метакогнитивные искажения это что такое

Как критическое мышление помогает противостоять манипуляциям

метакогнитивные искажения это что такое

Что происходит

Два главных тренда будущего — усложнение и ускорение изменений. Мировые экономики достигли уровня, при котором невозможно развиваться без внедрения новых технологий. Согласно опросу Tech Pro Research, 70% крупных компаний разрабатывают или уже имеют стратегию цифровизации.

Исследователи Оксфордского университета считают, что половину рутинных задач автоматизируют через 15–20 лет. Результаты глобального исследования технологий, рабочих мест и навыков, проведенного PwC, подтверждают этот прогноз. Более 53% специалистов уверены, что их работа устареет или сильно поменяется за следующие десять лет, 77% работников придется переучиваться или менять профессию. Если людей выгоднее заменить искусственным интеллектом, это обязательно сделают.

Согласно отчету Fujitsu от 2018 года, 68% предпринимателей по всему миру видят будущее бизнеса как совместную работу людей и роботов. В этой работе человеку останутся интеллектуальные задачи — работа разума, рассуждение и аналитика. Справиться с такой работой и адаптироваться к неопределенному будущему помогает критическое мышление.

метакогнитивные искажения это что такое

Виктор Мутьев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиалогии и литературы, начальник отдела научных и творческих программ СПбГИК:

«Критическое мышление может работать на уровне осведомленности, на уровне аналитических навыков и профессиональном уровне. Последовательное освоение этих уровней помогает рационализации восприятия, делает окружающую действительность не лучше, но чуть понятнее, а предсказуемость — залог психологического комфорта. Критическое мышление не поможет избежать рисков, но поможет их идентифицировать».

Что такое критическое мышление

Критическое мышление — способность сомневаться во входящей информации и своих убеждениях, мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Основа критического мышления — умение рассуждать. Люди, мыслящие критически, задают вопросы, ставят под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину.

Проверьте свое критическое мышление, решив задачу:

Некоторые считают, что соискатели должны прикладывать фотографию к своему резюме. Такой подход критикуют за то, что более привлекательным людям якобы проще получить работу. Одно исследование показало, что это не так, — работодатели, наоборот, считают красивых женщин глупее. Автор исследования полагает, что такое отношение связано с «гипотезой глупой блондинки», и рекомендует компаниям применять подход бельгийского государственного сектора — проверять резюме без имени, пола и фотографии. Так можно выбрать подходящего кандидата исходя из его опыта и навыков.

Правдиво ли утверждение, что подход анонимного отбора кандидатов помог устранить дискриминацию в бельгийском государственном секторе?

Правильный ответ смотрите в конце материала.

Современный информационный поток — бесконечная лента сообщений, в которой смешаны новости, реклама, полезный контент, пропаганда. Если верить всему, что пишут и говорят, вас могут обмануть. Например, в новостях пишут, что, по данным анонимного источника, акции такой-то компании скоро упадут в цене. Если новость окажется недостоверной, а вы продадите акции, — потеряете деньги. Вся информация не может быть правдивой. Критическое мышление помогает распознавать ложь, разделять факты и мнения.

Технологии усложняют ситуацию. Алгоритмы и персонализация контента помещают нас в информационные пузыри. Это состояние, в котором пользователь видит только тот контент, который ему нравится.

Алгоритмы соцсетей, поисковых систем и приложений анализируют предпочтения, историю запросов, местоположение и другие данные пользователей. Вокруг нас появляется пузырь контента, который не противоречит нашей точке зрения. Так мы попадаем в интеллектуальную изоляцию.

метакогнитивные искажения это что такое

Так, журналисты канадской газеты Toronto Star летом 2018 года проверили 1,3 млн слов, публично сказанных и написанных Дональдом Трампом за первые полтора года его президентства. Сотрудники газеты обнаружили 1972 ложных утверждения и 68 928 неправдивых слов. В 2017 году Дональд Трамп выдавал в среднем по три ложных утверждения в день. Такие утверждения помогают политикам получить голоса избирателей, но выбор народа будет неосознанным и необоснованным. Если избирателей что-то не устроит, с последствиями выбора придется разбираться им самим.

Как развить критическое мышление

Научиться критическому мышлению сразу не получится. Это как изучение иностранного языка — сначала все кажется сложным и непонятным, но, когда понимаешь логику, становится проще.

Виктор Мутьев:

«Чтобы выучить иностранный язык, нас максимально погружают в языковую среду. Например, с играми освоение языка кажется увлекательным приключением, а не тяжким трудом. С методиками критического мышления более выигрышная ситуация — мы уже погружены в среду, в которой крайне важно их применять. Остается сделать второй шаг — придумать собственный алгоритм развития навыков критического мышления. Это могут быть микроисследования с поиском первоисточников или игры на поиск большего числа эвфемизмов в политических текстах и жаргонизмов в новостных телепередачах. Ваша задача — брать один аспект или прием критического мышления и работать с ним в разных контекстах, пытаясь понять все его возможности».

Чтобы развить критическое мышление, отрабатывайте навык на конкретных кейсах. Поставьте под сомнения тезисы и аргументы этой статьи, проверьте ссылки на исследования или компетентность экспертов. Затем научитесь работать с инструментами критического мышления:

Елена Плехова, эксперт по развитию критического мышления, тренер неформального образования «АРТа»:

«Работая с информацией, ползайте по тексту на животе — дотошно вчитывайтесь, вслушивайтесь, ищите логические несоответствия, учитесь распознавать манипуляции».

Чек-лист критического мышления

Чтобы отличить правдивое и важное от «белого шума», к информации нужно подходить критически. «5W+H» — базовая методика проверки новых данных. Это система вопросов, с помощью которых следует проверять всю входящую информацию. Ответы помогут понять, насколько можно доверять источнику и какие решения стоит принимать на основе этих данных

Каковы

Когда

Почему

Подробнее о методике «5W+H» и тренировке критического мышления — в подкасте РБК Трендов «Списать не получится»:

Когнитивные искажения

Когнитивные искажения — это подсознательные шаблоны мышления, в основе которых лежат ошибочные рассуждения. Такие рассуждения мешают нам принимать взвешенные рациональные решения. Например, под влиянием когнитивного искажения мы можем выбрать новый смартфон, опираясь на свои воспоминания о презентации и рекламном ролике, а не объективные технические характеристики. Когнитивные искажения — это аргументативные ошибки нашей «внутренней речи».

Виктор Горбатов, философ, преподаватель Свободного университета:

«Мало знать список когнитивных искажений и аргументативных ошибок, чтобы противостоять им. Необходимы правильные поведенческие установки — интеллектуальная открытость и осознанность. При этом существует G.I. Joe эффект — своеобразное метакогнитивное искажение, склонность считать себя более защищенным от искажений просто в силу теоретического знакомства с ними. Увы, это иллюзия. Нужно больше работать с когнитивными искажениями, вырабатывать привычку. Другого пути нет».

Пример. Если вы давно думаете сменить работу, то охотнее будете обращать внимание на некомпетентность коллег и недостатки компании. Хотя в действительности показатели эффективности могут быть выше, а клиенты — довольнее.

Пример. Вечером с горячей чашкой чая вы чувствуете себя спокойно, уютно и тепло. Такое настроение само по себе может вызвать воспоминания о семейных праздниках и вечерах с лучшими друзьями.

Пример. Некоторые родители запрещают делать прививки своим детям. Они предпочитают риск осложнения в случае болезни (бездействие — не делать прививку) риску осложнения прививки (действие — привить ребенка). При этом риск заболеть намного выше риска получить осложнения от прививки.

Пример. Иллюзию частотности используют маркетологи, чтобы привлечь внимание покупателей к продуктам компании. Логотипы бренда, видеоролики, реклама в соцсетях, коллаборации с популярными блогерами заставляют нас подсознательно думать о торговом предложении, чтобы в конечном итоге на него согласиться.

Пример. Плутарх писал, что древнеримский политик Катон Старший заканчивал каждую свою публичную речь словами «Карфаген должен быть разрушен», даже если дебаты касались совершенно другого вопроса. Его настойчивость помогла убедить остальных сенаторов начать войну при первой возможности — и Карфаген был разрушен. Это когнитивное искажение часто используют и сегодня — в пропаганде и СМИ.

метакогнитивные искажения это что такое

Ошибки аргументации

Ошибки аргументации — это ошибки в логических рассуждениях. Аргументы с ошибками кажутся убедительными, но их нельзя считать верными. Если доверять оппоненту, который использует уловки аргументации, вам могут навязать чужое мнение, обмануть или манипулировать вами. Например, в обсуждении собеседник может привести метафору, чтобы объяснить свою позицию, но применить сделанные в контексте метафоры выводы к первоначальной проблеме.

метакогнитивные искажения это что такое

Виктор Горбатов:

«Ошибки аргументации и когнитивные искажения имеют много общего. Я бы даже сказал, что это две стороны одной медали, хотя между специалистами нет единодушия на этот счет. Например, Канеман и Тверски считают, что когнитивные искажения — это чаще всего результат работы быстрых и неосознаваемых эвристик. Это по-своему рациональные, но слишком упрощенные когнитивные процессы. В их основе лежат ошибочные рассуждения. Например, поспешное обобщение, или post hoc ergo propter hoc («После этого — значит, по причине этого». — РБК Тренды). Можно сказать, что когнитивные искажения — это аргументативные ошибки в нашем «внутреннем диалоге». Они происходят, когда мы выносим суждения с помощью «быстрой системы».

С другой стороны, уловки аргументации по отношению к другим людям существенным образом основаны на когнитивных искажениях этих людей.

Модель вероятности сознательной обработки информации (elaboration likelihood model) описывает два пути обработки сообщения. Первый, центральный, путь — сознательный анализ информации, который требует значительных когнитивных усилий. Второй путь — обработка информации с помощью периферийных подсказок, например некритическое восприятие экспертного мнения, или следование эффекту массовости. Это очень похоже на «две системы» Канемана, только не для внутреннего пользования, а для внешнего — при общении с другими людьми.

Для противостояния уловкам можно использовать три вопроса Блэра и Джонсона о соответствии критериям хорошего аргумента (RAS: Relevant+Acceptable+Sufficient):

Почему важно проверять информацию

По прогнозу Всемирного экономического форума, критическое мышление входит в десятку самых важных и востребованных навыков к 2025 году. Чтобы решать сложные этические, экономические и экологические проблемы в будущем, нужно учиться работать с информацией и собственным мышлением уже сейчас.

«Проверять информацию важно, чтобы не находиться в заблуждении и не распространять его дальше. Заблуждения могут наносить реальный вред: сеять панику, подрывать доверие, провоцировать беспорядки. Конечно, никто не сможет заставить человека, который осознанно принимает заблуждение, проверять информацию. Это личный выбор каждого. Важно при этом понимать, что ты можешь стать источником фейков и манипуляций. Жить в заблуждении — одна ответственность, а становиться их источником — совсем другая».

При этом критическое мышление не панацея. Не универсальное средство борьбы против фейковых новостей, дезинформации и ошибок аргументации. Критическое мышление создает основу для рефлексии, которая поможет справиться с неопределенностью в будущем.

Правильный ответ на задачку: в тексте нет информации об эффективности бельгийского подхода, поэтому мы не можем сказать наверняка. Нам нужно больше информации, чтобы сделать вывод.

Источник

Метакогнитивные искажения это что такое

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Метакогниция и Эффект Даннинга — Крюгера

Метакогнитивные процессы (метапознание, метакогниции, метакогнитивный опыт[1], метакогнитивные способности; англ. metacognition) — когниции второго порядка, т. е. знания субъекта о своей когнитивной системе и умение управлять ею.

Метакогнитивные искажения
Metcalfe and Shimamura отмечают, что при исследовании метакогниции основной методологической проблемой является проблема объективности и точности метакогнитивных суждений, которая связана с рядом феноменов :
Феномен чувства знания — погрешность в точности актуализации знаний;
Иллюзия знания — метакогнитивное искажение, при котором человек преувеличивает степень понимания материала (т. е. оценка уровня понимания материала на 50-60% выше успешности выполнения задания);
Эффект Даннинга — Крюгера — метакогнитивное искажение, при котором люди с низкими когнитивными способностями склонны завышать последние и, наоборот, лица с высокими способностями, склонны занижать свою самооценку.

метакогнитивные искажения это что такое

Эффект Даннинга — Крюгера — искажение в сознании, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации[1]. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами.

Хотя сам принцип был сформулирован в 1999 году, авторы отмечают схожие наблюдения у философов и учёных:

Чарлза Дарвина — «Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание»
Бертрана Рассела — «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».
Лао-Цзы («Знающий не говорит, говорящий не знает»),
Конфуция («Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества»),
Сократа («Я знаю, что ничего не знаю»),
Апостола Павла: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как до́лжно знать» (1 Коринфянам, 8:2)

Источник

Метакогнитивные искажения не оставляют нам шансов

Современное просвещение дает обратный эффект

метакогнитивные искажения это что такое

Aug 6, 2019 · 2 min read

метакогнитивные искажения это что такое

В этом веке «модель дефицита знаний» оказалась разрушенной. Повсюду рулит эффект Даннинга-Крюгера и лавиной нарастает интеллектуальная слепота.

Сегодня те люди, кто меньше всего разбирается в сложных вопросах, более всего убеждены, что знают о них предостаточно.

Это относится ко всем странам и культурам, и распространяется на любые сложные вопросы, по которым нет научного консенсуса.

Но это еще не самое плохое.

Куда хуже то, что все современные попытки просвещения масс в таких вопросах дают прямо противоположный результат.

Практика последнего десятилетия доказывает, что эффект Даннинга-Крюгера (метакогнитивное искажение типа «чем тупее, тем уверенней в себе») не преодолевается путем предоставления «незнайкам» истинных данных и научной аргументации.

Им от этого становится только хуже! Их тупая самоуверенность крепчает, и убедить их в обратном будет еще труднее.

Причина в том, ч то наше время оказалось временем краха «модели дефицита знаний»— идеи о том, что люди выступают против правильной политики и истинной науки из-за недостатка у них проверенной научной информации. Мол, достаточно людей просветить, — они поумнеют, и в мире возобладают научные истины.

XXI век опроверг «модель дефицита знаний»

Главными причинами этого стали.

Все эти замечательные технологии, к сожалению, делают «модель дефицита знаний» все менее работоспособной. В результате чего:

Т.е. весь мир неуклонно глупеет.

Для борьбы с этим необходимы новые методы донесения научных данных в электронной инфосфере Земли, способные хотя бы конкурировать (а нужно, чтобы они побеждали) с вирусными каскадами интеллектуальной слепоты масс и фейкового контента всякого рода интересантов (просто зарабатывающих на нем).

Но такие методы человечеством пока не разработаны.

Желающие ознакомиться с конкретными исследованиями, доказывающими крах «модели дефицита знаний», могут пройти по ссылкам в кристально ясном эссе проф. Аарона Кэрролла «Health Facts Aren’t Enough. Should Persuasion Become a Priority?»

Ну и перечитать мои предыдущие посты на тему «интеллектуальной слепоты» [1], [2], [3]

P.S. О стигмергии поисковиков я предупреждал еще 6 лет назад.

Источник

Фундаментальные понятия Мета-Когнитивной Терапии

Мета-Когнитивная Терапия (МКТ) — одна из поздних форм когнитивной терапии, основным автором которой является доктор Адриан Уэллс. МКТ разделяет положение, озвученное 2000 лет назад философом Эпиктетом и лёгшее в основу когнитивной терапии: «Не сами события и вещи раздражают нас, а наши взгляды и суждения о них».

Однако, в отличие от классических подходов А. Бэка и А. Эллиса (КПТ и РЭПТ соответственно) — МКТ фокусируется не на патогенных когнитивных схемах относительно чего-либо объектного — себя, других, Вселенной — а на наших теориях своего мышления; мета-когниции — это буквально «мышление насчёт мышления».

Центральным «локусом атаки» в МКТ являются не догматический стиль «требования совершенства», и не когнитивные искажения в интерпретации (напр., чёрно-белое мышление и переоценка рисков) — но особенная токсичная стратегия в мышлении, названная Cognitive Attentional Syndrome (CAS) — который позволю себе вольно перевести как «Синдром Когнитивного Транса»; это характерный паттерн «мыслительного поведения», критериями которого являются замкнутые петли тревоги, руминаций, постоянного «пережывания» одних и тех же идей, и так далее.

Более структурно — к критериям СКТ мы может отнести:

Концептуальный Компонент: Персеверации (Беспокойство и Руминации). «Руминация» — термин, давно взятый в психологию из гастроэнтерологии 🙂 Там он буквально обозначает «пережёвывание жвачки», то есть это буквально — перегонка одних и тех же мыслей и образов по кругу, продолжительная и безрезультатная (часто в силу самих мыслей — например, размышления над вопросом «Почему Я. » или «А что, если…?»).

Перцептивный Компонент: Мониторинг Угроз. Активная фиксация внимания на выслеживании нежелательных и опасных факторов — причём, не только в поле, но и в образе себя, в ментальном пространстве и т.п.

Регуляторный Компоненты: Дефективные Стратегии Саморегуляции. Здесь могут быть избегание, подавление, употребление веществ, аггравация (например, у многих депрессивных пациентов есть установка — если сильно разозлиться, то депрессия «исчезает»), и другое.

Соответственно — мы имеем дело с мета-верованиями; т.е. схемами, которые регулируют наше восприятие своих мыслей (и эмоций также) и когнитивное функционирование. В отличие от «традиционной» когнитивно-поведенческой терапии — МКТ утверждает, что не столько содержание мыслей отвечает за поддержание псих-расстройств, но способы обработки и взаимодействия; т.е., это не «Что я думаю», а «Как», условно.

Для примера — если мы возьмём типичный образ мыслей клиента с депрессией, например установку «Я бесполезен» — «классик» будет оспаривать эту идею через вопросы «Чем это обосновано?»; тогда как МКТ-практик — пойдёт со стороны «А для чего Вам надо оценивать свою полезность?».

Согласно основной парадигме, содержание мышления обуславливает и эмоциональную специфику: размышления об угрозах и опасностях провоцируют тревожность; мысли о потере и незначительности — депрессию, и так далее. Однако, МКТ постулирует — что само это содержание не является «виноватым» в формировании эмоционального расстройства; на том основании, что у всех людей регулярно бывают мысли на все возможные темы, и связанные с ними эмоции недолгосрочны и не приводят к проблемам.

Эмоциональное расстройство — это проблема «Замкнутого Круга», зацикленность в одном стрессовом состоянии. За формирование такой ситуации и отвечают мета-когниции, формирующие такой образ мыслей, который замыкает личность в продолжительный и повторяющийся цикл негативных процессов. В сущности, МКТ имеет дело с факторам, которые обуславливают длительное токсичное мышление и неэффективный копинг.

Более того, те иррациональные верования и патогенные схемы, с которыми обычно имеет дело «когнитивка» — рассматриваются в МКТ не как стабильные сущности, а как продукт патологических мета-когниций в большей степени.

Цитата из книги Уэллса: «Базовое следствие того, что метакогниции являются ядерным двигателем психических расстройств, заключается в том, что в терапии не следует уделять усилия тому, чтобы допрашивать и тестировать реальность относительно тех или иных убеждений — но сосредоточиться на том, как клиент отвечает на эти идеи и убеждения».

Все факторы, относящиеся к мета-когнитивным — то есть к интерпретации, наблюдению и контролю над мышлением — могут быть разделены на три категории:

1. МК-Верования. Это — наша «теория мышления», все верования и схемы, относящиеся к мышлению и мыслям. Также сюда могут быть отнесены убеждения насчёт личной способности к концентрации внимания или эффективности памяти. Всё «мета-когнитивное» знание можно разделить также на два типа: 1) Декларативные (явные) схемы и 2) Процедурные (скрытые) схемы.

К первым относятся правила и предписания, которые запросто выражаются в вербальной форме, скажем «Если нервничать, то можно получить сердечный приступ»; «Если я буду фокусироваться на угрозах, то смогу их предотвратить» и т.п. Вторые — не выражаются в словах так запросто; это своего рода «бессознательные программы», регулирующие, например, распределение внимания, поиск информации в памяти и т.п. Оценить можно опосредованно, с помощью некоторых специальных «проективных» средств (существует специальные мета-когнитивные профили для этого); или же несколько «в лоб» — «Как вы это вспомнили?»

Также, мы можем разделить эти схемы по содержанию. Соответственно, выделяются Позитивные Верования — которые подразумевают пользу, выгоду и преимущества каких-либо мыслей или мыслительных стратегий, например «Я должен уделять внимание угрозам, чтобы от них спастись»; и Негативные — указывающие на опасность, вред или недопустимость других когниций, например: «Если мысли о насилии — то непременно его совершу против воли»; «Если об этом думать — оно обязательно случиться, поэтому думать нельзя» и т.п.

Как можно понять, МКТ разделяет позицию РЭПТ насчёт того, что именно верования и ядерные схемы являются основными «драйверами» токсичного мышления, и фундаментальной причиной эмоциональных и поведенческих расстройств.

2. МК-Переживания (Опыт). Сюда относятся все ситуативные оценки и ощущения, связанные с текущим умственным состоянием. Например, негативные интерпретации навязчивых мыслей у обсессивных пациентов — являются МКП; в «классическом» подходе, это назвали бы «негативными авто-мыслями». Также — тревога насчёт тревоги, частый вторичный симптом, относится сюда же. Также, это субъективные чувства, примером которых является «Вертится на кончике языка» — стойкое ощущение, что какая-то информация в памяти точно есть, хотя и прямо сейчас недоступна.

3. МК-Стратегии. Это — наборы действий, направленные на управление и изменение мышления с целью саморегуляции. Могут заключаться в подавлении, или напротив, в погружении в определённые мысли — не так важно; очевидно, что как любые автоматические мысли и решения, они зависят от ядерной теории — то есть Мета-Когнитивных Верований, на основе которых и принимаются те или иные шаги.

Также Уэллс выделяет два Режима переживания мыслей:

Объектный. Это, можно сказать, «режим по умолчанию» — когда мы переживаем ментальные события в объективированной форме, как нечто реально и прямо воспринимаемое; также, например, как сейчас мы воспринимаем ушами тиканье часов и машины за окном. То есть, в обычном объектном режиме — мы не рассматриваем мысли и образы как нечто, относящееся к «параллельному», виртуальному плану, мы буквально сливаем их с объективной реальностью. Неподготовленный человек тем более не оценивает свои мысли и прочие когнитивные события как всего лишь внутренние репрезентации или конструкции, независимые от внешнего мира.

Мета-Когнитивный. На контрасте — это как раз тот самый «особый» режим, в которым мы сознательно воспринимаем своё мышление как «виртуальную реальность», не относящуюся к объективным явлениям (т.е. к себе, к другим, к миру вокруг и т.п.). Мысли и образы в данном режиме — оцениваются всего лишь как внутренние репрезентации разной степени точности и истинности. Само по себе пребывание в этом режиме — уже может быть терапевтичным, но требует сознательной регулярной практики; и соответственно, разработки и «укоренения» релевантных мета-когнитивных процедур.

Более того — мета-когнитивный режим содержит в себе возможность использования более конкретной терапевтической техники, а именно — Отстранённой Осознанности (Detached Mindfulness, DM). В контексте МКТ, осознанность определяется как объективное внимание к мысли или верованию, а отстранённость — состоит из двух факторов: 1) Отказ от любой концептуализации или регулирующей активности в ответ на эту мысль 2) Сепарация сознательного переживания Себя от этого верования. Таким образом, деструктивная схема или верование могут быть помещены за границы образа Я, отделены от него (диссоциированы), и на этом этапе эти мысли и установки становятся неважными для само-регуляции.

Ещё из базового — в МКТ несколько переформулирована стандартная АВС-модель расстройства. Так, выглядит она как АМ(-В)С:

«А» в данном случае — это также активирующие события, но относящиеся к ментальному, когнитивному плану; то есть, это определённые мысли, образы и т.п.

Эти А прежде всего активируют некорректные мета-когнитивные схемы, М; которые, в свою очередь, влияют и используют «обычные» схемы объектного уровня.

И, разумеется — мы имеем соответствующие симптомы, С, токсичные эмоции и дефективное поведение.

Для примера — проанализируем стандартную «депрессивную цепочку», скажем, пациентки М. По «классической модели» — происходит следующее:

А: «Я совсем одна» (Ситуация уединения)

В: «Ничего не изменится»

С: Тоска, безысходность.

В модели МКТ — система более интригует:

М: «Мне нужно раздумывать, чтобы что-то изменить» / «Если я переживаю эмоцию, то она меня мотивирует»

СКТ (CAS): Размышления; Фокус на эмоции; Внимание к печальным факторам

В: «Ничего не изменится»

С: Тоска, безысходность.

Очевидно, что само по себе суждение «Я совсем одна» в ситуации одиночества — не приводит к депрессивному состоянию; также, как и заключение «ничего не изменится» — необходимо ещё несколько факторов, обуславливающих решение «впасть в депру»; и они находятся именно в мета-когнитивных схемах.

И ещё много чего интересного в МКТ есть, но это оставим «в тайне» для специалистов 🙂 Последняя заметка — насчёт того, что терапии могут быть разделены на содержательные и процессуальные. Стандартная КПТ — явно относится к содержательным, то есть имеет дело с содержанием мышления: правдоподобность верований, рациональность негативных мыслей и т.п.

МКТ же — столь же очевидно фокусируется на процессах в когнитивной системе; то есть, действиях и их последовательностях, касающихся использования содержащейся информации, получении новой информации и т.п. Именно процессы связывают верования в синдромы, а эти когнитивные синдромы — с эмоциальными и поведенческими последствиями.

метакогнитивные искажения это что такое

Лига психотерапии

4.2K постов 22.5K подписчиков

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.

Все посты и обсуждения по датам

Онлайн сейчас и за последние сутки

Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Да Вы офонарели :)) Спасибо за репост!

метакогнитивные искажения это что такое

метакогнитивные искажения это что такое

Прокрастинация, лень и апатия. Кто смог побороть?

Назрел вопрос. Кто-нибудь смог с этим справится, хотя бы частично?

Сколько себя помню, я знаю, что надо делать, что бы преуспеть или хотя бы не прожить жизнь овоща. И каждый день решаю, что когда-нибудь я начну так делать. Но когда-нибудь никогда не наступит!

Поэтому обращаюсь к самому большому сообществу в рунете за советами. Кто и как с этим борется? Может посоветуете полезную литературу? Поделитесь лайфхаками? Наверняка, кто-то сумел сделать чудо в своей жизни.

метакогнитивные искажения это что такое

метакогнитивные искажения это что такое

Согласны?

метакогнитивные искажения это что такое

метакогнитивные искажения это что такое

метакогнитивные искажения это что такое

Трудный случай. Как фокус с глотанием лезвия стал психотравмой

метакогнитивные искажения это что такое

Расскажу один дидактический эпизод из моей практики. Из серии «как действовать, когда подозрение есть, а фактов нет».

После того как все разрядили, мы отделили образ папы и от «Я» моего собеседника. О том, что разотождествление вполне удалось, говорит тот факт, что сон вернулся. В общем, все закончилось благополучно, хотя это был один из тех случаев, когда я с трудом нащупывал место для каждого очередного шага.

метакогнитивные искажения это что такое

метакогнитивные искажения это что такое

Техника Два стула. Самотерапия

Мыслительная жвачка (по-научному – руминация) беспокоит многих людей. Причем это может быть как самостоятельным явлением, так и элементом психического расстройства, например, ОКР.

метакогнитивные искажения это что такое

Думаю, хотя бы раз в жизни с этим сталкивался каждый человек: спорим сами с собой, прокручиваем в голове одно и то же, не можем забыть что-то или кого-то.

А было ли такое, что вы испытывали телесный дискомфорт, но не могли объяснить его? Или было ли такое, что вас преследовала какая-то эмоция (чувство), и вы не понимали ее истоков, но она явно мешала вам жить?

Для таких случаев есть несколько практических упражнений самопомощи из психологии.

Хочу познакомить вас с одним из них. Лучше использовать его для проработки психосоматики, поиска скрытых выгод симптомов, невербальных сигналов психики, но и для избавления от негативных мыслей оно пригодится.

Упражнение «Два стула» поможет понять, почему вы испытываете то, что испытываете, и что нужно сделать или перестать делать, чтобы избавиться от этого.

Все упражнения, избавляющие от руминации, основаны на общем принципе: необходимо перестать бороться с навязчивыми мыслями и научиться извлекать из них пользу.

Как ни странно, чтобы избавиться от навязчивых мыслей, необходимо уделить время разговору с самим собой. Все, что вам потребуется – это уединиться в комнате с двумя стульями. Важно, чтобы никто и ничто не отвлекали вас. Поэтому заранее подготовьтесь, выберите время и место, отключите телефон.

1. Поставьте два стула напротив друг друга. Расстояние – примерно 1,5 метра.

2. Представьте, что на первом стуле сидите вы, а на втором – те мысли, которые преследуют. Однако нужно придать им очерченность. Пусть это будет конкретный человек, ситуация или чувство, эмоция, внутренний критик, другая часть вашего Я и т.д. О целях и возможных предметах мы поговорим чуть ниже в показаниях к применению техники.

3. Теперь вам нужно не просто представить, а проиграть все это. Пересаживайтесь с одного стула на другой, отвечая то за себя, то за другую часть себя или другого человека, проблему. Смена стульев и проговаривание вслух – ключевые моменты. В противном случае вы только усугубите свое состояние. А так вы сможете не только разобраться в проблеме на уровне мыслей, но и прожить ее на уровне эмоций.

Вам нечего стесняться и бояться, поэтому садитесь на первый стул и начинайте выражать все, что накипело. Не выбирайте слова и формулировки – предоставьте себе полную свободу.

Можете кричать, материться, плакать, шептать, да что угодно. Главное – дайте выход всему тому, что долгое время в вас копилось. Потом пересядьте на другой стул и ответьте себе на то, что только что высказали. Старайтесь не просто менять стулья, но и менять свое поведение, жесты, интонации, мимику – вживайтесь в роли. Завершите диалог тогда, когда почувствуете облегчение. Важно закончить на позитивной ноте: слова благодарности, прощение или признание в любви и т.п.

Мы уже говорили, что лучше всего использовать эту технику в борьбе с психосоматикой, но есть и другие показания к применению этой техники:

1. Вы не можете забыть обидный разговор или человека, которого уже нет в вашей жизни (этом мире);

2. Вы постоянно анализируете свои слова и поступки, ищите ошибки и вините себя за что-то;

3. Вы снова и снова проигрываете разговоры и ситуации из прошлого, придумываете другое развитие событий, ругаете себя за то, что сделали/сказали или за то, чего не сделали не сказали;

4. Вы не можете договориться сами с собой;

5. Вы хотите подготовиться к непростому разговору.

Одним словом, эта техника пригодится тогда, когда вам нужно успокоиться, взять под контроль свои мысли, договориться со всеми частями своего Я, обрести целостность и гармонию.

Много бесплатной информации по этой теме вы можете найти в моем Инстаграм https://instagram.com/psych_bogdanova_tp

метакогнитивные искажения это что такое

Эмоции родителей

Скажите, у кого родители не умеют самостоятельно справляться с эмоциями и требуют, чтобы дети (вы) их успокаивали — вы как-то с этим боретесь? Если да, как?

Например, моя пишет мне сообщения а-ля: «Я ОЧЕНЬ волнуюсь за тебя, не пугай меня так!» — ожидая, что её сейчас успокоят, избавят от тревоги, развеют опасения.

С детства привыкла «не пугать родителей» своими проблемами, но так надоело это лицемерие. Теперь, когда родители интересуются моей жизнью, говорю, как есть, а на реакцию мамы отвечаю: мол, да, я тоже волнуюсь, тоже напугана, шоподелоть.

метакогнитивные искажения это что такое

метакогнитивные искажения это что такое

Микроэлементы и психическое состояние

Возможно, вы слышали о том, что можно контролировать психическое состояние при помощи еды и активности. Многие люди считают этот совет банальным и бесполезным. Мол, как это спорт и правильное питание могут помочь мне, если у меня душа болит.

метакогнитивные искажения это что такое

На самом деле в нашем организме все связано. Это психологи изучают психику человека, а химикам и физикам интереснее изучать выработку тех или иных веществ в организме. И эти компоненты взаимосвязаны.

Чем обусловлены негативные психологические изменения?

Нарушением в производстве какого-либо нейромедиатора (гормона). Например, депрессия связана с нарушением выработки серотонина. Но это нарушение само по себе является следствием других нарушений. Для корректной выработки серотонина должен быть нормальным уровень железа, триптофана, витаминов С и группы В, натрия, кальция, калия и глюкозы.

Как рассчитать норму того или иного вещества?

Можно найти рекомендации от ВОЗ по норме витаминов и микроэлементов для человека в зависимости от возраста, обратится к формулам расчетов. Но вместе с этим не стоит забывать об индивидуальных особенностях. От рождения в каждом из нас заложена разная потребность в том или ином веществе и разная способность к его усвоению или выработке. Поэтому важно ориентироваться на свои ощущения.

Итак, психологическое состояние действительно можно стабилизировать при помощи особого рациона и коррекции образа жизни. О последнем поговорим подробнее чуть позже.

А пока разберем, какие важные вещества, где и как можно найти (примеры, на самом деле источников намного больше – каждый человек найдет продукты по своему вкусу):

1. триптофан – мясо, творог, яйца, молоко и другие продукты с животным белком, а также финики, бананы, бобы, орехи, семечки;

2. железо – гречка, чечевица, субпродукты (особенно печень), шпинат, устрицы, мидии, бобовые, черный шоколад, тыквенные семечки, говядина, сыр тофу, индейка, киноа;

3. витамин С – салат, шпинат, редис, зеленый горошек, цитрусовые, сладкий красный перец, помидоры, баклажаны, яблоки, хурма, персики;

5. натрий – содержится практически везде, особенно много в рыбе и мясе, хлебе, яйцах, бобах, молочных продуктах;

7. кальций – творог и другие молочные продукты, семечки, лосось, бобы, миндаль;

8. глюкоза – любые сладости и фрукты, сдоба, картофель, кукуруза, злаки, тыква, морковь.

Как заподозрить, что вам не хватает одного из важных веществ:

1. триптофан – апатия, отеки, проблемы с печенью, слабость, ухудшение состояния кожи, резкое похудение;

2. железо – слабость, хроническая усталость, одышка, головная боль и головокружение, оледенение конечностей, побледнение кожи и синяки под глазами, ломкость волос и ногтей;

3. витамин С – постоянная усталость, ломота в суставах и мышцах, ухудшение состояния кожи и волос, скачки настроения, депрессивные наклонности;

4. витамины группы В – быстрая утомляемость, постоянная усталость, повышенная чувствительность к внешним раздражителям (звукам, свету), головная боль, когнитивные ухудшения, раздражительность, сонливость, беспокойство, депрессивные наклонности;

6. натрий – снижение работоспособности, потеря аппетита и веса, сонливость, судороги;

7. калий – нервное истощение, повышенная утомляемость, постоянная усталость, общая слабость, тошнота, проблемы с кожей и волосами;

8. кальций – усталость, боль в суставах, ломкость волос, зубов, ногтей;

9. глюкоза – головная боль и головокружение, общая слабость, обострение аппетита.

Помните о том, что и переизбыток веществ опасен и имеет свои признаки.

Например, переизбыток триптофана приводит к повышенной психической возбудимости, галлюцинациям, необоснованной тревоге и страхам, беспокойству. А избыток натрия – к повышенной возбудимости и быстрой утомляемости. В общем, все хорошо и нужно в меру.

Конечно, можно восполнить недостающие элементы или снизить уровень какого-либо вещества через уколы или таблетки, но, согласитесь, забота о себе через коррекцию рациона проще, вкуснее, безопаснее и приятнее? А чтобы эффект был еще лучше, дополните правильное питание здоровым образом жизни. Но помните, что и здесь действует правило индивидуального подхода – прислушивайтесь к себе.

В производстве серотонина участвует норадреналин. Да, его называют гормоном ярости и стресса, гормоном хищников, но в умеренном количестве он нам жизненно необходим. Где его добыть? Заниматься спортом. Регулярные посильные нагрузки не только улучшают кровообращение и укрепляют мышцы, но и поддерживают адекватный уровень гормона стресса.

Что еще помогает в коррекции норадреналина?

Просмотр фильмов ужасов или участие в квесте ужасов, другой легкий стресс. Иногда полезно устраивать себе небольшую встряску.

Что еще, кроме спорта, важно для усвоения микроэлементов и выработки серотонина?

Прогулки и солнечные ванны, интеллектуальный труд, дыхательная гимнастика. Ну и конечно, позитивные впечатления. У вас есть кто-то или что-то, что способно поднять настроение в любых условиях? Если нет, то срочно найдите такой источник силы. Источником позитивных эмоций может быть хобби, домашнее животное, близкий друг, любимый человек, книги и т.п.

Приятный бонус от коррекции рациона и образа жизни – позитивные внешние изменения. Вы увидите, что вес держится на уровне вашей нормы, кожа выглядит свежо и молодо, волосы и ногти тоже сияют здоровьем и красотой. Вы же прочитали, чем еще кроме психологических изменений, чревата нехватка того или иного микроэлемента? А еще от обмена веществ зависят ваши интеллектуальные способности и общий иммунитет.

В общем, очень рекомендую задуматься над этим и научиться заботиться о себе в таких вот повседневных мелочах. Но для начала определите точный уровень тех или иных веществ в организме и свою норму. А для этого лучше обратиться к эндокринологу или к вашему лечащему врачу (если есть какие-то заболевания). Очень важно учитывать всю историю болезни человека и корректировать рацион, образ жизни в строго индивидуальном порядке.

Что еще хочу сказать? Бывают случаи, когда без медикаментозного лечения не обойтись. Пожалуйста, обратитесь к эндокринологу и терапевту, сдайте анализы для коррекции микроэлементов. Однако коррекция питания и образа жизни все равно может быть дополнительным средством лечения депрессии или другого расстройства.

Много бесплатной информации по этой теме вы можете найти в моем Инстаграм https://instagram.com/psych_bogdanova_tp

метакогнитивные искажения это что такое

метакогнитивные искажения это что такое

Зачем нужны эмоции

Порой говорят: «эмоции нужны, чтобы жизнь была ярче». Люди, чья жизнь оказалась слишком «яркой», мечтают, чтобы эмоций не было вовсе: «лучше быть роботом, который ничего не чувствует». На самом деле эмоции — это не бонус и не спецэффект. Как и любой психический процесс, они выполняют важную функцию и помогают нам адаптироваться к внешней среде.

Что такое эмоция? Говоря простым языком, это то, как мы оцениваем происходящее. Видим бешеную собаку — испытываем страх; обнаруживаем, что другой человек не оправдал наших ожиданий — чувствуем разочарование или обиду. Эмоции помогают сохранять связь с реальностью и адаптироваться к ней. Это сигнал психики, внутренний индикатор. Информация, которая помогает нам выжить.

Долго ли проживет человек, который ничего не боится? Насколько адекватно будет вести себя тот, кто не испытывает стыда? Как уберечься от отравления, если не чувствуешь отвращения? Эмоции — средство приспособления к среде. Эволюционно выработанный механизм, помогающий нам стать сильнее, эффективнее, жизнеспособнее. Так почему же мы с ними боремся?

Эмоции бывают тяжелыми и болезненными. Именно в такие минуты хочется их выключить, убавить яркость, приглушить громкость. Страдание от душевной боли порой ощущается так же остро, как страдание от физического недуга.

Но что такое боль? Это и есть сигнал о дезадаптации. Больно биться головой об стену, больно держать руку в огне, больно, когда нас режут ножом. Эмоциональная боль, как и физическая, сообщает о том, что мы делаем что-то не так, что мы в опасности, что наше «я» или наш организм находятся под угрозой. И подталкивает к тому, чтобы опасность устранить. Разумно ли бороться с этим сигналом?

Нет хороших и плохих эмоций. Страх, печаль, обида, гнев, зависть — не плохие эмоции! Это сигналы психики о том, что мы в чем-то не адаптированы. Где-то слабы. Вместо того, чтобы бороться с этим сигналом, нужно к нему прислушаться. Увидеть эмоции, признать их, изучить — и помочь выполнить свою функцию.

Всякая эмоция может быть функциональной и дисфункциональной. Функциональная эмоция угасает сама собой. Встретил в лесу медведя — испугался — обошел стороной — страх исчез. Если же мы «застреваем» в эмоции, прокручиваем ситуацию снова и снова, не можем простить обидчика, не можем унять тревогу, не в состоянии избавиться от чувства вины — значит, эмоция не выполнила функцию. Поэтому приходит опять и опять! Это мигающая лампочка, ревущая сирена, сообщающая о том, что топливо утекает из бензобака, а самолет камнем мчится к земле. Чем дольше мы игнорируем этот сигнал, тем громче он звучит. Чтобы мы его наконец услышали и отреагировали! Превратили дисфункциональную эмоцию в функциональную. Бесполезную — в полезную.

Основные функции эмоций. Первая — оценочная: эмоции помогают нам оценить и переоценить реальность. Скорректировать картину мира. Например, если я обижаюсь на друга за то, что он чего-то не сделал, обида угаснет, когда я перестану строить ошибочные ожидания относительно его поведения. Ведь это мой прогноз не оправдался, мои представления расходятся с фактами. Обида — сигнал о рассогласовании между ожидаемым и действительным. Функция обиды будет выполнена, когда мои представления о другом начнут соответствовать реальности.

Еще одна функция — регулятивная. Эмоция подталкивает нас к изменению собственного поведения. В случае страха — избежать опасности, гнева — устранить препятствие, обиды — самостоятельно достичь желаемого. Эмоция сообщает: у нас неприятности, сделай с этим что-нибудь. И если мы должным образом откликаемся на этот сигнал, эмоция угасает.

Третья функция — коммуникативная. Порой нужно сообщить другому, что мы чувствуем: мимикой, действиями, словами. Дать понять партнеру, что его поступки нас пугают; рассказать об обиде; показать смущение; признать вину. Эмоции помогают нам быть в контакте с другими и способствуют тому, чтобы собеседник изменил поведение.

Когда одна или несколько функций выполнены, интенсивность эмоции постепенно снижается. Обида сменяется легким разочарованием, стыд — сожалением, зависть — уважением. Без всякой борьбы, естественным образом. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.

Это и есть то, что называют эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью: способность распознавать свои чувства, прислушиваться к ним и адекватно реагировать.

Подружитесь со своими эмоциями, чтобы стать сильнее и счастливее.

метакогнитивные искажения это что такое

метакогнитивные искажения это что такое

Эмоции

Эмоции не бывают плохими или хорошими
Это самая первая вещь, которую мне заложили. С детства я слушал песню про «мальчик не должен бояться», поэтому всячески прятал переживания, считая их чем-то недопустимым, что и стало корнем невроза. На самом же деле нет градации хорошести или пригодности эмоций, у них просто разные функции. О них чуток позже

И положительные:
• Интерес
Объект такой загадочный, что-то в нем такое притягательное есть, никак не справиться с тягой разведать что же это такое
• Радость
Что-то нам сильно нравится, это дает нам силы и энергию, становится смешно и весело. Прут всякие прикольные гормоны и нейромедиаторы и от этого даже физически хорошо
• Любовь
Очень сложное многокомпонентное чувство, которое для каждого свое. Просто держу в голове, что оно есть в базовых эмоциях

Что с ними делать
Первым делом я учился понимать, что чувствую. Что-то происходит, я ощущаю эмоциональный отклик и спрашиваю себя что значит для меня это событие. Ответ сопоставляю с базой и понимаю что за эмоция. Но на этом все не заканчивается, одного понимания увы недостаточно.
Как мы помним, это часть системы, механизма, в котором есть какое-то движение. И чтобы эмоция не застаивалась, не ушла в тело и не стала какой-то болячкой, ее необходимо отреагировать, вывести, как-то «прожить». Это тоже целая наука, достойная отдельных постов. Пока что просто немножко сумбура из моей головы для понимания что нас учат запрещать :))
БМ ругался на картинку

метакогнитивные искажения это что такое

метакогнитивные искажения это что такое

метакогнитивные искажения это что такое

Как я лечил порчу

метакогнитивные искажения это что такое

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *