Сюжет романа что делать
Н. Чернышевский «Что делать?» — очень кратко
Автор | Год написания | Жанр произведения | Главные герои | О чём? |
Чернышевский Николай | 1862 | роман | Вера Павловна Розальская – хозяйка мастерской. Дмитрий Лопухов – студент, будущий медик, фиктивный ее муж. Александр Кирсанов – настоящий муж Веры | Любовный треугольник, общество будущего описываются в кратком содержании романа Чернышевского для читательского дневника |
Сюжет
В петербургской гостинице обнаружена записка с общением о предстоящем событии на мосту. В ней содержится просьба: никого не обвинять. Через какое-то время в реке нашли фуражку человека, застрелившегося в указанном месте.
В мастерскую Веры Павловны приносят письмо. Она узнает, что его автор не будет мешать счастью дорогих ему людей. Вошедший мужчина хочет ее успокоить. Но Вера говорит, что на нем кровь.
Когда-то Лопухов спас ее от нежелательного брака. Мать Верочки хотела выдать без ее согласия за богатого человека. Фиктивное замужество комфортно для Розальской. Она открывает швейную мастерскую. Женщины работают, получая прибыль. Это общество будущего.
Вера Павловна взаимно влюблена в друга семьи Кирсанова. Лопухов разыграл самоубийство и уехал в Америку. Девушка успокоилась, узнав об этом. Они с Кирсановым женятся. Дмитрий женится, берет другую фамилию, возвращается в страну.
Вывод (моё мнение)
Через отношения героев автор показывает не только человеческие характеры, но общество будущего. История Рахметова – аскета-революционера заставляет читателей поверить в это.
Краткое содержание романа «Что делать?»
Данное произведение было издано в 1906 году. Автор потратил на его написание всего несколько месяцев. Это было то время, когда он находился в заточении в одной из одиночных камер Петропавловской крепости. Краткое содержание романа Чернышевского «Что делать?» по главам раскроет не только любовную линию ведущих персонажей, но и затронет другие не менее важные темы. Экономические, социальные и философские идеи того времени.
I. Дурак
Полицейский, связав факты воедино, понял, что постоялец и есть тот самый мужчина, застрелившийся вечером вчерашнего дня на мосту. Тело не было найдено, но на месте предполагаемого суицида была найдена простреленная фуражка. Прислуга гостиницы опознала ее. Именно эта фуражка была на голове их заезжего гражданина.
II. Первое следствие дурацкого дела
III. Предисловие
Глава первая. Жизнь Веры Павловны в родительском доме
В 12 лет Веру отдали в пансион. Дополнительно она брала уроки игры по фортепьяно. Девочка умела хорошо шить. В 14 она уже обшивала всю семью. Мать постоянно обзывала ее цыганкой за смуглый цвет кожи. Ее одежда была больше похожа на лохмотья, но когда Верочке исполнилось 16, мать изменила свое отношение к ней. Перестала обзывать и стала наряжать пуще прежнего.
Причины таких перемен были очевидны. Марья Алексеевна желала поскорее выдать дочь замуж и прилагала к этому все усилия. Надежды матери оправдались, когда на Веру обратил внимание сын хозяев дома, Сторешников. Женщина не пожалела денег, купив билеты в оперу, в ту же самую ложу, где был хозяйский сынок с друзьями. Вера, почувствовав себя неловко в их обществе, сослалась на головную боль и покинула театр.
Михаил Иванович после оперы продолжил вечер в модном ресторане, где встретил старую знакомую, француженку Жюли. Он говорит всем, что расстался с бывшей девушкой Адель и сейчас он с Верой.
Утром в дом Веры с визитом заявился Сторешников собственной персоной. Чтобы мать не поняла о чем между ними идет разговор, девушка начала общаться с гостем по-французски. Она сказала, что ей известно о том, кем он выставил ее перед друзьями. Ей это было неприятно. Она просит Михаила впредь не попадаться ей на глаза.
Жюли под предлогом поиска учительницы фортепьяно для своей племянницы приехала в дом Розальских. Она признается Вере, что Михаил заключил на нее пари. Сама Вера ей понравилась. Она советует простить Сторешникова и выйти за него замуж. Этот брак мог поправить материальное положение их семьи, да и мать бы успокоилась и перестала донимать разговорами о замужестве.
Вере Михаил совсем не нравился, и замуж она за него не собиралась, но ему удалось уговорить девушку хорошо подумать, прежде чем давать категоричный отказ.
Глава вторая. Первая любовь и законный брак
Первый раз ему удалось познакомиться с Верой поближе на ее дне рождения, куда его пригласила ее мать. Во время танца девушка разоткровенничалась с ним, пожаловавшись на грядущую свадьбу.
Лопухов пытается помочь Вере с работой, но безуспешно. Он бросает учебу на последнем курсе и начинает зарабатывать на жизнь частной практикой и переводом учебников. Ему пришлось пойти на это ради Веры, чтобы забрать ее из родительского дома к себе на съемное жилье.
Вере часто снились сны. Ее первый сон был странным. Ей приснилось, что ее выпустили из темного подвала, где она находилась в заточении. Оказавшись посреди поля, Вера видит красивую незнакомку, представившуюся любовью к людям. Дальше во сне Вера шла по городу и выпускала на свободу запертых в подвале девушек.
Работу Вера так и не могла найти. Ей все отказывали, опасаясь идти против воли ее родителей. Они с Дмитрием решили пожениться, но жить будут на Вериных условиях. Сидеть на шее мужа она не собиралась. Ей нужны собственные средства, чтобы обеспечить себя. Спать они будут в разных комнатах и относиться друг к другу как друзья, не более.
Глава третья. Замужество и вторая любовь
Второй сон был про поле, усеянное колосьями и про грязь, реальную и фантастическую. Объяснение этому было. Из реальной грязи вырастает будущий урожай, из нереальной ничего не будет. У нее нет развития.
Дело Веры было успешным. За три года она неплохо развернулась. В коллективе работало уже не три девушки, а семь. Каждая их них получала свой процент от дохода. Девчонки сдружились между собой и проводили время вместе не только на работе, но и вне ее. Выбирались на природу, устраивали пикники, вели задушевные разговоры.
Однажды Дмитрий серьезно заболел, подхватив воспаление легких. Вера и Кирсанов дежурили у его кровати по очереди. Александр Матвеевич много времени проводил с Верой наедине. Незаметно для себя, юноша понял, что влюбился в жену друга. Испугавшись нового для себя чувства, Кирсанов начал под любым предлогом отказываться от визита к ним в дом. Вере тоже нравился Кирсанов.
Третий сон был про дневник Веры, написанный ее рукой. В нем говорилось, что ее чувства к мужу не более чем благодарность за его заботу и доброту. Вера поняла, что не любит мужа. Дмитрий начал догадываться, что между женой и Кирсановым что-то происходит. Он понял, что лишний в этом любовном треугольнике. Лопухов инсценирует самоубийство на Литейном мосту. О его планах знал только один человек, Рахметов, экземпляр редкой породы. Он и принес Вере записку от Дмитрия, где тот сообщал, что покидает сцену.
Глава четвертая. Второе замужество
Дмитрию пришлось уехать в Рязань. Он не мог больше оставаться с Верой под одной крышей, видя, как она тяготится его обществом. Она чувствовала себя обязанной по отношению к нему, любовью здесь и не пахло. Он уступал свое место Кирсанову, будучи абсолютно уверен в том, что это будет самой лучшей развязкой для всех.
Второе замужество Веры можно назвать счастливым. Они с Кирсановым много времени проводили вместе, читая и обсуждая прочитанное, спорили, искали и находили компромиссы. Александр почти все время проводил на работе. Вера все чаще стала задумываться, а почему бы ей не попробовать соответствовать мужу и не стать женщиной-медиком. Супруг одобрил ее решение и всячески помогал постигать первые азы в медицине.
Новый сон Веры был ярок и красочен. Цветущее поле, пение птиц, сказочный дворец. Три женщины из разных эпох, царицы и богини. Астарта, рабыня своего мужа. Она не вправе распоряжаться собственной жизнью и судьбой. Прекрасная Афродита, служившая мужчинам источником наслаждения. Третья царица «Непорочность», грустная и скорбящая. Вера понимает, что следующей царицей станет она. В ее эпоху будет царить равноправие. В подтверждение этому она видит картину будущего своей страны, где все счастливы и беззаботны.
Катерина Васильевна Полозова пишет письмо Полине, где сообщает, что очарована знакомством с Верой, хозяйкой двух швейных мастерских и ее замечательным мужем.
Глава пятая. Новые лица и развязка
Катя была благодарна Александру Кирсанову. В свое время он помог ей ценным советом, и она смогла сделать правильный выбор. Ее жених оказался совсем не тем человеком, за которого она его принимала.
Обстоятельства вынудили Василия Полозова продать завод. Выгодное приобретение сделал американец по имени Чарльз Бьюмонт. В общении с иностранцем проблем не возникло. Мужчина прекрасно говорил по-русски. Он признался, что его детство и юность прошли в России. Отсюда великолепное знание русского языка.
Его роман с Катей стремительно начался после того, как он был приглашен к ним на ужин в дом. В разговоре девушка пожаловалась, что не может найти занятие по душе и тогда Чарльз посоветовал ей завести знакомство с Верой Кирсановой. Вскоре он делает ей предложение.
Во время визита Катерины с Чарльзом в дом Кирсановых, вскрылась тайна ее жениха. Александр сразу узнал в нем своего друга Лопухова. Все были несказанно рады воскрешению Дмитрия.
Две семьи решают жить вместе. Они принимают гостей, проводят совместно досуг. Швейное производство расширилось. У Веры впереди сдача экзамен на медика. Все ее мечты сбылись. Пройдет несколько лет. Они все так же живут вместе, наслаждаясь тихим, семейным счастьем и обществом друг друга.
Николай Чернышевский — Что делать:
Краткое содержание
Из рассказов о новых людях
Летней ночью 1856 года на мосту раздался выстрел. Тела самоубийцы не нашли, только его простреленную фуражку. В одной из гостиниц обнаружили его предсмертную записку. Им оказался Дмитрий Сергеевич Лопухов, молодой медик и муж Веры Павловны Розальской. Ей он отправил письмо, в котором обещал не мешать счастью Веры и своего друга, тоже медика, Александра Матвеича Кирсанова. Потрясенная его смертью Вера хочет круто изменить жизнь: уехать, забыть Кирсанова, самой зарабатывать на жизнь учительницей или гувернанткой.
Автор романа невысокого мнения о читающей публике. Всем подавай любовную интригу – он так и сделал. Но пишет он совсем для других людей: «добрых и сильных, честных», которым книга будет полезна.
Глава 1
Вера, красавица-смуглянка, выросла в семье управляющего Павла Константиновича Розальского и Марьи Алексеевны. С 13 лет она недурно шила, а с 16 лет давала уроки музыки. Ее отец управлял домом Сторешниковых, изредка давал деньги под залог, и собрал небольшой капитал. Его жена, «неученая и нечестная», проворачивала куда более сомнительные сделки, но и капитал ее был больше. Всю жизнь она боялась бедности, и требует, чтобы дочка влюбила в себя богатого хозяйского сына, офицера Михаила Сторешникова.
Сам Сторешников врет друзьям и «уличной женщине», француженке Жюли, что Верочка его любовница. Жюли не верит ему, ей жаль и Веру, и свою исковерканную жизнь.
Для Веры Сторешников лгун и подлец, она гонит его. Жюли становится ее подругой. Она предвидит, что отвергнутый Сторешников захочет жениться на Верочке. Но девушка хочет «быть независима и жить по-своему».
Глава 2
Федору, младшему брату Верочки, находят учителя Лопухова, студента-медика, гордого и смелого. Он хорошо зарабатывает уроками, мечтает после учебы не о приеме богатых пациентов, а о занятиях наукой. Таков и его друг Кирсанов.
Лопухов убеждается, что Верочка милая и смышленая девушка, с душой, не охотница до денег Сторешникова. Они дружат, беседуют о жизни, женской доле в обществе, об уничтожении бедности. Лопухов за разумный эгоизм: в делах должна быть польза, выгода для личностного и профессионального роста. Лопухов ищет Вере место гувернантки, чтобы она могла уйти от матери и «жениха» Сторешникова.
Первый сон Верочки
Видит Верочка, что она разбита параличом и сидит в подвале. И некая девушка по имени «Любовь к людям» исцеляет ее и выпускает на волю в поле. Незнакомка – «невеста» Лопухова, и у нее много имен. Вокруг радуются жизни другие узники подвалов.
Но днем Верочка узнает, что работы с проживанием для нее нет. Никто не хочет связываться с ее рассерженной матерью. Влюбленный Лопухов предлагает Верочке стать его женой. Она рада. Но уроки она не бросит, будет сама зарабатывать на жизнь.
Лопухов размышляет, какой будет их жизнь. О науке, учебе придется забыть, деньги нужней. Пару тайком рискнул обвенчать священник Алексей Мерцалов, хороший знакомый Лопухова. Грозную Марью Алексеевну Лопухов успокоил тем, что ему не нужно за Верочкой приданого. Автор видит в Марье Алексеевне корыстную, но безвредную женщину, которая делает все, как умеет, для благополучия семьи.
Глава 3
Вера Павловна, выйдя «из подвала», власти матери, организует швейную мастерскую на дому, нанимает швей. С первыми заказами ей помогает Жюли. Вера Павловна радуется новой жизни среди «чистых людей»: Кирсанова, Мерцалова с женой Натальей.
Второй сон Веры Павловны
Ей снится беседа мужа с Мерцаловым. Оба рассуждают о «реальной» и «фантастической» грязи: только из первой вырастает пшеница. Так и с людьми: богатство и безделье их портят. Без труда нет движения, нет жизни. Во сне она видит свою мать слабой, безвольной, себя в нищете и с каким-то повесой. Выходит, в действиях матери наяву есть своя правда, польза для всех. Опять появляется девушка-«Любовь к людям», объясняет, что «злые» разные. Когда-нибудь все они оценят и полюбят добро.
Доход швейной мастерской Веры Павловны за 3 года заметно увеличился. Швеи любят деловую и справедливую хозяйку. Прибыль делится поровну, без обид. Вопросы жилья, питания, помощи заболевшим, свадеб – все решается сообща. Во время работы мастерицы слушают лекции.
Кирсанов, тайно влюбленный в Веру Павловну, старается реже бывать у Лопуховых. Болезнь друга невольно сближает его с Верой. Кирсанов, как и Лопухов, «новый тип людей»: дельный, предприимчивый, надежный. Таких людей все больше, они будущее здорового общества.
Среди швей есть чахоточная Крюкова. Когда-то Кирсанов любил ее. Они расстались, чтобы не усугублять ее болезнь. Теперь она, уже умирающая, отвлекает его от безответного чувства к Вере.
Третий сон Веры Павловны
Вере снится, будто некая Гостья заставляет ее читать дневник. Оказывается, в нем Вера писала о том, что благодарна Лопухову за спасение «из подвала», уважает его, но не любит!
Вера в ужасе от такого сна. Лопухов постепенно понимает, что причина ее сна в Кирсанове. Она невольно сравнила с ним мужа. Лопухов чувствует, что в ней рождается чувство к Кирсанову. Он настаивает, чтобы друг бывал у них чаще, чтобы удостовериться, что эти двое всем сердцем любят друг друга. Потом он надолго едет по каким-то «заводским делам». И «стреляется» на мосту.
После трагической новости о Лопухове Веру Павловну поддержал друг семьи Рахметов. Это был человек, сделавший себя сам. С независимым умом, целеустремленный. Из породы «особенных» людей, «двигателей двигателей». Сам талантливый студент, он не чуждался черной работы, снабжал деньгами бедных, но одаренных студентов, много ездил по миру. Его прозвали Никитушкой Ломовым (бурлак-богатырь). Однажды он влюбился, но не стал связывать себя узами брака, и ушел от той женщины. Для него общее благо важнее личного.
У Рахметова еще одно письмо ото Лопухова. Кажется, из него Вера Павловна понимает, что Лопухов «сошел со сцены» ради ее счастья. Честнее расстаться, чем врать или враждовать. Автор агитирует читателей заниматься саморазвитием. Убеждает, что уровень Веры Павловны, Лопухова и Кирсанова легко достижим.
Глава 4
Труд, наслаждение и отдых – основа жизни всякого сознательного человека. Отдых – остаться наедине с самим собой, отдаться внутренней жизни. Лопухов не видел пользы в жертве жены, сохраняющей развалившийся брак. Более того, подыгрывать ей ему стало скучно. Он дал ей и себе свободу. Все это Вера Павловна узнала из письма неизвестного студента, знакомого Лопухова. Тот же человек написал Кирсанову, что Лопухов был бы рад счастью Кирсанова и Веры Павловны. Они так подходят друг другу.
Бегство Веры Павловны куда глаза глядят отменяется. Она венчается с Кирсановым, организует еще одну швейную мастерскую, открывает магазин. Вместе они рассуждают о том, что женский организм крепче, выносливее мужского. Слабость женщин в эмоциях и в привычке считать себя слабыми. Чтобы быть на равных, Вера Павловна берется изучать медицину. Оба помогают друг другу расти личностно и в профессии.
Четвертый сон Веры Павловны
Сон о том, как менялась роль женщины в истории, о приближении ее к равноправию. Сперва среди цветущей природы она видит царицу Астарту. Она рабыня мужчины. Потом является город, но царица Афродита в нем – лишь объект поклонения красоте, любви. В ней не видели человека. В Средневековье рыцарь поклонялся Прекрасной даме, царице «Непорочности», пока она не становилась его женой, «подданной», подчиненной.
В эпоху Просвещения явилась новая царица «Равноправность». В ней было все хорошее от прежних цариц, а еще – внутренняя свобода, жажда равенства. Вера Павловна узнает в лице этой богини себя. Потом ей показывают «Новую Россию», где свободные и счастливые мужчины и женщины трудятся для общей пользы в «раю на земле».
К Вере Павловне с просьбой помочь с открытием швейной мастерской обращается Катерина Полозова. Она восхищена порядками и разумной экономией в мастерских Веры Павловны.
Главы 5-6
После свадьбы Бьюмонты поселяются в одном большом доме с Кирсановыми. У Полозовой своя швейная мастерская. Вера Павловна готовится к экзамену на медика. Так они и живут: весело и дружно, работая и отдыхая. Круг «новых людей» вокруг них ширится.
Читательский дневник по роману «Что делать?» Чернышевского
Сюжет
Юная Вера Розальская, дочка управляющего Павла Константиныча, рвется из-под власти расчетливой матери Марьи Алексеевны, которая толкает ее к браку с богатым, но легкомысленным офицером Михаилом Сторешниковым. Вере снится сон, как она выходит из «подвала» на свободу. Наяву ее спасителем и мужем стал студент-медик Лопухов, которого наняли в семью учителем. Это «новый человек», материалист, здоровый эгоист, который живет трудом, наслаждением и отдыхом. Он бросает учебу ради заработка. Вера Павловна независима, тоже работает, открывает швейную мастерскую. В семью вхожи друзья: медик Кирсанов, венчавший их священник Мерцалов.
Во втором сне Вера узнает, что колосья, как и люди, растут из «грязи» реальной жизни, дел, движения. В третьем сне Вера признается самой себе, что уважает, но не любит Лопухова. Ей ближе Кирсанов. Сам Кирсанов давно безнадежно влюблен в нее. Лопухов инсценирует самоубийство на мосту, чтобы освободить всех. Через Рахметова, «особенного человека», чье время занято учебой и работой на пользу всех, Вера узнает, что Лопухов был бы рад ее счастью с Кирсановым. Она венчается с Кирсановым, открывает еще одну мастерскую и магазин, учится на медика, чтобы стать равной мужу. Он видит в ней не только женщину, но и личность.
В своем четвертом сне она видит, как на смену богиням Астарте, Афродите, Непорочности приходит царица Равноправность. Она видит себя, новый тип женщины, в этой царице. Через несколько лет выясняется, что Лопухов жив. Под именем торгового агента Бьюмонта он приезжает в Россию, женится на Катерине Полозовой, дочке миллионера. Полозова с помощью Веры Павловны организует собственную мастерскую. Семьи знакомятся, живут рядом, собирают вокруг себя все больше новых, полезных обществу, людей.
Отзыв
Роман о «новых людях», изменивший взгляды общества на жизнь, труд, любовь и выбор в браке, дружбу, роль женщин. Человек должен расти как личность, профессионал, приносить пользу как себе, так и обществу. Автор объясняет, что надо делать: любить добро, свою страну и народ, всю жизнь учиться и трудиться, ценить науку, жить с радостью в кругу единомышленников, искать свое призвание, уважать права женщин, строить семью на осознанном выборе. Автор предвидит, что новых людей станет еще больше, и тогда наступит рай на земле. Сны Веры Павловны – ступеньки к «Новой России», от «подвала», рабства, пустоты к свободному труду, торжеству разума и счастью. Рахметов – образ «особенного человека», для которого общее важнее личного. Он символ «нового человека» будущего.
Краткое содержание романа «Что делать?» по главам (Н.Г. Чернышевский)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.07.2019 · Обновлено 14.08.2020
Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», написанный в 1863 году, стал общественно-литературным явлением. Его обсуждали, перепечатывали, ему подражали, его осуждали. Внешне сюжет романа напоминает любовный треугольник героев (основные события касаются троих молодых людей), однако главным для Чернышевского было выразить новые взгляды на экономические, политические, социальные отношения людей. Как социал-демократ и революционер, он по-своему видит будущее России. В своём произведении он предлагает читателям ответ на вопрос: «Что делать?», а Многомудрый Литрекон — краткий пересказ книги по главам, каждая из которых представлена в сокращении.
Предисловие: Происшествие на Литейном мосту
Утром 11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц прислуга находит странную записку:
«Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».
Полицейский связывает это послание со словами очевидцев, которые слышали ночью выстрел на Литейном мосту. Позже там находят и простреленную фуражку пропавшего из гостиницы господина.
В этот же день в 12 часов дня, сидя за шитьём в доме на Каменном мосту, Вера Павловна получила письмо. В нём автор послания пишет, что не намерен больше «смущать ее спокойствие», просит ни о чем не жалеть и признается, что «любит обоих». Это письмо производит на Веру Павловну сильное впечатление. Вошедший к ней молодой человек не может её успокоить. Она признается ему, что чувствует вину за случившееся: «Ты не виноват — я одна…»
Далее автор рассуждает об «эффектных сценах», с которых романисты любят начинать свои произведения. Именно такой приём употребил он в начале своего романа.
Глава 1: Жизнь Веры Павловны в родительском семействе
Автор начинает повествование о предшествующих трагическому исходу событиях. Он рассказывает историю жизни Веры Павловны. Росла она в доме на Гороховой в семье управляющего дома Павла Константиновича Розальского и его жены – Марьи Алексевны. Также у Веры был брат – девятилетний Федя.
Детство девочки было насыщенным. С 12 лет она посещала пансион, умела играть на фортепиано, хорошо шила и вскоре начала шить одежду для всей семьи. Вера привыкла думать, что она не красавица. У девушки была смуглая кожа, она чем-то походила на цыганку. Когда девушке исполнилось 16, она сама начала давать уроки.
Марья Алексевна, злая и корыстная женщина, называла дочку «чучелой» из-за смуглого цвета лица и одевала в лохмотья, экономя на всем, лишь бы выбиться в люди и скопить капитал. Но Верочка выросла, и мать вдруг стала её наряжать, покупать дорогие билеты в театр, надеясь найти ей богатого жениха. Вскоре девушкой заинтересовался Михаил Сторешников, сын хозяйки дома. Он стал часто заходить к Розальским, особенно уделял внимание Верочке. Марья Алексевна мечтает о таком союзе, поэтому просит дочь быть с хозяйским сыном ласковой.
Однажды Марья Алексеевна даже купила для дочери дорогие билеты в оперу, туда же, где был сын хозяйки с друзьями. Но встреча не задалась. Молодые люди что-то обсуждали на французском, Вера чувствовала себя не в своей тарелке и ушла раньше, соврав, что у нее болит голова.
Михаил Иваныч Сторешников – видный офицер. Ужиная с другими кавалерами после случая в театре, он начинает разговор с мадмуазель Жюли (содержанкой). Михаил говорит всем, что Вера — его любовница. Жюли высоко оценивает девушку, но сомневается в ее связи с офицером.
На следующий день Сторешников пришел к Розальским. Вера начинает говорить с молодым человеком по-французски, потому что ее мать не понимает этого языка. Девушка рассказывает, что знает о том, что вчера Михаил решил представить ее своим приятелям в качестве любовницы. Девушка недовольна и просит Сторешникова больше не появляться в ее доме.
Но Сторешников не послушал девушку. Позже он приехал к Вере с Жюли под предлогом того, что его приятельнице нужна учительница фортепиано для племянницы. Жюли решила поговорить с Марьей Алексеевной, она рассказала, что Михаил заключал на Веру пари. И все же он богат, поэтому Жюли советует Вере выйти замуж за Сторешникова. Развращенный светской жизнью и материальным достатком, он хочет соблазнить её, но убеждается в ее неприступности и делает предложение. Вера понимает истинные намерения Сторешникова, поэтому ведёт себя с ним холодно и отказывает. Он же просит отсрочку и начинает усиленно ухаживать за героиней.
Родители в недоумении от поведения Веры, поэтому в родительском доме ей с каждым днём становится всё тяжелее находиться. Героиня не хочет «продавать себя» барскому сыну, но в то же время ей не переубедить мать. На чувства и состояние Веры ей наплевать. Честь семьи ей тоже не важна: и апатичный муж, и дети должны были, по ее замыслу, угождать вышестоящим, чтобы приобрести привилегии и перспективы. Из этого двойственного положения Верочке помогло выйти новое действующее лицо.
Глава 2. Первая любовь и законный брак
Федя, брат Веры, скоро должен был поступить в гимназию. Для подготовки сына к учёбе, родители наняли студента-медика — Дмитрия Сергеевича Лопухова. Он с 15 лет давал уроки, не жил на казенном содержании, поэтому не голодал. После окончания университета, он должен был стать ординатором в военном госпитале, но пока Лопухов учился и снимал квартиру со своим другом Кирсановым.
После знакомства на вечере в честь дня рождения Верочки и бесед о музыке, книгах и философии, Лопухов и Вера понимают, что у них много общего. Однако традиционной «искры любви» между ними не было. Молодой человек обещает помочь ей вырваться из унизительного положения. Вера удивляется, как за один вечер они стали так близки.
Лопухов сдерживает обещание, но найти выход оказывается не просто. В гувернантки Верочку брать не хотят, из-за того, что она бежит из родительского дома. В конце концов, Лопухов решает оставить учёбу, пойти на работу, заняться частными уроками и жениться на Вере, но формально: он не хочет пользоваться своим положением спасителя, чтобы завладеть ее сердцем.
Героине снится сон, в котором она находится в сыром подвале, разбитая параличом. Её спасает красивая девушка, которая просит называть себя «любовью к людям». Затем во сне Верочка освобождает из подвалов других девушек, оказавшихся в такой же ситуации.
Вскоре Лопухов и Верочка тайно венчаются, а через три дня девушка сбегает из дома и едет в найденную для них Лопуховым квартиру.
Через некоторое время Лопухов приходит к матери жены и напрямик говорит с ней о положении дочери: не требуя приданого, он хочет оградить себя от преследований со стороны закона. Мать долго торгуется (ей обидно упустить выгодный брак), но потом сдается.
Глава 3. Замужество и вторая любовь
Молодые люди жили хорошо. Вера Павловна даёт уроки и ведёт хозяйство, Лопухов работает. Но хозяева квартиры удивляются их отношениям. Лопуховы ведут себя не как супруги, а скорее как брат и сестра: живут в разных комнатах, не появляются друг перед другом раздетые, не входят без стука. Молодые люди не видят ничего странного в этом, считая, что только так удастся сохранить нормальные отношения.
Вера Павловна решает открыть швейную мастерскую. Но предприятие она организовывает необычно: все работницы равны и получают одинаковую долю с прибыли, как и сама Вера Павловна. Иногда работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник. С клиентами проблем тоже не возникло: найти их помогает Жюли, содержанка из высшего общества. Мастерская быстро расширяется, приносит хорошую прибыль.
Вере Павловне снится второй сон. В нём она видит поле и грязь. Её муж объясняет во сне, что есть «чистая грязь», из которой может вырасти колос, и «гнилая грязь», которая не дает всходов. Затем во сне появляется её мать. Она рассказывает Вере историю своей жизни, объясняет причины своего поведения: она вырывалась с низов и познала нужду, поэтому делала все, чтобы вывести семью из бедности. При этом Марья Алексевна объясняет Вере, что всё это ради семьи и, если бы она не была такой злой, дочь не была бы такой доброй.
Однажды Лопухов заболел воспалением лёгких. Он просит помощи у своего давнего друга Кирсанова, который к тому моменту был уже известным медиком. Кирсанов и Вера Павловна по очереди дежурят у кровати больного, и вскоре Дмитрий Сергеевич идёт на поправку. Автор замечает, что оба друга честные, трудолюбивые люди, которые «грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу». Объединяло их и ещё одно – оба любили Веру Павловну. Кирсанов, первое время часто бывавший у молодоженов, вскоре понял, что влюблен. Но он не собирался разрушать семью, поэтому крайне редко бывал у них. Теперь ему вновь пришлось посещать Лопуховых из-за болезни друга. Кирсанов понимал, что «ступает на опасную для себя дорогу», ведь до этого ему сложно было побороть свои чувства. Он надеялся вновь постепенно отдалиться от Лопуховых. К тому моменту, оба супруга осознали – что-то в их жизни изменилось.
Вере Павловне сниться сон, в котором она читает собственный дневник. В нём написано, что Вера испытывает к своему мужу скорее благодарность, а по-настоящему любит Кирсанова. Героиня понимает, что до этого не осознавала потребности в тихом, нежном чувстве, которого нет у мужа, но есть у Кирсанова.
Вера Павловна чувствует, что сон был правдивым. Она действительно любит Кирсанова. Вскоре это видит и Лопухов, ведь жена написала ему записку с извинениями. Дмитрий Сергеевич решает не мешать двум влюблённым, поэтому сначала он уезжает к родственникам в Рязань, а потом, 11 июля «поутру произошло недоумение в гостинице у станции московской железной дороги».
В тот день к Вере Павловне заходит знакомый Лопухова и Кирсанова – Рахметов. Этот герой — «особенный человек». Он родился в богатой дворянской семье, не зная лишений и материальных проблем. Но встреча с Кирсановым перевернула сознание молодого Рахметова. Тот познакомил его с трудами социалистов-утопистов, и юноша загорелся их идеями. Рахметов продаёт имение, раздает деньги способным, бедным студентам, а сам живёт в спартанских условиях. С юных лет он закаляет свою волю и тело, неустанно занимаясь умственными и физическими упражнениями, приучая себя переносить страдания. Так, однажды он спал на гвоздях, не обращая внимания на кровь и боль. Стремясь быть ближе к народу, он пешком прошел всю Россию, был дровосеком, каменотёсом, бурлаком. Его даже прозвали Никитушкой Ломовым в честь известного богатыря-бурлака. Автор считает, что благодаря таким людям, как Рахметов, «расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы». Это «соль земли».
Рахметов передаёт Вере Павловне записку от Лопухова, в которой тот просит её во всём слушаться этого человека. Рахметов объясняет Вере Павловне различия характеров её с мужем. Такой союз не мог бы, по словам Рахметова, существовать долго. Веру Павловну успокаивают его слова, она вполне согласна с ними.
Через несколько недель Вера Павловна в Новгороде венчается с Кирсановым.
Глава 4. Второе замужество
Вера Павловна получает из Берлина письмо от человека, представившимся близким другом Лопухова. В письме тот передает слова самого Дмитрия Сергеевича о том, что супруги — очень разные люди, и расставание было лучшим выходом из ситуации. Вера Павловна отвечает на письмо, анализирует свои отношения с Лопуховым и соглашается со словами Дмитрия Сергеевича.
Семья Кирсановых устраивает свой быт таким же образом, как и семья Лопуховых. В их доме есть нейтральные и не нейтральные комнаты, в которые разрешено входить только после стука. И Кирсанов, и Вера Павловна много работают, но при этом успевают и отдыхать. Они отмечают, что со временем их чувства становятся только сильнее. Благодаря Кирсанову Вера Павловна начинает интересоваться медициной. Иногда она даже ездит помогать ему в госпиталь, что для женщины 19 века было нетипично и смело.
Вскоре ей опять снится сон. Она видит покрытое цветами поле и дворец. Далее перед ней предстают картины из прошлого. Вера видит трёх богинь: Астарту, которая была рабыней мужа, Афродиту, бывшую источником восхваления и объектом желания, но не признанную равной мужчинам, и Непорочность, прекрасную даму рыцарских времён, которую любили только до свадьбы. Вдруг Вера видит себя в образе прекрасной богини. Она понимает, сейчас настало время таких женщин, как она: равных мужчинам. Затем перед ней мелькают картины будущего России, где люди живут счастливо и трудятся.
Вскоре Вера Павловна открывает новую швейную мастерскую и магазин на Невском проспекте. Вместе со своей единомышленницей и помощницей Натальей Мерцаловой, они мечтают о множестве швейных мастерских в будущем. После этого прошло ещё несколько лет без особых происшествий.
Глава 5. Новые лица и развязка
Катерина Васильевна Полозова была дочерью отставного ротмистра и предпринимателя, который успел сколотит изрядное состояние. Мать девушки умерла, а отец в однажды поссорился не с тем человеком и в 60 лет почти потерял свое состояние. Денег в семье стало намного меньше, но Полозовы не бедствовали.
Екатерина Васильевна Полозова многим обязана Александру Кирсанову. Он лечил девушку от нервной болезни и помог разрешить её конфликт с отцом. Полозова была влюблена в светского ловеласа Соловцева, но отец запретил ей встречаться с ним. Кирсанов открыл глаза героине на Соловцева и убедил отца давать ей больше свободы, не прибегая к жестким методам. Екатерина и Соловцев теперь помолвлены, но после общения с женихом девушка осознала, что он — не тот человек, и они расстались.
Однажды Василий Полозов решил продать свой завод. Покупателем стал Чарльз Бьюмонт – агент лондонской фирмы в Петербурге, сам он был американцем.
Бьюмонт был приглашен на обед к Полозовым, там он познакомился с Катей. Между ними завязался разговор, в котором Катерина сказала, что хочет найти себе какое-то дело, которое будет приносить пользу. Тогда Чарльз посоветовал ей узнать поближе Веру Кирсанову и попросил рассказать, как у той идут дела.
Бьюмонт стал частым гостем в доме Полозовых и очень сблизился с Катей. Между ними возникла любовь, и вскоре Чарльз сделал девушке предложение.
Тем временем в семье Кирсановых всё остается по-прежнему. Теперь у них часто собираются молодые люди, в том числе и Екатерина Васильевна Бьюмонт (урожденная Полозова). Она вышла замуж за агента английской фирмы предпринимателя Чарльза Бьюмонта. Супруги счастливы, но отношения их нельзя назвать страстными и эмоциональными. Однажды на вечере выясняется, что Бьюмонт — Дмитрий Сергеевич Лопухов. Оказывается, что он инсценировал своё самоубийство, чтобы не мешать Вере и Кирсанову. После этого он уехал в Америку, где прожил несколько лет и стал успешным предпринимателем. Оба семейства были рады встрече, чувствуя духовную близость, и в тот же день решили искать квартиры рядом. Вскоре они действительно поселяются в одном доме, принимают гостей, выезжают на пикники. Екатерина Васильевна открывает свою швейную мастерскую, а Вера Павловна открывает уже третью и собирается сдавать экзамены на медика.
Глава 6: Перемена декораций
Действие начинается с того, что читатель видит даму в ярких одеждах, она кричит «В Пассаж!». Раньше она держала траур, но сейчас есть повод только для радости. На этом повествование заканчивается.