Современное мещанство что это такое

КАКОВ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ МЕЩАНИН И ОБЫВАТЕЛЬ?

КАКОВ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ МЕЩАНИН И ОБЫВАТЕЛЬ?

ограниченными собственническими интересами

и узким идейным и общественным кругозором.

(Толковый словарь Д.Н.Ушакова.)

ОБЫВАТЕЛЬ (в современном языке) – ограниченный

человек с мещанскими взглядами. Отрицательную окраску

слово приобрело после революции 1917 года.

Изначально слово «мещанин», называющее в Царской России лицо податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников, приобрело впоследствии нарицательное значение как человека ограниченного, с сугубо личными, мелкими обывательскими интересами, с неразвитым вкусом, безразличного к окружающему миру и интересам общества.

Большая Советская энциклопедия считает, что мещанам свойственны эгоизм, индивидуализм и стяжательство, аполитичность и безыдейность. Википедия приписывает им «мелочность, скупость, отсутствие твердых убеждений».

Мурло мещанина изобразил в своем стихотворении «О дряни» В.Маяковский.

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина…

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники, живут и поныне тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.

Показательна в этом плане также комедия Мольера «Мещанин во дворянстве». В ней рассказывается о мещанине Журдене, желающем “выбиться в люди” и стать дворянином. Ошибочно полагая, что для этого ему надо лишь иметь деньги и образование, он нанимает учителей для занятия разнообразными дисциплинами: философией, риторикой, музыкой, танцами, фехтованием. Но, желая получить быстрый результат, не прилагая больших усилий и поддавшись лести учителей, выманивающих у него деньги, он лишь выставляет себя посмешищем. История Журдена демонстрирует нам типичного представителя мещанской, обывательской среды, полностью захваченного тщеславием, жаждой денег, славы, титулов, чинов и наживы. Автор подчеркивает, что главное для человека не деньги, чины и слава, а его внутреннее содержание и душевные качества. Вот почему комедия Мольера, написанная еще в 1670 году, не утратила своей актуальности и сегодня.

Как бы ни было грустно, но и в наше время почти на каждом шагу встречаются мещане и обыватели. Зачастую обывателем считают у нас «потребителя». И это слово уже стало привычным для нашего слуха, хотя не каждый потребитель – обыватель, однако каждый обыватель – это потребитель. Вовсе не секрет, что стремление к вещизму, неуемному богатству называют мещанством. Мещанин, обыватель – человек ограниченный, с узким кругозором, не желающий его расширять и заниматься самосовершенствованием. Ему это не нужно, ему и так хорошо. Он уверен в себе и в том, что всё, даже вселенная, крутится вокруг него, а он, находясь в центре внимания, является «самым- самым».

В умах молодежи сейчас много информационного мусора. Современная действительность потребительского мира воспитывает у молодых людей эгоизм, стремление в первую очередь заботиться о себе, и лишь потом, в последнюю, о других, да и то, не обязательно, а если это не противоречит собственным желаниям и образу жизни.

Современное общество дает обширный набор примеров возведенного в культ мещанства. Это и стремление отдельных лиц иметь в личной собственности до десяти и более марок автомобилей, несколько квартир в различных городах, регионах и даже в других странах. Квартиры и виллы обставляются дорогой мебелью, а некоторые, особо состоятельные мещане-богатеи, пользуются золотыми унитазами. Модницы имеют в своем гардеробе сотни пар обуви, туфель, сапожек, босоножек, костюмов, нарядов «от кутюр», десятки меховых шуб, большое количество украшений из золота и бриллиантов. Спрашивается, к чему одному человеку столько машин, квартир, вилл, дач, одежды, обуви, предметов роскоши в то самое время, когда тысячи и миллионы граждан экономят на хлебе насущном?

Что ни говори, а слово «мещанство» содержит и несет в себе негативную интонацию. Как ни крути, ни верти, а обыватели и мещане, непременно помешаны и всё и вся оценивают через деньги. Если человек умен, интеллектуально развит, но беден, не имеет денег, он для них никто. Мещанство – это образ мыслей и, как следствие, образ жизни.

Таким образом, мещане в наших современных условиях не редкость. Это ограниченные лица со стереотипными взглядами и суждениями, живущие по определенному, навязанному окружением сценарию. Как правило, мещанин думает лишь о материальном благополучии и в результате становится мелочным, скупым и завистливым.

В наше время мещанином может быть, как бедный, так и очень богатый человек, миллионер. Мировоззрение такого человека довольно редко поддается изменениям. К сожалению, мещанство – это довольно распространенное явление и качество, присущее многим жителям нашей планеты. Так, уверена в том, что не изжитое мещанство и обывательщина сыграли немалую роль в развале нашей страны.

В расчете заполучить себе лакомый кусочек подобные люди разваливали колхозы и совхозы, закрывали лучшие предприятия, заводы, фабрики, активно действующие комбинаты. В результате разбогатели и заполучили желаемое лишь самые изворотливые и хитроумные дельцы. Большинство же осталось у разбитого корыта, в роли наемных работников и рабов, которым зачастую даже не выплачивалась и теперь нередко не выплачивается вовремя заработанная честным трудом зарплата, Недаром говорят, что мещанство и идиотизм идут рука об руку. С этим явлением нашей жизни нужно обязательно бороться и подавлять его.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Новое мещанство

Современное мещанство что это такое

Недавно у меня в одной дискуссии состоялся очень любопытный разговор о мещанстве. Оппонент мой утверждал, что мещанство — неотъемлемая часть характера москвичей, и доказывал, что человек из региона намного лучше и честнее такого москвича. Но по мне так как раз такое рассуждение и есть мещанство, даже не смотря на личную обиду на москвичей.

Что по сути есть мещанство? Мещанство — это суверенный русский налог заморского слова «провинциализм», общий смысл которого в том, что человек из регионов приезжает в столицу и там перенимает стилистику местного населения, прилагает усилия чтобы выглядеть как москвичи, одеваться как москвичи, жаловаться на московские модные проблемы и жить в Москве. Причем без понимания внутренних механизмов и ресурсов для обеспечения своего образа.

Например, фраза «если ты такой умный, то почему ты такой бедный» — по сути своей мещанская. Как еще в логике региона доказать, что ты умный? — только деньгами. Как мещанин мог показать, что играет на равных с дворянами, а провинциал — что ровня столичным? Деньгами. Поэтому они все помешаны на деньгах, и выражение всего у них оценивается через деньги. Они не могут допустить ни самоценность интеллекта, ни вклад интеллекта в то, что тут же не окупается деньгами, вложение интеллекта в некоммерческие сферы, в конце концов.

То есть кажимость выходит на первое место, и именно по критериям этой кажимости человек с мещанскими взглядами подчеркивает свое равенство или превосходство над теми, у кого благосостояние или благополучие является не иллюзией, а следствием определенных ультраструктурных и антропоструктурных решений.

Современное общество, откуда систематически вымывается все ультраструктурное, которое долгое время страдало от наводнения человеческих масс, дает обширный набор примеров современного мещанства, возведенного в культ. Реплики часов, внедорожники, которые не могут во дворе развернуться, шубы на искусственном меху.

Для человека, обрученного со своей ультраструктурой, нужды в кажимости материального нет, потому что он как бы виден «сквозь вещи». То, что он собой представляет, видно в нем вне зависимости от того, какие на нем «армани» или рубища. Все, что у него есть – результат сложной интегрированной архитектуры жизни. У иммигрантов (что из села в город, что из региона в столицу, что из страны в страну) в жизни происходит разрыв. В этот разрыв проваливается все, что логически вытекало из его прежнего образа жизни. И на другом берегу необходимо имитировать другие следствия, нелогические, которые из старой жизни вытечь не могли, но при этом соответствуют местным нравам.

Для дворянки ношение шубы – это закономерное следствие того, что тысячи гектаров леса, да и вся губерния, принадлежит ее мужу, генерал-губернатору. Ну в самом деле, если у него гигантские охотугодия, полные пушнины, то подстрелит там норку и сшить из нее шубу элементарно дешевле, чем покупать уже готовую шубу на деньги, которые еще надо получить, что-то продав. Но для мещанки, у которой из экономических активов только представления о том, что шуба это хорошо и статусно, ее необходимо покупать. И всем видом показывать, что за ее шубой прячется какое-то охотугодие, которого на самом деле нет, муж-губернатор, губерния и все остальное.

Так как мужа и губернии нет, то и денег, как правило, тоже нет. Поэтому приходится покупать шубу, похожую на настоящую. То есть из искусственного меха. И когда ну уж совсем никак не скрыть, что эта шуба поддельная: она не уникальная в исполнении, это серийный продукт, он продается, везде висит реклама этой шубы и т.п. – остается сделать вид, что все так и задумывалось, а отсутствие мужа и губернии быстренько заменить какими-нибудь наспех склепанными «экологическими взглядами», которые и обходятся дешевле и карман не тянут.

Другими словами, шуба из чебурашки, которую теперь носит наша постиндустриальная мещанка, полностью сделана из мусора. На всех уровнях:

И весь этот мусор – основание для невероятного гонора и претензия на то, чтобы считаться сверхмосквичом, сверхпетербуржцем или там сверхгрозненцом.

Соответственно кич (а это явление чисто мещанское) работает, потому что среди людей, живущих в петлевом метании между миром вещей и миром людей, есть некоторый консенсус лжи, который они всеми силами поддерживают. Поддерживают потому что если они и могут обрести какое-то достоинство, то в вещах и через людей, которые тоже ценят эти вещи и поддерживают их культ. Мир идей, лежащий в основе всей их жизни и формирующий их благосостояние, они отрефлексировать чаще всего не могут.

Свобода приходит именно от рефлексии идей. И людей, которые в мире идей разбираются довольно хорошо, ввести в заблуждение шубами из чебурашки невозможно. Также как дворянина, отдавшего себя служению богу, государю или справедливости, нельзя ввести в заблуждение роскошной каретой. Он знает, что за этой каретой не стоит ничего стоящего. В ней мусор. Мусорные идеи, предрассудки и прочая филистерщина.

Однажды я ехал в сидячем вагоне, потому что ни купейных, ни даже плацкартов не было. Рядом сидел какой-то персонаж с Твери. Он увидел мои в целом недорогие часы «Tissot» и спросил реплика это или настоящие. Я сказал, что настоящие. Он не поверил, попросил доказать. А я этими часами ничего не доказывал, и для меня сама мысль что-то доказывать часами всегда казалась дикой. Это элегантные простые черно-серебристые часы без наворотов, которые точно ходят и хорошо сидят на руке. Вот, наверное, для дворянина мещанин или для столичного жителя человек из регионов выглядят так же дико. И, видимо, поэтому слово «мещанство» содержит негативную коннотацию.

Я не хочу сказать, что мещане это люди второго сорта или какие-то безусловно порочные. Быть мещанином – одно из обязательнейших требований городской среды с точки зрения экономической адаптации приезжих. То есть это решение определенных проблем, но решение временное. Можно позволить себе быть мещанином до поры до времени, пока это мещанство не начинает принимать карикатурные формы, в целом описанные в мировой литературе. В частности, Жаном-Батистом Мольером.

Кажимость должна выступать щитом, который прикрывает интенсивную внутреннюю работу по обучению взаимодействию с миром идей, вхождением в идейную среду новых социальных классов и принятия их ценностей. За этим щитом невозможно прожить жизнь. Но часто так получается, что никакой внутренней работы не ведется, ценности принимающей среды остаются чуждыми, «покушающимися на личность», и временный адаптационный механизм мещанства порождает целую прослойку из застрявшей в своей социализации, кичливой, неблагодарной, помешанной на вещах и статусах раскрепощенной серости, трясущейся над своей мнимой уникальностью.

Мы живем в мире этой серости. И если мы не порвем со своим мещанством, настоящий мир никогда не позволит нам ни создать что-то стоящее, ни масштабировать наш бизнес, ни считаться с нашими интересами.

Виталий Трофимов-Трофимов, «Фамильная легенда«

Источник

В свое время Горький высказал мнение, что мещанство – это искаженно сформировавшееся чувство собственности. С этим вполне можно согласиться. Ведь нельзя стремиться только к собственному покою, опасаясь, что в какой-то момент он рухнет. Многие классики презирали мещанство. Определение, которое дал Чехов этому явлению, кажется несколько шире. Он писал о том, что оно не несет никакого развития и прогресса для людей.

Современное мещанство что это такое

Социальный кризис

В 19 веке Николай Васильевич Гоголь писал о том, что жизнь находится во власти мелочей, и это явление приобретает угрожающие масштабы. В то же самое время и Чехов высказался о том, что мещанство – это страшное зло. Проникая в суть этого образа жизни молодежи той эпохи, писатель содействовал борьбе за его кардинальное изменение.

Противостояние в литературе

В 1903-м году Чехов написал рассказ «Невеста». Сюжет истории достаточно прост. Московский художник Саша уговаривает девушку Надю бежать из дома практически из-под венца. Героиня, благодаря этому обреченному и больному человеку увидела всю тусклую жизнь, окружающую ее. Надя, поддавшись уговорам, уезжает учиться. Вернувшись на каникулы, героиня совершенно не сожалеет о поступке. Саша, удивительный человек, светлый изнутри, помог ей вырваться из узкого, душного и себялюбивого мещанства, обрести себя, избавиться от пошлости. Его слова призвали героиню к личному росту.

Мещанство: значение слова

Термин имеет польские корни и происходит от понятия mieszczanin – горожанин. До 1917 года в России мещане составляли низший разряд обывателей. Они несли податную и рекрутскую повинность, на них распространялись телесные наказания.

Современное мещанство что это такое

История возникновения

Мещанство – это сословие, которое берет начало от торговцев, мелких домовладельцев, ремесленников. Официально оно было закреплено в Жалованной грамоте Екатерины Второй в 1785 году. В ней же было дано разъяснение понятия. В Грамоте было указано, что мещанство – это «сословие городовых обывателей», «люди среднего рода», ремесленники и мелкие торговцы. По положению они стояли ниже купцов. Мещанам принадлежала львиная доля недвижимого имущества города. Поскольку они, вместе с купцами, выступали в качестве основных плательщиков податей и налогов, то считались «правильными городскими обывателями».

Вступление в сословие

Городские мещане объединялись в «общество». Принадлежность к сословию оформлялась соответствующей записью в обывательской книге города. Таким образом, каждый мещанин приписывался к определенному населенному пункту. Временно покинуть территорию своего города мещанам разрешалось только при наличии временного паспорта. Переехать же в другой населенный пункт допускалось с разрешения власти.

Современное мещанство что это такое

Современное мещанство что это такое

Связь с купечеством

Мещанство – это одно из сословий, тесно взаимодействовавшее с купцами. Развившие свои предприятия, разбогатевшие обыватели переходили в эту категорию. Вместе с этим, обедневшие купцы становились мещанами. В 1863-м году были проведены городские реформы. В результате них была отменена третья (низшая) гильдия купечества. Все, кто был приписан к ней, перешли в мещанство.

Возможности крестьянства

Мещанство принимало и государственных, а после отмены крепостничества – всех крестьян. Однако при этом должны были соблюдаться условия. Крестьяне могли перейти в мещанство при выходе из сельской общины и с разрешения власти. После отмены крепостничества мещанство пополнилось значительным количеством освобожденных. Однако, как свидетельствуют записи, считалось, что крестьяне переходили в новое сословие исключительно ради того, чтобы быть освобожденными от податей. На самом же деле они не занимались ни ремеслами, ни торговлей. Приобретя в городе дом и взяв в аренду участок, они продолжали работать на земле. Некоторые мещане, получив образование, становились разночинцами.

Современное мещанство что это такое

Статистика

Согласно данным по 1811 году, в России было порядка 950 тысяч мещан. Это составляло 35% от всего населения города. По данным переписи, проведенной в 1897-м, в стране было около 13 400 000 мещан. По своей численности это сословие находилось на втором месте после крестьянства. Несмотря на то что формально у мещанства было собственное самоуправление, оно в незначительной степени служило на благо обывателям. По своей сути, оно выступало в качестве бесплатного (для государства) финансово-полицейского органа управления. Мещанство вместе с прочими званиями и сословиями было отменено после революции 1917 года.

Ограничение перемещения

В начале ХХ столетия паспортная система в стране не была строгой. Однако несмотря на это, перемещение мещан было ограничено. Дела, касавшиеся выдачи паспортов, зачастую доходили до «схода». Но такие собрания проходили довольно редко, закон не определял их состава. В этой связи решения, принимавшиеся на «сходах» были весьма неустойчивы.

Современное мещанство что это такое

Либерализм – это идеология мещанства

В широком смысле данное явление характеризует не только жизнь обывателей, но и их мышление. Проблема мещанства состояла в ограниченности взглядов исключительно личными интересами, вульгарности во вкусах, трусости. Поведение и мировоззрение человека заключалось в том, что на высшие слои общества он смотрел с благоговением, а на низшие – с явным презрением. Мещанин всеми силами старался приблизиться к элите, но это ему плохо удавалось. В результате такие люди оставались средними членами общества. Мещане всегда старались обустроить жизнь, приспосабливаясь к обстоятельствам. Зачастую они не имели личного мнения, слепо подражали всему, что считалось модным и престижным.

Современное мещанство что это такое

Источник

Мещанство

Мещанство не случайное явление в человеческой жизни. Это закономерный, неизбежный результат эволюционного развития общественных отношений. Основой, на которой рождается и развивается мещанство и одновременно является причиной его возникновения, есть потребительское общество. Там, где создается потребительское общество, одновременно возникает мещанство. Оно возникает независимо от воли человека, хотя и является следствием его деятельности. Таким образом, мещанство есть продукт потребительского общества. Чем выше степень развития потребительского общества, тем активнее и яростнее мещанство.

Мещанству подвержены люди всех возрастов и всех уровней образования, независимо от того, какую государственную должность они занимают. Чиновник, как и бизнесмен, – все в равной степени могут быть заражены мещанством. Только люди с низким образовательным уровнем ограничивают свои потребности на уровне своего понимания. Зато люди образованные, занимающие высокие места в своих иерархических структурах жаждут удовольствий все более и более изысканных. Возьмем, к примеру, московский бомонд, который стремится не только получить богатство, но и заполучить ушедшие в прошлое дворянские титулы.

Чем, как не мещанством, объяснить появление в Кремле потешного полка, одетого в форму Екатерининских времен, шагающих так, как шагали солдаты Павла I; солдат открывающих и закрывающих перед президентом двери. Чем это можно объяснить, как не желанием испытать и прочувствовать величие царственных особ.

Все эти развлечения требуют больших денег, поэтому мещанствующие люди, особенно занимающие различные государственные должности, создают условия для поборов и взяточничества, которое постепенно охватывает всю страну, все слои общества от государственных мужей до простого пенсионера. Ибо взяточничество – это не только брать, но и давать взятки. Таким образом, в систему взяток насильственно вовлекается все население страны. Ибо в государстве нет ни одной услуги, не оплачиваемой наличными деньгами. Причем самой страдающей стороной в этой пирамиде всеобщего взяточничества является ее основание, состоящее из беднейших слоев российского общества, которым взяток никто не дает, но зато все берут с них, ставя их в положение нищенствующих.
У всех мещанствующих есть две большие потребности. Первую уже назвали, это деньги. Вторая, не менее важная, – стремление к власти. Ибо власть дает им возможность получить неограниченное количество денег для покрытия расходов, связанных с удовлетворением своей прихоти.

Со временем, когда мещанствующие насытятся телесными удовольствиями разного рода, они переходят к другим, радующим их душу удовольствиям. И первое это бессмысленное накопление денег. Им все равно, работают эти деньги или нет. Важно иметь их много, бесконечно много, и чем больше их, тем радостнее.

Характерной чертой проявления мещанства является то, что любой из мещанствующих, какую бы он ни занимал высоту в иерархии государства, науки, искусства и т. д., до того как он заболел мещанством, в своем проявлении культурных потребностей от высших достижений человеческого гения резко опускается вниз до уровня культуры криминала. Но, опускаясь сами, они в то же время низводят и культуру всего государства до своего уровня. Так со сцен театров, эстрады исчезает классика, заменяется попсой.

Мещанство не способно к строительству, к высокопроизводительному труду. Оно может только разрушать. Это наглядно показали последние 16 лет истории России: по сути уничтожена промышленность, сельское хозяйство.

Отличительной чертой мещанствующих является то, что они не способны любить кого-либо. Может быть, своих близких, и то не всегда. Поэтому ждать от них каких-либо благ для народа бесполезное дело. Им нет до него никакого дела. Было бы им хорошо.

Отличительной чертой мещанствующих является их бескрайнее лицемерие. Мещанствующие в бога не верят, но так как грешат они очень много, то на всякий случай регулярно ходят в церковь, ставят свечки, прикладываются к иконам и дают пожертвования деньгами церковным приходам на реставрацию, ремонт, строительство новых храмов. Но на строительство детских домов и интернатов у них денег нет.

Мещанство ненасытно. Сколько ему ни давай, все ему мало. Оно никогда не перестанет грабить. Но несмотря на всю неприглядность мещанства, его пагубность и разрушительность человеческого общества это явление не случайно в жизни человеческого общества. Оно вполне закономерно и предсказуемо.

Самое страшное в рождении и развитии мещанства является то, что оно само по себе не отмирает. Оно будет все рушить вокруг себя до полного уничтожения, как раковая опухоль, разъедающая организм. Остановить этот процесс можно только силовыми мерами. Об этом говорит историческое прошлое. При этом разрушение мещанства обходиться человечеству большими потерями и разрушениями.

Вот краткие примеры. В Священном Писании можно найти легенду о городах Содом и Гоморра, в которых происходило все то, что в настоящее время происходит у нас в России. В результате эти города по велению Всевышнего были полностью уничтожены подземным огнем и огнем надземным. Погибли все.

Второй пример. Римская империя. В конце своей истории подавляющее население Римской империи было больно мещанством. В результате вместо труда римляне искали всевозможных удовольствий. Это стало основной целью их жизни. Итогом стало ослабление армии, хозяйство развалилось. И пришедшие кочевники безо всяких усилий захватили Италию. Разграбили и уничтожили население и ушли, оставив после себя пустыню.

Третий пример. Франция. В предреволюционный период там в полную меру гуляло мещанство. В результате был ограблен весь народ, разорено сельское хозяйство. Ввергли население в беспросветную нищету. Для прекращения данного процесса потребовалась революция. Революция смела мещанство. Но вместе с мещанством были уничтожены многие тысячи людей.
И последний пример. Царская Россия. В предвоенный период и период первой мировой войны мещанство не коснулось основной массы народа. В основном им была поражена правящая верхушка, так называемый высший свет, который вел себя не лучше остальных мещанствующих. Взяточничество, воровство, предательство и т. д. во всем цвете проявляло себя в тот период времени в России. И концом этому состоянию российского общества стала революция, приведшая к огромным людским потерям в начавшейся гражданской войне и полному разрушению государственности.

Мещанство является фундаментом, на котором образуется и развивается фашизм. Ярким подтверждением этому является порождение фашизма в Германии после ее поражения в первой мировой войне. Развитие мещанства и образование фашизма в Германии принесло человечеству неисчислимые потери. Только Советский Союз в войне с германским фашизмом потерял более 30 миллионов человек, Европа – около 20 миллионов. Но эти потери были бы гораздо выше в результате дальнейшей деятельности фашизма, если бы не противостоял Советский Союз. Люди нового общества уничтожили эту заразу.

Итак, мы установили, что возникновение мещанства в любой точке планеты приводит к одному: к разрушению государственности, экономики и огромным людским потерям. Практически после уничтожения мещанства, там где оно вольготно гуляло, оставалось голое поле, на котором будущим поколениям нужно было возводить новое здание общественной жизни.
Вот пример. После разгрома Римской империи оставшееся в живых население начало строить новые общественные отношения, новую государственность, что создало условия для последующего мощного культурного рывка, получившего название эпохи Возрождения, которая принесла всему человечеству великие достижения в живописи, литературе, скульптуре.
Уничтожение мещанства в России привело к созданию совершено новых общественных отношений, уничтожение мещанства, несмотря на огромные людские потери, полное разрушение экономики страны, расчистило место для строительства нового типа государства, основанного на новых общественных отношениях, Союза Советских Социалистических Республик.

На приведенных примерах видно, что мещанство само по себе не умирает, оно только уничтожается. Уничтожается самой потребностью эволюционного обновления, ибо становиться тормозом Эволюции. Отсюда можно сделать вывод, что и современное российское мещанство будет неизбежно уничтожено. Уничтожено вследствие эволюционного скачка, именуемого революцией.

Кто бы как ни думал и ни говорил, но сам факт исторического развития человечества подсказывает нам, что избежать революционных преобразований и связанных с ними жертв, невозможно.

Таким образом, напрашивается вывод: Россия стоит перед серьезным кризисом. Это не кризис власти, не общественных отношений, а кризис Культуры в целом. Кризис прежде всего нравственно-духовный. Кризис, вызванный противодействием эволюционному устремлению, толкающему человечество к новым общественным формациям. Противодействием мыслью, действием и самим образом жизни. И горе строящим запруду, ибо воды поднимутся и сметут со своего пути все и всяк. Но новый посев на чистой ниве даст новые ростки новых человеческих общественных отношений. Грядущей мировой Общины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *