Сравните такие социальные общности как страта и сословие

Социа́льные кла́ссы (общественные классы) — социальные общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.

Страта социальная (от лат. stratum — слой, пласт) — элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным).

КАСТА (caste) — форма социальной стратификации, включенная в иерархически выстроенную систему; замкнутая, эндогамная страта, членство в которой является предписанным, контакты с другими стратами ограничены, а мобильность теоретически исключена.

Сословие — социальные страты, составляющие особую историческую систему социальной стратификации — сословную, сложившуюся в Европе и России. Для нее, как и для кастовой системы, характерны аскриптйвное (приписанное) членство и ограниченная социальная мобильность. В отличие от касты, сословная система, также закрепляющая общественное разделение труда, поддерживалась не религиозными, а законодательными средствами. Специальными законами определялось место каждого С. в иерархической системе, его права и обязанности, регулировалась допускаемая мобильность между С. Сословная система, сложившаяся в период феодализма, разрушалась в ходе буржуазных революций, которые в качестве одного из важнейших требований выдвигали юридическое равенство всех граждан, ликвидацию сословных привилегий. В России до реформы 1861 г. существовали следующие С: податные — крестьяне, мещане и купцы, неподатные — дворянство и духовенство.

Ра́бство — система общественных взаимоотношений, где человек является собственностью другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства. Прежде в рабы брали пленников, преступников и должников, позже и гражданских лиц, которых принуждали работать на своего хозяина. Рабство в этой форме было широко распространено доXX века, в некоторых арабских и африканских странах вплоть до его конца, а в таких странах как Судан и Нигер распространено и поныне.

Мобилизация – понятие, виды, канал. Направление и обмен социальной мобильности – определение. Понятие маргинал

Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта или карьеры.

Виды

Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).

Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

· Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).

· Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

· В качествеканалов социальной мобильности рассматриваются те способы — условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» — используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-кла- новые связи (действовали факторы домашнего воспитания, социального авторитета семьи, частной собственности, семейной поддержки в целом).

Маргина́л, маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д. В современном русском языке это слово часто также употребляется как синоним понятия деклассированный элемент — представитель социального «дна».

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 390 | Нарушение авторских прав

Источник

Страты, классы, сословия

Люди, составляющие общество, группируются в зависимости от мес­та, занимаемого ими на ранговых статусных переменных. Такая груп­пировка может носить чисто субъективный характер, то есть пред­ставлять собой социальную категорию. В то же время люди, за­нимающие близкие позиции на статусных переменных, могут образо­вывать квазигруппу и даже группу.

В социологии наиболее часто рассматриваются три вида общ­нос­тей, составляющих «ранговую» социальную структуру общества: со­циаль­ные страты, классы и сословия. Наиболее общим понятием яв­ляется по­нятие «страта» (от латинского «stratum» – пласт, покрывало). Социаль­ными стратами называются категории населения, объеди­няе­мые об­щественным сознанием или внешним наблюдателем по их по­ложению на ранговых статусных переменных. Например, в обществе может быть признано, что доходы от 2 до 5 тыс. у.е. в месяц являют­ся средни­ми, и семьи с таким уровнем дохода будут относиться к средней стра­те по доходам. Отнесение тех или иных людей к одной стра­те еще не озна­чает, что они сами осознают свое единство, общие ин­тересы и готовы к их защите. Однако некоторые страты обладают об­щим со­знанием, куль­турой и организациями. Поэтому страта яв­ляется наи­более об­щим понятием, описывающим расположение лю­дей на ран­го­вых струк­тур­ных переменных. Такое расположение на­зывается стратификацией.

Страты в обществе могут выделяться как по одному отдельно взя­тому признаку, так и по нескольким. В обществах, находящихся и ста­бильном, устойчивом состоянии, многие статусные переменные тесно связаны друг с другом, что обуславливает так называемую кристал­ли­зацию статусов. Чрезмерная кристаллизация статусов – признак закостенения и стагнации общества, превращения страт в касты. В обществах в переходные моменты их развития, наоборот, разви­вается рассогласование, раскристаллизация статусов.

В современном постиндустриальном обществе принято выделять 4 основные стратификационные переменные:

– отношение к власти;

Во многих рыночных обществах наблюдается тенденция к крис­тал­лизации статусов по этим переменным – выходцы из более богатых семей получают лучшее образование и более престижные профессии, что, в свою очередь, позволяет им оказывать более сильное влияние на власть и вследствие этого получать более высокие доходы и т.д.

В период разложения феодализма высокий доход и знатность происхождения были двумя важными, но не всегда сочетавшимися структурными переменными. В качестве примера можно рассмотреть г-на Журдена из пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве». Одного из маршалов Наполеона спросили, кто были его предки, на что он от­ве­тил: «Я сам – предок!».

Подобная раскристаллизация статусов наблюдалась и в СССР. Так, получение высшего, в том числе высококачественного прес­тиж­ного образования, в особенности на ранних ступенях карьеры, как пра­вило, не вело к повышению материального благосостояния че­лове­ка. В итоге были известны случаи, когда человек, имевший ин­же­нер­ное образование, в целях большего заработка скрывал свой дип­лом и шел работать простым рабочим. Точно также обладание боль­шой или даже огромной властью нередко, в особенности в ста­лин­­ский период, не сопровождалось наличием у него крупной соб­ственности. И наоборот, деятели теневой экономики, к концу со­вет­ской эпохи ско­лотившие колоссальные состояния, в силу неразви­тос­ти рыночных отношений, порой не имели доступа к благам, которые имел рядовой сотрудник рай­кома партии. С точки зрения ряда социо­логов, именно подобная раскристаллизация статусов была одним из объективных движущих факторов рыночных преобразований 90-х го­дов, завершив­шихся своеобразным объединением «собственности» и «власти» [см. 22, 287–302].

Разновидностью «многомерной» стратификации является классо­вая структура общества. Классическая теория классовой структуры общества принадлежит К.Марксу. Согласно марксистской традиции, классэто большая группа людей, объединяемых по своему положению в общественном разделении труда, отношению к собственности, характеру и размеру получаемого дохода.

По Марксу, само по себе наличие общих интересов и общих по­зи­ций у слоев общества еще не делает эти слои классами. Он выде­ляет две категории: «класс в себе» и «класс для себя». «Класс в себе – это совокупность лиц, объединяемых по трем признакам, пере­чис­лен­ным в определении. Но это всего лишь «зародыш» реального со­циального класса, социальная страта. Чтобы сформировался «класс для себя», необходимо осознание его членами общности своих эконо­ми­ческих и по­литических интересов, создание собственной идеологии и органи­за­ции. Это возможно только в ходе классовой борьбы – основной разновидности социального конфликта и движущей силы анта­го­нистических классовых обществ. Таким образом, полноценный класс, по Марксу, – это большая социальная группа или по крайней мере квазигруппа.

Идеи К.Маркса развил М.Вебер. Он считал, что социальные клас­сыв капиталистическом обществе выделяются не только по от­ношению к собственности, но и по уровню квалификации. Специа­лист высокой квалификации, будучи номинально таким же наемным работником, как и слесарь, нередко имеет более высокий доход и луч­шие условия труда, чем многие мелкие собственники, которые фор­мально должны быть отнесены к «буржуазии». Поэтому классов может быть не 2–3, как у Маркса, а гораздо больше. Этот подход по­лучил в дальнейшем развитие в концепции социально-профес­сио­наль­ной стратификации, основы которой восходят еще к А.Смиту. Кроме того, М.Вебер отметил, что, помимо социальных классов, различаю­щихся по уровню доходов, существуют группы, которые различаются по стилю жизни, которые он назвал статусными группами. Напри­мер, обедневшая аристократия может считать себя более высокой по стилю жизни, чем богатые нувориши. Идея стиля впоследствии была развита П.Бурдье (см. 24.3).

Классовая принадлежность играет большую роль в жизни об­щест­ва. Однако принадлежность к тому или иному классу не предполагает юридического закрепления особого статуса отдельных классов и при­надлежащих к ним людей.

Ненаследуемые (достигаемые) социальные статусные позицииэто такие, которыми человек в данном обществе не может обладать исключительно по праву рождения. В современном обществе к ним относятся:

– этакратическая стратификация (по отношению к власти);

– социально-профессиональная стратификация. В ее основе – род за­нятий и уровень квалификации. Основоположником этой кон­цеп­ции можно считать, наряду с М.Вебером, А.Смита, обосновавшего решающую роль труда как источника благосостояния общества и до­хода отдельного труженика;

– классовая структура общества.

8.6.Достигаемые и предписанные статусы

Существенное значение для классификации статусных пере­мен­ных имеет механизм приобретения статуса. С этой точки зрения вы­де­ляются биологические, достигаемые и предписанные статусы.

Важным фактором дифференциации населения по биологическим признакам во всех обществах являются демографические различия (по по­лу и возрасту); в некоторых обществах статусное значение имеет ра­совая принадлежность. В обществе эти различия закрепляются как со­циальные (институализируются).

Наследуемые (предписанные) социальные статусы – это такие ста­тусные позиции, приобретение которых в данном обществе опре­де­ляется преимущественно происхождением индивида и передается по наследству от родителей к детям.

Наследственный характер статуса не исключает возможности его из­­менения в течение жизни человека. Он предполагает лишь две вещи:

– человек рождается, уже принадлежа к определенной страте;

– вероятность покинуть эту страту в течение жизни для него не­зна­чительна – это скорее исключение, чем правило.

Предписанными являются: принадлежность к определенному ро­ду в племенном обществе, а также принадлежность к сословию в не­которых аграрных обществах. Например, принадлежность к крестья­нам, горожанам, дворянам в средневековой Европе и России была предписанным статусом. В то же время принадлежность к сословию чиновников (мандаринов) в Китае по наследству не передавалась и бы­ла статусной позицией, которой надо было достичь.

Деление статусов на предписанные и достигаемые носит от­но­си­тельный характер. Некоторые статусные переменные, возникшие как предписанные, впоследствии могут стать достигаемыми. На­пример, при­надлежность к сословию – предписанный статус, однако в период экстенсивного развития феодальной системы в дворянское сословие при­нимаются люди из других сословий. В российской истории отме­тим, по крайней мере, два таких периода: формирование нового слоя дворянства вовремена Ивана Грозного и служилого дворянства в пе­риод правления Петра Первого. Эти правители, чтобы обеспечить опо­ру власти, формировали новые слои дворянства из представителей других сословий. Так, например, Иван Грозный после взятия Казани в 1554 г. предоставил дворянские звания тем пред­ставителям казан­ской знати, которые согласились принять пра­во­славие.

Наоборот, обладание богатством, которое в рыночном обществе из­начально является достигаемым статусом, со временем становится преимущественно предписанным статусом.

Теоретики социологии середины XX в. (Т.Парсонс, Р.Мертон, П.А.Сорокин) считали, что основная тенденция развития всего че­ло­вечества состоит в переходе от обществ, где преобладают биологи­чес­кие и предписанные статусы, к обществам, основанным на достигае­мых статусах; этот процесс рассматривался как основа модернизации. Этот прогноз, однако, не подтвердился; развитие общества носит бо­лее сложный характер.

Закрепление достигаемых статусных позиций в качестве насле­дуе­мых происходит, в частности, через механизм подбора брачных парт­не­ров в соответствии со статусом самих супругов и их родителей. Брач­ный выбор играет также значительную роль в сохранении сис­те­мы предписанных статусов, в недопущении «посторонних» в сложив­шиеся страты. Аналогичную роль играет система образования.

8.7. Многообразие статусов. Статификационные системы. Основ­ной статус

Основной статус

Человек в любом обществе обладает многими статусными пози­циями. Среди всех статусных позиций, занимаемых человеком в об­ще­стве, выделяются основные и второстепенные.

Основной статус – положение индивида на одной из статусных по­­зиций, которое в значительной степени определяет собой осталь­ные его статусные и ролевые позиции (за исключением биологических). В раз­ных обществах основной статус связан с разными статусными пе­ре­­менными. В современном капиталистическом обществе в качестве основного статуса обычно выступает обладание собственностью и доход, а также социально-профессиональная принадлежность.

В любом обществе сосуществует несколько моделей страти­фи­кации; стратификационные факторы, признаваемые в одних слоях, мо­гут быть несущественны или малосущественны в других. Однако в стабильном обществе один из стратификационных факторов яв­ляется превалирующим и подчиняет себе все остальные. Например, в этакратическом обществе (основанном на вертикальной структуре власти) доминирующим является положение во властной структуре – от него зависит доход и возможности профессиональной карьеры. В аграр­ных обществах главным является отношение к земле; в родо­вом обществе – принадлежность к более или менее престижному роду. Основной статус может быть субъективным и объективным. Та ста­тусная позиция, которая определяет положение человека в об­ществе, по мнению большинства общества («конвенциальный ста­тус»), может быть названа объективной.

Те статусные позиции, которые сам индивид считает для себя глав­ными, называются субъективными.

Обычно в обществе объективные и субъективные статусные пози­ции совпадают, то есть большинство людей оценивает себя по тем же кри­териям, что и их социальное окружение. Однако в любом общест­ве всегда есть люди, считающие для себя наиболее важными те статусные позиции, которые для большинства окружающих их людей пред­ставляются второстепенными. Так, например, общество может рас­ценивать человека как специалиста-инженера, в то время как он сам свой статус определяет, прежде всего, в качестве коллекционера ра­ритетов (марок, автомобилей), что и приносит ему основной доход.

В современной науке нередко используется понятие стратифика­цион­ной системы, под которой подразумевают систему господствую­щих в обществе ранговых признаков (собственность, власть и т.д.), а так­же способов их достижения, закрепления и воспроизводства. Дол­гое время было принято отождествлять определенную стратифи­ка­цион­ную систему с определенным историческим типом обществен­но­го устройства. Так, говоря о рабовладельческом, кастовом, сословном обществах, мы, как правило, неявно предполагаем, что подобные ти­пы социального неравенства существовали в их рамках, после чего со­шли с исторической арены вместе с исчезновением соответствующих обществ. В ХХ веке была разработана иная концепция, получившая на­звание теории смешанных стратификационных систем, в соответ­ст­вии с которой «. любое конкретное общество состоит из комби­на­ций различных стратификационных систем и множества их переход­ных форм» [23, 50]. Так, например, в СССР, по мнению ряда социо­логов, присутствовали элементы практически всех известных систем. Гос­под­ствующей была этакратическая система, в рамках которой положение человека в обществе определяется отношением к власт­ным структурам (в случае с Советским Союзом – к коммунистической пар­тии). Однако од­новременно с ней существовала и классовая струк­тура (дельцы те­невой экономики и их наемные работники), и социаль­но-профес­сио­нальная, в рамках которой положение человека в об­ще­ст­ве опреде­ляется его профессиональной квалификацией (работники советских предприятий, интеллигенция разных рангов и т.д.). Совре­мен­ные авторы выделяют даже наличие элементов рабовладения, при­водя в ка­честве примера рабство, в которое фактически попадали по­хищенные люди, а также косвенное рабство работавших на различ­ных стройках по­литзаключенных в периоды сталинских репрессий и ли­шенные паспортов крестьяне в колхозах. Наконец, исследователи ука­зывают и на присутствие элементов сословных отношений. Напри­мер, в опре­де­ленный период времени конституционно закрепленная ру­ководящая роль рабочего класса и правящий статус комму­нисти­чес­кой партии ставят законодательством в определенное неравное поло­жение принад­ле­жащих к этим структурам граждан по сравнению со всем прочим населением. К сословным отношениям можно отнести наличие инсти­тута прописки, фактически прикрепляющего человека к опреде­лен­ному территориальному субъекту, а также заключенных, в судебном порядке лишенных целого ряда гражданских прав. Кон­цеп­ция сме­шан­ных стратификационных систем позволяет гораздо рельефнее подходить к анализу общества, фиксировать в его рамках, на первый взгляд, малозначимые факторы, которые при опреде­лен­ных обстоя­тель­ствах могут сыграть решающую роль.

Социальная структура общества, в зависимости от распределения членов общества по статусным позициям, может быть представлена в форме пирамиды, где наверху расположены наиболее престижные по­зиции, а внизу – наименее престижные. Общества различаются в за­висимости от формы статусных пирамид. Принято выделять сле­дую­щие основные виды структур:

классическую пирамиду, для которой характерно равномерное убывание численности слоев по мере роста их статуса;

«бочку» – структуру с численным преобладанием средних слоев (считается оптимальной структурой для современного общества);

«трубу» – структуру, где численность слоев всех уровней при­мер­но одинакова.

Кроме того, возможны (и встречались в истории) различные модификации пирамид (усеченные, перевернутые и т.д.).

В современном обществе, основанном на рыночных отношениях, в качестве основной статусной переменной обычно рассматривается уровень дохода. По мнению ряда социологов, устойчивое состояние общества обычно наблюдается тогда, когда значительную его долю со­ставляют люди, имеющие средний уровень доходов. Наоборот, обще­ство, в котором доходы поляризованы, то есть когда львиную долю материальных благ получает незначительная часть населения (1–5%), в то время как подавляющая часть населения имеет доходы в не­сколь­ко десятков, а то и сотен раз меньше, чем «элита», по мне­нию этих ис­­сле­дователей, чревато социальными катаклизмами.

Источник

Социальная стратификация общества

Сравните такие социальные общности как страта и сословие

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие и критерии социальной стратификации общества

Страта — это большая группа людей, которая отличается от других своим положением в социальной структуре общества.

Социальная стратификация — это отражение различий, которые есть между различными группами людей (классов и слоев) в определенном обществе.

Проще говоря, социальной стратификацией общества называют отношения между слоями общества, а также определенными социальными институтами.

Так как каждая социальная структура представляет из себя совокупность работающих социальных общностей, в ней можно выделить закономерные элементы.

Элементы социальной структуры общества:

Пять основных критериев социальной стратификации:

Доход — количество финансовых поступлений за определенный период (месяц, год).

Богатство — накопленные доходы.

Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать влияние на деятельность других людей с помощью авторитета, права, насилия и других методов.

Образование — знания, умения и навыки, которые освоены в процессе обучения.

Престиж — общественная оценка привлекательности, значимости профессии, должности, увлечений.

Выделяют три стратификационных уровня:

Социальная стратификация существует в любом обществе. Давайте узнаем причины ее возникновения.

Причины социальной стратификации

Принято выделять несколько причин возникновения социальной стратификации. Каждая причина относится к разным периодам развития человеческого общества. При этом в процессе усложнения общества причины тоже приобретали более комплексный характер.

Основные причины социальной стратификации:

Гендерное разделение. В результате сформировались патриархальные и матриархальные общества, в которых один гендер явно доминировал над другим.

Различия в способностях, биологический фактор. Простой пример: представители одного племени были физически более развиты и смогли одержать победу над своими соседями. В итоге между двумя племенами образовались отношения типа «господин-подчиненный», основанные на превосходстве в физической силе одной группы людей над другой.

Неравный доступ к ресурсам. Отсутствие жизненно важных ресурсов на территории одного государственного или догосударственного образования ставит его в своего рода экономическую зависимость от соседа, обладающего данными ресурсами. В свою очередь это дает последнему рычаг влияния, который может быть использован для формирования подчинительных отношений между двумя данными субъектами.

Наличие экономических привилегий, политических прав, социальных льгот. Данная причина характерна для эпохи национальных государств, когда доминирующий этнос в отдельно взятом государстве занимал более привилегированное положение относительного любого другого. Это проявлялось в том, что представители меньшинств не могли занимать государственные должности, иметь недвижимое имущество в частном владении, находиться в одном помещении с доминирующим большинством. Пример: расовая сегрегация в США в начале XX в.

Существование системы ценностей, в соответствии с которой определяется важность видов деятельности. Обычно важность видов деятельности определяется текущими потребностями общества и экономики, однако государственная политика, реалии времени и пропаганда могут искусственно превозносить одни профессии над другими. Так, в СССР привилегированным классом была партийная элита, а в нацистской Германии подвергались общественному осуждению юноши, не имевшие отношения к армейским структурам.

Социологи признают неравенство как важную характеристику социального распределения в социуме, однако в настоящее время нет единой трактовки природы такого паттерна.

Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!

Теории социальной стратификации

Все ученые приходили к выводу, что социальная стратификация естественна, как и иерархическое деление между людьми, при этом каждый выделял разные причины неравенства.

УченыйПричина неравенства
Карл МарксСам факт обладания человеком собственностью, уровень доходов.
Макс ВеберКритерии Карла Маркса + социальный престиж и участие человека в жизни политической партии.
Питирим СорокинПрава и привилегии, ответственность и обязанности между людьми распределены неравномерно.

Выделяют три наиболее авторитетные теории социальной стратификации: теория Карла Маркса, система Макса Вебера и функционализм Питирима Сорокина. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Классовая теория Маркса

В теории Маркса общество делится на два основных класса: эксплуататоров и эксплуатируемых, которые находятся в состоянии постоянного непримиримого противоборства из-за противоположных интересов.

Критерий принадлежности к классу — владение средствами производства. Классовая борьба в свою очередь представляется как движущая сила истории. Итог борьбы — социальная революция, за которой следует смена общественного строя.

Маркс выделил пять этапов развития общества — общественно-экономических формаций:

Первобытно-общинная. Отсутствие частной собственности подразумевало отсутствие классов.

Рабовладельческая. Классы: рабовладельцы и рабы.

Феодальная. Осознание нерентабельности рабского труда стало причиной появления новых классов: феодалов и крестьян.

Капиталистическая. Классы: предприниматели, владельцы собственности и рабочие.

Коммунизм. Бесклассовое общество, которое возникло в связи с уничтожением частной собственности.

Как показала история, воплощение идеи Маркса о бесклассовом обществе оказалось недостижимым.

Теория трехкомпонентной стратификации Вебера

Вебер определял положение человека в обществе исходя из трех критериев: принадлежности к классу, социального статуса и связи с партией.

Класс по Веберу — экономическое понятие, которое зависит от имущественных отношений индивида. Классы:

Социальный статус находится в сфере культуры и объединяет людей по схожему образу жизни, мировоззрению, роду занятий. В связи с этим в рамках или вне классов формируются статусные группы — сообщества людей, которых объединяет социальный статус.

Партии (группы власти) находятся вне классов или статусных групп, их борьба не связана с деятельностью деловых и финансовых организаций из-за наличия особых интересов, которые происходят из желания решать вопросы определенного круга лиц. При этом партия может не быть причастна к политике.

Каждая из трех составляющих положения человека в обществе дает ему возможности для улучшения своей жизни. Эти возможности Вебер назвал «жизненными шансами».

Теория социальной стратификации Сорокина

По мнению Сорокина, на расслоение общества влияют экономика (доход и богатство), политика (влияние и власть) и профессиональная деятельность (мастерство и навыки).

Дополнительные характеристики, которые влияют на степень расслоения, но не создают его: возраст, культура, речь и другие.

Сама же стратификация заключается в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

По этой теории, индивиды, занимающие высокое положение в обществе по одному из критериев, обычно занимают равно высокое положение по другим критериям, однако этот принцип работает не всегда. Это явление называется статусным несовпадением и приводит к тому, что человек предпринимает усилия, которые направлены на повышение своего статуса в обществе.

Сорокин классифицировал профессиональную стратификацию на:

Основная идея Сорокина в том, что общество тяготеет к сохранению социальной пирамиды в ее текущем состоянии. Если привилегированный слой получает еще больше прав и возможностей, это ведет к социальной революции, в результате которой происходит разрушение элиты общества. При этом развитие общества, по мнению Сорокина, циклично, поэтому привилегированный слой общества снова начнет расти.

Исторические типы стратификационных систем

Рассмотрим четыре основных вида социальной стратификации в таблице.

Форма жесткого закрепления людей в низших стратах.

Раб — говорящее орудие труда, собственность другого человека, лишен всех прав и свобод.

«Закрытое общество», социальные перемещения из низших страт в высшие либо запрещены, либо ограничены.

Пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническому или религиозному признаку.

Членство в касте человека определяется только рождением, передается по наследству, жесткая регламентация. Нет социальной мобильности.

Например, в Древней Индии были четыре касты:

Особое положение занимали чандалы — неприкасаемые, которые не входили ни в одну касту и занимали низшую позицию.

Деление людей на группы, сословия, которые обладают закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству (дворянство, духовенство, казачество, крестьянство).

Принадлежность к сословию можно было приобрести за деньги или даровать за службу.

Деление людей на большие группы, которые различаются:

В зависимости от исторического периода выделяют такие классы:

«Открытое общество»: возможны социальные перемещения из одной страты в другую.

Понятие социальной мобильности

Как мы уже знаем, есть три основных стратификационных уровня: высший, средний и низший — и большое разнообразие социальных групп. Человек может переходить из одной группы в другую, при этом повышать или понижать свой социальный статус, либо из одной группы в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называют социальной мобильностью.

Социальная мобильность — изменение социального положения человека через переход из одной социальной группы в другую.

Виды социальной мобильности:

Коллективная — много людей меняют социальную группу из-за внешних обстоятельств. Пример: после изобретения электропоезда все кочегары сменили сферу деятельности.

Индивидуальная — человек переходит из одной группы в другую единолично. Пример: принц Карл вступил в наследство и стал королем.

Внутрипоколенная — изменение социального статуса человека в одном поколении. Пример: юноша был чистильщиком обуви, затем стал менеджером, а после — предпринимателем.

Межпоколенная — изменение социального статуса у разных поколений. Пример: дед был крестьянином, отец рабочим, а сын стал нефтяным магнатом.

Вертикальная — подъем по социальной лестнице. Пример: младший менеджер стал старшим менеджером.

Горизонтальная — перемещение внутри социальной группы. Пример: инженер переехал из России в Америку, но все еще работает инженером.

Рассмотрим в таблице, что значит социальная мобильность для отдельного человека и для общества в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

НазваниеЗначениеХарактер общества
Рабство