Сююмбике что это такое
Башня Сююмбике
Башня Сююмбике
Башня Сююмбике – сторожевая башня и одновременно самое неординарное сооружение Казанского кремля, вызывающее особенный интерес из-за своего оригинального ступенчатого силуэта и заметного наклона конструкции. Не последнюю роль в популярности Сююмбике играет и эффект разительного контраста. На фоне белоснежных кремлевских построек «падающая» башня из красного кирпича выглядит необычно и несколько чужеродно, словно в результате неведомой ошибки фантастическая машина времени переместила древнюю постройку в наш суетный XXI век. Сегодня бывшая часть мощной оборонительной системы носит гордый титул исторического символа города и является охраняемым памятником архитектуры.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Башня Сююмбике
История строительства башни Сююмбике: XVI или XVIII век?
В 1701 году в Москве разбушевался пожар, последствия которого затронули и башню Сююмбике. В огне сгинул практически весь архив Приказа Казанского дворца, в котором хранились документы, описывающие процесс постройки кремлевской сторожевой вышки. Именно из-за этого несчастного случая современные исследователи до сих пор не в состоянии определить точную дату постройки башни Сююмбике. Например, известный в свое время краевед Н. П. Загоскин утверждал, что сооружение возводилось во времена Казанского ханства, по приказу правителя Мухаммеда-Амина. Юные годы прогрессивный правитель провел в Москве, где свел дружбу с русским царем, чтобы обезопасить себя от покушений других казанских престолонаследников. Историки считают, что именно в этот период будущий хан стал свидетелем строительства Боровицкой башни в Московском Кремле.
Башня на гравюре Э. Турнерелли начала XIX в.
Предполагается, что после восхождения на казанский трон Мухаммед-Амин пожелал обзавестись улучшенной копией московской стрельницы, а для реализации своего грандиозного плана пригласил ко двору престарелого итальянского зодчего А. Фиораванти. Главным аргументом, говорящим в пользу выдвинутой гипотезы, являются кирпичи, из которых сложен архитектурный памятник. Их размеры полностью соответствуют стандарту, введенному итальянским гением (до этого на Руси использовалась иная форма кирпичей). Впрочем, современные историки сочли приведенный факт неубедительным, поскольку на рисунках, изображающих Казанский кремль в эпоху ханского правления, башня Сююмбике не фигурирует.
После многолетних археологических раскопок в стенах Сююмбике, исследователи пришли к выводу, что сооружение возводилось не ранее конца XVII века. На это недвусмысленно намекает архитектура башни в стиле так называемого «московского барокко». Кроме того, верхняя часть постройки отчетливо копирует шатры башен Волоколамского монастыря и Беклемишевской башни в Московском Кремле.
Происхождение названия
Первое упоминание о башне Сююмбике появилось в 1832 году. Поэтичное название промелькнуло в одном из литературных очерков казанского журнала «Заволжский муравей». Сююмбике – правительница Казанского ханства, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Едигея. До сих пор сооружение именовалось просто башней «со шпицом», «комендантской» и даже «татарской» башней. Жители Казани переиначили название на свой лад, окрестив строение Хан-Мэчете (с татарского – Ханская мечеть).
Архитектура башни Сююмбике
Башня Сююмбике расположена на территории Казанского кремля, но при этом удалена от крепостных стен. Объясняется такое местоположение просто: изначально сооружение служило дозорной вышкой.
Ворота башни Сююмбике
В стенах Сююмбике оборудован широкий проезд, через который в крепость могли проезжать телеги горожан и военные повозки. Держит постройку двухметровый фундамент, укрепленный на дубовых сваях. Сама башня состоит из 7 ярусов. Первые три имеют форму правильных кубов различной площади. По периметру каждого яруса оборудованы специальные галереи (гульбища). Еще одна архитектурная особенность башни Сююмбике – коринфские колонны, располагающиеся на уровне первого яруса, и так называемые лопатки (валики), украшающие ярусные грани.
Следующие два «этажа» башни представляют собой кирпичные восьмигранники или восьмерики, на которых располагаются шатер и дозорная вышка. Венчает конструкцию изящный шпиль с золоченым шаром, на котором закреплен полумесяц – символ исламской религии. Изначально навершием Сююмбике служил двуглавый орел, однако в 1918 году, по просьбе мусульманской части населения Казани, царскую эмблему убрали, заменив ее религиозным знаком. Сегодня высота самой узнаваемой башни Казанского кремля составляет 58 метров.
В XIX столетии по городу поползли странные слухи о том, что в металлическом шаре на шпиле Сююмбике спрятаны древние татарские рукописи. Подтвердить или опровергнуть местные байки можно было только одним способом – обследованием внутреннего пространства сферы, что и было проделано. Никаких исторических документов внутри найдено не было, зато на поверхности шара обнаружились дыры, послужившие основой для новых слухов. Якобы ценные манускрипты просто провалились сквозь отверстия и были подобраны кем-то из жителей Казани.
В начале XX века обнаружилось, что шпиль башни Сююмбике существенно отклонился от ее основания. Кроме того, кирпичная кладка в нижней части сооружения начала разъезжаться, угрожая полностью завалить проезд. Чтобы уберечь неофициальный символ города, пришлось «сжать» его на уровне первого яруса металлическим обручем. Железное кольцо ухудшило внешний вид старинного здания, но на некоторое время остановило его разрушение. Несколько десятилетий назад обруч лопнул, но так и не был демонтирован.
Легенды башни Сююмбике: ода вечной любви и царица-самоубийца
Выдающиеся архитектурные характеристики – это, безусловно, замечательно, но совершенно неинтересно для среднестатистического туриста, поэтому самый беспроигрышный способ привлечь внимание к памятнику древности – приписать ему какую-нибудь увлекательную историю, желательно с трагическим финалом. Что до башни Сююмбике, то сооружение является идеальным примером того, насколько органично мифы могут вплетаться в реальные исторические факты, рождая на свет такие обожаемые путешественниками легенды.
Своим названием сооружение обязано дочери ногайского бия Юсуфа, правительнице Казанского ханства, Сююмбике. Собственно, это единственный достоверный факт, который и лег в основу мифов, связанных со строительством башни. Например, одна из таких историй утверждает, что постройка стала своеобразным памятником первому супругу татарской наследницы, Сафа-Гирею. Безутешная вдова таким образом выражала свою любовь к безвременно почившему мужу. Что интересно, на самом деле этот брак был неудачным и в действительности Сююмбике своего суженого терпеть не могла.
Вторая история связана с именем знаменитого царя-тирана Ивана Грозного. Якобы после взятия Казани русский самодержец прельстился красотой местной правительницы и даже вознамерился взять ее в жены. Сююмбике такая перспектива не понравилась, и она решила отсрочить женитьбу, предложив сначала Ивану Грозному построить для нее башню. Темпераментный царь выполнил просьбу, и уже через неделю под окнами прекрасной татарки красовалась сторожевая вышка. Вот только удовлетворить свою страсть самодержцу так и не удалось: гордая пленница забралась на верхний ярус башни и спрыгнула вниз. Кстати, эту красивую легенду принято рассказывать посетителям башни, не обращая внимания на то, что на самом деле никакого суицида и в помине не было. После взятия Казани Сююимбике была выдана замуж (в третий раз) и спокойно встретила старость в г. Касимове, где потом и была похоронена. А вот строительство башни, как показали современные исследования, и впрямь велось в большой спешке, что в дальнейшем сыграло главную роль в ее «падении». Несмотря на укрепленный впоследствии фундамент и попытки зафиксировать конструкцию в устойчивом положении, дальнейшего крена сооружения избежать так и не удалось.
Башня Сююмбике: экскурсия по внутренним помещениям
Главный вход в башню Сююмбике перекрывают ажурные кованые ворота «День и Ночь». Черное кружево металлической решетки украшают золотые изображения месяца и солнца, над которыми в виде импровизированного нимба расположились 12 знаков зодиака.
В нижнем ярусе постройки прячется небольшой проход, идущий во внутренние помещения башни. Видавшая виды каменная лестница ведет посетителей в верхние «этажи» Сююмбике. Сегодня на втором и третьем ярусах располагаются небольшие отдельные залы, хотя изначально никаких перегородок, разделяющих башню на этажи не было.
В главном зале третьего яруса находится деревянная лестница, соединяющая помещение с террасой первого восьмерика (четвертый ярус башни). Если во время прогулки подойти к лестнице с внутренней стороны, то можно увидеть многочисленные «автографы», оставленные на деревянных ступенях посетителями башни Сююмбике. Самые старые из них помечены еще началом XX века, но есть и более современные варианты.
Пятый и шестой ярусы Сююмбике представляют собой все те же восьмиугольные комнаты с окошками, а вот на 7-м притаилось самое крошечное помещение (буквально 3 шага в длину). Впрочем, попасть сюда, как и в остальные залы башни, обычному туристу не удастся. Обычно все, что предлагает стандартная экскурсия к башне Сююмбике, – это прогулка по территории кремля и осмотр архитектурных особенностей сооружения.
Башня Сююмбике в Казани
Интересные факты
Как добраться
Есть три оптимальных способа добраться до башни Сююмбике – одной из главных архитектурных достопримечательностей Казани. Например, можно сесть на метро и сойти на станции «Кремлевская». Те, кто не хочет лишать себя удовольствия полюбоваться видами столицы Татарстана, могут выбрать троллейбус (7-й маршрут) и доехать на нем до остановки «Центральный стадион». Тот же путь можно проделать на автобусе (маршруты №1, 15, 35, 47, 75).
Башня Сююмбике в Казани: подлинная история казанской царицы
Падающая башня – символ мужества, мудрости и трагической любви первой и единственной женщины — правителя Татарского ханства.
Когда была возведена башня?
Башня Сююмбике – древний символ Казани. Все туристические группы, посещающие Казанский Кремль, обязательно проходят мимо этой необычной башни. Построенная, как сторожевая башня, она давно обросла легендами и преданиями. Экскурсоводы рассказывают, что историки до сих пор не определились, когда была построена башня. Большинство утверждают, что она была возведена в середине 17 века, но есть и другие мнения.
Учёные установили, что при Петре Первом она уже была построена – это значит, что верхняя граница возраста башни – 1717 год. Также известно, что учёный-путешественник Адам Олеарий (Германия) посещал Казань в 1623 году и башни еще не было. Поэтому историки настаивают, что легендарная башня была построена именно в этот временной отрезок.
Архитектура башни
Семиярусная башня несколько раз перестраивалась, меняла свой внешний облик. Сегодня она представляет собой компиляцию русской и татарской архитектуры. Фундамент 58-метровой башни – дубовые сваи, которые на протяжении веков уходили в землю. Все семь ярусов отличаются друг от друга: три из них квадратные, пять – восьмиугольные. В нижних ярусах расположены смотровые окна – «гульбища». Верхние ярусы построены в виде восьмиугольников. И это не случайно. При таком строении ветер на высоте меньше влияет на устойчивость здания. Венчает башню конусообразный купол и дозорная башня.
Раньше башню венчали «яблоко» и шпиль. Среди жителей Казани ходила легенда, что «яблоко» золотое, а внутри хранятся древние татарские манускрипты. Эта легенда была настолько популярна, что в начале 19 века власти города приняли решение – снять «яблоко» и проверить его содержимое. Так были развенчаны две первые легенды. Яблоко оказалось латунным и пустым.
Почему башня наклонилась?
Башня Сююмбике относится к «падающим» башням – так называют строения, которые отклонены от своей основной оси. Самой известной падающей башней является Пизанская. Но она не одна! В мире насчитывается более полусотни подобных строений. Среди самых популярных: церковь в Восточной Фрисландии (Германия), Часовая башня британского парламента (Англия), башня в Невьянске (Россия), пагода в Сучжоу (Китай) и другие.
Почему наклонилась башня Сююмбике? Обследование историков и строителей показало, что она построена на месте старой деревянной дозорной башни и фундамент глубоко ушел в землю. Башня наклонена именно в ту сторону, где деревянный фундамент ушел глубже. У падающей башни Сююмбике отклонение от основной оси достигает двух метров. Сейчас фундамент укреплен и падение башни остановлено, хотя наклон остался и является своеобразной туристической «фишкой» этой башни.
Легенда
Всем гостям Казани обязательно рассказывают красивую легенду. Пленившись красотой казанской царицы Иван Грозный предложил ей стать супругой и объединить Русское царство и Татарское ханство. Сююмбике гордо отказалась, чем оскорбила царя, и он пошел войной на Казань. В результате предательства столица Казанского ханства пала, а ханша попала в плен. Она согласилась стать женой Ивана Грозного, но поставила свои условия – поставить в Казани красивую башню всего за неделю.
По приказу русского царя мастера принялись за работу. Каждый день они возводили по одному ярусу. Ровно за неделю работа была окончена. Принимая башню царица Сююк поднялась на самый верх, посмотрела на любимый город, на Волгу, простилась с родными и бросилась вниз головой, чтобы не доставаться нелюбимому. Но это только легенда. На самом деле во времена Ивана Грозного и Сююмбике эта башня еще не была построена. А как всё было на самом деле?
Дважды вдова
Сююк – так звали царицу раньше – была правнучкой основателя Ногинского ханства Едыгея и дочерью хана Юсуфа. Девочка выросла в ногайских степях. Привыкла жить в единении с природой, среди воинов и пастухов. Её совсем не прельщала жизнь в городе, и Сююк была расстроена, узнав о решении отца выдать её замуж за казанского хана Джан-Али.
Когда Сююк стала женой – ей было всего 12 лет. Супруг Джан-Али был значительно старше, но достаточно молод для правителя. Женой он пренебрегал, любил охоту и войны. Брак у них не сложился, детей не было. И это удивительно – Сююк расцветала с каждым годом, становилась всё милее и краше. Летописцы сравнивали красоту Сююк с солнцем, писали, «что луна стыдливо скрывается за тучами, когда на балкон выходит Сююк».
Во время дворцового переворота молодой хан был убит, и на трон взошел крымский царевич Сафа-Гирей. Он сделал Сююк своей пятой женой. Молодая девушка пленила его своей красотой, обаянием и умом. Вскоре на старших жён он и не смотрел. В его сердце жила только Сююк. Наконец-то красавице повезло: она чувствовала себя любимой, её уважали, к ней прислушивались… А когда Сююк родила сына Утямыша, он был назвал наследником престола. Но счастье длилось недолго. Любимый муж умер.
Одни историки говорят, кто он поскользнулся в бане и сильно ударился головой. Другие утверждают, что Сафа-Гирей был убит в бою. А Карамзин утверждал, что хан «пьяный убился во дворце». Сююк горевала по любимому, велела построить в его честь мечеть. Поскольку наследник был совсем мал, она стала регентом и управляла от его имени Татарским ханством. Управляла мудро и дальновидно.
Первая и единственная
Сююк была первой и единственной женщиной-правителем Татарского ханства. Она мудро управляла государством и поэтому её начали называть Сююмбике – «Сююк – любимая госпожа». Именно под этим именем она вошла в историю. Чем Сююк заслужила такое имя? Во-первых, она освободила крестьян и мелких ремесленников от налогов. Во-вторых, передала личную библиотеку медресе при мечети Кул-Шариф.
Пользоваться книгами было разрешено не только преподавателям, но и всем студентам медресе. В-третьих, она выделяла большие средства на содержание мечети, где был похоронен её любимый муж Сафа-Гирей. Сююк вела мудрую внешнюю политику, справедливо разделяла власть между визирями, и Татарское ханство стало процветать. Но это благодатное время продлилось недолго. Иван Грозный объявил войну.
Третье замужество
С пленением Сююк началась самая трагическая страница в её жизни. По решению Ивана Грозного сына Сююк – Утямыша забрали для воспитания при царском дворе в Москве, крестили и дали новое имя — Александр. А Сююк выдали третий раз замуж. Никто не спрашивал её мнения: хочет или нет быть женой московского ставленника Шах Али. За своим новым мужем Сююк была вынуждена последовать в Касимов (Рязанская область), где он правил. О последующей жизни Сююк известно немного. Её муж Шах Али был жестоким человеком.
Современники оставили о нём самые негативные воспоминания. Отец Сююк несколько раз писал письма Ивану Грозному с просьбой вмешаться в дела супругов: «Муж издевается над Сююк и замучил её до смерти». Сююк ушла из жизни, когда ей исполнилось сорок лет. Где находится её могила достоверно не известно. Несколько лет назад во время раскопок мавзолея Шах Али в Касимове нашли безымянный камень. Учёные предполагают, что это и есть могила знаменитой царицы.
Сююмбике в Москве и Касимове: исторические факты и легенды о казанской царице
Последняя царица Казанского ханства. Часть 2: низложение и ссылка
«Реальное время» продолжает рассказывать о самом известном персонаже татарской истории – царице Сююмбике, 500-летие которой отмечается в эти дни. Историк и колумнист нашего издания Булат Рахимзянов подготовил вторую колонку о перипетиях ее судьбы и околодворцовых интригах, связанных с ней. Исследователь также разбирает некоторые легенды, связанные с именем Сююмбике.
Сююн-бике и казанская знать
Ногайская родня Сююмбике (Сююн-бике), тщательно взвесив шансы на победу обеих враждующих групп в Казани, видимо, учтя настроение некоторых казанцев, утверждавших: «нам дей без Москвы нельзя быти», и видя, что перспектива воцарения Шах-Али на казанском престоле становилась все более реальной, приняла энергичные меры к тому, чтобы Сююн-бике осталась у власти. Глава Ногайской Орды бий Юсуф предложил выдать Сююн-бике замуж за Шах-Али.
Сююн-бике предстояло решить, на кого надежнее положиться — на ставленника Москвы Шах-Али или на крымских выходцев — опору покойного Сафа-Гирея. Она имела все основания не доверять казанцам. Надежно ли будет царствование Шах-Али, третье по счету? Но, с другой стороны, крымская группировка выставляла своих претендентов на казанский престол — старших сыновей Сафа-Гирея, живших в Крыму. Сююн-бике, видимо, нашла компромиссный вариант. Она приблизила к себе главу крымцев в Казани — улана (знатный вельможа, чингисид) Кучака, дала ему все полномочия временного правителя и нашла опору в ханской гвардии, которая провозгласила казанским ханом Утямыш-Гирея.
По данным «Казанской истории», молодая вдова вступила в отношения с крымским выходцем уланом Кучаком. Сложно сказать, что реально связывало Кучака и Сююн-бике. Судя по всему, вдвоем они проводили политику лавирования, но с креном в крымскую сторону. Почувствовав, что казанцы их предадут, Кучак со своим окружением спешно бежал («жены и дети пометав»). На Каме их ждали московские заставы. Крымцев перебили, а Кучак и несколько уланов и беков (князей) попали в плен, впоследствии «за их жестокосердие казнены» в Москве (всего – 46 человек). С этого момента судьба Сююн-бике оказалась предрешена.
Миниатюра Лицевого летописного свода XVI века: «И царь приехал в Москву, и государь царя Шигалея пожаловал великим жалованием, и Шигалей просил у государя многие села в Мещере, и все ему дал государь». Фото wikipedia.org
После бегства Кучака Сююн-бике не оставалось ничего иного, как пойти на соглашение с Москвой путем брака с Шах-Али. Правительство Сююн-бике обязалось признать Шах-Али «царем на Казани», чтобы он взял ее «честно женой себе, не гордяся собою, с любовию, не яко горкую пленницу, но яко царицу любимую и прекрасну». Эта речь была «люба… царице и всем вельможам и всему народу казанскому».
Если судить по источниковым фактам, после падения Кучака казанская элита приняла решение выслать Сююн-бике с сыном от хана Сафа-Гирея Утямышем в Свияжск (Московское государство). 11 августа 1551 года на Казанском устье князь Петр Серебряный встречал плененную царицу. Вечером того же дня они уже находились в Свияжске. Утямыш-Гирея сопровождали два сына улана Кучака. 5 сентября 1551 года все они прибыли в Москву. Казанский период жизни Сююн-бике закончился московским пленом.
Итак, правила Сююн-бике в Казани недолго – всего два года. Политические ветры сменились, и верх стала одерживать «московская» партия. Кучак пытался бежать, но был пойман. Царицу с малолетним сыном арестовали, отправив в «почетный плен» в Москву.
В дальнейшем народная молва интерпретировала эти события по-своему. После взятия Казани русскими войсками Сююн-бике, чтобы не сдаваться захватчикам, якобы бросилась с башни, которая сегодня носит ее имя. На самом деле, как мы видели, ее увезли в Москву еще в 1551 году, за год до падения столицы Казанского ханства.
После взятия Казани русскими войсками Сююн-бике, чтобы не сдаваться захватчикам, якобы бросилась с башни, которая сегодня носит ее имя
В Московском государстве
В начале 1552 года русские дипломаты сообщили в Ногайскую Орду, что «за отца его грубость» они вывезли Утямыша из Казани; при этом Сююн-бике «к нам же приехала». По словам русских дипломатов, Шах-Али не захотел держать ее у себя. Иван Грозный пожаловал ее «платьем и ествою». Также московские власти «…ей же кормить дали» ее сына Утямыш-Гирея. Особо подчеркивалось, что из-за «грубости» Сафа-Гирея им «в таком нашем жалованье не пригоже было быти».
Все эти объяснения были нацелены в первую очередь на бия ногаев Юсуфа и его сыновей: с мая 1552 года все усилия ногайской дипломатии сконцентрировались в стремлении вернуть Сююн-бике и Утямыш-Гирея в Ногайскую Орду. Возможно, Юсуф желал использовать дочь как козырь в борьбе за Казань. Также не исключено, что ему как отцу просто было жаль ее, ставшую заложницей политических интриг и изменчивых обстоятельств. Иван Грозный понимал, какой вред Москве может принести Сююн-бике, если ее отпустить к ногайской родне. Москве необходимо было удержать ее в поле зрения московского правительства.
Для этого удобной формой отказа послужило замужество Сююн-бике и Шах-Али. Согласно летописной реконструкции, Сююн-бике выдали за Шах-Али в мае 1552 года.
Дата смерти Сююн-бике – один из наиболее сложных и, по-видимому, окончательно неразрешимых вопросов. Вероятно, она умерла не ранее 1554 года. В Касимове, в мавзолее Шаха-Али обнаружен неизвестный надгробный камень. Возможно, под ним и захоронена казанская царица.
Каково было положение Сююн-бике в Казани и в Касимове, где она провела последние годы? После смерти хана Сафа-Гирея Сююн-бике опиралась в Казани на крымского выходца улана Кучака. Его вынужденное бегство (по политическим причинам) разрушило ее влияние. Казанская знать поспешила выдать неудобную фигуру московским властям – ее вывезли в Московское государство. Казанская политическая элита стремилась как можно быстрее избавиться от нее и ее сына, так как они ассоциировались с Крымом (несмотря на ее ногайское происхождение – сказалась связь с Кучаком) – основным противником Москвы на внешнеполитической сцене в это время. Московские власти расценивали ее как плененного врага по той же причине.
В Касимове, в мавзолее Шаха-Али обнаружен неизвестный надгробный камень. Возможно, под ним и захоронена казанская царица
К очевое окружение ханов, которые всегда после 1518 года были пришлыми, и местная казанская знать воспринимали друг друга как чужаков; отношения между ними были всегда напряженными. Это неудивительно – основой конфликта между пришлым окружением царственной особы – потомка Чингис-хана – и давно оседло живущей в Казани знати являлась не только (и не столько) разница в образе жизни и привычках, сколько их цели, сильно отличавшиеся друг от друга. Если для местной элиты это было сохранение того, что она уже имела, за собой и в дальнейшем — стабильность, то для пришедшего с ханом окружения важно было скорейшее обогащение за счет «земли», что не могло не приводить к разному видению одних и тех же ситуаций.
Этот конфликт сыграл роль и в скорейшей выдаче Сююн-бике элитой Казани московским властям. Москва встретила пленницу великодушно, но настороженно. Сложно сказать, где она в это время находилась, — в Москве или в Касимове. Последнее предположение наиболее вероятно.
Сююн-бике, чтобы спасти жителей, согласилась выйти замуж при условии, если русский царь за семь дней построит в Казани высокую башню. Башня на литографии А. Дюрана середины XIX в.
Легенды о царице
О Сююн-бике сложено немало легенд. Приведу только две из них. Якобы однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю. Тогда Иван Грозный решил применить силу — пошел на Казань с огромным войском и осадил город. Сююн-бике, чтобы спасти жителей, согласилась выйти замуж при условии, если русский царь за семь дней построит в Казани высокую башню. Условия царицы были приняты, и строительство началось. К исходу седьмого дня башня была готова. Тогда Сююн-бике поднялась на самый верхний ярус башни и бросилась вниз головой. Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.
Роль в политике. Место в исторической памяти народа
Сююн-бике сыграла в истории позднезолотоордынского мира XVI века заметную роль. Для Казани она стала символом борьбы за независимость, несмотря на то, что ее степные симпатии шли вразрез с интересами казанской знати. Ее власть в 1549 – 1551 годы в значительной мере покоилась на саблях кочевников. Бегство улана Кучака и его окружения и изоляция Казани от Ногайской Орды низвергли ее царствование. Жизнь Сююн-бике в Касимове, вероятно, была не очень счастливой – брак с Шах-Али, скорее всего, был заключен без учета ее мнения. Однако это было место, где она нашла свое последнее пристанище.
Надпись на текие хана Шах-Али
На примере как личной, так и политической судьбы Сююн-бике можно сделать некоторые выводы о периоде, в котором она жила и правила, о тенденциях, которые определяли жизненные векторы элиты средневекового татарского мира. В первой половине XVI века для государств-наследников Золотой Орды, русских княжеств, а также для сложившейся на их основе Московской Руси была характерна сложная система взаимосвязей, в которой доминирующей чертой их отношений была взаимозависимость. По сути, все государства, образовавшиеся в результате распада Улуса Джучи, жили как некий единый организм, только формально разделенный некоторыми границами. Сбои в каком-либо «органе» этого организма чувственно отзывались в других его местах. Поэтому важно было иметь какую-либо объединяющую нить, которая бы соединяла все воедино. Такой нитью часто выступали династические союзы.
Браки на дочерях ногайских мирз имели действенное внешнеполитическое влияние и являлись стабилизирующим фактором на пространстве Золотой Орды и после ее распада. Женщины, символизировавшие «землю», были той нитью, которая связывала людей и государства воедино. Сююн-бике связала собою как Ногайскую Орду, откуда она была родом, так и родные ей Казанское и Касимовское ханства, а также и Московскую Русь, с которой у нее, скорее всего, были связаны не самые лучшие воспоминания.
Большую часть жизни царица провела в Казани и Касимове, которые, несомненно, стали ей родными местами. И это неудивительно. Эти два государства имели много общих черт, как, впрочем, и много того, что их различало.
Личная жизнь этой женщины в «свернутом» виде содержит в себе историю всего татарского средневекового мира, которая была далеко не однозначной. В ней были и интриги, и желание удержать власть любой ценой, и разнообразные коалиции как друг с другом, так и с иноверцами, и любовь, и ненависть, и предательство, и плен, и жизнь вдали от родины. Судьба казанской, а позже касимовской царицы явилась ярким отражением всего вышеперечисленного. Нам трудно судить, была ли эта судьба счастливой. Скорее, она являлась примером служения своему народу. Сююн-бике пожертвовала личным счастьем ради счастья других. Этот личностный путь, как и другие, имеет право на существование. Подтверждением этого факта служат как многочисленные легенды о казанской царице, до сих пор витающие в умах татарского народа, так и архитектурная башня в Казани, названная по имени казанской царицы.
Справка
Рахимзянов Булат Раимович — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.