кто такой тиль уленшпигель

Тиль Уленшпигель

История персонажа

Персонаж средневековых легенд, имевших хождение в Нидерландах и Германии. Бродяга и плут, в произведениях более позднего времени превратился в народного героя, символ сопротивления Нидерландов испанскому владычеству.

История происхождения

Первоначально Тиль Уленшпигель был героем многочисленных анекдотов и сатирических стихов-шванков, которые ходили в народе в Нидерландах и Германии. Это собирательный образ пройдохи, балагура и бродяги, подобный мусульманскому Ходже Насреддину.

кто такой тиль уленшпигельТиль Уленшпигель

Образ стал частью фламандского и немецкого фольклора в XIV веке, а в начале XVI века впервые появилась печатная книга под заголовком «Занимательное сочинения о плуте Тиле. », где ранние народные легенды об Уленшпигеле были собраны и литературно обработаны. Имя составителя книги точно неизвестно. Вскоре подобного рода лубочная книга вышла и во Фламандии. Еще позже появились переводы этого сборника на английский, французский, латынь и другие языки.

Тиль из народных легенд – веселый мошенник, который ведет себя отнюдь не как идеальный герой и образец для подражания. В одном из эпизодов персонаж, например, показывает собственную задницу крестьянам. Нрав персонажа отражает его фамилия, которая складывается из двух слов средневерхненемецкого языка.

кто такой тиль уленшпигельИллюстрация к книге «Тиль Уленшпигель»

Spіegel традиционно переводится как «зеркало», но у этого слова есть и жаргонное значение «задница», а ulen — это глагол «чистить», «мыть». Правда, более распространен «приличный» вариант перевода имени героя «Уленшпигель» как «Зеркало совы», потому что персонаж по традиции изображается с совой и зеркалом в руках.

Прототип и персонаж

В средневековых народных книгах утверждается, что герой был реальным историческим лицом. Якобы человек по имени Тиль Уленшпигель родился в районе 1300 года в земле Кнайтлинген в Нижней Саксонии. Жил в путешествиях, бывал в землях Бельгии, Германии и Нидерландов. В возрасте пятидесяти лет умер в германском городе Мёльн от чумы. Однако эти утверждения не подкреплены никакими свидетельствами того, что этот или похожий человек существовал в реальности.

кто такой тиль уленшпигельФонтан Тилю Уленшпигелю

Образ Уленшпигеля воспринимают и как провозвестника Реформации, поскольку действия героя направлены на то, чтобы осмеять и подорвать основы патриархального мира Средневековья. Тиль – бродяга, не приемлющий оседлой жизни. Герой постоянно надувает крестьян и горожан, воплощает дух независимости и личной инициативы.

Народные легенды отличаются от позднейшего романа о Тиле Уленшпигеле, написанного Шарлем де Костером. В романе появляются новые герои, которых не было в исходных фольклорных материалах, например, Ламме Гудзак, друг Тиля. И образ самого Уленшпигеля отличается от фольклорного.

Биография Тиля в романе Костера разворачивается на фоне событий, взаправду происходивших в Нидерландах в XVI веке. Место рождения героя – город Дамме во Фландрии. Отец Тиля – угольщик Клаас. По случайному совпадению в один день с героем родился Филипп Второй, будущий король Испании. Благороднорожденный младенец растет жестоким ребенком и трусом, в то время как простолюдин Тиль — смелый мальчишка-проказник с добрым сердцем и острым языком.

кто такой тиль уленшпигельПисатель Шарль де Костер

Тиль вырастает вольнодумцем и не держит языка за зубами, а в стране господствует католическая церковь, власть принадлежит испанским феодалам. Героя по причине несдержанного и свободолюбивого характера объявляют еретиком и приговаривают к изгнанию из Фландрии сроком на три года.

У Тиля есть подружка — Неле, а у той — мать по имени Катлина. Эта Катлина оказывается в руках инквизиторов по обвинению в колдовстве и сходит с ума из-за пыток. Тиль тем временем странствует по миру и обретает навыки ловкого мошенника. Герой получает отпущение грехов, и это дает ему возможность вернуться домой.

кто такой тиль уленшпигельОтец Тиля Уленшпигеля

Перед самым возвращением Тиля оказывается под арестом отец героя – Клаас. На него донес сосед, рыбник по имени Йост. Клааса обвиняют в ереси и сжигают на костре, а мать героя от горя умирает. Тиль собирает пепел, оставшийся на месте казни отца, помещает тот в мешочек и носит на груди. Обезумевшая мать Неле общается с духами, и Тиль обращается к женщине за советом, чтобы та подсказала герою, как спасти страну от жестокости испанцев. Мать Неле отправляет Тиля и дочь на весенний праздник, к духам земли. Духи велят героям искать неких Семерых.

Вместе с девицей Неле и приятелем Ламме, добродушным толстяком, Тиль отправляется на поиски Семерых. Компания странствует по землям, а Ламме заодно пытается разыскать жену, которая его бросила. Во Фландрии тем временем вспыхивает восстание против испанских властей. Уленшпигель присоединяется к повстанцам и принимает участие в сражениях с испанцами.

кто такой тиль уленшпигельТиль и Ламме Гудзак

Позже, вернувшись в город Дамме, герой узнает, что за жителями охотится некий волк-оборотень. Оказывается, что под волчьей шкурой скрывался тот самый рыбник Йост, который донес на отца Тиля. Теперь и Йоста приговаривают к казни.

Тиль участвует в морских сражениях и превращается в искусного бойца. Плут проявляет порядочность, когда, к примеру, пытается заступиться за пленных католических монахов, к вере которых не испытывает никакой личной симпатии. Этот поступок едва не стоит герою жизни, но Неле заявляет о своем желании взять Тиля в мужья, чем спасает герою жизнь. Позже герои оставляют службу на флоте.

Найти Семерых героям удается при помощи волшебной мази. Выясняется, что это аллегория, и Семеро, которых герой видит во сне, это воплощения смертных грехов. Впавший в волшебный сон Тиль кажется мертвым, и противники пытаются похоронить героя. Однако Тиль выбирается из могилы в тот момент, когда священник принимается читать заупокойную молитву.

Тиль Уленшпигель в культуре

В XIX веке фольклорные истории о Тиле прошли литературную обработку под пером бельгийского писателя Шарля де Костера, который опубликовал в 1867 году роман с длинным названием «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях – забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах». В романе дана романтическая интерпретация образа Тиля. Из XIV века персонаж «переносится» в XVI, где становится символом сопротивления народа Фландрии господству угнетателей-испанцев.

Книга де Костера изменила восприятие образа Тиля в сознании читающей публики. К персонажу начали относиться как к идеологу революционного движения гёзов, которые выступали против испанского правительства в Нидерландах и против католической церкви.

кто такой тиль уленшпигельИллюстрация к книге «Тиль Уленшпигель»

Создавая свой роман, автор использовал информацию, почерпнутую из старинных хроник, и привлекал к делу тексты писателей XVI века. А интерпретация самого де Костера впоследствии легла в основу множества литературных и музыкальных произведений, пьес и кинофильмов.

Григорий Горин в 1970 году написал на основе книги де Костера пьесу «Страсти по Тилю», которую режиссер Марк Захаров в 1975 году поставил на сцене московского театра «Ленком».

В 1976 году на киностудии «Мосфильм» вышла серия фильмов «Легенда о Тиле» общей продолжительностью 405 минут. Ленту сняли режиссеры Владимир Наумов и Александр Алов, и они же в дуэте написали сценарий к фильму. Роль Тиля Уленшпигеля сыграл эстонский актер Лембит Ульфсак, а озвучил Валентин Грачев.

кто такой тиль уленшпигельЛембит Ульфсак в роли Тиля Уленшпигеля

Фильм вышел в двух частях, и каждая часть состоит из двух серий. Первая часть носит название «Пепел Клааса». Место действия — Нидерланды, на дворе XVI век. Страна находится под властью короля Испании. Местный народ свободолюбив и жизнерадостен, но захватчики подвергают людей гонениям и пыткам, вокруг доносчики, а святая инквизиция палит костры. Главные герои – Тиль и Неле – бесстрашно пройдут через массу испытаний.

Вторая часть фильма называется «Да здравствуют нищие!». Непосильные налоги, гонения на еретиков и жестокие указы испанского короля довели нидерландцев до ручки, и те подняли восстание в попытке скинуть иго испанцев. Главные герои здесь – Тиль Уленшпигель и Ламме Гудзак, его верный приятель.

В основу сценария лег роман Шарля де Костера. Съемки фильма проходили в польском городе Гданьске и в эстонском Таллине, где удалось эффектно изобразить атмосферу, царившую в средневековых городах Фландрии. Сцены с наполовину затопленным городом и голландским портом снимали в Юрмале, в устье реки Лиелупе (Латвия).

кто такой тиль уленшпигельЖерар Филип в роли Тиля Уленшпигеля

Первая экранизация романа де Костера вышла еще в 1956 году и снималась во Франции и Нидерландах голландским режиссером Йорисом Ивенсом. В главных ролях выступили французы: Тиля Уленшпигеля сыграл актер Жерар Филип, а его друга Ламме — Жан Карме.

Образ Тиля Уленшпигеля не раз вдохновлял музыкантов и композиторов. В 90-ые годы ХХ века существовала российская фолк-группа, взявшая имя героя в качестве названия. Группа «Тиль Уленшпигель» исполняла баллады «со средневековым привкусом» и распалась в 1999 году. Бывшие музыканты из этого коллектива вошли в первый состав знаменитой группы «Мельница». Среди них была и Хелависа (Наталья О’Шей), которая в составе «Тиля» начала музыкальную карьеру.

кто такой тиль уленшпигельГруппа «Мельница»

В 1985 году композиторы Николай Каретников и Павел Лунгин закончили работу над оперой «Тиль Уленшпигель». Оперу впервые поставили в Германии на сцене Оперного театра Билефельда в 1993 году. До этого, в 1988 году, в СССР была записана пластинка, где партию Тиля Уленшпигеля исполнил Борис Кудрявцев.

Цитаты

«Пепел Клааса стучит в моем сердце».

«Я живу не ради ветчины, пива и дроздов, а ради торжества свободы! Не толстым брюхом спасают родину, а гордым мужеством. И тем, что безропотно несут тяготы вплоть до самой смерти».

«Не надо роптать на судьбу, ибо нет ничего прекраснее, чем скитаться и терпеть нужду во имя свободы!»

Фильм «Легенда о Тиле» (1976)

Источник

Тиль Уленшпигель и габсбургские Нидерланды: история и легенда

Шарль де Костер и легенда о Тиле Уленшпигеле

В закромах фольклора и народной культуры Западной Европы хранилось немало сюжетов и персонажей, которые со временем обретали новую жизнь и не теряли своей актуальности. Один из богатейших регионов Европы в своей бурной городской жизни «породил» весёлого и хитрого сына угольщика Тиля Уленшпигеля. Фландрия была знаменита своими обширными пастбищами, небольшими деревеньками и торговыми городами, в которых протекала вся жизнь региона. Рыночные площади и порты стали средоточием всех сокровищ этой области – золото, серебро, меха, пряности, войлочная кожа, вино, мясо, шёлк, зерно, горох, ковры, гобелены, бархат и многое другое стекалось именно туда.

кто такой тиль уленшпигель
Изображение Уленшпигеля из первых изданий легенд. Источник: https://de.wikipedia.org/

Считается, что первое анонимное издание легенды о похождениях ловкого и весёлого Тиля Уленшпигеля относится к последней четверти XV столетия. Корни этой истории уходят корнями в немецкие шванки. Уже в 1520 году истории о нём были переведены на французский и голландский языки (того времени). Образ шута из простого народа, который утёр нос толстосумам и князьям, становится популярным на фоне событий в Европе: бунты простолюдинов, Крестьянская война в Германии 1524–1525 годов и, конечно же, война за независимость Нидерландов. Именно драматические события этой долгой и изнурительной борьбы провинций с испанской метрополией дали простор для превращения легенды о Тиле Уленшпигеле в настоящее литературное произведение.

кто такой тиль уленшпигель

Уленшпигель 1515 года. Источник: https://de.wikipedia.org/

Житель Бельгии, скромняга-учёный и литератор XIX века, высокий и светловолосый фламандец Шарль де Костер проделал серьёзную работу над тем, чтобы «подарить жизнь» герою народных легенд. Будучи служащим Бельгийского государственного архива, писатель изучил много любопытных документов, которые подтолкнули его на создание романа о похождениях Тиля Уленшпигеля. В 1867 году произведение Шарля де Костера наконец увидело свет. «Социальность» книги сразу бросалась в глаза: автор выставлял господ и богачей в отрицательном свете, из-за чего критики не восприняли эту его работу. Обращаясь к событиям прошлого, Костер бунтовал против устоев настоящего: бельгийская элита не принимала его творение, а популярность к писателю пришла лишь только после смерти.

Источник

Уленшпигель

кто такой тиль уленшпигельСтройплощадка, наденьте каску!
Эта статья сейчас в процессе написания. Автор планирует нечто объёмное и застрачивает сюда текст по частям. Пожалуйста, дождитесь завершения работы, и только потом редактируйте: не создавайте неудобства себе и автору.

Тиль Уленшпигель (нидерл. Tijl Uilenspiegel, нем. Till Eulenspiegel) — персонаж средневекового фольклора Германии и Нидерландов. Является архетипичным трикстером, вечно смеющимся над укладом жизни крестьян и горожан, с подачи Шарля де Костера стал олицетворять свободолюбие угнетенного голландского народа.

Содержание

Фольклор [ править ]

Впервые Тиль Уленшпигель появился в фольклоре Германии и голландских народов в XIV веке как персонаж анекдотов и шванков. Представлял из себя простолюдина, высмеивающего церковь и светскую власть, подобный типаж есть в культуре многих народов.

В 1510—1511 годах была напечатана немецкая народная книга «Ein kurtzweilig Lesen von Dyl Ulenspiegel, geboren uß dem Land zu Brunßwick, wie er sein leben volbracht hat» («Занимательное сочинение о плуте Тиле, родившемся в земле Брауншвейг, о том, как сложилась жизнь его»), которая служила своеобразным обрамлением анекдотам об Уленшпигеле, выстраивая их в хронологическом порядке. Так, именно в этой книге Тиль получил место рождения (Кнайтлинген) и года своей жизни ( 1330-1350 ).

«Легенда о Тиле Уленшпигеле» [ править ]

Бельгийский франкоязычный писатель Шарль де Косте́р (Шарль Теодор Анри де Костер) в 1867 (через 9 лет после «Фламандских легенд») написал книгу «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях — забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах», которая стала гораздо известней анекдотов. В это время происходил процесс образования Бельгии и Люксембурга как государств и либерализации Нидерландов, потому неудивительно, что автор посвятил роман борьбе за независимость.

Книга, в которой ведется речь о национальной борьбе Нидерландов против господства Испании, гораздо серьезнее анекдотов, появился некий моральный ориентир — католики-испанцы как абсолютное зло, вследствие чего мораль стала черно-серой

Сюжет [ править ]

Все начинается с того, что в один день рождаются сын угольщика во Фландрии и будущий король Испании. Сделано это не случайно: между этими двумя будут проводиться параллели. Сын угольщика — знакомый нам Уленшпигель, принц — будущий Филипп II, болезненный и жестокий.

Тропы и штампы [ править ]

Стенатроповдляпоследующейразборки [ править ]

Общие тропы [ править ]

. о событиях войны за независимость Нидерландов совсем не так, как народные предания об Уленшпигеле, на которых основан его роман.

Непристойности [ править ]

Уленшпигель нашёлся: «Поцелуйте меня в те уста, которыми я не говорю по-фламандски». Император, надо сказать, шутку оценил и Уленшпигеля помиловал.

Злой король [ править ]

Ням-ням! [ править ]

Рыбник [ править ]

Инквизиция [ править ]

. «Палач развязал Уленшпигеля и, голого и окровавленного положил на колени к Сооткин, а лекарь вправлял ему вывороченные суставы».

Шутеечки [ править ]

Собственно буквальное понимание — один из методов Уленшпигеля троллить.

Пепел Клааса [ править ]

Разное [ править ]

. именно для того, чтобы одолевший местного чемпиона Ламме на всех наводил страх, знали только они двое да Уленшпигель.)

Источник

Уленшпигель, Тиль

кто такой тиль уленшпигель

Тиль Уленшпигель (нидерл. Thyl Uylenspiegel, нижненемецк. Dyl Ulenspegel нем. Till Eulenspiegel; в русской традиции встречаются варианты Ойленшпигель, Эйленшпигель) — знаменитый герой средневековых нидерландских и немецких легенд и народных книг.

Содержание

От легенды к народной книге

Образ Уленшпигеля — бродяги, плута и балагура — начал складываться в немецком и фламандском фольклоре в XIV в. Обилие анекдотов и шванков об Уленшпигеле сделало этот персонаж собирательным, подобно Ходже Насреддину. Затем сюжет был литературно оформлен в напечатанной в 1510 или 1511 году немецкой народной книге Ein kurtzweilig Lesen von Dyl Ulenspiegel, geboren uß dem Land zu Brunßwick, wie er sein leben volbracht hat… («Занимательное сочинение о плуте Тиле, родившегося в земле Брауншвейг, о том, как сложилась жизнь его»). Эту книгу — её иногда приписывают некоему Герману Боте — исследователь М. Реутин назвал «„суммой“ сюжетов раннего комического эпоса» [1] Вскоре последовала публикация лубочной фламандской книги Het Aerding Leben van Thyl Uylenspiegel (1515). Вслед за этим (уже в XVI веке) были напечатаны переводы «Тиля» на многие языки (латынь, нидерландский, французский, английский, польский).

Персонаж

Этимология прозвища

Тиль Уленшпигель неизменно изображался с двумя атрибутами — совой и зеркалом, а само его прозвище обычно переводится как «зеркало совы». Между тем существует и другая, обсценная трактовка этого прозвища: от средневерхненемецкого «ulen» (мыть, чистить) и «spegel» (зеркало, на охотничьем жаргоне — задница); в сумме получается нечто непечатное. Подобная этимология согласуется не только с основным амплуа Тиля — мошенника и надувалы, но и с конкретным эпизодом народной книги, где он демонстрирует крестьянам свой зад.

Прототип

Если верить народной книге, Тиль — историческое лицо. Он якобы родился около 1300 г. в Кнайтлингене, много путешествовал по Германии, Бельгии и Нидерландам. Умер от чумы в Мёльне в 1350 г. Однако никаких свидетельств реального существования этого персонажа не имеется.

кто такой тиль уленшпигель

Интерпретация

Уленшпигель постоянно обводит вокруг пальца как горожан, так и крестьян; он воплощает собой вольный и независимый дух личной инициативы, несовместимый с оседлым образом жизни. Он во многом подрывает патриархальный средневековый мир, отчасти предвосхищает дух плебейского крыла Реформации.

Переработки сюжета

Литература

В XIX—XX веках история Уленшпигеля неоднократно разрабатывалась в произведениях литературы и в музыке. В 1835 году был написан фарс «Уленшпигель, или Подвох на подвох» (Eulenspiegel oder Schabernack über Schabernack) австрийского драматурга Иоганна Нестроя. Однако ключевую роль в реинтерпретации легенды сыграл знаменитый роман Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях — забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах» (1867). В романтической интерпретации де Костера Тиль переносится в XVI век и становится символом народного сопротивления испанскому господству во Фландрии. После романа де Костера Тиль стал восприниматься именно как идеолог гёзов. Именно на его основе была создана пьеса Григория Горина «Страсти по Тилю» (1970, постановка в Театре имени Ленинского комсомола — 1974), а затем и фильм Алова и Наумова (см. ниже).

Музыка

Известной переработкой сюжета об Уленшпигеле стала симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» (Till Eulenspiegels lustige Streiche, 1894—1895).

Хореография

В 1916 году Вацлав Нижинский поставил с труппой Русских балетов «Тиля Уленшпигеля»; в постановке была использована музыка Рихарда Штрауса. Спектакль не имел успеха. На ту же музыку ставили балеты Джордж Баланчин, Жан Бабиле, Леонид Якобсон. В Минске в 1974 г. Белорусский государственный театр оперы и балета поставил балет «Тиль Уленшпигель» (музыка Е. Глебова, сценография Е. Лысика); спектакль идёт до сих пор.

Экранизации

Нидерландский кинорежиссер Йорис Ивенс совместно с Жераром Филипом снял фильм «Приключения Тиля Уленшпигеля» (1956). Роли Тиля и Ламме Гудзака исполнили соответственно Жерар Филип и Жан Карме. В СССР большой популярностью пользовался фильм «Легенда о Тиле» (1976, режиссёры А. Алов и В. Наумов, в главных ролях — Лембит Ульфсак и Евгений Леонов). В обоих случаях речь идёт об экранизациях романа Шарля де Костера (никакого Ламме в народной книге не было).

Примечания

Ссылки

Источники

Полезное

Смотреть что такое «Уленшпигель, Тиль» в других словарях:

Тиль Уленшпигель (музыкальная группа) — «Тиль Уленшпигель» русская фолк группа, выступавшая в 1996 1999 годах. История Группа «Уленшпигель» появилась в 1996 году. Основателем являлся бывший монах из Белоруссии Руслан Комляков. Позже группа переименовалась в «Тиль Уленшпигель», так как … Википедия

Тиль Уленшпигель (значения) — Тиль Уленшпигель герой средневековых нидерландских и немецких плутовских народных легенд, бродяга, плут и балагур. «Тиль Уленшпигель» музыкальная группа. «Тиль Уленшпигель» симфониетта Льва Книппера (1932). Тиль… … Википедия

Тиль — Содержание 1 Персоналии 1.1 Фамилия 1.2 Имя 2 Топонимы … Википедия

ТИЛЬ УЛЕНШПИГЕЛЬ — (фр. Tijl Ullenspiegel) герой романа поэмы Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии и других краях» (1867). Этот роман был единодушно признан «фламандской Библией»,… … Литературные герои

Тиль Уленшпигель — У этого термина существуют и другие значения, см. Тиль Уленшпигель (значения). Народная книга об Уленшпигеле. Титульный лист издания 1515 года Тиль Уленшпигель (нидерл. Tijl … Википедия

Тиль Уленшпигель (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тиль Уленшпигель (значения). Тиль Уленшпигель Жанр фолк Годы 1996 1999 … Википедия

Уленшпигель — Народная книга об Уленшпигеле. Титульный лист издания 1515 года Тиль Уленшпигель (нидерл. Thyl Uylenspiegel, нижненемецк. Dyl Ulenspegel нем. Till Eulenspiegel; в русской традиции встречаются варианты Ойленшпигель, Эйленшпигель) знаменитый герой … Википедия

Тиль Уленшпигель (опера) — Опера Тиль Уленшпигель Композитор Николай Каретников Автор(ы) либретто Павел Лунгин, Николай Каретников Источник сюжета роман Шарля д … Википедия

Тиль Эйленшпигель — (Tyl Eulenspiegel) одно из древнейших и популярнейших произведений простонародной немецкой литературы: ряд рассказов о похождениях некоего чудака, который, по преданию, действительно назывался Эйленпшигель (или Уленшпигель), жил в XIV в., близ… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

ТИЛЬ УЛЕНШПИГЕЛЬ

В этой-то прекрасной, но покорённой стране майским утром, когда в саду распустился куст боярышника, в доме угольщика Клааса родился сын. Ему дали имя Тильберт, или Тиль, а прозвали Уленшпигелем. Отец очень любил сына, но, когда Тиль не сумел дать мальчишкам «сдачи», сам отвесил ему поздзатыльник. Он хотел, чтобы сын всегда умел постоять за себя. И Тиль скоро научился этому!

Отец дал ему ещё два урока. Один он назвал уроком Солнца. Это был урок любви к природе, к земле, ко всему, что живёт и растёт под лучами Солнца. Другой— урок Птички — научил Тиля, что нельзя лишать свободы живое существо— ни птичку, ни человека!

кто такой тиль уленшпигель

Тиль рос в доме, где все много работали, а руки отца были всегда черны от угля; в доме, где люди думали, что они богаты, пока в хлебном ларе оставалась хоть одна лепёшка, в углу кладовой был ещё мешок бобов, а в плошке лежал кусочек масла.

У Тиля был непокорный ум и дерзкий язык. За вольную шутку над тем, над чем в той стране не позволялось шутить, его на долгие годы изгнали за её пределы. В рваном плаще, в лихой шапчонке с торчащим пером он прошёл пешком по многим дорогам, пересёк много земель и даже чужих стран. За время странствий он научился презирать попов, монахов, богачей и представителей власти. Он стал ценить не только дерзкую шутку, но и свободную бесстрашную мысль.

Тиль Уленшпигель ушёл из дому беззаботным шутником. А дома его ждала чёрная беда. Клааса — отца Тиля — обвинили в том, что он не верит в учение всесильной церкви. Его допрашивали, пытали, осудили, сожгли. Долгие годы странствий и костёр, на котором сгорел отец, превратили Тиля в бесстрашного борца, в храброго воина. Мать зашила пепел отца в мешочек и повесила Тилю на шею. Пусть пепел сожжённого стучит в его сердце и зовёт к мести. К мести доносчику и неправедным судьям, к мести палачу и королю, к мести чёрному воронью, которое терзает тело родной страны.

Тиль пройдёт снова по её дорогам из края в край, поднимая народ на восстание, подбадривая нерешительных, увлекая за собой храбрых. Он будет воевать всем, чем можно: шпагой и песней, шуткой и хитростью. Рядом с ним пройдёт его любимая — Неле, вечно юная, как родная земля, и его друг — добродушный Ламме.

В этой книге — она написана сто лет назад — Тиль Уленшпигель родился во второй раз, потому что вначале он существовал не в книге, а в народных сказках. Когда Шарль де Костер решил рассказать о самых трудных и самых славных страницах истории родной земли и родного народа, он сделал Тиля Уленшпигеля героем своей книги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *