Что объединяет ноктюрн музыкальный момент и экспромт
Фортепианное творчество Шуберта
Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Шуберт
Танцы Шуберт создавал всю жизнь, огромное их количество было сымпровизировано на дружеских вечерах («шубертиадах»). Господствующее место среди них, бесспорно, занимает вальс – «танец века» и, что чрезвычайно важно для Шуберта, танец Вены, вобравший в себя неповторимый местный колорит. В шубертовском вальсе отразилась связь композитора с венским бытом, вместе с тем он неизмеримо возвышается над развлекательной музыкой, наполняясь лирическим содержанием (подобная поэтизация жанра предвосхищает вальсы Шумана и Шопена).
Поразительно, что при огромном количестве шубертовских вальсов (250) практически невозможно выделить какие-то определенные типы – каждый неповторим и индивидуален (и это – один из главных признаков романтической миниатюры). Вальс заметно повлиял на облик с.-с. произведений Шуберта; порой он появляется там под видом менуэта или скерцо (как, например, в трио из 9 симфонии).
В отличие от крупных инструментальных произведений, вальсы Шуберта сравнительно легко попадали в печать. Они издавались сериями, 12,15,17 пьес в каждой. Это очень небольшие пьески в простой 2х-частной форме. Очень известен – вальс h-moll.
Наряду с вальсом Шуберт охотно сочинял марши. Подавляющее большинство шубертовских маршей предназначено для ф-но в 4 руки. Целеустремленности движения в крайних частях репризной 3х-частной формы здесь противопоставляется песенное трио.
Достижения Шуберта в области малых инструментальных форм подытожили его знаменитые экспромты и «музыкальные моменты», сочиненные в поздний период творчества. (Названия эти были даны редактором при издании. Сам композитор свои поздние фортепианные пьесы никак не озаглавил).
Экспромты Шуберта
Экспромт – инструментальная пьеса, возникшая как бы внезапно, в духе свободной импровизации. Каждый из шубертовских экспромтов совершенно уникален, принципы формы здесь создаются каждый раз заново вместе с индивидуальным замыслом. Например, в экспромте Es-dur два ярко контрастных образа настолько равнозначительны, что композитор отказался от традиционной трехчастности и дважды повторил контрастное сопоставление по схеме АBАВ.
Большей уравновешенностью отличается экспромт As-dur, написанный в сложной 3х-частной форме. В нем три ярко контрастные темы. 1-я строится на арпеджированных фигурациях, то сумрачных, то радостно-оживленных (при переходе в мажор). 2-я тема – песенно-лирическая, она вплетается в фигурацию в середине первой части пьесы. 3-я тема появляется в трио. Это ариозно-декламационная мелодия с бурным, возбужденным аккордовым сопровождением.
Экспромт D-dur представляет собой тему с вариациями.
Наиболее значительные по содержанию и внешним масштабам экспромты (f-moll, c-moll) написаны в свободно трактованной сонатной форме.
«Музыкальные моменты» проще по форме, меньше по масштабам. Это небольшие пьесы, выдержанные, в большинстве случаев, в одном настроении. На всем протяжении произведения сохраняется определенный пианистический прием[1] и единый ритмический рисунок, который часто связан с конкретным бытовым жанром – вальсом, маршем, экосезом. Самый популярный «Музыкальный момент» f-moll – это образец опоэтизированной польки.
Совершенно особое место в творчестве Шуберта занимает жанр фортепианной сонаты. Начиная с 1815 года, работа композитора в этой области протекала непрерывно до самого последнего года его жизни, когда были созданы 3 большие сонаты.
В большинстве шубертовских сонат раскрывается лирическое содержание. Но это не обобщенная лирика венских классиков. Подобно другим романтикам, Шуберт индивидуализирует лирические образы, насыщает их тонким психологизмом. Его герой – поэт и мечтатель с богатым и сложным внутренним миром, с частой сменой настроений.
Шубертовская соната стоит особняком как по отношению к большинству сонат Бетховена, так и в сравнении с произведениями более поздних романтиков. Это соната лирико-жанровая, с преобладающим повествовательным характером развития и песенным тематизмом. Сонатный жанр приобретает характерные для творчества Шуберта особенности:
Ярким примером шубертовской сонаты является соната A—dur ор.120, возникшая, вероятно, летом 1819 года, когда Шуберт вместе с Фоглем совершил поездку в Верхнюю Австрию. Это одно из наиболее жизнерадостных, поэтичных сочинений композитора: во всех частях господствует светлое настроение.
[1] Это станет впоследствии характерным для прелюдий и этюдов Шопена.
Ф.Шуберт «Музыкальный момент» op.94№3
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Багратионовска»
« Ф. Шуберт Музыкальный момент op.94 №3.»
Методическое сообщение преподавателя Бабаян Н.Х.
г. Багратионовск 2020г.
Более двух столетий отделяют нас от эпохи, в которую жил и творил Франц Шуберт (1979-1828). Не только вокальная и симфоническая, но и камерно-инструментальная, и фортепианная музыка Шуберта все более активно входят в концертный репертуар.
Шуберту присуща, писал академик Б.Асафьев, «редкая способность: быть лириком, но не замыкаться в свой личный мир, а ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей, если бы обладали дарованием Шуберта. музыка его была его пением про все, но не лично про себя».
Всю жизнь Шуберт ощущал потребность в сочинении для фортепиано. Его фортепианная музыка, выросшая большей частью из импровизации, почти всецело принадлежит к камерному направлению.
К числу крупнейших достижений Шуберта относятся его одночастные фортепианные пьесы, которые, подобно песне, выросли на основе бытового домашнего музицирования.
К концу творческого пути Шуберт создал жанр романтической фортепианной миниатюры. Это восемь «Экспромтов» (ор. 142, ор. 90, 1827) и шесть «Музыкальных моментов» (ор. 94, 1827).
Своеобразные, новые для того времени названия, которые Шуберт выбрал для фортепианных произведений, призваны выразить определенную авторскую идею. Каждый «Музыкальный момент», каждый «Экспромт» должен запечатлеть один миг из вечно меняющейся, эмоционально насыщенной внутренней жизни художника. Настроения этих «моментов» простираются от безмятежной лирики до бурных драматических взрывов.
Урок 21 Тема. О чем рассказывает ноктюрн?
Тема. О чем рассказывает ноктюрн?
Цели. Познакомить с особенностями жанра ноктюрна и историей его развития в разных странах, попробовать сравнить и определить характерные признаки жанра «ноктюрн», научиться сравнивать живописные полотна с музыкой ноктюрна, ознакомить учащихся с авторами и исполнителями ноктюрнів.
Развивать умение учащихся внимательно слушать камерно-инструментальную музыку и находить на слух характерные признаки ноктюрнов. Сравнивать и сопоставлять произведения прошлого и современности, находить взаимосвязь между произведениями живописи и ноктюрнами, развивать умение выражать свои музыкальные впечатления от прослушанного произведения, развивать умение выразительно исполнять песни композиторов.
Воспитывать интерес к слушанию классической камерно-инструментальной музыки различных композиторов прошлого и современности и исполнения детских песен украинских композиторов.
Тип урока: комбинированный, урок углубления в тему.
Оборудование: музыкальный инструмент, проигрыватель, мультимедийная доска, иллюстрации к музыкальному произведению и песне или мультимедийная презентация, портреты композиторов Э. Грига, Ф. Шопена.
Основные понятия для усвоения: характерные признаки жанра ноктюрна, тематическая палитра ноктюрнов, композиционное строение (форма) ноктюрна, ноктюрн в вокальной музыке, сочетание жанров.
Произведения, изучаемые на уроке:
* Э. Григ. Ноктюрн №4 из цикла «лирические пьесы» в исполнении Э. Гилельса.
* Ф. Шопен. Ноктюрн си-мажор в исполнении С. Рихтера.
* А. Бабаджанян. Ноктюрн.
* «Мальчишки и девчонки» (слова И. Дика, музыка А. Островского).
1. Вход под ноктюрн. Организационный момент. Мотивация к обучению.
2. Новый материал для усвоения. Беседа с учениками о жанре ноктюрна в разных странах.
В начале XIX в. В Германии начало зарождаться новое музыкальное направление — романтизм. Художники-романтики проявляли большой интерес к народному творчеству. В музыке середины XIX века активно развивались национальные композиторские школы Польши (Ф. Шопен, С. Монюшко), Чехии (Б. Сметана, Дворжак), Венгрии (Ф. Лист). Позже, с конца XIX в., к романтизму присоединились национальные школы Норвегии (Э. Григ), Испании (И. Альбенис), Финляндии (Я. Сибелиус). В национальных композиторских школах возникали новые, преимущественно камерные жанры, которые обращались к духовному миру людей, рассказывали о том, что волнует каждого. Среди этих музыкальных жанров в XIX в. отличился ноктюрн.
3. Музыкальное восприятие. Э. Григ. Ноктюрн №4 из цикла «лирические пьесы» в исполнении оркестра; Ф. Шопен. Ноктюрн си-мажор в исполнении С. Рихтера.
4. Анализ музыкальных произведений.
1. Расскажите об особенностях звучания ноктюрнов.
2. Назовите средства выразительности ноктюрна. Охарактеризуйте их.
3. О чем» рассказала » вам эта музыка? Какие картины Вы себе представляете под звуки этих мелодий?
4. Какой из прослушанных произведений вам понравился больше? Чем именно?
5. Беседа с учащимися об истории возникновения ноктюрна.
Ноктюрны появились еще в XVIII в. как многочастные инструментальные пьесы произвольной формы, близкие к дивертисментам или серенадам. Эти произведения писали преимущественно для духовых или для струнных инструментов и выполняли на свежем воздухе в вечерние и ночные часы. Иногда такие композиции называли итальянским словом notturno.
В эпоху романтизма ноктюрн становится небольшой одночастной пьесой мечтательного или элегического характера. Автором первых ноктюрнов романтического типа для фортепиано был ирландский композитор Джон Филд. Близкие по характеру пьесы творили и другие композиторы-романтики: Р. Шуман писал программные ноктюрны; Ф. Лист создал тип ноктюрна, связанный с поэтическим текстом (цикл «мечты любви», состоящий из трех ноктюрнов); Н. Паганини стал автором четырех ноктюрнов для струнного квартета.
Всемирную славу снискал 21-й ноктюрн Ф. Шопена. Вообще, шопеновские ноктюрны написаны в трехчастной, или в рондальной, форме с темповыми контрастами, как правило — медленно-быстро-медленно. Эти ноктюрны образуют Маленькую «ночную» пьесу, рассказывающую истории из жизни.
В XX в. фортепианные ноктюрны писали О. Скрябин, Э. Сати. Г. Форе, В. Косенко, В. Сильвестров и другие. Появляются программные ноктюрны сюитного типа: Ноктюрны К. Дебюсси в трех частях. ‘ноктюрны К. Шимановское для скрипки и фортепиано, ноктюрн И Б. Бриттена для голоса с сопровождением (для тенора и маленького оркестра», ноктюрн В. Барвинского для голоса и оркестра (на слова І. Франко».
Кроме того, в XX—XXI вв. жанр ноктюрна используется и в поэзии, например, «Ноктюрн «С. Есенина,» ироничный ноктюрн «А. Забужко,» Ноктюрн деревьев» И. Шуваловой и др.
Ноктюрн (франц. nocturne — ночной) — лирическая напевная мелодическая пьеса, содержание которой связано с художественными образами ночи.
6. Выполнение творческого задания.
Рассмотрите иллюстрации. Какие из них, по вашему мнению, передают настроение ноктюрнов Ф. Шопена и Э. Грига? Обоснуйте свой выбор.
(Созерцание иллюстраций с изображением природных явлений: А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» и «Красный закат», К. Моне «Восход солнца. Впечатления», И. Айвазовский » Лунная ночь. Берег моря»),
7. Музыкальное восприятие. А. Бабаджанян. Ноктюрн.
8. Беседа о композиторе.
Арно Арутюнович БАБАДЖАНЯН (1921-1983)
Советский композитор и пианист армянского происхождения, автор мюзиклов, джазовых композиций, виртуозных произведений для двух роялей. Зажил популярности как композитор-песенник, успешно сотрудничал с поэтом Р. Рождественским, Е. Евтушенко, А. Вознесенским, л. Дербеневым и певцами М. Магомаевым и И. Кобзоном. Наибольшую известность получил» Ноктюрн » А. Бабаджаняна, который существует как инструментальная пьеса и песня.
9. Анализ музыкального произведения.
1. сравните прослушанное произведение с инструментальными ноктюрнами Э. Грига и Ф. Шопена. Найдите общие и отличительные черты.
2. Какое настроение создает Ноктюрн А. Бабаджаняна?
3. вспомните, какие произведения Э. Грига мы слушали раньше.
10. Выполнение творческого задания.
Послушайте современный лирический ноктюрн А. Бабаджаняна. Сравните его с известными ноктюрнами зарубежных и отечественных композиторов. Доберите слова до характеристики средств музыкальной выразительности.
11. Физкультминутка «Пластическая импровизация — танцуем под музыку ноктюрна».
12. Распевки. Попевка. Упражнения для развития музыкального слуха и голоса (по выбору учителя).
13. Разучивание ностные. «Мальчишки и девчонки» (слова И. Дика, музыка А. Островскпю).
Знакомство с песней и ее содержанием, разучивание мелодии первого куплета и припева. Исполнение первого куплета, припева под аккомпанемент инструмента.
14. Обобщение изученного материала. Рефлексия.
* 3 каким музыкальным жанром мы ознакомились на уроке?
• Что вы знаете об истории становления и развития этого жанра?
* Назовите композиторов, писавших ноктюрны.
* Какой из прослушанных на уроке ноктюрнов вас больше всего поразил?
15. Домашнее задание.
Послушай несколько ноктюрнов. Те, что больше всего понравились, запишите для своей фонотеки. К одному из них нарисуйте иллюстрацию.
16. Выход из класса под ноктюрн.
17. Для любознательных — исполнение музыкального проекта.
Проект «Тайна ноктюрна»
Цель: научиться писать сценарии школьного вечера, посвященного музыкальному жанру, находить нужную информацию и обрабатывать ее.
Ожидаемый результат: сценарий школьного вечера.
Хотите узнать, в чем заключается особенность жанра ноктюрна? А какие ноктюрны-шедевры существуют в музыке? Обо всем этом можно узнать, создав вместе со всем классом сценарий праздника.
1.Посмотрите с друзьями музыкальные энциклопедии и найдите информацию об особенностях жанра и историю его развития.
2. Соберите музыкальные файлы с ноктюрнами прошлого и современности и уложите собственную фонотеку.
3. Составьте вместе интересный сценарий школьного праздника, на котором будет звучать музыка ноктюрна, транслироваться видео и звучать музыка современных ноктюрнов в эстрадной обработке.
4. Сделайте вместе рекламу мероприятия и программку, пригласите на вечер друзей класса или настоящих артистов, которые исполнят ноктюрны.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Помогите по музыкальной литературе срочно. Пожалуйста. Очень очень надо.
Мазурки – около 60-ти (второй период творчества)
Полонезы – около 20-ти (1829-1846 года)
Ноктюрны – около 20-ти (1829-1846 года)
Этюды – 27 (1828-1839 года)
Экспромты – 4 (1834-1842 года)
Вальсы – около 15 (второй период творчества)
Прелюдии – Цикл из 24-х прелюдий + 2 (1836-1839 года)
Скерцо – 4 (1831-1842 года)
Баллады – 4 (1831-1842 года)
Сонаты – 3 (все периоды)
Соната для виолончели и другие камерные произведения
Концерты для фортепиано с оркестром – 2 (1829-1830 года)
Песни
2. Патриотические песни
3. Видное место в творчестве Шопена занимают польские национальные танцы: мазурки, полонезы.
Некоторым из них присуща тонкая психологичность, например самой последней фа-минорной мазурке, сочиненной Шопеном незадолго до смерти (опус 68, No 4).
Мазурки до мажор, опусы 24, 56, No 2 и многие другие.
Полонез: Есть среди них мечтательные лирические с широкими напевными мелодиями (No 3, 10), иным присуще стремительное вихревое движение, полетность (No 14). Сочинял Шопен также эффектные концертные вальсы (No 1, 2, 5). При жизни Шопен издал восемь вальсов. После его смерти были напечатаны вальсы, созданные в молодые годы.
4. Прелюдия (лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдия всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. НОКТЮРН — в XVIII — начале XIX в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с XIX в. небольшая лирическая инструментальная пьеса. ЭТЮД — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах. Экспромт в музыке — небольшая фортепианная пьеса, не имеющая определенной формы, написанная в характере импровизации (но не обязательно импровизированная).
6.Революционный этюд — этюд для фортепиано до минор, Opus 10, № 12, написанный польским композитором Фредериком Шопеном во время восстания в Польше 1830 года против русского самодержавия.
Тест по музыкальной литературе «Миниатюра в музыке»
Тест «Миниатюра в музыке»
1.Перечислить жанры фортепианной миниатюры
А) соната Б) этюд В) ноктюрн г) кантата д) прелюдия е) оратория
2.Какой жанр фортепианной миниатюры появился в творчестве Ф. Шуберта?
А) скерцо Б) этюд В) полонез г) музыкальный момент д) вариации
3.Определи ко картинке портрет Шопена, обведи букву, если знаешь еще кого-нибудь, подпиши словом.
4.Что означает слово «ноктюрн»?
А) ночная песня Б) ночная серенада В) лунная ночь Г) летняя ночь
5. Что означает слово «миниатюра»?
А) произведение искусства небольших размеров Б) маленькая пьеса
В) маленькое стихотворение
6. Назови композитора, который написал ф-ную токкату
А) Огнесян Б) Хачатурян В) Казарян
7. Назвать композитора, основоположника жанра «Ноктюрн»
А) Джон Фильд Б) Зигфрид Ден В) Ференц Лист
8. Как называется этюд Шопена, посвященный восстанию в Польше?
А) «Военный» Б) «Трагический» в) «Революционный»
9. Напиши фамилию композитора, этюды которого исполняешь ________________________________________________________
10. Что общего между Хокку (Хайку) и фортепианной миниатюрой?
А) ничего Б) небольшой размер в) не знаю
11.Перечисли жанры фортепианной миниатюры, которые знаешь ты
12. Напиши фамилии композиторов, известные тебе, которые писали фортепианные миниатюры_____________________________________
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по музыкальной литературе «Миниатюра в музыке» предназначен для учащихся ДМШ 4 класса. Контроль качества освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ в области искусств осуществляется через текущий контроль. Основными принципами проведения и организации всех типов контроля успеваемости являются: систематичность, учет индивидуальных особенностей обучающегося. Текущий контроль является одним из средств управления учебной деятельностью обучающихся и ее корректировки. Это вид контроля, с помощью которого определяется степень качества усвоения изученного материала теоретического и практического характера в процессе обучения.
Номер материала: ДБ-515486
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.