Смирна и ладан чем отличаются
Дары волхвов. Суть вещей
Приблизительное время чтения: 4 мин.
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.
Дары волхвов — это золото, ладан и смирна, которые волхвы принесли в дар новорожденному Младенцу Христу.
На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса. У нее есть и евангельские корни — история волхвов и их даров.
Символизм:
Дары волхвов имеют символическое и пророческое значение:
История:
О волхвах пишет евангелист Матфей:
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф 2:1–2).
Не узнав ничего от Ирода, волхвы пошли дальше за звездой, которая привела их в Вифлеем: И се, звезда… пришла и остановилась над местом, где был Младенец… и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф 2:11).
Кто такие волхвы:
В оригинале Нового Завета волхвы названы как μάγοι, то есть маги. В древнегреческом языке это слово обозначает персидских (иранских) жрецов, астрологов и астрономов, которые обладали особыми знаниями.
От слова «волхв» образовано русское слово «волшебник».
Евангелие не уточняет количество волхвов и их имена, но церковное предание называет троих: Каспар, Бальтазар и Мельхиор.
Согласно тому же преданию, все они впоследствии стали христианами и приняли крещение от апостола Фомы. Западное предание говорит о том, что апостол рукоположил волхвов в епископов. Их мощи были обретены святой царицей Еленой и сегодня находятся в Кельнском соборе (Германия).
Почитание волхвов в западной традиции или “три короля”
История даров после Успения Богородицы
Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской Церкви, где они находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенес дары в константинопольский храм Святой Софии. После захвата Константинополя турками-османами, в 1470 году дары волхвов передала сербскому монастырю святого Павла на Горе Афон вдова турецкого султана Мурата II Мария, дочь правителя Сербии (она не приняла ислам и до конца жизни оставалась христианкой).
Согласно преданию, Мария лично хотела принести дары волхвов в монастырь, но перед стенами ее остановил небесный голос и напомнил о запрете женщинам находится на Святой Горе. В память об этом монахи установили крест, который называется Царицыным, а в стоящей рядом часовне изобразили встречу великих святынь насельниками обители.
Дары волхвов по сей день хранятся в 10 специальных ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре святого Павла.
Как дары выглядят сейчас:
Золото представляет собой 28 пластинок различной геометрической формы с разными узорами, которые ни разу не повторяются. Смирну и ладан соединили вместе, сейчас это около 70-ти темных шариков, похожих по форме на маслины. Они нанизаны на серебряную нить, которая крепится к золотым пластинам.
Соединенные ладан и смирна также несут символическое значение: соединившись, они напоминают о двух природах Иисуса Христа — Божественной и человеческой.
Интересный факт:
В январе 2014 года дары волхвов впервые были привезены в пределы Русской Православной Церкви для благословения и поклонения верующих. За 30 дней пребывания на канонической территории РПЦ святыне поклонились 1,6 млн человек.
Православная Жизнь
Смирна вместе с ладаном упоминается среди даров волхвов и встречается не единожды на страницах Священного Писания, однако, в отличие от ладана, она имеет несколько иное символическое значение.
Прежде чем говорить о символике смирны, расскажем об этом благовонном ингредиенте. Еще в эпоху античности смирна имела и другое, более распространенное имя – мирра (не путать с миром – многосоставным церковным благовонием). И, собственно, под этим именем более известна в источниках вплоть до нашего времени, а потому мы будем оперировать именно этим названием.
Слово «мирра» восходит к общему семитскому корню mrr, что означает «горький». В арамейском и арабском языках это слово звучит как murr, в иврите – mor.
Оно приникло в древнегреческий язык в двух диалектических формах: μύρρα и σμύρνα («мирра» и «смирна» в византийском произношении) и в латынь: myrrha.
Интересно также отметить, что в древнегреческом языке родственное слово μῠρον (мюрон) стало общим термином для обозначения духόв и вообще благовоний.
Мирра, как и ладан, – смола. В некотором смысле мирра является «родственницей» ладану, так как ее добывают тоже из деревьев семейства бурзеровых, но, в отличие от ладана, не из рода босвеллия, а из рода коммифора. Собственно, это растение так и называется: коммифора мирровая (лат. Commiphora myrrha).
Это небольшое, около 4 метров, дерево с шипами и ярко-красными цветами. Произрастает в Аравии (Оман, Йомен), на прилегающих островах (например, Сокотра), в засушливых областях Северо-Восточной Африки (Джибути, Эфиопия, Сомали, Кения).
На коре дерева делаются надрезы, из которых начинает медленно течь сок, застывая в виде «слез». Капли сока мирры изначально бледно-желтого цвета, по мере застывания становятся красно-коричневыми. Собирают смолу через две недели после надреза. Процесс сбора осуществляется дважды в год – весной и осенью.
Как видим, область произрастания коммифоры мирровой и способ добычи ее благовонной смолы во многом совпадают с территорией произрастания и методом обработки ладанного дерева (тем более что это растения-родственники, как мы уже говорили), но коренное отличие мирры в особой горечи и меланхоличности ее аромата, которые в древних культурах издревле ассоциировались с грустью.
Так, один из древнегреческих мифов рассказывает о дочери кипрского царя – Мирре-Смирне. Она за свои грехи была обращена богами в благовонное древо, смола которого на самом деле слезы Мирры.
И действительно, древесный, теплый запах мирровой смолы, в отличие от ладана, более горький (напомним происхождение самого слова: мирра = горький), да и на вкус мирра горьковата.
Издревле мирру использовали в качестве курительных составов для каждения в религиозных ритуалах и в древней медицине как антисептическое средство. Но особое значение она приобрела в погребальных ритуалах как одно из веществ, по древним представлениям, препятствующее разложению.
В большом количестве мирру использовали при бальзамировании тел умерших в древнем Египте. Об этом, в частности, свидетельствует Геродот, который подробно описывает процесс бальзамирования и упоминает, что бальзамировщики наполняют тело умершего «чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана)» [1]. Данные детали говорят о принятом в Египте особом погребальном характере мирры в отличие от ладана.
В Библии мирра упоминается в Книге Исход среди других веществ, из которых Господь велел Моисею составить священное миро для помазания (об этом составе мы расскажем отдельно в одном из следующих очерков).
Поклонение волхвов. Мозаика. Византия. XI век.Греция. Афины, монастырь Дафни
Также мирра (смирна) была одним из даров волхвов Младенцу Христу (Мф. 2:11), и если золото, согласно ряду толкований, означало дар царю, ладан – первосвященнику, то смирна предназначалась тому, кто готовится к погребению. Очевидно, что древняя Иудея приняла от Египта понимание мирры как погребального благовония.
Далее в Писании мирра (смирна) упоминается именно в связи с крестной смертью и погребением Спасителя.
Согласно Евангелию от Марка, перед распятием Господу было предложено одурманивающее вино с миррой, которое, как считают некоторые толкователи, должно было хоть немного притупить страдания казнимого: «И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мр. 15:22–23).
И наконец, смирна использовалась для погребальных пелен Господа: «После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный, из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19:38–40).
Положение во гроб. Плащаница. 1599 г. Греция. Афины. Музей Бенаки
В христианское время мирра стала использоваться в качестве одного из многочисленных ингредиентов для составления богослужебных благовоний (некоторые виды фимиама, миро и т. д.).
Одновременно с церковным употреблением мирра оставалась и мирским благовонием, впрочем, не таким распространенным. В современной парфюмерии мирра широко используется сравнительно недавно. Одним из первых парфюмов с доминирующей нотой мирры был La Myrrhe от Serge Lutens 1995 года.
Также можно отметить Myrrhe Ardente («пылающая мирра») от Annick Goutal, выпущенный в 2007 году, и Myrrhe Impériale Giorgio Armani 2013 года. Эти торжественные, серьезные произведения подойдут далеко не каждому, но позволят хотя бы ощутить строгий и непростой аромат.
Дмитрий Марченко
1. Цитируется по: Геродот. История. Перевод и примечания Г. А. Стратановского. Под общей редакцией С. Л. Утченко. М., 1972.
Церковные благовония
Евангелие свидетельствует, что волхвы принесли Спасителю золото, ладан и смирну. Если с первым даром все относительно понятно, то последующее вызывает вопрос: чем смирна отличается от ладана? И почему паломники с Востока поднесли новорожденному Богомладенцу ладан – как Богу, а смирну – как смертному человеку?
В Ветхом завете ладан был одним из компонентов воскуряемого в храме благовония – фимиама, использование которого в быту было строжайшим образом запрещено. Сам по себе ладан мог использоваться и в мирских целях: для лечения, ароматизации воздуха в жилище или даже в качестве духов. Фимиам, помимо ладана, включал в себя стакти, оних и халван. Стакти, согласно мнению многих толкователей, – это мирра (смирна) – смола миррового дерева. Халван – также смола, добытая из растения рода Ферула. Оних – вещество более неожиданного происхождения: вытяжка из определенного рода моллюсков. Таким образом, ветхозаветный фимиам можно сопоставить с современным ладаном, имеющим в своей основе древесную смолу, дополненную ароматическими веществами различного происхождения.
И ладан, и смирна – это благовония, пришедшие к нам из восточных стран: Аравии, Египта, Индии. Когда-то они ценились очень дорого. Изначально они представляли собой смолу деревьев определенных пород. На востоке для изготовления ладана чаще всего использовали и используют смолу босвеллии – вечнозеленого южного дерева. Существует версия, что вместо слишком дорогой на Святой земле привозной смолы босвелии мог применяться более доступный сок местного средиземноморского кустарника – ладанника. Смирну добывали из другого вечнозеленого дерева – коммифоры. Со временем же смирной стали именовать жидкое благовоние с «церковным» ароматом. В дореволюционных текстах встречается лиричное название «росный ладан». Так именовали ладан, приготовленный из смолы стираксового дерева. Стираксовый (росный) ладан стоил дешевле босвеллиевого и имел приятный, но несколько раздражающий запах. На Руси ладан издревле ароматизировали с помощью ароматных трав – в частности, аниса и тимьяна (чабреца), именовавшегося Богородской травой, а также меда.
В наши дни ладан может быть как натуральным, так и содержащим искусственные компоненты. Наиболее распространенный в нашей стране вариант – натуральная смола с добавлением ароматических добавок. Добавки эти могут быть как обычными парфюмерными маслами, так и вытяжками из ценных пород древесины и растений, натуральными эфирными маслами.
Сегодня ладан производят как в Греции, в частности – на Афоне, так и в нашей стране, а также во многих других государствах христианского и даже исламского мира. Афонский ладан представляет собой смолу босвелии, которой придают яркий запах с помощью парфюмерных добавок европейского производства (как правило, немецкого, французского или швейцарского). Производят ладан и на Кипре, и в США – известен своим качеством ладан, созданный в Преображенском монастыре в Бруклине. Автору статьи запомнился ярко выраженным хвойным ароматом изготовленный старообрядцами в Сибири кедровый ладан. Ценители используют для каждения чистую смолу, привезенную из стран Аравийского полуострова и Восточной Африки. Из Польши привозят травяной ладан, а из ОАЭ – «бахур», ладан, включающий в себя щепочки благовонной древесины и комочки древесной муки. Российские производители используют как привозную смолу босвелии, так и отечественную – сосновую. Некоторые из них провели серьезную работу по восстановлению старинных рецептов ладана.
Мирру использовали для бальзамирования тел умерших – считалось, что она препятствует разложению. Вспомним, что снятое со Креста тело Спасителя Иосиф и Никодим умастили смесью алоэ и мирры (смирны) и обернули плащаницей. Именно так в Иудее того времени погребали усопших. Само слово «мирра» происходило от слова «горькая», что указывало и на тональность ее аромата, и на употребление. Это благовоние устойчиво ассоциировалось с грустью, напоминало о кончине.
Миро, используемое при богослужении, в отличие от ладана недоступно мирянам. Традиция эта продолжается еще со времен Ветхого завета, где состав и использование мира были строго определены Священным писанием. В книге Исход мы встречаем рецепт ветхозаветного мира: «И сказал Господь Моисею: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания» (Исх. 30:22-25). Таким миром помазывали на царство древних царей Израиля.
В Новом завете миро используется для нескольких целях: при помазании новокрещенного, при освящении храма и при помазании на царство в христианских монархических государствах. Таинство миропомазания заменило собой возложение рук, через которое апостолы низводили благодать Святого Духа на новокрещенных христиан. Приготовление мира продолжается несколько недель. Состав этого вещества сложен: включает около пятидесяти компонентов, среди которых – чистый елей, белое вино, ладан, лепестки роз, розовое, лимонное и гвоздичное масла и т.д. В среду Крестопоклонной седмицы по совершении особого молебна все компоненты смешиваются, с тем, чтобы настаиваться до начала Страстной. С Великого понедельника миро варят на малом огне на протяжении трех дней. Все это время священники читают над миром Евангелие. Церковное миро освящает сам Святейший патриарх, в строго определенный день – Великий четверг. В новое миро обязательно добавляют немного старого – таким образом соблюдается преемственность с древнейших, апостольских времен. Затем миро раздают приходам и монастырям – так обеспечивается духовное единство всех храмов, всех верующих. В свете знания об этом приобретает особый смысл известное присловье «одним миром мазаны». В храме миро хранится на престоле, в особом сосуде – мирнице.
В церковных лавках можно встретить привезенное со Святой земли благовоние, также именуемое миром. Оно не несет сакрального значения, но напоминает о том мире, которым Мария – сестра Марфы и Лазаря, а затем еще одна женщина – раскаявшаяся грешница, помазали ноги Спасителя незадолго до Его Страданий. Как упоминается в Евангелии, такое миро делалось из нарда – травянистого растения, ароматное эфирное масло которого стоило очень дорого. В наши дни у паломников и жителей Палестины существует традиция возливать такое миро на Камень помазания в храме Гроба Господня, вспоминая о том, как умащали на этом камне благовониями бездыханное тело Спасителя. Многие верующие с благоговением хранят это ароматическое вещество у себя дома, добавляют его в масло лампады, помазуются им. Примерно такую же символику имеют и другие благовония, которые можно встретить в церковных лавках.
Ладан: как разобраться в десятках видов?
Партнерский материал
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Каждому из нас знаком приятный аромат ладана, который чувствуешь, входя в храм. Ладан был одним из даров, которые волхвы преподнесли Иисусу Христу как Богу и Первосвященнику. Во время каждения символически выражается благоговение человека перед Богом. Кажется, что от аромата ладана на душе сразу становится спокойнее, а мысли приходят в порядок…
Что же такое ладан? Как его получают? Какие виды ладана бывают и как разобраться во всем этом многообразии?
Как производят ладан?
Смолу перемалывают в муку, добавляют воду и ароматические средства. Затем смесь перемешивают до тех пор, пока она не достигнет консистенции теста, раскатывают и формируют длинные полосы, которые разрезают и засушивают. Для того, чтобы кусочки не слипались друг с другом, их посыпают магнезией. Высушенные кусочки смолы – это и есть ладан. Раньше в изготовлении ладана использовались только натуральные смолы, без ароматических добавок.
Хотя единой классификации ладана не существует, можно выделить три группы в зависимости от ингредиентов: ладан из натуральных смол с ароматическими добавками; чистые натуральные смолы, которые служат основой для изготовления, но и сами могут использоваться для каждения; смеси из смол и трав.
Ароматизированный ладан
Ароматизированный ладан можно классифицировать по месту производства.
Наибольшей известностью пользуется ладан, изготовленный в монастырях, скитах и келиях Афона.
На Афоне ладан также изготавливается в монастырях Филофей, Хиландар, скитах великомученика Димитрия, святой праведной Анны, келиях святителя Николая, святого апостола Иоанна Богослова (Провата) и великомученика Артемия (Провата) монастыря Великая Лавра и других.
Каждый вид незначительно отличается от другого, но рецепты держатся в строгом секрете, почувствовать различия можно, только покадив ладан самостоятельно.
Большим уважением пользуется ладан, изготовленный в монастыре Ставровуни на Кипре. Здесь бережно охраняется многовековая традиция. О деревьях, с которых собирают смолу для приготовления ладана, ещё в XIII веке писал игумен Даниил. Ладан из Ставровуни отличает богатый аромат.
Ладан афинский. Следующая категория – это ладан, изготовленный в частных мастерских в Греции. Сюда относятся такие виды, как «Афинский», «Патриарший», «Agios Afon», «Горный», «Скитский» и др. Основное отличие его заключается в концентрации и качестве используемой аромы.
Исключительность Иерусалимского ладана заключается в его внешнем виде. Он представлен не в виде маленьких кусочков, а в форме тонких пластин толщиной 3 миллиметра и площадью 10-15 сантиметров.
Также ладан изготавливают в монастырях в Ливане.
Производство ладана освоили и в России. Мастера пользуются древними технологиями, сохранившимися и переданными с Афона. Например, ладан «Афонский» создается по рецептам монахов Нового Скита на Святой горе Афон, а ладан «Праздничный» – по благословению братства пустыни Новая Фиваида русского Свято-Пантелеимонова монастыря горы Афон. Ладан производится из смолы босвеллии (олибанум) с добавлением благовонных масел высокого качества.
Натуральные смолы
В качестве ладана могут использоваться и натуральные смолы в естественном виде, без добавления ароматических масел : кедра ливанского, кипариса, мирры, даммара, но главным образом это смола босвеллии (олибанум). Она дает дымный, терпкий, сладковатый, слегка маслянистый аромат.
Смеси натуральных смол и трав
Третья категория – это смеси из натуральных смол и трав. К натуральной смоле добавляют определенную композицию трав и получают новый букет запахов. Например, ладан «Долины Палестины» воссоздает благоухание Востока за счет сочетания натуральных смол Boswellia Papyrifera, Benzoin Sumatra и Styrax Benzoin с ароматом растертых гвоздичных бутонов, пряного розмарина, нежной лаванды и бальзамических ноток Sandlewood.
Как выбрать ладан?
При выборе ладана нужно опираться на собственные ощущения и предпочтения. У каждого вида существует еще несколько подвидов, которые отличаются друг от друга в зависимости от сочетания ароматов. Например, у «Ватопедского» ладана есть аж 15 разновидностей. Для того, чтобы сделать правильный выбор, лучше всего попробовать покадить ладан самостоятельно и «прислушаться» к запаху.
Необходимо помнить и о том, что цена ладана определяется качеством и натуральностью ингредиентов. Самый дешевый ладан никак не может обладать всеми свойствами и глубиной запаха дорогого.
«Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Ладан и мирра — смолы, благодаря которым в храмах во время богослужения и сейчас воздух напоен ароматом, за несколько тысячелетий до нашей эры приносили жителям Аравии такие богатства, как их нынешним потомкам — нефть.
Благовония и курения в огромных количествах продавались во все страны Древнего мира. Халдейские жрецы щедро жгли их на алтарях Ваала, а в древнем Вавилоне ими очищали кожу вместо того, чтобы мыться. В Иерусалиме для них были построены большие хранилища.
По всей Греции их сжигали в честь Зевса, а позже флотилии грузовых судов доставляли их в Рим. В Египте использовали душистые смолы не только во время религиозных церемоний, но и в медицинских целях, и для бальзамирования, а также в сложном ритуале, который должен был обеспечить загробную жизнь душе.
Смирна, или мирра — смола, получаемая с дерева миррис. По одной версии, название происходит от арабского «мурр» — горький, по другой — от имени дочери царя Кипра Кенира — Мирры. Вот что рассказывает в «Метаморфозах» Овидий про ее превращение в дерево.
Греховная страсть овладела сердцем Мирры — без ума и памяти она влюбилась в своего отца. Не в силах победить любовь, Мирра пыталась покончить с собой, но от смерти ее спасла старая кормилица. Догадавшись об истинной причине трагедии по некоторым высказываниям Мирры, кормилица, воспользовавшись отсутствием царицы (матери Мирры), под покровом ночи привела девушку в спальню отца, не открывая ему, кого привела.
Из всех редкостных деревьев, растущих на острове Сокотра в Аравийском море, ни одно не вызывало таких сказочных ассоциаций и не играло такой важной роли в прошлом, как ладанное дерево и миррис. На горных склонах и особенно в долине, ведущей к городу Кулансив, эти деревья растут в изобилии. Когда они цветут, благоухание наполняет всю долину.
Египтяне еще в глубокой древности попытались привезти миррис и ладанное дерево в Египет, чтобы сократить расходы на благовония.
Край благовоний они называли страной Пунт, и первая экспедиция отправилась туда в 3000 году до н.э. О ней известно только, что она привезла 80 ООО мер мирры и 2600 кусков ладанного дерева. В следующие столетия экспедиции время от времени отправлялись к Красному морю, и последняя была в 1493 году до н.э. послана по приказу великой египетской царицы Хатшепсут. Флотилия состояла из пяти больших судов с тридцатью гребцами в каждом. На стенах храма в Дейр-эль-Бахари сохранились длинные надписи и рисунки, изображающие ее возвращение.
Божественную смолу из Южной Аравии — ладан в Древнем Риме называли «бензой», что означало «благая, добрая жизнь». Из Рима и Византии «бензой» проник во все страны Европы, появился он и на Руси. Привозили его арабы, поэтому он стал известен под арабским наименованием — ладан. В XVI веке цена ладана почти равнялась цене янтаря — 12 рублей за пуд и во много раз превышала, цену других восточных товаров — миндаля, фиников, перца. Почему же так дорого ценился ладан?
Еще жрецы Египта заметили, что эпидемии минуют храмы, если в них курят ладан. В 1770 году, когда в Москве свирепствовала чума, Троице-Сергиев монастырь был от нее «чудесно сохраняем». «Сюда, в монастырь, открытый для всех, стекались недужные — и здесь не было ни одного, умершего от заразы, многие даже исцелились от нее».
В народе издавна бытовало поверье: «В храме Божием заболеть нельзя», и оно имело вполне реальное основание.
В 1608 году сухой перегонкой из ладана получили игольчатые кристаллы, способные возгоняться (испаряться, минуя жидкое состояние). Кристаллы назвали бензойной кислотой. И, как выяснилось позже, бензойная кислота — прекрасный антисептик. В наше время ее получают не из ладана, а гораздо более дешевым способом — окислением толуола и широко применяют при получении консервантов и антибиотиков, лекарственных препаратов, красителей, в парфюмерной промышленности.
Дым благовоний не только очищает воздух от бактерий. У него есть одно свойство, быть может, еще более важное, о котором несомненно было известно древним жрецам. Выдающийся английский этнограф Джеймс Джордж Фрэзер, автор 12-томного труда «Золотая ветвь», сообщил о ладане интересные сведения.
Аборигены острова Ява, верившие в существование добрых и злых духов, полагали, что каждый дух имеет своего истолкователя, которым часто является женщина. Эта женщина, для того чтобы подготовить себя к восприятию сообщений духа, садится рядом с курильницей, накрывает свою голову и в таком импровизированном шалаше вдыхает дым ладана.
Постепенно она впадает в экстаз, сопровождающийся пронзительными криками, ужасными конвульсиями и спазмами. Это является признаком того, что дух вошел в нее, и когда она успокаивается, ее слова принимаются за откровения оракула. Предполагается, что ее собственная душа в это время отсутствует, и слова исходят от вселившегося в нее духа.
Американский зубной врач Гарри Райт, наблюдавший действия знахарей в Южной Америке, Африке и Австралии, в книге «Свидетель колдовства» рассказал о том, что знахари, для того чтобы скорей добиться успеха, окуривают своих пациентов ладаном. Согласно его наблюдениям, дым ладана повышает внушаемость.