Споттинг это что такое в аэропорту
Споттинг! Или что это такое! Part.1
«Споттинг ( Плейн Споттинг ) (от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»); также — Авиационный споттинг) — особый вид хобби, ведение реестра самолетов, сопровождается фотографированием и видеосъемкой летательных аппаратов, чаще всего самолётов.
Главное для плейн-споттера определить что за самолет, его бортовой номер, серийный номер, все это конечно сопровождается фотографированием для наглядности. Местом съемки служит аэропорт или мелкий аэродром. При самом распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы. Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.
Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.»
Вот такая вот дрянь этот споттинг. И мало будет сказать, что хочется съездить на споттинг летним теплым днем когда ну соовсем делать какбэ нечего. Так ведь ради него иногда получается выкроить целый день и придумать занятия на время между прилетами и вылетами самолетов.
Итак. Ибо цифрозеркалка у меня относительно недавно на споттинг я ездил во время зимней сессии и надо сказать не раз. Ну поехали
Аэродром Усть-Каменогорск 2 класса, имеет две взлетно-посадочные полосы и способен принимать воздушные суда типов Ил-76 (151,5 т), Ту-154, Ту-134, Як-42, Ан-12, Ил-18, Airbus A320 и более лёгкие.[1] Имеет светосигнальныое оборудование ОВИ I категории ICAO.
ВПП: 12-30 с магнитным склонением 124* и 304* соответственно.
В данном блоге читатели увидят такие типы ВС как Аirbus 319, Аirbus 320, Ан-24, Embraer 190 и птиц неизвестный
Начнемс 🙂
Плейнспоттинг в России: как снимать самолёты
Плейнспоттинг зародился в Великобритании в годы Второй мировой войны. Гражданское население обучили фиксировать воздушные суда и сообщать о них противовоздушной обороне. С тех пор споттинг стал популярным увлечением, которое приветствуют аэропорты по всему миру. О том, как стать споттером в России и чем споттинг отличается от авиационной фотографии, — в нашем материале. Поехали!
Плейнспоттинг — наблюдение за воздушными судами для ведения их учёта, которое сопровождается фотосъёмкой. Профессиональные споттеры определяют самолёт, его модель, а также фиксируют бортовой и серийный номера.
Плейнспоттинг VS авиационная фотография
Не путайте профессиональный споттинг с авиационной фотографией. Споттинг подразумевает именно ведение статистики бортов и запечатление бортового номера на снимке. Если видите красивые кадры носа воздушного судна или часть крыла самолёта на закате — это авиационная фотография.
«На профессиональном снимке споттера самолёт запечатлен боком — в стоячем или летящем положении. Бортовой номер хорошо виден — как правило, он расположен на фюзеляже в хвостовой части или на передней стойке шасси. На снимке обязательно запечатлены название авиакомпании и ливрея целиком. Снимок споттера — довольно протокольная фотография, которую в народе прозвали „батоном“. Профессиональных споттеров в России всего около 20 человек», — рассказывает профессиональный споттер и авиационный фотограф Дмитрий Осипов. В его коллекции более десяти тысяч фотографий воздушных бортов.
По бортовому номеру на сайтах Airfleets.net или Russianplanes.net можно узнать историю самолёта. Собственные фото с информацией споттеры публикуют в альбомах на платформе Flickr, на страницах в социальных сетях или на тематических сайтах вроде Ruspotting.net, Airliners.net, JetPhotos.net.
Зачем вести учёт самолётов?
Среди споттеров есть те, кто стремится увидеть все воздушные судна конкретной авиакомпании или запечатлить все борта, посещающие определенные аэропорты. Кто-то охотиться за ливреями или мечтает увидеть конкретный тип самолёта.
Чтобы узнать, какой борт появится на взлётно-посадочной полосе или отследить движение конкретного воздушного судна, многие споттеры используют сервис Flightradar24. Он позволяет в режиме реального времени видеть на карте летящие самолёты во всем мире.
Если кликнуть на один из них, откроется фотография самолёта и краткое досье — авиакомпания, тип судна, бортовой номер, аэропорт отправления и посадки, а также высота, скорость и координаты борта. Работа сервиса основана на получении в реальном времени сигналов с самолётов, оборудованных технологией автоматического зависимого наблюдения-вещания (АЗН-Б). Каждую секунду система во время всего полета генерирует и отправляет открытые радиосообщения, которые содержат актуальные данные о рейсе. Flightradar24 использует по всему миру приёмники, которые получают информацию от самолётов и отправляют её на сервер.
Споттинг в диких условиях
Точки для хороших ракурсов за воротами аэродромов публикуют в группах споттеров и любителей авиационной съёмки, на форумах и в тематических сообществах вроде Spotting locations Russia. Пользователи делятся новостями, анонсами, советами картами с указанием точек для хороших снимков вблизи российских аэропортов.
В случае такой фотоохоты приготовьтесь к тому, что придется ходить по лесу, преодолевать метровые сугробы и, возможно, стоять в болоте в ожидании удачного кадра — выбирайте соответствующую одежду и обувь.
Летом возьмите с собой дождевик, средства от клещей и солнцезащитный крем. Зимой вам пригодится термобельё и термос с горячим чаем.
Как правило, сотрудники аэропорта не выгоняют фотографов, ожидающих рейсов за ограждениями. Исключение — прибытие и вылет высокопоставленных лиц.
Официальные споттинг-мероприятия
Крупнейшие аэропорты России регулярно организовывают мероприятия для съёмки воздушных судов.
Что такое споттинг
Четыре утра. В сонном аэропорту собирается небольшая группа немного странных людей. У них нет чемоданов, зато есть большие рюкзаки, обвешанные яркими бирками. Куда же и зачем собираются эти люди?
Увидеть, засечь, опознать
В любую погоду
Доступно каждому
Если и вы решили попробовать свои силы в фотографировании самолетов, не обязательно ждать отпуска. Открывайте любимое приложение с картами и поезжайте к ближайшему аэропорту. Проще всего начать с той точки, где лайнеры пролетают прямо над головой — с торца взлетно-посадочной полосы. А узнать, с какой стороны посадка и какой именно борт летит, поможет бесплатное приложение Flightradar24.
Для споттинга идеально подходят зеркальные и беззеркальные камеры с «дальнобойным» зумом. Но пусть техника не ограничивает ваше творчество: ведь известно, что снимает не камера, а фотограф. В авиации так много сюжетов, что отличные кадры можно получить и экшн-камерой, и даже смартфоном.
Стоит, разумеется, помнить о безопасности, а также с уважением относиться к местным законам и правилам. Во-первых, не следует очень близко подходить к забору аэропорта. Правила в разных странах отличаются, но чаще всего расстояние в 5-10 м защитит вас от возможных конфликтов со службой безопасности и полицией. Во-вторых, ни в коем случае не запускайте дроны рядом с аэропортом: это везде строго запрещено и карается большими штрафами.
Внутри терминалов снимать не запрещено, но есть исключения — пункты проверок и их сотрудники. На перроне перед посадкой в самолет фотографировать не разрешают: для таких съемок лучше дождаться, когда аэропорт организует официальный споттинг. Ну а на борту самолета всегда лучше поинтересоваться у бортпроводника. Во время руления, взлета и посадки снимать не разрешается, поскольку фотоаппарат или смартфон — это электронные приборы, которые должны быть отключены.
Официальные споттинги в аэропортах проводятся, как правило, несколько раз в год. Для того чтобы не пропустить это мероприятие, необходимо подписаться на интересующие вас аэропорты и авиакомпанию Utair в социальных сетях, приготовить паспортные данные и, как только увидите анонс, сразу же отправить заявку: ведь желающих много! А после того как вы посетите споттинг, не забудьте отправить ваши фотошедевры в пресс-службу аэропорта или авиакомпании, и выложить в инстаграм с хештегом #utair. И, конечно, попытайте удачу на главном сайте всех авиафотографов планеты — Airliners.net.
До встречи на перроне! Ах да… что же это за странные бирки на рюкзаках споттеров? Эти небольшие тканевые полоски с надписью Remove Before Flight, в просторечии именуемые «ремувками», — главные сувениры тех, кто увлечен авиацией. Начинайте «споттить» — вы даже не успеете заметить, как и ваш рюкзак обрастет целой гирляндой ярких «ремувок»!
Как подготовиться к споттингу
• Составьте чеклист для сбора вашего оборудования.
• Зарядите батареи, подготовьте карты памяти, протрите объективы.
• Если съемка запланирована на вечер, не забудьте штатив.
• Заранее прикиньте точки для съемки и маршрут к ним.
• Не забудьте взять документы.
• Позаботьтесь о связи: заряженный смартфон с необходимыми приложениями и дополнительная «зарядка» очень вам пригодятся.
• Одевайтесь по погоде, зимой утепляйтесь вдвойне! Летом стоит бросить в рюкзак легкий дождевик.
• Обязательно возьмите воду и перекус: время на споттинге летит незаметно.
Текст: Олег Иванов
(Для бортового журнала авиакомпании Utair (май 2019)
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Споттинг – это популярное сегодня увлечение, которое заключается в фотографировании летательных аппаратов и ведении своеобразного реестра самолетов. Захватывающий мир авиации пленяет многих людей, ведь полеты
стремительных истребителей или огромных пассажирских авиалайнеров по-настоящему завораживают и вызывают множество самых невероятных эмоций. Запечатлеть грациозный полет многотонных машин – это настоящая
находка для фотографа. Качественная авиационная фотография позволяет подчеркнуть динамичность, изящность и красоту различных летательных аппаратов, которые устремляются в небо на заоблачную высоту.
Споттинг от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»
Поклонников такого увлечения принято называть споттерами. Они занимаются тем, что в свое свободное время пытаются сфотографировать самолеты и другие летательные аппараты с близкого расстояния. Возможность для такой
фотосъемки представляется нечасто, ведь многие аэропорты являются стратегическими объектами и получить разрешение на ведение съемки непосредственно с летного поля очень не просто. Споттерам зачастую приходится довольствоваться фотосъемкой из-за пределов территории аэропорта. Наилучшие же возможности для съемки предоставляются обычно во
время проведения авиасалонов и авиационных шоу, на дне открытых дверей на базах Военно-воздушных сил. Кроме того, в некоторых аэропортах, например, в московском аэропорту Домодедово, существует практика организации официальных фотосессий, благодаря которой споттеры и любители авиации получают шанс запечатлеть на снимках пассажирские
авиалайнеры и другие самолеты. Сам же процесс авиационной фотосъемки требует от фотографа определенных знаний и навыков. Запечатлеть на фотографии объект, который проносится в небесной синеве с огромной скоростью или движется по взлетно-посадочной полосе, — задача непростая.
Для получения красивого и запоминающего кадра здесь важно правильно оценить момент и спустить затвор фотоаппарата в нужную долю секунды. В этом и состоит прелесть авиационной фотографии.
Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.
Основная сложность авиационной фотографии – это, конечно, съемки самолетов и других летательных аппаратов в воздухе. Трудность заключается в том, что расстояние до объекта съемки будет постоянно меняться в силу высокой скорости и широкого диапазона высот, на которых летит самолет. Поэтому для ведения подобной съемки лучше всего
использовать фотокамеру с высокой скоростью серийной съемки, оснащенную светосильным телеобъективом. Это позволит получить качественные фотографии авиационной техники в полете и реализовать множество самых
разнообразных сюжетов. При съемке самолетов, находящихся в статичном положении на территории аэропорта, рекомендуется применять широкоугольный объектив, дающий возможность неторопливо выстроить кадр и запечатлеть самые интересные детали объекта.
Для съемки летательных аппаратов непосредственно во время их полета используется техника съемки с проводкой, которая применяется во многих видах фотографии, где требуется запечатлеть на пленке быстро движущиеся
объекты. Ведь фотография должна передавать движение и динамичность самолета, отрывающегося от взлетно-посадочной полосы или стремительно летящего по небу. Для съемки с проводкой необходимо правильно выбрать точку съемки исходя из предполагаемого движения самолета, положения солнца и направления ветра. Надо отметить, что угадать наиболее выгодную точку съемки практически невозможно, однако, опыт и общие закономерности движения летательного аппарата должны подсказать фотографу оптимальное решение.
При съемке самолета, который скоро наберет ход и оторвется от земли, лучше всего занять позицию как можно ближе к предполагаемой точке его отрыва от взлетно-посадочной полосы. Точка отрыва самолета зависит от его веса, мощности двигателей, направления и скорости ветра. Поэтому правильный выбор наиболее выгодной точки съемки в большинстве случаев определяется опытом фотографа и его знаниями авиационной техники.
Для съемки самолетов и других летательных аппаратов обычно применяют короткие выдержки, однако, порой это влечет за собой непредсказуемые результаты в виде смазанных изображений. Даже у опытных споттеров иногда
получаются неудачные снимки, поэтому нужно быть готовым к этому. Поскольку для споттинга главный объект съемки – это непосредственно сам летательный аппарат, снимать его необходимо крупным планом. В этом смысле споттинг чем-то похож на макрофотографию.
Самолет должен быть снят крупно и располагаться посередине фотографии. Тем не менее, авиационная фотография оставляет широкое поле для экспериментов, нахождения интересных сюжетов и ракурсов. В кадр могут попасть облака, тени, солнце, дым от ревущих двигателей самолета, тепловые ловушки в момент их отстрела, срывы воздушного потока и другие детали, которые позволят создать цельную и гармоничную картину. Если имеется такая возможность, то лучше всего внимательно изучить программу выступления пилотажных групп на авиашоу заранее или последить некоторое время за взлетающими и приземляющимися самолетами в аэропорту. Это позволит определить выигрышные ракурсы и, в конечном счете, получить фотографии, которые будут смотреться наиболее эффектно и интересно.
Успех в споттинге зависит от самого фотографа, его способности следить за «поведением» самолетов, изучать особенности движения авиационной техники. Только такой опыт позволит фотографу предугадывать, что произойдет в следующий момент, а значит, получить привлекательные и яркие снимки. Любителям споттинга никогда не стоит забывать о собственной безопасности и безопасности пассажиров и экипажа воздушных судов. Нужно быть всегда готовым к общению с представителями службы авиационной безопасности аэродромов и строго следовать их указаниям.
Во время холодной войны на Западе споттинг был особенно популярен. Считалось огромной удачей заснять советский самолёт, так как в СССР фотографировать аэропорты и самолёты было запрещено.
В 2009 году к Москве присоединился Иркутск, когда 13 ноября «Аэропорт Иркутск» провёл первую споттинг-сессию[5]. Пока только эти два города России проводят это мероприятие.
Наиболее известные в мире места для споттинга:
Пляж Махо рядом с аэропортом Принцессы Джулианы на острове Святого Мартина;
Сквер возле ресторана In-N-Out возле аэропорта Лос-Анджелеса;
Закрытый ныне Гонконгский аэропорт Kai Tak;
Правовое положение такого хобби не определено ни в одной стране, но в России к любителям плейн споттинга традиционно относятся жёстче, чем в западных странах. Хотя, известен случай, когда в 2001 году греческая полиция задержала 14 споттеров (12 британцев и двух граждан Нидерландов), когда те снимали в окрестностях базы греческих ВВС Каламата. Им грозил срок по 20 лет по обвинению в шпионаже.
Через 6 недель им было предъявлено другое обвинение — в незаконном сборе информации, их выпустили под залог в 9000 фунтов стерлингов. В апреле следующего года, уверенные в своей невиновности, они подали ответный иск против Греции. Итог был неожиданным: восьмерых приговорили к трем годам заключения, остальных — к одному году.. В ноябре того же года с 11 британцев были сняты все обвинения.
Фотографы любят самолёты с редкой раскраской фюзеляжа. Например, Boeing 747-400, Малазийские авиалинии
Тем не менее, иногда встречаются и обратные примеры, когда споттерские мероприятия организовываются официально. Например, 22 мая 2007 года в «Домодедово».
Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает
«Белгородская правда» поговорила об этом с Максимом Рыльским и Жасминой Бутиковой
Есть художники и фотографы, которых привлекает промышленная эстетика: заводы, башенные краны, бескрайние цеха. Немало тех, кто собирает снимки ж/д техники – современных и старых, ныне редко встречающихся локомотивов, составов, дрезин. Сегодня речь о белгородских споттерах – людях, которые увлечены романтикой авиации.
Споттинг (англ. spot – «увидеть», «опознать») – это наблюдение за грузовиками, поездами, кораблями, а в нашем случае – самолётами. 30-летний белгородец Максим Рыльский – инженер-связист, основатель сообщества белгородских споттеров. В этом году оно отметило десятилетний юбилей.
Часто споттеры собираются на автобусной остановке у АСК «Вираж» неподалёку от аэропорта Белгорода. Оттуда, из‑за забора, прекрасно видно всё лётное поле.
«Подзаборинг» на остановке
«В детстве я увлекался авиацией, – рассказывает Максим. – Много читал про самолёты. Фотографировать начал в 2006 году, когда мне подарили простейшую цифровую «мыльницу» «Олимпус». Первое фото выглядело так: зима, старый терминал нашего аэропорта и самолёт Як-40».
Про официальные споттинг-сессии на лётном поле аэропорта, когда фотографов собирают и привозят автобусом на удобную для съёмки площадку, тогда ещё никто не слышал. Фотографировали из‑за забора. На языке споттеров это называется «подзаборингом». Снимали аэропорт с разных точек – и от Монастырского леса, и даже с кладбища на Ячнево.
«Тогда ещё не было объездной дороги у АСК «Вираж». Мы ездили туда по грунтовкам на велосипедах, ходили пешком, – вспоминает Максим. – Я встречал там ребят, которые уже давно фотографировали самолёты. Но снимали для себя, нигде не публикуя. У многих из них сейчас свои дела, семьи. Кто‑то уже отошёл от увлечения. А вот Даня Никитовский, например, окончил Ульяновское лётное училище и сейчас работает пилотом в авиакомпании «Сибирь».
Не просто фото
«В 2010 году я зарегистрировался во «ВКонтакте», создал тематическую группу, которая сейчас называется Belgorod Spotters Team, и начал выкладывать всё, что за четыре года накопилось, – продолжает вспоминать Максим. – Первыми подписчиками были мои друзья. Сейчас в сообществе состоят почти 2 300 человек. Человек 20 из них – активные фотографы, остальные просто читают, смотрят фото».
Споттинг, по мнению Максима, – это не только про самолёты, но и про аэропорты, инфраструктуру. В том числе и интерьеры самолётов: салон, кабины пилотов.
Часто споттеры ведут учёт: какой тип воздушного судна, с каким бортовым номером, где и когда побывал.
— Есть и у нас ребята, которые этим занимаются, например Дмитрий Шалимов и Дмитрий Цуркин (сейчас он в Домодедово работает). Они загружают свои фотографии на сайт russianplanes.net.
— Зачем вести эти реестры?
— Если честно, я сам не знаю. Но иногда бывает полезно. Например, когда 5 мая 2019 года в Шереметьево разбился «Сухой Суперджет 100» компании «Аэрофлот», ребята отследили его по бортовому номеру RA-89 098 и выяснили, что незадолго до крушения он был в нашем городе. То есть при ином стечении обстоятельств в тот злополучный день он мог лететь из Белгорода с нашими земляками на борту.
Кто, что, зачем
— Как вы выбираете объекты для съёмки? Или фотографируете всё подряд?
— Лично мне интересны тяжёлые, большие самолёты. Маленькие Як-12 и прочие «фальконы» и «сессны» интересовали лишь поначалу. А сейчас хочется, чтобы объём был, звук, грохот, чтобы земля под ним дрожала. На лётном поле я снимаю всё подряд. Кроме сотрудников службы авиационной безопасности, разумеется, – с улыбкой рассказывает Максим.
— Кстати, как они к вам относятся?
— Пришлось с ними познакомиться. Когда в камеры видеонаблюдения вокруг аэропорта попадают люди с фотокамерами, это не может не привлечь их внимания. Вплоть до нервозных ситуаций иногда. А сейчас мы уже знакомы. К примеру, начальник службы безопасности аэропорта звонит мне иногда и спрашивает: «Кто это, ты этого человека знаешь?» Отвечаю, что наш. «Тогда всё нормально».
Аэропорт всерьёз заинтересовался споттерами в начале 2010-х. Тогда в Белгороде удлиняли взлётно-посадочную полосу, а потом строили новое великолепное здание терминала.
— Я всё это снимал, выкладывал в группу, – продолжает Максим Рыльский. – В 2014 году подошли ко мне пограничники и начали выпытывать: кто, что, зачем. Тогда шли учения армии и Военно-Космических сил России, прилетали тяжёлые Илы, военные вертолёты, липецкие «Соколы России».
А тут люди с фотоаппаратами, и всё это выкладывают в Интернет. В тот момент я снимал прилетевший из Турции боинг. Они попросили показать фото, и на одном снимке у меня нашли пограничника, где в кадре были видны даже погоны. Пришлось удалить. Так и познакомились.
— Сейчас наладили сотрудничество?
— Позже, в 2015 году, со мной связался коммерческий директор аэропорта Роман Морозов и предложил официальное сотрудничество: мол, мы вам все условия для съёмки, а вы нам – фотографии. Администрация аэропорта и сейчас относится к нам положительно. Недавно даже просили помочь разыскать и опознать некий летательный объект, попавший в видеокамеры в зоне взлёта и посадки самолётов. Мы же знаем авиамоделистов, парапланеристов, все варимся в одном котле.
Когда нельзя, но приходится
— Бывают случаи, когда о съёмке нельзя договориться в принципе?
— Бывают. Например, когда прилетает президентский борт номер 1. Как говорится, нельзя снимать, но приходится. У нас есть снимки этого самолёта, а откуда они сделаны – не спрашивайте: хочется сохранить эту локацию в тайне. Конечно, снимки не ахти, но для архива годятся.
— Как обнаруживаете такие самолёты? Знаю, что вы слушаете лётчиков в эфире. Законно ли это?
— Прослушивать закон не запрещает. Нельзя самому выходить на связь на этих частотах. Официальные споттинг-сессии хороши тем, что ничего прослушивать не нужно, нам всё сообщают и отвозят на точку съёмки.
— Что даёт прослушка?
— Бывает, что к нам прилетают редкие самолёты: военные Ил-18, Ан-26, Ил-76. На радаре они не отображаются, но хочется их увидеть, сфотографировать. У нас есть человек, который с утра и до ночи слушает радиопереговоры, записывает эфир. И если что‑то интересное летит – звонит мне и сообщает. Мол, идёт Ил-18, бортовой номер такой‑то. Я пишу в общий чат: ребята, кто свободен, приезжайте, сфоткайте хоть на что‑нибудь.
— Что нужно знать, чтобы заниматься споттингом?
— Все мы что‑то читаем про авиацию, изучаем. Я могу различить тип воздушного судна, по инверсионному следу распознать модель самолёта, даже летящего в небе на высоте 11 тыс. метров.
— Ваше увлечение может приносить прибыль?
— В принципе, да. Авиакомпания «Руслайн» платила за мои фотографии, присылала подарки. Есть сувениры и от нашего аэропорта. Но мы снимаем не для этого. Не ради денег – для себя, для людей, для подписчиков группы.
Интерес не отпускает
Инженер-строитель Жасмина Бутикова присоединилась к белгородским споттерам в 2013 году.
«В детстве я плохо переносила перелёты, – вспоминает Жасмина. – Позже, уже с мужем, я полетела в Турцию. В той поездке стала фотографировать самолёты. Сейчас понимаю, что любовь к самолётам пришла ко мне потому, что они стали частью положительных эмоций, полученных в то время: наша свадьба, первый отдых, первая поездка за границу».
Дома Жасмина стала искать соратников по увлечению. По запросу «клуб любителей самолётов в Белгороде» поисковик выдал сообщество споттеров во «ВКонтакте». Очень быстро вместе с новыми друзьями девушка попала на «подзаборинг» на той самой остановке возле АСК «Вираж».
«В тот раз я снимала не фото, а видео. Вообще, на споттинг-сессиях каждый раз теряюсь: то ли глазами любоваться самолётами, то ли через объектив, – признаётся Жасмина. – Но главное – я убедилась окончательно, что в самолёты влюблена бесповоротно. Жаль, что споттинг-сессии у нас нечасты: редко удаётся выехать и поснимать. Но ведь поэтому интерес к споттингу и не отпускает».
Размер имеет значение
Из Интернета Жасмина узнала, что споттеры коллекционируют бортовые номера. К этому девушка осталась равнодушна.
«Для меня споттинг – это в первую очередь охота за самолётами, – констатирует она. – Помню первую официальную споттинг-сессию в нашем аэропорту. У меня буквально рот открылся: не представляла, что так можно: попасть на перрон аэропорта, рассматривать самолёты со всех сторон, рукой до них дотрагиваться. В этом вторая причина того, почему я стала споттером: эта возможность – настоящий праздник, просто шквал эмоций».
По словам Жасмины, каждая встреча единомышленников тоже сродни празднику: веселье, шутки, радость от общения с интересными людьми. Не раз она ловила себя на том, что по пути домой из аэропорта с лица не сходит улыбка.
И это радость не на один день. Ведь дома – разбор фотографий, обмен ими с друзьями, продолжение общения.
«Разницы между Boeing и Airbus я для себя не делаю, – признаётся девушка. – Мне вообще большие самолёты нравятся. Гражданские – такие, как «Аэробус А-380». Из боингов – 747-й. Сестра моя в Таиланд летала на таком. Я её прошу: мол, ты хоть пофотографируй мне его. Но у неё нет такого интереса».
Они – живые
Споттинг познакомил Жасмину с пилотами, многие из которых снимают и выкладывают фото, видео своих взлётов и посадок в разных аэропортах мира. Появилась мечта: позагорать с камерой на знаменитом пляже Махо на острове Сен-Мартен, где садящиеся и взлетающие самолёты пролетают в 10–20 метрах над отдыхающими.
«Научилась снимать с двух рук: одной делать фото, другой снимать видео, – рассказывает Жасмина. – Обычно выкладываешь фото в «Инстаграм», все интересуются: ой, а как это вас пустили на перрон? И удивляются: почему девушке интересны самолёты, вроде должны быть другие увлечения. Но я вообще технику люблю – машины, самолёты. Отношусь к ним не как к куску железа, а как к чему‑то живому – гордым и красивым птицам, например. А продавать снимки я даже не думаю. Если зачем‑то попросят – просто подарю. Разве можно продать часть своей души?»
Елена Безбородова, генеральный директор Международного аэропорта Белгород:
«С белгородскими споттерами мы сохраняем дружеские отношения. По мере необходимости аэропорт приглашает их на споттинг-сессии. Аэропорт рассматривает споттинг с положительной стороны, так как может использовать лучшие снимки споттеров в собственных целях: для новостных публикаций, в социальных сетях и на других интернет-платформах».