Спо 2021 что это такое
Стали известны подробности введения программы «Профессионалитет»
Правда, Министерству просвещения всё ещё предстоит проработать некоторые нюансы.
Это следует из проекта постановления правительства о проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования (СПО) в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Предполагается, что программы будут конструироваться автоматически с помощью специальной цифровой платформы.
Кто будет участвовать в проекте и зачем он нужен
В документе уточняется, что эксперимент проведут в 2022–2024 годах, а его участниками станут:
Цель эксперимента — создать, апробировать и внедрить автоматическое конструирование образовательных программ. Это нужно для формирования гибкой модели подготовки кадров, которая соответствовала бы скорости технологизации экономики.
Разработку такой технологии предполагается осуществить с использованием федеральной цифровой платформы по конструированию образовательных программ.
Что предстоит сделать, чтобы запустить эксперимент
В соответствии с обозначенной целью намечено несколько задач:
Типовые программы будут определять структуру, объём и условия реализации программ, а также результаты их освоения. Пока к будущим программам только одно требование: условия реализации и планируемые результаты освоения не могут быть ниже стандартов, установленных федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.
Минпросвещения разработает и одобрит типовые программы по согласованию с предприятиями-работодателями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующих учебных программ. Сделать это ведомству предписано до 1 августа 2022 года.
Кроме того, министерство вправе выбрать из числа подведомственных ему государственных учреждений то, которое разработает технологию для автоматизированного создания программ, новую цифровую платформу и типовые образовательные программы.
Кто и как будет учиться в профессионалитете
Перечень профессий, которые войдут в эксперимент, определит Минпросвещения. Ведомству предписано до 1 декабря 2021 года внести в правительство проект соответствующего распоряжения.
Принимать на обучение по экспериментальным программам предполагается в конкурсном порядке. Участвовать в конкурсе смогут студенты, которых зачислили в образовательные учреждения на соответствующие направления. Порядок их отбора Минпросвещения определит до 1 марта 2022 года. Получается, что часть учащихся станет осваивать программу в обычном порядке, а часть — в экспериментальном.
Экспериментальные образовательные программы будут отличаться продолжительностью обучения — не более двух лет для студентов, которые пришли в колледж после 11-го класса, и не более трёх лет для тех, кто поступил после 9-го класса.
По завершении образовательных программ предусмотрено проведение государственной итоговой аттестацией в форме демонстрационного экзамена. Тем, кто сдаст его успешно, выдадут дипломы о среднем профобразовании. Особенности выдачи дипломов Минпросвещения тоже должно утвердить до 1 марта 2022-го.
Финансировать экспериментальные образовательные программы предполагается из средств, выделенных на реализацию соответствующих стандартных программ.
Какие изменения ждут систему СПО
На сегодняшний день система среднего профобразования переживает масштабное реформирование, цель которого — приблизить подготовку кадров к реальным потребностям рынка труда и сделать её более гибкой.
Напомним, в марте стало известно, что Минпросвещения планирует вдвое сократить число профессий и специальностей в колледжах за счёт их объединения и трансформации. А в мае сообщалось о том, что срок обучения в колледжах планируется сократить с четырёх до двух лет. Правда, некоторых направлений это всё же не коснётся.
Помимо этого, планируется внести изменения в практику формирования ФГОС на основе профстандартов. Основная цель — сократить избыточное госрегулирование. А ещё в апреле анонсировали завершение разработки нового макета ФГОС среднего профессионального образования.
Кроме того, в рамках программы «Профессионалитет» планируют развивать модель колледжей-заводов.
В сентябре вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что уже к 2024-му 70% российских колледжей должны уменьшить сроки обучения. Кроме того, она заявила, что с 2022/23 учебного года контрольные цифры приёма в колледжи будут устанавливать с учётом потребности разных отраслей в специалистах.
Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.
В России вводят новый уровень среднего профессионального образования – «Профессионалитет»
Почему появилась потребность в такой программе, чем она отличается от обычного обучения в колледже и как стать ее участником – рассказал в эфире телеканала «Россия 24» министр просвещения России Сергей Кравцов.
Министр Сергей Кравцов рассказал главное о новой программе. Фото: Министерство просвещения.
