Что означает леее на кавказе
Что означает леее на кавказе
Шуруп. » 31 янв 2011, 18:55
Абышо – что-нибудь; кое-что
Абрек – горец-одиночка, совершающий разбойные нападения
Абыкак – небрежно, кое-как
Анчутка – грязный ребёнок, неаккуратная женщина
Атаман – выборный лидер казачьей общины
Аул – селение на Кавказе
Баерак – глубокий овраг
Баз – двор, загон для скота
Байдюже – всё равно
Баклажка – плоский сосуд с крышкой или пробкой
Балка – длинный овраг
Бачить – видеть
Важкый – тяжёлый
Вечерять – ужинать
Вин – он
Волошка – василёк (цветок)
Вязы – основание головы при соединении с шеей
Гадына – гадюка
Гай – лес
Гарбуз – тыква
Голка – игла
Глэчик – глиняный кувшин
Деверь – брат мужа
Дивчина – девушка
Добре – хорошо
Дрот – проволока
Дружина – жена
Думка – мысль
Ерики – каналы, отходящие от Кубани по правому берегу
Жердёла – мелкий, дикий абрикос
Жигуха – крапива
Жменя – горсть
Журавель – длинный рычаг у колодца для подъёма воды
Загинуть – погибнуть
Загорнуть – засыпать землёй
Замурзанный – грязный
Зеленя – молодые всходы хлеба
Зозуля – кукушка
Идее – где
Ишо – ещё
Кавун – арбуз
Казан – большой котёл в выпуклым дном
Калюжа – лужа
Карагач – разновидность вяза
Квочка – наседка
Кныш – пирог
Кокушко – яйцо
Комин – передняя часть печи, дымоход
Конопля – растение
Корец – ковш
Корч – пень
Кошонок – катёнок
Кутенёнок – щенок
Лазоревый – ярко- красный
Лещ – пощёчина
Лошонок – жеребёнок
Люлька – колыбель
Мазанка – хата, обмазанная глиной
Млын – мельница
Молодица – молодая замужняя женщина
Муторно – тоскливо, не по себе
Навпростэць –напрямик
На дурныцю – даром
Нэдиля – воскресенье
Нэдобачать – плохо видеть
Нэхай – пусть, пускай
Очерет – камыш
Ожина – ежевика
Обхлюпаться – забрызгаться, облиться
Паморока – туман
Папаха – высокая меховая шапка
Переказать – сообщить
Порохня – пыль
Пугая – филин
Рогоз – тросник
Свит – мир
Скибка – ломоть
Трэбо – надо
Тютина – шелковица и ей плоды
Тютюн – табак
Узвар – хитрый
Фортка – форточка
Халабуда – шалаш
Хмыз – хворост
Хряк – кабан
Цибуля – лук
Черевички – туфли
Шаран – карп
Щерица – сорная трава амарант
Юшка – навар, бульон
Явор – ясень
Якый – какой
Ятровка – жена брата мужа
Байдаки бить – бездельничать
Блымать глазами – терпеть стыд из-за кого-то
Брать горлом – добиваться своего криком, руганью
Брать нахрапом – добиваться чего-либо наглостью, криком
В пустой след – поздно
Не будет путя – не будет толку
Ни росиночки в роте не было – голоден
Целая веренька – много детей, родившихся друг за другом
Семнадцатая вода всё смоет – о некрасивом подростке, который со временем должен похорошеть
В хату не влезть – грязно, беспорядок
Ни за холодную воду – о ленивом человеке
В раж вошёл – сильно возбудиться или увлечься чем-то
Зубы выскалить – умереть
Замороженные глазки – наглый, бессовестный человек, которого ничем не смутишь
Гнуть горбину – очень много и тяжело работать
Головочка горькая – сокрушение, причитание по поводу какого-то несчастья
Не со всякой тучи гром – беды, угрозы может и не быть
Колом не добьёшься – здоровый человек
Сало наел(а) – растолстела
Пришей кобыле хвост – неизвестно кто
Пришей-пристебай – о ненужном человеке
Пройти крым и рым – испытать, перенести в жизни многое, быть в разных ситуациях, набраться опыта
Умом тронуться – сойти с ума
За копейку удавиться – об очень жадном человеке.
В начале существования Черноморского войска, пути сообщения и почта составляли одну и ту же повинность. Почтовую повинность черноморские казаки несли как на суше, так и на море. Они обязаны были содержать почтовые тракты, станции, лошадей, перевозы.
В 1800 году перевозка почты водным путем осуществлялась казацким войском исправно. В худшем положении находились почтовые сообщения на суше, по грунтовому почтовому тракту. На содержание перевозки почты, требовалось много денег и генерал Михельсон, внес изменения в содержание почтовых трактов. Так, на водных путях переправы и лодки содержались на войсковой счет, а лодочникам были казаки, исполнявшие очередную службу. На почтовых трактах по грунтовым дорогам почтарями были казаки, но лошадей выставляли курени по наряду и кормили лошадей лица ими назначенные. Такое смешанное обслуживание ухудшало сохранность почты.
В 1828 году были составлены расписания движения почты на больших почтовых трактах, разработаны и изданы правила для постройки постоялых дворов, гостиниц, составлены чертежи и планы, намечались вместо земляных знаков через каждые 100 сажень поставить деревянные столбы. Все эти работы население должно было выполнить за свой счет.
С 1830 по 1840 пути сообщения находились в неудовлетворительном состоянии. Администрация вспоминала о дорогах только тогда, когда узнавала о маршруте движения главнокомандующего и генерала. Станичные атаманы торопливо выставляли по наряду лошадей. В 1846 году решали устанавливать на почтовых трактах каменные столбы для предупреждения несчастных случаев при метелях.
В 1846 году за неимение камня ставили «земляные пирамиды».
В 1850 году были открыты почтовые отделения в Усть-Лабинские и другие станицы.
В 1854 году произведена первая ревизия всех почтовых трактов, выявившая полнейшие неисправности всего почтового хозяйства, почта перешла на содержание казны, а казаки освободились от этой повинности.
При крайне неудовлетворительном состоянии путей сообщения возник вопрос о судоходстве по реке Кубани. Несмотря на то, что Кубань часто изменяла русло, менялась глубина, а быстрота течения размывала берега, судоходство, возможно, было, если суда тянуть волоком. Но войско решило завести собственный пароход.
В 1858 году из войсковой казны было отпущено 38660 руб. серебром, на приобретении английского парохода и баржи, пароходное сообщение по Кубани было осуществлено. Первый колесный пароход «Кавказ» для плавания по реке Кубани был построен в Англии.
В 1858 году из Азовского моря через Ахтанизовский лиман он поднялся до Тифлисской. Большой и длинный пароход не мог поворачиваться по реке и поэтому ходил взад и вперед.
В 1860 году решено отдать все в частные руки предпринимателю по устройству почтово-пассажирского сообщения по Кубани от Темрюка до станицы Тифлисская Новосельскому, инициатору по организации Русского общества пароходства и торговли. Предполагалось еженедельное пароходное сообщение, количество судов должен был определить сам Новосельский. Совершавшие рейсы по Кубани пароходы и баржи, Новосельский принимал по их действительной стоимости. Перевозку почты и почтальонов обязывался производить бесплатно. Планировалось продолжить до Прочноокопа, а оттуда сухопутьем до Пятигорска.
Итак, наша Тбилисская почта в основном попала в трактовый путь. Но взамен всего этого, Новосельский Н.А. потребовал передать ему бесплатно в потомственное владение участка земли у Темрюка для складов и почему-то 1200 десятин пустопорожней земли против станицы Тифлисской по дороге в станицу Тенгинскую, но передать ему эту землю оказалось невозможным, так как земля эта была не казенная, а казачья, жалованная казаками по положению 1845 года, как полковая территория. Заведенное уже по Кубани почтово-пассажирское пароходное сообщение затормозило.
С 1861 года пароходство по реке Кубани перешло в руки Кубанского казачьего войска. Велись работы по очистке Кубани от корчей. Далее становлению почты способствовали основанные территории за р. Кубанью.
Так в 1868 году на левобережье Кубани переселилась группа немцев из Бессарабской губернии Американского уезда.
Арендуя, тысячу десятин земли у отставного генерала Маркосова и, пять десятин у коннозаводчика Пеховского на 20 лет, они образовали Эйгенфельд, она состояла из 49 дворов.
В 1871 году на участке полковника Антоновича была создана колония Александрфельд из 44 дворов. Как правило, во всех немецких селениях имелись бакалейные лавки, школы, лютеранские молитвенные дома. Из трех колоний образовалось Эйгенфельдская волость 7 экономий частных землевладельцев, овцеводов и 9 хуторов смешанного населения. Западная граница волости включала: 2 хутора Рукевича, 2 хутора Дулинова, двух братьев Каламбетовых, экономию Бабкина, 7 хуторов Солонянского, 8 хуторов Терашкевича. К востоку распластались экономии землевладельцев и коннозаводчик Пеховского и овцевода Заболтнева. Непосредственно на берегу Кубани землевладельцы-овцеводы братья Петрики в своих двух экономиях посадили фруктовые сады и развели виноградники.
С 1881 по 1883 годы подполковник Осип Тарашкевич устраивал постоянные мосты через Кубань и содержал за свой счет. Войсковое хозяйственное правление Кубанской области в течение пяти лет выплачивало ему по 6500 рублей. Сын Терашковича Северян Иосифович-служил начальником тихорецких мастерских, хутор на левобережье Кубани был назван его именем. Переименованы были и немецкие колонии:
Эйгенфельд-в село Ванновское;
С 1883 года Кавказский край был разделен на Северный Кавказ и Закавказье, в связи с преобразованием его управления, Кубанская область была отнесена к Северному Кавказу. Вместо 7 уездов в 1888 было утверждено 7 отделов и Тифлисская переподчинена Кавказскому отделу с центром в станице Кавказской к Лабинскому отделу с центром в Армавире были отнесены селения: Семеновское, Эйгенфельд, Александрфельд, Ррзенфельд.
В 1888 году в шести верстах поселка Владимирокского на левой стороне реки Бейсуг, расположился хутор иногорних крестьян, по правой стороне реки Бейсуг был другой хутор иногородних крестьян, он назывался Церковным.
Пассионарность кавказцев, как прививка российскому обществу
После избиения в московском метро Дагестан из российского региона вновь превратился в далекую страну, где живут кровожадные дикари, способные только портить жизнь простым россиянам. Такое впечатление складывается после прочтения тысяч комментариев в социальных сетях под новостью об этом происшествии. Этот феномен заставляет задуматься о том, что происходит в российском социуме и к каким последствиям подобные инциденты могут привести?
Предыстория проблемы
Начнем изучать вопрос по порядку. Когда вообще возник национальный вопрос в нашей стране, где 70 лет ударно ковали единый, могучий советский народ? Если отбросить исторические экскурсы во времена развала российской империи и последующего становления советского государства, то первые проявления национализма в стране стали заметны в 80-е годы прошлого века, когда государственный механизм вновь стал трещать.
Распадающаяся перед угрозой внешней угрозы страна стала стремительно терять идеологические, экономические и, как результат, политические скрепы. В регионах задумались о суверенитете, начав поиск своих новых границ. Наиболее выпукло это происходило в ходе территориального самоопределения Азербайджана и Армении, лихорадочно пытавшихся закрепиться в рамках той территории, которую экономически и политически им было удобно считать своей.
В это время и проявился изъян советской идеологии. Подарив автономию национальным республикам, продолжавшим формироваться в составе страны как моноэтнические анклавы, власть столкнулась с тем, что российский народ, как таковой, и не народился. Русские стали бежать с Северного Кавказа и Азии, а попутный поток гастарбайтеров из этих регионов уже в 90-е годы стал восприниматься жителями средней полосы Росси как разорительное нашествие варваров.
Та же Москва, да и другие регионы, уже были неспособны оперативно ассимилировать поток трудовых мигрантов, диаспоры которых сами превращались в национальные анклавы на территории столицы, деля между собой если не территорию, то сферы трудовой и коммерческой деятельности. Этот процесс сами дагестанцы могли наблюдать в Махачкале, гомогенное до начала 90-х годов население которой стало резко расслаиваться по национальному признаку.
Все это время государство предпринимает попытки реагировать и вести подобие какой-то национальной политики, создавая в качестве регуляторов различные органы власти или финансируемые из бюджета общественные институты. Однако пока сохраняется разделение на регионы по национальному принципу говорить об эффективности не приходится. Покуда есть деление на «наше» и «ваше» реальных сдвигов в массовом сознании не произойдет.
Понятно, что рассуждать всерьез о перекраивании границ регионов или «расселении» целых народов сегодня не просто неуместно, но и неэтично. Несмотря на активизировавшиеся попытки некоторых субъектов расширить свою территорию с прицелом на будущий суверенитет, широким росчерком пера сложившиеся межрегиональные границы пера переиначивать никто не решится. Поэтому важно понять, как нам всем дальше жить в сложившихся обстоятельствах.
Пассионарность – угроза?
Главным раздражителем в российском обществе традиционно выступают кавказцы, регулярно фигурирующие в криминальных хрониках и просто «доставшие» многих жителей центра на бытовом уровне. Высокая степень раздражения вполне объяснима в виду того, что с угрозой в лице кавказцев жители российской глубинки сталкиваются повсеместно: в метро, в булочной, в общественном транспорте и даже нередко в собственном подъезде.
Однако подлинной причиной неприязни в адрес кавказцев является не национальные различия или разрез глаз, а иной, более высокий уровень их пассионарности, перед которой житель российской глубинки обычно пасует, накапливая в душе злобу и желание отыграться. Когда пассионарность некоторых кавказцев зашкаливает, выходя далеко за границы законодательства и моральных норм, эта злоба выливается в антикавказскую риторику и даже выступления.
Да, такие конфликты, как произошедший недавно в московском метро, в виду раскрученности в качестве межнационального, несут определенную угрозу российской государственности. В результате раздувания кавказофобии в некоторых СМИ и социальных сетях, а также попустительства со стороны органов власти, временно наблюдается и расслоение общества, отторгающего неприемлемую в нем модель поведения «зарвавшихся» кавказцев.
Но является ли пассионарность, как таковая, однозначным злом? Изучив отзывы о кавказцах, звучащие в социальных сетях в иные промежутки времени, можно обнаружить и совершенно неожиданные на первый взгляд комплименты в их адрес, основанные на том, что они мужественны, умеют постоять за себя, готовы защитить слабого, оказывают большое внимание женщинам, щедры и великодушны. Каким и должен быть сильный мужчина.
Бескультурье или обиды?
Рассуждая о причинах девиантного поведения кавказцев, практически все комментаторы отмечают факт того, что на родине они так себя не ведут. И это вновь объясняется уровнем пассионарности, который у населения северокавказских регионов одинаков. Каждый житель того же Дагестана знает, что его пассионарность здесь будет встречена аналогично, и понимает, где пролегают границы дозволенного в его родном социуме, преступать которые чревато.
Попадая в другой регион, кавказец начинает эти границы искать и прощупывать. Когда он заходит слишком далеко и случаются бытовые конфликты, приобретающие в результате раздувания в СМИ межнациональный окрас. Здесь мы и подходим к вопросу о социализации, которая должна сглаживать ментальные различия, прививая каждому члену общества понимание морально-нравственных и законодательных норм и правил поведения.
Изучив кавказский сегмент социальных сетей, можно обнаружить множество гневных отповедей в адрес приезжающих из центральной полосы России туристов. Правда, здесь обвиняют в отсутствии культуры и нравственности публично курящих и откровенно одетых девушек и парней в слишком коротких по мнению местных жителей шортах. Если следовать привычной логике, то в этих доводах тоже есть доля справедливости. Ведь в данном случае уже кавказцы находятся на своей земле.
Среди главных причин девиантного поведения кавказцев неизменно указывается низкий уровень образования и культуры. Подчеркивается, что местные народы все еще находятся на иной степени цивилизационного развития, что якобы и приводит к проявлениям так называемого «звериного» поведения. Этот тезис ставит перед нами новые вопросы о том, насколько уровень культуры взаимосвязан со степенью пассионарности и к какой цивилизации мы вообще стремимся?
Заглянув в недавнюю историю, мы поймем, что все попытки связать пассионарность с культурой и образованием беспомощны. Ведь приход в Германии 30-х годов запомнившихся своими нечеловечными зверствами фашистов был вызван вовсе не низким уровнем культуры и образованности немцев, на протяжении последнего тысячелетия по праву считающихся высокообразованной нацией, внесшей огромный вклад в научно-техническое развитие человечества.
Пример фашистской Германии наглядно доказывает, что рост пассионарности общества не связан с культурой, образованием либо научным прогрессом вообще. Пассионарность растет, когда все общество ощущает себя ущемленным и униженным. После поражения в Первой мировой войне, унизительных территориальных потерь, денежных репараций, и последующей экономической катастрофы все немецкое общество считало, что их унизили и ущемили.
Являясь высокообразованным народом, чье культурное и научное наследие изучают во всем мире, а техническими достижениями восхищаются, находившиеся на очень высоком уровне цивилизационного развития немцы сжигали людей в инновационных по тем временам газовых печах, используя полученный на выходе человеческий жир для выварки мыла. Потомки прославленных Баха, Гете, Шопенгауэра и Шиллера почему-то тогда не считали зазорным им пользоваться.
Поэтому, говоря о причинах пассионарности кавказцев, нужно в первую очередь понимать, как сегодня вообще живет среднестатистический дагестанец и что же ему не дает покоя, вынуждая переезжать в другие регионы, где он реализует свои комплексы влезая в бытовые конфликты? Никто ведь не проводил фундаментальных исследований на эту тему, поэтому в прессе не звучит и научно обоснованных предложений о том, как с этим явлением бороться.
Взаимная социализация
Выступая недавно в Совете Федерации, глава Дагестана Сергей Меликов озвучил массу застарелых экономических и инфраструктурных проблем республики, которые и являются главной причиной роста социальной неудовлетворенности в регионе. Для их решения необходимо порядка триллиона рублей, но вкладывать их пока никто не спешит. Вот и бегут дагестанцы в богатую Москву, пытаясь там реализоваться и самоутвердиться в меру имеющихся компетенций.
Да, компетенций у некоторых хватает только на драку. Так и бегут из республики в основном те, кто не смог реализоваться. Одни в виду отсутствия должных знаний, другие в виду их избыточности. Первые в Москве становятся объектами всеобщей ненависти, однако вторые – восхищения. К примеру, как мои родственники, давно и успешно работающие там врачами. Неудивительно, что отзывы о них в интернете лишь самые положительные.
Поток трудовой миграции с Кавказа и Средней Азии сегодня неизбежен. И обусловлен он не только экономическими проблемами в этих регионах, но и нехваткой рабочей силы в самой центральной полосе России. Узбека на уборке московских улиц сегодня уже никто не заменит, да и к станку на Урале скоро поставить будет некого. Трудовые ресурсы таким способом увеличивает вся Европа, да и США. Вопрос лишь в организации эффективной социализации.
Однако, говоря о социализации, нужно для начала понять кто и кого должен воспитывать. Всякое воспитание строится на примерах, а кого мы сегодня можем поставить в пример кроме Хабиба Нурмагомедова или Федора Емельяненко? Рассуждая по вопросу государственного строительства российское руководство неизменно подчеркивает необходимость возврата к традиционным морально-нравственным ценностям, а разве не к ним обычно призывают кавказцы?
Испытывая нарастающее давление со стороны Запада (в том числе и военное), руководство страны пытается мобилизовать все имеющиеся ресурсы, главным из которых является население. Внедряется вновь ГТО, ширятся ряды юнармейцев, строятся воинские храмы, вводятся запреты на разлагающее влияние извне. Но все это не имеет смысла пока не начнет реально расти уровень все той же пассионарности среди всего населения.
Социальный иммунитет
Говоря о пассионарности, я подразумеваю готовность рисковать и жертвовать для достижения цели. В том числе, преступая и нормы поведения в цивилизованном обществе, которые не просто неприемлемы, но даже губительны в условиях широкомасштабной войны. Пассионарность кавказца Иосифа Сталина помогла России выстоять в Великой Отечественной войне, как бы не пытались нас сегодня убеждать в том, что понесенные тогда жертвы негуманны.
Пассионарность современных кавказцев является действенной естественной «прививкой», позволяющей стране вырабатывать социальный иммунитет. Напомню, сам термин «иммунитет» означает способность организма сопротивляться. И чем больше таких естественных «прививок в метро» получает наш социальный организм, тем больше россияне (как единая общность) начинают сопротивляться проявлениям агрессии.
В эффективности таких «естественных прививок» мы все убедились, когда спустя всего пару дней после избиения Романа Ковалева сплотившиеся в едином порыве пассажиры метро не побоялись вытолкать из вагона также пытавшихся наглеть кавказцев. Важно перейти от прививок естественных к плановой кампании по «вакцинации пассионарностью» всего российского общества без побочных явлений в виде антикавказской истерии.
Сделать это несложно. Как уже давно признано, всякий кавказец превращается в массовом сознании и в публикациях в СМИ в россиянина сразу после победы на международной спортивной арене. Так было и с Нурмагомедовым, и с «русским танком» Садулаевым, и с остальными кавказскими чемпионами. Осталось лишь переосмыслить ситуацию, начав правильно использовать имеющийся у страны ресурс в виде пассионарности кавказцев.
Для начала достаточно разработать и внедрить на федеральном уровне программу, в рамках которой успешные кавказские спортсмены будут по старой советской разнарядке распределяться по спортивным школам всей нашей необъятной страны. Убежден, что уже через несколько лет воспитанные ими русские ребята по уровню пассионарности не уступят ни одному пьяному гастарбайтеру ни в метро, ни в булочной, ни в собственном подъезде.
Тамерлан МАГОМЕДОВ
Кадыров выступил против нападок на жителей Кавказа в Сети
Глава Чечни Рамзан Кадыров призвал остановить необоснованные нападки на жителей Кавказа в интернете.
Такое заявление Кадыров сделал комментируя последние инциденты с применением насилия. В четверг несколько человек в Новой Москве напали на двух мужчин, у одного из которых на руках был ребенок, и избили их. Все они оказались уроженцами одной из стран Закавказья, трое из них уже получили российское гражданство.
«Обращаюсь к Администрации президента РФ, Государственной Думе, правозащитникам и всем, кому не наплевать на будущее страны — эту тенденцию нужно остановить и не позволять задевать в интернете национальные и религиозные чувства миллионов россиян. В стране действуют агенты иностранных государств, которые расшатывают эту тему, прикрываясь свободой слова», — написал Кадыров в своем Telegram-канале.
По его словам, что несколько дней говорили о том, что подравшиеся в Ватутинках являются уроженцами республик Северного Кавказа, но ни одно СМИ после не извинилось за распространение недостоверной информации.
«Заявляю: мы, жители Северного Кавказа (чеченцы, ингуши, дагестанцы, кабардинцы, балкарцы и другие — все без исключения!), являющиеся гражданами Российской Федерации, не приезжие. Живем у себя дома, хотите вы этого или нет, но так будет всегда! Это наша Родина, и на защиту Родины, кстати, кавказцы всегда становились стеной», — подчеркнул глава Чечни.
Десять фактов о кавказских языках
Иллюстрация: Даниил Берковский
Древняя легенда гласит: когда бог раздавал людям языки, он доставал их из волшебного мешка. До Кавказа он добрался в последнюю очередь и, недолго думая, просто вытряхнул мешок над горами. Есть и другая версия этой легенды: мешок зацепился за острые вершины Кавказского хребта, порвался — и в прореху хлынули языки. А возможно, во всем виноват шайтан, который сеет вражду и непонимание между людьми; говорят, он проковырял дырку в мешке, чтобы люди на Кавказе разом перестали понимать друг друга.
Как бы то ни было, но Кавказ действительно чрезвычайно богат на языки, диалекты и наречия. В Международный день родного языка мы собрали 10 удивительных фактов о разных кавказских языках и попросили прокомментировать их доктора филологических наук, профессора Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета Нину Сумбатову.
Факт 1. Точное количество кавказских языков неизвестно
Языков на Кавказе так много, что все попытки их сосчитать были обречены на неудачу: античные, арабские, русские и европейские путешественники приводили самые разные цифры — 70, 130, 300, 360… Лингвистическое изобилие поражало воображение чужестранцев, и Кавказ стали называть «горой языков». Как ни странно, современная наука тоже не дает точного ответа на вопрос о количестве языков, на которых говорят кавказские народы. Ученые указывают только приблизительную цифру — около 60 языков.
Комментарий лингвиста: «Эта неразбериха связана с тем, что порой очень сложно провести границу между языком и диалектом. Например, носители кубачинского и акушинского диалектов даргинского языка не понимают друг друга — настолько не похожа их речь. Многие лингвисты полагают, что это отдельные языки, хотя традиционно принято считать их диалектами».
Факт 2. В убыхском языке было 78 согласных и всего 2 гласных звука
Рекордсменами по количеству согласных звуков в речи являются абхазо-адыгские языки, к ним относится и мертвый убыхский язык. В адыгейском, например, 54 согласных и всего 3 гласных, в диалектах адыгейского до 67 согласных, в абазинском языке — 56, в бзыбском диалекте абхазского — 65.
В даргинском (и многих других языках) звуки «о» и «у» не различаются, поэтому носители их путают. Как вы думаете, что означает русское слово, произнесенное с даргинским акцентом: «убурунуспусубнусть»?
Комментарий лингвиста: «На юге Африки есть несколько языков, относящихся к койсанской семье. В них распространены кликсы — щелкающие звуки, похожие на то, что мы произносим, когда чмокаем губами или цокаем языком. Благодаря наличию кликсов именно в койсанских языках больше всего согласных. Но если рассматривать языки без кликсов, то на первом месте в мире действительно окажутся языки абхазо-адыгской семьи. Самым богатым на согласные был убыхский язык, увы, он исчез совсем недавно — в 90-е годы XX века».
Факт 3. Два лезгинских омонима породили новый миф
В современном лезгинском языке для обозначения орла и печени используется одно слово — «лекь». Существует гипотеза, связывающая этот лингвистический факт с древним погребальным обычаем горцев: выставлять тела умерших на съедение орлам, которые будто бы первым делом старались добраться до печени покойника. Как не вспомнить древнегреческий миф о Прометее, которого боги приковали к скале, повелев орлу ежедневно клевать его печень? Миф выглядит аллегорическим описанием такого обряда погребения. Так ли это на самом деле?
Комментарий лингвиста: «Совпадение этих слов случайно. Древние формы лезгинских слов „орел“ и „печень“ оканчивались разными согласными и звучали в речи горцев по-разному. А потом последний согласный в слове „печень“ изменился и совпал с тем, что исторически всегда был в слове „орел“. Откуда мы это знаем? Наблюдение над родственными словами в языках лезгинской группы показало, что там различие между этими словами сохраняется. Так что „лекь“ (орел) и „лекь“ (печень) в современном лезгинском языке просто омонимы».
Факт 4. Кавказскую речь называют гортанной
Посмотрите видео. Молодой человек произносит фразу «8888 лягушек квакали под мостом». Только не пытайтесь это повторить. Трюк выполнен профессиональным аварцем, и попытка произнести то же самое самостоятельно чревата спазмом гортани.
Комментарий лингвиста: «В речи северокавказских народов гортань работает более активно, чем, допустим, в русской речи. В аварском, цезском, лакском, даргинском — практически во всех северокавказских языках — есть согласные, которые образуются в гортани либо при участии гортани и других органов, а также гласные, при образовании которых происходит сужение гортани. Для русской артикуляции это непривычные звуки, не каждый сможет их произнести с первого раза».
Факт 5. Глаголы арчинского языка имеют 1,5 миллиона форм
На арчинском говорят всего 1200 жителей одного дагестанского аула Арчи. Язык относится к лезгинской языковой группе, но сильно отличается от своих собратьев, так как на протяжении долгого времени находится в изоляции — в окружении аварских сел. Благодаря этому он сохранил древние черты, заодно усвоив некоторые особенности языка соседей.
На арчинском языке женская и мужская голова называются по-разному: мужская — «картIи», женская — «оьнт». При этом глава села, города, начальник, правитель называется женским вариантом — «оьнт».
До недавнего времени у арчинского языка даже не было собственной письменности — ее разработали московские лингвисты в 2006 году. Арчинский язык поражает богатством морфологии: один глагол, например, может образовывать полтора миллиона форм.
Комментарий лингвиста: «Так и есть: потенциальное количество форм одного глагольного корня в арчинском языке — 1,5 млн. Это подсчитал выдающийся российский лингвист Александр Евгеньевич Кибрик. Дело в том, что глагол в арчинском выражает множество разных грамматических значений, гораздо больше, чем в русском, — именной класс, число, время, наклонение, вопросительность, отрицание и так далее. Для сравнения: в русском языке глагол образует менее 40 форм (плюс причастия, которые образуют не более сотни форм)».
Факт 6. В адыгейском языке глагол может заменять целое предложение
Вот не самый длинный адыгейский глагол: «сыкъытдэпфырагъаджещтыгъ» («они заставляли меня читать тебе вместе с нами»).
Комментарий лингвиста: «В реальной речи такие длинные слова, конечно, встречаются нечасто, но носители языка с легкостью их понимают и конструируют. Давайте посмотрим, как устроен наш глагол „Сы-къы-т-дэ-п-фы-р-а-гъа-дже-щтыгъ“: показатель „сы“ указывает на меня (того, кого заставляли); „къы“ — на действие, направленное на говорящего; „т“ — на нас (на тех, с кем читали); „дэ“ — на значение совместности; „п“ — на тебя (того, кому читали); „фы“ — на значение адресата; „р“ — на то, что читали; „а“ — на них (на тех, кто читал); „гъа“ — на значение побудительности; „щтыгъ“ — на прошедшее время несовершенного вида. Ах да! Самое главное: корень глагола „читать“ — „дже“».