Сотрудники наглеют что делать
Как работать с наглыми сотрудниками?
Наглость на рабочем месте может негативно повлиять на рабочую среду и привести к убыткам в бизнесе. В этой статье мы разбираемся с тем, что можно считать наглым поведением на работе, как общаться с наглыми людьми и что может сделать работодатель для улучшения ситуации.
Определение наглого поведения
Наглость — это действия или поведение, которые демонстрируют неуважение к начальнику или коллеге и потенциально могут быть оскорбительными. В рабочих условиях наглость чаще всего рассматривается в контексте отношений между работником и руководителем, а не между коллегами.
Помимо этого, наглостью может быть оскорбительное поведение, хвастовство, оспаривание существующего положения таким образом, что это наносит вред организации.
Стоит понимать, что наглость — это не профессиональное несогласие или личный разговор. Это модель поведения сотрудника, который, скорее всего, является токсичным и отрицательно влияет на коллектив.
Ответственность персонала
Каждый в компании, должен вести себя в соответствии с корпоративной культурой и уважать своих коллег. Можно выделить три уровня ответственности, в зависимости от положения:
Сотрудники обязаны поддерживать профессиональную обстановку на рабочем месте даже в свете разногласий с коллегами или менеджерами. Агрессия, использование нецензурной или оскорбительной лексики, унижение других — все это можно считать наглым поведением. Сотрудники, участвующие в этих действиях, подлежат выговору, увольнению и, в исключительных случаях, судебному разбирательству. Сотрудники, которые чувствуют себя неспособными или не желающими изменить свое поведение, должны проконсультироваться со своим представителем отдела кадров для обсуждения вариантов.
Легко закрыть глаза на оскорбительное поведение рядом, чтобы избавить себя от лишнего стресса. Тем не менее, если оставить это без внимания, наличие наглого сотрудника может деморализовать команду и повлиять на производительность. Это также может привести к стрессовой или враждебной рабочей среде, и поэтому сотрудники обязаны фиксировать случаи наглости, свидетелями которых они являются, и если ситуация не улучшается — делиться этой информацией с менеджером, руководителем или представителем отдела кадров.
Менеджеры имеют множество обязанностей, когда дело доходит до наглых сотрудников. Первый шаг — разобраться в поведении, проконсультировать сотрудника о недопустимом поведении, задокументировать беседу и оговорить возможные варианты, если поведение продолжится. Если поведение сохраняется, менеджеры должны работать с отделом кадров для выполнения корректирующих действий, как указано в политике компании, или, в крайних случаях, для увольнения сотрудника, нарушившего правила.
Как вести себя с наглыми людьми
В рабочих ситуациях не всегда есть возможность не общаться с человеком, который ведет себя нагло и неуважительно. Однако есть несколько простых шагов, которые помогут не реагировать на провокации, не терять самообладание и не принимать близко к сердцу поведение других людей. Эти советы актуальны для большинства рабочих ситуаций, не имеет значения, исходит наглость со стороны начальника, коллеги или подчиненного.
1. Найдите минутку, чтобы успокоиться, если вы расстроены
Импульсивный ответ может обострить ситуацию и привести к ненужному конфликту. Если вы расстроены, найдите время, чтобы выдохнуть и взять под контроль свои эмоции. Если вам нужно, извинитесь и выйдите из комнаты на несколько минут. Вы можете попытаться сосчитать до 10 или выполнить любое другое упражнение, которое помогает вам успокоиться.
2. Определите, стоит ли отвечать
Если неуважительное поведение было относительно мягким или было разовым событием, обычно лучше игнорировать его и двигаться дальше. Противостояние человеку может обострить ситуацию. Однако, если поведение является частью последовательной модели поведения или если оно мешает вашей повседневной жизни или способности работать, конфронтация может быть оправдана.
3. Постарайтесь оставаться дружелюбным
Если кто-то проявляет неуважение или грубость, доброжелательный ответ может застать его врасплох и побудить переосмыслить свое поведение. Вместо того, чтобы расстраиваться или принимать ответные меры, попытайтесь разрядить обстановку с улыбкой и несколькими добрыми словами. Однако, стоит понимать, что дружелюбность актуальна только для случайной или единоразовой ситуации наглого поведения.
4. Подумайте о том, что сказать, прежде чем говорить
Вы можете испытать желание наброситься на грубого человека и ответить ему тем же. Тем не менее, это вряд ли будет полезным. Вместо этого, убедитесь, что все, что вы планируете сказать, является правдивым, полезным и необходимым для разъяснения неприемлемости поведения. Оскорбление другого человека или несправедливые обвинения не побудят его переосмыслить свое поведение и, как правило, излишне вредны. Спокойный и осмысленный разговор обычно приносит больше пользы.
5. Будьте прямолинейны, но вежливы
Когда вы противостоите другому человеку, будьте ясны и откровенны в этом вопросе. Спокойно объясните, в чем проблема и как их поведение влияет на вас. Не бойтесь вежливо попросить объяснить причины такого поведения. Используйте формулировки, направленные на себя, чтобы другой человек не чувствовал себя обвиняемым. Например, “Я чувствую себя очень плохо, когда вы говорите со мной таким тоном”.
6. Установите четкие границы
Личные границы являются важной частью любых здоровых отношений. Особенно важно установить и установить четкие границы с коллегами или сотрудниками, которые наглеют. Сообщите человеку, что это недопустимо, и определите четкие последствия такого поведения.
Что делать, если сотрудник наглеет?
Уровень комфорта на работе во многом влияет на производительность сотрудников. Если эмоциональная обстановка в коллективе нестабильна, кто-то ведет себя неподобающе и мешает остальным, то, соответственно, уровень эффективности падает. Чтобы этого не происходило, руководителям вместе с отделом кадром, следует стараться прорабатывать все ситуации наглого поведения. Разбираем, как это сделать.
Выяснение причин
Спросите сотрудника о его эмоциональном состоянии и уровне стресса. Возможно, произошло что-то на рабочем месте или в личной жизни, что спровоцировало такое поведение. Выразив свою обеспокоенность и слова поддержки, вы уже можете вызвать положительную динамику в поведении. Помните о том, что сотрудники хотят быть услышанными.
Своевременная реакция
Стоит реагировать на наглость своевременно и прямо, так, чтобы ваши слова были поняты правильно. Напомните, что наглость на рабочем месте не приветствуется. Предоставьте обратную связь своему сотруднику, которая включает в себя конкретные инциденты или случаи наглости. Не допускайте, чтобы плохое поведение сотрудника выбивало вас из колеи. Говорите спокойно, не кричите и не упрекайте его. Найдите минутку и уйдите, прежде чем заняться ситуацией, если это поможет сохранить самообладание.
Предупреждение
Если первая беседа не помогла и сотрудник продолжает вести себя неуважительно, стоит предупредить его (лучше в письменном виде), что подобное поведение может иметь последствия. Позволять кому-либо продолжать разрушать рабочее место несправедливо по отношению к вам, вашему бизнесу и коллегам. Убедитесь, что сотрудник понимает последствия, если он не исправляет свое поведение.
Увольнение
Иногда сотрудник не желает исправлять свое поведение и не оставляет вам другого выбора, кроме как освободить его от ее обязанностей. Как бы ни был неприятен этот шаг, если работник не умеет уважать коллег и начальство и мешает работать другим, то увольнение — правильный шаг.
Анализ ситуации
Изучите уровень стресса в вашем офисе и рабочую нагрузку сотрудников, предложите сотрудникам разнообразие и ротацию заданий, и предложите различные способы снятия стресса. Ваша задача — быть проактивным и не допускать ситуаций, когда сотрудники становятся слишком нервными и вспыльчивыми из-за переутомления.
Заключение
Если вы хотите, чтобы ваши сотрудники уважали HR-менеджеров, руководителей и коллег, стоит позаботиться о том, чтобы корпоративная культура компании предполагала уважительное отношение.
Также следует обратить внимание на отношение руководства к подчиненным. Ситуации, когда сотрудник ведет себя нагло по отношению к руководителю из-за того, что сам руководитель не уважает подчиненного и плохо с ним обращается — встречаются повсеместно. Поэтому, прежде, чем требовать уважения и подчинения от своего персонала, следует убедиться, что менеджеры ведут себя соответствующим образом.
Как управлять токсичными сотрудниками
Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.
Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.
Кто такие токсичные сотрудники
Термин «токсичность», применимый к общению и людям, появился не так давно. В 2018 году его назвали словом года в Оксфордском словаре. Четкой трактовки термина нет, но обычно предлагается лишь перечисление признаков характера и поведения людей, которых другие называют токсичными.
Токсичность — синоним «ядовитости», поэтому токсичными называют тех людей, которые могут «отравить» атмосферу в коллективе или настроение собеседника, причем без какой-то особой причины и цели, а своим привычным поведением.
Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.
Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников
Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.
Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.
Игнорирует корпоративные ценности
Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.
Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.
Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.
В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.
Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA
Считает себя лучшим
Человек уверен, что никто лучше него не справится с любой задачей. Подобное мышление проявляется и в отношении к коллегам — зачастую «лучший» пренебрежительно отзывается о результатах чужой работы, видит в них ошибки, постоянно критикует деятельность окружающих. Дождаться от него похвалы сложно. Даже если он и заметит что-то хорошее, то в оценке все равно сделает акцент на плохом.
Такие сотрудники искренне считают, что лучше них никто не справится с поставленными задачами. Поэтому вместо грамотного делегирования будут сидеть сутками и выполнять все самостоятельно. А если вдруг попробуют что-то перепоручить, то будут контролировать досконально каждый шаг и вздох исполнителя, задавать миллион вопросов и обвинять людей в некомпетентности. В командах, которыми руководят такие специалисты, нет согласованности и организованности, сильная «внутренняя бюрократия».
Мы столкнулись однажды с таким случаем. Находить общий язык с коллективом и руководством человек отказался, предпочитая делать акцент на своем мнении. С сотрудником пришлось расстаться».
Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»
У него негативное отношение ко всему
Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.
Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.
Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.
Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.
Он постоянно все критикует
Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.
Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.
Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.
У него есть склонность к интригам
В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.
Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.
Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.
У него много активности, но мало результатов работы
Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.
Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.
Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.
Такие люди есть в каждом коллективе, независимо от размера компании и ее специфики. Я знаком с подобной ситуацией. Анализ загруженности отдела крупной проектной организации показал, что у одного сотрудника продуктивность составила 13 %! Практически все свое свободное время он тратил на выполнение «левых» заказов, общение в соцсетях и чтение новостных лент, предпочитая решать свои задачи чужими руками.
Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»
Он не принимает ответственность
В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.
Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.
Как бороться с токсичными сотрудниками
Расстаться с токсичным коллегой не всегда возможно. Порой задач слишком много и нет возможности выделять ресурсы на поиск нового сотрудника. Поэтому руководителю приходится учиться управлять такими работниками. Ключевое в этом процессе — снизить ущерб для компании и попытаться направить токсичного сотрудника в продуктивное русло.
Ищите причины токсичного поведения
Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.
Начать стоит с разговора, лучше тет-а-тет и в обстановке, когда от беседы ничего не будет отвлекать. Разговаривать при других сотрудниках не стоит, токсичный работник может начать «играть на публику», и коммуникация не будет эффективной.
Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.
Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.
Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect
Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.
Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.
Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.
Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.
Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io
Дайте обратную связь
Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.
Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.
Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.
Будьте аккуратнее с ярлыками
Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.
Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.
Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.
Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.
Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly
Если не получается — расставайтесь
Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.
Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.
Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.
Анастасия Боровская
директор «Русской Школы Управления»
Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.