Программа «Профессионалитет» стартует в сентябре 2022 года и охватит около 150 000 студентов некоторых специальностей колледжей. Срок обучения по этой программе сократится с четырех до двух лет. Задача – дать выпускнику все необходимые навыки за счет интенсивности и практической направленности обучения. Подробности рассказал министр просвещения России Сергей Кравцов.
60% девятиклассников в России идут в колледжи
– С каждым годом все больше учащихся девятых классов выбирают среднее профессиональное образование, – отметил Сергей Кравцов. – Порядка 60 процентов девятиклассников идут в колледжи. В начале 2000-х годов эта цифра была 10-12 процентов. То есть растет престиж отдельных профессий. Поэтому в прошлом году мы приняли стратегию развития среднего профессионального образования. Она предусматривает синхронизацию программ подготовки с запросами рынков труда в регионах со стороны отраслей, малого и среднего бизнеса.
У нас 3500 колледжей, в которых учатся более трех миллионов студентов. В течение прошлого года мы вместе с регионами провели детальный анализ и корректировку всех программ по каждому колледжу, поскольку 30 процентов из них не соответствовало потребностям регионов.
В ходе этой работы мы увидели, что есть необходимость сократить срок обучения по определённым программам с трех с половиной-четырех лет до двух-двух с половиной. Не в ущерб качеству подготовки, а именно за счет интенсификации обучения, за счет практического обучения непосредственно на предприятиях. И поэтому родилась такая программа «Профессионалитет». Подготовка по ней будет осуществляться непосредственно с участием отраслей.
Какие профессии войдут в «Профессионалитет»
– Мы планируем, что эта программа охватит 150 тысяч студентов, – рассказал министр просвещения. – Уже сегодня мы с регионами отобрали колледжи. Проговорили и с «Российским союзом промышленников и предпринимателей», и с «Деловой Россией» те отрасли, где есть потребность в кадрах.
Мы отобрали прежде всего железнодорожную отрасль, атомную промышленность, металлургию, нефтегазовую отрасль, сельское хозяйство, фармацевтическую отрасль, горнодобывающую, машиностроение и легкую промышленность.
С нами активно работают коллеги из Министерства промышленности, из «Росатома», РЖД, «Сибура», «Русагро» и других компаний. Со многими мы уже провели встречи, получили поддержку. Самое главное, что компании готовы инвестировать в развитие среднего профессионального образования, подключаться к подготовке и давать практическую базу для формирования необходимых навыков студентов.
Будут ли отличаться дипломы тех, кто учился четыре и два года
– Это будет тот же диплом о среднем профессиональном образовании, здесь никаких изменений не произойдет, – уточнил Сергей Кравцов. – Только за счет интенсификации обучения, за счет практикоориентированности мы, не снижая качества образования, сможем готовить соответствующего специалиста в течение двух с половиной лет.
Как стать участником новой программы
– У нас есть еще учебный год, чтобы, в том числе проработать вопрос отбора студентов, – ответил на этот вопрос министр. – Когда мы обсуждали программу с колледжами и студентами, видели большой интерес, и я думаю, что будет конкурс.
По завершении программы мы планируем максимальное трудоустройство студентов. Это будут выпускники колледжей, уже обученные на предприятии, куда они придут работать.
Многие отрасли создают свои корпоративные университеты и фактически доучивают студентов после колледжа. Наша задача – сделать так, чтобы уже в процессе обучения мы могли сформировать навыки, которые нужны той или иной отрасли, тому или иному предприятию.
Минпросвещения разработало новый макет ФГОС среднего профессионального образования
В этом году планируется подготовить стандарты по 100 укрупнённым профессиям и специальностям.
roxanne minnish / pexels
Документы размещены на сайте Института развития профессионального образования. Они предусматривают:
При очно-заочном или заочном формате длительность программ увеличивается не более чем на один или полтора года соответственно.
Согласно документам, содержание образовательных программ по профессиям должно составляться учреждениями в соответствии с потребностями региональных рынков труда. Обучение проходит в очной, очно-заочной и заочной формах. Кроме того, возможно применение дистанционных технологий. Однако они должны быть адаптированы для учащихся с ОВЗ и инвалидностью.
Уточняется, что вуз может реализовывать программы как в сетевой форме (то есть сотрудничая с другими университетами), так и самостоятельно.
Помимо этого, учреждения системы СПО должны будут проводить воспитательную работу в соответствии с планом. Её необходимо включать в учебную программу. Кстати, недавно в Skillbox Media писали о том, что это касается и вузов.
Первый замминистра просвещения Дмитрий Глушко заявил, что уже в этом году будут разработаны стандарты по 100 профессиям и специальностям, подготовку по которым осуществляют колледжи и техникумы. Составлением регламента займутся федеральные учебно-методические объединения под руководством Института развития профессионального образования.
Он также напомнил, что популярность среднего профобразования в последние годы растёт. Это подтверждают и исследования. Например, опрос среди родителей одиннадцатиклассников, который провёл рекрутинговый сервис SuperJob, показал, что продолжить обучение в учебных заведениях среднего профессионального образования хочет 21% выпускников. Для сравнения: в 2010 году такой ответ дали лишь 8% респондентов.
Напомним, в марте стало известно, что Минпросвещения планирует вдвое сократить число профессий и специальностей в колледжах за счёт их объединения и трансформации. Позднее сообщалось о грядущем изменении практики формирования ФГОС на основе профстандартов. Основная цель — сокращение избыточного госрегулирования.
Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.
Спо 2021 что это такое
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРА1ЩИ
от 3 сентября 2021 года N 2443-р
2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 755-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 20, ст.2560).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 сентября 2021 года N 2443-р
Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации
1. Профессии среднего профессионального образования, необходимые для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации
Техника и технологии строительства
Мастер общестроительных работ
Мастер жилищно-коммунального хозяйства
Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке
Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию
Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ
Мастер отделочных строительных и декоративных работ
Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
Информатика и вычислительная техника
Наладчик аппаратного и программного обеспечения
Наладчик компьютерных сетей
Мастер по обработке цифровой информации
Электроника, радиотехника и системы связи
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
Наладчик технологического оборудования (электронная техника)
Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
Электромеханик по ремонту и обслуживанию электронной медицинской аппаратуры
Мастер по изготовлению и сборке деталей и узлов оптических и оптико-электронных приборов и систем
Электро- и теплоэнергетика
Машинист паровых турбин
Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей
Электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети
Электромонтер по ремонту электросетей
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Электромонтер охранно-пожарной сигнализации
Наладчик станков и оборудования в механообработке
Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики
Оператор станков с программным управлением
Токарь на станках с числовым программным управлением
Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением
Какие нововведения ждут российские колледжи
О доплатах кураторам групп
— Задачи по воспитанию, по руководству группой, отчасти схожие с теми, что ложатся на плечи классных руководителей в школах, сегодня решают более 100 тысяч работников колледжей. Конечно, это должно поощряться.
О поступлении в колледжи
— В 2020 году в колледжи поступили около 1,2 миллиона первокурсников. Исходя из той динамики, которая есть, думаю, что в 2021 году набор «подрастет» еще на 50 тысяч. Примерно 60 процентов выпускников школ выбирают именно среднее профобразование. Растет число взрослых людей, которые поступают в колледжи на «короткие» программы и «добирают» себе новые компетенции.
Программы обучения «синхронизируют» с потребностями экономики
— Составили пилотный перечень перспективных приоритетных профессий и специальностей в сфере малого и среднего предпринимательства. Туда вошли оператор станков для обработки металлов, мастер по ремонту автомобилей, повар и другие.
Какие специальности исчезнут?
Сроки обучения сократят?
— Зачем учить специалиста 4 года, если за счет более интенсивных и качественных программ его можно выпустить на рынок труда раньше? Жизнь ускоряется, и мы действительно планируем сокращение сроков обучения по отдельным программам. Не радикально, нет. Где-то на два года, где-то на год, а где-то всего на несколько месяцев. Это сокращение должно лишь увеличить интенсивность практического обучения.
При колледжах появятся малые предприятия, где студенты смогут зарабатывать
— Малые инновационные предприятия на базе колледжей, безусловно, нужны. Я верю, что они приживутся и будут эффективны. Причем не для того, чтобы малый бизнес пришел и за минимум денег использовал инфраструктуру образовательной организации. А для того, чтобы студент получил свой первый опыт взаимодействия с рынком, который порой достаточно хищно ведет себя по отношению к молодым специалистам. Чтобы студент получил производственную практику и у него сформировалась определенная финансовая грамотность.