что собой представляет нормативная функция культуры
Культурология. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений, обучающихся по специальности «Культурология».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
4 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Термин «функция» (от лат. functio — «исполнение») переводится как «обязанность», «круг деятельности».
Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно—нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой главной, системообразующей функции расходятся другие функциональные модификации культуры: адаптивная, регулятивная, познавательная.
Адаптивная функция культуры представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Главная культурная задача, решаемая в рамках данной функции, состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве.
Регулятивная функция может быть представлена тремя взаимодополняющими функциями: аксиологической, нормативной, семиотической.
В этом ряду наиболее важнейшей является аксиологическая (ценностная) функция. Культура — это прежде всего нормативная система, и как таковая она формирует у человека определенные ценностные ориентации (наиболее значимые предпочтения личности). Мерилом их оценки выступает нравственное содержание.
Если ценностные ориентации приобретают только прагматический характер, это может угрожать и самой личности, и обществу. Но культура не только совокупность норм, она является также совокупностью знаковых систем (речи, языка формул, искусства и т. д.).
Семиотическая (знаковая) функция предполагает знание человеком специальных языковых систем.
Познавательная функция включает в себя гносеологическую, коммуникативную и трансляционную функции.
Гносеологическая (познавательная) функция культуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать народам целостное представление о них самих. В то же время — в порядке обратной связи — сама культура, ее уровень развития служат индикатором, позволяющим судить о преобразовательной деятельности человека (природы и самого себя).
Коммуникативная функция позволяет вступать людям в общение друг с другом. Но для позитивного общения важно достичь определенного уровня взаимопонимания, формирование которого зависит от владения общей системой смыслов и специфическими языками.
Функцию трансляции, передачи социального опыта от поколения к поколению, обозначают также как информативную, или функцию исторической преемственности. В этой функции культура выступает как «память» человечества.
Что собой представляет нормативная функция культуры
Подходы к пониманию культуры
Сложная, многоплановая и разноуровневая структура культуры, ее органическая взаимосвязь со всеми сферами жизни общества позволяет ей осуществлять в обществе ряд социальных функций.
Основные функции культуры
Формы и разновидности культуры
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
«Готы» и готический стиль в одежде
«Гранж» и стиль Гранж в одежде
Гетто (итальянское ghetto) – 1) район города, в котором селятся национальные меньшинства. В данном случае культурный шок смягчается при помощи выделения как «сильному», так и «слабому» участнику конфликта собственной сферы влияния. Примеры: китайские кварталы – Чайнатауны в США, районы проживания религиозных ортодоксов в Израиле и т.п.
ПОСМОТРИ ВИДЕОУРОК
ПО ТЕМЕ
«ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.
ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ»
Функции культуры
Вышеупомянутый характер культуры как общественно-исторического явления предопределяет ее полифункциональность. Среди ее функций выделяются познавательная, информативная, мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, аксіологічна, а также воспитательная.
Важное место среди них принадлежит познавательной. В чем она выражается? Во-первых, в фиксации в каждую конкретную историческую эпоху результатов познания окружающего мира. При этом подается целостная картина мира, сочетаются результаты научного, ценностного и художественного его отображения. В соответствии с уровнем духовной культуры мы судим об уровне познания мира в ту или иную эпоху, а следовательно, о степени господства человека над стихийными силами природы и общества.
С познавательной функцией культуры тесно связана ее информативная функция. Она настолько важна, что некоторые ученые считают ее основным, а иногда даже возводят культуру к информации. Это вопрос проблематично, хотя следует признать, что без изучения этой функции невозможно понимание сущности культуры.
Благодаря культуре новые поколения людей имеют возможность использовать опыт, накопленный предками. Теперь уже отпала необходимость отдельному индивиду лично испытать все на собственном опыте. Его индивидуальный опыт может быть в определенной степени заменен результатам опыта посредников.
Приобщаясь к поэзии Тараса Шевченко, романов Панаса Мирного, слушая музыку Николая Лысенко, изучая произведения философов и ученых и т.д., мы воспринимаем их мысли и чувства, будто общаемся с ними. В наши дни, с появлением и бурным развитием средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть), неизмеримо возрастает роль опосредованного общения.
Культура, с одной стороны, регулирует прямое и косвенное общение людей, а с другой, обогащает и само общение, которое правомерно рассматривать как явление культуры. Оно активно способствует развитию человека, приумножению ее духовного богатства, выступает важным средством преодоления отчуждения между людьми, которое стало одной из самых драматичных признаков XX века.
Культура делает возможным не только общение людей, но и регулирования их взаимоотношений и деятельности. Регулятивная функция культуры реализуется с помощью определенных норм, усвоение которых необходимо каждому для успешной адаптации в обществе. Нормативная функция культуры включает чрезвычайно широкий круг требований, которые предъявляются к духовного мира человека, его знаний, мировоззрения, нравственных качеств и т.д.
Закрепляясь с течением времени, обычаи перерастают в культурные традиции. В основе каждой традиции лежит опыт того социального коллектива, который им владеет и постоянно его воспроизводит. Ведущее значение в функционировании любой традиции диалектика имеет устоявшегося и изменчивого в ней. Происходит непрерывный процесс изменения традиций, отмирание консервативных и возникновения прогрессивных, отвечающих потребностям и интересам общества. В сфере быта, труда и межличностных отношений культура оказывает существенное влияние на поведение людей, регулирует их поступки, обуславливает выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается следующими нормативными системами, как мораль и право.
Культуре присуща аксіологічна (оценочная) функция. Она выражает качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные ориентиры и потребности. Человек воспринимает ту или иную вещь или явление, дает им положительную или отрицательную оценку. В соответствии с отношением человека к культуре часто судят об уровне интеллигентности человека. В динамическом процессе функционирования культуры происходит формирование духовного лица человека, его мировоззрения, политических, правовых, нравственных, художественных, религиозных взглядов, вырабатываются определенные ценностные ориентации, моральные установки, культурные вкусы, формируется многогранный духовный мир человека.
Особое место принадлежит воспитательной функции. Культура не только адаптируется человека к определенному природной и социальной среды, способствует ее социализации. Она еще и выступает универсальным фактором саморазвития человека, человечества. Каждого конкретного индивида или человеческую общность правомерно рассматривать как продукт собственного культурного творчества. Последняя заключается в безостановочном процессе развития и удовлетворения материальных и духовных потребностей, разнообразных человеческих способностей, производстве и осуществлении заветных мечтаний и желаний, выдвижении перед собой и достижении определенных жизненных целей, программ. Поэтому каждый новый этап в культурном постепенные можно справедливо считать новым шагом в направлении расширения горизонтов человеческой свободы.
Культурология (3 стр.)
4 Функции культуры
Термином «функция» в социальных науках обозначают предназначения, цель существования какого-либо элемента социальной системы. Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.
Адаптационная функция культуры обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной: он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду.
Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным приспособительным эффектом.
Преобразующая функция культуры. Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия (вторжение) во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку внутренне присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.
Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения, экологическая защита и т. п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других.
Коммуникативная функция культуры (коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем.) Человек, как существо социальное, для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Культура формирует условия и средства человеческого общения.
Познавательная функция культуры (любая культура создает свою картину мира, познает, исследует человеческую душу, общество и мир). Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, таки практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.
Информационная функция культуры – накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.
Нормативная функция культуры. Любая культура содержит нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируют поведение людей и социальных групп.
Гуманистическая функция культуры – формирование нравственного облика личности (культура как способ социализации человека, способ развития, человека, его способностей, умений, его физических и духовных качеств).
Ценностная функция культуры выражается в формировании ценностей, идеалов, культурных норм. Культурная жизнь людей невозможна без ценностей, т. к. они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости.
Семиотическая, или знаковая (греч. sеmеiоn – знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.
Интегративная функция – культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов характерных для данной культуры.
Функция социализации – культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют обычаи и традиции.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом культурологии?
2. Каковы основные этапы становления культурологии?
3. Каковы основные аспекты функциональной теории культуры?
4. Каковы особенности натуралистической школы культурологии?
5. Каковы функции культуры?
1. Кто ввел термин «культурология»?
2. В какой период европейской цивилизации культура понималась как «возделывание, обработка почвы»?
г) в эпоху Просвещения
3. Кто дал определение: «Культура – это созданная человеком «вторая природа»?
4. В каком аспекте культура раскрывается как развитие духовных, творческих способностей человека?
5. В каком аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе?
6. Социальные группы выступают как
а) символы культуры
в) ценности культуры
г) субъекты культуры
7. Как называется метод изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания?
8. Какая функция культуры обеспечивает приспособление человека к окружающей среде?
9. З. Фрейд и К. Юнг являются представителями
а) общественно-исторической школы
б) натуралистической школы
в) социологической школы
г) символической школы
а) историзм и социализация
б) историзм и эволюционизм
в) историзм и инкультурация
г) историзм и целостность
Темы докладов и рефератов
1. Место и функции культуры в обществе.
2. Культура как сложная система.
3. Методы и принципы культурологических исследований.
4. Основные этапы становления культурологии.
5. Функции культуры.
Составьте «Кластер» на вопрос «Сущность и функции культуры», используя ключевое слово «культура».
Правила составления кластера
В центре большого листа бумаги пишется ключевое слово или название темы из 1-2-х слов. Сбоку от него в кружках меньшего размера приписывают «спутники» – слова или предложения, которые связаны с данной темой. Соединяют их линиями с «главным» словом. У этих «спутников» могут быть «малые спутники» и т.д. Запись идет до истечения отведенного времени или пока не будут исчерпаны идеи.
Тема 2 Морфология культуры
1. Отрасли культуры.
4. Искусство и его виды.
Основные термины и понятия
Архитектура, виды культуры, виды искусства, городская культура, гражданское общество, графика, декоративно-прикладное искусство, духовная культура, доминирующая культура, живопись, изобразительное искусство, искусство, кино, контркультура, литература, массовая культура, материальная культура, мораль, морфология, музыка, народная культура, наука, обыденная культура, отрасли культуры, педагогическая культура, политическая культура, право, профессиональная культура, религия, сельская культура, скульптура, специализированная культура, субкультура, театр, трансляция культуры, физическая культура, формы культуры, фотография, хореография, элитарная культура, экономическая культура.
Новое в блогах
Культура как ценностно-нормативное основание общественной жизни, функции культуры в обществе
Каждая культура базируется на определенной системе ценностей. Они определяют ориентацию человека и общества, цели и идеалы, образ жизни, смыслы существования, регулируют поведение людей. Ценность не является объективным свойством предметов и явлений, она является характеристикой субъектно-объектных отношений и выражает значимость явлений для субъекта, которая, в свою очередь, зависит от потребностей, интересов, целей, мировоззрения. Мир ценностей велик и многообразен. Кто-то ориентируется на трансцендентные ценности- Бога, спасение, загробную жизнь. Для других эти ценности не более чем пустой звук, для них более значимы ценности земной жизни. На личностном уровне человек сам определяет собственную систему ценностных предпочтений, хотя в этом процессе не все зависит от самого человека, многое определяется эпохой, культурой, в которой человек живет, воспитанием.
На уровне общества ценности представлены в более целостной, стройной и иерархической системе. На этом уровне выясняется, какие ценности разделяются большинством, на что люди ориентируются, чему отдают предпочтение. Система ценностей культуры представляет собой предметное воплощение общественных отношений, выражающих сущность жизнедеятельности данного общества, ее конкретно исторического образа жизни.
Природа ценностей такова, что они телеологичны, т.е. они включают целевые установки. В силу этого ценности часто определяют как социально одобряемые и разделяемые большинством представления о целях жизни. Ценности и цели придают смысл человеческой деятельности и жизни. Система ценностей создает смысловые поля различной напряженности. Человек, побуждаемый поиском смысла своих действий, не может вести себя индифферентно. Он либо принимает существующие смыслы, либо становится к ним в определенную оппозицию, либо пытается найти компромисс. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы. Чтобы культура могла обогащаться, она должна быть способной ассимилировать и синтезировать ценности. Поэтому развитые культуры полиморфны и многозначны. Обладая более богатым набором ценностей, они имеют более высокую степень выживаемости.
Ценности определяют нормативную систему общества. Если Бог, человек, свобода, коммунизм, рынок в каких – то обществах ценности, то в этих обществах существуют нормы, предписывающие уважительное и бережное отношение к этим ценностям.
Ценность включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность подразумевает выбор, допускает полярность решений, что свидетельствует об амбивалентности, двойственной природе ценностей. Учитывая смысл одной и той же ценности, можно отвергать или принимать событие, давать положительную или отрицательную его интерпретацию и оценку. В разных ситуациях в качестве доминирующего основания для выбора могут выступать различные составляющие ценности. Например, при интерпретации такой ценности как патриотизм в одном случае на первом месте может стоять долг, в другом – идеал, в третьем – потребность. Ценности более гибко определяют нормы поведения, они могут иметь санкцию, выданную тем или иным институтом, автором или традицией. Ценности допускают градацию от низших – к высшим или наоборот.
Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису, это относится как к отдельной личности, так и к обществу в целом. Выход из такого кризиса возможен только на пути обретения новой системы ценностей.
В обществе культура выполняет множество функции. Она исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Культура характеризуется, прежде всего, способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности. Одна из главных функций культуры – сохранять и воспроизводить духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют как институты культуры.
Коммуникативная функция культуры формирует условия и средства общения. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.
Нормативная функция культуры поддерживает равновесие и порядок в социуме, приводит в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи, традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы. Из этих элементов образуются более крупные и сложные комплексы: право, мораль, идеология.
Семантическая функция связана со смыслами. Культура есть воплощение деятельности человека. Любая деятельность совершается для достижения определенной цели, получения результата. Цель определяет смысл. Понять культуру- это значит понять её смыслы. Смысл построения египетских пирамид невозможно понять из факта их существования, без знания культуры Древнего Египта. Сейчас не поклоняются солнцу и не строят пирамиды, поскольку не видят в этом смысла. Культура возникла, функционирует и развивается на смысловой основе.
Культура выполняет такую важную функцию как социализация. Человек не рождается личностью. Он рождается как биологический организм и только потом, усваивая язык, нормы, ценности, знания, приобретая навыки, социальные качества, становится личностью.
Функции культуры многообразны и раскрывают все богатство человеческого мира.