что стало с первосвященником каифой
Судьба Каиафы, осудившего Христа.
Что стало с первосвященником Каиафой после казни Христа.
Каифа (иногда это имя транслитерируют с иврита как Каиафа или Кайяфа) был первосвященником в Иудее в годы проповедей и казни Иисуса. Полное его имя — Иосиф бар-Каифа, кроме Евангелий он упоминается также в книге автора I в. н.э. Иосифа Флавия «Иудейские древности». Пост первосвященника он получил по протекции, женившись на дочери Анны, сына Сефа, бывшего первосвященником с 6 по 15 г. н.э., а после ставшего членом Синедриона (высшего религиозного учреждения в Иудее) и сохранившего своё влияние.
В 15 г. н.э. римским префектом в Иудее стал Валерий Грат. Сперва он утвердил на посту первосвященника Анну, через год сменил его на Исмаэля, сына Фабия, затем на Элизара, сына Ариана, потом на Симона, сын Камифы, и наконец, утвердил на этом посту Иосифа Каиафу. Формально, Валерий Грат действовал абсолютно по закону, причём закону иудейскому. Первосвященники избирались сроком на год. Другое дело, что первосвященник мог переизбираться на следующий год, и так неограниченное число раз. Тот же Анна до Валерия Грата переизбирался 8 раз, ежегодно. Так что на самом деле римский префект просто менял первосвященников, чтобы в итоге оставить самого послушного и удобного для римских властей. Таким и стал Каиафа, сохранявший свою должность всё правление не только Валерия Грата, но и его преемника Понтия Пилата.
Каиафа сумел угодить не только Валерию и своему тестю Анне. На 12-м году его первосвященства префектом стал Понтий Пилат, жесткий и абсолютно недипломатичный, чьё наплевательское отношение к иудейским обычаям стало причиной нескольких мятежей. Каиафа сумел найти с ним общий язык и всеми способами поддерживал его политику, какой бы она ни была. При этом он был, в современных терминах, топ-менеджером Храма в Иерусалиме, главной святыни для всех иудеев. Эта должность давала контроль над мощными финансовыми потоками, которые складывались из пожертвований прихожан, обязательных для каждого посетителя Храма покупок жертвенных животных, обмена римских и прочих «языческих» монет на иудейские и т.д.
Иудейская религиозная администрация во время первосвященства Каиафы настолько срослась с коррумпированной римской властью, что после отстранения от поста Понтия Пилата его преемником Марцеллом в 36 г. н.э., Каифа также потерял свою должность. В общей сложности, он оставался первосвященником целых 18 лет, что для того бурного времени было выдающимся результатом.
Это стало возможным лишь благодаря дипломатическому таланту Каиафы, умевшего договариваться с такими разными сторонами, как римляне, саддукеи, фарисеи, царь Ирод. А с кем ему договориться не удавалось, тех он убирал руками одной из заинтересованных сторон. Например, движение сторонников бродячего проповедника Иисуса было ликвидировано руками ортодоксальной иудейской верхушки (Синедриона) и римской власти в лице Понтия Пилата.
После распятия Иисуса, Каиафа оставался первосвященником ещё три года. Потом он был отстранён от должности, но вряд ли от власти. Его зять Анна до конца своей жизни, то есть до 66 г. н.э. сохранял своё влияние, так что, скорее всего, и Каиафа тоже остался в составе Синедриона после ухода с поста главы Храма. К сожалению, о последних годах его жизни достоверных сведений не сохранилось.
В ноябре 1990 г. во время строительства водного парка в Иерусалиме была найдена погребальная камера, запечатанная приблизительно в 70 г. н.э. Камера была разделена перегородками на четыре части, где находились 6 целых и 6 расколотых оссуариев (урн для костей). На одном из них прочли надпись «Yehosef bar Qafa» (Иосиф, сын Каиафы). Возможно, что там хранились останки сына Каиафы, которого также, в честь отца, звали Иосифом. Всего археологи нашли в этом захоронении кости шести человек: двух младенцев, одного ребёнка в возрасте от 2 до 5 лет, 13-летнего подростка, взрослой женщины и 60-летнего мужчины. Вероятно, последний скелет и принадлежит первосвященнику.
А в июне 2011 года был найден ещё один оссуарий. Согласно надписи на нём, там была похоронена внучка Каиафы. То есть члены семьи Каиафы были захоронены по всем правилам и значит, это семейство пользовалось уважением и жило в достатке.
По этому факту можно сказать, что Каиафа до конца своей жизни сохранил хорошие отношения со всеми властями в Иудее: как c канцеляриями римских наместников, так и местными духовными, и светскими правителями.
Что стало c первосвященником Каифой после казни Иисуса?
«Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ».
(с) Евангелие от Иоанна, глава 18, стих 14.
Про первосвященника Каиафу упоминает также известный античный историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях»: «Валерий Грат сместил Анана и объявил первосвященником Измаила, сына Фаби, но спустя короткое время убрал и его и объявил первосвященником Елеазара, сына первосвященника Анана. По прошествии года сместил и его и передал сан первосвященника Симону, сыну Камифа. И он удержал свое звание не больше года; преемником его стал Иосиф, прозванный Каиафой».
В отличие от предшественников, Каиафе удалось найти общий язык с римлянами, причём не только с Валерием Гратом, но и с его преемником Понтием Пилатом. Он лишился поста первосвященника только после отстранения Пилата от власти, в 37 г. н.э. Всего Каиафа провёл в этой должности более 18 лет, что для того бурного времени можно признать выдающимся достижением.
Первосвященнику Храма в Иерусалиме приходилось учитывать влияние на народ нескольких непримиримых политических течений: саддукеев (которых остальные иудеи считали предателями, продавшимися Риму), фарисеев (ортодоксов, не желавших поступаться даже самыми мелкими религиозными правилами) и зилотов (ревнителей), непримиримо относившихся ко всем язычникам вообще и к римским оккупантам в особенности.
Часть зилотов, которых прозвали сикариями (кинжальщиками), занималась политическим террором, убивая не только оккупантов, но и тех соотечественников, которых они считали отступниками.
Иерусалимский Храм в то время был крупным финансовым центром, в него стекались и в нём хранились огромные деньги. Поэтому у первосвященника, который мог эти средства контролировать и использовать по своему разумению, не могло не быть множества завистников. Однако даже после отстранения Каиафы от власти, он не погиб от руки идейного сикария или безыдейного наёмника, подосланного коллегами по опасному бизнесу, а благополучно дожил до преклонных лет.
В 1990 году в районе Иерусалима «Лес мира» во время строительства аквапарка обнаружилась пещера, оказавшаяся древней погребальной камерой. Археологи нашли в ней 12 оссуариев (каменных гробов), половина из которых сохранилась неповреждённой. На одном из них была видна надпись «Иосиф, сын Каиафы». В ещё одном оссуарии лежали кости женщины, на нём было написано «Мириам, дочь Шимона». Всего в этом погребении нашли останки шести человек, в том числе мужчины 60-летного возраста. Считается, что он и был тем самым Каиафой, первосвященником Храма.
Предполагается, что в этом погребении захоронили Каиафу, дожившего до почтенного для той эпохи возраста, вместе с членами его семьи. Однако нашлись и скептики, указывающие на два сомнительных обстоятельства. Во-первых, погребение недостаточно пышное для настолько богатого человека, каким был Каиафа при жизни. Хотя сами оссуарии вытесаны из камня и должны были стоить немалых денег, а при скелетах найдены монеты и дорогие благовония, но пещера вовсе не похожа на настоящий семейный склеп.
Во-вторых, монета, отчеканенная в правление Ирода Агриппы (37 по 44 годы н. э.), находилась во рту умершей женщины, что свойственно греческим погребальным традициям, а не иудейским. Однако, надпись на её оссуарии сделана на иврите. В этом может и не быть ничего особенного — саддукеи славились тем, что легко поддавались эллинистическим влияниям и вполне могли не соблюдать так уж строго иудейский погребальный ритуал. Или же то было предсмертным желанием самой покойной, захотевшей подстраховаться, если на том свете её встретит не один из ангелов Яхве, а лодочник Харон.
Что касается бедности погребения, то она вполне объяснима. Скорее всего, семью Каиафы похоронили в богатом семейном склепе. Но после начала в 66 г. до н.э. Первой Иудейской войны, когда не только дома, но и склепы богачей грабили если не римские войска, то местные разбойники, родственники покойных озаботились сокрытием их останков и перенесли оссуарии в тайную пещеру, где они и пролежали почти две тысячи лет.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
Первосвященники Анна и Каиафа: вершители суда над Богом
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.
О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».
По закону Моисееву израильский народ мог иметь только одного первосвященника. Он стоял во главе всех прочих служителей Иерусалимского храма и решал ключевые вопросы, связанные с религиозной жизнью народа. Это было очень важное и пожизненное служение.
В Евангелии мы неоднократно встречаем упоминания о первосвященниках. Но во времена земной жизни Иисуса Христа иудейский народ — наследник древнего Израиля — заботился уже о соблюдении не столько закона, сколько внешних обрядов.
Де-факто в Иерусалиме тогда их было два — Анна (сокращенно от Анан, по-еврейски «милость») и его зять Иосиф Каиафа. Хотя, строго говоря, Анна служил первосвященником только девять лет — с 6 по 15 годы по Р. Х., а потом его отстранил от должности новый префект (римский наместник) Иудеи Валерий Грат, предшественник Понтия Пилата. Но и уйдя в отставку Анна сохранил огромное влияние — возможно, не в последнюю очередь потому, что контролировал храмовую торговлю жертвенными животными, был весьма богат и нередко ссужал деньгами живших в Иерусалиме римлян.
Каиафа исполнял обязанности первосвященника дольше — с 18 до 36 года по Р. Х., но, кажется, во всем подчинялся своему могущественному тестю. Поэтому Христа, взятого в Гефсиманском саду, и привели сперва к Анне. А уж тот сам отправил Его к Каиафе, чтобы соблюсти видимость порядка и законности.
И Анна, и Каиафа принадлежали к религиозной партии саддукеев: в Бога они, разумеется, верили, а вот в посмертную жизнь души — нет. Да и в самом существовании души, кажется, сомневались. Именно саддукеи иронично спрашивали Христа, чьей женой будет после смерти женщина, сменившая семь мужей и оставшаяся бездетной.
Свести счеты с Иисусом первосвященникам хотелось давно, недаром они постоянно подсылали к Нему провокаторов, пытавшихся подловить Его на чем-нибудь противозаконном.
Во-первых, им не нравилось, чтó Он говорит. Ведь Христос не только наполнял исконным смыслом традиционные обряды и установления закона — Он открыто обличал вождей иудейского народа, которые сели на Моисеевом седалище, возлагают на плечи людям бремена тяжелые и неудобоносимые, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф 23:2, 4)!
Во-вторых, им не нравилось, как Он говорит — как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф 7:29).
Но больше всего им не нравилось, впечатление, которое Иисус производит на народ. Мнения о Нем среди людей ходили разные: одни почитали Его великим учителем мудрости, другие — пророком (или даже кем-то из великих пророков, восставшим из мертвых), третьи — долгожданным Мессией, Христом, Помазанником Божиим. Но для всех было очевидно одно: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин 7:46).
Вот и терзали первосвященников банальные страсти — зависть и злоба.
Но в глазах народа им вовсе не хотелось выглядеть завистливыми и мстительными, поэтому они боялись прилюдно обличать такого авторитетного Учителя, как Христос, не говоря уже о том, чтобы арестовать Его. Им нужен был повод — а повода всë не находилось.
Однако после того как Иисус воскресил Лазаря, уже четыре дня лежавшего в гробу, первосвященники не могли больше ждать. Это чудо было слишком явным, слишком соблазнительным и к тому же случилось слишком близко от столицы и при слишком большом стечении свидетелей (Вифания, где это произошло, всего в трех километрах от Иерусалима)! Иисуса надо срочно убрать, постановили первосвященники и присоединившиеся к ним фарисеи на экстренно созванном совете: Если оставим Его так, то все уверуют в Него (Ин 11:48).
А тут еще, как нарочно, через несколько дней Пасха, Иерусалим будет полон людьми, вокруг Иисуса привычно соберется толпа и к Нему уже не подступишься. Значит, нужно поторопиться и «решить вопрос» до Пасхи, как можно тише и незаметнее, решили первосвященники.
И тогда Каиафа произнес удивительную фразу: нужно, чтобы Иисус умер за народ (Ин 11:50–51). Человеком Каиафа был, конечно, негодным, но все-таки он был первосвященником и, сам того не осознавая, произнес пророчество. Христос действительно умер за всех людей, добровольно взяв на Себя ответственность за грехи каждого.
Однако планы Анны и Каиафы реализовались только отчасти. Казнить Христа «по-тихому» не вышло — на суд Пилата собралась огромная толпа, которую первосвященникам пришлось специально настраивать против Иисуса. И казнь на Голгофе тоже собрала зрителей. А вот управиться до наступления праздника пасхи, которая в тот год выпала на субботу, получилось, только это было уже не важно. На следующий день после наступления иудейской пасхи Христос воскрес — и праздник приобрел новый смысл и новое содержание.
Решив казнить Иисуса, первосвященники действовали по намеченному плану и стремились поскорее подвести дело к развязке. Поэтому во время суда Иисус и не отвечал на их вопросы: они, как и весь судебный процесс, были чистой формальностью, инсценировкой.
И все-таки нельзя сказать, что у Анны и Каиафы не было возможности повернуть назад. Суд над Спасителем можно было провести по закону: нормально, в дневное время, созвать всех членов синедриона (верховного судилища), предварительно выслушать свидетелей (реальных, а не наспех подготовленных), не торопиться с вынесением приговора. Можно было хотя бы задуматься, когда на прямой вопрос: «Ты ли Христос, Сын Божий?» обвиняемый дал по сути утвердительный ответ. А Пилата, готового отпустить невиновного, можно было не шантажировать, говоря: «Если отпустишь его, ты не друг кесарю».
Но ни одной из этих возможностей первосвященники не воспользовались. Так бывает, когда человек твердо решил не слушать голоса совести и, зажмурив глаза, бросается навстречу собственной гибели.
| Читайте также:
Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи
На заставке использована картина Джеймса Тиссо «Христос перед Первосвященником», XIX век.
Суд у первосвященника Каиафы
(см.: Мф 26, 5 7–67; Мк 14, 53–65; Лк 22, 54–71)
Каиафа как первосвященник, по закону возглавлявший синедрион, созвал заседание. Синедрион искал лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, но не находил. Наконец пришли два лжесвидетеля, которые рассказывали, что Иисус говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. Так клеветники исказили слова Господа, когда Он некоторое время назад на Пасху говорил: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. При этом Господь, конечно, не говорил, что Сам разрушит храм, ведь так Он прикровенно говорил о Своей смерти и тридневном воскресении.
На этом суде над Господом не вспоминались прошлые обвинения в изгнании бесов силой сатаны и в совершении чудес в субботу. Это и понятно: чудеса и исцеления явно свидетельствовали об Иисусе, что Он истинный Христос, но судьям нужно было найти обвинения против Него. И тогда, встав, первосвященник Каиафа сказал Ему: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Иисус ответил ему: «Да, Я. И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Тогда первосвященник, в знак глубокой скорби и негодования, разодрал одежды свои и сказал: «Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его, как вам кажется?» И члены синедриона сказали в ответ: «Он повинен смерти». Тогда присутствующие стали плевать Иисусу в лицо и бить Его по щекам, говоря: «прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?»
Отречение Петра
(см.: Мф 26, 58–75; Мк 14, 66–72; Лк 22, 54–62; Ин 18, 15–27)
Когда Господа еще только схватили в саду и повели на суд к первосвященникам, Петр и Иоанн решились последовать за своим Учителем. Иоанн Зеведеев был знаком с первосвященником, он вошел вместе с Господом во двор к первосвященнику и смог провести с собой Петра. Когда Петр входил во двор, рабыня-придверница спросила его: «Ты не из учеников ли Этого Человека?» Петр сказал: «Нет». Войдя во двор, он сел со служителями, чтобы увидеть, чем все кончится. Было холодно. Рабы и слуги развели огонь и грелись. Петр также подошел к ним погреться. И тут его узнали второй раз: «И ты из них», — но Петр вновь отрекся. Спустя некоторое время один из рабов, родственник того, которому Петр отсек ухо, подойдя к огню, сказал: «Не я ли видел тебя с Ним в саду?» Другие присутствующие также стали говорить: «Точно, и ты из них. Ведь ты галилеянин, это видно по твоей речи». Тогда Петр начал клясться и божиться, что не знает Этого Человека. И вдруг запел петух. Тогда Петр вспомнил, что сказал ему Господь: «Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». И, выйдя вон, он горько заплакал.
Гибель Иуды
Суд Пилата и Ирода
(см.: Мф 27, 2–30; Мк 15, 1–19; Лк 23, 1–25; Ин 18, 28-19, 16).
Враги Господа продолжали стоять на своем, говоря, что Иисус возмущал народ, уча повсюду, от Галилеи до Иерусалима. Пилат, услышав, что Господь из Галилеи, области, где правил Ирод Антипа, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод давно желал видеть Иисуса, потому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо. Он задавал Ему многие вопросы, но Господь не удовлетворил его досужее любопытство и ничего не ответил ему. Тогда Ирод и его воины, посмеявшись и поиздевавшись над Господом, надели на Него светлую одежду и отослали обратно к Пилату.
Пилат же, созвав первосвященников, старейшин и народ, сказал им: «Вы привели ко мне Этого Человека, но ни я, ни Ирод не нашли в Нем вины, достойной смерти. Поэтому, наказав, я отпущу Его». На праздник Пасхи правитель имел обычай отпускать одного узника, кого выберет народ. В тюрьме содержался тогда разбойник по имени Варавва, убийца и мятежник. Пилат спросил собравшихся: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?» Народ, подстрекаемый первосвященниками, стал кричать, чтобы Пилат отпустил Варавву. Люди, пять дней назад кричавшие Иисусу «осанна, Сын Давидов!», связывали с Господом исключительно земные ожидания мирской власти и благополучия. Видя, как Он добровольно и безропотно предает себя на суд язычникам, люди преклонение перед Ним сменили на досаду и раздражение. Пилат снова спросил их: «А что же вы хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?» И толпа закричала: «Распни Его». Пилат сказал: «Какое же зло сделал Он?» Но народ, не слушая его, кричал еще громче: «Распни Его».
Пилат, отдав Иисуса воинам, велел Его бить. Долго продолжалось жестокое бичевание. После этого собрался весь полк, и воины, раздев Господа, одели Его в багряную одежду, будто бы изображающую царскую мантию, на голову Ему они возложили венец из колючего терна, а в правую руку Ему дали трость, как скипетр. Становясь пред Ним на колени, насмехались, говорили: радуйся, Царь Иудейский! А потом плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
Пилат осудил Иисуса Христа на распятие. Перед тем как вынести смертный приговор, Пилат потребовал воды и умыл руки перед народом, сказав: невиновен я в крови Праведника Сего. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
Что стало c первосвященником Каифой после казни Иисуса?
«Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ».
(с) Евангелие от Иоанна, глава 18, стих 14.
Про первосвященника Каиафу упоминает также известный античный историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях»: «Валерий Грат сместил Анана и объявил первосвященником Измаила, сына Фаби, но спустя короткое время убрал и его и объявил первосвященником Елеазара, сына первосвященника Анана. По прошествии года сместил и его и передал сан первосвященника Симону, сыну Камифа. И он удержал свое звание не больше года; преемником его стал Иосиф, прозванный Каиафой».
«Христос перед Каиафой». Фреска работы Джотто, 1305 г.
В отличие от предшественников, Каиафе удалось найти общий язык с римлянами, причём не только с Валерием Гратом, но и с его преемником Понтием Пилатом. Он лишился поста первосвященника только после отстранения Пилата от власти, в 37 г. н.э. Всего Каиафа провёл в этой должности более 18 лет, что для того бурного времени можно признать выдающимся достижением.
Нагрудник первосвященника, современная реконструкция
Первосвященнику Храма в Иерусалиме приходилось учитывать влияние на народ нескольких непримиримых политических течений: саддукеев (которых остальные иудеи считали предателями, продавшимися Риму), фарисеев (ортодоксов, не желавших поступаться даже самыми мелкими религиозными правилами) и зилотов (ревнителей), непримиримо относившихся ко всем язычникам вообще и к римским оккупантам в особенности.
Каиафа в сериале «Мастер и Маргарита», 2005г.
Часть зилотов, которых прозвали сикариями (кинжальщиками), занималась политическим террором, убивая не только оккупантов, но и тех соотечественников, которых они считали отступниками.
Каиафа в мюзикле «Мастер и Маргарита». Театр ЛДМ, Санкт-Петербург, 2018 г.
Иерусалимский Храм в то время был крупным финансовым центром, в него стекались и в нём хранились огромные деньги. Поэтому у первосвященника, который мог эти средства контролировать и использовать по своему разумению, не могло не быть множества завистников. Однако даже после отстранения Каиафы от власти, он не погиб от руки идейного сикария или безыдейного наёмника, подосланного коллегами по опасному бизнесу, а благополучно дожил до преклонных лет.
Кварталы Иерусалима, современное фото
В 1990 году в районе Иерусалима «Лес мира» во время строительства аквапарка обнаружилась пещера, оказавшаяся древней погребальной камерой. Археологи нашли в ней 12 оссуариев (каменных гробов), половина из которых сохранилась неповреждённой. На одном из них была видна надпись «Иосиф, сын Каиафы». В ещё одном оссуарии лежали кости женщины, на нём было написано «Мириам, дочь Шимона». Всего в этом погребении нашли останки шести человек, в том числе мужчины 60-летного возраста. Считается, что он и был тем самым Каиафой, первосвященником Храма.
Каменный оссуарий из пещеры в Иерусалиме
Предполагается, что в этом погребении захоронили Каиафу, дожившего до почтенного для той эпохи возраста, вместе с членами его семьи. Однако нашлись и скептики, указывающие на два сомнительных обстоятельства. Во-первых, погребение недостаточно пышное для настолько богатого человека, каким был Каиафа при жизни. Хотя сами оссуарии вытесаны из камня и должны были стоить немалых денег, а при скелетах найдены монеты и дорогие благовония, но пещера вовсе не похожа на настоящий семейный склеп.
Бронзовая монета Ирода Агриппы, I в. н.э.
Во-вторых, монета, отчеканенная в правление Ирода Агриппы (37 по 44 годы н. э.), находилась во рту умершей женщины, что свойственно греческим погребальным традициям, а не иудейским. Однако, надпись на её оссуарии сделана на иврите. В этом может и не быть ничего особенного — саддукеи славились тем, что легко поддавались эллинистическим влияниям и вполне могли не соблюдать так уж строго иудейский погребальный ритуал. Или же то было предсмертным желанием самой покойной, захотевшей подстраховаться, если на том свете её встретит не один из ангелов Яхве, а лодочник Харон.
«Осада и разрушение Иерусалима римлянами». Дэвид Робертс, 1850 г.
Что касается бедности погребения, то она вполне объяснима. Скорее всего, семью Каиафы похоронили в богатом семейном склепе. Но после начала в 66 г. до н.э. Первой Иудейской войны, когда не только дома, но и склепы богачей грабили если не римские войска, то местные разбойники, родственники покойных озаботились сокрытием их останков и перенесли оссуарии в тайную пещеру, где они и пролежали почти две тысячи лет.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.