маркетолог в банке что делает

Чем занимается маркетолог? Об обязанностях, функциях и целях

Маркетинговая деятельность обладает требованиями и обязанностями, которые перемешиваются между собой или их отдельные элементы воспринимаются за весь маркетинг в целом.

Казалось бы, простой вопрос: «Чем занимается маркетолог?». Не сложнее, чем ответ на вопрос о любой профессии, например, продавца, бухгалтера, программиста и т.д. Однако, даже интернет поисковики хоть и выдают множество ссылок, но ясности совсем не добавляют. Если взглянуть на то, что входит в основные обязанности маркетолога в современных компаниях, то за шаблонным описанием должностной инструкции иногда тоже не видно реальной картины. Почему это происходит?

В маркетинге помимо вертикальной иерархии, которая определяет размер ответственности, возлагаемой на специалиста в решении задач бизнеса, есть широкий горизонт специальностей. Во многих случаях требования и обязанности отдельных направлений маркетинговой деятельности перемешиваются между собой или их отдельная часть воспринимается за весь маркетинг в целом. Предлагаем в данной статье разобраться в обязанностях, функциях и целях специалиста, который в ответе за маркетинговую функцию в компании.

Чем занимается маркетолог?

Если говорить о профессии маркетолога простыми словами, то это специалист, который соединяет потребности целевой аудитории с возможностями компании. Он является проводником и защитником интересов потребителей внутри бизнеса, чтобы последний мог лучшим образом адаптировать свое предложение и максимизировать к нему интерес у клиентов.

Для потребителей важно, чтобы получаемое ими благо воспринималось выше, чем траты, связанные с его приобретением. При соблюдении этого условия людям проще расставаться с деньгами. Поэтому главная цель должности маркетолога — это увеличение воспринимаемой ценности предложения.

Как это происходит на практике? Для этого необходимо немного углубиться в функционал маркетолога в компании. У него в арсенале есть четыре основных направления для влияния на результат. К ним относится:

Эти четыре элемента можно разбить на большее количество точек приложения усилий. Однако для понимания деятельности маркетолога это излишне и усложняет восприятие. Просто давайте посмотрим на все четыре направления, которые на профессиональном языке называются маркетинг миксом, в широком смысле. Итак, что они включают в себя:

Как видно из перечисленного состава маркетинг-микса, работа с потребителями имеет достаточно широкий спектр задач. Причём она строится далеко не в одной плоскости внутриорганизационного представления о том, как должны выглядеть эти направления. Чтобы достичь главной цели — увеличения ценности предложения, маркетологу необходимо учитывать в том числе условия внешней среды, т.е. имеющихся на рынке конкурентных предложений, конъюнктуры и изменения потребительского поведения.

Функции и обязанности

Понимание и управление всеми составными частями маркетинг-микса входит в базовую квалификацию любого маркетолога. Можно сказать, что с этого начинается его успешная карьера. Предлагаем рассмотреть задачи и обязанности маркетолога, чтобы составить более полное представление о сути работы и осуществляемой специалистом деятельности на рабочем месте.

Основные функции маркетолога, которые наиболее часто попадают в описание вакансии, выглядят следующим образом:

Каждая из перечисленных функций маркетинговой специальности выливается в ряд регулярных действий. Перечислим, что входит в основные обязанности маркетолога в современных компаниях:

Достаточно обширный перечень обязанностей маркетолога требует от человека хороших аналитических навыков, критического мышления, умения творчески мыслить, а также иметь организаторские способности. Словом, надо учитывать, что в работе данного специалиста год от года увеличивается поток данных и информации, а также информационных технологий, владеть которыми становится необходимостью в данной сфере деятельности.

За что отвечает маркетолог?

Основная миссия маркетинга состоит в том, чтобы компания могла продавать больше, более широкому кругу потребителей, делать это чаще и по более высоким ценам. Этот принцип еще в начале века сформулировал Сержио Займан — автор книги «Конец маркетинга, каким мы его знаем», а также в прошлом глава маркетинга крупных американских компаний сектора FMCG. Хотя после публикации его произведения прошло уже достаточно много времени, но сформулированная им главная цель маркетинга не только не потеряла своей актуальности, но и стоит на повестке дня значительно острее.

Справедливости ради, следует обратить внимание на один нюанс, на который попадаются многие предприниматели и руководители компаний. Когда речь заходит о том, что маркетинг служит тому, чтобы компания могла продавать больше, это означает, что маркетолог создаёт благоприятные условия для получения желаемого результата, но не подменяет собой функцию продаж. Это означает, что функция маркетинга работает на поиск целевого потребителя в огромном информационном пространстве, устанавливает с ним взаимодействие, чтобы подготовить его к решению, в котором предложение компании выглядит наиболее соответствующим ожиданием.

На профессиональном маркетинговом сленге это означает «прогревать» целевую аудиторию, чтобы к специалистам по продаже или в точку продаж люди попадали «тепленькими» с созревшим или близко к тому выбором в пользу продвигаемого бренда. В этом плане можно сравнить маркетолога в компании с проводником вагона, который собирает пассажиров, верифицирует их по проездным билетам, следит за тем, чтобы никто не отстал в пути, создает комфортные условия в вагоне, очень внимательно относится ко всем их просьбам и жалобам, чтобы большинство из участников пожелали вернуться ещё не раз и привести с собой еще своих друзей и знакомых. Таким образом, маркетолог в ответе за то, чтобы максимально любезно обслужить в пути и доставить до конечной станции пассажиров, где они уже самостоятельно или с помощью продавцов компании совершили бы то самое действие, ради которого затевалось всё путешествие, — покупку.

Важность для бизнеса

В современной экономике уже не так важны средства производства, чтобы делать успешный бизнес. Сегодня умения создавать привлекательные продукты, интересные бренды, строить разветвленную сеть сбыта, успешно расширять географию сбыта являются главным активом компании. Внимательный читатель заметит, что все перечисленное относится к зоне ответственности маркетинга. Таким образом, маркетинг становится ключевой компетенцией не только для представителей профессии, но и предпринимателей.

В условиях избыточного предложения на рынке трудно представить бизнес, который может обходится без маркетолога. Даже самый удачный продукт теряется в обилии конкурентов, исходящего от них потока рекламных сообщений и прочего информационного шума. На практике маркетолог выполняет роль радара для бизнеса, который диагностирует пространство и прокладывает навигационный маршрут для компании к целевым показателям и достижениям.

Чем конкретно объясняется его важность для бизнеса? Что делает он такого, без чего не могут обойтись компании? Вот несколько доводов:

Как видно из изложенного, на маркетологе лежит большая ответственность. От его компетенций и профессионализма зависит то, как успешно бизнес будет конкурировать и решать свои задачи на рынке. Может ли в таких условиях быть маркетолог без специального образования? Конечно, нет. В Москве в Центре развития компетенций в маркетинге НИУ ВШЭ можно получить современные навыки маркетинга от преподавателей практиков на программе профессиональной переподготовки «Master in Marketing».

Источник

Маркетинг в банке

Все банки предлагают покупателю один и тот же продукт с точки зрения его базовой функциональности, причём схожим образом. Соответственно, на многих рынках, в том числе и банковском, наибольшее влияние начинает оказывать не сама по себе функциональная ценность, а форма её представления. Обращаясь к опыту иностранных банков в своих исследованиях и разработках, отечественные исследователи существенно облегчают себе задачу и, таким образом, оптимизирую свой труд. Данная получающаяся группа продуктов в итоге называется «Новейшие для нашей страны» из наиболее распространённой классификации:

· Уникальные – созданные как абсолютно новые банковские продукты, ранее не используемые в отечественной и зарубежной банковской практике;

· Новейшие для данной страны – впервые вышедшие на внутреннем финансовом рынке, предполагающие заимствование успешного зарубежного опыта;

· Модифицированные – применяемые ранее в других банках, но адаптированные и приспособленные к условиям предоставления услуг и обслуживания клиентов в конкурентном банке, используемые в нём впервые;

· Новые для клиентов – уже существующие банковские продукты, используемые ранее в соответствии с банковскими положениями только определённой категорией клиентов, ставшие в результате изменения неких параметров доступными для иных клиентских сегментов.

Однако для лучшего понимания современных тенденций новых продуктов в контексте банковского маркетинга естественно нужно обращаться к конкретным примерам конкретных банков.

Из интересных продуктов у данного банка можно выделить весьма невзрачный на первый взгляд, но очень добрый продукт – Вознаграждение за собаку. Он называется «Лучший друг человека» и заключается в том, что при предъявлении чека из приюта для собак как подтверждение о наличии собаки из приюта, клиенту выдаётся вознаграждение в размере до £105 (при минимальном остатке на счёте в £100). Это в придачу к разрешению входить в помещение банка с собаками, а также к возможности напоить и накормить животных в отделениях.

Заемные средства позволяют предпринимателям решить текущие задачи и реализовать планы по развитию бизнеса, но бюрократические проволочки, связанные с оформлением кредита отталкивают многих начинающих бизнесменов. Коми отделение Сбербанка предлагает оформление кредита для малого бизнеса всего за один день. «Кредит за 1 день» предоставляется малым предприятиям (исключительно юридическим лицам), одновременно удовлетворяющим следующим условиям:

· имеет официальную отчетность по РСБУ (Баланс, ф. 2);

· учет автоматизирован (1С Бухгалтерия);

· не является сельхозпроизводителем;

· срок ведения хозяйственной деятельности: не менее 3-х месяцев – для торговли; не менее 6 месяцев – для остальных видов деятельности.

Он может быть использован на пополнение оборотных средств для производства, торговли или предоставления услуг, финансирование/рефинансирование затрат по исполненным контрактам (работы/услуги/поставка) и т.п. Срок кредитования — от 1 месяца до 3 лет. Минимальная сумма кредита 500 тыс. рублей. Процентная ставка варьируется от 14,5% до 17% и рассчитывается индивидуально.

Банковская гарантия для бизнеса

Летом 2016 года Сбербанк запустил новый продукт под названием «Бизнес-Гарантия 500», который предусматривается для компаний, которые имеют желания участвовать в государственных тендерах. Ключевая суть — это гарантия обеспечения контракта на сумму до 500 000 рублей, сроком 2 года. Учитывая эти условия, данный банковский продукт, в потенциале, способен помочь малому и среднему бизнесу в развитие своей деятельности, предоставив на выгодных условиях финансирование при государственных тендерах.

Блокчейн Альфа-Банк совместно с S7 Airlines первым в России провел сделку-аккредитив через блокчейн с использованием смарт-контрактов. В целом полное оформление сделки с аккредитивом занимает порядка 10 рабочих дней. Однако этот срок можно существенно сократить, что и делает Альфа-Банк. В пилотной версии нового продукта блокчейн фиксирует каждый шаг сделки: заявку на аккредитив, рассмотрение заявки в банке, выпуск аккредитива, резервирование денег для сделки, получение документов о поставке, выплата поставщику, раскрытие аккредитива. В результате процесс сокращается c 10 дней до 4 часов. Технология базируется на публичной сети Ethereum, которая сделана специально для смарт-контрактов. Все участники сделки в реальном времени могут видеть то, что происходит. Не только через систему банка (интернет-банк), но и в публичной сети, доступ к которой есть у любого человека в мире. Исключается подделка, подлог, любая непрозрачность. Все происходит с использованием смарт-контрактов, каждый из которых отвечает за свою часть бизнес-процесса и выполняется строго один за другим. Это позволяет уменьшить вероятность возникновения ошибок и повысить надёжность сделки.

Источник

Банковский маркетинг: принципы и особенности

Цели задачи маркетинга банков

Банковский маркетинг — это стратегия управления банком, направленная на увеличение эффективности деятельности банка.

Банковский маркетинг занимается прогнозом потребностей клиентов, разработкой и внедрением новых услуг и расширением спроса потребителей.

Цель банков направлена на увеличение количества клиентов, расширение ассортимента услуг, повышение доходной части банка.

Задач у маркетинговой деятельности банка несколько:

Маркетинговая служба банка — это отдельное структурное подразделение, которое состоит из групп специалистов. Каждая группа ведет конкретное направление маркетинга: исследования, анализ ценовой политики, реклама услуг, управление банковскими продуктами.

Маркетологи занимаются изучением работы конкурирующих банков и кредитно-финансовых организаций, потребителей услуг.

Они анализируют динамику потребительского спроса, уровень рисков, виды коммуникаций и т.д.

Отдельное направление маркетинга — это разработка и внедрение новых видов услуг. Помимо традиционных услуг, таких как вклады, расчетные счета, кредиты, банковские ячейки, в современном маркетинге развиваются дополнительные услуги для предприятий.

Внедряют различные виды потребительских кредитов только крупного бизнеса, занимаются ипотечным кредитованием, разрабатывают зарплатные проекты. Оказывают эксклюзивные услуги для вип-клиентов. Среди них — выделение персонального менеджера. Для выявления спроса проводятся масштабные маркетинговые исследования.

Принципы банковского маркетинга

Особенности банков состоит в том, что они служат инструментом денежного обращения в стране. Поэтому банковский маркетинг заключается в доведении банковского продукта до клиентов с помощью специального набора инструментов или функций.

Они включают в себя:

В зависимости от стратегии, разрабатываемой банком, работы применяются различные инструменты для управления финансовым рынком. Чаще всего используется маркетинговый подход, включающий 4 составных части («4Р»):

Основные принципы банковского маркетинга:

Специфика маркетинговой деятельности в банках

К особенностям маркетинговой деятельности можно отнести:

Задача банковского маркетинга — не просто удовлетворить потребности посетителя, но и сделать его постоянным клиентом, т.к. он при этом становится источником непрерывного дохода для банка.

Специфика банковского продукта:

Специфическими являются и показатели результатов банковского маркетинга:

Источник

Профессия: маркетолог

Чем занимаются маркетологи, какие навыки нужны и какое будущее у этой профессии

маркетолог в банке что делает

маркетолог в банке что делает

Кто такой маркетолог и чем он занимается

Маркетолог — это человек, который отвечает за правильный ввод продукта на рынок, его продвижение и позиционирование. Суть этой профессии хорошо отражает модель четырёх «пи» (4P), которая включает четыре основных «столпа» маркетинга.

Продукт (product) — товар или услуга, ассортимент, качества и свойства этого товара, его дизайн, эргономика; согласно маркетинговой теории, продуктом может быть всё что угодно, в том числе люди и идеи.

За эти четыре основных направления и отвечает маркетолог.

Виды маркетологов

Корпоративные маркетологи

Для крупных компаний характерна, с одной стороны, узкая специализация, а с другой — поощрение ротации и горизонтальная карьера, то есть перемещение специалиста из одного отдела в другой для получения нового опыта и знаний. Задача маркетолога крупной корпорации — обеспечивать достижение необходимых коммерческих и брендовых KPI (key performance indicators) и реализацию бренд-стратегии.

В международных корпорациях чаще всего работает 2 вида маркетологов:

бренд-менеджеры — занимаются всем вышеперечисленным, а также могут отвечать за наполнение портфеля корпорации: какие товары оттуда убрать, какие добавить, как его позиционировать, где размещать для продажи;

трейд-маркетологи — занимаются тем, что происходит в торговых точках, следят за динамикой продаж (как она меняется в зависимости от цены, позиционирования, расположения товара), организовывают промоакции и разные программы неценового продвижения: конкурсы, розыгрыши призов, рекламные акции, например «Купи зубную пасту и выиграй айфон!».

Интернет-маркетологи

В небольших компаниях понимание работы маркетолога может быть различным, на него могут возлагаться разные задачи. Чаще всего востребован интернет-маркетинг.

Интернет-маркетологи специализируются на продвижении товара в интернете. В небольших компаниях они, как правило, сами занимаются настройкой контекстной рекламы, разбираются в том, как продвигать товар с помощью таких инструментов, как «Яндекс.Директ» или Google.Adwords. К интернет-маркетологам порой относят и SMM-менеджеров, то есть специалистов по продвижению продукта в социальных сетях.

Маркетинговые аналитики, ресёрч-менеджеры

Занимаются сбором данных, необходимых для создания стратегий, а также проводят маркетинговые исследования. Есть, например, крупная исследовательская компания «Нильсен», оно на постоянной основе собирает данные от всех крупных ритейлеров, проводит оценку мелких и составляет общую картину, что творится на рынке, кто лидер, а кто нет, у кого лучше продаётся товар. Маркетологи-исследователи используют в своей работе математические и статистические методы, базы данных.

Маркетологи-практики пользуются маркетинговыми исследованиями для разработки собственных стратегий продвижения и позиционирования товара, определения его целевой аудитории.

Где учат на маркетолога

Строгого набора направлений обучения и специальностей нет. Среди бренд-менеджеров чаще всего можно встретить выпускников направлений «Экономика» и «Маркетинг».

Для успешного освоения профессии, однако, важна не только теория, но и практика. У будущих маркетологов, как правило, есть возможность подрабатывать по специальности начиная с 3-4 курса. Молодых специалистов без диплома охотно берут небольшие компании и рекламные агентства. Для студента это прекрасная возможность набраться опыта и попробовать себя в разных направлениях рекламы и маркетинга.

Кроме того, ещё на студенческой скамье важно участвовать в конкурсах кейсов, подавать заявки на летние стажировки крупных компаний.

Следующая возможная ступень после вуза — менеджерские программы крупных компаний и корпораций. В зависимости от компании программы предполагают две или три ротации, то есть перемещения в разные отделы — логистики, маркетинга, продаж. Длительность программы — в среднем 1,5 года, но бывают и программы, рассчитанные на 2,5, а то и 3 года. Иногда участники менеджерских программ получают возможность поработать в другом городе или даже стране.

Как я стал маркетологом

Мне кажется, в 16–17 лет довольно сложно выбрать будущую профессию, ведь в этом возрасте недостаточно жизненного опыта и нет ясного представления о реальной работе. Однако определиться с направлением вполне реально, если хотя бы приблизительно оценить свои склонности, сильные и слабые стороны, интересы.

Выбирая вуз, я ориентировался преимущественно на его место в рейтинге. Хотел уехать учиться в Москву или в Санкт-Петербург. В итоге я поступил в НИУ ВШЭ на направление «Реклама и связи с общественностью». По итогам могу однозначно рекомендовать этот вуз школьникам, которые интересуются экономическими профессиями. Во-первых, здесь дают очень хорошую гуманитарную базу, а во-вторых, очень много внимания уделяют практике: у студентов есть возможность ещё до получения диплома получить реальное представление о том, чем занимаются специалисты той или иной профессии.

На третьем курсе нам преподавали дисциплину «Медиапланирование». Медиапланнеры занимаются планированием рекламных кампаний товаров и услуг посредством медианосителей, то есть определяют, в какой период и с какой частотой целевая аудитория будет видеть, слышать или читать рекламное сообщение.

Занимаясь медиапланированием, я познакомился с миром FMCG — от английского fast moving consumer goods (товары повседневного спроса). Это товары, которые покупают обычные потребители для своих нужд и которые быстро используются и требуют замены. В нашей стране их ещё называют «товары широкого потребления». Увидев, какие широкие возможности открывает работа в этой сфере, я решил сменить специализацию. Мне удалось попасть на менеджерскую программу компании L’Oreal, которая предполагала две ротации — в отделе продаж и в отделе маркетинга. Сначала я попал в отдел, который занимается работой с ритейлерами, а потом 9 месяцев работал в отделе маркетинга, после чего устроился в компанию «Колгейт-Палмолив» на должность младшего бренд-менеджера, где сейчас и работаю.

Чем занимается бренд-менеджер крупной корпорации

Разрабатывает стратегию позиционирования и продвижения товара. Представляет интересы локального рынка перед отделами, ответственными за разработку продукта, даёт рекомендации, по какой цене, где и как его лучше продавать. Например, компания производит какой-либо продукт, который маркетолог рекомендует продавать только в аптеках, потому что если его поставить на полку в обычном супермаркете, продукт перестанет восприниматься как высокотехнологичный и «экспертный». Когда у покупателей закрепляется такое представление о продукте, места его продаж могут расширяться, поскольку на имидж продукта это уже не повлияет.

Организует рекламные кампании. Бренд-менеджеры крупных компаний обычно не занимаются настройкой рекламы, их работа — сформировать запрос для рекламных агентств, которые непосредственно занимаются созданием и продвижением рекламного продукта, и дать свои рекомендации.

Адаптирует рекламные материалы для российских реалий. Материал присылают из «головной компании». Это может быть простой перевод рекламных материалов или полная их переделка, например, пересъёмка клипа в интерьерах, близких российскому потребителю.

Решает смежные задачи с другими отделами компании. Он общается с отделом логистики, чтобы знать, как скоро продукт придёт, занимается обновлением информации на упаковке продукта. Идёт работа и с отделом продаж — бренд-менеджер должен обеспечивать его качественными «продающими историями», то есть аргументами в пользу того, чтобы продукт был заведён в ту или иную торговую сеть.

Работает над построением бренда. Его задача — обеспечить нужную динамику брендовых показателей (имиджевых, коммерческих, финансовых).

Какие качества и навыки нужны маркетологу

Умение работать с большими объёмами информации, анализировать. Многие думают, что для маркетолога как-то особенно важна креативность, способность придумывать какие-то необычные рекламные ходы, сюжеты роликов и тому подобное. На самом деле, маркетолог должен уметь принимать идеальные решения на основе всей той информации, которая у него есть, быть хорошим аналитиком.

Многозадачность. Бренд-менеджер в течение дня может решать вопросы, связанные с логистикой и с продажами, согласовывать креативные макеты, участвовать в воркшопе по созданию большой идеи и работать над упаковкой.

Стрессоустойчивость. Как правило, у маркетолога всегда много работы, он координирует деятельность многих людей и вынужден постоянно решать внезапно возникающие проблемы, исправлять ошибки и недочёты. Кроме того, в международных компаниях примерно два раза в год случается визит вышестоящего начальства из головной корпорации, к которому все готовятся в авральном режиме, и без стрессоустойчивости тут не обойтись.

Умение общаться с людьми. Важны все коммуникативные навыки — умение слушать, умение доносить свою мысль до окружающих, договариваться, находить компромиссные решения, работать в команде, руководить и подчиняться в зависимости от ситуации.

Понимание современных тенденций. Маркетолог просто обязан улавливать существующие культурные коды, тонко чувствовать дух времени, знать, какие тенденции возникают в профессиональной среде, чтобы предлагать соответствующие им стратегии продвижения.

Карьера, график работы, зарплата

Карьера. Горизонтальная карьера в крупной компании предполагает переход из одного отдела в другой. Крупные корпорации активно внедряют этот вид карьеры среди своих сотрудников. Один и тот же человек может работать в отделе логистики, оттуда перейти в маркетинг, оттуда — в продажи. Это помогает компании снизить текучку кадров, а сотрудникам — решать новые интересные задачи, получать новый опыт и избежать профессионального выгорания.

Вертикальная карьера маркетолога в крупной корпорации может начаться с участия в менеджерской программе или с должности специалиста (иногда — младшего бренд-менеджера). Следующая ступенька — просто бренд-менеджер, затем старший, тимлид и так далее, в зависимости от особенностей конкретной структуры. Вершиной карьеры маркетолога может стать и должность генерального директора корпорации.

График работы. Девятичасовой рабочий день (с 9:00 до 18:00 или с 10:00 до 19:00), но могут быть исключения в виде ивентов. На самом деле, никого обычно не интересует, во сколько ты пришёл и ушёл, главное — чтобы проекты завершались в срок. В целом, переработки — вполне нормальное явление.

Профессия маркетолога теоретически позволяет работать удалённо, но есть множество вопросов, которые гораздо удобнее решать, находясь в одном здании с коллегами.

Зарплата. Зависит от места работы. Участник менеджерской программы крупной корпорации получает от 60 до 100 тысяч рублей, младший бренд-менеджер — от 90 до 120 тысяч рублей, бренд-менеджер — от 130 до 170 тысяч рублей.

Маркетологи в небольших компаниях могут зарабатывать поменьше, но, с другой стороны, подход к зарплатам в этом секторе бывает более гибким.

Примечание редакции: средняя зарплата маркетолога в Москве примерно 83–94 тысяч рублей. Минимальные предложения для молодых специалистов начинаются от 25–35 тысяч рублей. Больше всего получают GR-менеджеры — в среднем 125 тысяч рублей, за ними следуют бренд-менеджеры — 103 тысячи рублей и работники в сфере торгового маркетинга — 98 тысяч рублей. Средняя зарплата ивент-менеджера в Москве — 89 тысяч рублей, специалиста по маркетинговым исследованиям — 87 тысяч, SMM-менеджера — 82 тысячи рублей.

Будущее профессии

Есть основания верить, что профессия маркетолога не только не устареет в будущем, но станет более актуальной: возникнут новые направления, пути и способы анализировать потребительскую активность покупателей, их предпочтения, появятся новые возможности продвижения продукта. Уже сейчас внедряются технологии нейромаркетинга, когда информация о реакции потребителя считывается напрямую из его мозга.

В мире растёт интерес к маркетингу, к различным способам продвижения товаров и услуг. Всё больше компаний хотят не просто привозить и реализовывать товары, а строить бренды — нематериальные активы, обладающие реальной ценностью. Если смотреть шире, то маркетинг нужен не только крупным корпорациям и небольшим бизнесам, но и отдельным людям, которые хотят продвигать свои товары и услуги и таким образом зарабатывать. Это направление будет развиваться и видоизменяться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *