Что нужно узнать при устройстве на работу

Какие вопросы задавать на собеседовании. Методы ведения собеседования

Ключевой момент в волнительном процессе трудоустройства – собеседование. Всех соискателей волнует вопрос: что же там будет происходить? Особенно острые переживания возникают по поводу вопросов: что заинтересует интервьюера, а вдруг он поставит меня в тупик? Как быть, если в процессе собеседования потребуется кое-что уточнить, уместно ли прямо об этом спросить?

Вопрос: Какой код вида дохода в платежном поручении указывать при оплате расходов на проезд и проживание иногороднему соискателю за период прохождения им собеседования для принятия его на работу?
Посмотреть ответ

С другой стороны, работодатель в поисках хорошего сотрудника также заботится о том, чтобы с помощью собеседования выяснить действительный опыт претендента и его главные личностные качества. На нем лежит ведущая роль в этом диалоге. Как построить беседу, чтобы с помощью нужных вопросов провести ее наиболее эффективно?

Вопрос: В организации проводится сокращение штата. При этом в организации есть ряд вакантных должностей, которые потенциально могут подходить сокращаемому работнику. Может ли работодатель обязать работника перед поступлением на вакантную должность пройти собеседование с руководителем соответствующего отдела, если работник подтверждает свою квалификацию трудовой книжкой и копией диплома? Если работник отказывается проходить собеседование, то возможно ли указанное расценивать как отказ от предложенных вакансий?
Посмотреть ответ

Какие вопросы будут задавать на собеседовании

Конечно, нельзя со стопроцентной уверенностью предугадать ход собеседования. Различные вакантные должности предусматривают разный подход к кандидатам, а значит, и отличающиеся вопросы. Кроме того, немалую роль играет и личное мнение руководства: некоторым важнее профессиональные характеристики, для других они не компенсируют неподходящего личностного фактора.

Вопрос: Соискатель на должность юриста при собеседовании проходил тестирование — проводил экспертизу нескольких договоров. Результат не удовлетворил работодателя, и на работу соискателя не приняли.
Нужно ли оплачивать ему проделанную работу?
Посмотреть ответ

Строя интервью, работодатели чаще всего используют одну из двух моделей, которые помогают быстро определить искренность претендента в его подаче информации:

Метод «носорога»

Иногда креативные рекрутеры строят собеседование по принципу «носорога», пробивая эмоциональную защиту собеседника неожиданными и непривычными вопросами. Их в таком случае интересует не адекватность и правильность ответа, а именно первая реакция собеседника на нестандартный вопрос, умение выпутаться из сложной ситуации, иногда даже чувство юмора.

ВАЖНО! Форма листа собеседования с кандидатом на вакансию от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Не пугайтесь и не поднимайте брови, услышав вопрос из серии «В чем ваша неадекватность?» или «На какую породу собаки похож ваш характер?»

Постарайтесь ответить, не задумываясь надолго: главное – показать, что вы приняли предложенные условия.

«Стрессовые» вопросы

Отдельный метод ведения собеседования предполагает специальный подход, выбивающий человека из колеи. Цель такого метода – проверить психологическую устойчивость соискателя, умение противостоять давлению, корректно вести себя в сложных ситуациях. Такие собеседования не проводят рядовые компании, нередко именно они ­ пропуск к работе мечты.

На «стрессовых» интервью претендентам предлагают ждать дольше обычного, могут «нечаянно» облить водой, дать неудобный стул, не поздороваться, разговаривать на повышенных тонах. Собеседника огорошивают вопросами по типу: «Почему вы ушли с прошлой работы, были некомпетентны?» «Есть дети, планируете часто брать больничный?» «У вас нет детей, значит, вы не любите брать на себя ответственность?» «Не замужем, значит, не нравитесь людям?»

Конечно, манипулировать чувством собственного достоинства – этически двусмысленный метод, однако, многие полагают, что в бизнесе хороши любые средства.

Если для вас действительно важна эта работа, нужно помнить, что это всего лишь игра, и подчиниться ее правилам. Не стоит слишком много «готовиться».

Стоит постараться сохранить спокойствие, не меняя выбранной линии поведения. Ваши ответы должны демонстрировать уверенность в себе и пригодность для данной должности. На личные вопросы, даже если они вас задевают, лучше не отвечать по типу: «Это никого не касается», а построить ответ в стиле «Это не помешает моей добросовестной работе».

Все пройдет как нельзя лучше, если вы вовремя вспомните, что интервьюер – не невоспитанный хам, а специалист по психологии, хорошо отыгрывающий свою роль.

К каким вопросам стоит подготовиться?

Трудно изобрести слишком много способов для эффективного достижения одной и той же цели. Вот почему на собеседовании чаще всего задают ряд вопросов, более-менее сходных по содержанию. Кандидат имеет возможность заранее обдумать наиболее выигрышный ответ.

«Неправильный» ответ. Пространное изложение биографии либо, наоборот, короткое перечисление стандартных фактов «родился-учился-женился».
«Правильный» ответ. За 2-3 минуты, отведенных на ответ, действительно нельзя подробно поведать о себе. Интервьюер ждет, какой отбор фактов сделает собеседник: именно они скажут о том, что именно наиболее значимо для соискателя. Лучше сделать упор на тех моментах, которые свидетельствуют о вашей пользе для работы в этой должности.

«Неправильный» ответ. Формальные перечисления своего опыта и достижений.
«Правильный» ответ. Отбросить ложную застенчивость и показать себя с наилучшей стороны, подбирая убедительные аргументы.

«Неправильный» ответ. Стандартные фразы о перспективах карьерного роста, солидной компании, интересной работе.
«Правильный» ответ. Возможность эффективно применить свою квалификацию, сильный коллектив профессионалов, где можно отточить опыт и принести наибольшую пользу.

«Неправильный» ответ. Посыпание головы пеплом, перечисление реальных недостатков.
«Правильный» ответ. Сделать недостатки продолжением достоинств, например, «не очень хорошо умею расслабляться».

«Неправильный» ответ. Откровенное хвастовство или затасканные штампы вроде «исполнительный, ответственный, обязательный».
«Правильный» ответ. Подчеркивание конкретных свойств, значимых для искомой должности. Желательно отметить на конкретных примерах достижения, сделанные благодаря этим качествам.

«Неправильный» ответ. Попытка уйти от ответа, поскольку планов на ближайшее будущее у претендента пока нет.
«Правильный» ответ. По этому вопросу интервьюер судит о ваших амбициях. Лучше всего представить план своего профессионального и личностного роста.

«Неправильный» ответ. Невнятный ответ, свидетельствующий о ложной скромности или незнании себе цены.
«Правильный» ответ. Лучше назвать цену, немного (не более 15-20%) превышающую ту, что вас устроит или же предлагаемую на аналогичных должностях. В таком случае, можно будет согласиться на меньшую сумму при наличии в компании льгот, соцпакетов, премий, страховок и прочих положительных финансовых моментов, о которых вас не замедлит проинформировать работодатель.

Вопросы работника работодателю

Собеседование в самом разгаре, вы ответили на много каверзных вопросов, интересующих потенциального работодателя, переговорили о многих важных моментах. Настал момент, когда интервьюер, исчерпав свой интерес, обратится к вам с фразой, которую многие принимают за прощальную: «Есть ли у вас какие-либо вопросы?»

Если даже такой реплики не прозвучало, некоторые вещи стоит обязательно уточнить.

Соискатель, не задающий вопросов, насторожит рекрутера: значит, человек не слишком внимателен, его не слишком интересует новая работа, либо же он легкомыслен. Вопросы соискателя довершают сформировавшееся о нем мнение.

О чем же стоит обязательно спросить, по мнению самих менеджеров, проводящих собеседование? Какие вопросы покажут искреннюю заинтересованность и серьезность намерений претендента и добавят его кандидатуре «плюсов»?

Источник

13 способов произвести хорошее впечатление на собеседовании

Что значит — произвести хорошее впечатление?

Оговоримся сразу: задача профессионального рекрутера (если он действительно профи) не в том, чтобы оценить вас чисто субъективно «нравится — не нравится» на уровне эмоций, без рационального обоснования. Его задача оценить:

Поэтому на собеседовании важно не допустить досадных ошибок в общении, которые могут быть превратно истолкованы не в вашу пользу. Сделайте всё возможное, чтобы случайности не помешали вам произвести приятное впечатление. В этом помогут простые правила хорошего тона. Если вы отлично знакомы с деловым этикетом, то знаете их и так. Правда, знать и соблюдать — не одно и то же. Перед собеседованием не будет лишним вспомнить о них снова.

1. Подготовиться к встрече

Поищите больше информации о компании перед встречей. Если изучали ее еще перед тем, как отправить отклик, освежите информацию в памяти. Без этого вполне можно обойтись, если вы претендуете на массовую линейную позицию (например, продавца). Но если вы устраиваетесь менеджером или специалистом, то для вас станет плюсом возможность упомянуть на собеседовании что-то, что вы знаете о компании, ее проектах и достижениях. Это показывает вашу заинтересованность в работе именно здесь. Работодатели это ценят. А некоторых случаях такая подготовка — совершенно необходимое условие. Например, очень странно, если вы маркетолог и ничего не разузнали о продуктах компании перед встречей. Для руководителей предварительно почитать о компании тоже обязательно.

2. Прийти вовремя

Опаздывать на собеседование нельзя. Это относится и к традиционному очному интервью, и к уже ставшему для нас привычному онлайн-формату. Об этом правиле знают все и всё равно часто его нарушают из-за обидных случайностей. Можно привести тысячу причин, объясняя, что вообще-то вы очень пунктуальны, просто в этот раз вам не повезло, но увы — первое впечатление о себе вы уже испортите и получите минус в оценке. Вы должны быть готовы к пробкам на дорогах, поломке транспорта, тому, что не сумеете сразу найти нужный адрес, что засбоит домашний интернет или компьютер. Подключайтесь к видеовстрече заранее, рассчитывайте время на дорогу с запасом: ничего страшного, если вы появитесь на связи / на месте раньше, чем нужно, зато успеете еще раз собраться с мыслями и исключите эффект «взмыленности» и взволнованности из-за спешки.

3. Предупредить заранее об изменении планов

Тоже элементарное правило, которое, тем не менее, очень часто нарушают. Всё бывает, в том числе обстоятельства, которые невозможно предвидеть. Чувствуете, что можете не успеть на собеседование — постарайтесь позвонить заранее и честно объясните ситуацию, попросите назначить другую дату. Это воспринимается гораздо лучше, чем если вы просто не придете или не подключитесь, но позвоните потом. При втором варианте уже будут сделаны выводы о вашей необязательности.

4. Одеться соответственно обстановке

Конечно, внешность не главное, но встречать на собеседовании все равно будут по манерам и по одежке. Чтобы последняя не подвела, позаботьтесь о своем внешнем виде (даже если ваше интервью проходит в онлайн-формате!). Как это сделать, мы уже рассказывали. Общий совет для всех, независимо от того, предполагает ли ваша работа присутствие в офисе: главное — выглядеть аккуратно и невызывающе. Что касается стиля одежды, то постарайтесь узнать заранее, есть ли в компании дресс-код (разумеется, это касается случаев, когда предполагается работа в офисе). Ничего зазорного, если вы спросите про дресс-код, когда договариваетесь о встрече. Если строгого дресс-кода нет, то допустимо одеться в сдержанном стиле кэжуал.

5. Взять с собой только нужное

Возможно, зарядившись кофеином, вы лучше соображаете. Но это не значит, что нужно брать с собой на собеседование недопитый стаканчик капучино или ставить рядом с компьютером чашку с американо. Минимум вещей — минимум проблем. И уж точно не стоит приезжать на очное собеседование с пакетами из магазина — так вы продемонстрируете, что не очень-то заинтересованы в этой работе, раз зашли сюда просто «по пути».

Возможно, рекрутер попросит распечатанную копию вашего резюме или портфолио. Всё это должно быть наготове, чтобы не пришлось рыться в сумке, копаясь в груде лишних бумажек и отнимая драгоценные минуты интервью. Разумеется, ваш собеседник может всё это распечатать и сам, раз вы эти документы уже ему направляли. Но почему бы вам не использовать простую возможность показать свою собранность и деловой настрой?

6. Отложить телефон и выключить звук

Это правило хорошего тона для любых деловых встреч. Человек, который уткнулся в телефон, показывает тем самым свою незаинтересованность в том, что происходит вокруг, и в цели своего визита. Да и вам в ожидании встречи полезнее еще раз пробежаться глазами по своему резюме и подготовить основные тезисы устного рассказа о себе, чем листать ленту соцсетей.

7. Быть вежливым со всеми

Вас начинают оценивать еще до того, как вы войдете в кабинет и начнете беседу. Многие рекрутеры и непосредственные руководители, которые подбирают сотрудника себе в команду, внимательно наблюдают за тем, как кандидат ведет себя, появившись в офисе. Будьте вежливы с секретарем на ресепшен, а если вас поведут в переговорную комнату через рабочие помещения, при входе поздоровайтесь с сотрудниками, которые там сидят. На такие мелочи обращают внимание, и у вас есть шанс показать себя как человека, с которым приятно иметь дело.

8. Установить контакт

Не бойтесь сделать первый шаг при общении с рекрутером (или вашим потенциальным начальником) — начните беседу сами. Старайтесь изначально задать позитивный тон общению: «растопить лед» легкой уместной шуткой (только не переборщите!) или замечанием о погоде. Будьте открыты и приветливы, но в то же время постарайтесь держаться в рамках деловой беседы. Например, если заметили грамоты или дипломы в кабинете собеседника или что-то знаете о его успешных рабочих проектах, спросите об этом — ему будет приятно. Возможно, у вас найдутся общие темы и даже общие знакомые в деловом мире. Это поможет наладить неформальный контакт, который так важен для возникновения неподдельной человеческой симпатии. Одновременно вы продемонстрируете свои коммуникативные навыки, которые, возможно, важны для этой вакансии.

9. Не переходить личные границы

Стараясь установить контакт с собеседником, важно держаться золотой середины. Переход на приятельский стиль общения, неловкие попытки польстить неуместными комплиментами, посулить личные выгоды, если рекрутер посодействует вам в устройстве на эту работу, излишне подробный рассказ о вашей жизни с целью вызвать восхищение или, наоборот, жалость — всё это за гранью приличий и сыграет против вас.

10. Не перебивать интервьюера

Такое же простое и очевидное правило, как «прийти вовремя», но и о нем часто забывают. У рекрутера обычно есть сценарий беседы и стандартный набор информации, которую он должен рассказать кандидатам о компании и условиях работы. Не сбивайте его, чтобы он ничего не упустил. Если в процессе возникнет уточняющий вопрос, запомните его или запишите и задайте потом: рекрутер обязательно даст такую возможность.

11. Избегать лишней эмоциональности

Даже если вас очень сильно воодушевляет вакансия, это компания вашей мечты, не нужно пытаться поразить собеседника напором эмоций и тем более давить на него («Поверьте, я тот, кто вам нужен!», «Пожалуйста, пожалуйста, дайте мне шанс, эта работа нужна мне как воздух! Обещаю, вы не пожалеете, если возьмете меня!»). Излишняя экспрессия может вызвать впечатление о вашей неуравновешенности. Постарайтесь проявить свою заинтересованность в спокойном тоне. Просто расскажите, чем вас привлекает эта компания и эта вакансия, задавайте больше вопросов по существу работы — тем самым вы дадите понять, что она вам действительно интересна.

12. Быть честным, но избегать негатива

Редкое собеседование обходится без неудобных вопросов. Причины поиска работы, конфликты с руководителем, профессиональные неудачи — работодателю важно составить полную картину вашего опыта.

Будьте откровенны, но не уходите в негатив: будьте осторожны в высказываниях о предыдущих руководителях и компаниях,в которых вы работали. И уж точно не стоит пытаться обмануть собеседника: кадровый рынок меньше, чем кажется, ваш интервьюер может оказаться приятелем вашего бывшего начальника, а рекрутеры разных компаний зачастую хорошо знакомы друг с другом — им не составит труда навести о вас справки и проверить ваши рекомендации. О типичных ошибках в рассказе о себе мы писали здесь. А как отвечать на неудобные вопросы — здесь.

13. Постараться реагировать спокойно

Бывает, что поведение интервьюера на собеседовании вызывает раздражение. Возможно, это стресс-интервью — один из способов проверки ваших коммуникативных навыков. Например, задавая много вопросов подряд, проверяют вашу внимательность и умение сосредоточиться. Ничего удивительного, если работа предполагает большой поток устной информации в режиме многозадачности (вы устраиваетесь личным помощником руководителя, администратором в офисе, менеджером по работе с клиентами). Часто и резко перебивают, пытаются сбить с толку? Возможно, проверяют стрессоустойчивость. Сможете реагировать сдержанно и доброжелательно — получите плюсик к своей кандидатуре. Другой вопрос, сможете ли вы потом работать в таком же режиме постоянно, привычен ли вам такой формат. Если нет — это не та работа, которая вам нужна. Поэтому не стесняйтесь прямо спросить интервьюера, правильно ли вы понимаете, что вакансия предполагает много общения в стрессовом режиме.

Источник

О чем спросить на собеседовании, чтобы потом не жалеть

Что нужно узнать при устройстве на работу

Несколько типичных историй

В первый же рабочий день Дамир испытал большое разочарование от нового рабочего места. Стационарный компьютер вместо привычного по прежним местам работы ноутбука, жесткие часы начала и завершения рабочего дня, обязательное присутствие в офисе пять дней в неделю. Да еще и в трудовом договоре прописали заработную плату в 50 000 рублей, хотя в вакансии и на собеседовании речь шла о сумме в два раза больше: «Остальная часть — это гарантированная премия», — уверила специалист по кадрам. Решиться на перемены Дамиру не так просто — ради этого предложения он переехал из Казани в Санкт-Петербург.

Когда Ольга приехала на собеседование устраиваться в бухгалтерию крупного многопрофильного холдинга, она думала, что ей крупно повезло: шикарный офис в центре Москвы, отличные условия, приятные люди вокруг. Только в первый день работы оказалось, что конкретно бухгалтерия сидит чуть ли не в подвале, а каждый бухгалтер ведет операции минимум трех компаний холдинга — люди сидят, не поднимая головы, до позднего вечера. Коллегам даже некогда было с ней толком познакомиться. Ольга, человек стабильный и совсем не склонный к авантюрам, совершила несвойственный ей поступок: она не понесла в кадровую службу трудовую книжку, в конце первого дня ушла, даже не предупредив, что больше не вернется, а на следующий день не взяла трубку — настолько у нее сложилось отталкивающее впечатление.

Алиса уже несколько месяцев работает делопроизводителем. Это ее первая работа. Нет, ее не обманули ни с зарплатой (белая), ни с графиком работы (пятидневка с 9:00 до 18:00). Только Алисе очень-очень скучно. Шесть часов в день она разбирает почту и регистрирует документы, еще пара часов — это проверка почты, разовые поручения руководителя, подписание приказов, архив. «Я чувствую, что тупею с каждым днем. Если бы я знала, что это такая 40-часовая тоска, я бы никогда бы сюда не вышла», — признается она.

Мы ищем новую работу в надежде, что наши ожидания оправдаются. Мы хотим чувствовать себя полезными, получать благодарность и объективную обратную связь, работать в приятном месте в дружной команде и получать достойное вознаграждение. Но то, что кажется таким на первой встрече, не всегда оказывается таким в реальности. О чем же спросить на собеседовании, чтобы потом не кусать локти?

О чем спросить руководителя

Непосредственный руководитель — один из тех, кто будет влиять на ваш успех в этой компании. Именно с ним вам предстоит согласовывать свои цели, обсуждать ежедневные задачи. Он будет влиять на ваш доход, бонусы и возможность проходить обучение. Обязательно задайте ему на собеседовании следующие вопросы:

Будьте особенно внимательны и въедливы в вопросах про ожидание от вашей работы, если выяснится, что это новая для компании должность. В таких ситуациях нередко бывает, что руководитель и сам толком не разобрался, чего хочет.

Тамиллу пригласили в игровую ИТ-компанию на роль PR-директора. Такого руководителя в штате компании еще не было, и собственник говорил, что готов дать карт-бланш — «Пиши стратегию, реализовывай, во всем поддержу». Но по факту выяснилось, что любой малейший чих в компании следует согласовывать с основателем — ни один пост в соцсетях нельзя выпустить без его одобрения. Спустя четыре месяца работы, когда Тамилла отчаялась получить фидбек по стратегии (встречи все время отменяли или переносили), она услышала, что компания не готова продолжать трудовые отношения. Причина? «Ты не подходишь нам по корпоративной культуре», — сказал ее руководитель. Ни одно из предложений Тамиллы так и не было реализовано, собственник банально испугался перемен. «Из этой ситуации я вынесла для себя урок: если у первого лица нет четкого ожидания результата, если он оценивает на уровне ощущений — ничего хорошего не выйдет», — делится Тамилла.

Еще один вопрос, который мы рекомендуем уточнить у руководителя: планирует ли он сам надолго оставаться в этой компании. Если вы идете «на руководителя», его внезапный уход может изменить договоренности, которые для вас важны, или сделать ваш переход вообще нецелесообразным. Например, вы пришли поучиться у этого человека и сделать крутые проекты под его руководством (он известный эксперт в индустрии), но такой возможности у вас не будет, потому что сам он собирается переходить в другое место. Или руководитель набирает команду специально под новый проект, но при этом сам сейчас рассматривает предложение о другой работе, а значит, не факт, что этот новый, задуманный им проект состоится.

Рекомендации. Обратите внимание, как отвечают на ваши вопросы. Если расплывчато, некорректно или уходят от ответа, это признаки возможных проблемам в будущем.

О чем спросить HR-специалиста

HR-менеджер — человек, которому можно задать все каверзные вопросы насчет оформления, бонусной схемы, компенсационного пакета. Например:

Рекомендации. Тревожный знак, если, опять же, на ваши вопросы нет четкого ответа. Это означает, что либо вам что-то недоговаривают, либо часть вопросов не регламентирована.

О чем спросить знакомых

Посмотрите свои социальные сети — возможно, в компании, с которой вы сейчас ведете переговоры, работают (или работали) ваши знакомые или знакомые знакомых. Им можно адресовать неформальные вопросы, чтобы прощупать почву. Спросите их:

Рекомендации. Не все рассказы знакомых стоит слепо принимать на веру. Практика показывает, что все люди разные и то, что может казаться сложным или неприятным для вашего приятеля, будет нейтральным фактором для вас лично. Обращайте внимание только на факты, а не на эмоциональную оценку.

Что «погуглить»

Не надо забывать про такой способ элементарной проверки, как поиск отзывов о компании. Лучше поискать их еще до собеседования. Стопроцентной гарантии они не дадут, ведь, как правило, их пишут люди, которые уже покинули компанию. Однако, если там повторяются одни и те же факты, стоит обратить на это внимание. Например:

Что дальше?

Если все моменты прояснены и вам делают предложение о работе, попросите прислать его в виде письменного оффера. Конечно, оффер — это еще не трудовой договор, однако для вас это будет являться подтверждением определенных намерений со стороны работодателя. Ничего критичного, если вы возьмете время на то, чтобы подумать (обычно допустимы один — пять рабочих дней), и при возникновении дополнительных вопросов зададите их, а также попросите зафиксировать дополнительные договоренности.

Если вас торопят с решением, подгоняют и крайне нервно реагируют на попытки внести ясность в финальное предложение, стоит насторожиться. Адекватный работодатель уважает своего будущего сотрудника и открыт к обсуждению. Когда «с той стороны» позиция «берите что дают», возможно, это не ваша компания и стоит поискать еще.

Источник

О чем спрашивать на собеседовании

Чтобы проверить работодателя

В прошлой статье я рассказала, как проверить потенциального работодателя до собеседования, чтобы убедиться, что не будет проблем с зарплатой.

Но это не вся проверка. Если вы решили пойти на собеседование, будьте готовы задавать вопросы.

Чтобы проверить потенциального работодателя и убедиться, что проблем с зарплатой не будет, задайте ему эти 10 вопросов.

Доктор, я стесняюсь

Если вам стыдно задавать такие вопросы работодателю, делайте так:

«Черная» и «серая» зарплаты — это нарушение закона. Если работник соглашается получать неофициальную зарплату, он становится соучастником экономического преступления и несет ответственность наряду с работодателем.

При конфликте с руководством, в декрете или на больничном работник может остаться с одной лишь официальной зарплатой. Серую часть работодатель платить не обязан, и заставить его крайне трудно.

👎 Серая зарплата как у всех

Доказать, что зарплата выплачивалась в большем размере, сложно. Взыскать ее — еще сложнее. Суды подчеркивают, что выплата неофициальной зарплаты не порождает никаких юридических последствий для работника, и считают, что выплачиваться должно лишь то, что на бумаге.

Если же работник выиграет суд — есть риск, что ФНС привлечет его к ответственности за неуплату налогов.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.05.2017 по делу № 33-5833/2017 и от 29.03.2016 по делу № 33-3645/2016

Зарплата должна выплачиваться два раза в месяц: не реже, чем каждые полмесяца.

Плавающие сроки выплаты незаконны. Даты выплаты зарплаты должны быть четко закреплены и не должны зависеть от того, «когда клиент заплатит».

👎 Плавающие сроки

— Сколько раз в месяц выплачивается зарплата?
— Зарплату выплачиваем в конце месяца, полностью всю.
— А выплата в строго определенный день?
— У нас есть специальный период выплаты. В течение него и выплачиваем.

Задержки заработной платы запрещены. Неважно, по какой причине, — хоть клиент не платит, хоть в банке задержка, хоть что.

Работодатель в любом случае несет материальную ответственность: работник должен получить зарплату и дополнительную компенсацию за каждый день просрочки.

👎 Задержки по чьей-то вине

Если оклад, который установлен на испытательном сроке, меньше оклада по должности в штатном расписании — это дискриминация.

Чтобы официально платить новичкам меньше, компания может ввести в штатное расписание специальную должность с меньшим окладом или установить систему надбавок за стаж работы.

👎 Зарплата ниже на испытательном сроке

— Зарплата в вакансии — это зарплата с первого рабочего дня? Или зарплата, которая будет у меня после испытательного срока?
— Зарплата — 10 тысяч на испытательный срок. После — 20 тысяч, по штатному расписанию для вашей должности.

Зарплата может выплачиваться наличными через кассу или по безналу на банковскую карточку.

Закон позволяет работнику получать зарплату и другие выплаты на любую удобную ему карту. Для этого нужно написать заявление не менее чем за 15 календарных дней до очередной даты выплаты зарплаты.

👎 Зарплата только на наши карточки

— Как выплачивается зарплата: наличными или по безналу? Если по безналу, можно получать ее на мою карту Тинькофф-банка?
— У нас есть банк, с которым мы работаем. На карты других банков по запросу работников мы ничего не перечисляем: бухгалтерии неудобно вручную делать платежки, вбивать разные реквизиты, другие банки берут с нас комиссию за перевод.

Работодатель обязан выплачивать работнику пособие по временной нетрудоспособности. Он не имеет права оплачивать дни болезни как отпуск или оформлять вместо больничного отпуск без сохранения зарплаты.

Был случай: работодатель не оплачивал работнице листок нетрудоспособности. Суд взыскал с работодателя не только сумму пособия, но и проценты за задержку выплаты с компенсацией морального вреда.

👎 Вместо больничных — отпуск

— Вы оплачиваете работникам больничные?
— Нет. Мы оформляем работнику отпуск без сохранения зарплаты или оплачиваемый, чтобы уменьшалась задолженность по отпускам.

Работодатель обязан выплачивать работнику отпускные, причем минимум за 3 дня до отпуска. Если отпускные выплатили не вовремя, работник имеет право перенести отпуск.

Например, работодатель вместо оплачиваемых отпусков оформлял работнику отпуска без сохранения зарплаты из-за якобы нехватки денег в компании. К тому же работник утверждал, что с его зарплаты ежемесячно удерживали 5% для накопления отпускных. Суд взыскал с работодателя только часть отпускных. Доказать факт удержаний работник не смог.

👎 Нет отпускных

— В какой срок выплачиваются отпускные?
— Какие отпускные? Кто не работает, тот деньги не получает.

Штрафовать работников запрещается. За провинность можно применить только дисциплинарные взыскания, закрепленные в кодексе: замечание, выговор или увольнение.

Чтобы наказать работника деньгами за нарушение трудовой дисциплины, компания может уменьшить премию или не выплатить ее вообще. Для этого порядок премирования и зависимость премий от проступков должны быть закреплены в локальном акте, а работник должен быть письменно и своевременно ознакомлен с ним.

👎 Штраф из зарплаты

— А вы штрафуете работников за провинности?
— Да. Если опоздали на работу или пропустили звонок от клиента — минус 5 тысяч из зарплаты в этом месяце.

Компания обязана рассчитать работника в день увольнения: выплатить зарплату за отработанное время и компенсацию за неиспользованные отпуска.

В одном деле работодатель оштрафовал работницу на 500 рублей за грязное рабочее место. Также он не выплатил расчет в день увольнения: по условиям трудового договора, выплата производилась в течение 15 дней после увольнения. Суд признал штраф и условие договора незаконными и взыскал с работодателя все недоплаченное с компенсацией.

👎 Расчет через три дня

— Вы платите расчет при увольнении? В какие сроки?
— Расчет при увольнении платим в течение трех дней со дня увольнения.

Уточните, ведет ли компания в настоящее время проекты, расширяет ли деятельность, выходит ли на новые рынки. Спросите, выигрывает ли она тендеры, планирует ли развитие. Попросите привести конкретные примеры, запомните их и поищите в интернете после собеседования.

Компания имеет право оберегать свою коммерческую тайну и потому может дать расплывчатую информацию, но вопросы о работах все равно стоит задать. Чем меньше у компании работ, тем меньше денег она получает и больше вероятность перебоев с зарплатой.

👎 Не скажу

— Видел в новостях, что полгода назад вы получили крупный тендер. А сейчас вы участвуете в тендерах, выигрываете?
— Да-да-да, конечно! Вот устроитесь — расскажем про наши проекты подробней.

Не бойтесь задавать вопросы и вести диалог. Если потенциальному работодателю нечего скрывать, он отнесется к вашим вопросам спокойно, а к вам — как к грамотному сотруднику.

Даже если работодатель прошел проверку до и во время собеседования и похоже, что платить вам будут исправно, расслабляться рано. Нарушение права на зарплату — одно из многих. В следующих статьях я расскажу, как не устроиться на работу к тому, кто разглашает персональные данные и нарушает право на безопасный труд.

Запомнить

Что нужно узнать при устройстве на работу

Что нужно узнать при устройстве на работу

Что нужно узнать при устройстве на работу

Была в Кроке на собеседовании, задавала стандартные вопросы. Про график работы получила ответ: «Официально до 18:00, но у нас принято работать до 20:00». На моё уточнение как это компенсируется, дама эйчар вскинула брови и ещё раз повторила, что у них ТАК ПРИНЯТО. Про зарплату мне так и не сказали, даже вилку отказались обозначить: «Всё будет объявлено успешному кандидату на последнем этапе». Не ожидала я такой культуры от крупной российской компании, не ожидала)

Что нужно узнать при устройстве на работу

Что нужно узнать при устройстве на работу

Vinsent, в моей отрасли к сожалению все привыкли к норме 8 часового дня с 8 до 8. И это от слова «совсем» не вызывает вопросы соискателей. Обычно такие режимы покрываются более высокими зарплатами, чем в других отраслях

Что нужно узнать при устройстве на работу

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *