что согласно буддизму является причиной наших страданий

Причины страданий в буддизме — как они объясняются?

что согласно буддизму является причиной наших страданий

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

«Вся наша жизнь – страдание», – говорится в учении Будды. Об этом слышал, наверное, каждый, кто хотя бы немного знаком с буддизмом.

А что же это значит? Что есть страдание? Как объясняются причины страданий в буддизме и как с ними бороться? Именно об этом мы и предлагаем поговорить сегодня. Ответы на извечные вопросы – в статье ниже.

Что такое страдание

Страдание с точки зрения философии буддизма, пронизывает всю нашу жизнь. На санскрите оно обозначается термином «дукха». Он означает желания, пристрастия в нашей жизни, которые приводят к неприятным ощущениям и становятся болезненными.

С понятием страдания связаны четыре благородные истины. О них говорится еще в одной из первых проповедей Будды Шакьямуни, которая была записана в «Дхамма-чака-паваттана-сутте» на языке пали, больше известной нам сейчас как «Сутра запуска колеса Дхармы».

Эти истины гласят о том, что в мире:

что согласно буддизму является причиной наших страданий

О страдании говорит первая благородная истина – истина о дукхе. На пути к главной цели – просветлению – человек неизменно сталкивается с беспокойством, неудовлетворенностью, расстройствами, которые на языке буддийской философии можно назвать одним словом — «страдание».

Страдают существа во всех мирах: и боги, и духи в аду. Степень их страданий различается: жизнь в райских мирах и мире людей более счастливая, в аду же она сплошь наполнена болью. Страдают они потому, что таково свойство жизни.

При этом счастье – не антипод страданию. Наоборот, счастье тоже в конечном итоге ведет к страданию, ведь оно, как и все в этой жизни, имеет свойство заканчиваться.

Учение описывает 4 главных страдания:

Выходит, мы рождаемся в этом мире и уже страдаем. Причем последние три страдания объединяются в самый сильный вид страдания. Следом по силе идут непостоянство и обусловленность вместе с вытекающими из нее правилами, нормами жизни, которые не зависят от нас.

При этом, согласно буддийской философии, нельзя просто убежать от страдания или перестать размышлять о нем. Важно прийти к пониманию его природы.

Какова его причина

На этот вопрос отвечает вторая благородная истина — «дукха самудая». Она раскрывает происхождение, появление страданий.

И здесь мы узнаем, что причиной всех страданий является привязанность. А привязанность, в свою очередь, заключается в постоянной жажде, стремлениях, влечениях – «танха».

Они могут выражаться как в самых обычных желаниях (физических и материальных), например, вкусно поесть, хорошо поспать, купить дом или новую машину, так и в более возвышенных — воле к самой жизни, в стремлении к счастью. Ведь если человек очень сильно чего-то желает, то это значит, что ему очень сильно этого не хватает, что часто вызывает такие чувства как печаль, зависть, страх или гнев.

что согласно буддизму является причиной наших страданий

При этом к желаниям относят также и полную их противоположность – ненависть. Влечение к тому, что кажется прекрасным, и отвращение к неприятному – этим в той или иной степени характеризуется жизнь людей, животных, птиц, насекомых, рыб и всех живых существ.

Кроме того, природа человека такова, что он ненасытен в своих желаниях. Достигнув исполнения одного, люди уже начинают мечтать о другом. В таком потоке постоянно растущих влечений они не могут стать удовлетворенными полностью, что приводит к разочарованию, а значит – страданию.

Желания заставляют совершать поступки, материализовать мысли, хорошие или плохие. Это приводит к появлению кармы, которая связывает причины и следствия. Карма же не дает вырваться из колеса сансары – бесконечной череды перерождений.

Негативная карма – следствие плохих мыслей, отвращения и даже привязанностей. А их источник, в свою очередь, лежит в неведении – «авидья», заблуждении, непонимании истинной природы мироздания.

что согласно буддизму является причиной наших страданийДалай Лама XIV, лидер буддистов тибетского направления

Нынешний Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо в свое время написал очерк «Буддизм Тибета». Там он назвал две причины страдания:

Омраченные действия – это плохие поступки, которые были совершены под действием мрачных мыслей, злых умыслов, помутненного сознания.

Скверны – это негативные чувства, которые омрачают сознание. Самые главные скверны – злость и желания. К ним также относятся эгоизм, гордыня, ложность взглядов, высокомерие.

Как его прекратить

Третья благородная истина говорит нам, что прекратить страдания можно. В первую очередь нужно отречься от желаний, очиститься от загрязненного сознания – привязанностей, скверн, отвращения.

что согласно буддизму является причиной наших страданий

Но теоретического понимания истины недостаточно. Необходимо постоянно практиковать медитацию, успокаивать ум, чтобы полностью очиститься. О том, как этого достичь, поведает нам Четвертая истина.

Стоит верно понимать разницу между отречением от желаний и отказом от нужд. Ведь даже Учитель Будда испытывал потребности: есть, спать, идти навстречу истине. На тропе Будды важно следовать «Срединным путем». Потребности продиктованы необходимостью — это то, без чего жизнь невозможна. Однако большинство из того, что мы желаем, необходимостью не является.

Придерживаться «Срединного пути» значит избегать крайностей от полного аскетизма и самоотречения до пресыщения наслаждениями и материальными богатствами. В своей жизни нужно найти баланс между материальным и духовным миром.

Этот путь также называется «Восьмеричным путем». Он предполагает восемь составляющих, которые должны быть правильными с буддийской точки зрения и стать основой жизненного пути человека:

что согласно буддизму является причиной наших страданий

Когда человек преуспеет в восьмеричном пути, он может получить избавление от страданий, последующих перерождений, а значит – достигнет полного освобождения, или нирваны.

Кстати, слово «нирвана» с санскрита переводится как «постепенное угасание огня».

Заключение

Сегодня мы с вами рассмотрели подробнее причины страданий. Мы обязательно продолжим эту тему в последующих статьях.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась эта статья, и вы почерпнули из нее что-то полезное для себя — поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.

И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

Источник

Гримуар

что согласно буддизму является причиной наших страданий

Непрочитанное сообщение Earnwulf » Вт сен 25, 2018 10:25 pm

что согласно буддизму является причиной наших страданий

«Вся наша жизнь – страдание» – говорится в учении Будды. Об этом слышал, наверное, каждый, кто хотя бы немного знаком с буддизмом.

А что же это значит? Что есть страдание? Как объясняются причины страданий в буддизме и как с ними бороться? Именно об этом мы и предлагаем поговорить сегодня. Ответы на извечные вопросы – в статье ниже.

Что такое страдание

Страдание с точки зрения философии буддизма, пронизывает всю нашу жизнь. На санскрите оно обозначается термином «дукха». Он означает желания, пристрастия в нашей жизни, которые приводят к неприятным ощущениям и становятся болезненными.

С понятием страдания связаны четыре благородные истины. О них говорится еще в одной из первых проповедей Будды Шакьямуни, которая была записана в «Дхамма-чака-паваттана-сутте» на языке пали, больше известной нам сейчас как «Сутра запуска колеса Дхармы».

Эти истины гласят о том, что в мире:

— есть страдание;
— пристуствует также причина страдания;
— возможно прекращение страданий;
— существует путь, который к этому ведет.

что согласно буддизму является причиной наших страданий

О страдании говорит первая благородная истина – истина о дукхе. На пути к главной цели – просветлению – человек неизменно сталкивается с беспокойством, неудовлетворенностью, расстройствами, которые на языке буддийской философии можно назвать одним словом — «страдание».

Страдают существа во всех мирах: и боги, и духи в аду. Степень их страданий различается: жизнь в райских мирах и мире людей более счастливая, в аду же она сплошь наполнена болью. Страдают они потому, что таково свойство жизни.

При этом счастье – не антипод страданию. Наоборот, счастье тоже в конечном итоге ведет к страданию, ведь оно, как и все в этой жизни, имеет свойство заканчиваться.

Учение описывает 4 главных страдания:

Выходит, мы рождаемся в этом мире и уже страдаем. Причем последние три страдания объединяются в самый сильный вид страдания. Следом по силе идут непостоянство и обусловленность вместе с вытекающими из нее правилами, нормами жизни, которые не зависят от нас.

При этом, согласно буддийской философии, нельзя просто убежать от страдания или перестать размышлять о нем. Важно прийти к пониманию его природы.

Какова его причина

На этот вопрос отвечает вторая благородная истина — «дукха самудая». Она раскрывает происхождение, появление страданий.

И здесь мы узнаем, что причиной всех страданий является привязанность. А привязанность, в свою очередь, заключается в постоянной жажде, стремлениях, влечениях – «танха».

Они могут выражаться как в самых обычных желаниях (физических и материальных), например, вкусно поесть, хорошо поспать, купить дом или новую машину, так и в более возвышенных — воле к самой жизни, в стремлении к счастью. Ведь если человек очень сильно чего-то желает, то это значит, что ему очень сильно этого не хватает, что часто вызывает такие чувства как печаль, зависть, страх или гнев.

что согласно буддизму является причиной наших страданий

При этом к желаниям относят также и полную их противоположность – ненависть. Влечение к тому, что кажется прекрасным, и отвращение к неприятному – этим в той или иной степени характеризуется жизнь людей, животных, птиц, насекомых, рыб и всех живых существ.

Кроме того, природа человека такова, что он ненасытен в своих желаниях. Достигнув исполнения одного, люди уже начинают мечтать о другом. В таком потоке постоянно растущих влечений они не могут стать удовлетворенными полностью, что приводит к разочарованию, а значит – страданию.

Желания заставляют совершать поступки, материализовать мысли, хорошие или плохие. Это приводит к появлению кармы, которая связывает причины и следствия. Карма же не дает вырваться из колеса сансары – бесконечной череды перерождений.

Негативная карма – следствие плохих мыслей, отвращения и даже привязанностей. А их источник, в свою очередь, лежит в неведении – «авидья», заблуждении, непонимании истинной природы мироздания.

что согласно буддизму является причиной наших страданий
Далай Лама XIV, лидер буддистов тибетского направления

Нынешний Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо в свое время написал очерк «Буддизм Тибета». Там он назвал две причины страдания:

— омраченные действия;
— скверны.

Омраченные действия – это плохие поступки, которые были совершены под действием мрачных мыслей, злых умыслов, помутненного сознания.

Скверны – это негативные чувства, которые омрачают сознание. Самые главные скверны – злость и желания. К ним также относятся эгоизм, гордыня, ложность взглядов, высокомерие.

Как его прекратить

Третья благородная истина говорит нам, что прекратить страдания можно. В первую очередь нужно отречься от желаний, очиститься от загрязненного сознания – привязанностей, скверн, отвращения.

что согласно буддизму является причиной наших страданий

Но теоретического понимания истины недостаточно. Необходимо постоянно практиковать медитацию, успокаивать ум, чтобы полностью очиститься. О том, как этого достичь, поведает нам Четвертая истина.

Стоит верно понимать разницу между отречением от желаний и отказом от нужд. Ведь даже Учитель Будда испытывал потребности: есть, спать, идти навстречу истине. На тропе Будды важно следовать «Срединным путем». Потребности продиктованы необходимостью — это то, без чего жизнь невозможна. Однако большинство из того, что мы желаем, необходимостью не является.

Придерживаться «Срединного пути» значит избегать крайностей от полного аскетизма и самоотречения до пресыщения наслаждениями и материальными богатствами. В своей жизни нужно найти баланс между материальным и духовным миром.

Этот путь также называется «Восьмеричным путем». Он предполагает восемь составляющих, которые должны быть правильными с буддийской точки зрения и стать основой жизненного пути человека:

— понимание – взгляды, которые строятся на четырех благородных истинах;
— мысль, решимость – намерение следовать правильным путем, идти к освобождению;
— речь – слова, наполненные добротой, искренностью, правдой и отвергающие ложь, нетерпимость, брань;
— действие – поведение, которое отрицает причинение зла, ложь, воровство, прелюбодеяние, алкоголь;
— образ жизни – только честные источники дохода, мирные пути заработка;
— усилие – постоянное совершенствование, воспитание себя;
— внимание – отказ от страстей, успокоение ума;
— сосредоточение – постоянная практика, медитация, созерцание.

что согласно буддизму является причиной наших страданий

Когда человек преуспеет в восьмеричном пути, он может получить избавление от страданий, последующих перерождений, а значит – достигнет полного освобождения, или нирваны.

Кстати, слово «нирвана» с санскрита переводится как «постепенное угасание огня».

Источник

Что согласно буддизму является причиной наших страданий

Краткое содержание: Четыре благородные истины объясняют основу, путь и цель на всех трех уровнях буддийских поучений.

— из материалов урока
(содержится в PDF-фале)

что согласно буддизму является причиной наших страданий

что согласно буддизму является причиной наших страданийВсе обусловленное есть страдание
что согласно буддизму является причиной наших страданийУ страдания есть причина
что согласно буддизму является причиной наших страданийУ страдания есть конец
что согласно буддизму является причиной наших страданийЕсть путь к прекращению страданий

что согласно буддизму является причиной наших страданийСкачать этот текст в PDF
(вместе с материалами урока )

что согласно буддизму является причиной наших страданийСкачать другие темы

что согласно буддизму является причиной наших страданийТематический план

В последующих объяснениях Будда показал все ступени опыта, от ограниченности обычного восприятия мира до Освобождения и Просветления.что согласно буддизму является причиной наших страданий что согласно буддизму является причиной наших страданий

что согласно буддизму является причиной наших страданий
что согласно буддизму является причиной наших страданий

Первая благородная истина:

1. Все обусловленное есть страдание.

На абсолютном уровне бесстрашная непоколебимость, радость и любовь являются спонтанным выражением ума, свободного от ограничений. Это опыт Будды и возможный опыт всех существ («Природа Будды»). По сравнению с ним даже самое большое обусловленное счастье – ограничено и пронизано страданием, так как подвержено изменениям; оно является преходящим и не вечно.

Будда описывает 3 вида страдания, которые переживаются сильнее или слабее в зависимости от осознанности (см. также тему «Три вида страдания»).

2. Непостоянство: Оно является причиной страдания, если мы привязываемся к обусловленному счастью.

3. Обусловленность: Это самая тонкая форма страдания, проявляющаяся в том, что ум почти всегда покрыт завесами, и из-за этого мы не можем контролировать свою жизнь. В круге обусловленного существования мы всегда переживаем страдание, в той или иной форме.

что согласно буддизму является причиной наших страданий

что согласно буддизму является причиной наших страданий

что согласно буддизму является причиной наших страданий

Вторая благородная истина:

2. У страдания есть причина.

3. У страдания есть конец.

В качестве цели Будда показывает Освобождение и Просветление.

что согласно буддизму является причиной наших страданий

что согласно буддизму является причиной наших страданий

Четвертая благородная истина:

4. Есть путь к прекращению страданий.

Источник

В чем главная причина земных страданий с точки зрения буддизма ответ?

Во-вторых, надо ответить на вопрос: в чем причина человеческого страдания и несчастливой жизни? Заключается она в постоянном стремлении человека к чему-либо, что понимается весьма широко и называется в буддизме жаждой. Человек всегда стремится к чему-то, чего-то хочет, имеет определенные желания и жаждет их реализовать. Начертите мысленно круг ваших желаний, а потом круг ваших возможностей. И второй окажется меньше и будет располагаться внутри первого. Неудивительно, что мы хотим всегда большего и лучшего. Поскольку возможности далеко не всегда совпадают с желаниями, мы увеличиваем свои возможности, совершенствуем себя, чтобы достичь желаемого, ставим перед собой цели и стремимся к ним, и потому вся наша жизнь – борьба и напряжение. Но как только мы достигаем цели, как только круг возможностей совпадает с кругом желаний, последний тут же увеличивается, у нас появляются новые цели, и мы опять к чему-то стремимся и напрягаемся и, главное, вновь страдаем от того, что желаемое не совпадает с действительным. Получается, что наши желания – это стремительно убегающий вдаль горизонт, а наша жизнь – постоянная погоня за неосуществимым и невозможным – оттого и является страданием, что мы изо всех сил хотим получить то, чего получить не можем. Этот сюжет знаком каждому с детства по прекрасной пушкинской сказке о рыбаке и рыбке: как только очередное желание старухи исполнялось, она немедленно хотела большего, а в результате оказалась у разбитого корыта. К такому же печальному концу приводит и наша погоня за эфемерным горизонтом желаний. Каждый день мы живем, готовясь к некоему «завтра», в котором наконец-то реализуются наши цели и наступит желаемое, начнется «настоящая» жизнь. Но приходит «завтра», а мы тратим его на подготовку уже к другому «завтра», полагая, что там-то наверняка откроется наше счастье. Так проживаем мы жизнь свою – как бы в черновиках, все к чему-то готовясь и чего-то ожидая, а в результате оказывается, что беловика-то жизни не будет, что «завтра» не наступит и для будущего уже прошло время.

Источник

Буддизм. Зависимое возникновение и причины страданий

Зависимое Возникновение — это ключевая тема в буддизме. В канонических текстах есть слова, что тот, кто постиг Зависимое Возникновение, постиг и Дхамму, то есть суть учения, суть реальности, а тот, кто постиг Дхамму — постиг и Зависимое Возникновение. В материале представлен частный взгляд на буддийскую практику используемый в школе Трёх Путей.

Что такое Зависимое Возникновение?

Это описание процесса зарождения и созревания психических явлений и действий, ведущих к помрачённым состояниям сознания, к страданию, к неудовлетворённости. «Видение» и «понимание» звеньев зависимого возникновения приводит к устранению страдания из нашей жизни.

Звенья зависимого возникновения (далее ЗВ) — это универсальная схема. Довольно часто эта часть учения Будды рассматривается применительно к целой жизни, а иногда и к нескольким жизням. Чисто практически это использовать затруднительно. Интересна прежде всего прикладная интерпретация именно как психических процессов из которых состоит наша повседневная жизнь. И это полностью согласуется с личным опытом. Поэтому здесь мы будем рассматривать ЗВ только в этом контексте, как цепочки возникновения помрачённых состояний, ведущих к страданию (к горю, несчастьям, неудовлетворённости и т.д.).

Давайте посмотрим на схему ЗВ (см. первую схему в альбоме).

Цепочка ЗВ разделена на 2 части, явную, «видимую» в обычной жизни и потенциальную, «видимую» в глубоких медитативных состояниях.

Рассмотрим вкратце звенья видимой части. Пожалуйста, держите схему ЗВ при прочтении перед глазами.

Буддизм рассматривает ум как орган восприятия, аналогичный глазу, уху, носу, языку, телу. Воспринимает ум соответственно мысли, также как глаз — форму, ухо — звук, нос — запах, язык — вкус, тело — ощущение.

При условии наличия глаза и формы возникает зрительное сознание, при условии наличия уха и звука, возникает слуховое сознание, при условии наличия… ума и мысли, возникает умственное сознание (связанное с конкретным объектом-мыслью). Встреча этих трёх элементов — это зрительный, слуховой… умственный контакт. Всего, соответственно, шесть видов контакта.

Сразу за контактом, практически мгновенно, следует чувство. Это не чувство из какого-то спектра чувств, это мгновенная реакция в виде ощущения, приятного, неприятного или нейтрального.

В буддийских текстах чувство иногда разделяют на 2 подпункта: чувство и восприятие, акцентируя внимание на том, что имеет место распознавание объекта. То есть зарождается личностная оценка: «мне» приятно, «мне» неприятно, «мне» всё равно. Мы к этому ещё вернёмся.

В физиологическом смысле, на этом этапе запускаются гормональные реакции, помогающие захотеть получить «это» или отбить желание получения «чего-либо».

Вслед за чувством в нас рождается реакция — желание обладать данным объектом или явлением, отторжение к нему, или стремление никак на него не реагировать. Вместе со страстным желанием проявляется наша Яшность, «я-хочу», «я-не хочу», «мне всё равно». Именно с этого звена мы начинаем отождествляться с объектами или явлениями.

Страстное желание является краеугольным камнем причин нашего страдания, так как именно с этого звена мы начинаем всё воспринимать личностно. Это я, а это то.

Хорошая новость в том, что каждое залипание нашего ума на чём-либо, сопровождаемое страстным желанием, выражается физиологическим сжатием на поверхности мозговых оболочек в районе лба. Это ощущение довольно легко научиться чувствовать и отпускать. Это сжатие есть признак страстного желания. Иногда наше залипание на прошлом, будущем, мыслях, желаниях настолько интенсивное, что у нас появляется даже физическое наморщивание в районе третьего глаза, мы хмуримся!

Если вам нравится эта статья, или, возможно, вы не согласны с чем-то в ней настолько, что у вас даже появилось страстное желание читать её дальше или поспорить, то вы можете прямо сейчас ощутить это сжатие и расслабить его. что согласно буддизму является причиной наших страданий

Почему реакция «мне всё равно» тоже является страстным желанием? Потому что, если нам всё-таки придётся иметь дело с нейтральным событием, оно перейдёт в форму страстного желания «я-хочу» или «я-не хочу, отторжения». Например, на работе мы слышим про какую-то задачу, она нас не касается, нам на неё всё равно, но через некоторое время эту задачу передают нам. Если задача относится к рутинным, и её может выполнить любой другой сотрудник, у нас появляется страстное желание в виде отторжения к этой задаче, мы начинаем воспринимать её лично, «я-не хочу», «почему-я?».

Очень часто «мне всё равно» — это подчёркнуто высокомерная реакция вида: «это не достойно моего внимания». Однако по большей части нейтральное страстное желание никак не проявляется в жизни, это лишь потенциал к страданию.

Страстное желание выделено в отдельное звено, но оно суть топливо и для всех остальных звеньев, так или иначе участвуя в судьбе каждого звена.

Цепляние — это думание об объекте внимания. Ум начинает размышлять о том, как бы это получить или как бы этого избежать. Из памяти подгружаются данные о подобных ситуациях случавшихся ранее, появляются эмоции. На этом этапе ум сам себя «накручивает» до возможности запуска следующего звена «Вовлечённость\привычка». При этом одна цепочка ЗВ может оборваться на этом звене, например, мы отвлеклись, но тут же запускается ещё одна.

На этом этапе личностное отношение к явлениям и объектам становится ещё более ярко выраженным.

На этом этапе происходит активация паттернов автоматических реакций, появляется побуждение к действию. Страстное желание, возникшее ранее является топливом к этому побуждению.

Этот внутренний толчок — это наша стандартная реакция на схожие явления. Например, это может быть реакция на ситуацию, в которой на нас повышают голос. Или, когда мы встречаем кого-то из наших знакомых.

Параллельно происходит запись новых и обновление старых шаблонов реакций.

Здесь цепочка раскручивается непосредственно в действие, физическое, словесное или умственное.

За Рождением Действия следует последнее звено «смерть». Это завершение цепочки ЗВ, результат действия.

Обычно в буддийских суттах это звено называется более широко: «старение, смерь, страдание, боль, стенания, неудовлетворённость и т.д. «. Ниже мы рассмотрим почему.

Рассмотрим более подробно на примерах.

Напомню, нам интересны прежде всего помрачённые цепочки ЗВ. Не помрачённые, приводящие к радости, мы не рассматриваем. Хотя там тоже всегда за радостью на поверхности следует страдание в глубине как неотъемлемая часть.

Чтобы не забрести в дебри размышлений, мы рассматриваем только цепочки, ведущие к неудовлетворённости и страданию.

Давайте посмотрим на памятку-таблицу о ЗВ (см. вторую схему в альбоме).

Как развивается цепочка ЗВ в жизненных ситуациях:

Страстное желание возникает потому, что мы отождествляемся с объектами и явлениями и потом цепляемся за них.

События во всех этих примерах произошли вне нашего контроля и желания, эти события были обусловлены другими событиям, которые в свою очередь были обусловлены другими событиями и т.д. В них нет никакого «я», только мини-«я», связанные с сознанием, возникшим зависимо от контакта дверей чувств и явлений (зрительное сознание, слуховое сознание… умственное сознание). Мириады этих маленьких «я» рождаются и умирают в каждое мгновение, и мы не можем управлять этим процессом, нет какого-то большого «я», которое бы это делало. Зависимое возникновение ведёт к пониманию того, что все процессы в нашем уме обусловлены, что всё, что происходит — не-личностно, и возникло зависимо от предшествующих событий.

На глубоких уровнях медитации мы начинаем наблюдать эти процессы напрямую, а в конечном счёте, с опытом Ниббаны (Нирваны) у нас появляется возможность «увидеть» всю цепочку целиком. Это то, что называется просветлением, и первое, что меняется в нашей жизни, это отпадёт полностью или значительно ослабевает вера в существование некого постоянного «я». Вслед за этим наша жизнь претерпевает качественные изменения из неё начитает уходить страдание и неудовлетворённость.

Почему последнее звено цепи «смерть» часто выражается через старение, страдание, стенания, боль, неудовлетворённость и т.д.?

Это просто детализация следствий:

Невозможно жить, только получая желаемое и без расставания с ним, как и избегать появления в жизни неприятностей. За получением желаемого всегда следует расставание с ним.

Можно рассмотреть это на бесчисленных примерах, итог всегда будет один — страдание, старение, боль, неудовлетворённость и т.д. — это просто вопрос времени. Попробуйте проанализировать сами, например, приём пищи или покупку новой машины, новый роман, новую работу и любые другие.

Мы подобрались к самой интересной в практическом плане части, о роли осознанности во всём этом процессе и возможности устранения страдания из нашей жизни.

Нам понадобится понимание значения термина «осознанность»:

Осознанность — это памятование о наблюдении за тем как движется внимание ума от объекта к объекту.

Памятование означает постоянное напоминание себе о наблюдении за тем, чем занято наше внимание в данный момент. Напоминание о нахождение в здесь и сейчас, в присутствии.

Чем «быстрее» осознанность, тем глубже мы видим цепочки ЗВ в обычной жизни. Чем глубже мы видим цепочки ЗВ, тем раньше мы можем останавливать их развитие, тем меньше в нашу жизнь приходит страданий.

В самом начале «Пути», когда мы только начали практиковать медитацию или другие практики развития осознанности, глубоко видеть цепочку ЗВ возможности ещё нет. Но само понимание, как работает этот механизм, позволяет развивать способность «реагировать» всё глубже. Мы начинаем использовать инструменты, такие как «правильное усилие», медитацию, и стремимся как можно больше пребывать в присутствии, в «здесь и сейчас». И даже если какое-то нежелательное событие уже произошло и привело к неприятным последствиям, мы можем облегчить их воздействие на нашу жизнь и «обновить» паттерн поведения на менее деструктивный.

Если у нас получается замечать процессы ЗВ на уровне звена «Вовлечённость\привычка«, то шансов не доводить ситуацию до деструктивного действия становиться больше. Да, на этом этапе ум уже захвачен каким-то событием, а гормональная система активировала «гормональное подкрепление», и что-либо изменить достаточно сложно. Однако, даже если из 10 случаев неосознанных шаблонных ответных реакций мы сможем остановиться хотя бы в одном, это уже начинает ощутимо влиять на нашу жизнь.

На стадии «Цепляние» отпускать дальнейшее развитие цепочки ЗВ значительно легче. У нас уже, скажем, из 10 случаев получается избежать развития негативных сценариев в 3 случаях. Сложность заключается лишь в том, чтобы «увидеть», распознать, что мы находимся в этой точке вовремя. С развитием осознанности это становится делать всё легче.

В медитации мы чаще всего себя «замечаем», как раз на этой стадии, когда мы думаем. Каждый раз «отпуская» думание, мы избегаем дальнейшего вовлечения в этот процесс, не появляются эмоции, мы не увязаем во всём этом. Через некоторое время ум может снова вернуться к этой мысли, но с каждым разом сила вовлечения в конкретно эту историю угасает.

На более продвинутой стадии, с более «острой» осознанностью мы начинаем замечать возникновение и самого страстного желания, то самое сжатие в районе третьего глаза и разжимать его, отпускать. Это приводит к тому, что цепочка ЗВ не развивается дальше. Это уже значительное качественное изменение жизни, наша жизнь становится счастливее и спокойнее.

По некоторым данным нейробиологических исследований, с момента контакта человека с внешним фактором до необратимого запуска гормональных реакций проходит всего 0,5 секунды. 0,3 секунды уходит на распознавание и 0,2 на активацию гормональной системы, после чего происходит «впрыск» гормонов, и мы переходим в состояние «неосознанного транса» накаченные гормонами.

Другими словами, наш ум сам принял решение, запустил гормональное подкрепление, а наше сознание об этом узнаём только спустя 0,5 секунды!

Этот процесс очень напоминает разворачивание ЗВ в части «Контакт—> Чувство—> Страстное желание», не правда ли?

С момента возникновения звена «Чувство», и до запуска гормональных реакций у нас есть всего около 0,2 секунды, чтобы остановить и гормональный отклик, и всю последующую цепочку ЗВ.

Уровень осознанности позволяющий «видеть» звено «Чувство» приводит к фундаментальным изменениям в жизни.

Всем процессом ЗВ движет страстное желание и даже в звене «Контакт» есть очень тонкое напряжение, вызванное страстным желанием. Например, взгляд плывёт по какому-то виду, в какой-то момент в поле зрения попадёт рекламный щит с пакетиком любимых чипсов. В этот момент происходит очень тонкое сжатие, которое в свою очередь приводит к чувству, далее к явному сжатию — страстному желанию. Развитая осознанность позволяет замечать и отпускать даже эти тончайшие напряжения.

Что происходит в уме человека, способного отпускать ЗВ на уровне контакта? Ничего. Ум пребывает в состоянии безмятежности, ни за что не цепляясь. Это состояние глубокого покоя, равностности. Сознание подобно зеркалу, в нём всё отражается, но ничего не задерживается. Не возникают цепочки ЗВ приводящие к неприятностям, жизнь становится спокойной и счастливой.

Это ещё не полное освобождение, но точка, в которой 90% обычных жизненных сложностей, просто уходят.

Практикующим медитацию такая возможность становиться доступной намного раньше, в самой медитации, как только они добираются до глубоких уровней. Со временем эта способность становится доступной для них и в обычной жизни.

Теперь мы готовы перейти к оставшейся, не явной части цепочки ЗВ.

Звенья 2–5 в обычной жизни находятся вне поля нашего «грубого» восприятия, но они могут наблюдаться непосредственно в медитации. Звено «1.Неведение» относится к понимаю самого механизма ЗВ и 4-х благородных буддийских истин (об этом см. отдельные статьи).

Звенья ЗВ до контакта, в обратном порядке:

«Есть следующие шестеричные основы: глаз, ухо, нос, язык, тело, ум. Они называются шестью сферами чувств или шестеричной основой».

Контакт подразумевает некую целостную картину, которая интерпретируется в звене «Чувство» как нечто конкретное и понятное. Шестеричная основа — это сам процесс поступления информации. Если мы видим форму, то это просто процесс поступления информации от глаз, если мы слышим звук, то это просто процесс «слышания» звука. На этом уровне мы воспринимаем поток информации по каждому каналу как нечто отдельное и дискретное, то есть состоящее из отдельных импульсов восприятия. То есть элементарные «биты» информации.

Все дальнейшие интерпретации этой поступающей информации и есть создаваемый нашими умами субъективный мир и наше «я».

Если у нас настроение в целом «так себе», то и наша реальность создаётся через призму «так себе». Если мы, например, чрезмерно увлекаемся новостями или фильмами «экшн», то вся поступающая информация будет окрашена в стиле «экшн». Наша гормональная система будет постоянно напряжена, мышцы в гипертонусе, сон чуткий и неглубокий, наша система будет постоянно пребывать в состоянии «опасность».

Но в изначальном виде на этом уровне мы просто получаем потоки информации, без всяких ярлыков и интерпретаций.

Существует метафора на этот счёт: «пока мы «спим»,каждый живёт в своём субъективном мире, пробуждённые живут в одном едином мире для всех».

Значительное освобождение от этих самых интерпретаций и суждений происходит после опыта просветления, после «касаний» Ниббаны (Нирваны) и с последующим угасанием веры в существование «я».

«…Чувство, восприятие, намерение, контакт и внимание — это называется умом. Четыре великих элемента и форма, основанная на четырёх великих элементах, это называется материей (телом). Совместно они называются Ум-тело».

На глубоких уровнях медитации, когда ум практически полностью останавливается, прекращаются все истории о «я» и других объектах, мы погружаемся в полное безмолвие на границе существования самого сознания. Нам становится понятно, что из себя представляет звено Ум-Тело (Имя и Форма). Мы начинаем видеть, что тело и ум отдельны. Они функционируют вместе, но они не одно и то же. Существует базовая дифференциация на две сферы физическую и умственную, «внешнюю» и «внутреннюю».

На этом уровне мы также замечаем, что у каждого канала есть некая базовая матрица-шаблон. Мы видим, что мысли развиваются не сами по себе, а на некоей «сцене ума», а сигналы тактильных ощущений на фоне карты матрицы тела.

Спустившись ещё глубже, мы видим, что остаётся только сознание, нет ничего кроме него. Это сознание подобно зеркалу. Сознание, наблюдающее само себя.

Оно еле уловимо окрашено тенью личности, вызванное формациями, активностями основанными на предшествующих событиях (см. следующее звено).

На этой стадии ум останавливается полностью, а сознание перестаёт восприниматься как нечто непрерывное. Оно в буквальном смысле перестаёт существовать и потом возникает снова.

Наверное, у вас сразу возник вопрос: если перестаёт существовать даже сознание, тогда как же это возможно «осознать»? Предлагаю вам исследовать этот вопрос самостоятельно! Благо, это осуществимо на ретритах и в самостоятельных длительных сессиях медитации

Как работает наше намерение?

Например, намерение проснуться в такое-то время или намерение вспомнить то-то и тогда-то. В медитации можно сделать намерение перед ниродхой, полным отключением ума и сознания на выход из этого состояния-небытия, скажем, через 20 минут, и через 20 минут ум включится обратно. Можно «программировать» себя таким образом, например, на сессию медитации, сидеть 1 час 23 минуты 15 секунд. И со временем мы приходим к этой точности.

Формации — это элементарные «кванты» активности, которые относятся к трём сферам физической, умственной или вербальной. Это семена возможных активностей, посеянных нами ранее. То, что окрашивает наше сознание-зеркало в тень личности.

Исходя из этого, схему ЗВ корректнее изобразить в виде спирали, а не кольцевой диаграммы (см. третью схему в альбоме).

Неведение имеет прямое отношение к пониманию механизма ЗВ и четырёх благородных истин, пониманию, что причиной всех помрачённых состояний, ведущих к страданию, является страстное желание и отождествление с «я».

В буддийских суттах это описано так:

«…Незнание страдания, незнание причины страдания, незнание прекращения страдания, незнание пути практики, ведущего к прекращению страдания, — это называется неведением. С возникновением помрачений возникает неведение. С прекращением помрачений неведение прекращается. А путь, ведущий к прекращению неведения — это Благородный Восьмеричный Путь» (о Четырёх Благородных Истинах и Восьмеричном Пути, см. отдельную статью).

Само понимание ЗВ может значительно помочь в улучшении качества жизни, но глубокое прозрение в ЗВ возможно только через прямое переживание на собственном опыте в длительных сессиях медитации. Всё это очень даже доступно, а некоторым даже в «домашних условиях», остальным — на ретритах.

Поэтому «есть-я», «нет-я», «есть-бог», «нет-бога», «есть-абсолют», «есть-смысл» и т.д. будут оставаться концепциями до тех пор, пока вы не решитесь, возможно, на самое «главное» приключение в жизни и не проверите всё сами!

Светлой вам практики! что согласно буддизму является причиной наших страданий

В качестве благодарностей.

Помимо прозрений личного опыта, в статье использованы некоторые мысли представителей буддийской школы Суттавада Дэвида Джонсона и Олега Павлова, за которые им низкий поклон и большое спасибо!

Также в тексте использованы фрагменты буддийских сутт в переводе Олега Павлова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *