Солженицын кто такой на самом деле
Мифы и правда о Солженицыне: Фамилия и отчество
Обозреватель телеканала «Царьград» Егор Холмогоров по итогам программы «Исторический батл», посвященной личности писателя и мыслителя Александра Солженицына развенчивает один из многочисленных мифов его биографии.
Автор очерков ответит на широко распространенные обвинения в адрес Солженицына, что он «сам сдал себя в НКВД, чтобы избежать фронта», «был лагерным стукачом», «литературной марионеткой Хрущева», «Архипелаг ГУЛАГ – лживая книга», а его автор «был агентом ЦРУ», «призывал американцев к ядерной бомбардировке СССР» и «развалил СССР». Ранее на нашем сайте был опубликован очерк посвященный ложности утверждения, что «Солженицын распространял неправду о 100 миллионах репрессированых советской властью».
Начнем с самого простого – нечистоплотных манипуляций клеветников вокруг фамилии и отчества писателя. Сплошь и рядом можно встретить в антисолженицынских публикациях пассажи такого рода:
У Солженицына была говорящая фамилия от слова «ложь» и отчество «Исаевич», неопровержимо свидетельствующее от том, что он принадлежал к прирожденным сионистам, а потому ненавидел русский народ».
Начнем с фамилии. Впервые в доступных нам на сегодня архивных документах предок Солженицына упоминается в поручной записи, то есть обязательстве платить известную дань в казну, взятой воеводой Тевяшовым с жителей Бобровской слободы на притоке Дона реке Битюг, составленной 5 октября 1698 года (1). Среди прочих жителей слободы упоминается Филипп Соложаницын.
Таким образом, фамилия Солженицына имеет отношение к «солоду», намоченному и пророщенному зерну, используемому при изготовлении пива, кваса, а на Западе – виски. Она родственна таким фамилиям как Солод, Солодов, Солодовников, Солодуха, Солодарь, Солодкин и другими. Своими побасенками про «Солженицын» от слова «ложь» клеветники оскорбляют скопом носителей всех этих фамилий.
Как и у большинства русских фамилий до ХХ века норма написания этой фамилии была неустойчива. Так, отец Александра Исаевича – Исаакий Семёнович записан в свидетельстве о рождении как «Салжаницын», хотя фамилия его отца указана на современный манер – «Семён Евфимов Солженицын». Такие блуждания в орфографии фамилий, особенно в гласных, совершенно нормальное для той эпохи, когда многие сведения записывались со слуха, явление. Так среди предков автора этих строк царит постоянная путаница между «Никоноровыми» и «Никаноровыми», причем эта путаница наблюдается даже в относящихся к годам Второй мировой войны записях советских учреждений об одних и тех же людях,
Крестьяне. Фото: www.globallookpress.com
Имя Исаакия Солженицына не могло смутить в старой России никого, равно как и если бы он был бы Исайя (или, как тогда обычно говорили, «Исай»). По русским деревням, особенно на Севере и в Сибири, разгуливали Абрамы и Авраамии, Моисеи, не говоря уж об Исаях, Наумах, Захариях и Ионах. В базе данных героев Первой мировой войны, охватывающей более двух миллионов имен, мы находим 38 Исаакиев и 821 Исая, абсолютное большинство из них очевидные великороссы и малороссы.
Как правило детей крестили на восьмой день, но нередки были и случаи крещения в тот же и на следующий день. Родившийся 29 мая 1891 года сын Семёна Солженицына был крещен 30 мая, на память преп. Исаакия Далматского, с именем «Исаакий».
В метрической книге села Саблинского, Ставропольской губернии, Космодамиановской церкви за 1891 год в первой части о родившихся мужескаго пола ст. под № 44, буквально записано: тысяча восемьсот девяносто перваго года, родился двадцать девятого, крещенъ тридцатаго числа, мая месяца Исаакий у него родители: села Саблинскаго крестьянинъ Семен Евфимов Солженицын и законная жена его Пелагия Панкратова, оба православнаго исповедания» (3).
Преподобный Исаакий Далматский жил в IV веке, был борцом с ересью арианства, ревносным защитником никейского православия, претерпел гонение от нечестивого императора Валента и наставлял святого императора Феодосия Великого. Его память празднуется 30 мая по юлианскому календарю. На этот день пришлось рождение Петра Великого и тот всю жизнь почитал преп. Исаакия как своего святого, поэтому Исаакиевская церковь для Адмиралтейства была построена в Санкт-Питербурхе в числе первых, в 1710 году. Четвертым из преемствующих друг другу Исаакиевских соборов стало великое творение Монферрана.
Бредовую версию о том, что отчество «Исаевич» Солженицын взял, чтобы скрыть еврейские корни отца распустил знаменитый клеветник Алекс Флегон, прохиндей, долгие годы издававший произведения Солженицына на Западе без авторского разрешения (4). Когда на Западе появился сам высланный КГБ Александр Исаевич и в суде потребовал соблюдения своих прав, Флегон в отместку разразился непристойно-клеветнической книгой «Вокруг Солженицына», где и снабдил Солженицына отцом «Ицхаком», проявив феноменальное невежество или лживость в области русской истории и культуры.
«Как человек, не питающий особой любви к евреям (мягко выражаясь), Солженицын не может выдавать себя за Александра Ициковича. Для него это считалось бы, вероятно, большим позором. И поэтому он предпочел скрыть от мира настоящее имя своего отца. Имя его отца было, по утверждению Солженицына, Исаакий…
Из этого следует, что в действительности Солженицына нужно величать Александром Исааковичем или Александром Исаакиевичем или Ициковичем, но ни в коем случае не Александром Исаевичем. Такое величание просто не соответствует действительности и является обманом…
Когда подобную ахинею пишет нечистоплотный книжный вор (по официальной версии – сын румынки и белоруса), в расчете на невежество английского читателя, то это хоть и не простительно, но понятно. Совсем иначе обстоит дело в случае, когда её повторяют люди воображающие себя патриотами России, пусть хоть советской. К тому же они противоречат друг другу. Одни считают «еврейским» отчество «Исаевич», другие «Исаакович», но одинаково чужды православному русскому народу и те и другие.
Отчеством Солженицына было «Исаакович» в честь преп. Исаакия Далматского. Отчество «Исаевич» появилось в результате ошибки паспортистки. Такие ошибки в те годы не были чем-то невероятным. В чем-то даже более феерическая история произошла с отцом автора этих строк, благодаря ошибке паспортистки-польки записанным в 1946 году «Станиславом» вместо «Вячеслава». Некоторые из клеветников на Солженицына связывают перемену им отчества не с ошибкой, а с «не тем происхождением», но не в национальном (тем более что первые 25 лет жизни Солженицына еврейское происхождение в СССР было как раз наиболее «тем»), а в социальном смысле. Мол, Солженицын пытался запутать советских анкетных работников, которые в противном случае непременно вышли бы на его покойного отца, установили его офицерское звание, то, что он был награжден Георгиевским крестом (а Солженицын в поэме «Дороженька» упоминает еще и «Анну с мечами», зарытую вместе с «Георгием»), и «сын царского офицера» стало бы пожизненным анкетным пятном, от которого было бы не отмыться. Не случайно в «Раковом корпусе» с такой ненавистью описан заведующий «анкетным хозяйством» доносчик Русанов.
Что тут можно сказать? Правда состоит в том, что Советское государство и в самом деле было государством жесточайшей социальной сегрегации и выбраковки, причем выбраковывались потомки аристократии и образованных слоев – священников, офицеров, буржуа, зажиточных крестьян (мнимых кулаков). Для них по «пятому пункту» (который тогда означал не национальность, а «соцпроисхождение») был закрыт доступ ко многим гражданским правам, начиная от бесполезного избирательного, заканчивая правом на высшее образование. «Сын офицера» в зазеркальном советском мире было чем-то вроде желтой звезды в гитлеровской Германии.
Разумеется основания скрывать своё «соцпроисхождение» и путать анкетных ищеек у Солженицына были, и весьма веские. Но это и доказывает, что если причиной смены отчества была не случайная ошибка паспортистки, а целенаправленная маскировка, то и в этом случае осуждать Александра Исаевича было бы абсолютно не за что.
А.И. Солженицин. Фото: www.globallookpress.com
Когда в 1970-80-е годы КГБ вел интенсивную травлю писателя, то ссылки на богатство семьи матери писателя, Таисии Захаровны Щербак, фото роскошного спортивного автомобиля, который до революции приобрел её брат Роман, мифическое «золото Щербака» якобы зарытое у его «экономии» активно использовались в этих нападках, чтобы стигматизировать Солженицына перед советскими людьми как человека «из бывших» (6). То, что это состояние было заработано трудом и предпринимательским талантом Захара Фёдоровича Щербака советских пропагандистов мало смущало, ведь именно эти качества их хозяева и постарались вытравить из русских, с тем, чтобы когда произойдет неизбежное восстановление капиталистической экономики, все русские богатства достались «предприимчивым» комсомольцам, ставшим олигархами на подхвате у транснациональных финансовых структур, против каковой угрозы Солженицын начал предостерегать русский народ уже с середины 1980-х (7).
Сегодня такие попытки стигматизации, конечно, лишены всякого смысла. Даже у людей левых убеждений советский социальный расизм ничего, кроме отвращения не вызывает, а тот, кто продолжит его придерживаться или попытается апологизировать как раз и вскроет ту антирусскую и античеловеческую сущность большевистского режима, подтвердив безусловную правоту Солженицына в его борьбе за освобождение России от той власти, которая вынуждала детей не то что скрывать имена отцов и менять фамилии – требовала и прямо отрекаться от родителей, как в годы Большого Террора.
Что же касается лицемерных упреков в «неуважении к памяти отца», делаемых сторонниками тех, кто заставлял людей отрекаться от своих отцов, то вряд ли кто-то из них может похвастаться тем, что воздал своему отцу такую честь, как сделать его центральным персонажем эпического цикла романов, как это сделал Солженицын, рассказав о своих отце и матери в «Августе четырнадцатого», «Октябре шестнадцатого», «Марте семнадцатого» и «Апреле семнадцатого».
Солженицыну 100 лет. Кто он: герой, пророк или предатель?
Как в России отмечают столетие Солженицына? Почему его ненавидят столь многие? Как он стал писателем?
11 декабря исполнилось бы 100 лет Александру Солженицыну. В мире его считают одним из главных русских писателей XX века, в одиночку победившим коммунизм. В 1970 году автору “Одного дня Ивана Денисовича” вручили Нобелевскую премию по литературе.
Почему в самой России его не любят столь многие?
Крестьянский сын
Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске в семье зажиточного крестьянина. Отец погиб за полгода до его рождения из-за несчастного случая. Революция и Гражданская война разорили семью. В 1924 году будущий писатель с матерью перебрались в Ростов-на-Дону.
solzhenitsyn.ru
В школе юношу дразнили за то, что он носил крестик и не хотел вступать в пионеры. Все же приняв коммунистическую идеологию, в 18 лет Александр вступил в комсомол. Уже в старших классах он начал писать рассказы и эссе и задумал большой роман о русской революции. В 1941 году молодой человек с отличием закончил физмат Ростовского госуниверситета, ему выдали сталинскую стипендию.
Война и ГУЛАГ
С началом войны Солженицын вызвался добровольцем на фронт, воевал в артиллерии, дослужился до капитана, командовал батареей, был награжден орденами. Он прошел от Волги до Восточной Пруссии, все это время вел дневник и переписку.
solzhenitsyn.ru Его письмами заинтересовалась военная цензура. Выяснилось, что офицер критиковал Сталина и установившиеся в СССР порядки. В феврале 1945 года его арестовали прямо на фронте, привезли на Лубянку, допрашивали и приговорили к 8 годам лагерей.
Сначала Солженицын работал математиком в закрытых конструкторских бюро. Лишь в 1950 году его перевели в настоящий лагерь на север Казахстана. Именно этот опыт лег в основу “Одного дня Ивана Денисовича”.
Реабилитация и первые публикации
В феврале 1953 года Солженицына отпустили и отправили в ссылку в Южный Казахстан. Там он работал учителем математики в средней школе. Зимой-летом 1954 года он пережил рак в госпитале в Ташкенте. На основе тех впечатлений написана повесть “Раковый корпус”.
solzhenitsyn.ru В 1956 году Солженицына реабилитировали. Он перебрался во Владимирскую область, преподавал в деревенской школе. Об этих временах можно прочитать в повести “Матренин двор”.
РИА Новости / Юрий Долягин
В 1962 году в журнале “Новый мир” Александра Твардовского напечатали повесть “Один день Ивана Денисовича”. Это стало сенсацией для СССР, многие впервые узнали о репрессиях и ГУЛАГе. Публикацию повести разрешил лично Хрущев, она стала кульминацией “оттепели”.
solzhenitsyn.ru Солженицына приняли в Союз писателей СССР. Стали издаваться и другие его произведения, в том числе роман “В круге первом”. Солженицын начинает работать над романами-эпопеями “Архипелаг ГУЛАГ” и “Красное колесо”.
Антисоветчик
solzhenitsyn.ru
В 1974 году писатель был выдворен из СССР. Его обвинили в измене родины и лишили гражданства. На Западе автор стал символом сопротивления коммунистической диктатуре. Выступая в Конгрессе США и в американских университетах, он призывал противостоять советской агрессии, в том числе военным путем.
Возвращение на родину
Долгие годы Солженицын прожил в затворничестве в штате Вермонт на севере США. Там он заканчивал свои монументальные произведения. Лишь в перестройку его вновь стали печатать в СССР. В 1990 году вышла прогремевшая на всю страну статья “Как нам обустроить Россию”.
В том же году восстановили его советское гражданство. В 1994 году Солженицын вернулся в Россию. Он прибыл в Магадан, затем во Владивосток, после чего проехал через всю страну на поезде до Москвы. Уже тогда коммунисты встретили его недружелюбно, призывали покинуть Россию. Борис Ельцин выделил писателю дачу в Подмосковье и квартиру в центре столицы.
Писатель стал для новой России чем-то вроде пророка: он регулярно выступал по телевидению с длинными речами, к его слову прислушивался сам президент, его именем назвали литературную премию. На похороны Солженицына в 2008 году пришла вся российская элита, включая Владимира Путина.
Критика
Больше всех автора «Красного колеса» критикуют коммунисты. Для них Солженицын – символ инакомыслия, которое привело, как они считают, к моральному разложению и падению СССР. После установки в 2015 году во Владивостоке памятника писателю левые активисты повесили на него табличку с надписью “Иуда”. В 2017 году коммунисты в Мосгордуме выступили резко против установки в столице памятника писателю, так как он вызовет неприязнь москвичей и раскол в обществе.
Как ни странно, против Солженицына настроены и некоторые либералы. Для них неприемлемы поздние взгляды писателя, основанные на антизападничестве, почвенничестве и консерватизме. Поздний Солженицын призывал сохранить в России духовность, православие, самостийность – все эти лозунги повторяют сегодняшние пропагандисты.