Что объединяет рассказы и а бунина

Что общего и в чём различие в трёх прочитанных рассказах Бунина о любви? «Тёмные аллеи», «Грамматика любви», «Солнечный удар» (Бунин И. А.)

«Тёмные аллеи» — это сборник рассказов И. А. Бунина о любви, в котором она представлена как «тёмные аллеи» человеческой жизни. Сборник был написан в годы Второй мировой войны и был как луч света, пробивающийся сквозь тьму жутких событий того времени.

По мнению Бунина, истинное чувство всегда трагично, и именно поэтому во всех рассказах любовь заканчивается очень быстро и чаще всего трагедией: смертью, душевными терзаниями, болезненным расставанием. Чувства вспыхивают всего лишь на несколько мгновений, но продолжают гореть в душе героев на протяжении всей их жизни. Такова Надежда — героиня рассказа «Тёмные аллеи», продолжавшая любить Николеньку даже после трагичного расставания. Таков и поручик из «Солнечного удара», в сердце которого навсегда осталась незнакомка с парохода, короткий роман с которой оказался больше, чем просто «странным приключением». Любовь Хвощинского из «Грамматики любви» оказалась такой же невероятной по своей силе, ведь он практически обожествлял возлюбленную, чтил её до самой своей смерти.

Несмотря на общую тему, каждый из рассказов сборника «Тёмные аллеи» имеет свои особенности. Любовь в каждом рассказе представлена совершенно новым, неповторимым образом. Этим Бунин показывает, что такое яркое, внезапное и удивительное чувство, как любовь, имеет множество обличий, каждое из которых совсем не похоже на иное.

В рассказе «Грамматика любви» мы видим совершенно иную форму любви. Эта любовь всепоглощающая, она полностью завладевает душой Хвощинского. Он обожествляет Лушку и объясняет всё происходящее вокруг её влиянием. Он хранит вещи, оставшиеся после её смерти — простенькое ожерелье из дешёвеньких голубых шариков, похожих на каменные, и книгу с противоречивым названием «Грамматика любви». Хвощинский весь отдаётся чувствам к Лушке, и его любовь проникает и в душу главного героя Ивлева, для которого история любви Лушки и Хвощинского словно становится частью его собственной биографии.

«Солнечный удар» показывает нам ещё одно лико любви. Эта любовь как яркая вспышка: она длилась всего мгновение, но ослепила героя и стала затмением, которое изменило всю его жизнь за один день. После разлуки с «таинственной незнакомкой» чувства поручика становятся непосильны ему, выступают причиной его душевной трагедии. Он не знает, куда ему деваться, и признаётся сам себе, что готов даже отдать свою жизнь, лишь бы ещё хотя бы день провести с возлюбленной. Поручик опустошён, любовь наполнила его душу и вместе с тем осушила её: в конце рассказа он чувствует себя постаревшим на десять лет.

Таким образом, мы видим, что хоть рассказы Бунина в сборнике «Тёмные аллеи» и связаны общей темой трагичной любви, в каждом из них любовь представлена по-разному, и этим Бунин помогает нам понять её многогранность. Любовь может быть многоликой, но для всех бунинских героев она оборачивается трагедией, становясь одновременно с этим мгновениями настоящего счастья, возможно единственного во всей их жизни.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Что объединяет рассказы и а бунина

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

«Тёмные аллеи — это ____ рассказов, объединённых темой любви. Ещё рассказы называют ______, так как эти жанры имеют сходные признаки.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.

— Добро пожаловать, ваше превосходительство, — сказала она. — Покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

— Самовар. Хозяйка тут или служишь?

— Хозяйка, ваше превосходительство.

— Сама, значит, держишь?

— Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведёшь дело?

— Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

— Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

— И чистоту люблю, — ответила она. — Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

— Надежда! Ты? — сказал он торопливо.

— Я, Николай Алексеевич, — ответила она.

— Боже мой, Боже мой, — сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. — Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

— Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

— Вроде этого. Боже мой, как странно!

— Что странно, сударь?

— Но всё, всё. Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

— Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

— Мне господа вскоре после вас вольную дали.

— Долго рассказывать, сударь.

— Замужем, говоришь, не была?

— Почему? При такой красоте, которую ты имела?

— Не могла я этого сделать.

— Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

— Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.

— Всё проходит, мой друг, — забормотал он. — Любовь, молодость — всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

— Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся.

Укажите род литературы, к которому относится произведение И. А. Бунина «Тёмные аллеи».

Эпос (по-гречески означает повествование, рассказ) — один из трех родов, на которые делится литература (эпос, лирика, драма).

Эпос в Энциклопедическом словаре:

Эпос — (греч. epos — слово — повествование), 1) то же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (напр., былины). 2) Род литературный(наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).

Укажите термин, которым обозначается способ изображения внутренней, душевной жизни персонажа («Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал»).

Психологизм — это освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя: его мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний и т.п., причем изображение, отличающееся подробностью и глубиной.

В приведённом фрагменте герои по-разному оценивают место любви в жизни человека. Каким термином обозначается противопоставление различных жизненных явлений в художественном произведении?

Антитеза — это противопоставление, оборот, в котором сочетаются резко противоположные понятия и представления. Контраст — резкая противоположность.

Укажите литературное направление, в основе которого лежит объективный взгляд на действительность и принципы которого воплощены в «Тёмных аллеях».

Реализм — от латинского realis — вещественный. Основной чертой реализма принято считать правдивое изображение действительности. Определение, данное Ф. Энгельсом: «. реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».

В чём состоит драматизм приведённого эпизода из рассказа И. А. Бунина?

Николай Алексеевич не был генералом, в произведении сказано, что он военный

Напрямую не сказано, но на то, что он занимал этот чин, может указывать описание его одежды: «в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником», какие носили в ту пору генералы.

Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором изображена любовная драма. Чем схоже (или чем различается) ее изображение в этом произведении и в «Тёмных аллеях» И. А. Бунина?

Любовная драма показана в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза». Любовь Катерины и Бориса — несчастное и трагичное чувство. Героиня бросается в Волгу, не желая больше жить в мире, полном несправедливости, тирании, в мире, в котором ей не суждено быть с любимым человеком. Так же, как и в рассказе Бунина, персонажам помешали быть вместе жизненные обстоятельства. Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что мужчины в обоих случаях были слабее женщин. Катерина и Надежда готовы были делать все ради совместного будущего с возлюбленными, которые, напротив, поддались течению жизни и отказались бороться.

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. В чём состоит драматизм приведённого эпизода из рассказа И. А. Бунина?

5.2. Е. Пономарёв отмечал особую роль диалога героев в рассказе «Тёмные аллеи»: « В «Темных аллеях» в диалоге сталкиваются две равноправные и далеко стоящие друг от друга жизненные позиции, два четко очерченных характера, две манеры речи. Диалог становится самоценным». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

5.1. Генерал Николай Алексеевич, уже старик, приезжает на почтовую станцию и встречает здесь свою возлюбленную, которую не видел около 35 лет. Надежду он узнает не сразу. Теперь она — хозяйка постоялого двора, в котором однажды произошла их первая встреча. Герой выясняет, что все это время она любила лишь его. В свое время сословные предрассудки помешали соединить судьбу будущему генералу с простолюдинкой. Но любовь из сердца главного героя не ушла и мешала стать счастливым с другой женщиной, воспитать достойно сына, продолжала его любить и Надежда. Драматизм приведённого эпизода в том, что ничего нельзя исправить, ничего нельзя возвратить и «переписать набело».

5.2. По сути, весь приведённый фрагмент рассказа «Тёмные аллеи» представляет собой диалог героев: Надежды и Николая Алексеевича. Начинается диалог с простого любопытства приезжего: он расспрашивает хозяйку о жизни, обменивается фразами о самоваре, о порядке на постоялом дворе. Как только герой понимает, что перед ним старая знакомая, его речь становится сбивчивой. Так, автор показывает читателю, насколько смущен Николай Алексеевич. Речь Надежды, напротив, размеренная, спокойная. Героиня мудрее, она искреннее. Собственно весь рассказ — это встреча двух некогда любивших друг друга людей. А основы встречи составляет диалог о воспоминаниях. Поэтому прав был Е. Пономарёв, отмечая особую роль диалога в рассказе «Тёмные аллеи».

Источник

Единство цикла рассказов И. А. Бунина “Темные аллеи”

Книгу “Темные аллеи” принято называть “энциклопедией любви”. И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений. “Темные аллеи” – любимое детище писателя, создававшееся много лет. Здесь воплотились размышления автора о любви. Это была та тема, которой Бунин отдавал все свои творческие силы.

Книга столь же многогранна, как сама любовь.
Название “Темные аллеи” взято Буниным из стихотворения Н. Огарева “Обыкновенная повесть”. Речь в нем идет

Это всего лишь некий символ, общее настроение всех рассказов.
Бунин считал, что истинное, высокое чувство не только никогда не имеет удачного завершения, но обладает свойством даже избегать брака. Писатель неоднократно повторял это. Он также вполне серьезно цитировал слова Байрона: “Часто бывает легче умереть за женщину, чем жить с ней”.

Любовь – это накал чувств, страстей. Человек же, увы, не может постоянно находиться на взлете.

Кажется, Бунину легче представить себе гибель героя или героини в самом начале жизненного пути, чем их совместное существование в течение долгих лет. Жить до старости и умереть в один день – для Бунина это вовсе не идеал счастья, скорее, напротив.
Таким образом, Бунин как бы останавливает время на высшем взлете чувств. Любовь достигает своей кульминации, но она не знает падения. Никогда мы не встретим рассказа, в котором повествовалось бы о постепенном угасании страсти.

Она обрывается в тот момент, когда обыденность еще не успела губительным образом повлиять на чувства.
Однако подобные роковые исходы нисколько не исключают убедительности и правдоподобия рассказов. Утверждали, что Бунин говорил о случаях из собственной жизни. Но он не соглашался с этим – ситуации полностью вымышлены.

Героиня рассказа “Холодная осень”, потерявшая жениха, любит его на протяжении тридцати лет и считает, что в ее жизни только и был тот осенний вечер, а все остальное – “ненужный сон”.
Во многих рассказах цикла Бунин описывает женское тело. Это для него нечто святое, воплощение истинной Красоты. Никогда эти описания не опускаются до грубого натурализма.

Писатель умеет найти слова, чтобы описать интимнейшие человеческие отношения без всякой пошлости. Без сомнения, это дается лишь ценой великих творческих мук, зато читается легко, на одном дыхании.
И. А. Бунин в цикле рассказов “Темные аллеи” сумел отобразить множество граней человеческих отношений, создал целую плеяду женских образов. И объединяет все это разнообразие то чувство, которому Бунин посвятил большую часть своего творчества, – Любовь.

Related posts:

Источник

Единство цикла рассказов сборника И.А. Бунина «Темные аллеи»

В бунинский сборник «Темные аллеи» вошли рассказы, созданные в период с 1937 по 1944 годы. Большая часть из них была создана в период Второй мировой войны, в период оккупации юга Франции, где жил писатель, итальянскими, а затем немецкими войсками.

Однако несмотря на тяжелую мировую обстановку, голод и разруху, Бунин избирает для всех рассказов отстраненную от всех этих катаклизмов тему – тему любви. Именно данная тематика, присутствуя в каждом рассказе и являясь концептуальной, объединила все сорок из них в единый цикл.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Сам писатель считал «Темные аллеи» лучшим своим творческим детищем. Что и небезосновательно: четыре десятка рассказов сборника повествуют, казалось бы, об одном ― о любви, однако в абсолютно каждом из них представлен свой неповторимый оттенок этого чувства. В сборнике встречаются и возвышенная «небесная» любовь, и любовь-увлечение, и любовь-страсть, и любовь-безумие, и любовь-похоть. И это неслучайно, ведь в авторском понимании любовь – это бесконечно сложное чувство, «темные аллеи» человеческой жизни.

И все же при всем многообразии оттенков любви, запечатленной в рассказах цикла, в ней имеется одна преобладающая черта. Это сравнение силы любви с непреодолимой силой стихии, вместить которую дано не каждому. Любовь, созданную Буниным на страницах «Темных аллей», вернее всего будет сравнить с грозой – могущественной, но кратковременной стихией, которая, вспыхивая в душе, сотрясает ее до основания, но в скором времени исчезает.

Оттого во всех рассказах сборника любовь обрывается на драматической либо глубокой меланхолической ноте – расставания, смерти, катастрофы, резиньяции. Так, умирает при родах Натали, едва ее любовь достигает своего рассвета («Натали»), офицер пускает себе пулю в лоб, узнав об измене жены («Кавказ»), у русского парижанина, встретившего на склоне лет тепло и ласку, в вагоне метро случается разрыв сердца («В Париже»), подруга романиста, Генрих, погибает от руки своего прежнего любовника на пороге новой жизни («Генрих») и т.д.

На первый взгляд все эти развязки неожиданны, на многих читателей они производят впечатление удара ножом, как будто писатель, не зная, что делать со своими героями, насильственно обрекает их на печальное окончание их любовных историй. Но внутренне такие финалы совершенно оправданы, поскольку в понимании писателя, простым смертным не дано долго жить в атмосфере этого внеземного чувства. Истинное чувство, по Бунину, всегда трагично.

Объединяет рассказы цикла также и то, что в большинстве из них Бунин использует мотив памяти: воспоминаний об однажды вспыхнувшей страсти, о невозвратном прошлом. Бунин описывает то, что кажется ему самым главным и почти невесомым в воспоминаниях о прошлом: волнение любви, то трепетное напряжение человеческого существа, от которого весь видимый мир вдруг становится ослепительно-звонким и неповторимым. В памяти у героев цикла остается лишь то, что было срезано на лету, что не успело снизиться и сохранило чудесную яркость подъема.

Таким образом, рассказы, вошедшие в цикл «Темные аллеи», объединяет то, что в каждом из них Бунин с большой изобразительной силой говорит о разнообразии ликов любви и о огромной силе этого чувства.

Источник

Что объединяет рассказы и а бунина

Что объединяет рассказы и а бунина

Что объединяет рассказы и а бунина

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1870-1953)

Уроки литературы в 11 классе[1]

УРОК № 5
Тема.
Тема любви в творчестве И. А. Бунина.
Рассказы «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание»

Цель: продемонстрировать учащимся своеобразие рассказов И. А. Бунина о любви, новизну в изображении психологического состояния человека; раскрыть значение темы любви в творчестве писателя; развивать аналитико-синтезирующие способности в процессе комплексного анализа художественного текста; активизировать основные сферы читательского восприятия; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты рассказов «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание», иллюстративный материал по теме урока, цитатная схема-конспект.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о своеобразии художественного мира рассказов И. А. Бунина цикла «Тёмные аллеи»; знают содержание рассказов, анализируют их в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу комментируют названия прочитанных рассказов в связи с идеей.

Всякая любовь — великое счастье…
И. А. Бунин

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Какие факты творческой истории рассказа «Господин из Сан-Франциско» помогают понять его содержание? Как связан с концепцией писателя библейский эпиграф, предпосланный ранней редакции рассказа?

• Чем современен рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Любовь — великая таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне житейской истории, наполняющая особым смыслом его земное существование. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству.

Чаще, наверное, чем другие обращался к этой теме И. А. Бунин, который утверждал, что «всякая любовь — великое счастье…» (Обращение к эпиграфу урока.)

Сборник рассказов И. А. Бунина о любви «Тёмные аллеи» — шедевр позднего периода творчества писателя. Рассказы этого цикла близки не только по проблематике, воплощённому в них авторскому мироощущению, эмоциональной тональности, но и по композиционным приёмам, особенностям изобразительности и стиля. Писатель совершает в этой книге беспрецедентную по художественной смелости попытку: он тридцать восемь раз (таково количество рассказов в книге) пишет «об одном и том же». Однако результат этого удивительного постоянства поразителен: чуткий читатель всякий раз переживает воссоздаваемую картину (казалось бы, заведомо известную ему) как абсолютно новую, а острота сообщаемых ему «подробностей чувства» не только не притупляется, но, кажется, лишь усиливается.

Как же в произведениях И. А. Бунина изображена любовь? Размышления над этим вопросом станут основой нашей работы на уроке.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Сборник рассказов «Тёмные аллеи» можно назвать энциклопедией любовных драм. Писатель создавал его в годы Второй мировой войны (1937–1944). Позже, когда книга увидела свет, и читатели были потрясены «вечной драмой любви».

Любовь здесь изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство.

В каждом из рассказов («Тёмные аллеи», «Руся», «Галя Ганская», «Натали», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание» и др.) показан момент высочайшего торжества любви. Все рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. «Какое удивительное время — молодость! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить её лишь тогда, когда всё осталось позади»,— утверждает И. А. Бунин.

Подобные моменты возвращения к самому яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле. И хотя во многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь — великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. Но это прозрение, просветление приходит к героям слишком поздно…

2. Самостоятельное ознакомление
со статьёй учебника по теме урока

3. Коллективная работа
по составлению тезисов,

цитатной схемы-конспекта по теме урока (запись в тетрадях)

Тема любви в творчестве Бунина

• Наиболее глубокое раскрытие нашла в цикле рассказов «Тёмные аллеи».
• Цикл «Тёмные аллеи» И. А. Бунина состоит из 38 рассказов, написанных во время Второй мировой войны.
• Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви.
• Образ любви в творчестве Бунина — это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти.
• Любовь в произведениях Бунина — это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
• Бунинское изображение любви по меркам целомудренной и аскетической русской литературы предельно откровенно и смело.
• Любовь у Бунина в некотором смысле преступна — это переступание нормы, выход за рамки обыденности.
• Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.

Что объединяет рассказы и а бунина

4. Беседа:
выявление первичных впечатлений

учащихся после самостоятельно прочитанных рассказов о любви («Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание»)

• Можно ли назвать рассказ «Тёмные аллеи» энциклопедией любви? На примере прочитанных рассказов выявите разнообразные оттенки любви, сложную гамму чувств героев.

• Определите повторяющуюся сюжетную схему рассказов. Какие сюжетные компоненты (события) в неё входят? Почему все рассказы цикла тяготеют к единой модели, повторяя друг друга в основных моментах?

• Что общего в финале почти всех рассказов цикла? Чем объясняются трагичные и жестокие развязки каждого рассказа?

• Почему любовное счастье кратковременно и катастрофа неизбежна? Почему любовь у Бунина всегда связана с ощущением приближения смерти («сильна как смерть»)?

5. Аналитическая работа
по тексту рассказа «Тёмные аллеи»

(в парах)

Заполните таблицу «Главные герои рассказа “Тёмные аллеи” — их судьбы и характеры» с последующей презентацией результатов работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *