Что нужно произносить когда крестишься

Как правильно креститься

Привычным жестом при входе в храм, при молитве для христиан стало Крестное Знамение. Однако большинство людей не задумывается об истинном смысле этого жеста, о том, как правильно креститься и в каком случае это уместно. Для того, чтобы следовать всем канонам, необходимо владеть правильной техникой и знать историю возникновения этого священного жеста.

История и значение крестного знамения

Впервые крестное знамение было упомянуто в трактатах К. Тертуллиана, жившего в 160-220 годах. Автор называл этот жест защитой, ограждением тела от болезней, дурных помыслов. Христиане совершали этот обряд при любом удобном случае: до и после работы, при посещении церковных служб, перед сном и после него.

Православный обычай креститься связан с выражением собственной веры. Мы подтверждаем веру в Иисуса Христа и Троицу, подтверждаем свою любовь, благодарность, подчинение воли Божьим помыслам. Спустя почти 178 лет после того, как распяли Христа, этот жест стал неотъемлемой частью жизни любого христианина.

Что нужно произносить когда крестишься

Как правильно креститься православным христианам

Зачастую жест крещения совершается бездумно, не точно, не своевременно. Любое движение руки, каждый палец имеет свое значение и особый символ, зная которые, можно быть точно уверенным в правильности его исполнения.

Справа налево или наоборот

Прежде чем начать осенять себя крестом, вспомните последовательность движения. Начинать следует со лба, к нему необходимо прикладывать сложенные пальцы. Затем Крестное Знамение перемещается на середину живота, только после этого на правое плечо, а после этого – на левое. Следует запомнить, что неправильным жестом будет являться тот, который выполняется от левого плеча.

Какой рукой креститься

Для воспроизводства крестного знамения необходимо использовать правую руку. При правильном крещении именно на этой руке пальцы складываются «в щепотку» и совершаются движения, описывающие крест. Неверным жестом будет считать тот, который исполняется с помощью левой руки.

Как сложить пальцы рук

Для осуществления правильного крещения складываются пальцы правой руки: большой, указательный и средний. Соединяются между собой подушечки пальцев, а оставшиеся два пальца прижимаются к ладони. Три соединенных пальца подтверждают нашу веру в Святую троицу, Бога Отца, Сына и Святого Духа. Два свободных пальца – символ человеческого и божественного, которое вобрал в себя Христос.

Что нужно произносить когда крестишься

Что говорить, когда крестишься

Считается, что креститься православным нужно с проговариванием молитвы, которая поможет очистить голову и тело. Для каждого движения существуют свои слова:

Не следует торопиться, слова должны быть четкими, даже если произносятся шепотом или в мыслях.

Сколько раз креститься

Креститься православным следует три раза, однако зачастую это правило нарушается. Движения не должны быть размашистыми или зажатыми, все три раза должны быть размеренными, неторопливыми и четкими. В момент крещения необходимо произносить молитву и отгонять от себя посторонние мысли.

Нужно ли кланяться

Поклон используется после каждого перекрещивания. После первого он должен быть максимально низким, но не земным последующие также должны быть неторопливыми и достаточно глубокими. Перед иконой достаточно перекреститься и поклониться всего раз, перед входом в храм это делается трижды.

Как правильно осенять себя крестным знамением

Креститься православным следует с четким пониманием своих действий и последовательности этого обряда. Например, во время службы, одного из Великих праздников и на могиле усопшего последовательность будет разная, однако во всех случаях после того, как перекрестились, следует сделать поклон.

При входе в храм и внутри

Перед входом в храм необходимо остановиться и три раза осенить себя Крестным Знамением. Некоторые прихожане повторяют этот обряд как перед воротами храма, так и перед его входом. Если вы не часто посещаете храм и не знаете, как правильно креститься, наблюдайте за окружающими или повторяйте движения священнослужителя.

Что нужно произносить когда крестишься

Во время службы или литургии внимательно следите за песнопением и словами, произнесенными батюшкой. Правильным крещением будет совершенное на словах «Господи помилуй», в это время обряд совершают все прихожане. После Крестного Знамения следует поклониться, на службах отдают поясной поклон, земной используется в частном порядке, дома.

На православные праздники

В храмах на православные праздники поются особые торжественные песнопения, следите за движениями тех, кто часто посещает храм: они точно будут знать, в какой момент определенного песнопения следует сделать этот жест.

В дни, когда святят куличи на Пасху или вербу в Вербное воскресенье, прихожане собираются внутри храма или во дворе, священнослужитель кадилом освещает ветки или куличи каждого по очереди. Когда очередь дойдет до вас, не забудьте перекреститься по всем правилам и поклониться в пояс.

Православные праздники никак не влияют на технику Крестного Знамения, на Пасху, Рождество или Сретение правильным крещением будет считаться то же, что и в обычные дни. Однако для Великого праздника Крещения есть некоторые правила. Если в этот день решите окунуться в воду, делайте это три раза, погружаясь с головой. После каждого погружения произносите «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.» Окунаться и креститься православным следует в скромной одежде, вместо купальника лучше выбрать сорочку.

При церковных обрядах

При церковных обрядах также следует следить за действиями и словами священника. Необходимо креститься одновременно с ним. Иногда он произносит слова «Помолимся», это является призывом к крещению и поясному поклону после него.

Если при венчании и крещении младенца руки свободны, а свои действия вы контролируете, глядя на священнослужителя, то при отпевании все происходит немного по-другому. Во время отпевания все пришедшие проститься с усопшим должны держать в руке свечу. Чтобы не запутаться во время службы и перекреститься правильно, сразу же возьмите ее в левую руку, так вы точно будете знать, что свободной рукой следует совершать Крестное Знамение.

На кладбище

Для того, чтобы правильно креститься на кладбище, нужно знать некоторые правила, которые вступают в действия уже перед самим входом в него. Креститься православным следует перед воротами кладбища: перекреститесь три раза, после каждого отдайте поясной поклон. Также будет правильным крещение после выхода с территории кладбища, необходимо проделать тот же ритуал, что и в самом начале. Этот обряд необходим тем, кто хочет попросить Господа о слухе – то есть о возможности умерших слышать то, что вы хотите им сказать.

На могиле усопшего вы можете прочитать любую заупокойную молитву, после которой необходимо перекреститься и отдать поясной поклон. После этого вспомните об умершем, скажите несколько добрых слов, а вот от выпивки на кладбище или оставлении гостинцев для усопшего лучше отказаться.

Обряд крещения – самый привычный и знакомый не только для православного христианина, но и для тех, кто далек от веры. Если вы умеете правильно креститься, значит можете правильно окончить молитву, выразить просьбу к Господу, защитить свое тело и дух от болезней и злых мыслей.

Источник

Как правильно креститься православным христианам?

Что нужно произносить когда крестишься

Как правильно креститься — история

Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному. На Западе — всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно — не крестом полностью, а только чело, уста и сердце. Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.

Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях. Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень — вера во Христа. Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным.

Как правильно креститься — перстосложение

Перст — это палец. Православные для осенения себя крестным знамением складывают воедино три перста в знак триединства Господа. Собираются большой, указательный и средний палец. Остальные остаются зажатыми в кулаке. Эти два пальца означают, что Иисус Христос одновременно оставался Богом и человеком.

Что нужно произносить когда крестишься

Слева направо или наоборот? Как правильно креститься православным

Таким образом мы словно рисуем на себе крест, соглашаясь принять на себя волю Бога и следовать за Христом. Чтобы закрепить свою преданность Богу во время богослужений люди также совершают поясные и земные поклоны. Совершая поясной поклон люди кланяются в пояс, а во время земного становятся на колени и челом касаются пола.

Старообрядцы напротив складывают указательный и средний палец, а остальные прижимают к ладони. При этом суть перстосложения остается той же.

Католики осеняют себя крестным знамением, используя всю ладонь и делают это слева-направо, а не справа-налево. Вся ладонь используется в знак язв на теле Иисуса, их было пять — две на ногах, две на руках и одна от копия. В православии считается, что это не догматический, а обрядовый образ креста.

Как правильно креститься перед храмом и в обществе?

Перед православными христианами часто встает вопрос о том, правильно ли креститься в общественных местах. Нет единого ответа на вопрос о том, стоит ли это делать, но важно задать себе вопрос — зачем мы крестимся? Если у человека возникла в этом внутренняя потребность или он читает молитву про себя и хочет перекреститься, то, конечно, в этом не будет ничего плохого. Господь призвал нас к исповедничеству, и православные христиане не должны стесняться и скрывать свою веру в Богу. Если человек делает это напоказ, чтобы показать, что он ведет благочестивую и праведную жизнь, стоит спросить себя, не навредит ли его душе то, что призвано помочь людям? Видимые свидетельства нашей веры не осуждаются, если они направлены во благо. Совершая доброе дело или, осеняя себя крестным знамением, мы являем веру во Христа. Но и намерения у нас должны быть добрыми и благими. Думая о том, что рядом кто-то не умеет креститься или крестится неправильно, мы можем совершить нечто в осуждение, а не в оправдание.

Что нужно произносить когда крестишься

Значение крестного знамения

Православным христианам не стоит осуждать тех, кто не знает, как правильно креститься, ведь благодать и любовь Господа зависят не от того, как мы осеняем себя крестным знамением (хотя делать это стоит согласно основам вероучения). Если человек случайно перекрестился слева-направо, но при этом душой он принял на себя крестный путь Христа и согласился идти за Ним, это не вменяется во грех. Ведь суть крестного знамения в том, чтобы видимым способом явить то, что находится в душе человека — веру и любовь ко Христу.

Читайте также:

Источник

Как правильно молиться и креститься. Памятка из Спасо-Преображенского монастыря Мурома

Как правильно креститься? Мы никогда не задумывались на эту тему. Пока инок Спасо-Преображенского монастыря города Мурома не указал нам на то, что мы неправильно осеняем себя крестным знамением. В монастырской церкви Сергия Радонежского для православных христиан есть памятка о том, как правильно крестится.

Что нужно произносить когда крестишься

Первая сторона листа. Как правильно креститься

«Вся сила в крестном знамении. Крест есть символ победы над диаволом! И не только. При правильном сложении перстов из них исходит огонь. И когда мы накладываем на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело. Кровь подаваемая сердцем проходит через огненный крест и поэтому очищается от всего дурного и страшного, всё сгорает!
Поэтому, чем больше мы крестимся, тем чище кровь, тем выше разум, тем ближе к Богу, тем быстрее доходит наша молитва до Господа. В этом значение Креста».

Слова Блаженной Пелагеи Рязанской (1890-1966)

Креститься нужно не спеша, благоговейно, со страхом и с небольшим пристукиванием, чтобы тело ощущало. Этого пристука очень боится диавол.
— Икона есть живой человек. Когда молишься перед иконой, надо смотреть на образ, изображённый на ней.
— Голова чуть приподнята. Смотреть на икону.
— Пока не наложишь крестное знамение, взгляд от иконы не отводить.
— Страшно накладывать крестное знамение с опущенной головой.
— Правильно поставить ноги – пятки вместе, сохранить благодать.
— Молясь или находясь в храме, в землю смотреть нельзя.
— Страшный грех держать руки на животе или за спиной.
— В Церкви нужно молиться, креститься, поклоны ложить. Оплакивать грехи.
— Кто в церкви не молится, не крестится и не делает поклоны – тот истукан.
— Если мы одновременно и крестимся и кланяемся, то Крест ломается.
— Опускаем руку, и только затем делаем поклон!
— Шептать молитву нельзя – бес шепотом молится! Молятся вслух или про себя. Если про себя, тогда молитва идёт от сердца!

+ Мизинец и безымянный палец туго прижать к ладони. Сын Божий ради нашего спасения приклонив небеса сошёл на землю, принял на Себя естество человеческое и таким образом в Нем были слитно соединены два естества – Божие и человеческое. Ладонь – земля.
Схимонахиня Сепфола говорила, что крепко пальцы прижимать надо, чтобы не было пространства между ладошкой и последними двумя, чтобы враг не пробежал в душу и сердце.

+ Правильно сложить три первых пальца – кончики пальцев равны. Очень важно кончики указательного среднего и большого пальцев выровнять – равенство Лиц Божественных, как бы берём щепотку соли со стола.
Три перста – это Пресвятая Троица. Большой палец не сгибаем! (как на рисунке)!
Что нужно произносить когда крестишься
+ Правой рукой накладываем трехперстие на Чело – центр лба с пристуком. Бог Троица пребывает на небе /Во Имя Отца…/ Нужно не просто касаться чела, а крепко прижать соединенные в трехперстие персты к челу. Блаженная Пелагея говорила, что нужно пристукивать, как бы мячиком, чтобы почувствовало тело.

+ Затем ведём прямую линию на небольшом расстоянии от тела до пуповины – чуть выше пупка на 1-2 см и также твердо касаемся соединенными перстами чрева. /..и Сына../ Если наложить на грудь, то крест будет перевернутый!
Сие символизирует сошествие на землю и воплощение Христа. Из чрева Богоматери родился Спаситель. Пуповина символизирует главу праотца Адама. Нижний рог Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос, находился над главой Адама. И Кровь Христа, стекая из ран, омыла в лице Адама всё Человечество.

+ Далее десницу наносим на плечевой сустав правой, а затем левой рук. /..и Святаго Духа…/ На сустав, а не в ямку! И спереди, а не сверху! Опускаем руку /…Аминь./ И с опущенной рукой делаем поклон. Если мы одновременно и крестимся и кланяемся, то Крест ломается, бросается под ноги и попирается (тяжкий грех)!
Праведные станут по правую руку на страшном суде, а грешники станут по левую сторону.

Блаженной Пелагеей Рязанской было сказано крестнику (р.Петру) ехать в Киев в пещере Киево-Печерской Лавры найти мощи св.преп.Спиридона и посмотреть на кисть его руки (троеперстное сложение), что он и сделал. Это перстосложение сохраняется до сего времени. Поезжайте и убедитесь! Об этом говорится в акафисте преподобным отцам Киево-Печерской Лавры.

Кондак 6 «Акафист всем преподобным отцам Киево-Печерским»

Проповедницей нам является честная десница твоя, Спиридоне богоприятне, ею же православных чад твоих поучаеши, како персты слагати подобает во изображение креста святаго на челе, уста же расколоучителей заграждаеши, яве обличая их неправое учение о перстосложении; сим бо образом осенив себе крестным знамением отошел еси ко Христу. Ему же предстоя молися, да угасит безмерно горящую пещь страстей наших, да дарует нам истинное усердие славословити Его непрестанно во псалмех и пениих духовных в сей жизни и в будущей да сподобит нас пети Ему: Аллилуиа.

В памятке кондак приведён не полностью, до слов «осенив себе крестным знамением отошел еси ко Христу». Мы полностью привели кондак.
Последнее предложение первого листа памятки прочитать не смогли.

Что нужно произносить когда крестишься

Вторая сторона листа. Как правильно креститься

Поясной поклон

Что нужно произносить когда крестишьсяВстав перед иконой или другой Святыней сначала перекреститься, не отводя взгляда от неё. Поля Захаровская многократно всех предупреждала о том, чтобы с поникшей головой не крестились! В лик иконы нужно смотреть прямо! И чтобы не начинал поклонов, пока руку вниз не опустишь, а то ведь – Крест ломается! Пятки вместе (сохранить благодать). Поясной поклон совершается поклонением тела до пояса, голова чуть приподнята (прижимается к спине, так молились монахи у преп. Сергия Радонежского), смотреть на икону, голову не опускать вниз, смотреть в пол нельзя (тяжкий грех, т.к.под землей Находится ад и смотреть в него значит жаждать его). Это действие очень ВАЖНОЕ и означает «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» — сл.бл.дев.Пелагеи Рязанской. Опускать тело надо помедленнее, достигнув пояса (тело находится параллельно пола, голова прижимается к спине) возвращаться в прямое положение надо побыстрее. Молящийся должен стоять прямо, не расставляя ног, чтобы сохранить благодать. Наши предки говорили: «ног не расставляй, а то бес проскочит». Часто в храмах можно наблюдать, что молящиеся совершают поясной поклон простым шейным киванием, что является ошибкой.

Пропала Россия без земных поклонов

Миряне совершают З.П. (земные поклоны) стоя на коленях (на ноги не встают). Земной поклон – самая высокая перед Богом молитва. Выше ничего нет. Встав перед иконой или другой Святыней сначала перекреститься, не отводя взгляда от неё. Пятки вместе (сохранить благодать). Затем христианин склоняет колени или вместе или Что нужно произносить когда крестишьсясначала правое, затем левое. Пятки вместе. Руки кладем на пол, ладони рядом друг с другом, головой (челом) касаемся только ладоней (тыльной) стороны. И быстро поднимаем голову. Поднимаемся с правого колена, затем с левого.
Распространенная ошибка – руки ставят на пол слишком широко и касаются челом пола. Ладонь символизирует землю – отсюда и название: земной поклон. Чело – это небо, поэтому лбом касаться земли нельзя, а касаться тыльной стороны ладоней. Существует ошибка христиан – челом примыкают к земле и остаются в таком положении.
Что недопустимо! Человек уподобляется при таком молении злым духам, демонам, таким положением они показывают что мы никогда не покоримся Богу (тяжкий перед богом грех). Распространено на Троицу на трех коленопреклоненных молитвах. «на троицу вся россия идет в ад»- изречение блаж.Пелагеи Захаровсой, ног не расставляй, пяточки вместе.

Земной поклон в 25 раз Дороже поясного. В годовые праздники и воскресные дни, молитва Богу принимается особой любовью. Серафим Саровский почил в день воскресный, стоя на коленях, т.е.он молился на коленях в воскресный день. Ночной поклон выше дневного поклона в 40 раз (с 23.30 до 03.00) в любое время года и хоть три поклона перед сном надо делать каждый день с молитвой. Запомните, что ТРИ или более З.П. делаются строго обязательно: перед Иконами Пресвятой Троицы, Спасителя, Животворящего Креста и Божией Матери, Плащаницами Спасителя, Божией Матери, исповедью и Причастием, перед Мощами Угодников Божих. Нельзя находиться в церкви с короткими рукавами, т.к. у воинов забивавших гвозди в Тело Спасителя были засучены рукава.

Женщинам коротко стриженым, в брюках, крашеным нельзя подходить к мощам и заходить в церковь. Только за одно ношение брюк женщины пойдут в ад – схим.Нила. За косу Богородица будет вытаскивать женщин из ада! А если коротко стриженая? Недопустимо ношение шорт как мужчинам, так и женщинам.

Нельзя сжигать (кремировать) тела усопших, т.к. это даже не грех, а само служение сатане. Худо будет всему роду.

Недопустимо нахождение идолов и собак в доме. Уходит благодать и оскверняются иконы. Человек не допускается до причастия. После собак дом нужно освятить. Жабы с монетами – мамона (грех суеверия и сребролюбия). Велико кормить голубей за усопших и за живых. Даже можно помочь самоубийцам! Пелагея предупреждала, что читать 15 Кафизму нельзя ((Пс. 105, 106, 107, особенно 108). Принесёт великие беды. При чтении Псалтири 15 Кафизма заменяется на 20 Кафизму (т.е. 20 Кафизма читается 2 раза). Наивысшая по усопшим 20 Кафизма.
Поля запрещала смотреть телевизор, говоря, что это чудовище оказывает страшное воздействие на человека, губит народ. Телевизор – икона антихриста. Через телевизор он является в каждый дом.
Что нужно произносить когда крестишься

Последний абзац прочитать не представляется возможным. Надеемся, что самые важные сведения находятся в начале памятки.
Подробнее о встрече и иноком Спасо-Преображенского монастыря г.Мурома.

Источник

Таинство Крещения: текст службы

Что нужно произносить когда крестишься

Входит священник и облачается в священническую одежду белую, и нарукавницы: и вжигаемым всем свещам, взем кадильницу, отходит к купели, и кадит окрест, и отдав кадильницу, покланяется.

Таже глаголет диакон: Благослови, Владыко.

Священник же возгласно: Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: Аминь.

Диакон же абие глаголет ектению: Миром Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

О Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе имярек, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите [или архиепископе, или епископе] имярек, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

О еже освятитися воде сей, силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.

О еже низпослатися ей благодати избавления, благословению Иорданову, Господу помолимся.

О еже приити на воду сию чистительному пресущественныя Троицы действу, Господу помолимся.

О еже просветитися нам просвещением разума и благочестия, наитием Святаго Духа, Господу помолимся.

О еже показатися ей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых врагов, Господу помолимся.

О еже достойну быти нетленнаго Царствия в ней крещаемому, [или крещаемей] Господу помолимся.

О еже ныне приходящем [или приходящей] ко святому Просвещению, и о спасении его [или ея], Господу помолимся.

О еже показатися ему сыну [или ей дщери] света, и наследнику [или наследнице] вечных благ, Господу помолимся.

О еже быти ему сраслену и причастнику [или сраслене и причастнице] смерти и воскресения Христа Бога нашего, Господу помолимся.

О еже сохранити ему [или ей] одежду Крещения, и обручение Духа нескверно и непорочно, в день страшный Христа Бога нашего, Господу помолимся.

О еже быти ему [или ей] воде сей банею пакибытия, оставлению грехов и одежди нетления, Господу помолимся.

О еже услышати Господу Богу глас моления нашего, Господу помолимся.

О еже избавитися ему же [или ей же] и нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Лик: Тебе, Господи.

И диакону глаголющу сия, священник глаголет в себе молитву сию, тайно:

Благоутробный и милостивый Боже, истязуяй сердца и утробы, и тайная человеческая ведый един, не бо есть вещь неявленна пред Тобою, но вся нага и обнаженна пред очима Твоима: ведый яже о мне, да не омерзиши мя, ниже лица Твоего отвратиши от мене, но презри моя прегрешения в час сей, презираяй человеков грехи в покаяние, и омый мою скверну телесную и скверну душевную, и всего мя освяти всесовершенною силою Твоею невидимою и десницею духовною, да не свободу иным возвещаяй, и сию подаваяй верою совершенною, Твоего неизреченнаго человеколюбия сам, яко раб греха, неискусен буду. Ни, Владыко, едине благий и человеколюбивый, да не возвращуся смирен, но низпосли мне силу с высоты, и укрепи мя к службе предлежащаго Твоего таинства, великаго и пренебеснаго: и вообрази Христа Твоего в хотящем [или в хотящей] паки родитися, моим окаянством: и назидай его на основании Апостол и пророк Твоих, и да не низложиши, но насади его насаждение истины, во святей Твоей соборней и апостольстей Церкви, и да не восторгнеши: яко да преуспевающу ему во благочестии, славится и тем всесвятое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Подобает ведати, яко не возглашает, но аминь в себе глаголет.

Таже глаголет молитву сию велегласно:

Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих. [Трижды.]

Ты бо, хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир: Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо, яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, Архангельстии лицы Тебе кланяются, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог Сый неописанный, безначальный же и неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим. Вся тварь воспевает Тя явльшагося: Ты бо Бог наш, на земли явился еси, и с человеки пожил еси. Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.

Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. [Трижды]

И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово, сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполнену. Да бежат от нея наветующии созданию Твоему: яко имя Твое, Господи, призвах, дивное и славное, и страшное сопротивным.

И знаменает воду трижды, погружая персты в воде, и дунув на ню, глаголет:

Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы. [Трижды]

Молимся Тебе, Господи, да отступят от нас вся воздушная и неявленная привидения: и да не утаится в воде сей демон темный: ниже да снидет с крещающимся [или со крещающеюся] дух лукавый, помрачение помыслов, и мятеж мысли наводяй: но Ты, Владыко всех, покажи воду сию, воду избавления, воду освящения, очищение плоти и духа, ослабу уз, оставление прегрешений, просвещение душ, баню пакибытия, обновление духа, сыноположения дарование, одеяние нетления, источник жизни. Ты бо рекл еси, Господи: измыйтеся, и чисти будете, отымите лукавства от душ ваших. Ты даровал еси нам свыше паки рождение водою и Духом. Явися, Господи, на воде сей, и даждь претворитися в ней крещаемому во еже отложити убо ветхаго человека, тлеемаго по похотем прелести, облещися же в новаго, обновляемаго по образу создавшаго его: да быв сраслен подобию смерти Твоея крещением, общник и воскресения будет: и сохранив дар Святаго Твоего Духа и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания, и сопричтется перворожденным написанным на Небеси, в Тебе Бозе и Господе нашем Иисусе Христе.

Яко Тебе подобает слава, держава, честь и поклонение вкупе со безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: Аминь.

Священник: Мир всем.

Лик: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Лик: Тебе, Господи.

И вдунет трижды в сосуд елея, и знаменает трижды сей, сиесть елей держимый от диакона, и рекшу ему:

Священник же глаголет молитву:

Владыко Господи Боже отец наших, сущим в ковчезе Ноеве голубицу пославый, сучец масличный имущую во устех, примирения знамение, спасения же от потопа и благодати таинство оными предобразивый, и масличный плод, во исполнение святых Твоих таин подавый: тем и бывших в законе Духа Святаго исполнивый, и сущих в благодати совершаяй: Сам благослови и сей елей, силою и действом, и наитием Святаго Твоего Духа, якоже быти тому помазанию нетления, оружию правды, обновлению души и тела, всякаго диавольскаго действа отгнанию, во изменение всех зол, помазующимся верою, или вкушающим от него в славу Твою и единороднаго Твоего Сына, и Пресвятаго, и Благаго, и Животворящаго Твоего Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: Аминь.

Диакон: Вонмем.

Священник, поя Аллилуиа трижды с людьми, творит кресты три елеем в воде.

Таже возглашает: Благословен Бог, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: Аминь.

И приносится крещаемый. Священник же вземлет от елея двема персты, и творит креста образ на челе и персех, и на междорамии, глаголя:

Помазуется раб Божий [или раба Божия] имярек, елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

И назнаменует его перси, и междорамия.

На персех убо глаголя: Во исцеление души и тела.

На ушесех же: В слышание веры.

На руках: Руце Твои сотвористе мя и создасте мя.

На ногах: Во еже ходити ему [или ей] по стопам заповедей твоих.

И егда помажется все тело, крещает его священник, права его держа, и зряща на восток, глаголя:

Крещается раб Божий [или раба Божия] имярек, во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь.

На коемждо приглашении низводя его и возводя. По крещении же умывает священник руце, поя с людьми:

Псалом 3:

Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси. Блажен муж, eмуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех eго лесть. Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день. Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя, возвратихся на страсть, егда унзе ми терн. Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего. За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся. Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя. Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе. Многи раны грешному, уповающаго же на Господа милость обыдет. Веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии, и хвалитеся вси правии сердцем.

Сей же псалом глаголется весь, трижды.

И облачая его во одеяния, глаголет:

Облачается раб Божий, [или раба Божия] имярек, в ризу правды, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

И поется тропарь, во глас 8:

Ризу мне подаждь светлу, / одеяйся светом, яко ризою, / многомилостиве Христе Боже наш.

ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТАГО МИРОПОМАЗАНИЯ

И по еже облещи его молится священник, глаголя молитву сию:

Благословен еси Господи Боже Вседержителю, источниче благих, солнце правды, возсиявый сущим во тьме свет спасения, явлением единороднаго Твоего Сына и Бога нашего: и даровавый нам недостойным блаженное очищение во святей воде, и божественное освящение в животворящем помазании: иже и ныне благоволивый паки родити раба Твоего новопросвещеннаго [или рабу Твою новопросвещенную] водою и Духом, и вольных и невольных грехов оставление тому даровавый. Сам Владыко, Всецарю благоутробне, даруй тому и печать дара святаго и всесильнаго, и покланяемаго Твоего Духа, и причащение святаго Тела и честныя Крове Христа Твоего. Сохрани его в Твоем освящении, утверди в православной вере, избави от лукаваго, и всех начинаний его: и спасительным Твоим страхом в чистоте и правде душу его соблюди, да во всяком деле и слове благоугождаяй Тебе, сын и наследник будет Небеснаго Твоего Царствия.

Возгласно: Яко Ты еси Бог наш, Бог еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: Аминь.

И по молитве помазует крестившагося святым миром, творя креста образ:

На челе, и очесех, и ноздрех, и устех, и обоих ушесех, и персех, и руках, и ногах,

и глаголя: Печать дара Духа Святаго. Аминь.

Таже творит священник с восприемником и младенцем круга образ.

И поем: Елицы во Христа крестистеся, / во Христа облекостеся, аллилуиа. [Трижды.]

Диакон: Вонмем.

Таже прокимен, глас 3:

Господь просвещение мое и Спаситель мой, / кого убоюся? Стих: Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?

Посем диакон: Премудрость.

И чтец: К Римляном послания святаго Апостола Павла чтение.

И паки диакон: Вонмем.

Апостол к Римляном [зачало 9, Рим 6:3-11]:

Иерей: Мир ти.

И чтец: И духови твоему.

Диакон: Премудрость, вонмем.

Чтец: Аллилуиа.

Посем диакон: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелиа.

Иерей: Мир всем.

Людие: И духови твоему.

Иерей: От Матфеа святаго Евангелиа чтение.

Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Диакон: Вонмем.

Евангелие от Матфеа, зачало 6, [Мф. 28: 6-20]:

Во время оно, единиинадесять ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус: И видевше Его, поклонишася Ему: ови же усумнешася. И приступль Иисус рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам. И се, Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века, аминь.

Таже ектения:

Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Лик: Господи, помилуй, трижды.

Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе имярек, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите [или архиепископе, или епископе] имярек [егоже есть область], и о всей во Христе братии нашей.

Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении и оставлении грехов раба Божия имярек, восприемника.

Еще молимся о новопросвещенном рабе Божии [или о новопросвещенной рабе Божией] имярек. О еже сохранену быти ему в вере чистаго исповедания, во всяком благочестии же и исполнении заповедей Христовых, во вся дни живота его.

Священник: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: Аминь.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Лик: Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.

И священник творит отпуст.

ИЗМОВЕНИЕ ВО ОСМЫЙ ДЕНЬ

И во осмый день паки приносят его в церковь, во еже омыти. И разрешает ему священник пелены и пояс, глаголя молитвы сия:

Диакон: Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Иерей: Избавление грехов святым Крещением рабу Твоему [или рабе Твоей] даровавый и жизнь паки рождения ему подавый: Сам Владыко Господи, просвещение лица Твоего в сердце его озаряти выну благоволи, щит веры его не наветован от врагов соблюди: нетления одежду, еюже одеяся, нескверну в нем и неблазнену сохрани, нерушиму в нем духовную печать благодатию Твоею соблюдая, милостив емуже и нам бывая, по множеству щедрот Твоих.

Яко благословися и прославися, пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: Аминь.

Молитва вторая.

Диакон: Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Иерей: Владыко Господи Боже наш, купелию небесное осияние крещаемым подаваяй, паки родивый раба Твоего новопросвещеннаго [или рабу Твою новопросвещенную] водою и Духом, и вольных и невольных грехов оставление тому даровавый, возложи на него руку Твою державную и сохрани его в силе Твоея благости, некрадомо обручение сохрани и сподоби его в жизнь вечную и в Твое благоугождение.

Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Лик: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Лик: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Лик: Тебе Господи.

Иерей: Одеявыйся [или одеявшаяся] в Тя, Христа и Бога нашего, Тебе подклони с нами свою главу, егоже сохрани непобедима подвижника пребыти на всуе вражду носящих на него и на ны, Твоим же нетленным венцем даже до конца победители вся покажи.

Яко Твое есть, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: Аминь.

И разрешает пояс отрочате, и пелены, и соединив края их, омочает водою чистою я, и кропит отроча, глаголя:

Оправдался еси [или оправдалася еси]. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

И взем губу новую напоенную водою, отирает лице его с главою, и перси, и прочая, глаголя:

Крестился еси [или крестилася еси]. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси. Омылся еси: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

Молитва на пострижение власов.

Диакон: Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Иерей: Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшия чувств водрузивый, незапинающия друг другу: власы же главу покрыл еси, во еже не вреждатися преложеньми воздушными, и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изряднохудожника. Сам Владыко сосудом избрания Твоего Павлом Апостолом заповедавый нам, вся в славу Твою творити пришедшаго раба Твоего [или пришедшия рабы Твоея] имярек, начаток сотворити стрищи власы главы своея, благослови вкупе с его восприемником: и даждь им всем поучатися в законе Твоем, и благоугодная Тебе деяти.

Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Лик: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Лик: Тебе Господи.

Священник же глаголет молитву сию:

Господи Боже наш, от исполнения купельнаго Твоею благостию освятивый в Тя верующия, благослови настоящаго младенца, и на главу его благословение Твое да снидет. И якоже благословил еси пророком Самуилом Давида царя, благослови и главу раба Твоего [или рабы Твоея] имярек, рукою мене грешнаго, приходя ему Духом Твоим Святым: яко да преспеваяй возрастом и сединами старости, славу Тебе возслет, и увидит благая Иерусалимова вся дни живота своего.

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: Аминь.

И постригает его крестовидно, глаголя:

Постригается раб Божий [или раба Божия] имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Лик: Аминь.

Таже ектения, в нейже поминает по Святейшем Патриархе восприемника с новопросвещенным.

Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Лик: Господи, помилуй, трижды.

Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе имярек, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите [или архиепископе, или епископе] имярек [егоже есть область], и о всей во Христе братии нашей.

Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии и о спасении раба Божия имярек, восприемника и новопросвещеннаго [или о новопросвещенныя] имярек.

Священник: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: Аминь.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Лик: Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *