кто такой резидент страны и нерезидент
Приложение N 3. Понятия «резидент РФ» и «нерезидент РФ» (в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»)
Понятия «резидент Российской Федерации» и «нерезидент Российской Федерации»
(в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном
регулировании и валютном контроле»)
1. К резидентам Российской Федерации относятся:
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;
г) дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;
д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта.
2. К нерезидентам Российской Федерации относятся:
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
г) находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
д) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта.
Департамент бухгалтерского учета
и отчетности
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стать резидентом можно по заявлению через 90 дней жизни в России. Что это даст?
В 2020 году в два раза сократился срок, который нужен, чтобы стать налоговым резидентом РФ. Теперь для этого достаточно провести в России 90 дней и написать заявление в налоговую инспекцию. Резидентство помогает экономить на НДФЛ и получать вычеты.
Вот что нужно об этом знать.
Кто такие резиденты
Налоговые резиденты — это люди, которые платят НДФЛ по ставке 13% и могут получать налоговые вычеты. Нерезиденты с тех же доходов платят налог по ставке 30 или 15%, а вычеты им вообще не дают.
При этом гражданство не имеет значения. Гражданин России может не быть резидентом, а иностранец может им оказаться.
Например, жил себе гражданин в России, а потом уехал на стажировку за границу. Вернулся и стал часто ездить в зарубежные командировки. Получилось, что за год он был в России 150 дней, а остальное время мотался по миру. И вот этот гражданин решает продать квартиру, чтобы купить новую. С продажи квартиры придется начислить не 13% НДФЛ, а 30%. А при покупке новой квартиры в том же году нельзя будет вернуть НДФЛ с помощью имущественного вычета. Притом что НДФЛ с доходов и так в 2,3 раза больше: российский работодатель должен начислять его по ставке 30%. Так из-за нерезидентства можно потерять сотни тысяч рублей.
Как определяют резидентство в общем порядке
Налоговыми резидентами признаются физические лица, которые находились в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Эти 183 дня могут идти с перерывами, главное — чтобы в общей сложности их было не меньше. А 12-месячный период — это не обязательно календарный год, могут учитываться и разные годы. Но месяцы должны быть последовательными.
Для налогового статуса учитывается 12-месячный период до даты получения дохода — он может начаться в одном году, а продолжиться в другом. Окончательный статус налогоплательщика, который влияет на налогообложение его доходов, определяется по итогам года.
Независимо от фактического времени нахождения в России, налоговыми резидентами признаются российские военные, которые служат в других странах, а также сотрудники ведомств в командировках за границей.
Что нового в 2020 году
В 2020 году стать резидентом можно на специальных условиях.
Сокращенный срок. Если с 1 января по 31 декабря физическое лицо находится в России от 90 до 182 календарных дней включительно, этого достаточно, чтобы стать налоговым резидентом — со всеми вытекающими последствиями.
Оформление по заявлению. Чтобы стать резидентом при сокращенном сроке пребывания в России, нужно подать заявление в налоговую инспекцию.
Как подать заявление, чтобы стать резидентом
В обычном порядке, при нахождении в России от 183 дней, заявление подавать не нужно. Но можно написать заявление, чтобы налоговая подтвердила статус резидента: такой документ пригодится для уплаты налогов в других странах.
Но в случае с сокращенным сроком пребывания в России заявление нужно писать обязательно. С его помощью налоговая поймет, хотите вы считаться налоговым резидентом РФ, если были в России меньше 183 дней, или нет. Такой статус получают добровольно. Если в 2020 году вы были в России 110 дней, то по желанию можете стать налоговым резидентом, а можете и не становиться.
Срок подачи заявления для резидентства — до 30 апреля 2021 года, то есть до последнего дня подачи декларации о доходах за 2020 год. Время на раздумья и расчет выгоды еще есть.
Стать налоговым резидентом РФ таким способом можно только на 2020 год. Для сделок 2019 или 2021 года это условие не действует.
Какими документами можно подтвердить нахождение в России
Для резидентства важна не прописка и даже не вид на жительство: эти документы дают право находиться в России, но сами по себе не подтверждают, что человек этим правом воспользовался и реально находился в стране положенное время.
Конкретного перечня подтверждающих документов в законах нет. Вот что можно использовать, чтобы доказать налоговой, что вы на самом деле находились в России как минимум 90 дней в 2020 году:
Работодатель определит статус по табелю учета рабочего времени.
Что дает налоговое резидентство
Повышенная ставка НДФЛ для нерезидентов касается не только налога с зарплаты, но и продажи имущества, когда речь может идти о миллионах рублей дохода единовременно.
Возврат НДФЛ с помощью вычетов. Налог по ставке 13% можно вернуть или уменьшить с помощью налоговых вычетов. Подойдут расходы на лечение, обучение, ДМС. Больше всего налога можно вернуть при покупке жилья. Вычет можно получить, если просто есть ребенок, и так уменьшить налог к уплате. Или если вносили деньги на ИИС. Но это сработает только для налога, который платят по ставке 13%, а не для любого НДФЛ.
Пересчет НДФЛ. Может быть так, что с начала года работник считался нерезидентом и у него удерживали НДФЛ по ставке 30%. А потом он использовал новые условия, подал заявление в налоговую и стал резидентом, пробыв в России 92 дня. Налог пересчитают с начала года по ставке 13%. Ранее удержанный налог по ставке 30% зачтут, а если будет переплата — ее можно вернуть в следующем году. В нюансах разберется работодатель. Если получаете доходы от иностранных источников и сами считаете налог, для пересчета НДФЛ лучше обратиться за помощью к эксперту, чтобы не оставить лишнего в бюджете.
До 2019 года нерезиденты не могли использовать минимальный срок владения, чтобы продавать имущество без налога и декларации. Но с 2019 года им дали такое право.
Если не получается стать резидентом, но есть доходы в России, используйте другие способы экономить на налогах:
Кто такие налоговые резиденты и нерезиденты, и что о них нужно знать бухгалтеру
Вопрос налогового резидентства сотрудников всегда актуален для бухгалтера. Ведь ему важно начислить НДФЛ по правильной ставке. Расскажем на примерах: как правильно считать срок пребывания сотрудника на территории России, по какой ставке начислять налог в 2021 году, и какими документами можно подтвердить статус сотрудника.
Кто такие резиденты и нерезиденты
По отношению к НДФЛ законодатель выделяет 2 вида налогоплательщиков: резиденты и нерезиденты.
Резиденты – это физлица, которые проживают на территории РФ не меньше 183 дней в течение 12-ти месяцев, идущих подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ). Исключение:
Эти две категории лиц считаются резидентами независимо от того, сколько времени в течение года они фактически находятся в России.
Нерезидентами считают физлиц, проживающих в России менее 183 дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев.
Статус налогоплательщика несет определенные налоговые последствия :
1. От статуса зависит величина налоговой ставки. В общем порядке (об исключениях мы расскажем ниже) она составляет:
Отметим, что в рамках валютного регулирования нерезидентами считают всех иностранцев без вида на жительство временно пребывающих (проживающих) на территории России.
2. Состав доходов для каждой из групп свой. Для нерезидентов это только доходы, которые получены от источников в РФ.
3. Резиденты в отличие от нерезидентов имеют право на налоговые вычеты по НДФЛ.
Когда применяют ставку НДФЛ 15%
С 01.01.2021 ставка 15% устанавливается для случаев, когда сумма годового дохода физлица превышает 5 млн рублей, а сам доход включен в перечень, приведенный в законе от 23.11.2020 № 372-ФЗ.
Закон закрепляет два отдельных списка для налоговых резидентов и нерезидентов.
Резиденты платят налог по ставке 15% со следующих доходов (п. 2.1 ст. 210 НК РФ):
Получается, что для резидентов с ростом доходов ставка НДФЛ увеличивается.
Нерезиденты в группу доходов, облагаемых по ставке 15%, включают доходы (п. 2.2 ст. 210 НК РФ):
Получается, что для нерезидентов ставка 15% по факту является пониженной по сравнению с общей ставкой 30%.
Как считать срок пребывания: 4 актуальных вопроса
1. Входит ли день въезда на территорию РФ в общий срок?
По закону течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (п. 2 ст. 6.1. НК РФ), то есть на следующий день после даты въезда.
Есть примеры судебной практики, подтверждающие правильность этого вывода (Постановление ФАС Центрального округа от 11.03.2010 по делу № А54-3126/2009С4).
Но Позиция Минфина прямо противоположная, он стабильно подтверждает собственно мнение о том, что день въезда / выезда физлица на территорию / с территории РФ необходимо включать в срок пребывания (Письмо Минфина от 13.08.2019 № 03-04-05/61114, Письмо Минфина России от 15.02.2017 № 03-04-05/8334).
2. Какие периоды включать в 183-дневный срок?
Иван Смирнов в течение 2020 года дважды выезжал в Штаты: в июле – в отпуск на 21 день и в сентябре – на 28 дней в командировку.
Таким образом, из общего срока пребывания гражданина Смирнова на территории России 49 дней подлежат вычитанию.
Подсчет дней нужно вести путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев ( Письмо № БС-3-11/4763@ от 25.06.2020 ). Окончательный статус физлица определяется по итогам налогового периода (года).
Но важно, чтобы у гражданина были подтверждающие документы:
Не забудьте, что документы, составленные на иностранном языке должны иметь перевод на русский язык.
3. С какого момента исчислять 12-месячный срок?
Ответ на этот вопрос зависит от того, кто удерживает и перечисляет налог.
НДФЛ из доходов налогоплательщика удерживает и перечисляет работодатель
Из анализа норм НК РФ и разъяснений Минфина следует вывод о том, что статус лица определяется на день фактического получения дохода в виде зарплаты, то есть на дату перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке (п. 1 ст. 223 НК РФ).
НДФЛ уплачивает сам налогоплательщик
Здесь 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход (период с 1 января по 31 декабря). То есть определять налоговый статус лица нужно по итогам этого года (п. 2 ст. 207, ст. 216, ст. 228 НК РФ).
4. Как посчитать 12-месячный срок, переходящий с одного календарного периода на другой?
Знаковым в этом вопросе оказалось Постановление Конституционного суда РФ от 25.06.2015 № 16-П.
Кратко суть дела : гражданин Республики Беларусь прибыл для работы в Россию в июле 2010 г. С этого момента работодатель удерживал из дохода белоруса НДФЛ по ставке 30%.
В 2011-м году гражданин Беларуси решил, что уже приобрел статус налогового резидента. Он обратился в ИФНС с заявлением о возврате суммы переплаты по НДФЛ. Но налоговики нашли ошибки в декларации (ставку налогоплательщику указал 30%, а статус — резидент) и отказали в возврате налога.
Тогда гражданин Беларуси подал иск в суд. Он требовал от ИФНС возврата излишне уплаченного налога за 2010 год. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным судом, в удовлетворении иска отказано. Основные доводы судов сводились к следующему:
Рассмотрев жалобу лица, Конституционный Суд РФ пришел к следующему выводу:
В обычном случае для перерасчета уплаченной суммы налога требуется подтвердить статус резидента в определенном налоговом периоде (с 1 января по 31 декабря).
Какие документы подтверждают статус налогоплательщика?
Конкретный перечень таких документов отсутствует. Согласно Письму Минфина РФ от 21.04.2020 № 03-04-05/31921 в качестве подтверждения можно использовать копию паспорта с отметками пограничной службы, квитанции из гостиницы и т.п. документы.
Что еще можно использовать:
Обратите внимание! Вид на жительство в качестве подтверждающего документа не подойдет. Он удостоверяет только право лица (иностранца или лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также его личность.
Под ним подразумевают ту страну, где у человека сосредоточено большее количество личных и экономических интересов. Например — наличие проживающих в стране близких родственников, бизнеса, работы и др. (Письмо ФНС от 25 июня 2020 г. № БС-3-11/4763@). Налог на доходы в этом случае уплачивается в той стране, где у физлица находится такой центр.
Резидент и нерезидент: кто это такие и чем они различаются?
Чтобы обладать статусом резидента РФ, по валютному законодательству достаточно быть российским гражданином или иностранцем с видом на жительство в РФ, а по налоговому — находиться в России больше 183 дней в течение следующих подряд 12 месяцев
Михаил Кратов
Читатель Олег спрашивает: «Я работаю удаленно в российской компании. Осенью и зимой живу за границей. Я слышал, что тот, кто долго живет в другой стране, становится нерезидентом России. Помогите разобраться: кто такой резидент и нерезидент и чем они различаются?»
В налоговом и валютном законодательстве термины «резидент» и «нерезидент» имеют разные значения
Разделение на резидентов и нерезидентов есть в валютном и налоговом законодательстве.
В налоговом законодательстве. Любой гражданин РФ или иностранец становится налоговым резидентом РФ, если он находится в России больше 183 дней в течение следующих подряд 12 месяцев. День въезда и выезда в РФ включаются в этот срок.
В срок пребывания входят поездки за границу не более чем на 6 месяцев для лечения, обучения или отдыха. Цель выезда за границу необходимо подтвердить документально, иначе этот срок не будет включен в 183 дня непрерывного пребывания в РФ. Для подтверждения подойдет договор с медицинской организацией, турфирмой, вузом, учебная виза, копия паспорта с отметкой пограничников о пересечении границы.
Если вы осенью и зимой живете за границей, чтобы остаться налоговым резидентом РФ, вы должны провести на родине не меньше 183 дней — это постоянное пребывание примерно с марта по август.
Если вы отдыхаете, лечитесь или учитесь за границей не более 6 месяцев и можете это подтвердить документами, фактически на территории РФ вам надо находиться хотя бы один день в году.
В валютном законодательстве. Валютными резидентами считаются граждане РФ и иностранцы, у которых есть российский вид на жительство. При этом неважно, сколько времени вы в реальности проводите в России. Даже если вы не приезжали несколько лет, по валютному законодательству вы остаетесь резидентом, пока сохраняете гражданство. Все остальные считаются нерезидентами.
Налоговые нерезиденты платят НДФЛ по другой ставке
Если вы будете работать за границей и не приедете в Россию на 183 дня, ваш работодатель будет должен платить за вас уже не 13%, а 30% НДФЛ.
Валютные резиденты должны отчитываться об открытии счетов за границей
По валютному законодательству права и обязанности резидентов и нерезидентов различаются.
Резиденты должны уведомить налоговую об открытии счета за границей и отчитываться о движении средств по этому счету. Еще им запрещено использовать иностранные электронные кошельки, которые не привязаны к банковскому счету.
Нерезиденты освобождены от этих обязанностей — им не надо уведомлять об открытии счета и движении средств по зарубежным счетам. Но при этом у них есть ограничения: в России они могут открыть счет только в специальных уполномоченных банках.
И резиденты, и нерезиденты на территории РФ проходят валютный контроль одинаково: они должны предоставить документы в банк по валютным операциям свыше 200 000 ₽. Неважно, оплата прошла в рублях или валюте. Любой банк по требованию Центробанка следит за законностью таких сделок и проверяет платежи.
Если вы гражданин России, то даже при условии, что большую часть года вы проводите за границей, вы остаетесь валютным резидентом. Это значит, что вам надо отчитаться в налоговой об открытии счетов за границей и любым операциям по ним.
Расчетный счет в Тинькофф
Бесплатно откроем расчетный счет для ИП или ООО:
Сейчас читают
Что такое УИН и где его взять
УИН — специальный идентификатор, указанный в платежном документе. По нему госорганы определяют, от кого и за что пришли деньги
Как учредителю вывести прибыль из ООО через дивиденды?
Дивиденды можно вывести деньгами или в натуральной форме — имуществом
Когда ИП пора регистрировать ООО?
Регистрировать компанию нужно, когда бизнес ведут несколько партнеров, его нужно разделить, масштабировать или продать как единое целое. Еще ООО открывают, когда решили заняться деятельностью, недоступной для ИП
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Блог
МАТЕРИАЛЫ
Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия
Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»
Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:
— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;
— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.
Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.
Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.
Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.
Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.
В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:
— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.
Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.
Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.
Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.
Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.
Такими документами могут являться:
— проездные документы о въезде и выезде из РФ;
— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.
В случаях, когда отметки о пересечении границы в паспортах не проставляются, в качестве таких документов выступают сведения из табеля учета рабочего времени, данные миграционных карт, документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Письмо ФНС России от 19.12.2014г. №ОА-4-17/26338).
— справки работодателей, подготовленные на основании сведений табеля учета рабочего времени;
— квитанции о проживании в гостинице;
— другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в Российской Федерации, например, справка из учебного заведения, справка, полученная по месту проживания в Российской Федерации. Указанные разъяснения следуют из Писем ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@, Минфина России от 13.01.2015г. №03-04-05/69536, Минфина России от 26.04.2012г. №03-04-05/6-557, ФНС России по г. Москва от 13.05.2011г. №20-14/04697@.
Если же отметки паспортного контроля в удостоверяющем личность документе отсутствуют, то могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания человека на территории России.
При определении налогового статуса физлица гражданство и место прописки значения не имеют. Физлицо, фактически находящееся в России менее 183 дней в календарном году РФ, не признается налоговым резидентом. Наличие постоянной «прописки» у физлица на этот статус не влияет. Об этом сообщила ФНС России в письме от 04.10.2017 № ГД-3-11/6542@, тем самым скорректировав свою позицию по данному вопросу, приведенная выше. Таким образом, физлица, фактически находящиеся в РФ менее 183 дней в календарном году, налоговыми резидентами не признаются. Исключение — лица, отдельно упомянутые в статье 207 НК РФ (в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей).
Обратите внимание! П ри определении налогового статуса физического лица гражданство и место прописки значения не имеют. Физическое лицо, фактически находящееся в России менее 183 дней в календарном году РФ, не признается налоговым резидентом. Наличие постоянной «прописки» у физического лица на этот статус не влияет (Письмо ФНС России от 04.10.2017 № ГД-3-11/6542@. Исключение — лица, отдельно упомянутые в ст. 207 НК РФ (в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей).
Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим при получении дохода от продажи имущества на территории РФ для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц.
Таким образом, если физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ, получит доход от продажи имущества в России, то обложение НДФЛ полученного дохода подлежит по ставке 30 процентов. При этом налоговым вычетом налоговый нерезидент воспользоваться не может (Письмо ФНС России от 27.09.2017 № ГД-3-11/6410@). В отношении доходов, полученных от продажи жилья нерезидентом, налоговая база определяется без применения вычетов, а также без учета срока владения проданным имуществом.
В случае нахождения физического лица в Российской Федерации более 183 дней в налоговом периоде такое лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации и к доходам от продажи в данном налоговом периоде принадлежащего ему недвижимого имущества будут применяться положения статей 208, 217, 220,224 НК РФ.
Обратите внимание! Согласно п.17.1 ст. 217 НК РФ доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ освобождаются от налогообложения.
В редакции, действующей в отношении правоотношений, возникших до 1 января 2016 года, в соответствии с п.17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи, в частности, квартир, комнат и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Таким образом, если на момент получения дохода от продажи квартиры физическое лицо будет признано налоговым резидентом и период владения реализованным недвижимым имуществом составит три года и более (в случае приобретения до 01.01.2016г.), либо пять и более (в случае приобретения после 01.01.2016г.), то такой доход освобождается от налогообложения, и соответственно отсутствует обязанность его декларировать (п.1 ст.229 НК РФ).
Понятия резидента и нерезидента даны в пунктах 6 и 7 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту Закон №173-ФЗ).
Уполномоченным органом валютного контроля в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба РФ и Федеральная таможенная служба РФ (Указ президента РФ от 02.02.2016г. №41).
К резидентам относятся физические лица:
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства
Соответственно, к нерезидентам относятся физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 ст. 1 Закона №173-ФЗ.
Обратите внимание! Понятие резидента для целей валютного контроля не вполне эквивалентно понятию налогового резидента (которое для физического лица соотносится не с наличием вида на жительство, а с количеством дней пребывания в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев ). Соответственно, независимо от утраты статуса налогового резидента ФЛ лицо может быть резидентом валютным.
Таким образом, «валютными» резидентами признаются граждане РФ, кроме постоянно проживающих за границей не менее одного года либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей/учебной визы.
Статус нерезидента для граждан РФ начинает действовать после истечения одного года, исчисляемого с момента, с которого у гражданина РФ возникло право долговременного пребывания за рубежом, при условии, что период фактического пребывания таких граждан РФ за пределами территории РФ не прерывался.
Таким образом, наличие права долговременного пребывания за рубежом само по себе не является основанием для признания гражданина РФ валютным нерезидентом.
Такое право должно подтверждаться документами, свидетельствующими о непрерывном пребывании за пределами РФ в течение одного года.
Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.
Валютный резидент обязан уведомлять налоговые органы Российской Федерации:
1) об открытии счетов (вкладов) в иностранных банках;
2) о закрытии счетов (вкладов) в иностранных банках;
3) об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранных банках;
4) о движении средств по счетам (вкладам) в иностранных банках;
Резидент обязан направить в налоговый орган по месту своего учета уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за границей, не позднее месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов счетов (вкладов)(ч.1, 2 ст.12 Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ).
Обратите внимание! Представление в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за границей, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 руб. Непредставление такого уведомления влечет административный штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб. (ч.2, 2.1 ст.15.25 КоАП РФ).
Валютный резидент обязан представлять налоговые органы Российской Федерации отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за границей.
Резидент обязан представлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за границей (ч.7 ст.12 Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ).
Отчет представляется ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или на бумажном носителе лично либо направляется по почте (пп.2, 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015г. №1365).
Обратите внимание! За несоблюдение физическими лицами– резидентами порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. Кроме того, предусмотрена ответственность за нарушение срока представления отчетов в виде штрафа в размере от 300 до 3 000 руб. (ч.6, 6.1 – 6.3 ст.15.25 КоАП РФ).
Таким образом, за неисполнение (несвоевременное исполнение) указанных обязанностей предусмотрена административная ответственность – ч.ч. 2, 2.1, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ. Уголовная ответственность за неисполнение (несвоевременное исполнение) указанных обязанностей не предусмотрена.
То есть, за неуведомление о наличии счета в иностранном банке или за отсутствие отчета о движении средств по нему необходимо было уплатить штраф и учесть на будущее.
Однако в письме ФНС России от 16.07.2017 №ЗН-3-17/5523@налоговая служба высказала иную позицию: валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в иностранных банках, по которым физическими лицами – резидентами в налоговые органы не представлены уведомления и отчеты, являются незаконными валютными операциями (то есть даже если такие операции Законом № 173-ФЗ в принципе отнесены к числу разрешенных).
При этом, стоит отметить, что ответственность за осуществление незаконных валютных операций предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Новый подход, изложенный в письме ФНС России от 16.07.2017 №ЗН-3-17/5523@, влечет совершенно иные последствия:
1) штраф за неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему (ч.ч. 2, 2.1, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ),
2) штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Данная позиция ранее в правоприменительной и праворазъяснительной практике не встречалась.
Кроме того, данная позиция налогового органа при применении КоАП РФ, в частности, нарушает неоднократно подтвержденное Конституционным Судом РФ требование определенности правовых норм, означающее, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы – в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, – каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (Определение Конституционного суда РФ от 07.12.2010 №1570, от 16.07.2013 №1076-О, от 17.07.2014 №1651-О-О). Из некоторых решений Конституционного Суда РФ (Постановление от 23.09.2014 №24-П, Определение от 29.01.2015 №185-О) следует также, что требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм предполагает доступность административно-правового запрета для восприятия и его понятность субъектам соответствующих правоотношений.
Кроме того, в более позднем Письме от 05.09.2017 № ОА-3-17/5973@ ФНС России скорректировала свою позицию: за неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему следует наказание по соответствующим частям ст. 15.25 КоАП РФ. Также это дает налоговому органу повод для проверки операций по счету на предмет их соответствия требованиям валютного законодательства. И только при выявлении среди них незаконных/запрещенных операций следует ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, незаконность или запрещенность операции налоговым органам нужно устанавливать и доказывать отдельно.
Валютные резиденты РФ могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, если с даты совершения нарушения прошло не более двух лет (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).
Вместе с тем, в законе установлены исключения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ), согласно которым срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения, если оно является длящимся.
Правонарушения физических лиц-валютный резидентов России, касающиеся не уведомлений органов валютного контроля России об открытии (закрытии) зарубежных счетов и вкладов, об изменении их реквизитов, а также не представления отчетов о движении по этим счетам и вкладам не являются длящимися. Давность для привлечения по этим нарушениям – 2 года.
То есть валютных резидентов РФ физических лиц (граждан) могут привлечь:
— за незаконное проведение валютных операций – штраф от 3/4 до размера суммы незаконной валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ) ;
— за представление уведомления с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, к штрафу от 1 000 до 1 500 руб. (часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ);
— за непредставление уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, к штрафу от 4 000 до 5 000 руб. (часть 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ);
— за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и т.д. – к штрафу от 2 000 до 3 000 руб. (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ);
— за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней, к предупреждению или штрафу от 300 до 500 руб. (часть 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ);
— за аналогичное п.6.1 КоАП нарушение, но более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, к штрафу от 1 000 до 1 500 руб. (часть 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ);
— за аналогичное п.6.1 и п.6.2 КоАП нарушение, более чем на тридцать дней, к штрафу от 2 500 до 3 000 руб. (часть 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ);
— за повторное несообщение об открытии (закрытии) счетов (вкладов), или изменении реквизитов счетов – штраф 10 000 руб.;
— за повторное несообщение о движении по счетам (вкладам) – штраф 20 000 руб.
Обращаем внимание! Федеральным законом от 14.11.2017 №325-ФЗ внесены поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и КоАП. Изменения больше коснулись индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и начнут действовать с 14 мая 2018 года. Кроме того, с 1 января 2018 г. вступает в силу Инструкция Банка России от 16.08.2017 г. № 181-И, устанавливающая порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, а также единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Незаконные валютные операции
В Федеральном законе № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» понятия «незаконных» или «запрещенных» валютных операций нет. Эти понятия содержатся в статье 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), пункт 1 которой гласит, что осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции (часть 1 ст.15.25 КоАП РФ).
С 14.05.2018 г. ч.1 ст.15.25 КоАП РФ будет действовать в следующей редакции:
— влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц — от 20 000 руб. до 30 000 руб.
1. Незаконные валютные операции:
— валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ
— валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства РФ
2. Осуществление валютных операций в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.
При этом за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов установлена уголовная ответственность по статье 200.1 УК РФ, согласно которой:
наказывается штрафом в размере от трехкратной до десятикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:
а) в особо крупном размере;
За проведение незаконных валютных операций установлена уголовная ответственность на основании ст. 193, 193.1 УК РФ — от крупных штрафов до лишения свободы.
Под уголовную ответственность, согласно ст. 193 УК РФ, попадает невозврат из-за рубежа денег в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошедшие до соответствующих расчетных счетов. Если размер не зачисленных средств превысил 9 млн. руб., считается, что это крупный размер нарушения и наказание предусмотрено следующего характера:
Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 45 млн руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация, то размер санкций будет таковым:
Ст. 193.1 УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов. Если такое перечисление сопровождалось предоставлением в недостоверных данных в банк, то наказание может повлечь:
Если нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы:
Если размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц: