марксизм не выделяет такой оэф как средневековая рабовладельческая феодальная капиталистическая
Что такое марксизм? Часть 2
В предыдущей части статьи мы разобрали такие важные общественные понятия, как производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, классы и государство, общественно-экономические формации и др.
В этой части статьи будет говориться об этих самых общественно-экономических формациях, именно о первых четырех из них — первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической ОЭФ.
Коммунистическая ОЭФ и переход к нему будет изложен в третьей части статьи.
Предпосылки совместной деятельности людей
Первая предпосылка существования человеческого общества — это, естественно, существование людей. Людей можно отличать от остальных животных чем угодно — сознанием, религией и т.д., но сами они отличают себя от них как только начинают производить необходимые средства к жизни (в первую очередь пищу, одежду и жилище). Производя эти средства, люди производят и те материальные условия, в которых они живут и воспроизводят самих себя. Способ, каким люди производят эти средства, зависит уже от свойств этих средств. Способ производства, о котором мы говорим, по сути есть способ деятельности людей, образ их жизни. Именно потому мы и говорим, что жизнь человека определяет его сознание. Каков способ материального производства конкретного общества — таковы и идеи, господствующие в обществе.
«Каково проявление жизни индивидов, таковы и они сами. То, что они собою представляют, совпадает, следовательно, с их производством — совпадает как с тем, ЧТО они производят, так и с тем, КАК они производят. Что собой представляют индивиды, зависит, следовательно, от материальных условий их производства» (К. Маркс, Ф. Энгельс, «Немецкая идеология», Соч., 1 изд., т. 4, с. 11).
Человек, как уже говорилось в первой части статьи, вместе со средством производства представляет собой производительную силу. Именно развитие производительных сил обуславливает и развитие всего общества: определить это развитие производительных сил можно уровнем развития разделения труда. Всякая новая производительная сила приводит к дальнейшему развитию разделения труда.
«Различные ступени в развитии разделения труда суть вместе с тем и различные формы собственности, т. е. каждая ступень разделения труда определяет также и взаимоотношения индивидов в связи с материалом, орудием и продуктом труда» (К. Маркс, Ф. Энгельс, «Немецкая идеология», Соч., 1 изд., т. 4, с. 12).
Вторая предпосылка существования человеческого общества — это непрерывность процесса производства материальных благ: удовлетворенная потребность, его действие и орудие этого удовлетворения ведут к новым потребностям.
Третья предпосылка — люди, ежедневно и ежечасно производящие свою жизнь, воспроизводящие самих себя, начинают производить других людей, то есть размножаться. Это отношения внутри семьи.
Все три предпосылки существования общества есть взаимосвязанные и взаимозависимые составляющие деятельности людей. Они существуют в любом обществе.
1. Первобытно-общинная ОЭФ
Человек выделился из природы лишь с того периода, как начал изготовлять орудия труда. А начал он их изготовлять из-за условий, в которые был поставлен окружающим миром. С изготовления орудий труда начинается трудовая деятельность, которая придала всем органам (в т.ч. и мозгу — носителю сознания), всему телу человека современный вид. Поэтому, человек — сам продукт своего труда.
Предки людей, как и некоторые высшие млекопитающие, жили стадами, ордами. И трудиться, начали, соответственно, — совместно. Поэтому, возникновение человека, связано с переходом из зоологического состояния в общественное.
Первые люди жили небольшими группами и занимались преимущественно охотой и собирательством. Открытие огня сыграло важную роль в развитии первобытного общества: с помощью него готовили пищу и стали выделывать новые орудия труда.
В результате развития орудий труда, появились лук и стрелы и вскоре человеческое общество перешло к земледелию и скотоводству. Этот процесс перехода именуется неолитической революцией.
В общем, уровень развития производительных сил был настолько низким, что производственные отношения носили коллективный характер, то есть господствовала общинная собственность на средства производства. Именно поэтому, первобытный строй называют коммунистическим. Разумеется, первобытный коммунизм — результат слабости отдельной личности ввиду сильной зависимости от природы, а не результат обобществления собственности, как коммунизм будущего. Распределение в первобытном обществе было уравнительным из-за скудности добытой пищи.
Основной экономический закон первобытного общества состоит в обеспечении крайне скудных условий существования людей при помощи примитивных орудий производства путем совместного труда в рамках одной общины и уравнительного распределения продуктов.
Постепенное развитие орудий труда привело к естественному разделению труда, то есть в зависимости от пола и возраста. Дальнейшее развитие орудий труда привело к общественному разделению труда (разделению труда между различными племенами, которые экономически специализировались), возникновению товарного обмена, частной собственности, классов и, следовательно, эксплуатации человека человеком.
Маркс и Энгельс писали об первобытнообщинном строе:
«Первая форма собственности, это — племенная собственность. Она соответствует неразвитой стадии производства, на которой народ живет охотой и рыболовством, скотоводством или, в лучшем случае, земледелием. В последнем случае она предполагает огромную массу еще неосвоенной земли. На этой стадии разделение труда развито еще очень слабо и ограничивается дальнейшим расширением существующего в семье естественно возникшего разделения труда. Поэтому общественное расчленение ограничивается лишь расширением семьи: патриархальные главы племени, подчиненные им члены племени, наконец рабы. Имеющееся в скрытом виде в семье рабство развивается лишь постепенно с ростом населения и потребностей и с расширением внешних сношений в виде войны и меновой торговли».
К. Маркс, Ф. Энгельс, «Немецкая идеология», Соч., 1 изд., т. 4, с. 12.
2. Рабовладельческая ОЭФ
Предпосылки каждой последующей формации вызревают в рамках предыдущей. Рабовладельческие производительные силы возникли еще в поздний период первобытно-общинной ОЭФ. Основой для возникновения рабства являлось наличие излишков, появление больших патриархальных семей и существование, хоть и в неразвитой форме, частной собственности и прибавочного продукта. Вдобавок к этому, войны между различными племенами, когда военнопленные превращались в рабов. Рабовладельческие производительные силы со временем привели к рабовладельческим производственным отношениям, то есть произошла рабовладельческая революция. Основными классами в рабовладельческой ОЭФ являются класс рабов и класс рабовладельцев. Благодаря различиям их в системе общественного производства, последние могут эксплуатировать первых. Все средства производства и рабы в рабовладельческой ОЭФ находились в собственности у рабовладельцев: производили рабы, распределяли рабовладельцы. Экономическое господство рабовладельцев над рабами, классовое противоречие между ними порождало классовую борьбу рабов и рабовладельцев. Интересом рабовладельцев в таком случае является подавление и принуждение рабов, особый орган для такого подавления и принуждения. Этим органом является государство — классовая политическая диктатура. Оно устанавливает порядок в обществе, порядок, выгодный правящему классу.
Основной экономический закон рабовладельческого общества состоит в присвоении рабовладельцами для своего паразитического потребления прибавочного продукта путем хищнической эксплуатации массы рабов на основе полной собственности на средства производства и на рабов, путем разорения и обращения в рабство крестьян и ремесленников, а также путем завоевания и порабощения народов других стран.
Рабовладельческая ОЭФ привела к определенному развитию производительных сил, к развитию культуры, религии, философии и др. форм общественного сознания ввиду того, что материальным производством занимались рабы, а у рабовладельцев было свободное время для духовного саморазвития. При рабовладельческом строе появилась противоположность города и деревни, умственного и физического труда.
Рабы, полностью зависимые от рабовладельцев, находившиеся на положении «говорящих орудий» не были заинтересованы в труде. Восстания рабов привели к расшатыванию рабовладельческой ОЭФ. Вместе с тем, в недрах рабовладельческой ОЭФ появились феодальные производительные силы, которые в будущем приведут к феодальной революции.
«Вторая форма собственности, это — античная общинная и государственная собственность, которая возникает благодаря объединению, путем договора или завоевания, нескольких племен в один город и при которой сохраняется рабство. Наряду с общинной собственностью развивается уже и движимая, а впоследствии и недвижимая, частная собственность, но как отклоняющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма. Граждане государства лишь сообща владеют своими работающими рабами и уже в силу этого связаны формой общинной собственности. Это — совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации. Поэтому все основывающееся на этом фундаменте строение общества, а вместе с ним и власть народа, приходят в упадок в той же мере, в какой развивается преимущественно недвижимая частная собственность. Разделение труда уже более развито. Мы застаем уже противоположность между городом и деревней, впоследствии — противоположность между государствами, представляющими городские и сельские интересы, а внутри городов — противоположность между промышленностью и морской торговлей. Классовое отношение между гражданами и рабами уже достигло своего полного развития»
К. Маркс, Ф. Энгельс, «Немецкая идеология», Соч., 1 изд., т. 4, с. 12-13.
3. Феодальная ОЭФ
Феодализм может возникнуть как на почве распада рабовладельческого строя, так и на почве разложения первобытной общины. Основа производственных отношений феодального общества — собственность феодала на средства производства (преимущественно на землю) и неполная собственность на крепостных крестьян. Крепостническая эксплуатация заключается в том, что крестьянин отрабатывает феодалу барщину или платит натуральный или денежный оброк. Крепостной отличается от раба неполной зависимостью от господина, наличием каких-либо своих орудий труда, дней в неделю, когда может работать на себя. То есть, у крепостных было больше мотивации к труду, чем у рабов, находившихся на положении вещей. Именно поэтому, рабовладельческая эксплуатация заменилась крепостнической.
Основной экономический закон феодального общества состоит в присвоении феодалами для своего паразитического потребления прибавочного продукта путем эксплуатации зависимых крестьян на основе собственности феодала на землю и неполной собственности его на работников производства – крепостных.
В эпоху феодализма преобладающую роль играло земледелие, причем хозяйство носило в основном натуральный характер. С развитием общественного разделения труда и обмена оживлялись старые города, сохранившиеся после падения рабовладельческого строя, и возникали новые города. Города были центрами ремесла и торговли. Ремесло было организовано в цехи, которые стремились не допускать конкуренции. Торговцы объединились в купеческие гильдии.
Развитие товарного производства, разлагая натуральное хозяйство, приводило к дифференциации крестьян и ремесленников. Торговый капитал ускорял разложение ремесла и содействовал возникновению капиталистических предприятий – мануфактур. Феодальные ограничения и раздроблѐнность тормозили рост товарного производства. В ходе дальнейшего развития образовался национальный рынок. Возникали централизованные феодальные государства в виде абсолютистских монархий.
«Третья форма, это — феодальная или сословная собственность. Если античность исходила из города и его небольшой округи, то средневековье исходило из деревни. Эту перемену исходного пункта обусловило первоначальное редкое и рассеянное по обширной площади население, которое завоеватели не увеличивали сколько нибудь значительно. Поэтому, в противоположность Греции и Риму, феодальное развитие начинается на гораздо более широком базисе, подготовленном римскими завоеваниями и связанным с ними вначале распространением земледелия. Последние века клонившейся к гибели римской империи и самое завоевание ее варварами разрушили множество производительных сил; земледелие пришло в упадок, промышленность, за отсутствием сбыта, захирела, торговля замерла или была насильственно приостановлена, сельское и городское население убыло. Сложившиеся таким образом обстоятельства и обусловленная ими организационная форма завоевания развили, под влиянием структуры германских войск, феодальную собственность. Подобно племенной и общинной собственности, и она также покоится на коллективе, которому, однако, противостоят в качестве непосредственно производящего класса не рабы, как в античном мире, а мелкие крепостные крестьяне. Вместе с полным развитием феодализма появляется и антагонизм против городов. Иерархическая структура земельной собственности и связанная с ним система вооруженных дружин давали дворянству власть над крепостными. Этот феодальный строй, как и античная общинная собственность, был ассоциацией, направленной против порабощенного, производящего класса, но форма ассоциации и отношение к непосредственным производителям были различны, ибо налицо были различные производственные условия. Этой феодальной структуре земельной собственности соответствовала в городах корпоративная собственность, феодальная организация ремесла. Собственность заключалась здесь главным образом в труде каждого отдельного индивида. Необходимость объединиться против объединенного разбойничьего дворянства, потребность в общих рыночных помещениях в эпоху, когда промышленник был одновременно и купцом, рост конкуренции со стороны стекавшихся в расцветавшие города беглых крепостных, феодальный строй всей страны — все это породило цехи; благодаря постепенному накоплению путем сбережений небольших капиталов отдельными ремесленниками и неизменности числа последних при растущем населении развилась система подмастерьев и учеников, создавшая в городах иерархию, подобную иерархии сельского населения. Таким образом, главной формой собственности в феодальную эпоху была, с одной стороны, земельная собственность и прикованный к ней труд крепостных, а с другой — собственный труд при наличии мелкого капитала, распоряжающегося трудом подмастерьев. Структура обоих этих видов собственности обусловливалась ограниченными отношениями производства — слабой и грубой обработкой земли и промышленностью ремесленного типа. В эпоху расцвета феодализма разделение труда было незначительно. В каждой стране существовала противоположность между городом и деревней; сословный строй хотя и был очень резко выражен, но, помимо разделения на князей, дворянство, духовенство и крестьян в деревне и мастеров, подмастерьев, учеников, а вскоре также и черниподенщиков в городах, не было сколько нибудь значительного разделения труда. В земледелии оно затруднялось парцеллярной обработкой земли, наряду с которой возникла домашняя промышленность самих крестьян; в промышленности же, внутри отдельных ремесел, вовсе не было разделения труда, а между отдельными ремеслами оно было лишь очень незначительно. Разделение между промышленностью и торговлей в более старых городах имелось уже раньше; в более новых оно развилось лишь впоследствии, когда города вступили во взаимоотношения друг с другом»
К. Маркс, Ф. Энгельс, «Немецкая идеология», Соч., 1 изд., т. 4, с. 14-15.
4. Капиталистическая ОЭФ
Производительные силы при капитализме носят коммунистический, общественный характер, поскольку капитализм означает обобществление труда: множество пролетариев, под одной крышей заняты одним, общим трудом. Производственные отношения носят частный характер: всё, что производится обществом, присваивается капиталистами. Основное противоречие капитализма — противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения. Основные классы капитализма, следовательно, — буржуазия и пролетариат. То есть, объективные предпосылки коммунизма возникают ещ в недрах капитализма. Как отражение этих объективных предпосылок возникают субъективные предпосылки — пролетарская партия, которая привносит в пролетариат классовое сознание. Лишь при наличии обеих предпосылок: объективных и субъективных, возможно осуществить пролетарскую революцию, то есть переход к коммунизму.
Пролетариат неоднороден. Есть пролетарии, работающие в сфере материального производства, а есть те, кто работает в сфере услуг: это учителя, врачи, парикмахеры, дизайнеры, программисты, дворники и т.д.
Буржуазия владеет средствами производства и живет за счет присвоения прибавочной стоимости, произведенной пролетариями, у которых нет ничего, кроме собственной рабочей силы. Часть рабочего дня пролетарии работают на получение средств для собственного физического воспроизводства, другую часть — на капиталиста.
Основной экономический закон капитализма — это закон прибавочной стоимости.
Прибавочная стоимость есть стоимость, создаваемая трудом рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом. Закон прибавочной стоимости является основным экономическим законом капитализма.
Капитал есть стоимость, приносящая – путем эксплуатации наемных рабочих – прибавочную стоимость. Капитал воплощает в себе общественное отношение между классом капиталистов и рабочим классом. В процессе производства прибавочной стоимости различные части капитала играют неодинаковую роль. Постоянный капитал представляет собой ту часть капитала, которая расходуется на средства производства; эта часть капитала не создает новой стоимости, не изменяет своей величины. Переменный капитал представляет собой ту часть капитала, которая расходуется на покупку рабочей силы; эта часть капитала возрастает в результате присвоения капиталистом прибавочной стоимости, созданной трудом рабочего.
Норма прибавочной стоимости есть отношение прибавочной стоимости к переменному капиталу. Она выражает степень эксплуатации рабочего капиталистом.
Капитализм имеет две стадии — домонополистический капитализм и монополистический капитализм (империализм). Главное отличие состоит в том, что в домонополистическую пору, капитализм предполагает свободную конкуренцию. Но свободная конкуренция рано или поздно приводит к монополизации, а в дальнейшем и к государственной монополизации и капитализм переходит в стадию империализма.
Империализм имеет пять основных признаков, открытых Лениным в своих научно-исследовательских работах. Это
1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни;
2) слияние банкового капитала с промышленным и создание, на базе этого «финансового капитала», финансовой олигархии;
3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение;
4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир;
5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами.
Империализм есть особая и последняя стадия капитализма. Империализм есть: 1) монополистический капитализм, 2) загнивающий или паразитический капитализм, 3) умирающий капитализм, канун социалистической революции.
В результате действия основного экономического за кона современного капитализма резко обостряются три главных противоречия империализма: 1) противоречие между трудом и капиталом, 2) противоречие между империалистическими державами, борющимися за преобладание, в конечном счете, за мировое господство, и 3) противоречие между метрополиями и колониями. Империализм вплотную подводит пролетариат к социалистической революции.
Закон неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран в период империализма ослабляет единый фронт мирового империализма. Неравномерность вызревания революции исключает возможность одновременной победы социализма во всех странах или в большинстве стран. Создается возможность прорыва империалистической цепи в ее слабом звене, возможность победы социалистической революции первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, стране.
Продолжение следует…
Марксизм не выделяет такой оэф как. Теория формаций
Одним из путей изучения общества является формационный путь.
Формация – это слово латинского происхождения, обозначает « образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности?
Формация
Рассмотрим подробнее понятия « базис « и « надстройка», выдвинутые К.Марксом.
Базис – это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.
Надстройка включает в себя различные идеологические отношения (правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления, теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.
Пять типов формаций по К.Марксу
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Первобытнообщинная формация характеризуется:
3. равенством и личной свободой;
4. отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;
«Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:
1. ирригационное земледелие как основу экономики;
2. отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);
3. государственную собственность на землю и средства производства;
4. массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии);
5. наличие сильной, централизованной, деспотической власти.
Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация:
2. социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;
3. государство и публичная власть.
4. Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:
При капиталистической общественно-экономической формации:
1. основную роль в экономике начинает играть промышленность;
3. промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;
4. основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.
Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу. Энгельсу, Ленину, будет отличаться:
1. отсутствием частной собственности на средства производства;
2. государственной (общественной) собственностью на средства производства;
3. трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;
4. справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;
5. высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой:
Понятие общественно-экономической формации (экономического общества) можно сформулировать на основе изучения конкретных типов такой формации: античной и капиталистической. Большую роль в понимании этих сыграли Маркс, Вебер (роль протестантской этики в становлении капитализма) и другие ученые.
Общественно-экономическая формация включают в себя: 1) демосоциальное сообщество рыночно-массового потребления (исходная система); 2) динамично развивающуюся рыночную экономику, экономическую эксплуатацию и т. д. (базисная система); 3) демократическое правовое государство, политические партии, церковь, искусство, свободные СМИ и т. д. (вспомогательная система). Общественно-экономической формации присуща целерациональная деятельность, превалирование экономических интересов, ориентация на прибыль.
Концепция частной собственности и римское право отличают западные (рыночные) общества от восточных (плановых), в которых нет института частной собственности, частного права, демократии. Демократическое (рыночное) государство выражает интересы прежде всего рыночных классов. Его фундамент образуют свободные граждане, имеющих равные политические, военные и иные права и обязанности и контролирующие власть через выборы и муниципальное самоуправление.
Демократическое право выступает юридической формой частной собственности и рыночных отношений. Без опоры на частное право и власть рыночный базис функционировать не может. Протестантская церковь, в отличие от православной, становится ментальной основой капиталистического способа производства. Это показал М. Вебер в «Протестантской этике и духе капитализма». Буржуазное искусство осмысливает и воображает в своих произведениях буржуазное бытие.
Таким образом, понятие общественно-экономической формации представляет собой синтез промышленного общества Спенсера, общественно-экономической формации Маркса и социальной системы Парсонса. Оно в большей степени адекватно законам развития живой природы, основанным на конкуренции, чем политическое, основанное на монополии. В общественной конкуренции победу одерживает свободный, интеллектуальная, предприимчивая, организованная, саморазвивающаяся общность, для которой диалектическое отрицание традиционности ради современности, а современности ради постсовременности органично.
Типы общественно-экономических формаций
Общественно-экономическая формация известна в форме (1) античной, аграрно-рыночной (Древняя Греция и Рим) и (2) капиталистической (индустриально-рыночной). Вторая общественная формация возникла из остатков первой в условиях феодальной Европы.
Античная формация (1) возникла позже азиатской, около VIII века до н. э.; (2) из некоторых первобытнообщинных обществ, живущих в благоприятных географических условиях; (3) под влиянием азиатских обществ; (4) а также технической революции, изобретения железных орудий труда и войны. Новые орудия стали причиной перехода первобытно-общинной формации в античную только там, где были благоприятные географические, демографические и субъективные (ментальные, интеллектуальные) условия. Такие условия сложились в античной Греции, а затем в Риме.
В результате этих процессов возникла античная община свободных частных земельных собственников-семей, существенно отличная от азиатской. Появились античные полисы — государства, в которых вечевое собрание и выборная власть составили два полюса античного демократического государства. Признаком появления таких обществ можно считать появление монет на рубеже VIII-VII веков до н. э. Античные общества были окружены множеством первобытно-общинных и азиатских обществ, с которыми находились в сложных отношениях.
В греческих полисах происходил рост населения, вывод лишнего населения в колонии, развитие торговли, трансформировавшей семейное хозяйство в товарно-денежное. Торговля быстро стала ведущей отраслью греческой экономики. Социальный класс частных производителей и торговцев стал ведущим; его интересы стали определять развитие античных полисов. Происходил упадок античной аристократии, опирающейся на родовой строй. Лишнее население не только направлялось в колонии, но и вербовалось в постоянную армию (как, например, у Филиппа — отца Александра Македонского). Армия становилась ведущим орудием «производства» — грабежа рабов, денег и товаров. Первобытно-общинный строй Древней Греции превратился в античную (экономическую) формацию.
Исходную систему античного строя составляли семьи свободных греческих или италийских общинников, которые могли себя прокормить в благоприятных географических условиях (море, климат, земля). Они удовлетворяли свои потребности за счет собственного хозяйства и товарного обмена с другими семьями и общинами. Античное демосоциальное сообщество состояло из рабовладельцев, свободных общинников и рабов.
Базисную систему античной формации составляла частнособственническая экономика, единство производительных сил (земли, орудий труда, скота, рабов, свободных общинников) и рыночных (товарных) отношений. В азиатских формациях рыночная группа встречала отпор со стороны других социальных и институциональных групп, когда становилась богатой, поскольку покушалась на властную иерархию. В европейских обществах в силу случайного стечения обстоятельств торгово-ремесленный класс, а затем буржуа навязали свой тип целерациональной рыночной деятельности в качестве базисного для всего общества. Уже в XVI веке европейское общество стало по типу экономики капиталистическим.
Вспомогательную систему античного общества составляли: демократическое государство (правящая элита, ветви власти, бюрократия, право и т. д.), политические партии, общинное самоуправление; религия (жрецы), утверждавшая божественное происхождение античного общества; античное искусство (песни, танцы, живопись, музыка, литература, архитектура и т. д.), которое обосновывало и возвышало античную цивилизацию.
Античное общество было гражданским, представлявшим совокупность демосоциальных, экономических, политических и религиозных самодеятельных организаций граждан во всех системах общественного строя. В них существовали свобода слова, доступ к информации, право свободного выезда и въезда и иные гражданские права. Гражданское общество — свидетельство освобождения личности, с чем не знаком традиционный Восток. Оно открывало дополнительные возможности для раскрытия энергии, инициативы, предприимчивости индивидов, что существенно сказалось на качестве демографической сферы общества: его образовывали экономические классы богатых, обеспеченных, бедных. Борьба между ними стала источником развития этого общества.
В феодальном (смешанном) обществе из остатков античного постепенно возникают основы либерально-капиталистического строя. Появляется либерально-капиталистическое мировоззрение, дух буржуазии: рациональность, профессиональный долг, стремление к богатству и прочие элементы протестантской этики. Макс Вебер критиковал экономический материализм Маркса, считавшего сознание буржуа надстройкой над стихийно сложившимся рыночно-экономическим базисом. По мнению Вебера, вначале появляются единичные буржуазные авантюристы и капиталистические хозяйства, оказывающие влияние на других предпринимателей. Затем они становятся массовыми в экономическом строе и формируют капиталистов из некапиталистов. Одновременно возникает индивидуалистическая протестантская цивилизация в виде единичных ее представителей, институтов, образа жизни. Она тоже становится источником рыночно-экономической и демократической систем общества.
Либерально-капиталистическое (гражданское) общество возникло в XVIII веке. Вебер вслед за Марксом утверждал, что оно появилось в результате комбинации ряда факторов: экспериментальной науки, рационального буржуазного капитализма, современного государственного устройства, рациональных правовых и административных систем, современного искусства и т. д. В результате сочетания перечисленных социальных систем капиталистическое общество не знает себе равных по адаптации к внешней среде.
Капиталистическая формация включает в себя следующие системы.
Исходная система образуется: благоприятными географическими условиями, колониальными империями; материальными потребностями буржуа, крестьян, рабочих; неравенством демо- социального потребления, началом формирования общества массового потребления.
Базисную систему образует капиталистический способ общественного производства, представляющий собой единство капиталистических производительных сил (капиталистов, рабочих, машин) и капиталистических экономических отношений (денег, кредита, векселей, банков, мировой конкуренции и торговли).
Вспомогательную систему капиталистического общества образует демократическое правовое государство, многопартийность, всеобщее образование, свободное искусство, церковь, СМИ, наука. Эта система определяет интересы капиталистического общества, оправдывает его существование, осмысливает его сущность и перспективы развития, воспитывает необходимых для него людей.
Черты общественно-экономических формаций
Европейский путь развития включает в себя следующие : первобытно-общинную, античную, феодальную, капиталистическую (либерально-капиталистическую), буржуазно-социалистическую (социал-демократическую). Последняя из них — конвергентная (смешанная).
Экономические общества отличаются : высокой эффективностью (производительностью) рыночной экономики, ресурсосбережением; способностью удовлетворять растущие потребности людей, производства, науки, образования; быстрой адаптацией к меняющимся природным и общественным условиям.
В общественно-экономических формациях произошел процесс трансформации неформальных ценностей и норм, характерных для традиционного (аграрного) общества, в формальные. Это процесс трансформации статусного общества, где люди были связаны множеством неформальных ценностей и норм, в контрактное, где люди связаны контрактом на время реализации своих интересов.
Экономические общества характеризуется: экономическим, политическим и духовным неравенством классов; эксплуатацией трудящихся, колониальных народов, женщин и т. д.; кризисами экономики; формационной эволюцией; конкуренцией из-за рынков сбыта и сырья; возможностью дальнейшей трансформации.
Гражданское сообщество берет на себя в экономическом обществе функцию выражать и защищать интересы и права граждан перед демократическим, правовым, социальным государством, образуя с последним диалектическую противоположность. Это сообщество включает в себя многочисленные добровольные негосударственные организации: многопартийную систему, независимые СМИ, общественно-политические организации (профсоюзные, спортивные и т. д.). В отличие от государства, являющегося иерархическим институтом и основанного на приказах, гражданское сообщество имеет горизонтальную структуру, основано на сознательной добровольной самодисциплине.
Экономический строй основан на более высоком уровне сознания людей, чем политический. Его участники действуют прежде всего индивидуально, а не коллективно, исходя из личных интересов. Их коллективное (совместное) действие более отвечает их общим интересам, чем это происходит в результате централизованного государственного вмешательства (в политическом обществе). Участники общественно-экономической формации исходят из следующего положения (я уже цитировал): «Многими из своих величайших достижений человек обязан не сознательным устремлениям и, тем более, не преднамеренно скоординированным усилиям многих, а процессу, в котором индивидуум играет не вполне постижимую для себя самого роль». Они умеренны в рационалистической гордыне.
В XIX в. в Западной Европе возник глубокий кризис либерально-капиталистического общества, подвергнутого жестокой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии». В XX в. он привел к «пролетарско-социалистической» (большевистской) революции в России, фашистской — в Италии и национал-социалистической в Германии. В результате этих революций произошло возрождение политического, азиатского типа общества в его советской, нацистской, фашистской и иных тоталитарных формах.
Во Второй мировой войне нацистское и фашистское общества были разгромлены. Победу одержал союз советского тоталитарного и западного демократического обществ. Затем советское общество потерпело поражение от западного в «холодной» войне. В России начался процесс создания новой государственно-капиталистической (смешанной) формации.
Ряд ученых считает общества либерально-капиталистической формации самыми передовыми. Фукуяма пишет: «Все страны, проводящие процесс модернизации, от Испании и Португалии до Советского Союза, Китая, Тайваня и Южной Кореи, двинулись в эту сторону». Но Европа, на мой взгляд, пошла значительно дальше.
Всего формаций существует 5. Это: первобытнообщинное общество, рабовладельческая формация, феодальное общество, капиталистический строй и коммунизм.
a) Первобытнообщинное общество.
Едва начинают складываться племенные союзы, либо начинается меновая торговля с соседями, этот общественный строй сменяется следующим.
b) Рабовладельческая формация.
c) Феодальное общество.
Необходимые условия феодального производства:
1. натуральное хозяйство;
2. производитель должен быть собственником средств производства и быть прикрепленным к земле;
3. личная зависимость;
4. низкое и рутинное состояние техники.
d) Капиталистический строй.
Четыре основные черты капитализма:
1) Концентрация средств производства в немногих руках;
2) Кооперирование, разделение труда, наемный труд;
4) Отчуждение условий производства от непосредственного производителя.
e) Коммунизм и социализм.
Отличие социализма от коммунизма в том, что организация производства основана на общей собственности на все средства производства.
Материалистический подход в изучении цивилизаций
В рамках этого подхода цивилизация предстает как более высокий уровень развития, выходящий за пределы «естественного общества» с его природными производительными силами.
Л. Морган о признаках цивилизационного общества: развитие производительных сил, функциональное разделение труда, расширение системы обмена, появление частной собственности на землю, концентрация богатств, раскол общества на классы, образование государства.
Восток и Запад как различные типы цивилизационного развития
«Традиционное» общество Востока (восточная традиционная цивилизация), его основные характеристики: неразделенность собственности и административной власти, подчинение общества государству, отсутствие частной собственности и прав граждан, полное поглощение личности коллективом, экономическое и политическое господство государства, наличие деспотических государств. Влияние западной (техногенной) цивилизации.
Достижения и противоречия западной цивилизации, ее характерные черты: рыночная экономика, частная собственность, правовое государство, демократическое общественное устройство, приоритет личности и ее интересов, различные формы классовой организации (профсоюзы, партии и др.)- Сравнительные характеристики Запада и Востока, их основные черты, ценности.
Цивилизация и культура. Различные подходы к осмыслению феномена культуры, их связь. Основные подходы: деятельностный, аксиологический (ценностный), семиотический, социологический, гуманистический. Противопоставление понятий «цивилизация» и «культура» (О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, Д. Белл, Н. А. Бердяев и др.).
Многозначность определений культуры, ее соотношение с понятием «цивилизация»:
Отличия культуры от цивилизации, по мнению С. А. Бабушкина, заключаются в следующем:
Теория общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса
Концепция линейного развития всемирно-исторического процесса.
Три общественные формации (первичная, вторичная и третичная) обозначены К. Марксом как архаическая (первобытная), экономическая и коммунистическая. В экономическую формацию К. Маркс включает азиатский, античный, феодальный и современный буржуазный способ производства.
Структура и основные элементы формации.
Отдельные элементы структуры общественно-экономической формации взаимосвязаны и испытывают взаимовлияние. По мере развития общественно-экономических формаций происходит их смена, переход от одной формации к другой через социальную революцию, разрешение антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями, между базисом и надстройкой. В рамках коммунистической общественно-экономической формации социализм перерастает в коммунизм.