Современное искусство что это такое
Современное искусство
Современное искусство (англ. contemporary art ; в 90-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») — совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением. Не случайно, что существуют Museums of Modern Art и Museums of Contemporary Art, в коллекциях которых часто можно обнаружить работы одних и тех же авторов.
Содержание
История термина
Краткая история современного искусства
Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.
Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.
Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»). На середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.
Ряд художников 2000-х, возвращается к товарному объекту отказываясь от процесса и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма 21 века.
Актуальное искусство
В России 90-х использовался также термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). Актуальное искусство быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Участники художественного процесса в России наделяли определение «актуальное искусство» смыслом, которое в свое время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов).
Институции современного искусства
Современное искусство экспонируется галереями современного искусства, частными коллекционерами, коммерческими корпорациями, государственными художественными организациями, музеями современного искусства, арт-студиями или самими художниками в artist-run space. Современные художники получают финансовую поддержку за счёт грантов, наград и премий, а также получают средства от продаж своих работ. Российская практика несколько отличается в этом смысле от западной.
Музеи, Биеннале, фестивали и ярмарки современного искусства постепенно становятся инструментами привлечения капитала, инвестиций в туристический бизнес или частью государственной политики (см., например, Пермский музей современного искусства).
Институции современного искусства нередко выступают объектом критики со стороны художников и независимых арт-критиков. Такой вид деятельности называется институциональная критика. В России этот вид практики отсутствует за редкими исключениями (такими, как например творчество Авдея Тер-оганьяна [8] ).
Современное искусство: что это такое и как разобраться в нем
Современное искусство завораживает, притягивает и отталкивает: все сразу. Чтобы разобраться в нем, для начала надо понять, а что же такое «современное искусство»? Что скрывается под таким уже привычным термином?
Казалось бы, нет ничего проще – все то искусство, которое происходит вокруг нас сейчас, и есть современное. И да, и нет одновременно.
Что называют современным искусством в России и на Западе
В России современным искусством принято считать период с конца XIX века до наших дней, включающий в себя модернизм и постмодернизм. На Западе – период с 1960-х годов XX века.
Впервые термин «современное» применила к искусству Розалинда Краусс, американский теоретик и критик, в конце 1960-х годов, дав новой эпохе звучное название contemporery art (транслитерация на русский – контемпорери арт). В России в 90-х годах часто использовали термин «актуальное искусство», но он не прижился.
У нас в стране сейчас большинство людей ориентируется на Запад, поэтому будем считать, что и у нас эпоха современного искусства началась в 1960-х.
Но, в любом случае, корни современного искусства наших дней уходят в модернизм, поэтому стоит немного поговорить о нем.
Во всем виноваты импрессионисты
Из самого названия «современное искусство» понятно, что это искусство, идущее в ногу со временем, отражающее действительность. Но у каждой эпохи свое настоящее. С 60-х годов XIX века, когда начал развиваться технический прогресс, художникам стало тесно в рамках классических традиций и эталонов. Тогда и произошло зарождение современного искусства.
Все началось с Эдуарда Мане и его картины «Завтрак на траве», которая в 1863 году просто шокировала публику и стала предтечей многих новых направлений в искусстве, объединившихся в дальнейшем в одно название – модернизм. Художники активно искали новые способы реализаций своих замыслов.
Модернизм
Первым направлением модернизма оказался импрессионизм – воплощение мимолетных впечатлений, переход от изображения реальных объектов к чувствам и, затем, идеям. К импрессионистам относятся Э. Мане, О. Ренуар, К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега и другие.
Далее появляются футуризм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, супрематизм, абстракционизм. Все направления можно сравнить с одной большой необычной семьей – каждое имеет свой индивидуальный характер, но при этом объединены одним общим глубинным фундаментом.
В целом, эпоха модернизма, продолжающаяся вплоть до 1960-х годов, – это новый взгляд на общество и на роль творческой личности в нем. Художникам хотелось отразить свое отношение к современному миру, преобразить его и даже выдумать новый.
Сотворить заново!
Ребята-модернисты всегда были рисковыми людьми и ходили на грани эстетически приемлемого. В своем творчестве они использовали разные методы, которые мы наблюдаем и по сей день в современном искусстве:
Постмодернизм и contemporary art
В конце 60-х годов XX века в России современное искусство продолжилось с привкусом постмодерна, а на Западе пришло contemporary art.
В этот период появляются аудио и видео технологии, потом компьютеры, а в 90-х годах начал захватывать власть интернет. Вместе с новыми технологиями появляются и новые направления, соответствующие эпохе – концептуализм, гиперреализм, минимализм, поп-арт, хеппенинг, перфоманс.
Сегодня современное искусство поражает многообразием видов, порой даже шокирующих, о которых будет сказано далее. А пока разберемся в другом.
Как понять современное искусство простому человеку?
Художники – это совесть общества. Они привлекают внимание на разные проблемы: социальные, политические, экологические, психологические, бытовые и показывают мир таким, каким его мыслят.
Если исходить из того, что современное искусство – это самовыражение автора и его ощущение настоящего мира, то понять его несложно. Нет правильного и неправильного понимания. Любой зритель – соавтор и может дополнить произведение своим толкованием, принять его или нет.
Есть авторы-исследователи, которые выражают в работах результаты своих исследований социальных процессов. Для понимания их работ лучше, конечно, знать мысль и суть (можно почитать табличку с объяснением), и хоть немного знать теорию.
Есть авторы, которые выражают самого себя, свои эмоции, чувства и переживания. Здесь полный расчет не на ум, а на чувства и ощущения зрителя. И таких художников большинство.
Нет прямого ответа на вопрос: как понять современное искусство. Стойте, всматривайтесь, вглядывайтесь, вдумывайтесь. Чем сложнее сегодня, тем проще завтра.
Как разобраться в современном искусстве?
Очень просто – надо всего лишь начать изучать историю искусств, ходить на лекции, коих сейчас великое множество, и тогда современное искусство не будет казаться пугающим и непонятным. Не ленитесь быть любознательным, ведь современное искусство уже никуда не денется. Нам с ним жить.
Зачем нам эти знания?
Можно спросить: а зачем нам современное искусство? Зачем тратить время на его изучение? Многие и вовсе считают его бессмысленным.
Здесь все просто — современное искусство предлагает прекрасную пищу для ума и выявляет тенденции развития общества.
Знание современного искусства значительно расширяет кругозор и позволяет мыслить на более высоком уровне. Это помогает человеку представлять связи между формой и содержанием, между идеей и реализацией. Таким образом, развивается масштабное мышление и повышается осознанность.
А осознанного человека, хорошо разбирающегося в современном искусстве и понимающего логику развития творческих трендов, не обмануть рекламными ходами и социальными экспериментами.
Он легко отличит художественную акцию от политической провокации. И сразу увидит, где философский концепт, предназначенный для интеллектуалов, а где просто сиюминутная выходка, нацеленная на хайп.
Виды современного искусства
А теперь, как и было обещано, многообразие видов современного искусства (contemporary art) во всей красе.
Граффити и обратное граффити
Если для простого граффити нужны чистые стены, чтобы рисовать баллончиками с красками, то для обратного граффити (Reverse Graffiti) наоборот – чем грязнее, тем лучше. Авторы используют моющие средства, а иногда и моющие машины для удаления грязи, рисуя шедевры.
Рисование на грязных машинах
То же, что и обратное граффити на грязных стенах, только на машинах. После такого и машину мыть уже не хочется.
Картины, написанные собственным телом
Вместо кисти может пригодиться любая часть тела.
Жидкости тела (органические)
Некоторые экстравагантные авторы не чураются использовать кровь и мочу для создания своих отвратительных мрачных шедевров.
Мани-арт
Для аппликаций и поделок в ход идут любые купюры, которые не жалко.
Резьба по книгам
Из старых книг с помощью пинцетов, щипчиков, скальпелей, клея и других приспособлений, художники создают потрясающие пейзажи.
Боди-арт иллюзии
Тело человека используется в качестве объекта творчества. Но теперь это не просто картинки, а настоящие раны и реальные хищники.
Тени в искусстве
Свет падает на сооружение из всевозможных предметов, а отбрасываемая тень, например женской фигуры, это и есть произведение искусства. Бывают даже цветные тени из-за цветного стекла.
Анаморфоз
Из специально искаженного изображения появляется правильное при взгляде под определенным углом. Многие уличные художники так имитируют ямы, трещины на земле и стенах.
Акционизм
Вовлечение произведения в действие, т. е. в акцию. Часто художник сам становится участником действия.
Хеппенинг
Акционизм с участием зрителей без всякого сценария. И куда все это заведет не понятно.
Перфоманс
Акционизм с участием зрителей по прописанному сценарию.
Фотореализм
Слайд фотопленки проецируется на холст, и получается произведение большого размера с фотографической точностью.
Реди-мейд
Это когда обычный готовый объект, например унитаз, помещают на пьедестал и под стекло.
Инсталляция
Композиции из различных материалов разных размеров: от миниатюрных до занимающих огромные залы.
Статья о современном искусстве на Википедии.
Роузли Голдберг — основательница биеннале Performa и исследователь перформанса, не раз приезжавшая со своими выставками и в Москву. «Искусство перформанса» — это дополненное издание книги Голдберг 1979 года, как ясно из названия, глубоко погружающая в вопрос: три сотни страниц как о «Победе над Солнцем» и представлениях «Кабаре Вольтер», так и об акциях Мэтью Барни. В серии «Имена» издательство Ad Marginem публикует портреты-эссе выдающихся специалистов о представителях русского искусства. Например, здесь философ Борис Гройс разбирается в феномене Казимира Малевича и в его попытках создать вневременное искусство.
Спасибо, Дмитрий, за уточнение. Действительно так и есть.
Ваш комментарий Отменить ответ
Мистический Сергиев Посад. Обитатели
Мистический Сергиев Посад. Паломничество в Лавру
«Цемент» Фёдора Гладкова – лучшее из советской революционной прозы
Мятущийся гений Фёдор Гладков
Всеволод Гаршин. Грустный гений
Чюрлёнис. Симфония жизни и смерти
Чюрлёнис прожил всего тридцать пять лет, но интенсивность его жизни была.
Художник Анатолий Константинов. Думать о вечном и творить вечное
Старорусский художник Анатолий Константинов искренне любит свою малую Родину.
Елена Гуро. Вглядываясь в жизнь
Художница и поэтесса Елена Гуро была существом нежным и возвышенным. Ее взор.
«Цемент» Фёдора Гладкова – лучшее из советской революционной прозы
Мало кто сегодня знает роман Федора Гладкова «Цемент». А ведь это книга.
Мятущийся гений Фёдор Гладков
В наши дни популярный в Советском Союзе писатель Фёдор Гладков стал жертвой.
Всеволод Гаршин. Грустный гений
Это был честный, скромный и хрустально чистый человек. Нечто солнечное и тёплое.
Ладислав Клима. В бездне свободы
Ладислав Клима – выдающийся чешский писатель, поэт и философ. Первый.
Современное искусство: направления и тенденции
В этой статье рассмотрим современное искусство, характерное западным направлениям. Со второй половины ХХ века в Европе наблюдается активное развитие искусства. Отображение культурного быта общества стало выливаться в множестве разных течений. Реалистичность, мелодия, ритм и гармония стали выливаться в новые течения, не соответствующие внутренней логике искусства.
Современное искусство: Модернизм
Данное направление искусства стало собирательным, так как охватило новые тенденции мастеров, объявивших разрыв с реальностью изображений и красотой их форм. Современная эпоха модернизма отображает знаки и формы, не созвучные со зрительной ассоциацией. Идеология этого направления сводится к охлаждению интереса к «вечным истинам». Модернизм допускает столько истин, сколько существует взглядов. При этом каждая эпоха вправе иметь свое «видение истины» и иметь свою уникальную «душу». Содержание в поэзии модернизма перестроилось на акустический контакт, в музыке стали приветствоваться атональные созвучия и разного рода шумы. Разновидностью модернизма можно считать фовизм, гиперреализм, кубизм, дадизм, футуризм. Советскими искусствоведами это направление было оценено как кризис буржуазной культуры. Сегодня же модернизм рассматривают как новое перспективное веяние, которому западные страны дали полную свободу для реализации.
Современное искусство: Абстракционизм
Данное явление проявилось в искусстве западных стран в ХХ веке и наложило сильный отпечаток на графическое живописное творчество и скульптуру.
Значение слова «абстракционизм» говорит об отходе от действительных событий и реальных предметов. Изначально направление формировалось как вызов общепринятым вкусам. Поэтому свои внутренние переживания художники стали передавать в виде точек, плоскостей, различных линий и пятен в разном цветовом решении.
В абстракционизме выделяется два течения:
— Психологическое. Основы этого течения абстракционизма были изложены В. Кандинским, в работах которого музыкальность и лиризм проявлялись в колористическом видении. Кандинский общество видел в форме пирамиды, основание которой формируют простые люди, а вершину – высокодуховные личности. На пике пирамиды, по мнению В. Кандинского, восседать должен сам художник, достигший наивысшего совершенства.
— Геометрическое (логическое). Его основателем был П. Мондриан. В дальнейшем направление поддержали В. Татлин, В. Кандинский, К. Малевич. Данный вид течения представляло собой плоскости, изображенные в разном цветовом решении. Архитектурные сооружения в таких картинах приобретали геометрические формы и объемы. При этом прослеживалась бессознательность и стихийность.
Современное искусство: Сюрреализм
В последние годы минувшего столетия наблюдалось некоторое охлаждение интереса к модернизму. Ему на смену пришло новое направление в западном искусстве — сюрреализм. Первые картины в таком стиле были созданы еще С. Дали. Особенностью таких произведений стало сочетание частей предметов в деформированном стиле. Примером тому является картина «Атропоморфный шкаф» С. Дали. Она отражает размещение в животе человека картотечного ящика. Еще один пример — картина «Красная модель» Р. Магритт, где стена засасывает охотника.
Логическое обоснование сюрреализму дал психолог Андре Бретон, пояснив, что описываемое направление позволяет выразить внутренние мысли, неподконтрольные разуму и лишенные морали. Кроме того, сюрреализмом была объявлена вера в ранее непризнанную реальность, в могущество сна.
Сильное влияние на формирование сюрреализма оказала концепция психоанализа З. Фрейда, утверждавшего, что психика человека подчинена внешним силам. Также он подчеркивал, что сущность человека отражается в снах и искусстве.
В Западной Европе по сегодняшний день произведения искусств, отражающие причудливость и уродливость форм, имеют высокую оценку. Поэтому вполне понятно, почему до сих пор ими наполняются залы многих музеев.
Современное искусство: Поп-арт
Впервые термин «поп-арт» (то есть общедоступное искусство) был зафиксирован литературоведом и критиком Л. Элоуэем в 1965 году. Направление зародилось в Англии и США с целью замены абстракционизма на более понятный широким массам реализм. В нем стали изображаться реальные вещи, муляжи и копии.
Направление поп-арт эстетизирует вещь для массового потребления, изображает ее как мечту потребителя. Ярким примером данного стиля является творчество Р. Гамильтона, в котором художник красоту предмета заменяет ее полезностью, а духовные стремления замещает материальными потребностями.
Существуют разные виды поп-искусства, однако смысл у всех его видов одинаковый — его можно сравнить с рекламой товара, когда показывается старая вещь, подлежащая замене на новую.
Данный вид искусства рассчитан на человека-потребителя, воспитанного СМИ и ориентированного на рекламу.
Современное искусство: Оп-арт
Данный термин обозначает оптическое искусство. Явление приобрело известность в западных странах в 70—х годах минувшего века. Ему характерно создание зрительных иллюзий от сочетания объемных и плоских фигур. Представители оп-арта создают эффекты, прибегая к перемещениям, слияниям, ритмическим повторам, игре цветов, спиральным и решетчатым пересечениям линий.Привлекает внимание в произведениях искусства иллюзия движения, неустойчивости и смены образов, возникающая в ощущениях зрителей. Направление оп-арта является продолжением модернизма.
Современное искусство: Кинетическое искусство
«Kinetikos» в переводе с греческого обозначает движение. Популярность направления в Европе началась в 50х годах ушедшего века. После того, как получили известность работы А. Родченко, В.Татлина и К. Мельникова, отображающие динамическую пластику. Сегодня кинетическое искусство предлагает по-разному смотреть на движение. Это могут быть колебания воздуха, электромагнитные воздействия или работа мотора. В качестве материалов могут применяться как классические, так и сверхсовременные средства, например, лазеры и компьютеры. Часто в творчестве для создания иллюзии используются зеркала, световое освещение, звук, светомузыка. Широкое применение кинетическое искусство получило при организации общественных интерьеров, выставок, парков, дискотек и ярмарок.
Современное искусство: Гиперреализм (фотореализм)
Данный вид творчества зародился в США в 70х годах и до сих пор находит свое отражение в современном искусстве. Фотореализм и сегодня отражается в живописи и скульптуре западных стран. Цель данного направления заключается в отображении окружающего нас мира в сверхреальном видении. Примером фотореализма могут стать отраженные на стекле или полированной поверхности машин улицы, магазины, жилые здания. В выставочных залах гиперреализм позволил выставлять полимерные человеческие фигуры, практически не отличающиеся по внешнему виду от живых людей. Фотореализм в условиях технического прогресса стремится усилить восприятие обыденной современности, скрывая при этом чувства автора.
Изложенный выше материал рассказал все о направлениях западного современного искусства. Предложенный выше перечень направлений и их описаний позволит с легкостью отличить одно веяние от другого и без особых сложностей идентифицировать каждое течение по ряду его признаков.