражают недоверие к его собственному внутреннему смыслу. Виктор Курочкин. // Кавычить надо как можно меньше. Всё, что допустимо произношением, по звуковому тону, не должно быть закавычено. Не надо кавычить интонации. Варлам Шаламов. // Ваш корректор все точки превратил в восклицательные знаки и наставил кавычки там, где им не надлежит быть. Антон Чехов, с большим неудовольствием, – издателю В.С.Миролюбову. // Во избежание кривотолков, прямая речь всегда в кавычках. Евгений Ханкин.
42.5. Надо уважать запятую…
42.6. Три вида многоточия…
Где запятой мало, а точки много, там надо точку с запятой; «проницаемую» точку. Иной франт, мало ему одной точки, возьмёт и натыкает их целый ряд. Антон Чехов. // Число точек в многоточии у Фёдора Тютчева доходило до пятнадцати. Леонид Леонов широко и своеобразно использовал многоточия, в частности, как замену абзаца при переходе от начальной, как бы ключевой фразы к последующему развёрнутому изложению. Иван Тургенев в рукописи «Стихотворений в прозе» употребляет три вида многоточия: две рядом стоящие точки, три точки и четыре точки. Дитмар Розенталь. // Лермонтов систематически употреблял отточия в две, три, четыре, пять, шесть, семь или даже восемь точек, а Добролюбов, наоборот, уменьшал их порою до двух. В «Севастопольских рассказах» Льва Толстого их то двенадцать, то семь – очевидно, это не случайно; то же в «Путешествии…» Радищева. Соломон Рейсер. // …а точки нам заказаны, как пустоте зажим, извечно недосказанный язык незавершим. Скребётся ноготочками новорождённый стих, мы ставим многоточия, по сути, только их. Константин Комаров. // Коля Гумилёв говорил, что у меня каждая вторая строчка завершается многоточием. Анна Ахматова. // В конце строки из точек выстроен рядочек, как будто с ветки крайний облетел листочек. В нём, может быть, была припрятана интрига, или шальное слово, что не стерпит книга. Теперь додумывать придётся нам самим. Мы автора стихов за это не простим. Альбертина Биба. // Многоточие не обрывает мысль, а раскрывает, напоминая фотографию кричащего человека, – открытый рот многоговорящ. Павел Таранов. // Многоточие скорее прерывает фразу, чем её завершает. Его даже называли пресекательным знаком. Многоточие ставят и впереди предложения, и даже впереди всего абзаца. В таких случаях многоточие иногда называют отточием. Эльмира Пасько. // Многоточие в начале текста указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени. Дитмар Розенталь.
42.7. Авторская пунктуация…
Паузы в речи отмечаются знаками препинания. Пабло Пикассо сравнивал традиционную пунктуацию с бельём, прикрывающим интимные части «литературного тела». Применял личную, из тире разной длины для разъединения фраз. Александр Солженицын тоже был сторонником авторского видения расстановки знаков препинания, ну а пунктуация Марины Цветаевой – вообще вызов всем учебникам! Точка с запятой, обозначающая паузу большую, чем это достигается запятой, и меньшую, чем у точки, – едва ли не любимейший пунктуационный знак Ивана Тургенева. К примеру, у Михаила Лермонтова – это многоточие, у Максима Горького – тире, у Владимира Маяковского – восклицательный знак. // Термин «авторская пунктуация» допускает двоякое толкование. Не противоречащие принятым правилам индивидуальные особенности пунктуационного оформления художественных текстов. Набор применяемых писателем знаков препинания, преимущественное использование одного из них, расширение функций этого знака. И сознательное отступление от действующих норм пунктуации. Чёткого раздела здесь нет. Нередко встречается пунктуация, не подпадающая под принятые правила, но оправданная стилем, жанром, контекстом произведений. Дитмар Розенталь. // Потом я принялась предлагать некоторые перемены в пунктуации. Анна Ахматова отвечала и соглашалась охотно. Только один раз, когда я предложила многоточие, ответила: «Не надо. Не люблю. » Иногда она не могла ответить на вопрос – такой или другой поставить знак? Тогда я просила её прочесть вслух две-три строчки и ставила знаки в соответствии с её интонациями. Лидия Чуковская. // В музыке пунктуация строго закономерна. Запись тактов и пауз абсолютно предопределена. Проза не может быть столь неизменной, мы должны соотносить её с нашей аудиторией. Другими словами, мы постоянно меняем эти соотношения. Ральф Ричардсон. // Поэтому знаки препинания не столь важны. Писатель испокон веков произвольно их ставил – согласно интонации, дыханию. Учёным грамматикам это непонятно. Они хотят ввести русский язык, как Пегаса, в стойло. Владимир Личутин. // Твёрдо запомни одно: автор художественного произведения, как ни своеобразны его тематика, языковой стиль, писательская манера, не может далеко отойти от принятой в данной письменности пунктуационной системы. А.Б.Шапиро.
42.8. И без них понятно…
Однажды я спросил Есенина, отчего он пренебрегает в рукописях всеми знаками препинания, кроме восклицательных и вопросительных? «И без них всё понятно. Бери карандаш и пиши подряд без всяких знаков. Потом прочти, не торопясь». И он продиктовал: «Издатель славный в этой книге я новым чувствам предаюсь учусь постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь пускай о многом неумело шептал бумаге карандаш душа спросонок хрипло пела не понимая праздник наш но ты видение поэта прочтёшь не в буквах а в другом что в той стране где власть Советов не пишут старым языком и разбирая опыт смелый меня насмешке не предашь лишь потому так неумело шептал бумаге карандаш». Действительно, сами слова, смысл написанного выделяют паузы, интонации даже при монотонном чтении. Наверно, в этом секрет песенности его стихов, то своеобразие, которое Есенин называл «моя походка». Кстати, Маяковский тоже пренебрегал знаками препинания. Видно по записным книжкам. Николай Вержбицкий. // Французский поэт Гийом Аполлинер писал без знаков препинания. Джеймс Джойс манеру своей жены писать без знаков препинания перенял и написал в «Улисс» длиннющую главу без них, излияния Мэрион по поводу своей сексуальности. Джойс в потоке сознания, Шекспир в драмах не пользовались знаками препинания, их расставили позднее. Александр Пушкин полушутя рисовал в конце стиха знаки препинания и командовал: «Марш по местам!» Джордж Байрон пунктуацией не занимался вообще, ставил одни тире. Просил друзей исправлять: «Оточте, пожалуйста, эту вещь, ради меня». Маяковский, по своему обычаю, писал почти без знаков препинания, совсем игнорируя запятые. Взгляни на рукопись любого стиха, нет ни одной. Все знаки препинания в его творениях расставлены Осипом Бриком. Черновик обыкновенно отдавал ему: «Ося, расставь запятатки». Говорят, что строй «лесенкой» нарочно придумал для замены традиционной системы пунктуации, которой так и не выучился. Велимир Хлебников вообще обходился без знаков препинания, их расставляли после – друзья, редакторы. // «Вы к знакам равнодушны?» В стихах – вполне. Такова футуристическая традиция. Анна Ахматова. // «Печатается без знаков препинания только ввиду усиленных просьб автора». Редакционное примечание к тексту Артёма Весёлого. Аналогичный случай имел место со стихами Марины Цветаевой.
42.9. Небрежное отношение…
Категорическое несогласие с некоторыми правилами употребления запятой я вынес с должности корректора. Когда проверял и ставил её согласно правилам, и навсегда похерил некоторые из них для себя лично. Так художник пишет картину резкими сочными мазками, а ремесленник зализывает каждый штрих. Михаил Веллер. // Относительно своей пунктуации и отчасти орфографии, авторы делятся на две неравные группы. Большинство писателей относились к расстановке знаков препинания равнодушно, перелагая эту работу и спокойно принимая правку корректоров. Некоторые писатели давнего прошлого вообще обходились почти без них. Одни по слабому знанию грамматики, другие из уверенности, что знаки препинания не улучшат произведения. Соломон Рейсер. // Владимир Маяковский охотно передоверял всю расстановку издательским работникам. У таких писателей как Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой и других, знаки препинания фиксируют лишь особо сложные места, в рядовых случаях наблюдается небрежное к ним отношение. А.Б.Шапиро. // Дочь Александра вспоминала, что обходился Лев Толстой без знаков препинания, а если и ставил таковые, то совсем не там, где положено, порой делал и грамматические ошибки. Анри Труайя. // У нас знаки препинания расставляются как будто нарочно для того, чтобы книгу нельзя было читать с первого раза. Владимир Одоевский. // Фёдор Тютчев в большинстве случаев относился к знакам препинания весьма небрежно. Иногда записывал стихи, не поставив ни единой запятой, и даже точки в конце стихотворения. Георгий Чулков. // Большинство талантливых писателей расставляют знаки препинания в собственных сочинениях с великим тщанием. Учёные мужи не считают зазорным преподать строгие правила этого. Однако есть авторы, которые относятся к читателю с пренебрежением. Читать их тексты неприятно, спотыкаешься на кривой пунктуации. Джеймс Берроу. // Не старайся прикрыть нарочито небрежной живописью свою посредственность. Она выкажет себя в первом же мазке. Сальвадор Дали.
42.10. Сохранить мои…
Иногда сталкиваешься с иным явлением. Писатели ставят знаки препинания, настаивают на точном воспроизведении. Но их система пунктуации далека от традиционных норм и навыков. Соломон Рейсер. // К примеру, вспомним Достоевского: «Запятые должны стоять именно там, где я чувствую паузу в предложении». Для самовыражения его мысли общепризнанные правила оказались узки. Он страдал от замечаний корректоров, безуспешно объясняя причины отсутствия запятых, где они желали их видеть. В его академическом собрании сочинений в тринадцати томах не увидишь точек в конце предложений, зато обнаружишь множество незаконнорожденных запятых. // Мне нет никакого дела до чужих правил! У каждого автора свой собственный слог, и потому своя собственная грамматика. Я ставлю запятую перед «что», где она мне нужна. Где я чувствую, что не надо перед «что» ставить запятую, там я не хочу, чтобы мне её ставили! Фёдор Достоевский. // Точно сохранить мои знаки препинания! Это написано очень ритмично, поэтому к знакам препинания нужно особое, сугубое внимание! Корректура должна быть самая тщательная!! Иван Бунин. // Александра Гладкова бесило, если корректор исправлял в его тексте написание слова или пунктуацию; вопросы слуха и ритма фразы. Он горячо отстаивал своё право употреблять знаки препинания так, как автору хочется, пускай это и не совпадает с грамматикой. Цецилия Кин. // О знаках препинания Ивана Алексеевича можно написать поэму! Каждая запятая оправдана, и не только синтаксически. Бунин был неумолимо требователен к знакам препинания, находя их такими же важными, как дыхание в пении. Галина Кузнецова. // Мы гостили у Буниных. Иван выбежит в столовую, с яростью на меня зыркнет: «Тридцать лет вижу у тебя каждый раз запятую перед «и». Нет, невозможно!» Крикнет и с той же тигриной яростью захлопнет дверь кабинета, точно я нанёс ему смертельное оскорбление. Борис Зайцев. // Самая природа пунктуации такова, что её нормами предусмотрены только основные, наиболее типичные языковые конструкции. В случаях, которые прямо не подходят под сформулированные правила, пишущий должен самостоятельно применять последние, сообразуясь с членением его текста и смысловыми связями между частями. А.Б.Шапиро.
42.11. Наляжем на пунктуацию…
В художественном произведении знаки препинания служат нотами при чтении. Выучиться им по учебнику нельзя, нужны чутьё и опыт. У вас они расставлены, как пуговицы на мундире гоголевского городничего. Изобилие многоточий и отсутствие точек. Антон Чехов, в одной из рецензий. // Лишать стихи знаков препинания – всё равно, что предложить музыканту отказаться от нотных знаков. Сплошной текст нехорош для восприятия и прочтения. Александр Кушнер. // Андрей Соболь принёс в газету рассказ. Путаный, невнятный, хотя интересный по теме и, безусловно, талантливый. Печатать в таком небрежном виде нельзя. Предложить вспыльчивому, нервозному автору исправить его никто не решился. Соболь терял к написанным вещам интерес. Что делать. Я забрал рукопись домой, прочесть ещё раз. Поздним вечером стук в дверь. Наш корректор, солидный неразговорчивый старик Благов. Бывший директор газеты «Русское слово», правая рука издателя Сытина. «Дайте мне рукопись. Клянусь честью, не зачеркну и не впишу ни слова. Пройдусь по тексту при вас…» Утром редакционная машинистка отпечатала её набело. Я прочёл рассказ и онемел: литая прозрачная проза без словесного разброда. «Вы сотворили чудо! Не тронуто ни слова…» Благов невозмутимо курил папиросу. «Правильно расставил все знаки препинания. Был форменный кавардак. Особенно тщательно расставил точки и абзацы. Это великая вещь, ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и верное звучание. Как нотные символы они твёрдо держат текст». Рассказ опубликовали, а я навсегда убедился в поразительной силе точки, поставленной в нужном месте. Константин Паустовский. // Расстановка пунктуации фиксирует смысл. Изменение её этот смысл обновляет или меняет на противоположный. Ошибочная пунктуация искажает его. Жак Лакан. // Наляжем на пунктуацию. Восемь знаков препинания способны сотворить с текстом чудо. Пробуй, экспериментируй. Изменяй смысл текста на обратный одним синтаксисом. Почитай-ка Стерна, Лермонтова, которого ты не знаешь. Михаил Веллер.
42.12. Муть спешки и небрежности…
Группе корректоров продиктовали предложение: «Улица Гоголя не знаете где?» и попросили расставить знаки препинания. Получились такие варианты: «Улица Гоголя, не знаете где? Улица Гоголя – не знаете где? Улица Гоголя, не знаете, где? Улица Гоголя не знаете где?» И каждый сумел объяснить правомерность своей постановки. Авторы первых двух вариантов усматривали наличие в них именительного падежа, после которого возможна постановка как запятой, так и тире. Сторонники двух последних вариантов считали, что перед ними сложноподчинённое предложение, в котором главная часть находится внутри придаточной, а в этих случаях в пунктуации возможны колебания. Большинством голосов наиболее приемлемым признали последний вариант, как и в другой предложенной всем фразе: «В отдел редких книг не скажете как пройти?» Никаких знаков препинания внутри не надо. Дитмар Розенталь. // Любой, кто сможет исправить моё предложение, удалив или добавив запятую, будет моим самым лучшим другом. Джордж Мур. // Я из плохого брошенного рассказа сделал такой, который на другой день многим понравился. Антон Чехов. // Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно, выверены с целью наибольшего воздействия текста на читателя. Особенно великолепен абзац, он позволяет легко менять ритмы. Есть сильные писатели, расставляющие абзацы и знаки препинания кое-как. Несмотря на талантливость, на их прозе лежит муть спешки и небрежности. Исаак Бабель. // Анархическое состояние русского правописания упало до того, что ныне во всей России нет человека, который в своём сочинении не сделал бы двадцати грамматических ошибок. О царящей разноголосице в знаках препинания нечего и говорить. Что ни автор, то и свои запятые, что ни газета, свои двоеточия, точки с запятыми. Н.Скандовский. 1872. // Наших молодых писателей приучают именно к тому, что за них допишут знаки препинания, то есть по существу расставят бемоли и диезы. Но что бы сказал композитор, если бы корректор стал исправлять его усиления и diminuendo. Владимир Лидин. // Огорчай меня, постмодернист, но подумай, рассевшись во мраке: согласились бы Моцарт и Лист упразднить музыкальные знаки? Александр Кушнер. // Правила призваны по возможности облегчить процесс общения писателей и читателей. Первым – выражение своих мыслей и чувств, вторым – правильное их восприятие. А.Б.Шапиро. // Да не станет знак препинания камнем преткновения. Умело выполненная пунктуация поможет читателям не только увидеть конструкцию сложного предложения, но и уловить его нюансы, разглядеть даже мельчайшие детали изящества. Джозеф М.Уильямс.
42.13. Поставь точку…
По правилам хорошего тона разговор о знаках препинания следовало бы начать с самого старшего из них – точки. Точка – праматерь всех знаков препинания. Эльмира Пасько. // В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поёт салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. Корней Чуковский. (Стихи-шутка без знаков препинания. Не поставлен всего лишь один – точка, а какая неразбериха!) // У последней точки на последней строчке собралась компания знаков препинания. Прибежал чудак – восклицательный знак. Никогда он не молчит, оглушительно кричит: – Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый вопросительный знак. Задаёт он всем вопросы: – Кто? Кого? Откуда? Как? Явились запятые, девицы завитые. Живут они в диктовке на каждой остановке. Прискакало двоеточие, прикатило многоточие, и прочие, и прочие, и прочие… Заявили запятые: – Мы особы занятые, не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ. – Если нет над вами точки, запятая – знак пустой! – отозвалась с той же строчки тётя точка с запятой; двоеточие, мигая, закричало: – Нет, постой! Я важней, чем запятая или точка с запятой, потому что я в два раза больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу. – Нет… – сказало многоточие, еле глазками ворочая, – если вам угодно знать, я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать, ставят многоточие… Вопросительный знак удивился: – То есть как? – Восклицательный знак возмутился: – То есть как! – Так, – сказала точка, точка-одиночка. – Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас. Самуил Маршак. Знаки препинания. // Запятые часто спорны, но точка однозначна. Рефат Шакир-Алиев. // Поставь точку после тех, кто уйдёт. Чтобы имя тех, кто придёт, было с большой буквы. Платон. // Никакое железо не может войти в человеческое сердце так леденяще, как точка, поставленная вовремя. Исаак Бабель. ///