кто является родоначальником такого метода познания истины как эвристическая беседа ответ на тест
Эвристическая беседа
Особое место в системе различных методов проблемного обучения занимает эвристическая беседа. Принято считать, что ее создал Сократ, поэтому иногда такую беседу называют сократической. Ее история началась 2 тысячи лет назад, но наиболее продуктивно эвристическую беседу стали изучать с середины пятидесятых годов ХХ века, когда разрабатывалась концепция проблемного обучения. В результате исследований различными педагогами была определена сущность, структура, функции, типы эвристической беседы, затем была разработана система методических приемов, которая позволяет учителю реализовать ее в педагогической деятельности.
Итак, эвристическая беседа это вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Осуществляется это путем правильно поставленных вопросов со стороны учителя и задействования учениками своего опыта, имеющихся знаний и наблюдений.
Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения. Для этого учитель задает ученикам серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую проблему, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы, поставленной учителем. Вопрос здесь играет очень важную продуктивно-познавательную функцию.
Примером такой беседы может быть вопрос о природе степи. Учитель задает вопрос «Какая зима в степи» и когда получает короткий ответ, например, «Зима короткая и теплая», учитель начинает задавать подвопросы. Это необходимо, поскольку такой короткий ответ, во-первых, является недостаточным, а во-вторых, не дает возможности ученику его обосновать. К примеру, учитель спрашивает о расположении степи на карте по отношению к лесам и тундре, при этом уточняя, в каком регионе теплее и почему. Затем расширяет «горизонт» вопроса, спрашивая о том, одинакова ли зима на всей территории степи, подводит к изначальному вопросу, на который дети уже смогут дать не только более развернутый ответ, но и обосновать его.
Содержание Свернуть
Характеристики эвристической беседы
В результате логически взаимосвязанных вопросов, когда беседа принимает постепенно развертывающийся характер, они сопровождаются цепочкой ответов. Соединены вопросы между собой не механически, они расположены таким образом, что каждый последующий вытекает из ответа на предыдущий вопрос. А ответ выступает как отдельная мыслительная ступенька, которая является частью решения задачи.
Подытожив все это, можно выделить основные характеристики эвристической беседы:
Чтобы лучше понять природу эвристической беседы нужно рассмотреть ее структурно-функциональные особенности. Основными структурными элементами выступают вопросы и ответы, вопрос является ведущим элементом. Цепь вопросов предполагает ответы на каждый из них, в результате они приводят к определенному общему выводу. Каждый вопрос и ответ на него формируют отдельный шаг. При эвристической беседе движение к следующему шагу возможно только когда завершен предыдущий шаг, то есть новый вопрос задают только после ответа на предыдущий.
Внутри каждого шага и между ними учитель может высказывать корректирующие замечания или разъяснений, к примеру, «покажи на карте», «проанализируй поступок», «отыщите», «вспомни», «прочтите и скажите» и так далее. Замечания играют вспомогательную роль и являются, по сути, вопросами, выраженными не в вопросительной форме.
Как видим, эвристическая беседа не имеет жесткие рамки последовательных и чередующихся вопросов и ответов, в нее включены высказывания учеников, оценочные суждения, цепи вопросов могут быть поставлены таким образом, чтобы ответ на них был объединяющим.
Вопрос и ответ
В ходе анализа структуры эвристической беседы и установления, что вопрос это ее основной элемент, необходимо уточнить его специфику в такой беседе. Вопрос представляет собой сложное взаимодействие различных отношений: предметного, психологического, логического и синтаксического характера, он является обязательным компонентом беседы, выступающей в роли общепедагогической категории.
В эвристической беседе назначение вопроса следующее: он выступает в качестве несущего противоречивое отношение между двумя видами знаний (знание о незнании и знание сущности), при этом вопрос выполняет функцию побуждения к тому, чтобы знания о незнании превратились в знание сущности. В эвристической беседе вопрос является тем первым шагом выхода за пределы знаний, которые уже имеются, без которых неосуществимо познавательное и направленное движение мышления, поскольку форма вопроса свидетельствует о наличии проблемы и устанавливает ее. Вопрос выступает мыслительной задачей, после решения которой ученикам открывается путь к последующему поиску истины. Вопрос позволяет мысли ученика найти выход, когда ему казалось что найти новое решение уже невозможно. Поэтому в эвристической беседе каждый вопрос является шагом по направлению мысли к достижению определенной цели. Каждый раз постановка нового вопроса побуждает учеников искать выход, а это побуждает актуализировать прежние знания материала, который необходим для ответа на вопрос.
Вопросы и ответы имеют несколько точек соприкосновения и органически связанны между собой, и это несмотря на их совершенно противоположные функции: вопросы определяют предмет искомого, а ответы определяют найденное содержание предмета. Ответ в эвристической беседе является не только представлением результата знаний, но и процессом овладения ими. Каждый вопрос указывает на то, что знания ученика имеют некоторую незаконченность, поэтому он выражает побуждение их пополнить. Ответ в качестве структурного элемента эвристической беседы является собственным ответом ученика, поскольку он не видел их в учебнике, не слышал их в рассказе педагога. Его ответ выработался при мыслительной деятельности, на основе тех фактов и обобщений, которые имеются у ученика и при помощи своих усилий.
Специфика структуры эвристической беседы
В результате, анализ структуры эвристической беседы позволяет понять и полнее выявить природу ее сущности. Но поскольку вопрос и ответ являются присущими элементами любой беседы, следует обозначить специфику структуры эвристической беседы. Первым этапом в ней является искомое, а в реализации эвристической беседы первым этапом становится подведение к искомому, его постановка, выраженная в проблеме. Что касается понятия проблема, то она является осознанием того, что еще не познано и должно быть познано. При этом учебная проблема является осознанием учениками познавательного вопроса, решение которого невозможно на базе уже имеющихся знаний, но решить его необходимо, чтобы преодолеть возникшее затруднение (учебное или практическое). Но отождествить проблему с вопросом нельзя, несмотря на существующую между ними связь (проблемы часто ставят в форме вопроса и нередко они совпадают с ним). Таким образом, проблему можно представить в качестве некой разновидности вопроса.
Искомое основано на противоречии материала, который имеется у учеников и материала, который предстоит найти. Противоречивость данных порождает процесс мышления, который направлен на их устранение. При этом тот запас знаний, который заложен в противоречии, не указывает само решение, а побуждает ученика к его поиску, направляет на путь нахождения новых знаний. В эвристической беседе такой путь поиска, началом которого является постановка искомого, а окончанием нахождение ответа, существует. Сами по себе имеющиеся знания не указывают такой путь, поэтому единственным выходом является пройти путь решения или найти его самостоятельно. Из этого следует, что второй структурный элемент эвристической беседы – способ решения. Ответ, найденный на вопрос, часто оказывается недостаточным, поэтому появляется необходимость проводить проверку решения каждый раз, чтобы установить, удовлетворяет ли полученный ответ. Из этого следует что проверка значимости ответа является последним элементом структуры эвристической беседы. Таким образом, структуру эвристической беседы можно представить так:
Функции и типы
Проявляется структура такой беседы в ее функциях: побудительной, образовательной, воспитательной, развивающей и контрольно-коррекционной. Эти функции относятся к общепедагогическим, а специфическими функциями эвристической беседы являются:
Достичь этих целей помогает выявление типов, роли и места в учебном процессе эвристической беседы. Так, основными типами такой беседы можно назвать эвристическую беседу, которая направлена на поиск ответа, когда ученики знают способ; эвристическую беседу, которая направлена на поиск способа, когда ученики знают ответ и эвристическую беседу, которая направлена на поиск ответа и способа.
При беседах первого типа воедино сливается и определение пути поиска, и его прохождение. Познавательная деятельность в этом случае сводится к следующему: система вопросов, поставленных учителем указывает на этапы поиска, а поиск ответа на подвопросы ученики осуществляют самостоятельно, а значит, ученики привлекаются к участию в поиске по элементам.
Второй тип эвристической беседы предполагает раскрытие пути поиска решений, доказательство истинности знаний, другими словами выявление способа. Структура познавательной деятельности в этом случае заключается в следующем: учитель упорядочивает воспроизведение знаний учеников в необходимой для построения знаний при поиске ответа последовательности. Система вопросов позволяет учителю актуализировать знания учеников, а поиск при этом не осуществляется.
Третий тип эвристической беседы характеризует направленность деятельности учеников на поиск ответа, обоснование этапов поиска, которое позволяет найти способ решения. Этот тип является промежуточным между первым и вторым типом.
Таким образом, можно выделить формы эвристической беседы: жесткая вопросно-ответная (компонентами выступают вопрос учителя, ответ ученика) и свободная форма, в которой при вопросе учителя ученики дают цепочку ответов, которые следуют друг за другом без промежуточных вопросов.
Эвристическая беседа выполняет такие задачи как получение глубоких и прочных знаний, побуждение к установке связей и закономерностей, способствует проникновению в сущность материала, помогает найти в нем причинно-следственные связи, опровергнуть ошибочные суждения и обосновать свои, подходить к фактам критически. При этом она развивает высокую активность, сознательность учеников, формирует познавательную самостоятельность.
Эвристическая беседа, как метод организации исследовательской деятельности
Татьяна Беляева
Эвристическая беседа, как метод организации исследовательской деятельности
Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель путем постановки перед детьми определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п.
При этом воспитатель побуждает детей воспроизводить и использовать имеющиеся у них познания, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения.
Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта детей, положительно влияет на развитие мышления, прежде всего творческого мышления.
Вместе с тем использование эвристической беседы, при явных ее достоинствах, имеет определенные ограничения.
Во-первых, она как метод обучения требует наличия у дошкольников определенного запаса знаний, опыта.
В-третьих, проведение и руководство эвристической беседы требует особой подготовки воспитателя: расчленения содержания будущей беседы на логически связанные части, формулировки вопросов, расположения их в соответствии с логикой рассуждений, продумывания возможных ответов и собственной реакции на них; основных выводов.
Как правило, в младших группах беседа должна продолжаться не более 10-15 мин. Что касается старших групп, то здесь её время может быть увеличено. Для эвристической беседы характерны вопросы: основные, дополнительные и вспомогательные (наводящие).
С точки зрения содержания можно выделить следующие группы вопросов, направленных на сравнение и сопоставление предметов, изображений, фактов, явлений, процессов;
На уточнение сущности обсуждаемых понятий; на выявление умений использовать знания в различных учебных и учебно-производственных ситуациях;
На объяснение причин;
На выявление последствий действий, применения различных способов;
На доказательство, приведение доводов;
На выявление межпредметных связей и др.
В процессе эвристической беседы выделено пять серий вопросов.
Первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.
Кто, где, когда, что? В чем суть? Какова главная идея?
Вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы.
Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?
Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.
Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните
Четвертая серия вопросов приводит к формулировке вывода самими детьми.
Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?
Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.
Как и где использовать? Что еще может интересовать?
(продолжение методов и приемов обучения)
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ;
— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
— трудовые поручения, действия.
Беседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.
Фотоотчёт об исследовательской деятельности в ДОУ «Волшебные стёкла» Фотоотчёт об исследовательской деятельности в ДОУ «Волшебные стёкла» Прошедшая неделя в нашем ДОУ была посвящена теме «Чудеса, опыты, эксперименты».
Характеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДО Работа в ДО по сохранению и укреплению здоровья детей связана не только с деятельностью воспитателей, но и всех специалистов: педагога-психолога,.
Конспект занятия по организации исследовательской деятельности «В замке Снежной королевы» Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет «В замке Снежной королевы». Цель: Развитие у детей.
Метод трех вопросов в планировании образовательной деятельности» по теме «Дикие животные» (средняя группа) Дети играют в центрах активности по интересам. Воспитатель обращает внимание на красивый сундучок, стоящий на столе. Дети оставляют свои.
Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды» Цель: Формирование представлений о свойствах воды. Задачи проекта: Активизация творческого мышления детей. Выявление свойств воды. Выявить.
Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».
Консультация «Эвристическая беседа»
Оксана Захарова
Консультация «Эвристическая беседа»
Эвристическая беседа.
Одним из эффективных методов обучения является эвристическая беседа.
Это определенный ряд вопросов, которые направляют мысли и ответы детей в нужное русло. Эвристическая беседа происходит от латинского слова «эврика», что означает – открытие.
Эвристическая беседа, прежде всего, направлена на умелую постановку вопросов, которая в итоге заставит детей, опираясь на свой собственный опыт и знания, путем логических рассуждений и самостоятельно прийти к правильным выводам.
Эвристическая беседа начинается с простого сообщения определенных фактов по теме, таких как явление, событие и так далее.
Эвристическая беседа считается успешной в том случае, если вопросы были правильно поставлены и дети дали правильные ответы.
Эвристические вопросы ведут к постановке проблемы и направлены эти вопросы на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Результативным этот метод будет только в том случае, если мы сможем заинтересовать детей и привлечём их к активной работе.
Чем же мы должны заинтересовать при проведении этой беседы? Применять этот метод следует тогда, когда в подгруппе собраны дети с равными умственными способностями. Кроме того, необходимо выяснить особенности мышления дошкольников, памяти, того, как быстро они усваивают материал. В связи с полученными данными мы можем вычислить, какой объём знаний который необходим им для усвоения.
Вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом ещё можно решить эту проблему? Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? Где об этом мы можем узнать? – являются эвристическими, они не столько создают затруднения, сколько приводят к творческому поиску.
Эвристические вопросы помогают нам воспроизвести по памяти известную детям информацию, в зависимости от формулировки вопроса позволяют увидеть проблему как бы с новой точки зрения.
При использовании такой беседы приобретаются новые знания, открытия благодаря усилиям, прежде всего, самих детей. Получают они их в процессе самостоятельного мышления. Далее они подводят итоги и делают выводы.
Основанием для использования метода эвристической беседы служат уже полученные ранее знания и приобретённый опыт. Для успешного использования этих методов необходима активная совместная работа под чутким нашим руководством. Наша роль как воспитателей сводится к тому, чтобы путём умело поставленных вопросов пробудить творческую мысль детей.
В процессе эвристической беседы в нашей группе выделено пять серий вопросов.
Первая серия вопросов мы с детьми выясняем целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.
Например: Кто, где, когда, что? В чём суть? Какова главная идея?
Вторая серия вопросов направлена на решение поставленной проблемы.
Например: Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?
Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.
Например: Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните.
Четвёртая серия вопросов приводит к формулировке выводов самими детьми.
Например: Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?
Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.
Например: Как и где использовать? Что ещё может интересовать?
Эти вопросы стимулируют творческое мышление, в результате которого дети открывают, приобретают новые знания. А эти новые знания развивают умения, навыки и творческие способности детей.
Предлагаем примеры эвристических бесед:
Цель: формировать у детей элементарные знания о том, что все люди разные, не похожи друг на друга.
Мы заинтересовываем детей к собственному внешнему виду и внешности окружающих. Учим видеть признаки сходства, различия и выражать их в речи. Знакомим ребят с отражением, рассматривая себя в зеркале, предлагая запомнить цвет глаз, волос. Рассмотреть лицо своего друга, сравнить со своим лицом. Измерить рост при помощи ростомера, сравнить свой рост с ростом других детей или с нашим ростом. После чего предложить детям по рассуждать.
Тема «Наши друзья — птицы».
Цель: формирование понятия «птицы», побуждение детей к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, доказательству своих суждений.
Материал: картины и фотографии с изображением знакомых птиц (воробей, ласточка, голубь, снегирь, волнистый попугай и т. д.).
Ход беседы
Мы предлагаем детям рассмотреть фотографии и картины с изображением птиц, а затем организует беседупо следующим вопросам:
— Что вы можете сказать о внешнем виде, месте и среде обитания птиц?
— Как птицы приспособлены для жизни на земле и в воздухе? (У них есть ноги и крылья.)
— Какое значение имеет для птиц умение летать? — Какие общие признаки присущи птицам? (Живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают припомощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи лап; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобыбрать пищу.)
Так же предлагаем детям изготовить кормушки и вынести их на участок, чтобы покормить птиц в холодный период.
Тема «Живая и неживая природа вокруг нас».
Цель: формирование понятий «живая природа» и «неживая природа»; упражнение детей в умении выдвигать свои гипотезы и обосновывать их, отвечать на вопросы и делать выводы.
Материал: картинки с изображением кошки с котятами, деревьев с зелёными листьями и во время листопада.
Ход беседы:
Напоминаем детям, что все предметы на Земле делятся на живые и неживые и предлагает подумать, чем они отличаются друг от друга.
— Какие важные свойства есть у живых организмов? (Они способны расти, залечивать раны, всостоянии размножаться, приспосабливаться к окружающей среде, реагировать на внешниераздражители.)
— Приведите примеры, как живые организмы растут. (Из жёлудя вырастает дуб. Из семени вырастаетцветок. Из котёнка вырастает кошка.) Но растёт и сосулька на крыше, можно ли её назвать живой? (Нет.) Поэтому давайте рассмотрим ещё одно свойство.
— Как живые тела могут залечивать свои раны? (У деревьев вместо старых листьев появляются новые. У человека порезанная ранка заживает.) Но мы говорим, что «обновляются»и реки: весной они наполняются водой, а летом пересыхают. Значит, они живые? (Нет.) Тогда давайте рассмотрим ещё одно свойство.
— Как живые тела размножаются? (У человека рождаются дети. У животных рождаются детёныши. У растений появляются отростки.) Но камень под воздействием ветра, снега, дождя, жары тоже разделяется на множество мелких камешков — как бы «размножается». Значит, камни живые? (Нет.) Поэтому давайте рассмотрим ещё одно свойство.
— Как живые тела приспосабливаются к окружающей среде? (Растения сбрасывают листья. Зайцы линяют.)
Но ручей обогнёт камень, который встретится на его пути. Значит, он тоже умеет «приспособиться» и живой? (Нет.) Давайте рассмотрим ещё одно свойство.
— Как живые тела реагируют на внешние раздражители? (Цветы тянутся к солнцу. Мы, прикоснувшись к горячему чайнику, одёргиваем руку. Голодный человек, почувствовав запах вкусной пищи, поворачивает голову.) Но магнит притягивает железо. Значит, он живой? (Нет.)
В конце беседы мы вместе с детьми делает следующие выводы.
— Получается, что все перечисленные нами свойства должны быть одновременно у тела, чтобы назвать его живым. Значит, предметы «живой природы»должны обладать следующими способностями: расти, залечивать раны, размножаться, уметь приспосабливаться к окружающей среде, реагировать на внешние раздражители. Если хотя бы одним из этих свойств они не обладают, то это предметы «неживой природы».
Тема «Воздух вокруг нас».
Цель: систематизация представления детей о свойствах воздуха; обучение умению ставить вопросы и отвечать на них.
Материал: полиэтиленовый пакет, стакан, кусочек пластилина, салфетка, тарелка с водой, два шарика (один из них надутый, а другой — нет, весы.
Ход беседы
— Чем мы с вами дышим? (Воздухом.)
— Посмотрите, у меня в руках полиэтиленовый пакет. Скажите, в нём что-нибудь находится? (Воздух.)
— У меня два одинаковых шарика, один из них надут. Как вы думаете, они весят одинаково? Положим шарики на чаши весов. Почему одна чаша опустилась? Какой шарик тяжелее, а какой легче? (Воздух имеет вес, надутый шарик тяжелее.)
— Есть ли в камне, земле, меле, кусочке кирпича воздух? (Он есть везде — в комнате, стакане, воде. Без пищи человек может прожить несколько дней, а без воздуха — всего несколько минут.)
— Надо ли защищать воздух, сохранять его чистоту? (Если воздух грязный, то человек может заболеть. Чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым и свежим воздухом, проветриватьпомещение, сажать растения в комнате и на улице, гулять в парке, в лесу, где много деревьев ивоздух чистый, а вблизи дороги он загрязнён выхлопными газами машин. Человек должен охранятьприроду, соблюдать чистоту, не загрязнять воздух, чтобы самому не погибнуть.)
— А знаете ли вы, что с воздухом можно поиграть. (Дети играют с шарами.)
Данные примеры показывают, как в ходе совместных рассуждений дети устанавливают истину. Нашей задачей в руководстве эвристической беседы является обеспечение самостоятельности детей в формировании выводов и точности высказываний.
Фотозарисовка «Беседа о цветах» Уважаемые коллеги! Хочу поговорить о том, что способно сделать нашу жизнь ярче и красочнее. Конечно же, это цветы. Они присутствовали в.
Беседа «Как вызвать полицию» Беседа на тему «Как вызвать полицию» Цель : рассказать о профессии полицейский, познакомить с номером телефона 02,учить набирать номер.
Беседа «О дружбе и друзьях» Дружит с солнцем ветерок, А роса – с травою. Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою. Всё с друзьями пополам Поделить мы рады! Только.
Беседа-рассказ «Воробей» Беседа-рассказ «Воробей». Материал для занятий по познавательному развитию и развитию речи. Уважаемые коллеги, за многолетнюю работу у.
Беседа с детьми «Сирень» Тема «Сирень» Цель: Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием цветов. Задачи: Рассказать детям о сирени; расширять кругозор ; развивать.
Беседа «Животные под охраной» Цель: расширить представление детей о необходимости охраны исчезающих животных; воспитывать чувство доброты, сочувствия, сострадания всем.
О Дне Победы. Беседа после праздника. Консультация для родителей О чем поговорить с ребенком после Дня Победы? Главное – быть честным. Признайтесь ребенку, что война – это тяжёлая тема для разговора, что.