кто такой рамбам в израиле

Кто такой рамбам в израиле

кто такой рамбам в израиле

Популярность этого великого врачевателя была так велика, что английский король Ричард Львиное Сердце при посещении Святой Земли в период крестового похода предложил ему стать личным доктором. Медицинское искусство и авторитет этого человека послужили во благо его прямых потомков. Сын и внук его унаследовали должность личного врача преемников султана. Эта великая личность – Маймонид или Рамбам. В старорусских книгах его именуют Моисеем Египетским. Выдающийся еврейский врач, ученый, раввин, философ, кодификатор законов Торы считался духовным руководителем иудеев и своего времени, и следующих веков.

Моше бен Маймон увидел свет 30 марта 1135 года в испанском городе Кордова. Его отец, Маймон бен Иосиф, был раввином, судьей, автором комментариев к Торе, известным талмудистом. Раввин Маймон сам обучал своего сына, незаурядная одаренность и поразительная память которого впечатляли окружающих людей. Именно от отца Моше получил блестящие знания не только Талмуда и Торы, но и математики, астрономии, философии.

кто такой рамбам в израиле

Накануне бар-мицвы (еврейского религиозного совершеннолетия) Моше бен Маймона случилась беда. Испанские города, в том числе и Кордова, были захвачены религиозными мусульманскими фанатиками, которые объявили священную войну «неверным». Их лидер принял решение уничтожить в Испании неугодные религии во имя всемирного торжества Корана.

Маймон бен Иосиф, как и тысячи других евреев, оставил дом, имущество и вместе со своей семьей покинул Кордову. Двенадцать лет семейство скиталось по Испании. В 1160 году отыскали убежище в Фесе (ныне Марокко). Однако относительно спокойная жизнь в африканском городе была недолгой. Через 5 лет мусульманский фанатизм достиг и этих мест. Мучительной смертью, отказавшись от формального магометанства, умер один из учителей Pамбама раввин Иегуда Эвен-Шушан. Сам же Моше бен Маймон и его брат успели скрыться.

Эти события подвигли семейство Маймонов в 1165 перебраться в Акре, расположенном в Иерусалимском королевстве. Рaмбам полгода путешествовал по Святой Земле, позднее эмоционально описав свои странствия. В 1166 семья переехала в Египет и стала жить в предместье Каира. Вскоре Рамбам женился. Имена жены, как и матери, еврейского гаона неизвестны. Установлено лишь то, что его супруга была из важной еврейской семьи Мишаэля Галеви бен Ишаяу, имевшего родословную их 14 поколений. В 1168 в семье Paмбама родился сын Авраам, который после смерти отца стал главой еврейской общины.

кто такой рамбам в израиле

Маймонид отличался гениальными способностями во многих сферах. Избрав профессию врача, он уже через несколько лет стал истинным светилом медицины. Слава о докторе, который излечивает многие заболевания, перешагнула границы еврейской общины Каира. Его пригласил к себе Аль-Кади аль-Фадил аль-Байсами – главный египетский визирь, который рекомендовал его как искусного врачевателя султану Саланину (Салах ад-Дин). Среди большого количества лекарей Рамбaм выделялся своими знаниями и умениями. Образованный и мудрый человек, к которому султан проникся глубоким уважением, стал лейб-доктором семьи правителя. Рамбам имел большое влияние на султана, часто прибегавшего к его советам, но использовал его только для общей пользы. После захвата арабами Палестины, практически 100 лет истекавшей кровью во время правления жестоких крестоносцев, Маймонид добился декрета, который давал право евреям на возвращение и проживание в Иерусалиме.

Как известно, знания и опыт великого врачевателя, его гениальные медицинские трактаты стали известны далеко за пределами Египта. Согласно историческим сведениям, от именитого короля Англии Ричарда Львиное Сердце Pамбaму поступило предложение стать личным доктором королевской семьи, но тот отказался от этого заманчивого предложения.

Маймонид довольно быстро стал духовным лидером еврейской общины, играя в ней роль апелляционного судьи. В 1171 он официально был назначен ее главой, что вызвало упорное сопротивление местной еврейской знати, доходившее до угроз жизни Рaмбaма и доносов на него властям. Он утратил эту должность, пробыв на ней 2 года, вернув ее лишь в 1197.

Известность и авторитет Маймонида росли с каждым годом. К нему обращались за советами из различных мест. Ответы мудреца порой представляли собой целые книги. Еще до написания «Мишне Торы» в 1172 он на обращение раввинов Йемена написал «Послание в Йемен», высказав прямо и смело отрицательное отношение к исламской религии. Переписка Рамбама охватывала Египет, Ирак, Сирию, Магриб, Палестину, а позже – европейские страны.

Около 1177 Маймонид завершает беспримерный труд «Мишне Тора» – первый полный кодекс еврейского закона. Во время интенсивной работы по его кодификации бытовые заботы легли на плечи младшего брата Давида, который занимался торговлей алмазами. В том же году Pамбaмa испытал большое горе – погиб любимый им Давид, оставив жену и дочь. Это так подкосило Моше, что он проболел, не вставая с постели, практически год. После выздоровления, став личным доктором визиря султана, совершенствовал свое врачебное мастерство, делая упор на профилактике заболеваний и ведении здорового образа жизни.

Трудясь врачом, Рамбам постоянно жаловался на недостаток времени. Однако, даже активно занимаясь медицинской практикой, он нашел время для работы над самым длинным философским сочинением в истории – «Путеводителем рассеянных», написанным в 1187—1191 годы.

кто такой рамбам в израиле

После завершения этого труда Маймонид писал лишь письма и работы, связанные с медицинской тематикой. Его энциклопедические сочинения стали настольными книгами врачей, живших в последующие столетия. Основательное учебное пособие по общей медицине соседствует с небольшими статьями, где рассказывается о способах лечения редких заболеваний, медицинскими трактами по узкоспециализированным темам, например, о ядах и противоядиях.

Маймонид также дал разрешение Шмуэлю Ибн Тиббону перевести на иврит «Путеводитель заблудших», разъяснив некоторые положения в письменном виде.

Свои произведения Райбама писал в основном на арабском языке, однако главный труд своей жизни «Мишне Тора» был создан на иврите. Его письма в зависимости от адресата были написаны либо по-арабски, либо на иврите.

Земной мир великий еврейский врач и мудрец покинул в 12 декабря 1204. В этот день в Каире объявили траур, который продолжался в течение 3 дней. Соблюдался он и евреями, и мусульманами. От печальной вести в Иерусалиме плакали и постились евреи. Похоронен Рaмбам в Тверии (Эрец-Исраэль) рядом с мудрецами эпохи Мишны. Память о выдающемся философе, богослове священна для всех поклонников этого великого человека.

Философские и медицинские труды Pамбама не потеряли своей актуальности до настоящего времени. Ведь он был настоящим ученым, исследователем, который считал, что только опыт – это критерий истины. Его творчество изумляет величием и размахом, побуждает мыслить, обсуждать, полемизировать. По многим проблемам, поднятым мудрецом, до сих пор существуют разногласия и споры, что свидетельствует об их важности и современности. А еще его труды обладают высокой практической ценностью. Ведь в них и сейчас можно отыскать четкие и недвусмысленные ответы на многие жизненные вопросы.

кто такой рамбам в израиле

PS: В 1938 году, в годы британского мандата было открыто медицинское учреждение. После образования государства Израиль в 1948 году, госпиталь был переименован в медицинский центр «Рамбам» в честь выдающегося еврейского философа, врача и учёного. Сегодня медицинский центр «Рамбам» является крупнейшим многопрофильным лечебно-диагностическим и реабилитационным центром не только Израиля, но и всего мира.

Источник

Рамбам

кто такой рамбам в израиле

Содержание

Биография

Родился 14 нисана 4895 года [1] (30 марта 1135) в Кордове в Испании у рава Маймона, носившего фамилию Овадья (ибн Абдалла), ученика рава Йосефа ибн Мигаша, который был учеником Ицхака Альфаси. Его отец, рав Маймон, был даян в общине Кордовы и потомок короля Давида. После 1148 вследствие вторжения Альмохадов из Северной Африки семья Рамбама в течение десяти лет скиталась по Южной Испании, а затем поселилась в Фесе Марокко, где Маймонид приобрёл основы светских знаний в местном университете. В этот период он составил комментарий на Мишну. В 1165 вся семья покинула Фес и жила в Акко; в течение шести месяцев Маймонид путешествовал по Святой земле, а затем переехал в Египет, где стал личным врачом ал-Фадила, визиря Салах ад-Дина и главой еврейской общины Египта.

Семья Маймонида занималась торговлей с Индией.

Маймонид известен рядом высказываний, указывающим на его крайне негативное отношение к христианству и язычеству.

Философия

«Путеводитель растерянных», философские отделы комментариев Маймонида на «Мишну» оказали большое влияние на средневековую схоластику, в особенности на Альберта Великого, Фому Аквинского и Дунса Скота.

Маймонид самостоятельно познакомился с текстами мусульманских философов и Аристотелем. В своих трудах он сделал попытку примирить учение Аристотеля с положениями Торы. Согласно Маймониду, цель религиозной философии заключается в том, чтобы объяснить значение выражений и метафор, встречающихся в библейской и раввинистической традиции. Маймонид сделал это, используя понятия, распространенные в его интеллектуальной среде, чтобы дать прежним метафорам и понятиям новое толкование.

Апофатическое богословие

Принцип, который вдохновил его философскую деятельность, был идентичен с фундаментальным принципом Схоластики: не может быть никакого противоречия между истинами, которые Бог показал, и данными науки и философии. Маймонид прежде всего опирается на учение Аристотеля и изучение Талмуда, обычно находя основание в положения иудаизма для философа. В некоторых важных пунктах он отступает от учения Аристотеля; например, он отклонил Аристотелевскую доктрину о том, что предусмотрительная забота Всевышнего простирается только на человечество, а не на отдельного человека. От неоплатоников Маймонид взял положения отрицательного богословия, в котором Всевышний описывается исключительно через отрицательные признаки:

Тем самым, этот метод состоит в том, чтобы получить знание Бога, описывая то, что не является Богом; а не описывая, каков Он. Многие согласились с ним в том, что никакой предикат не в состоянии выразить природу Бога; но многие не соглашались с тем, что никакое слово не может быть применено к Богу в утвердительном смысле, ведь можно утверждать, что «Бог вечен» и т. п.

Маймонид в своём богословии пытается избежать антропоморфизма при определении Всевышнего, так как любое положительное описание наделяет Его человеческими качествами, тем самым умаливает Его.

Пророчество

В «Путеводителе растерянных» Маймонид рассматривает вопрос о пророчестве. Отдалённой причиной пророчества является Бог, а непосредственной — активный Интеллект. Пророчество воспринимается в начале рациональной способностью, а затем — способностью воображения.

Рациональная способность необходимо должна быть очищена для восприятия Божественных истечений, подготовлена нравственным совершенствованием и занятиями науками. Помимо рациональной способности и воображения пророк должен обладать ещё и бесстрашием, для адекватного поведения в опасных ситуациях. Все пророки являются совершенными философами.

Проблема зла

Маймонид занимался теодицеей (попытка примирения существования Бога с наличием зла в мире). Он взял за отправную точку положение, что всемогущий и всеблагой Бог существует. Маймонид полностью отклонил двойственность неоплатоников относительно хорошей изначально души и несовершенного материального мира. Он принимает положение Аристотеля, который определял зло как уменьшение присутствия Бога.

Все зло, утверждает Маймонид, проистекает из материального элемента человеческого существования. Люди, способные избавиться от тирании тела и безусловно подчиниться велению разума, защищены от многих зол. Человек должен отвлечься от желаний тела, стараться не говорить и не думать о них; веселые и эротические песни портят самое благородное, чем одарен человек, — мышление и речь. Материя — перегородка, отделяющая человека от чистых интеллигенций; она — «густое облако», через которое истинное знание должно пробиться, чтобы достичь человека. На самом деле зло — это всего лишь обратная сторона добра: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Бытие 1:31). Зло вообще не существует. Когда в Писании говорится о зле как творении Бога, эти слова не следует понимать буквально.

Астрология

Маймонид, отвечая на вопрос из Марселя относительно астрологии, написал, что человек должен верить только в то, что может быть подтверждено рациональными доказательствами, данными органов чувств или заслуживающими доверия свидетельствами. Он подтверждает, что изучил астрологию, но она не представляет собой науки.

Гипотеза, что судьба человека может зависеть от расположения звёзд была им высмеяна; он утверждает, что такая теория лишила бы человека цели в жизни и сделала его рабом судьбы. [2] (См. также фатализм, предопределение.)

Бессмертие и загробная жизнь

Тринадцать принципов иудаизма

Чтобы философские спекуляции о догматах веры не смогли поколебать веру евреев Маймонид сформулировал тринадцать главных принципов иудаизма, которые составляют основу его мировоззрения:

кто такой рамбам в израиле

В XIV веке эти принципы были изложены в стихотворной форме и вошли в ежедневный ритуал многих еврейских общин, кроме ашкеназов. В последствии они были приняты всеми еврейскими общинами.

Труды

Маймонид является автором комментария к Мишне, галахического кодекса «Мишне Тора» («Яд хазака») и философского труда «Путеводитель растерянных» (ивр. מורה נבוכים ‎, Морэ Невухим).

Им написаны труды по медицине и юриспруденции. Маймонид писал по-арабски (кроме Мишне Тора) и его сразу переводили на иврит.

Не все его работы обращаются одинаково ко всем читателям и поэтому не могут рассматриваться на одном уровне, обо Маймонид исходил из положения, что люди находятся на разных уровнях духовного развития и истину воспринимают именно на своём уровне, поэтому тексты «Мишне Тора» и «Комментарии к Мишне» адресованы простым верующим, короткие трактаты и ответы на вопросы — соблюдающим заповеди, «Путеводитель растерянных» — стремящимся к умозрительным предметам. Для настоящих учёных, то есть книгу по философии Маймонид не написал.

«Мишне Тора» («Яд хазака»)

За долгое время в текст труда «Мишне Тора» Рамбама вкрались многие ошибочные формулировки как в отдельных галахических постановлениях, так и в разделении на галахот и в иллюстрациях. Источником таких изменений были ошибки переписчиков рукописей, укоренившиеся позднее в печатных изданиях, редактирование некоторых переписчиков, которые «исправляли» текст в соответствии со своими взглядами, христианская цензура, которая во многих местах меняла текст в нужном ей направлении (например, в теме половых отношений). Если добавить к этому, что сам Рамбам несколько раз правил текст, то станет понятно, что вариант, который есть у нас сегодня, далёк от оригинального текста самого Рамбама.

Чтобы восстановить оригинальный текст необходимо обращаться к рукописям и изданиям, которые не были отредактированы переписчиками и которые не прошли через христианскую цензуру. Очень часто вопросы и недоумения по поводу текста Рамбама возникали и возникают именно из-за недостоверных вариантов текста, и после восстановления оригинала решаются практически все противоречия.

Во второй половине XX века вышли в свет четыре научные издания «Мишне Тора»:

«Путеводитель растерянных»

Трактат написан с намеренной двусмысленностью. В первой половине первой части речь идёт о танахических и талмудических выражениях, которые не следует воспринимать буквально; во второй половине этой части описываются Божественные атрибуты, а также критикуются мутакаллимы.

Вторая часть посвящена философским доктринам и пророчествам. Третья часть аллегорически объясняет «деяния Колесницы» (Маасе Меркава — мистическое знание, учение о различных визионерских практиках), далее говорит о провидении и конце мира, обьясняет Книгу Иова, делает исторический обзор религий и обрядов, а в конце обсуждает проблему религиозных предписаний.

Источник

РАМБАМ

кто такой рамбам в израилеОдин из величайших законоучителей всех эпох раби Моше бар Маймон (аббревиатура РАМБАМ) родился в 4895 (1135) году в испанском городе Кордове.

Предание рассказывает, что его отец, р. Маймон, долго оставался неженатым. И вот однажды во сне к нему явился некий человек, приказавший взять в жены дочь жившего недалеко от Кордовы мясника. Сон повторялся много раз – до тех пор, пока свадьба не состоялась. Во время первых же родов эта женщина умерла, и маленький Моше – будущий РАМБАМ – сделался сиротой с момента своего рождения.

Его отец вскоре вновь женился – от этого брака родился младший брат Моше, Давид.

Моше и Давид изучали Тору у отца. Согласно преданию, Моше был ребенком «до крайности непонятливым» и «не проявлял к учебе ни малейшего интереса». Доведенный до отчаяния отец, побив его, прогнал из дома. Ребенок заночевал в одной из городских синагог. Пережитое им потрясение было столь велико, что он, «пробудившись утром, ощутил себя совсем иным человеком». С этого дня он начал всерьез учиться и «стал набираться мудрости» (Седер адорот).

В 4908 (1148) году в Испанию из северной Африки вторглись воинственные племена альмохадов, которые силой обращали иноверцев в ислам. Семье р. Маймона пришлось бежать из Кордовы, и в том же году Моше отметил свою бар мицву. После многолетних скитаний по городам Андалузии, в 4920 (1160) году семья обрела временное пристанище по другую сторону Средиземного моря, в марокканском городе Фесе. Это место славилось прочными традициями еврейской учености – веком ранее там располагалась знаменитая ешива р. Альфаси (Рифа), а за два века до прибытия семьи р. Маймона раввином города был прославленный мудрец из Вавилонии р. Дунаш бен Лабрат.

Однако теперь и в Фесе евреи находились под властью фанатиков альмохадов: в течение длительного времени беглецам пришлось выдавать себя за мусульман, втайне соблюдая законы Торы. А когда тайна семьи раскрылась, р. Маймон решил искать спасения для своей семьи на Святой Земле.

В 4925 (1165) году беглецы взошли на корабль, отправляющийся в Землю Израиля, где они рассчитывали обосноваться навечно. Спустя месяц корабль пришвартовался в гавани Акко, чудом избежав гибели во время шторма, начавшегося на шестой день их плавания.

Прожив в Акко несколько первых месяцев, они совершили паломничество в Иерусалим и Хеврон. Моше в течение целого дня молился в Меарат Амахпела – пещере, где похоронены праотцы.

В Земле Израиля РАМБАМ начал изучать сокровенные разделы Торы: в одном из писем, отправленных из Иерусалима, он сообщает, что «отыскал старого мудреца, который озарил его светом кабалы» (Сефер адорот).

Очень скоро выяснилось, что правление крестоносцев, огнем и мечом искоренявших всякое иноверие, делает существование евреев в Земле Израиля невыносимым. Превратности жизни надорвали силы р. Маймона и он умер. Оплакав его, семья покинула Святую Землю и обосновалась в Фостате (Старом Каире).

Еще в возрасте двадцати трех лет, во время скитаний семьи по городам Андалузии, РАМБАМ приступил к работе над первым своим значительным сочинением – Комментарием на Мишну; в 4927 (1167) году, обретя спокойное пристанище в столице Египта, он завершил этот многолетний труд. В тот же период он составил комментарий на значительную часть Вавилонского Талмуда.

Комментарий на Мишну, в оригинале написанный по-арабски, сохранился в переводе на святой язык: в классических изданиях Вавилонского Талмуда он печатается в виде приложения к каждому тому. А вот комментарий РАМБАМа на сам Талмуд до нас не дошел.

РАМБАМ сделался раввином Фостата и главой ешивы.

Но вскоре, когда во время кораблекрушения погиб его брат Давид, взявший на себя заботу о материальном обеспечении семьи, – а вместе с ним на дно ушло все семейное состояние, вложенное в товары, – РАМБАМу пришлось зарабатывать на жизнь искусством врачевания. Его слава быстро росла – он был приглашен ко двору и впоследствии назначен личным врачом Саладина, ставшего в 4931 (1171) году султаном Египта (а в 4947 /1187/ году, отвоевав у крестоносцев Иерусалим, Саладин распространил свою власть также на Землю Израиля и Сирию). После смерти Саладина, последовавшей в 4953 (1193) г., РАМБАМ был назначен врачом наследника.

РАМБАМ получает также звание нагида – он становится главой еврейской общины всего Египта. В письме к одному из учеников РАМБАМ так описывает свой образ жизни в этот период: «Ежедневно по утрам я обязан являться ко двору. Если заболевает султан или кто-нибудь из его жен и детей, я остаюсь там почти целый день. Но и в те дни, когда все благополучно, я могу покинуть дворец только после полудня. У своего дома я уже застаю множество людей – магометан и евреев, важных особ и простолюдинов… дожидающихся моего возвращения. Я слезаю с осла, умываюсь и с извинением прошу их подождать, пока я что-нибудь поем. Затем я выхожу к больным, начинаю их лечить и прописываю рецепты. Одни уходят, но другие тут же приходят, – и так до вечера. Вечером я чувствую крайнюю усталость, но тем не менее занимаюсь Торой с учениками, иногда до двух часов ночи. И лишь по Субботам я могу спокойно беседовать с членами общины и наставлять их».

И тем не менее именно в период самой напряженной врачебной практики были созданы основные произведения РАМБАМа, обессмертившие его имя. В 4950 (1190) году он завершил составление всеобъемлющего свода законов, работа над которым продолжалась более десяти лет. Книга получила название Мишнэ Тора (Повторение Торы). Второе ее название Яд ахазака (Могучая длань): числовое значение слова яд (рука, длань) – четырнадцать, по числу тематических разделов, составляющих книгу. Свод составлен на святом языке, в лаконичном стиле, близком к языку Мишны.

В кодексе РАМБАМа законы расположены не в том порядке, как они приведены в Пятикнижии или в Талмуде, – он систематизировал весь материал по тематическому признаку. Большинство приведенных законов он сформулировал в виде окончательного алахического решения, без того чтобы приводить противоречащие мнения или ссылаться на источники.

В предисловии к Мишнэ Тора РАМБАМ объясняет причины, побудившие его создать именно такой свод. Он пишет: «Великие беды обрушились на наш народ в последнее время, и наши мудрецы утратили свою мудрость. Поэтому те алахические сочинения и респонсы вавилонских гаонов, которые им самим казались совершенно ясными, сегодня лишь немногие способны понять. И что уж говорить о Талмуде, Вавилонском и Иерусалимском, о мидрашах Сифра и Сифри… изучение которых требует ясного ума и напряжения всех сил, – лишь после многих лет упорной учебы человек способен постичь, как ему исполнять законы Торы, что разрешено и что запрещено. И поэтому я, Моше бар Маймон, рожденный в Испании, опираясь на помощь Б-га, изучил все эти книги и счел нужным ясно и кратко изложить все законы, приведенные в них, …чтобы сделать изучение законов доступным каждому и чтобы изучающий не нуждался ни в каких других алахических сочинениях. Иными словами, этот свод включает в себя всю Устную Тору – все законы и постановления, принятые со времен Моше Рабейну до составления Талмуда, с учетом всех комментариев, составленных по сей день. Поэтому-то я назвал свою книгу Мишнэ Тора, предполагая, что человек, изучивший Письменную Тору, сможет обратиться к моей книге и познать из нее всю Устную Тору, не прибегая при этом к иным источникам».

Еще при жизни автора свитки Мишнэ Тора разошлись по большей части диаспоры, но особенно горячо книга была принята в общинах Египта, Йемена и Испании. Вместе с тем, подход РАМБАМа вызвал острую критику и противодействие со стороны мудрецов Франции и Германии: они утверждали, что достоинства этой книги, ее определенность и лаконичность, оборачиваются недостатками. По словам великого законоучителя Роша, «РАМБАМ написал свою книгу так, будто был пророком – не приводя доказательств; в силу этого неискушенному читателю может показаться, что он понял написанное, но на самом деле его понимание неверно, потому что все законы вырваны из талмудического контекста».

С течением времени кодекс РАМБАМа стал одним из самых авторитетных в еврейском мире, сделавшись важной интегральной частью Устной Торы.

Не меньшее влияние на современников РАМБАМа оказали его философские труды, в особенности трактат Море невухим (Путеводитель заблудших), обращенный, в первую очередь, к интеллектуалам, проверяющим свою веру мерками разума.

В этой книге бесстрашно подвергаются анализу самые сложные теологические и философские категории: атрибуты Творца, свойства духовных миров и природа ангелов, сущность пророческого постижения и его ограниченность, пути Б-жественного Провидения, предопределенность и свобода человеческой воли. В каждом вопросе РАМБАМ стремился продвинуться путем разума до пределов возможного, – и лишь там, где разум оказывался беспомощным, РАМБАМ обращался к вере и откровению.

Еще при жизни автора «Путеводитель заблудших» был дважды переведен на святой язык, – особенную популярность приобрел перевод ученика РАМБАМа р. Шмуэля Ибн Тибона.

Книга вызвала ожесточенные споры по всему еврейскому миру: многим выдающимся знатокам Торы казалось, что своим беспощадным и бескомпромиссным рационализмом РАМБАМ противоречит прямой и бесхитростной вере, исходящей из глубины сердца.

Дело не ограничилось полемикой – через три десятилетия после смерти РАМБАМа, в 4998 (1238) году, по решению ряда авторитетных раввинов его книги были подвергнуты публичному сожжению. Правда, вскоре организаторы этой «казни» раскаялись в содеянном, и авторитет РАМБАМа был восстановлен.

Помимо книг по Торе и философских сочинений, РАМБАМ составил целый ряд трактатов по медицине. Написанные по-арабски они также были переведены на латынь и стали достоянием мировой медицинской науки.

РАМБАМ умер в Фостате, 20 тевета 4965 (1204) года. Через восемь дней весть об этом достигла Иерусалима, и в святом городе был объявлен траур и пост.

Позднее гроб с телом РАМБАМа был доставлен в Землю Израиля; РАМБАМ похоронен в Тверии рядом с могилами великих мудрецов эпохи Мишны р. Йоханана бен Закая и его учеников.

Потрясенные уходом общепризнанного главы поколения, современники говорили: «От Моше (Рабейну) до Моше (РАМБАМа) не было подобного Моше».

Много веков спустя Виленский Гаон указал своим ученикам, что, согласно традиции, имя РАМБАМа было изначально закодировано в самом тексте Торы: первые буквы стиха (Шмот 11:9) «Умножились Мои чудеса в земле Египта» (Работ мофтай бэрец Мицраим) составляют имя «РАМБАМ» (Сарей амеа 1:7).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *