Соу эталон что это такое

Продукты

Внедрения
СОУ Эталон

В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» СОУ Эталон внедрена в органах исполнительной власти всех субъектов РФ.

Используется для контроля над реализацией национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» специалистами Министерства транспорта РФ, Министерства энергетики РФ, Росжелдора, ОАО РЖД, ФГУП Администрация гражданских аэропортов (аэродромов), Росморпорт, Росавтодор, ГК Автодор, Счетная палата РФ и др. участниками национального проекта.

Также СОУ Эталон используется для контроля объектов Администрацией города Красноярска, Краевым государственным казенным учреждением «Управление капитального строительства» и Министерством цифрового развития Красноярского края.

Эталон.ВРМ

Используется для автоматизации процессов согласования внесения изменений в региональные проекты субъектов РФ в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также для автоматизации процессов выдачи технических требований и условий Федеральным дорожным агентством и подведомственными федеральными казенными учреждениями.

Используется для автоматизации процессов согласования изменений в планы графики федеральных проектов национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».

Программно-технический комплекс «Администрирование страховых взносов» (ПТК АСВ)

В период с 2009 г. по 2015 г. ПТК АСВ использовался во всех регионах РФ для администрирования Пенсионным фондом РФ страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование более чем 6 300 000 плательщиков.

Проект стал финалистом конкурса «Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора 2010».

С октября 2010 по август 2012 года мы участвовали в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию базового программного комплекса «Экспертная система оперативного управления для органов государственной власти». Заключив контракт с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере при Правительстве РФ, выполнили следующие этапы по разработке Экспертной системы оперативного управления для органов государственной власти:

Источник

Продукты

Внедрения
СОУ Эталон

В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» СОУ Эталон внедрена в органах исполнительной власти всех субъектов РФ.

Используется для контроля над реализацией национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» специалистами Министерства транспорта РФ, Министерства энергетики РФ, Росжелдора, ОАО РЖД, ФГУП Администрация гражданских аэропортов (аэродромов), Росморпорт, Росавтодор, ГК Автодор, Счетная палата РФ и др. участниками национального проекта.

Также СОУ Эталон используется для контроля объектов Администрацией города Красноярска, Краевым государственным казенным учреждением «Управление капитального строительства» и Министерством цифрового развития Красноярского края.

Эталон.ВРМ

Используется для автоматизации процессов согласования внесения изменений в региональные проекты субъектов РФ в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также для автоматизации процессов выдачи технических требований и условий Федеральным дорожным агентством и подведомственными федеральными казенными учреждениями.

Используется для автоматизации процессов согласования изменений в планы графики федеральных проектов национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».

Программно-технический комплекс «Администрирование страховых взносов» (ПТК АСВ)

В период с 2009 г. по 2015 г. ПТК АСВ использовался во всех регионах РФ для администрирования Пенсионным фондом РФ страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование более чем 6 300 000 плательщиков.

Проект стал финалистом конкурса «Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора 2010».

С октября 2010 по август 2012 года мы участвовали в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию базового программного комплекса «Экспертная система оперативного управления для органов государственной власти». Заключив контракт с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере при Правительстве РФ, выполнили следующие этапы по разработке Экспертной системы оперативного управления для органов государственной власти:

Источник

Образец эффективности

Соу эталон что это такое

Создавать образцовую бизнес-модель непросто. Но стремление к ней — это именно то, что отличает зрелые компании, прошедшие через все болезни роста и достигшие серьезного уровня развития. Войдя в тройку крупнейших российских нефтяных компаний, «Газпром нефть» занялась построением максимально эффективной системы управления операционной деятельностью. Сегодня уже можно говорить о первых результатах этой работы

Фактор устойчивости

Практически все лидеры мирового нефтяного рынка в свое время прошли через этап создания и внедрения комплексной производственной системы, главная задача которой определялась как рост эффективности и минимизация рисков, связанных с производственной безопасностью. Причем нередко именно промышленные катастрофы, приносящие гигантский финансовый и репутационный ущерб, становились триггером последующих изменений.

Для «Газпром нефти» поводом пересмотреть подход к управлению операционной деятельностью стал недавний экономический кризис, сопровождавшийся, а отчасти и вызванный резким падением цен на нефть. Компания без особого труда преодолела возникшие сложности, усугублявшиеся санкционной политикой ряда западных стран. Но общее состояние рыночной нестабильности вывело на первый план эффективность как важнейший фактор конкурентоспособности и устойчивости бизнеса.

Построение системы управления операционной деятельностью (СУОД) «Эталон» началось с понимания того, что только интеграция разрозненных управленческих элементов, процессов, стандартов в четко структурированный набор взаимозависимых практик, обязательных для применения на любом производственном участке, будь то офис, лаборатория, промышленная установка или буровая, позволит вывести бизнес на качественно новый уровень эффективности.

Целевая система объединит в себе 12 функциональных элементов — от «Лидерства и культуры» до «Управления надежностью и эффективностью», — в рамках которых можно говорить о совершенствовании соответствующих этим элементам процессов. Все элементы объединяются в три крупных макроблока: операционная культура, операционная надежность, операционная эффективность. Это разделение неслучайно, оно обусловлено самой целью создания системы управления операционной деятельностью: обеспечение максимальной операционной эффективности компании за счет надежности и безопасности производственной деятельности и вовлечения всех сотрудников в культуру непрерывных улучшений.

Работа по внедрению в компании «Эталона» началась с разработки кодекса СУОД — свода требований к системе управления, которые зададут вектор ее развития, определят целевой уровень и помогут измерять прогресс. Первый вариант документа применялся при диагностике пилотных активов. Сегодня разработана уже вторая версия кодекса — здесь учитываются не только отраслевой опыт и лучшие мировые практики создания подобных систем, но и пожелания бизнеса, поступившие в процессе диагностики.

Финальная версия кодекса будет принята как нормативно-методический документ, полностью определяющий выстраивание любых производственных процессов в компании, унифицирующий требования к безопасности, надежности оборудования, операционной эффективности. Его действие распространится на все подразделения «Газпром нефти», а это значит, что и на платформе «Приразломная», и на самой удаленной АЗС компании будут применяться единые требования к управлению и стандарты безопасности. А бизнес в целом получит систему управления, не допускающую появления прорех, которые могут привести к серьезным происшествиям или остановке производства.

Зоны роста

Кодекс СУОД лег в основу тестовой диагностики нескольких активов «Газпром нефти», относящихся к различным производственным блокам. Диагностика позволила определить уровень развития по каждому из элементов системы и вывести оценку сегодняшней зрелости организации.

За полтора года внедрения СУОД «Эталон» в «Газпром нефти» были продиагностированы активы, представляющие все производственные дирекции компании. Диагностика дала возможность проверить применимость целевых требований и оценить средний уровень развитости системы управления, а заодно выявить слабое звено — наиболее уязвимые элементы СУОД.

Всего шкала развития системы управления включает в себя 9 уровней. Три отрицательных предполагают, что ни руководители, ни сотрудники актива не вовлечены в процесс трансформации бизнеса, возможна манипуляция данными и отчетностью, а в самом тяжелом случае высок риск крупных катастроф и отказов оборудования. Следующие шесть уровней — положительные, от начального до эталонного, где начальный предполагает, что на предприятии есть представление о том, как делать правильно, но для соответствия этому ничего не делается; а эталонный уровень, по сути, лучшая отраслевая практика не только в России, но и в мире, совершенствующаяся на протяжении не менее пяти лет.

Система управления операционной деятельностью «Эталон»

Соу эталон что это такое

Соу эталон что это такое

Как показала диагностика активов «Газпром нефти», средний уровень развития СУОД по большинству элементов соответствует базовому — то есть идет работа по снижению отклонений от требований кодекса, но комплексным развитием это называть пока рано. Впрочем, усреднение показателей означает, что по целому ряду требований предприятия уже достигли развитого уровня или даже продвинутого системного, предполагающего внедрение лучших практик. Однако достижения на одних активах уравновешивались низкими показателями на других — ситуация, типичная для таких больших, многоплановых компаний, как «Газпром нефть». В Центре развития СУОД «Эталон» отметили, что средний уровень показателей развития системы управления оказался несколько ниже ожидаемого и в то же время диагностика выявила значительные зоны роста, преодолев которые компания сможет получить действительно значительный экономический эффект.

Хотя целевые уровни эталонной системы управления операционной деятельностью в конечном итоге должны быть достигнуты по всем 12 элементам, развивать их одновременно представляется неэффективной и трудновыполнимой задачей. Поэтому в ближайшей перспективе решено сфокусироваться на четырех направлениях, которые оказывают наибольшее влияние на бизнес, а значит, их изменение может принести компании наибольшие дивиденды. Такими направлениями стали «Лидерство и культура» как основополагающий элемент, закладывающий мотивацию изменений; «Управление операционной эффективностью» — элемент, в совершенствовании которого заинтересованы все подразделения компании; «Управление подрядчиками и поставщиками» — элемент, от уровня развития которого напрямую зависит успех добывающего блока компании; и «Управление надежностью и целостностью оборудования» — крайне важный элемент для перерабатывающих активов, где с надежностью оборудования связаны огромные финансовые и репутационные риски.

По всем четырем ключевым элементам СУОД «Эталон» разработаны так называемые опережающие инструменты развития — методики, с которыми можно работать на всех активах компании, не дожидаясь комплексного внедрения целевой системы.

Не исполнитель, а партнер

Хороший опыт применения отдельных инструментов и методик можно найти в блоке разведки и добычи (БРД) компании, где фокус в первую очередь сделали на элементе «Управление подрядчиками и поставщиками». В БРД подрядчики выполняют основные работы, связанные с бурением, строительством, ремонтом скважин, проводят геологоразведку, обеспечивают энергоснабжение и перевозки. На новых проектах число сотрудников подрядных организаций может достигать нескольких тысяч человек против нескольких сотен сотрудников «Газпром нефти». Именно большое количество происшествий у подрядчиков стало камнем преткновения на пути существенного повышения эффективности производства в БРД.

«У нас есть набор инициатив, которые призваны улучшить уровень безопасности и эффективности работы подрядчиков, — рассказал начальник департамента по внедрению СУОД в блоке разведки и добычи Айдар Сарваров. — Можно с уверенностью сказать, что эти уровни связаны: чем лучше выстроены все процессы и точнее выполняются правила, тем лучше обстоят дела как с безопасностью, так и с производительностью труда».

Первый важный проект — «Управление исполнением договора». Ранее в БРД уже существовала программа «Ступени», определявшая, что подрядчик и заказчик должны делать для обеспечения безопасности производства на каждом шаге выполнения договора — от подачи заявки на тендер до подведения итогов работ. Однако опыт показал, что простое включение соответствующих пунктов в договор не гарантирует их выполнение. Качественным решением стало создание команд для управления договором как на стороне заказчика, так и на стороне подрядчика. Такие команды отслеживают выполнение всех требований, оперативно решают возникающие проблемы, делают прозрачной ситуацию на местах и, главное, обеспечивают равные взаимоотношения заказчик — подрядчик, предполагающие, что обязательства есть у обеих сторон и они выполняются не только на бумаге.

«В отношениях с подрядчиками мы сделали ставку на равноправное партнерство, — поясняет суть проекта Айдар Сарваров. — Сейчас мы видим нашу задачу не в том, чтобы контролировать выполнение прописанных требований и штрафовать за их нарушение, а в том, чтобы в первую очередь помочь подрядчикам организовать выполнение этих требований. Работа начинается еще на предквалификационном этапе выбора подрядчика, когда мы четко проговариваем все наши требования, а подрядчики имеют возможность заранее рассчитать бюджет, по-честному заложить деньги под справедливые требования, а не предлагать минимальную цену контракта, собираясь сэкономить потом на безопасности».

Новый подход предполагает постоянное сотрудничество с подрядчиком, а фокус контроля смещается с нарушений на выполнение проактивных действий. Таким образом, подрядчик получает возможность, выполняя договоренности, исправлять ошибки и вкладываться в собственное развитие, а «Газпром нефть» — помогая подрядчику улучшаться, строить с ним долгосрочные договорные отношения.

Безопасное производство

Если проект «Управление исполнением договора» призван изменить отношение подрядчика к выполнению договорных обязательств в части промышленной безопасности, то еще один проект в блоке разведки и добычи — «Безопасное производство» — скорее заставляет взглянуть по-новому на требования к безопасности внутри самой «Газпром нефти».

«Этот проект появился после того, как мы выдвинули рабочую гипотезу: повышение уровня безопасности требует вложения дополнительных средств, но эти инвестиции окупятся в будущем, — объясняет Айдар Сарваров. — Проанализировав договоры и их исполнение в части требований к промышленной безопасности и условиям труда у нескольких подрядчиков, мы обнаружили, что наши требования в среднем выполняются на 75%. В то же время нередко на 100%-ное выполнение просто недостаточно заложенных средств».

Как показало комплексное исследование нескольких активов, невыполнение некоторых требований подрядчиком становится критическим фактором, негативно влияющим на производительность труда и социально-психологический климат. Самый наглядный пример здесь — бытовые условия. Неустроенный быт оказывается причиной низкой удовлетворенности сотрудников условиями труда и отдыха и — как результат — невысокой производительности и расхлябанного отношения к выполнению требований промбезопасности. Кроме того, бытовые сложности приводят к большой текучке кадров, а это ухудшение общего уровня компетентности сотрудников и низкая вовлеченность.

«Конечно, мы прописываем требования к бытовым условиям, но эти требования зачастую бывают расплывчатыми, и подрядчик может выполнять их только формально, экономя средства, — отмечает Айдар Сарваров. — Например, на активе должна быть столовая, а на сколько мест — не указано. В итоге люди после смены стоят в огромной очереди, чтобы поесть, потому что мест на всех не хватает. Поэтому мы разработали нормативы по всем возможным направлениям — от количества душевых до условий для физической активности — и готовы доплачивать подрядчикам за выполнение этих нормативов, если у них соответствующие средства в бюджет не заложены».

Оплата подрядчикам конкретных мероприятий, направленных на улучшение условий труда и отдыха, будет осуществлена на нескольких предприятиях. Насколько такие инвестиции оправдывают себя, станет понятно ориентировочно уже к концу этого года. Критериями для оценки ситуации на пилотных активах станут текучесть кадров, удовлетворенность сотрудников по результатам соцопроса, своевременность выполнения договоров, уменьшение сроков бурения, отсутствие серьезных происшествий и снижение травматизма. Если все эти показатели продемонстрируют положительную динамику, можно будет говорить о целенаправленном увеличении стоимости работ по всей компании с учетом новых нормативов.

Образцовый маяк

Важным мотиватором при выстраивании эталонной системы управления операционной деятельностью в такой масштабной компании, как «Газпром нефть», становится успешное внедрение СУОД на отдельно взятом активе, который сможет служить маяком для других предприятий. Таким маяком — где основные инструменты СУОД активно используются и приносят ощутимые финансовые результаты — стал Омский завод смазочных материалов (ОЗСМ). В октябре 2017 года здесь началось внедрение трех наиболее важных элементов СУОД «Эталон» по всем правилам — от комплексной диагностики до обучения и использования сотрудниками всех необходимых инструментов непрерывных улучшений.

Так как актив входит в блок логистики, переработки и сбыта (БЛПС) «Газпром нефти», то в качестве основных для него были выбраны такие элементы, как «Лидерство и культура», «Операционная эффективность» и «Управление надежностью оборудования». Последний элемент наиболее важен именно для БЛПС, где цена любых происшествий на оборудовании слишком высока.

Хотя ряду инструментов, например практикам регулярного менеджмента, были обучены все управленцы ОЗСМ, сделать пилотом-маяком было решено не весь завод, а лишь один объект — установку депарафинизации масел 39/6-4. Такая локализация позволила получить наглядные результаты в короткие сроки.

«После диагностики пилотного объекта мы сформировали 107 гипотез о возможных улучшениях различных процессов. Их подтверждение и реализация соответствующих мероприятий должна принести в перспективе трех лет эффект в 464 млн рублей, — рассказал директор программы внедрения СУОД в БЛПС Анатолий Скоромец. — Кроме того, внедрение таких инструментов СУОД, как „Время полезной работы“, „Процессные КПЭ“, „Стандартные операционные процедуры“ и др., даст еще более 200 млн рублей, а общий эффект составит 705 млн рублей. При этом эффекты от мероприятий, которые не требуют инвестиций, составят почти половину всех эффектов — 290 млн рублей».

Экономический эффект, полученный на ОЗСМ от внедрения отдельных инструментов

Соу эталон что это такое

Соу эталон что это такое

За сухими цифрами стоит многомесячная работа по внедрению целого ряда методик. Линейные сотрудники ОЗСМ получили арсенал из инструментов бережливого производства, нацеленных на сокращение потерь и повышение производительности труда. Инженеры предприятия осваивали риск-анализ для выявления наиболее критичного с точки зрения производственной безопасности оборудования. Ранжирование оборудования по степени критичности позволяет не только минимизировать риски за счет более пристального внимания к высококритичным объектам, но и уменьшить траты на надежность в целом за счет отказа от неэффективного обслуживания низкокритичного оборудования. Общим инструментом для всех стала система подачи идей, превратившаяся в своеобразный маркер вовлеченности сотрудников — количество подаваемых идей о возможных улучшениях показало резкий рост, как только люди поверили в перемены.

Наиболее важной частью внедрения СУОД на отдельно взятой установке оказалось создание вовлекающей среды с активным участием руководителей всех уровней. «Элемент „Лидерство и культура“, предполагающий кардинальное изменение отношений в коллективе, — один из самых сложных в СУОД, — считает директор программы оптимизации производства „Газпром нефти“ Александр Проскурин. — Самое трудное — изменить себя. С этого должен начинать каждый руководитель. И здесь в помощь руководителям мы предлагаем такой инструмент, как практики регулярного менеджмента. Зато когда люди видят, что изменения действительно возможны, а эффект от них может быть достаточно велик, они становятся лучшими проводниками идей СУОД и увлекают ими других».

Опыт ОЗСМ и уже полученные экономические эффекты показали, что СУОД «Эталон» действительно работает не на бумаге. Следующими активами БЛПС, где уже созданы проектные офисы и начинают внедряться ключевые элементы системы, стали Омский НПЗ и «Газпромнефть-Терминал».

Источник

Дорожникам поможет «Эталон»

Соу эталон что это такое

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы.

Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии автоматизированных пунктов весогабаритного контроля на российских дорогах, перспективах внедрения беспилотных автомобилей, концепции «умного города» шла речь на конференции «ИТС – регионам», которая состоялась в Орле в рамках Международного форума «Интеллектуальные транспортные системы России» при поддержке Минтранса России, Росавтодора, Ассоциации «РАДОР» и правительства Орловской области. В работе конференции приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, научного и бизнес–сообщества, специалисты в сфере IT–технологий из разных субъектов РФ.
Насыщенная программа форума стала подтверждением все возрастающего интереса государства и бизнеса к перспективным техническим решениям в области интеллектуальных транспортных систем. Эксперты подчеркивают, что на сегодняшний день данные продукты имеют значительный потенциал не только в крупных городах, но и в рамках реализации более локальных, региональных проектов. ИТС являются отражением государственной политики, направленной на повышение комфорта и безопасности дорожного движения.
Потенциал развития сферы ИТС в России колоссальный, хотя по уровню оснащения технологиями дорожной сети (но не в плане идей) существует значительное отставание от западных стран, отмечает председатель Общественного совета Минтранса России, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. Но не стоит забывать, напоминает он, что все IT–сервисы имеют практический смысл исключительно при наличии хорошо налаженной материально–технической основы. И все зависит от готовности городского сообщества и городской власти развивать это направление, вкладывать в него средства.
По словам Михаила Блинкина, точками притяжения, а значит и апробации ноу–хау, чаще всего становятся крупные мегаполисы – Москва и Санкт–Петербург. И хотя Орловщине тоже есть чем похвастаться (например, наличием кластера навигационно–телематических и геоинформационных систем с использованием спутниковых технологий «ГЛОНАСС»), но в число регионов – участников приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» город с населением менее 400 тыс. человек не включен.
О ходе реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» напомнил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов. Он сообщил, что на данный момент в нем предусматривается участие 36 городских агломераций. В скором времени к проекту присоединятся Улан–Удэ и Калининград. Общая протяженность дорог, которые вошли в состав всех агломераций, равна 47 тыс. 800 км. Объем финансирования из федерального бюджета включенных в список агломераций на 2017 год составил 30 млрд руб.
Задачи субъектам РФ, участвующим в проекте, поставлены амбициозные: за два года привести в нормативное состояние половину дорожной сети крупнейших агломераций и как минимум в два раза сократить на ней число очагов ДТП. Как отметил Игорь Астахов, в рамках мероприятий, направленных на снижение количества аварийно опасных участков и мест концентрации ДТП, в текущем году планируется модернизировать и установить 846 светофоров и более 23 тыс. дорожных знаков, провести комплексные работы по обустройству перекрестков и опасных участков улично–дорожной сети системами контроля дорожного движения, фотовидеофиксации нарушений ПДД.
Именно мероприятиям по созданию ИТС организации движения транспортных потоков, основанных на применении современных технических средств, телекоммуникационных технологий, Росавтодор уделяет особое внимание. На обеспечение безопасности дорожного движения также работает система оперативного мониторинга транспортно–эксплуатационного состояния автодорог, предназначенная для получения информации с сети дорог в режиме реального времени. В настоящее время данная система используется в ситуационных центрах Росавтодора и подведомственных ему учреждений.
Игорь Астахов рассказал о разработанном Росавтодором программном комплексе «Эталон», который используется при реализации проекта «Безопасные и качественные дороги». Он позволяет всем участникам в режиме онлайн оперативно, минуя бумажные носители, получать любую информацию, касающуюся проекта, а Росавтодору – осуществлять оперативное руководство, давать поручения участникам процесса, анализировать поступающую информацию.
В 2017 году будет внедрена доступная общественности информационно–аналитическая система контроля за формированием и эффективностью использования средств дорожных фондов. Система обеспечит возможность субъектам РФ следить за своевременным направлением средств в полном объеме в такие фонды из предусмотренных источников. Кроме того, система позволит аккумулировать сведения о планируемых направлениях расходования средств фондов на осуществление дорожных работ, а также о выполненных работах.
Как известно, на федеральных автодорогах также действует автоматизированная система метеообеспечения, которая начала развиваться с 2007 года. В настоящее время на трассах установлены 966 метеостанций и 1371 видеокамера, которые позволяют в режиме онлайн следить за ситуацией на федеральных дорогах. Кроме того, на трассах установлен 981 автоматизированный пункт учета интенсивности движения.
По словам Игоря Астахова, развитие ИТС в силу своей комплексности способствует достижению широкого спектра целей, например, таких как обеспечение безопасности движения, повышение грузооборота, пассажирооборота, сокращение эксплуатационных затрат на содержание автодорог и повышение комфорта для всех пользователей.
– ИТС становятся неотъемлемым условием эффективной организации дорожного движения, позволяют своевременно предоставить участникам дорожного движения актуальную информацию, повысить уровень безопасности движения, сократить непроизводственные потери и загрязнение окружающей среды, – продолжил разговор генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин. По его мнению, самым актуальным результатом внедрения ИТС на региональных трассах станет снижение ущерба для автодорог от тяжеловесных автотранспортных средств, движущихся с перегрузом.
На региональных дорогах России в настоящий момент работают 276 передвижных пунктов весогабаритного контроля. В субъектах РФ также функционирует 31 пункт автоматизированного весогабаритного контроля, а за ближайшие два года планируется установить еще 120 таких комплексов.
Более детально на перспективах развития автоматизированных пунктов весогабаритного контроля (АПВК) транспортных средств на федеральных трассах остановился заместитель начальника управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора Александр Яхнюк. В настоящее время в целях недопущения массового разрушения дорожной сети и искусственных со-
оружений на федеральных автодорогах установлены 25 АПВК. Подобные пункты оборудованы не только датчиками, измеряющими вес автомобиля, но и устройствами, позволяющими определить его габариты. Эти технические средства дают возможность контрольному органу всесторонне разобрать правонарушение и оперативно принять соответствующее решение. Кодекс РФ об административных правонарушениях позволяет при автоматической фиксации специальными техническими средствами штрафовать собственников транспортных средств.
Александр Яхнюк сообщил, что до конца 2020 года на федеральных автодорогах появятся 387 пунктов весогабаритного контроля транспортных средств, имеющих функции фото– и видеосъемки, работающих в автоматическом режиме и обеспечивающих контроль за параметрами транспортных средств без снижения скорости их движения. Как отметил Александр Яхнюк, программа будет реализовываться в том числе в рамках проектов ГЧП.
Корреспондент «ТР» поинтересовался у Игоря Астахова перспективами внедрения беспилотных автомобилей на федеральных трассах. Вопрос модернизации дорожной инфраструктуры также обусловливается необходимостью внедрения беспилотников.
– Сейчас нам необходимо разрабатывать как стандарты и технические требования для автомобилей, которые будут в беспилотном режиме двигаться по дорогам России, так и стандарты для соответствующей дорожной инфраструктуры. Эти вопросы должны решаться параллельно, – пояснил заместитель руководителя Росавтодора.
По словам Игоря Астахова, в Росавтодоре не только изучают мировой опыт в этой сфере, но и проводят исследования на Дмитровском полигоне НАМИ для выработки технических требований к дорожной инфраструктуре, чтобы она была готова воспринимать беспилотные автомобили.
В рамках следующей панельной дискуссии президент ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Росасфальт» Николай Быстров сообщил о создании комплексного дорожного испытательного полигона в Калужской области. Эта уникальная площадка позволит не только тестировать и проводить оценку эффективности тех или иных материалов и дорожных конструкций, но и отрабатывать отдельные аспекты взаимодействия беспилотного автомобиля и дорожной инфраструктуры. Важным плюсом проекта является тот факт, что на территории Калужской области расположен автомобильный кластер.
Изначально предполагалось, что полигон будет представлять собой автомобильную дорогу, замкнутую в вытянутое кольцо и разделенную на секции длиной около ста метров каждая. На каждой из таких секций должны были тестироваться разные покрытия и основания. Схожий принцип используется в штате Алабама – на полигоне, находящемся в ведении Национального центра асфальтобетонных технологий США. В течение светового дня по этому полигону движутся несколько нагруженных металлом грузовиков, что позволяет изучить воздействие транспорта на различные дорожные покрытия и конструкции. Подобные функции должен выполнять и российский полигон.
– Бурное развитие технологий и транспортной отрасли привело к тому, что появилась потребность в создании и развитии ИТС, что повлияло на изменение концепции полигона, – говорит Николай Быстров. – Стало очевидно, что без оценки эффективности различных ИТС и без затрагивания вопросов использования беспилотных автомобилей дорожная отрасль дальше двигаться не может.
В результате в проект полигона в Калужской области были внесены изменения. Полигон будет состоять из нескольких частей, что позволит подходить к решению проблем комплекс-
но. Одна из них, к примеру, будет создана именно для того, чтобы проводить оценку эффективности отдельных средств организации движения и ИТС, а также тестирование беспилотников. Также, кроме изначально запланированной кольцевой дороги, на полигоне будут построены извилистая гоночная трасса с мостовым переходом и трасса для переподготовки водителей, которая, возможно, будет включать и картинговую составляющую.
Николай Быстров уверен, что полигон станет ответом на многие вызовы, стоящие перед дорожной отраслью. Так, использование на полигоне беспилотных грузовиков позволит примерно вдвое сократить время тестирования технических решений за счет возможности движения грузовиков в темное время суток. Кроме того, полигон будет новым действенным инструментом взаимодействия производителей автомобилей и комплектующих с другими представителями дорожной отрасли.
Член Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Сергей Тен подвел итог плодотворной работе конференции. Он отметил, что сегодня транспортный комплекс находится на пороге больших перемен. Расширение границ внедрения ИТС по всей России является важным этапом для развития дорожно–транспортной отрасли. «Умные» технологии должны стать мощным импульсом для повышения безопасности дорожного движения, удовлетворения потребностей общества в комфортном и безопасном передвижении пассажиров и грузов.
Итак, развитие интеллектуальных транспортных систем в нашей стране продолжается. Реализуемый приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», программы комплексного развития транспортной инфраструктуры в городских агломерациях предусматривают внедрение элементов ИТС. Особенно важно, чтобы в профессиональный диалог, знакомство с лучшими практиками внедрения ИТС активно включались регионы нашей необъятной страны.

Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *