Сормат что это такое в строительстве
что такое Сармат?
По словам Диодора, сарматы «опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побеждённых, обратили большую часть страны в пустыню». Роксоланы уже в I в. достигли границ Мезии и пришли в соприкосновение с Римом. В I в. в степях Северного Кавказа появляются аланы, во II в. они уже господствовали и в Северном Причерноморье.
Сарматы приняли активное участие в политической жизни населения на занятых ими землях. В к. II в. до н. э. роксоланы выступили на стороне скифов в их войне с Диофантом, полководцем понтийского царя Митридата.
Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе.
Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения.
Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.
В I в. сарматы выступили и как союзники этого царя в его борьбе с Римом. В 49 римляне вместе с аорсами победили сираков, союзников боспорского царя Митридата.
Господство аланов сначала было подорвано вторжением готов (III в. до н. э. ) в Северном Причерноморье и окончательно сокрушено гуннами в 375, перебившими значительную часть сарматского населения. Уцелевшие сарматы, в частности аланы, вместе с гуннами и готами продвинулись на Запад до Испании.
Археологические памятники сарматской культуры
Некоторые историки предполагали, что сарматы являются основными предками восточных и южных славян, но эта теория отвергнута большинством учёных, которые указывали на явные отличия культуры сармат от культуры древних славян.
РС-28 «Сармат». Технические особенности и политические последствия
За счет большей тяги двигателей изделие РС-28 отличается от предыдущих жидкостных МБР отечественного производства сокращенной продолжительностью активного участка полета. Этот факт определенным образом затрудняет работу средств противоракетной обороны противника, атакующих цель во время разгона, когда она наиболее заметна и уязвима. Кроме того, это приводит к тому, что во время разгона и выхода на траекторию «Сармат» остается в безопасной зоне, недоступной для вражеской ПРО.
Из заявлений президента следует, что в варианте носителя традиционной разделяющейся головной части с блоками индивидуального наведения РС-28 сможет нести не менее 10 боезарядов. Мощность каждой боеголовки – не менее 800 кт. Впрочем, пока не вполне ясно, как именно «Сармат» будет превосходить «Воеводу» по количеству и мощности боевых блоков и состава РГЧ. Вместе с боезарядами в головной части должны присутствовать ложные цели и другие средства преодоления ПРО. Заявлено применение современных систем, обеспечивающих прорыв через существующие и перспективные комплексы обороны.
Согласно заявлениям последнего времени, в полете планер «Авангард» может развивать скорость до М=27. Он несет специальную боевую часть и способен доставлять ее на межконтинентальную дальность. Планирующий полет с возможностью выполнения маневров делает невозможным эффективный перехват с применением существующих систем ПВО и ПРО. Одновременно с этим обеспечивается повышенная точность поражения целей.
По всей видимости, в будущем на боевое дежурство заступят МБР «Сармат» с разными вариантами боевого оснащения. Тем не менее, точный состав головных частей и пропорции разных изделий в общей группировке остаются неизвестными, и вряд ли их раскроют в обозримом будущем.
Из открытых данных следует, что МБР РС-28 «Сармат» является этапной разработкой своего рода. Очевидно, что ракеты с повышенными боевыми характеристиками становятся приоритетной целью для первого удара со стороны вероятного противника. Такие риски учтены при разработке нового российского вооружения. Насколько известно, параллельно с «Сарматом» создаются новые средства для эксплуатации и защиты ракет.
При выполнении всех нынешних планов, ШПУ комплекса «Сармат» станет крайне сложной целью для первого удара противника, способной с высокой вероятностью сохранить работоспособность и обеспечить ответную атаку. В случае обнаружения подлетающей боеголовки МБР или иного вражеского средства поражения КАЗ ШПУ должен будет сбить его на безопасном расстоянии. Если же боеприпас сможет пройти через системы защиты, ракета останется целой благодаря прочной пусковой установке. Следует отметить, что способы пассивной защиты ШПУ и МБР были отработаны достаточно давно, тогда как комплексы активной защиты являются новинкой.
Угроза из будущего
Изделие РС-28 «Сармат» является серьезной угрозой для вероятного противника, однако все связанные с ним риски пока остаются проблемами будущего. Первые ракеты нового типа заступят на дежурство в 2021 году, а полноценная замена устаревших Р-36М состоится только через несколько лет после этого. Таким образом, в ближайшие годы потенциального противника будут сдерживать в основном уже существующие МБР.
В прошлом году успехом завершился этап бросковых испытаний новой ракеты. В ходе этих работ было выполнено полсотни конструкторских и испытательных задач. Удалось подтвердить правильность конструктивных решений, использованных в проекте. Также были проведены стендовые испытания двигателей для ракеты. Ведутся практические работы по ступени разведения.
Параллельно ведется подготовка промышленности к серийному производству ракет и объектов Минобороны для проведения новых испытаний. Так, на полигоне Плесецк достраивается инфраструктура для летных и государственных испытаний «Сармата». Задействованные в проекте предприятия обновляют свои производственные мощности, что в дальнейшем позволит им участвовать в сборке опытной партии ракет, а затем освоить серию.
В этом году на полигоне Плесецк должен состояться первый испытательный запуск новой ракеты с последующим полноценным полетом и поражением условной цели на камчатском полигоне Кура. Летные испытания должны завершиться в 2020-21 годах, после чего ракетный комплекс примут на вооружение. Далее начнется полноценное серийное производство с постановкой ракет на дежурство.
Именно в 2021 году МБР РС-28 начнут реализовывать свой потенциал и станут новым военно-политическим инструментом. Сначала они будут решать общие задачи вместе с устаревшими Р-36М, но затем полностью вытеснят их и полностью займут соответствующую нишу. Вероятнее всего, обновление арсеналов тяжелых МБР не приведет к заметному изменению количественных показателей, и в будущем на дежурстве будет примерно столько же «Сарматов», сколько сейчас стоит «Воевод». Однако следует ожидать заметный рост качественного характера, обеспеченный повышением характеристик и получением новых возможностей.
Таким образом, к середине следующего десятилетия у России появится новый перспективный инструмент стратегического сдерживания с особыми возможностями. Угроза ответного применения ракет РС-28 «Сармат», способных прорвать любую существующую противоракетную оборону и нанести точные удары с применением того или иного боевого оснащения, должна отрезвляюще действовать на излишне горячих представителей командования потенциального противника.
«Сармат»: 200 тонн смерти, которые заставят США платить и каяться
К лётным испытаниям готовится новая межконтинентальная ракета «Сармат». Она станет основой российского ядерного щита на 30–40 лет, заявил Дмитрий Рогозин. Глава Роскосмоса пояснил, что уникальные дальность и скорость подъёма ракеты позволяют её боевым частям преодолевать любую систему противоракетной обороны. На самом деле не этим в первую очередь «Сармат» страшен супостату. В попытке противостоять ему Америке потребуются триллионы реальных, а не биржевых долларов и три десятка лет, чтобы научиться его сбивать. Но за это время Россия уже сделает следующее поколение МБР…
Говорить о стратегическом ядерном вооружении – не совсем специализация руководителя Роскосмоса. Но неинформированным этого человека никак не назовёшь. Да и области смежные – в конце концов, космическую эру человечества открыла именно межконтинентальная баллистическая ракета Р-7.
Так что когда в ходе своего выступления на марафоне «Новое знание» глава Роскосмоса рассказал, что перспективный стратегический ракетный комплекс «Сармат» станет основой ядерного щита России будущего и «минимум 30-40 лет этот комплекс будет обеспечивать оборону страны», то так оно, скорее всего, и будет.
К настоящему моменту эта ракета завершила стадию наземных и бросковых испытаний и приступает к испытаниям лётно-конструкторским. Первый пуск МБР запланирован на осень 2021 года, до конца года запланировано два пуска. Уже в 2022 году первые комплексы будут передаваться в войска, но это событие, скорее всего, отодвинется года до 2023-го – и то при условии, что все пуски пройдут успешно.
«Сармат», если честно, постоянно отодвигается в будущее, если говорить о графике работ над ним. Но пока большой войны нет, это не слишком важно. «Сармат» – он не для войны. «Сармат» для того, чтобы удавить США костлявой рукою голода…
Что такое «Сармат»
МБР 15А28, то есть РС-28 «Сармат» должна прийти на смену нашей же самой мощной в мире МБР РС-20В «Воевода», она же «Сатана» в натовской классификации. Впрочем, в американской прессе уже мелькало прозвище для «Сармата» – «Сатана-2». И, в общем, справедливо.
Стартовая масса РС-28 – 208,1 тонны. Масса полезной нагрузки – примерно 10 тонн, которые забрасываются на 18 тысяч километров. Это в два раза дальше стоящих на вооружении сегодня МБР: с таким радиусом запущенная из позиционного района в Оренбургской области ракета достигнет любой точки США с любого направления. Хоть через Южный полюс, в обход имеющейся у США системы ПРО, развёрнутой полукругом на север. В общем, с чёрного хода прилетит на задний двор.
Дальше важный вопрос: что именно она будет забрасывать на задний двор супостату? Из того, что проходило по прессе, можно понять следующее: от 10 до 12 боевых блоков, хотя, например, известный военный эксперт Виктор Литовкин полагает, что и это не предел. На тот же носитель могут ставиться и 15, и 17 боеголовок меньшей мощи, но за счёт точности наведения и небольшого радиуса вероятного кругового отклонения (КВО) с тем же разрушительным эффектом.
Таким образом, одна только МБР РС-28 способна доставить в США от 6,75 до 7,5 мегатонны кружным путём и с гарантией. На заднем дворе США будет жарко…
Итого: достаточно дюжины «Сарматов» – и бери Америку тёпленькой…
Только кому она тогда нужна будет?
Но «Сармат» – это не только 200 тонн смертоносной массы…
И это всё – не кровожадные рассуждения, хотя Америка и их заслужила. Просто военное дело экивоков и умолчаний не любит. Война – путь убийства, и с этим ничего не поделаешь. Во всяком случае, на нынешней стадии развития человечества.
Тут важно оговориться: речь идёт не о самой цели. Если бы не боялись сокрушительно убийственного ответа, американцы давно попытались бы этого добиться. В конце концов, десятки тысяч «Томагавков» они для того и наделали, чтобы сокрушить Россию в одном первом обезоруживающем ударе. Нет, речь идёт о том, стоит ли рассчитывать догнать русских именно в секторе межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования, коли один только «Сармат» («самое совершенное изделие в своём классе, пишут американцы) делает 39-тонный «Минитмен» всего лишь «реактивной зубочисткой». И как их ни модернизируй, американские МБР наземного базирования по самой своей идеологии застряли в 1970-х годах.
Однако даже и это не самое главное.
Что с того?
«Сармат» страшен супостату не тем, что у того нет и не скоро будут адекватные средства ПРО, способные его нейтрализовать. Ни самые современные противоракеты типа уже упомянутой SM-3 Block IIA, ни действительно хорошо развивающаяся система THAAD, ни лазеры, где Америка достигает всё более перспективных вершин в наращивании их мощности, – всё это не работает против «Сармата». И даже если бы работало, то для эффективного противодействия стае «Сарматов», налетающих со стороны Гондураса, Америке нужно перестроить для начала всю североамериканскую систему ПРО – ту самую НОРАД.
Вот только за это время Россия явно сотворит уже следующее поколение МБР. И да, подвесит над планетой свой неуничтожимый пункт управления в виде собственной космической станции, которой планируют орбиту с наклонением 71,6 градуса, чтобы наблюдать за полярными районами Земли.
Что останется нашему драгоценному заокеанскому партнёру? Видимо, снова идти по тому же замкнутому кругу. В котором американцам придётся только платить. И каяться. Что вовремя не предложили русским то же, о чём договорились с…
Впрочем, не будем в доме США говорить об афганской верёвке. Ведь замкнутый круг так похож на петлю…
Сарматы
Содержание
Археология
В археологии с именем сарматов связывают Сарматскую культуру, представленную преимущественно погребальными курганами. В её рамках выделяют несколько отдельных хронологически последовательных культур: раннесарматскую (прохоровскую), среднесарматскую (сусловскую), позднесарматскую. [2]
Первая в череде сарматских культур датируется IV—I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области в 1911 году, а затем доследованными С. И. Руденко в 1916 году. М. И. Ростовцев, опубликовавший материал раскопок у села Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III—II вв. до н. э. Классическое понятие «прохоровская культура» в хронологических рамках IV—II вв. до н. э. было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья. В настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к раннесарматской культуре, датируются рубежом эр.
Среднесарматская культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году. В его периодизации подобные памятники составили ступень A (Stuffe A) и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники, большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника, концом II в. до н. э. — концом I в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или «сусловской» культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова, за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура».
Антропология
Антропологически сарматы относились к брахикранным европеоидам (широкая и круглая голова), за исключением племени алан, которые относились к долихокранным европеоидам (узкий череп). Поздним сарматам была присуща примесь монголоидности. [3] [4]
История
Происхождение
По-видимому, сарматы отделились от основной массы скифов довольно рано: ещё в священной книге зороастрийцев Авесте сарматы упоминаются под именем «сайрима» и называются кочевниками, «которые не знают власти верховных правителей». Действительно, сарматы отставали от соседних скифов в общественном развитии, у них ещё не было государства. В VII—V веках до н. э. сарматы переживали этап разложения родового строя. Углублялось имущественное и социальное неравенство. Во главе племён стояли вожди, опиравшиеся на дружины из военной знати.
Завоевание Скифии
В V—IV веках до н. э. сарматы были мирными соседями Скифии. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли. В войне с персами сарматы были надёжными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, сарматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы сарматов поселялись на территории Европейской Скифии.
В III веке до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства. В конце IV века до н. э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха. Фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада. Следствием неудачных войн был упадок хозяйства и отпадение от Скифии части завоёванных прежде земель и племён.
В известном рассказе Лукиана «Токсарис или дружба» скифы Дан-дамис и Амизок испытывают свою верность дружбе в тяжёлых событиях сарматского нашествия. «Вдруг напали на нашу землю сарматы в числе десяти тысяч всадников, — рассказывает скиф Токсарис, — а пеших, говорят, явилось втрое больше того. А так как их нападение было непредвиденно, то они всех обращают в бегство, многих храбрецов убивают, других уводят живыми. … Тотчас же сарматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился».
Постоянные набеги и постепенный захват сарматами скифской территории завершились массовым переселением сарматских племен в Европейскую Скифию — в Северное Причерноморье и на Северный Кавказ. [10]
Дальнейшая история
После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии. Установив своё господство в европейских степях, сарматы стали налаживать мирное сотрудничество с земледельческими народами, оказывали покровительство международной торговле и греческим городам Причерноморья. Политические объединения сарматских племён заставили считаться с собой ближних и дальних соседей от Китая до Римской империи. [11]
Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Мы узнаем от Страбона названия их племен — языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы; Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты»; сосланный в город Томи в 8 году н. э. поэт Овидий с тоской и страхом описывает в своих «Печальных песнях» сарматов под городом — «враг, сильный конем и далеко летящей стрелою, разоряет… соседнюю землю»; Иосиф Флавий и Арриан оставили сообщения о войнах аланов в I и II веках н. э. в Армении и Каппадокии — «суровые и вечно воинственные аланы». [12]
Западные сарматы
Западные сарматские племена — роксаланы и языги, занимали степи Северного Причерноморья. Около 125 года до н. э. они создали мощную, хотя и не очень прочную федерацию, возникновение которой объясняют необходимостью противостоять давлению восточных сарматских племён. По-видимому, это было типичное для кочевников раннее государство во главе с племенем царских сарматов. Однако повторить государственный опыт скифов западным сарматам не удалось — с середины I века до н. э. они действовали как два самостоятельных союза. В степях между Доном и Днепром кочевали роксоланы, к западу от них — между Днепром и Дунаем — жили языги.
В первой половине I века новой эры языги продвинулись на Среднедунайскую низменность, где заняли междуречье Дуная и Тисы (часть нынешней территории Венгрии и Сербии). Вслед за языгами к границе Римской империи подошли роксоланы, большая часть которых поселилась в нижнем течении Дуная (на территории современной Румынии). Западные сарматы были беспокойными соседями Рима, они выступали то его союзниками, то противниками, и не упускали случая вмешаться в междоусобную борьбу внутри империи. Как и подобает в эпоху военной демократии, сарматы рассматривали Рим как источник богатой добычи. Способы её приобретения были разными: грабительские набеги, получение дани, военное наёмничество.
Языги во второй половине I века, а роксоланы в начале II века добились от Рима выплаты ежегодных субсидий в обмен на участие в обороне римских границ. Прекратив получать эту дань, роксоланы в 117 году призвали на помощь языгов и вторглись в дунайские провинции Рима. После двухлетней войны империя была вынуждена возобновить плату роксоланам. Мирный договор римляне заключили с царём Распараганом, который имел два титула — «царь роксоланов» и «царь сарматов». Возможно, это говорит о том, что языги и роксоланы формально сохраняли единую верховную власть. Чаще всего они выступали в тесном союзе, хотя языги занимали равнины Среднего Дуная, а роксоланы расположились на Нижнем Дунае и в Северо-Западном Причерноморье. Завоевав фракийцев, живших между языгами и роксоланами, римляне попытались разрушить их связи и даже запретить общение между ними. Сарматы ответили на это войной.
Особенно упорной была борьба сарматов с Римом в 160-е и 170-е годы. Известны условия мирного договора, который языги в 179 году заключили с императором Марком Аврелием. Война надоела как римлянам, так и сарматам, в стане которых боролись две партии — сторонники и противники соглашения с Римом. Наконец, мирная партия победила, и царь Банадасп, вождь сторонников войны, был взят под стражу. Переговоры с Марком Аврелием возглавил царь Зантик. По договору языги получили право проходить к роксоланам через римские земли, но взамен обязались не плавать на судах по Дунаю и не поселяться вблизи границы. Впоследствии римляне отменили эти ограничения и установили дни, по которым сарматы могли переходить на римский берег Дуная для торговли. Языги вернули Риму 100 тысяч пленных.
Столкновения сарматов с Римом происходили и позже. Мир сменялся войной, за которой вновь следовало сотрудничество. Сарматские отряды поступали на службу в римскую армию и к королям германских племён. Группы западных сарматов расселялись в римских провинциях — на территории нынешних Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Франции, Италии, Великобритании. [11]
Восточные сарматы
Восточные сарматские союзы аорсов и сираков населяли пространства между Азовским и Каспийским морями, на юге их земли простирались до Кавказских гор. Сираки занимали приазовские степи и северокавказскую равнину к северу от Кубани. Предгорные и равнинные районы Центрального Предкавказья тоже принадлежали сиракам, но на рубеже новой эры их потеснили аорсы. Аорсы кочевали в степях от Дона до Каспия, в Нижнем Поволжье и Восточном Предкавказье. За Волгой их кочевья доходили до Южного Приуралья и степей Средней Азии.
По словам древнегреческого географа и историка Страбона, аорсы и сираки «частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием».
Наиболее высоким уровнем общественного развития отличались сираки, которые подчинили на Северо-Западном Кавказе земледельцев-меотов и создали своё государство. Одной из резиденций сиракских царей был город Успа, находившийся недалеко от восточного побережья Азовского моря.
Аорсов, которые жили в степях Прикаспия и Предкавказья, называли «верхними аорсами». Они господствовали над западным и северным побережьем Каспийского моря и контролировали торговые пути, шедшие через Кавказ и Среднюю Азию. Могущество и богатство аорсов уже в древности объясняли участием в международной торговле. В Китае страна аорсов называлась «Янтсай» — через неё шёл путь, соединявший Китай и Среднюю Азию с Восточной Европой и морской торговлей по Черному и Средиземному морям.
Две Сарматии
Аланы
Аланы особенно выделялись воинственностью среди восточных сарматских союзов, возглавляемых аорсами. Упоминаниями о «неукротимых», «храбрых», «вечно воинственных» аланах пестрят источники той поры. Античная традиция упоминает их и в низовьях Дуная, и в Северном Причерноморье, и в степях Предкавказья.
Во II веке н. э. упоминается «Алания» как территория, заселенная аланами. Тогда же река Терек получила название «Алонта». Не позднее середины III века в китайских летописях прежние владения аорсов, локализуемые в арало-каспийских степях, переименовались в «Аланья». Одновременно со страниц источников исчезли названия иных сарматских племен. Всё это вехи процесса, суть которого заключалась в том, что аланы, по словам автора IV века Аммиана Марцеллина, «мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них своё имя».
Аланы совершали походы через Кавказ, пользуясь как Дарьяльским («Аланские ворота»), так и Дербентским проходами, разоряя Кавказскую Албанию, Атропатену и доходя до Каппадокии, как это было в 134 году. Установив контакт с некоторыми северокавказскими горскими племенами, они стали подлинным бичом Закавказья. Отголоски этих событий сохранились, кроме античных, в грузинских хрониках. Правитель Каппадокии Флавий Арриан счел важным создать труд «Аланская история».
Аланы принимали активное участие в делах Боспорского царства. В Фанагории существовала группа аланских переводчиков. Воинский авторитет алан был так значителен, что в Римской империи создали специальное военное пособие — руководство для борьбы с ними, а римская кавалерия заимствовала ряд тактических приемов аланской конницы. [17]
Сираки
Великое переселение народов
В начале нашей эры началась эпоха Великого переселения народов. Инициировали эту эпоху гунны, напав с территории Китая на азиатские владения сармат. В третьей четверти IV века гунны разгромили алан Волго-Донского междуречья и степного Предкавказья, обессилив их, по словам Иордана, «частыми стычками». Последним этапом этой борьбы явилось подчинение алан-танаитов и включение их в состав гуннских орд. Часть сарматов ушла на Запад и растворилась среди европейского населения Римской империи, часть ушла на Кавказ, образовав Аланию, их потомками являются современные Осетины.
Потомки сармат
Прямыми потомками алан являются современные осетины и ясы. Осетинский язык (потомок аланского языка) является единственной сохранившейся формой сарматского языка. [19]
Язык венгерских ясов был утрачен в XIX веке, однако сохранившиеся письменные памятники ясского языка свидетельствуют, что он практически совпадал с осетинским.
Некоторыми исследователями считается, что часть сарматов (преимущественно донские аланы) была ассимилирована восточными славянами (антами [20] ) и вошла в состав казачества, и, через него — в состав русской и украинской наций.
Так, самоназвания славянских народов сербов и лужичан считаются происходящими от сарматского племени serboi, первоначально зафиксированного в районе Кавказа и Причерноморья в трудах Тацита и Плиния. В Речи Посполитой была официальной версия о сарматском происхождении польской шляхты (сарматизм).
Одежда
Основной одеждой сарматов были длинные просторные штаны, кожаные куртки, сапоги из мягкой кожи и островерхие войлочные шапки (башлык).
По свидетельствам древних историков, сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами» (Римский географ I века новой эры Помпоний Мела).
Жилища
Сарматы, по сообщениям древних авторов, были кочевниками. Жилищем им служили шатры и кибитки. «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги» (Помпоний Мела).
Во время перекочёвок сарматы перевозили своих детей, стариков, женщин и имущество в кибитках. Как сообщает греческий географ конца I века до н. э. — начала I века н. э. Страбон: «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут, вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются».
Положение женщин
Знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.
О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага». Псевдо-Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.
Захоронения
Культура и религия
Образ животных, особенно барана, занимал видное место в религиозно-культовых представлениях сарматов. Часто барана изображали на ручках сосудов, мечей. Баран являлся символом «небесной благодати» у древних народов. Также у сарматов был распространен культ предков.
Греко-иранский религиозный синкретизм сказался в культе греко-сарматской богини Афродиты-Апутары (обманщицы). Было ли её святилище в Пантикапее — неизвестно, но на Тамани оно было в местечке Апутары. В культе Афродиты-Апутары много родственного с азиатским культом Астарты.
Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5—7 метров в высоту. Савроматские и сарматские курганы чаще всего располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей. Их трудно не заметить. Поэтому ещё в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей, кладоискателей.
Сарматы не прошли бесследно для юга России. От них сохранились остатки живого языка, и, по словам академика Соболевского, они даже передали названия больших рек нашим предкам славянам, а именно: Днестр, раньше Дънестр — сарматское Danastr или Danaistr; Днепр — Дънепр — Danaper; Дон (вода/река) от сарматского «dānu», осетинского дон (вода/река). Названия многих других речек являются переводом с сарматского.
Некоторые историки предполагали, что сарматы являются основными предками восточных и южных славян, но эта теория отвергнута большинством учёных, которые указывали на явные отличия культуры сармат от культуры древних славян. Предположительно, сарматы были зороастрийцами (вера иранских племен), и их поклонение огню — солнцу передалось восточно-славянским народам (перунизм).
Военное дело
Сарматы были серьёзными противниками для своих соседей. «…у сарматов имеет значение не один голос вождя: они все подстрекают друг друга не допускать в битве метания стрел, а предупредить врага смелым натиском и вступить в рукопашную» (Корнелий Тацит). Однако сарматы редко появлялись перед врагами пешими. Они всегда были на конях. «Замечательно, что вся доблесть сарматов лежит как бы вне их самих. Они крайне трусливы в пешем бою; но, когда появляются конными отрядами, вряд ли какой строй может им противиться».
Сарматы были очень ловкими воинами. Сарматы-воины были вооружены длинными пиками, носили панцири из нарезанных и выглаженных кусочков рога, нашитых наподобие перьев на льняные одежды. Они проезжали огромные пространства, когда преследовали неприятеля или когда отступали сами, сидя на быстрых и послушных конях, и каждый вел с собой ещё одну лошадь, или две. Они пересаживались с лошади на лошадь для того, чтобы давать им отдых.
Военное дело сарматов в работах античных авторов
Сарматское военное искусство для своего времени находилось на высоком уровне развития. Сарматскую стратегию и тактику, новейшие образцы вооружения перенимают скифы, боспорцы, и даже римляне. В процессе восточной экспансии с кочевыми племенами столкнулись сначала греческие, а затем и римские колонисты. Греческие авторы уделяли больше внимания обычаям и истории варваров. Военное дело их интересовало в меньшей степени, так как их отношения с местным населением носил, скорее всего, мирный характер. Искусство войны сарматов по большей части осветили римские историки. В описаниях Сарматии прослеживается много традиционных и легендарных моментов. Так, например, большинство авторов I—II вв. н. э. по традиции именует сарматов скифами или савроматами. До I в. до н. э. нет прямых сведений о военном деле сарматов, но так как время первого активного выступления кочевников на исторической арене выпадает на IV—III вв. до н. э., то следует рассмотреть документы, косвенно повествующие о различных сферах военного дела номадов.
Военные эпитеты и краткие упоминания о сарматах как о свирепых воинах появляются с I в. н. э. в сочинениях поэтов и философов. Римский поэт Овидий, отправленный в 9 г н. э. в ссылку на черноморское побережье в город Тома, одним из первых упоминал о сарматах как о свирепых воинах и сравнивал их с Марсом (Скорбные элегии, V, 7).
Некоторые обычаи «скифов и подобных им племен» описал Луций Аней Корнут, философ стоической школы, живший во времена Нерона. Автор уделял внимание неукротимой справедливости и военным упражнениям кочевых племен. Писатель также упоминал почитание бога войны Ареса.
О родстве номадов с богом войны упоминал и Дионисий Периэгет. Его работы относятся к I—II вв. н. э. Латинский автор описывает кочевников живущих в близи Меотиды, и в их числе «племена савроматов, славный род воинственного Ареса» (Описание населенной земли, 652—710).
Поэт Гай Валерий Флакк Сетин Бальб оставил сведения, касающиеся «свирепой сарматской молодежи» и их «животного рева» (VI, 231—233).
Руфий Фест Авиен, писал о «свирепом сармате» обитавшим вокруг Тавра (Описание круга земного, 852—891). Клавдий Клавдиан упомянул сарматские конные отряды (Пангерик на третье консульство, VV, 145—150).
Евтропий, упоминал об истребленном в Сарматии легионе. Вдобавок к этому он писал о войнах Диоклетиана с сарматами (VII, 23; IX, 25).
Описания кочевой конницы и сарматских набегов
Аристотель оставил одно из наиболее ранних сведений, относящихся к «благородству и благонравности» кочевой конницы: «Говорят, что у скифского царя была однажды благородная кобылица, от которой все жеребята были очень хороши. Желая, чтобы она родила от самого лучшего из них, царь подвел его к матери для случки, жеребец не хотел, но когда кобылицу закрыли, то, не заметив, вскочил на нее. Когда же после случки открыли голову кобылице, то жеребец, увидев ее, убежал и бросился с утесов» (Истории о животных, IX, 47).
В III в. до н. э. Антигон Каристский, также упомянул историю скифской кобылице (Свод невероятных рассказов, LIV, 59). Следующим кто дал небольшую характеристику коннице воинственных сарматов был Овидий. Он описывает диких коней и «сарматов, опасных конем» (Скорбные элегии, III, 10).
Гай Плиний Секунд Старший пишет: «Сарматы, собираясь в долгий путь, накануне не кормят лошадей, а дают им лишь немного попить, и таким образом они, сидя верхом, продвигаются непрерывно на расстояние 150 миль…» (4, 162). Он упоминает рассказ Аристотеля о «скифской кобылице», а также пишет о том, что скифы отдают предпочтение использованию на войне кобылиц (4, 156, 165).
Полиен, описывая военную операцию сарматской царицы Амаги, отмечает, что воины её отряда имели при себе двух сменных лошадей и таким образом смогли преодолеть расстояние в 1200 стадий (VIII, 56).
Одним из последних авторов писавших о кочевой коннице был Клавдий Элиан. Им очередной раз повторяется аристотелевский «рассказ о скифской кобылице» (О животных, IV, 7).
Античные авторы, описывая сарматскую конницу, большое внимание уделяли таким качествам как выносливость и благородство. По сведениям писателей сарматские кони могли проходить за день до 150 миль, что приравнивается 220 км. Некоторые авторы упоминают сменных лошадей. Все это позволяло кочевникам преодолевать значительные расстояния. Овидий сообщает о том, что «враги налетают хищною стаей» (Скорбные элегии, V, 10), Иосиф Флавий описывает «стремительные набеги» сарматов на Мезию и на Мидию (О войне иудейской, VII, 4, 3; 7, 4).
Античные авторы большое внимание уделяли стрелам кочевников. Аристотель писал о рецепте скифского яда для стрел приготовленного из ехидны и человеческой крови (О чудесных случаях, 141). Почти дословно этот рассказ повторяет повествование Псевдо-Аристотеля, в его рассказе вместо компонента ехидны скифы используют змей (Рассказы о диковинах, 845а, 141).
Теофраст пишет о «смертоносных растениях, которыми смазывают стрелы». Как повествует античный ботаник, одни яды сразу убивают, от действия других человек умирает от истощения. (Теофраст, О растения, XV, 2).
Огромное значение стрелам придает Овидий. Поэт неоднократно упоминает ядовитые крючковатые стрелы номадов (Скорбные элегии, III, 10; V, 7, 10; Письма с Понта, IV, 7, 10). Один колчан он даже отсылает в подарок своему другу Фабию Максиму с письмом (Письма с Понта, III, 8).
Павсаний повествует о сарматских костяных наконечниках стрел (Описание Эллады, I, 21, 5). Плиний Старший также пишет о том, что скифы смачивают ядом свои стрелы (Естественная история, 2, XI, 279). Об этом же пишет и Клавдий Элиан (О животных, IX, 15).
Довольно часто о античные авторы упоминают в своих работах об использовании сарматами аркана. Его использовали либо для захвата пленных, либо для сбрасывания всадника с коня. Иосиф Флавий пишет о попытке пленения арканом армянского царя Тринидада (О войне иудейской, VII, 7, 4). Павсаний отмечает то, что «на врагов сарматы накидывают арканы и затем, повернув лошадей вспять, опрокидывают попавших в арканы» (Описание Эллады, I, 21, 5). Наиболее позднее упоминание об использовании кочевниками арканов встречается у епископа Македонского Амвросия, жившего в V веке н. э. Епископ пишет о том что «аланы искусны в обычае накинуть петлю на шею врага» (О разрушении Иерусалима, V).
Первое упоминание, относящееся к защитному вооружению кочевников, принадлежит Теофрасту Эресскому. В трактате «О водах» он пишет: «Таранд водится в Скифии или Сарматии, мордою похож на оленя… Кость его обтянута кожей, откуда и растет шерсть. Кожа толщиной в палец и очень крепка, потому ее высушивают и делают панцири» (О водах, 172).
Интересное описание доспеха оставил Павсаний: «Панцири делают они следующим образом: каждый из них держит много лошадей…. Лошадей они употребляют не только для войны, но и приносят в жертву туземным богам и употребляют в пищу. Их копыта они собирают, очищают, разрезают и делают из них нечто вроде змеиной чешуи. Кому не случалось видеть змеи тот, наверное, видел еще зеленые сосновые шишки, итак с бороздками, виднеющимися на сосновых шишках можно, пожалуй, безошибочно сравнить то, что делают из копыт. Эти пластинки они просверливают, сшивают лошадиными и бычьими жилами и употребляют в качестве панцирей, которые ни красотой, ни крепостью не уступают эллинским, они выдерживают даже удары и раны, наносимые в рукопашной» (Описание Эллады, I, 21, 5).
Клавдий Элиан аналогично Теофрасту описывал животное Таранд, но в его рассказе кочевники обтягивали шкурой щиты, а не делали из неё панцири (О животных, II, 16).
Полномасштабные описания военного дела и военных обычаев сарматов
Публий Корнелий Тацит повествует о неудачном сарматском набеге на Мезию в 69 году н. э. (История, I, 79). Упоминая, что мало кто может противостоять конным сарматским ордам, Тацит описал разгром девяти тысячного войска кочевников вспомогательными силами третьего легиона. В описании вооружения сарматов Тацит упоминает пики и длинные мечи, которые сарматы держат обеими руками, а также тяжелые панцири вождей и знати, состоящие из пригнанных друг к другу пластин или из самой твердой кожи. При этом он уточняет, что кочевники совсем не пользуются щитами.
Большое значение имеют труды римского историка и выдающегося государственного деятеля Флавия Арриана, управлявшего в 131—137 годах Каппадокией. В 135 году н. э. Арриан «отражает» аланский набег. Следует отметить, что битва римских легионов с сарматами не состоялась — армия Каппадокии выступила к восточной границе, а кочевники решили не рисковать и отступили. В результате «столкновения с аланами» у Арриана родился интерес к своим противникам, и он посвятил событиям 135 года «Диспозицию против Аланов». Описывая сценарий несостоявшейся битвы, Арриан характеризует сарматское вооружение и тактику (Диспозиция против аланов, 17, 28, 30, 31). Сарматы у Арриана пользуются щитами и пиками, облачены в доспехи, используют различные тактические приемы во время боя — ложное отступление, захват в кольцо.
Еще одно произведение Арриана также повествует о военном деле сарматов (Тактика, 47, 16,6, 35,3). В «Тактике», историк упоминает всадников вооруженных дротиками и атакующих на аланский манер, клинообразные построения кочевой конницы, а также воинские значки в виде драконов. Знамена «не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой».
Аммиан Марцеллин описывал некоторые военные обычаи сарматов. С самого рождения кочевники учатся верховой езде, постоянно тренируются, поклоняются мечу. У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении. Также Марцеллин дает описание обычая скальпирования врагов, и украшения этими скальпами сарматских лошадей.
Сарматские цари
Цари языгов (в Среднем Подунавье, в бассейне р. Тиссы):
Цари Алании (до XII века).
Сарматизм
С середины XVI века польские гуманисты начинают высказывать мысль о том, что польская шляхта происходит от сарматов, древнего степного народа, известного из греческой и римской этнографии. В XVII веке этот тезис стал основой идеологии польской знати — сарматизма (своего рода социальный расизм: аристократия считалась потомками сарматов, а простонародье — славян и литовцев). В искусствоведении есть специальный термин «сарматский портрет»: на протяжении XVII и XVIII веков польские аристократы желали, чтобы художники изображали их «сарматами».
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Сарматы» в других словарях:
Сарматы — общее название ираноязычных племён, обитавших с VII в. до н. э. в степях Северного Причерноморья, на Северном Кавказе, в Поволжье и Южном Приуралье. Ранние племена сарматов так называемые. савроматы кочевали между pp. Дон и Тобол. Позже,… … Художественная энциклопедия
САРМАТЫ — (греч.). Большой древнеславянский народ, обитавший от Дона до Вислы, в стране, называвшейся Сарматией. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САРМАТЫ греч. sauromatai, sarmatai. Древнеславянские народы,… … Словарь иностранных слов русского языка
Сарматы — Сарматы, Савроматы (Sarmatai, Sauromatai) имя частью этническое,обозначающее отдельную народность, частью географическое, под которым вразное время и у различных писателей разумелись разные народы, ненаходившиеся в родстве между собою и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
САРМАТЫ — САРМАТЫ, объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, савроматы, языги и др.). В 6 4 вв. до нашей эры жили на территории от реки Тобол до Волги. В 3 в. до нашей эры вытеснили из Северного Причерноморья скифов. Вели войны с… … Современная энциклопедия
САРМАТЫ — объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, языги и др.). В 6 4 вв. до н. э. жили на территории от р. Тобол до р. Волги. В 3 в. до н. э. вытеснили из Сев. Причерноморья скифов. Вели войны с государствами Закавказья и Римом. В 4 в … Большой Энциклопедический словарь
САРМАТЫ — САРМАТЫ, сармат и сарматов, ед. сармат, сармата, муж. (ист.). Группа иранских племен, сменивших скифов в степях Причерноморья во 2 3 веке до хр.э. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
САРМАТЫ — САРМАТЫ, ат и атов, ед. мат, а, муж. Древние ираноязычные племена, с 3 в. до н. э. по 4 в. н. э. кочевавшие в степях от Тобола до Дуная и вытеснившие из Северного Причерноморья скифов. | жен. сарматка, и. | прил. сарматский, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
САРМАТЫ — САРМАТЫ, объединение кочевых скотоводческих племён (аланы, рок соланы, савроматы, языги и др.). В 3 в. до н. э. вытеснили из Северного Причерноморья скифов. Воевали с государствами Закавказья и Римом, разгромлены гуннами. Источник: Энциклопедия… … Русская история
сарматы — сущ., кол во синонимов: 1 • племя (116) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Сарматы — САРМАТЫ, объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, савроматы, языги и др.). В 6 4 вв. до нашей эры жили на территории от реки Тобол до Волги. В 3 в. до нашей эры вытеснили из Северного Причерноморья скифов. Вели войны с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь