Сорочинская ярмарка что это такое
Сорочинская ярмарка
Сорочинская ярмарка (укр. Сорочинський ярмарок ) — ярмарка, проводимая в селе Большие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области.
Содержание
История
В XIX веке была одной из многих ярмарок на Украине, приобрела известность после выхода повести Николая Васильевича Гоголя «Сорочинская ярмарка» (он был уроженцем данного села).
Возрождена в 60-х годах XX века. В настоящее время присвоен статус «Национальной Сорочинской ярмарки».
Гости праздника могут купить здесь изделия народного промысла, современные промышленные товары, продукты питания. В шинках можно отведать блюда традиционной украинской кухни. Особый колорит ярмарке придают одетые в национальную одежду продавцы, ремесленники, актеры, Здесь можно встретить любимых гоголевских персонажей и даже самого писателя. [1]
Время проведения
Проводилась в последние выходные августа, в последние годы дата проведения перенесена на неделю раньше (в связи с неблагоприятными погодными условиями конца августа) и продолжительность увеличена до 5 дней.
Национальная Сорочинская ярмарка, которая по традиции проходит возле села Большие Сорочинцы в Миргородском районе Полтавской области, в 2012 году проходила с 14 по 19 августа
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Сорочинская ярмарка» в других словарях:
Сорочинская ярмарка — Werkdaten Titel: Der Jahrmarkt von Sorotschinzy Originaltitel: Сорочинская ярмарка (Sorotschinskaja jarmarka) Originalsprache: russisch Musik: Modest Mussorgski Libretto … Deutsch Wikipedia
Сорочинская ярмарка — Сор очинская ярмарка … Русский орфографический словарь
Сорочинская ярмарка — Жарг. шк. Шутл. 1. Классный час. Максимов, 398. 2. Перемена в школе. Максимов, 398. 3. Урок; ученики на уроке. ВМН 2003, 157. /em> По названию повести Н. В. Гоголя … Большой словарь русских поговорок
Сорочинская ярмарка (значения) — Сорочинская ярмарка: Сорочинская ярмарка ярмарка, проводимая в селе Большие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области. «Сорочинская ярмарка (повесть)» повесть Николая Васильевича Гоголя. «Сорочинская ярмарка (опера)» … … Википедия
СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА (1927) — «СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА», СССР, ВУФКУ, 1927, ч/б. По одноименной повести Н. В. Гоголя. Фильм не сохранился. В ролях: А. Харитонов, А. Горичева, Татьяна Токарская (см. ТОКАРСКАЯ Татьяна), Р. Коровниченко, П. Костенко, М. Гершуненко, Сергей Минин (см … Энциклопедия кино
СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА (1939) — «СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА», СССР, Киевская киностудия, 1939, цв., 97 мин. Комедия. По одноименной повести Н. В. Гоголя. Веселый и озорной парубок Грицко встречает на ярмарке в Сорочинцах юную Парасю. С помощью ловкого цыгана (это единственная роль в… … Энциклопедия кино
Сорочинская ярмарка (опера) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сорочинская ярмарка (значения). Опера Сорочинская ярмарка Композитор М. П. Мусоргский Ц. А. Кюи (завершил) В.Я. Шебалин (завершил и оркестровал) Автор(ы) либретто … Википедия
Сорочинская ярмарка (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сорочинская ярмарка (значения). Сорочинская ярмарка Жанр: повесть Автор: Николай Васильевич Гоголь Язык оригинала: русский Публикация … Википедия
«Ярко, пестро, нестройно»: что представляет собой Сорочинская ярмарка — 14 19 августа возле с. Большие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области пройдет Сорочинская ярмарка. Мероприятие проводится в рамках празднования 70 летия Полтавской области и 200 летия со дня рождения Миколая Гоголя. В XIX веке… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Сорочинская Ярмарка: интересные факты + ВИДЕО
«… дорога, верст за десять до местечка Сорочинец, кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку. С утра еще тянулись нескончаемою вереницею чумаки с солью и рыбою. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгроможденного на возу плетня и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши. Много прохожих поглядывало с завистью на высокого гончара, владельца сих драгоценностей, который медленными шагами шел за своим товаром, заботливо окутывая глиняных своих щеголей и кокеток ненавистным для них сеном…» — так начинается знаменитая повесть великого украинского писателя Николая Гоголя «Сорочинская ярмарка». Многие, наверняка, читали это замечательное произведение, но не многие знают, что воспетая писателем ярмарка до сих пор является гордостью и значительным событием в жизни Украины. Давайте же узнаем некоторые интересные факты об этом легендарном торговом и культурном мероприятии.
Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Сорочинская ярмарка»
Сорочинская ярмарка: история
В те времена, когда регулярной торговли в виде магазинов и супермаркетов еще не существовало, а базары были слишком местным явлением, единственным местом, где люди, ведшие оседлый образ жизни, могли приобрести самые разные товары из далеких краев, а также — повеселиться, узнать новости от приезжих купцов, — были большие торжища — ярмарки.
Ярмарка времен Киевской Руси
Ярмарки проводились обычно один или два раза в год и право на проведение у себя ярмарок было серьезной привилегией города или большого села, которую не так-то просто было получить от князя, короля или царя. Таким образом, ярмарки были не только торговыми, но и культурными мероприятиями. На них собирались торговцы и перекупщики не только со всей округи, но и из далеких краев, откуда товары нужно было вести, порой, месяцами: морем или возами, запряженными волами. Там же устраивали свои представления бродячие ватаги скоморохов, приезжие цирки, и музыканты. Там зачитывались важные указы от правителей. Там же, на ярмарках, иногда проводились и показательные казни государственных преступников. Такими были ярмарки и в средневековой Европе, и на землях Киевской Руси, а затем и Украины.
Ярмарка в средневековой Европе
Знаменитый торговый путь «из варяг в греки», проходивший по Днепру, издавна предоставлял украинским землям известные преимущества в торговом отношении. Во времена расцвета Киевской Руси очень много товаров, двигавшихся с севера на юг и в обратном направлении, — «оседало» на местных ярмарках.
С 16 века, когда набрала силу Речь Посполитая, начали приезжать в Украину купцы из крупных городов Средней и Западной Европы. Они привозили на продажу изысканные украшения, ювелирные изделия и предметы быта, а покупали кожу, рога, шерсть, зерно, сало, мед. И на украинских землях начали возникать малые ярмарки в средних и крупных городах. Здесь продавали и покупали скот, одежду, обувь, домашние вещи, продукты и прочее. Богатыми были осенние торги, когда продавались излишки урожая. А также ярмарки перед большими праздниками. Немецкие, польские поселенцы, армяне и евреи, наряду с украинским мещанами, были активными в ярмарочной деятельности.
Козаки гуляют на ярмарке
В 17 веке многим украинским городам и местечкам предоставлялось право на один-три ярмарки в год. Только в Левобережной Украине, по данным исторических документов в 1665 г. была зафиксирована деятельность более сорока ярмарок. Несмотря на частые вооруженные столкновения с поляками и московскими ратными людьми, козацкие междоусобицы и многочисленные татарские набеги на Левобережную Украину, торговые пути не зарастали и все больше населенных пунктов охватывались ярмарочной торговлей.
Архидиакон Павел Алеппский, сопровождавший антиохийского патриарха Макария во время его паломнической поездки в Московию в 1656 году, был удивлен большим размахом ярмарочной торговли в Украине, разоренной недавней польско-украинской войной. Он оставил такие воспоминания об этом: «В стране казаков ярмарки бывают непрерывно с начала и до конца года. В каждый праздник проходит ярмарка в том или ином городе, как это было введено во времена господства ляхов.»
Ярмарки устраивались таким образом, что по окончании одной из них торговые люди могли переместиться на следующую и так далее. Таким образом ярмарочная торговля продолжалась непрерывно. Кроме многолюдных ярмарок в городах, местечках и многих селах проходили обычные базары.
Иван Айвазовский: Чумаки в Малороссии
Чумаками обычно становились волевые люди, сильные и духовно и физически, часто — козаки, уставшие от постоянных военных походов, но готовые в любую минуту снова встать в строй. Они много знали и умели. В народе чумаков очень уважали. Даже Млечный Путь получил в Украине название «Чумацкий шлях».
Чумацкие «валки» из огромных возов «мажей», запряженных воловьими парами, бороздили украинские земли более 400 тел. С севера на юг, в морские порты, чумаки везли хлеб. Оттуда они добирались до соляных озер Крыма, а затем купленную соль и рыбу доставляли до торговых центров в Украине. На своем пути они также приобретали различные товары, которые тоже пользовались спросом на ярмарках. В период «Руины» во второй половине 17-го века их пути в основном стали проходить через Полтавские земли. Это было и более безопасно, да и Полтавщина уже тогда славилась необычайным размахом ярмарочных мероприятий
Одним из таких ярмарочных городков был Краснополь. До 1648 года городок этот, как и вся Лубенщина, принадлежал богатейшему польско-украинскому магнату Иеремии Вишневецкому. В середине 17-го столетия, местечко было переименовано в Сорочинцы. В 1648 году здесь была организована Сорочинская сотня, которая подчинялась Миргородскому полку. Во второй половине 17-го столетия в Сорочинцах начали регулярно проводить торговые ярмарки. В это время окрестные земли начал скупать хомутецкий сотник, позже ставший миргородским полковником, — Павло Апостол. Его сын Данило, будущий гетман Украины, в 1689 году получил от гетмана Ивана Мазепы универсал на владение в Хомутовке и Сорочинцах, и сразу же избрал Сорочинцы своей резиденцией. Это способствовало росту «авторитета» села среди окрестных сел и хуторов.
Однако, не смотря на «гетманский» статус Сорочинцев, Сорочинская ярмарка особе не выделялась среди множества других подобных ярмарок. И, быть может, сегодня мы бы даже не вспоминали о ней, если бы весной 1809 года в небольшом особняке, принадлежавшем местному военному доктору Трохимовскому, не появился на свет малыш, которому через несколько десятилетий суждено было прославить сельскую ярмарку на весь мир. Как вы наверняка уже догадались, речь идет о великом украинском писателей Николае Васильевиче Гоголе. Молодой писатель с трепетом относился ко всему, что было связано с его Родиной и бережно собирал народный фольклор, обычаи и местные легенды. Многие из них он пересказал в своих произведениях. Повесть «Сорочинская ярмарка» вошла в первую редакцию цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», которая увидела свет в 1831 году. С тех пор Сорочинская ярмарка стала известна сначала по всей Российской Империи, а затем обрела и мировую славу.
Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Сорочинская ярмарка»
Однако, вернемся к истории. Настоящий ярмарочный бум начался в Украине в 19-м веке. С одной стороны, присоединением Крыма к Империи была навсегда ликвидирована татарская угроза. Народ начал активно заселять степные украинские земли. С другой, — стали развиваться промыслы, появилась промышленность, а международная торговля приобрела широкий размах с появлением более совершенных средств сообщения.
Превосходное описание большой крестьянской ярмарки в Екатеринославщине оставил «последний казацкий летописец» Дмитрий Яворницкий. Так большой глиняный горшок на ярмарке стоил 2-3 копейки, ведро сушеных груш 15 копеек (вместе с ведром), лопата 25 копеек, а за пару червонцев можно было прилично одеться.
Сорочинская
А Царь от цезаря? Царь-Сар… золото, деньги.. Саргон. Хотя скорее всего это не имя, а один из титулов.
Слово «сорочий» в китайских словах:
1. сорочий ум (иронически о способности заглядывать далеко вперёд и неумении видеть близкую угрозу)
2. даос. сорочий мост (когда язык касается верхнего неба). ср соро;чить- «трещать, болтать». От соро;ка
«Сорочьим мостом» в Древнем Китае называли выгнутый дугой мостик над
стремительным горным потоком. Чаще всего вельможи-дипломаты, представители двух княжеств назначали встречу для выяснения и установления взаимоотношений в высшей части этой рукотворной радуги.
Сорочий мост. Ночью на небосводе зажигаются мириады звезд, особенно выделяются две звезды, разделенные Серебряной рекой (т.е. Млечным Путем), и называющиеся “Пастух” и “Ткачиха”. Разделенные рекой, они могли только смотреть друг на друга и лить слезы. Любовь супругов тронула птиц-сорок. Сотни тысяч сорок слетелись со всего света и образовали мост, на котором они смогли встретиться. И разрешили им встречаться каждый год 7-го числа 7-го месяца на сорочьем мосту. Так появился праздник Циси. Такой удивительно красивый прздник влюбленных. И сороки- как символа счастья.
(Похожие легенды есть в Японии, Китае, Корее).
Как удивительно все близко. И шелковый путь, и мосты, и сороки. Белые одежды и дальние странствия. И древние тайны, оставшиеся в названиях и легендах. И любовь, которая вечна.
Но почему же Сорочинская ярмарка? Что стояла на перекрестке миров, куда стекались деньги, золото, шелка, белые одежды, меха, кони и белое зерно? Мосты, соединяющие Восток и Запад. Двух влюбленных пастуха и ткачиху. Где торговля, налоги определяют сороковину, или священные сроки непонятых древних календарей? Непоняой мудрости древности. Числа сорок. Мыслите.
И лишь бело-черные сороки летают над землей, белыми крыльями устилая млечный путь, давая надежду встретиться влюбленным. Раз в год. На Сорочинском мосту.
PS/ И так велики дороги Земли, что ходят люди тысячелетиями по ее просторам, переосмысливая и видоизменяя слова, обычаи и даже легенды. Но неизменно в щедрости и доброте своей дополняют друг друга, отрывая и созидая новое.
Сорочинская ярмарка что это такое
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Полтавщина. часть 1. Сорочинская ярмарка
Каждый год в 20-х числах августа мы с туристами ездим на Сорочинскую ярмарку. И заодно бываем в других местах, связанных с именем Николая Гоголя. Занимает такая поездка два выходных дня, за которые мы успеваем и на ярмарке потусоваться, и родительский дом Гоголей посетить, и по Полтаве прогуляться, и в Диканьку заехать. А ещё на колоритном хуторе Прони отобедать, в Опишне восхититься мастерством гончаров, и в Великой Круче затариться свежесваренным пивом.
В этом году у меня был и дополнительный интерес снова побывать в тех краях: я хотел посмотреть, что же было сделано хорошего в связи с отмечавшимися в этом году юбилеями Н.Гоголя и Полтавской битвы.
Итак, в субботу, 22 августа, утром мы выехали из Киева через Борисполь на Полтаву. Дорога нормальная, и пока я рассказывал группе кое-что из украинской истории, мы не заметили, как пролетели пару часов, и въехали в Полтавскую область.
Нас встречает Пирятин своей знаменитой водонапорной башней. Знаменитой тем, что именно возле неё снимался популярный в 1960-е годы фильм «Королева бензоколонки» с Надеждой Румянцевой в главной роли. Бензозаправка возле башни есть и сейчас, и возле неё продают вкусные пирожки.
Но Пирятину мало одной достопримечательности. В городе ещё собираются поставить памятник былинному богатырю Алёше Поповичу. Есть мнение, что он был из местных 🙂
Но мы, не останавливаясь, едем дальше. Потому что в следующем населённом пункте нас ждёт полноценная остановка. Это – Велика Круча со своим свежесваренным пивом, кофе и, что немаловажно, туалетами.
Ещё несколько лет назад дорога проходила прямо через село, и в ресторане-пивоварне было не счесть народу. Теперь новая двухполосная трасса обминает Велику Кручу стороной, и, как мне показалось, посетителей стало поменьше. Но если вам по вкусу свежее нефильтрованное пиво с небольшой горчинкой – указатель не даст вам промахнуться.
Подкрепившись (кто кофеем, кто пивом), продолжаем наше путешествие.
Кстати, в 16-17 веках эти заднепровские земли принадлежали знаменитым князьям Вишневецким. А городок Лубны был столицей необъятных владений Иеремии Вишневецкого. Объезжаем Лубны слева, по окружной дороге.
А в самом конце объездной дороги не проскочите «поворот с разворотом» на Миргород. Если бы мы ехали в Полтаву или Харьков – нужно было бы ехать прямо. Но сегодня наша цель – Великие Сорочинцы, а до них быстрее всего добираться через Миргород. Здесь дорога вполне нормальная по украинским меркам, а указатели на Сорочинцы или Опишню не дадут вам заблудиться. Ещё около часа езды, проезжаем через городок с мусульманским названием Ромодан, объезжаем город-курорт Миргород по самой окраине и через 25 километров от него попадаем в огромную очередь из автомобилей.
Уже два столетия назад эта дорога « кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку. С утра еще тянулись нескончаемою вереницею чумаки с солью и рыбою. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгроможденного на возу плетня и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши». Да, и сейчас ничего не изменилось! Только возы сменились автомашинами, которые, как и прежде, пытаются медленно протиснуться ближе к ярмарке сквозь толпу людей и других автомобилей.
Средства передвижения стоят везде: на обочинах, в канавах и кустах вдоль дороги. Организаторы приготовили несколько огромных, размером с футбольные поля, стоянок автомашин, но их явно не хватает. Поставить машину туда почти нереально, особенно в первой половине дня. Если хотите, то можно потратить минут 15 для того, чтобы проехать пару сотен метров и поискать место для стоянки немного ближе ко входу на ярмарку. Но мы предпочитаем не мудрствовать лукаво и пристраиваем свой транспорт на первом же свободном пятачке.
Минута ходу, и мы уже идём налево от дороги Миргород-Опишня вместе с морем таких же, как мы, но уже в соломенных брылях, картонных кепках какого-нибудь бренда, со сладкой ватой или пивом в руках. Лотки с различным товаром стоят со всех сторон, хотя до главного входа на ярмарку придется толкаться ещё достаточно долго. Вне официальной территории ярмарки продавцов никак не меньше, чем на огороженной плетёным забором выставочной площади. То ли всем желающим мест не хватило, то ли плата за участие в ярмарке слишком высока (как я понял из материалов, размещённых на сайте Сорочинской ярмарки, она составляет от 300 до 500 грн), однако продавцов и покупателей так много, что до официального входа с желто-голубым транспарантом можно и не дойти. Но мы – народ настойчивый, поэтому углубляемся, вертим головой в разные стороны и пытаемся что-нибудь сфотографировать. Ниже собраны фото за несколько последних лет (в этом году фотоаппарат вообще не доставал, т.к. неожиданно налетел холодный ветер и пошёл дождь).
Ну, а встречает нас – «город мастеров».
Приятно видеть здесь каждый год Николая Пошивайло – продолжателя знаменитой династии гончаров из Опишни и одного из создателей там музея гончарства.
Здесь кто-то лепит,
кто-то упряжью торгует.
но и самодеятельные коллективы,
к сожалению, в основном, бабушек и дедушек.
Но как же задорно они танцуют!
Молодые же предпочитают лежачий образ жизни.
Наверное, только Сорочинская ярмарка объединяет в себе выставку достижений животноводства.
. и выставку специальной автомобильной техники.
Ходить по ярмарке можно часами. Главное, чтобы денег хватило!
И под конец – пара неприятных моментов, которые организаторами не решаются годами.
Первое – питание. Нормальное питание, а не пиво с чипсами.
На всю ярмарку есть всего несколько точек (до десяти, и которых никак не становится больше!), где можно более-менее сытно поесть. Но туда ТАКИЕ ОЧЕРЕДИ! Хотят кушать и участники, и посетители, которых десятки тысяч. Поэтому, для того, чтобы дойти до стойки нужно выстоять в очереди не менее получаса. При этом вы полностью провоняетесь дымом от костра, на котором делают шашлыки или плов. А о том, чтобы покушать СИДЯ, можно только мечтать. Или из вашей компании нужно выделять «дежурного», который будет охотиться за освободившимся местом. Вот такая картина и наблюдается: одни компании, усевшись и затарившись пивом, сидят часами, другие, расставив руки, по полчаса держат пустые места в ожидании «своих», а остальные с пластмассовыми тарелочками мыкаются туда-сюда, пытаясь найти хоть что-то, на что эти тарелки поставить. В результате, на еду тратиться около часа времени, который можно было бы посвятить ярмарке.
Второе, традиционно для нас – туалеты.
Гуляя не один год по центру ярмарки, не встретил ни одного туалета, ни хотя бы указателя на них. Говорят, что где-то видели синие кабинки, а кто-то даже ими воспользовался. Но их нужно специально искать! Вот и получается, что кусты найти намного быстрее…
(О том, что изменилось на Ярмарке в 2010 году написано здесь)
Проведя на Сорочинской ярмарке часа три-четыре, мы выезжаем в Гоголево – родовое поместье Гоголей-Яновских.
Сорочинская ярмарка (опера)
1881 (I и II акт, фрагмент III акта), 1911 (редакция Ц. Кюи), 1930 (редакция В. Шебалина)
Сорочинская ярмарка — опера М. П. Мусоргского в 3-х действиях, 4-х картинах. Сюжет либретто заимствован из одноименной повести Н. В. Гоголя. Мусоргский писал эту оперу в 1874—1880 годах, но, как и «Хованщину», не закончил.
Содержание
История создания
Над завершением «Ярмарки» работали несколько композиторов. Опера впервые закончена Ц. А. Кюи и в этом варианте была исполнена 13 (25) октября 1917. Из предисловия к этому изданию оперы (октябрь 1916 г.):
Комическая опера «Сорочинская ярмарка» начата была Мусоргским в 1875 г., сочинялась медленно и отрывочно и за смертью композитора в 1881 г., осталась неоконченной. Первоначально изданы были лишь пять отрывков из нее: Вступленние к опере (обработано по черновым наброскам А. К. Лядовым), Думка Паробка (ред. Лядова), Гопак, Сцена Хиври в ожидании Афанасия Ивановича и Думка Параси (оркестровая редакция всех пяти нумеров принадлежит Лядову). Рукописи Мусоргского давали, однако, еще значительное количество музыкального материала, а именно «Ярмарочную сцену», которой начинается опера, и первую половину 2-го действия. Этот материал был обработан В. А. Каратыгиным, дополнен и инструментован Ц. А. Кюи. Всё же остальное, а именно сцена Черевика с Хиврей и сцена Паробка с Цыганом в 1-м действии, 2-я половина 2-го и все 3-е, за исключением Думки Параси и Гопака, дописаны и инструментованы Ц. А. Кюи и, таким образом, посмертный труд Мусоргского закончен.
Над оперой также работали А. К. Лядов, В. Я. Шебалин и др. Издание П. Ламма и В. Я. Шебалина (1931) стало стандартным в СССР.
Действующие лица
Краткое содержание
Действие происходит в селе Великие Сорочинцы близ Полтавы в начале XIX века. Жаркий солнечный день. Бурлит шумная ярмарка. Сюда приехал Черевик, чтобы продать пшеницу и кобылу. С ним его дочка, красавица Парася. Желая запугать торговцев и выманить у них товары подешевле, Цыган рассказывает толпе, будто неподалёку, в старом сарае, поселилась Красная свитка; она принадлежит чёрту и наводит на людей порчу. Тем временем парубок Грицько нежно беседует с Парасей, красота которой покорила его сердце. Черевик вначале недоволен смелыми ухаживаниями парубка, но узнав, что Грицько — сын его старинного приятеля, не возражает против сватовства. Теперь необходимо зайти в шинок…
Оттуда Черевик возвращается домой поздно вечером вместе с Кумом. Неласково встречает муженька Хивря. Но нет предела её гневу, когда выясняется, что жених — тот самый парубок, который недавно насмехался над нею. Слышавший этот разговор Грицько сильно опечален. Однако Цыган вызывается помочь при условии, что парубок дёшево продаст ему своих волов.
Второе действие. Хивря, выдворив под благовидным предлогом из дому супруга на всю ночь, с нетерпением ждёт своего возлюбленного Афанасия Ивановича. Наконец попович появляется, щедро рассыпая высокопарные комплименты. Хивря потчует гостя. Но ухаживания поповича прерывает стук в ворота — это Черевик и Кум с гостями. Трясущегося от страха возлюбленного Хивря прячет на полатях. Нежданные пришельцы до смерти напуганы Красной свиткой, по слухам, появившейся на ярмарке. Лишь выпив хмельного, они понемногу успокаиваются. Кум заводит рассказ про чёрта, который заложил шинкарю свою красную свитку и теперь в обличье свиньи ищет её по всей ярмарке. Внезапно показавшееся в окне свиное рыло приводит всех в неописуемый ужас. Гости и хозяева спасаются бегством.
Третье действие, первая картина. Парубки во главе с Цыганом хватают и вяжут Черевика с Кумом якобы за то, что они украли кобылу. По хитро задуманному плану Цыгана в роли избавителя выступает Грицько. В награду парубок требует немедленно сыграть свадьбу, на что Черевик с радостью соглашается. В мечтах о Парасе счастливый жених засыпает. Ему снится, что Чернобог со свитой справляет шабаш, который прекращается лишь с ударами церковного колокола.
Третье действие, вторая картина. Парася тоскует по своему милому. Тем радостней встреча влюблённых. Воспользовавшись отсутствием Хиври, Черевик благословляет молодых. Подоспевшая некстати Хивря тщетно пытается помешать им. Цыган с парубками под общий смех уносят Хиврю. Толпа пляшет гопак.