кто такой урицкий в честь которого названа улица

Отмщение! Убийство Моисея Урицкого

Преступление без наказания: Документальные повести (fb2) | Либрусек

«Евреи… разные бывают…»

Случайно ли жертвой этого выстрела стал еврей? А окажись на месте Урицкого — латыш, грузин, русский? Или в поступке убийцы была некая сверхзадача: смыть кровь, которой евреи-большевики запятнали свой народ и историю России, кровью одного из них?

Зинаида Шаховская напомнила об убийце Урицкого уже во времена горбачёвской перестройки: «Противопоставим же имена евреев, любивших Россию, именам евреев, которые её ненавидят». А кто-то мог бы прокомментировать наш сюжет и так: поэт и чекист, или как два еврея Россию не поделили…

Шенталинский Виталий Александрович
Преступление без наказания: Документальные повести

Чекисты требовали его отставки

30 августа 1918 г. убит бывшим юнкером Леонидом Каннегисером. Похоронен на Марсовом поле.

Похоронен этот палач в центре Петербурга, на Марсовом поле, где проходили когда-то парады уничтоженной большевиками русской армии.

Его именем названы поселки в Якутии, Псковской и Орловской областях России, в Кустанайской области Казахстана, улицы в Смоленске, Липецке, Краснодаре, Бобруйске и других городах.

Чёрная книга имён, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004.

Алданов Марк. Убийство Урицкого

Перестройка в нашем государстве миллионам советских людей на многое открыла глаза. Народ твёрдо усвоил, что говорить правду вовсе не означает «раскачивать советскую власть». Наоборот, только правда поможет очистить наш дом от завалов лжи, которые старательно на протяжении десятилетий возводили различные демагоги.
Как это ни прискорбно, но «славный боец» Моисей Урицкий далеко не был «светлым гением революции». Его руки тоже замараны кровью безвинных людей. И надо ли, продолжая не лучшие традиции давно минувших лет, сохранять названия сотен улиц, площадей, заводов и фабрик, даже спортивных клубов (!), носящих вовсе не ангельское имя М. С. Урицкого»

Завалы надо расчищать.
Валентин ЛАВРОВ.

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

20 37 47 70 81 91 101 114 129 139 157 163 173 191 206 218 233 246 261 275 290 293 303 327
У Р И Ц К И Й М О И С Е Й С О Л О М О Н О В И Ч
327 307 290 280 257 246 236 226 213 198 188 170 169 154 136 121 109 94 81 66 52 37 34 24

13 28 38 56 62 72 90 105 117 132 145 160 174 189 192 202 226 246 263 273 296 307 317 327
М О И С Е Й С О Л О М О Н О В И Ч У Р И Ц К И Й
327 314 299 289 271 265 255 237 222 210 195 182 167 153 138 135 125 101 81 64 54 31 20 10

327 = ОТМЩЕНИЕ-109 Х 3.

Проведём прочтение отдельных слов и предложений:

МОИСЕЙ СОЛОМОНОВИЧ = 226 = ПРОБИТАЯ ПУЛЕЙ ГОЛОВА.

СОЛОМОНОВИЧ = 154 = ЗАСТРЕЛЕННЫЙ.

СОЛОМОНОВИЧ УРИЦКИЙ = 255 = РАССТАЛСЯ С ЖИЗНЬЮ.

МОИСЕЙ = 72 = В ГОЛОВУ, УБИВШЕЕ, ТРУП, ПРОБИЛ.

Таким образом мы получили три цифры, из которых попробуем составить соответствующие предложения:

327 = 125-ПОГИБАЮЩИЙ, МОЗГОВАЯ РАНА + 19-ОГ \ нестрельное \ + 183-ЖИЗНЬ ОБОРВАЛАСЬ = 144-\ 125 + 19 \ ВНЕЗАПНОСТЬ, ЗАСТРЕЛИВАТЬ + 183-ЖИЗНЬ ОБОРВАЛАСЬ = 202-\ 183 + 19 \-ГИБЕЛЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА + 125-ПОГИБАЮЩИЙ.

Цифры 202 и 125 мы видим во второй таблице.

Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 30.08.1918. Это = 30 + 08 + 19 + 18 = 75 = ПРОБОЙ, КРОВЬ, СУДЬБА.

327 = 75 + 252 = 75-ПРОБОЙ + 252 \ 70-ЧЕРЕПА + 182-УБИТ ВЫСТРЕЛОМ \ = 145-ПРОБОЙ ЧЕРЕПА + 182-УБИТ ВЫСТРЕЛОМ.

Цифры 145 и 182 мы видим во второй таблице.

Код ДНЯ ГИБЕЛИ = 115-ТРИДЦАТОЕ + 66-АВГУСТА = 181 = ПРОБОЙ МОЗГА ПУЛЕЙ, ПРЕКРАЩЕНИЕ ЖИЗНИ.

Код ПОЛНОЙ ДАТЫ ГИБЕЛИ = 181-ТРИДЦАТОЕ АВГУСТА + 37-\ код ГОДА ГИБЕЛИ = 19 + 18 \ = 218 = ПУЛЕВОЕ РАНЕНИЕ В ГОЛОВУ.

327 = 218 + 109-КРУШЕНИЕ, ЗЛОДЕЯНИЕ, УМИРАТЬ, ОТМЩЕНИЕ = ОТМЩЕНИЕ-109 Х 3.

327 = 172-СОРОК ПЯТЬ + 155-СМЕРТЕЛЬНОЕ, НЕОТВРАТИМЫЙ, ГИБЕЛЬ ОТ ПУЛИ.

327 = 163-ЛЕОНИД КАННЕГИСЕР + 164-УБЬЁТ ЕГО НАПОВАЛ.

Цифры 132 = УХОД ИЗ ЖИЗНИ и 195 = \ 89-УБИТЫЙ + 106-ИЗ «КОЛЬТА» \ мы видим во второй таблице кода ИМЕНИ.

Проверим эту запись:

20 42 57 62 72 81 89 99 108 122 132 152 154 164 183 211 221 231 240 251 266 278 307 326 327
У Х О Д И З Ж И З Н И + У Б И Т Ы Й И З К О Л Ь Т А
327 307 285 270 265 255 246 238 228 219 205 195 175 173 163 144 116 106 96 87 76 61 49 20 1

В этой таблице мы видим фактически всё вышеизложенное:

327 = 72-МОИСЕЙ + 255-СОЛОМОНОВИЧ УРИЦКИЙ = 173-УРИЦКИЙ МОИСЕЙ + 154-СОЛОМОНОВИЧ = 163-ЛЕОНИД КАННЕГИСЕР, ОБРЕЧЁН НА ГИБЕЛЬ + 164-УБЬЁТ ЕГО НАПОВАЛ, ЗАСТРЕЛЕН НАПОВАЛ.

Источник

Урицкий Моисей Соломонович

Российский революционер. Политический деятель. Известен прежде всего своей деятельностью на должности председателя Петроградской Чрезвычайной Комиссии. Комиссар внутренних дел Совета народных комиссаров Петроградской трудовой коммуны.

Моисей Урицкий родился 14 января 1873 года в городе Черкассы, Украина. Рос в еврейской купеческой семье, в трехлетнем возрасте остался без отца, воспитывался матерью и старшей сестрой. Получил традиционное религиозное иудейское образование. Под влиянием сестры увлекся русской литературой и смог поступить в Первую государственную городскую гимназию в Черкассах, затем продолжил обучение в Белой Церкви. В 1897 году окончил юридический факультет Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

В революционном движении Урицкий с 1890 годов. В 1898 году вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Через год арестован и сослан в Якутскую губернию. С 1903 года примкнул к меньшевикам. Принимал участие в революции 1905 года в Петербурге, Красноярске. В 1906 году вновь арестован, сослан в Вологду, затем в Архангельскую губернию. В августе 1912 года участвовал в социал-демократической конференции в Вене. В 1914 году эмигрировал за границу. В 1916 году жил в Стокгольме, являлся корреспондентом парижской газеты «Наше слово».

После Февральской революции 1917 года Моисей Урицкий вернулся в Петербург, вошел в группу «межрайонцев», вместе с которыми принят в большевистскую партию на VI съезде РСДРП(б), проходившем с 8 по 16 августа. На том же съезде избран членом Центрального комитета РСДРП(б). Затем введен большевиками в комиссию по выборам во Всероссийское учредительное собрание, стал гласным Петроградской Думы. В это же время работал в газете «Правда», журнале «Вперед» и других партийных изданиях.

В октябрьские дни Моисей Соломонович являлся членом Военно-революционного партийного центра по руководству вооруженным восстанием и Петроградского военно-революционного комитета. После победы революции включен в состав коллегии наркомата по иностранным делам, затем работал в должности комиссара Всероссийской комиссии по делам созыва Учредительного собрания. В феврале 1918 года возглавил штаб Комитета революционной обороны Петербурга. В вопросе о заключении Брестского мира примыкал к «левым коммунистам». На седьмом съезде РКП(б) избран кандидатом в члены Центрального комитета.

Утром 30 августа 1918 года Моисей Соломонович Урицкий убит в вестибюле Народного Комиссариата внутренних дел Петрокоммуны Леонидом Каннегисером.

В 1918 году Таврический дворец был переименован в Дворец Урицкого.

Его имя получил бывший царский вокзал Царского Села (Павильон Урицкого) и табачная фабрика.

В Урицк было переименовано Лигово (в настоящее время топоним сохраняется как МО «Урицк»).

Имя Урицкого носят села в Оренбургской, Липецкой, Саратовской областях России, а также в Гомельской области Белоруссии. В Орловской области есть муниципальный район, названный в честь Урицкого. Также есть троллейбусный завод имени Урицкого.

По данным на 2013 год, имя Урицкого носили 665 площадей, улиц и переулков в городах и сёлах России

Улицы, названные в честь Урицкого, есть в таких белорусских городах, как Витебск, Речица, Бобруйск, Гомель, Рогачёв, Червень, Гродно, Дзержинск,.

В Казахстане имя Урицкого носят улицы в Павлодаре, Костанае, Петропавловске и Шымкенте.

Улица Урицкого есть в городе Первомайск Николаевской области на Украине.

Улица Урицкого также была в центре г. Ташкент. В настоящее время переименована в Ниязбек Йули.

В Казани существуют парк имени Урицкого, дворец культуры имени Урицкого и улица имени Урицкого.

В Серпухове существует сквер имени Урицкого и улица имени Урицкого.

В Вольске именем Урицкого назван кинотеатр (не действует).

Имя Урицкого носит судоремонтно-судостроительный завод в городе Астрахань.

Переулок Урицкого в городе Черкесске.

В городе Стародубе есть улица, названная в честь Урицкого.

Источник

Гуманный палач Моисей Урицкий

30 августа 1918 года в бывшей столице Российской империи был убит председатель Петроградской ЧК Моисей Урицкий. Его убийца – эсер (в прошлом – «народный социалист») и студент, поэт и приятель Сергея Есенина Леонид Канегиссер после покушения пытался неискусно скрыться, был схвачен и расстрелян в октябре того же года.

Гибель Урицкого и ранение В. Ленина в Москве послужили отправной точкой развертывания большого «Красного террора». Из самых разных сословий брались заложники и их быстро лишали жизни. Счет пошел на сотни погубленных душ. По заявлениям самих большевиков так развернулась борьба с контрреволюцией.

Однако, Леонид Канегиссер и Фанни Каплан, стрелявшая в «вождя мирового пролетариата», не были монархистами или даже либералами. Они так же принадлежали к революционному лагерю, только лишь к другому политическому закутку его.

Тот же Канегиссер встретил свержение законной власти в России в феврале 1917 г. с восторгом. И даже писал вполне революционные стихи:

«Тогда у блаженного входа,

В предсмертном и радостном сне

Я вспомню – Россия. Свобода.

Керенский на белом коне.»

Но никто не знает сейчас, вспоминал ли осенью 1918 года Леонид Канегиссер перед казнью Александра Федоровича Керенского на белом коне…

Памяти председателя Петроградской ЧК нарком просвещения А. В. Луначарский посвятил следующие строки: «Разразилось февральское наступление немцев. Вынужденный уехать, Совет народных комиссаров возложил на остающихся ответственность за находившийся в почти отчаянном положении Петроград. «Вам будет очень трудно, – говорил Ленин остающимся, – но остается Урицкий», – и это успокаивало.

С тех пор началась искусная и героическая борьба Моисея Соломоновича с контрреволюцией и спекуляцией в Петрограде.

Сколько проклятий, сколько обвинений сыпалось на его голову за это время! Да, он был грозен, он приводил в отчаяние не только своей неумолимостью, но и своей зоркостью. Соединив в своих руках и чрезвычайную комиссию, и Комиссариат внутренних дел, и во многом руководящую роль в иностранных делах, он был самым страшным в Петрограде врагом воров и разбойников империализма всех мастей и всех разновидностей.

Они знали, какого могучего врага имели в нем. Ненавидели его и обыватели, для которых он был воплощением большевистского террора.

Но мы-то, стоявшие рядом с ним вплотную, мы знаем, сколько в нем было великодушия и как умел он необходимую жестокость и силу сочетать с подлинной добротой. Конечно, в нем не было ни капли сентиментальности, но доброты в нем было много. Мы знаем, что труд его был не только тяжек и неблагодарен, но и мучителен.»

По Луначарскому Урицкий представляется революционным руководителем, склонным к гуманизму. Что весьма необычно для руководителя карательного органа.

В отличие от своего убийцы Моисей Соломонович Урицкий не кажется столь колоритной фигурой. Да и биография его должна быть признана рядовой для революционного деятеля.

Родился он в 1873 г. в г. Черкассы Киевской губернии. Иудейская купеческая семья была вполне обеспеченной и, хотя отца мальчик потерял в три года, это особенно не сказалось на материальном положении. В детские годы Урицкий получал религиозное образование, изучал Талмуд и вероятно готовился к карьере раввина. Нечто подобное мы можем наблюдать в биографиях и других революционеров и террористов: Иосиф Сталин учился в православных учебных заведениях, а Феликс Дзержинский мечтал стать ксендзом (католическим священником). Однако, раввинат из Моисея Урицкого не вышло. Он ушел на чисто светскую стезю, сперва закончив гимназию, а потом и Киевский университет в 1897 г. Теперь уже Урицкому казалась привлекательной юридическая нива. Но, именно, в университете студент Урицкий связывается с революционными террористами и социалистами, а в 1898 г. вступает в ряды российских социал-демократов.

В 1899 г. за свою деятельность арестовывается и ссылается в Якутию, где и знакомится с Феликсом Дзержинским.

Интересно, что, находясь в тюрьмах, ссылках или на этапе, Урицкий пользуется поддержкой уголовников. Из воспоминаний удается узнать, что этого, мол «политический» заключенный достигал из-за высокого морального духа и знания законов Империи. Но истина оказывается более банальной – у Урицкого всегда водились деньги. И он имел возможность с помощью их воздействовать и на уголовников, и на тюремную администрацию.

Из истории известно, что будущих революционеров тянет неудержимо, именно, к юридическому образованию. И, если посмотреть и проверить списки мятежных верхов во время революции 1789 года во Франции и Февраля-Октября в России 1917 года, то обнаружится, что лица отлично знавшие национальные законы составляли не менее 70 процентов застрельщиков революций. Так что М. С. Урицкий и здесь особо не выделялся на общем фоне.

В 1905 году он принимал участие в революционных выступлениях. В Санкт-Петербурге возглавлял группу боевиков, занимавшуюся грабежами.

Однако, более значимой была революционная «работа» Урицкого в Красноярске, где он побывал проездом в сентябре-октябре, возвращаясь в Центральную Россию из якутской ссылки. Здесь он организовывал стачки, митинги и вооруженные выступления революционеров. Причем основу бунтовщиков составили студенты, чиновники и рабочие-железнодорожники, а также солдаты 2-го железнодорожного батальона. А против людей, отказывавшихся принять требования революционеров применялись методы морального и физического террора. Восставшие старались блокировать передвижение поездов через Красноярск и прилегающие станции.

В ноябре-декабре, когда в Красноярске произошли основные революционные события и столкновения Урицкого, впрочем, уже не было и к созданию «Красноярской республики» он отношения уже не имел, уехав из-за опасения «черносотенных погромов».

В октябре 1917 года М. С. Урицкий являлся членом Военно-революционного партийного центра и Петроградского ВРК. После переворота его назначили в коллегию народного комиссариата иностранных дел, а чуть позже комиссаром Всероссийской комиссии по делам созыва Учредительного собрания. Так что разгон Учредительного собрания и кровавая расправа над манифестацией сторонников его, результатом чего стала гибель около 100 человек (хотя точно никто и не считал, вероятно жертв было больше) на счету и товарища Урицкого, Он ведь входил на ряду с В. Лениным, Я. Свердловым, Н. Подвойским и В. Бонч-Бруевичем в специально созданный орган по подавлению народных выступлений.

На совести Моисея Урицкого и высылка в Пермь великого князя Михаила Александровича в марте 1918 года.

После бегства большевистского правительства из Петрограда в Москву Урицкий постепенно сосредоточил в своих руках огромную власть, возглавив не только ЧК, но и став комиссаром внутренних дел Совета народных комиссаров Петроградской трудовой коммуны, а затем еще и комиссаром внутренних дел Совета комиссаров Союза коммун Северной области.

На этих постах Урицкий «прославился» как организатор террора населения, борец с антисемитизмом и «классовыми врагами».

В XXI веке появился ряд исторических работ, где М. С. Урицкого пытаются реабилитировать. Например, в них говорится, что он был категорическим противником расстрелов без суда и следствия. То бишь отличался неким революционным гуманизмом.

В мемуарной литературе приводится следующий эпизод – Урицкого обвиняют в «мягкотелости», на что последний отвечает: «Ничуть я не мягкотелый. Если не будет другого выхода, я собственной рукой перестреляю всех контрреволюционеров и буду совершенно спокоен. Я против расстрелов потому, что считаю их нецелесообразными. Это вызовет лишь озлобление и не даст положительных результатов.» Хорош гуманист – ничего не скажешь! Но как бы там ни было, Моисей Урицкий спокойно подписывал и распоряжения об арестах среди мирного населения и расстрельные списки.

Первая, вообще, не выдерживает никакой критики, настолько было глупо и непрофессионально организовано убийство. Вторая же, кажется вполне вероятной. Но возникает шквал вопросов. М. С. Урицкий являлся очень осторожным человеком, а Канегиссер без проблем проникает в охраняемое здание. Перед покушением Леонид звонит и разговаривает с Урицким (свидетельство М. Алданова).

Почему указывали на Канегиссера? И почему проявился скептицизм у Урицкого? Ответ может быть только один – Урицкий хорошо знал своего потенциального убийцу и не верил в способность Леонида навредить ему.

О личной жизни Урицкого из открытых источников, практически, ничего не известно. Все сведения скудны и невразумительны. А вот о Канегиссере сохранились следующие сведения: «Лева любил эпатировать добропорядочных буржуа, ошарашивать презрением к их морали, не скрывал, например, что он – гомосексуалист…

Лева мог преспокойно произнести пошловатую фразу: «Такой-то слишком нормален и здоров, чтобы быть интересным». Поза, рисовка, кокетство? Допускаю. Но по тому, кого человек из себя изображает, кем он хочет казаться, тоже можно судить о его сути. Монологи Левы о сути плоти, о свободной морали, о праве на «святую греховность» иногда мне напоминали такую дешевку, как «Ключи счастья» Вербицкой.» (Из воспоминаний Н. Г. Блюменфельд).

Впрочем, имеется и четвертая гипотеза. М. С. Урицкий был положен на алтарь внутрипартийной схватки среди самих большевиков.

Нельзя не заметить слов того же Луначарского: «Моисей Соломонович Урицкий относился к Троцкому с великим уважением. Говорил… что как ни умен Ленин, а начинает тускнеть рядом с гением Троцкого.» Вряд Ульянов-Ленин не знал взглядов Урицкого. Так что и начальником ПЧК Моисея Соломоновича оставили в Питере не случайно, ведь думалось, что немцы войдут в северную столицу и убийство организовали по принципу «кого не жалко», лишь бы возник повод для развязывания террора во всероссийском масштабе. Партийная борьба шла баш на баш: одни подталкивают Канегиссера к нападению на Урицкого, другие – Каплан к покушению на Ильича.

Источник

Моисей Урицкий. «Робеспьер революционного Петрограда»

«БИЗНЕС Online» предлагает рассказ о человеке, именем которого в Казани названы улица, парк, дворец культуры, а с 1958 года называлась и хоккейная команда – сегодняшний «Ак Барс». Всего в стране имя Урицкого носили более 650 улиц и даже Дворцовая площадь в Ленинграде.

кто такой урицкий в честь которого названа улицаМоисей Урицкий

ЕГО ИМЕНЕМ БЫЛИ НАЗВАНЫ БОЛЕЕ 650 УЛИЦ В ГОРОДАХ СТРАНЫ

Официальная историография представляла Урицкого неким «Робеспьером революционного Петрограда», читаем на историческом сайте «Каскад». «Но это было не совсем так. Историки-то знали, что, доживи Моисей Соломонович до года 1937-го, „замели“ бы его вместе с другими оппозиционерами. Поэтому его жизнеописанием никто и не занимался».

«ТРОЦКИЙ – ФИГУРА БОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ, ЧЕМ ЛЕНИН»

Моня Урицкий родился в 1873 году в большой патриархальной еврейской семье в городе Черкассы, который входил в черту оседлости. Исследователь его биографии – американский историк Александр Рабинович – сообщает весьма интересные детали его жизни. Отец будущего революционера занимался торговлей, а когда погиб во время наводнения, «дело» возглавила мать. Она очень любила сына и мечтала, чтобы он стал раввином. К своей цели она шла твердо и уверенно: Моисей усердно осваивал Талмуд, в восьмилетнем возрасте его отводят в хедер при синагоге. Самое удивительное: русский язык он начал осваивать только с 13 лет. По настоянию матери, он регулярно ходил в синагогу, а по субботам в гимназии не учился. Вскоре мать умерла. И главой семьи стала его старшая сестра Берта, которая сменила приоритеты. Не без ее влияния брат решил осваивать профессию юриста, весьма модную тогда среди евреев. И в 13 лет он решительно отверг то глубокое религиозное воспитание, которое пыталась навязать ему мать. Окончив гимназию, Урицкий поступил на юридический факультет Киевского университета, где стал активным членом социал-демократического студенческого кружка. В 1897 году, завершив обучение в университете, он полностью посвящает себя революционной работе. В юности он был инициатором создания отряда для отпора погромщикам силовыми методами. Длительное время пребывал и в эмиграции: в Германии, Швеции и Дании. Как всякого революционера, не миновали его ссылка и тюремная доля. Вполне естественно при этом, что даром не могли пройти годы изучения в раннем возрасте религиозных основ по Талмуду, кое-что могло остаться в его сознании и затем отразиться на поведении. В предвоенные годы Урицкий – левый меньшевик, в политическом отношении близкий к Льву Троцкому, сотрудничество с которым продолжалось многие годы. Непрерывная опека сначала со стороны матери, затем сестры и, наконец, Троцкого превращают его, в отличие от других политических деятелей, окружавших вождей революции, в слабовольного, мягкого человека. Сам Урицкий считал, что Троцкий – фигура более значительная, чем Ленин. По этому поводу видный большевик Луначарский писал: «Моисей Соломонович Урицкий относился к Троцкому с великим уважением. Говорил как-то мне, что как ни умен Ленин, а начинает тускнеть рядом с гением Троцкого». Известно, что в 1918 году советское правительство переехало в Москву. А Троцкий, не без поддержки Дзержинского, проталкивает Урицкого на пост председателя Петрочека.

Естественно, Моисей Соломонович, в силу своего характера, вряд ли подходил для должности такого рода. Известный писатель Марк Алданов в историческом этюде «Убийство Урицкого» в связи с этим писал: «Урицкий воевать не любил, говорить не умел». Видимо, в назначении Урицкого на этот пост роль сыграл тот факт, что у него было высшее юридическое образование. Это, во-первых. Во-вторых, он был лично знаком с Дзержинским с 1902 года по пересыльной тюрьме на берегах реки Лены. В-третьих, он был чрезвычайно близок к Троцкому, которого, как отмечал Луначарский, буквально боготворил. И наконец, последнее. После Октябрьского переворота, при назначении на руководящие посты, предпочтение отдавалось таким лицам, как Урицкий, которые возвратились из эмиграции».

УРИЦКИЙ ОТКАЗАЛСЯ САНКЦИОНИРОВАТЬ РАССТРЕЛЫ

«ОРГАНИЗОВАТЬ РАЗЪЯСНИТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ДЛЯ ПОДАВЛЕНИЯ ПОГРОМНЫХ ПОПЫТОК»

Весна и начало лета 1918 года в Петрограде ознаменовались усилением политического недовольства масс, вызванным не оправдавшимися надеждами на быстрое заключение мира, резким ростом безработицы, хаотичным проведением эвакуации и катастрофической нехваткой продовольствия. В Москве подобные выступления закончились необъявленным «красным террором», осуществлявшимся прежде всего ВЧК. В Петрограде тогда такая политика не проводилась, что в немалой степени объяснялось позицией Урицкого.

Недовольство масс отразилось также в погромах, участниками которых были рабочие, и в резком усилении открытого и агрессивного антисемитизма. Последнее явление, столь характерное для традиционного российского общества, еще более усугублялось тем фактом, что многие видные большевики были евреями. Как правило, антисемитизм среди рабочих подогревался и использовался ультрареакционными, монархическими организациями. Одной из таких организаций, раскрытой ПЧК, оказалась «Каморра народной расправы». В конце мая она разослала председателям домовых комитетов всего Петрограда листовку, содержавшую требование предоставить «Каморре» сведения о проживающих в их домах большевиках и евреях с целью последующего их уничтожения. Всех, утаивших эту информацию или сообщивших неверные данные, авторы листовки обещали подвергнуть суровому наказанию. Но даже все члены этой организации не были расстреляны.

В Питере проводилась большая работа по борьбе с еврейскими погромами. 14 апреля 1918 года Петроградская «Красная газета» в редакционной статье «Против еврейских погромов» сообщила, что на заседании Совета Народных Комиссаров по предложению Михаила Фрунзе обсуждался вопрос о еврейских погромах, борьбе с ними. Было принято решение «организовать разъяснительную работу для энергичного подавления всяких погромных попыток». После этого тема погромов становится наиболее актуальной на страницах «Красной газеты». Естественно, без ведома и одобрения Урицкого подобная пропагандистская кампания не была бы развернута. По-прежнему председатель Петрочека был противником массового террора, что неоднократно вызывало недовольство московских властей. И до определенного момента ему удавалось противостоять напору «москвичей». Но 20 июня 1918 года было совершенно убийство Моисея Гольдштейна, известного под псевдонимом Володарский. Кроме всяких других должностей, он был редактором «Красной газеты».

«ЛЕНИН БЫЛ ВЗБЕШЕН НОВОСТЯМИ ИЗ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ»

Каннегисера казнили. Но, что самое удивительное, 144 других задержанных по этому делу, включая его мать, отца и сестер, а также множество друзей и знакомых, чьи имена были обнаружены в его записной книжке, как-то пережили «красный террор» и были освобождены. Но убийство человека, выступавшего против массового террора, было использовано как предлог для его развязывания. Поэтому имя его носили города и улицы, заводы и фабрики.

По иронии судьбы, неистовства «красного террора» в Петрограде, которого Урицкий всеми силами пытался избежать, отчасти стали результатом настойчивого желания свести счеты с классовыми врагами, «накопленного» за то время, когда он руководил ПЧК. Вот так печально завершилась карьера революционера, явно не вписавшегося в систему, которая была создана и благодаря его усилиям. Можно абсолютно точно утверждать, что, доживи он до 1929 года – времени высылки Троцкого, – его участь была бы еще более печальной. Не забудем, что он был его соратником и другом. Таких тогда не миловали. А так хотя бы память осталась. Детали же подлинной биографии Урицкого стали в России известны только в конце 80-х годов прошлого столетия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *