Сметка дороже богатства что означает
Каша из топора
Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
— Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь открыла старуха:
— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
— Ну, нет так нет, — солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор без топорища:
— Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить.
Хозяйка руками всплеснула:
— Как так из топора кашу?
— А вот так. Дай-ка котёл.
Принесла старуха котёл.
Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
— Ну как? — спрашивает старуха.
— Скоро будет готово, — отвечает. — Жаль, что вот соли нет.
— Соль-то у меня есть. Посоли. — Солдат посолил, снова попробовал:
— Коли сюда бы да горсточку крупы! — Старуха принесла из чулана мешочек крупы.
— На, заправь как надо. — Варил, варил солдат, помешивал, потом попробовал. Глядит старуха, оторваться не может.
— Ох, и каша хороша! — хвалит солдат. — Как бы сюда да чуточку масла — было бы и вовсе объедение.
Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.
— Бери ложку, хозяюшка. — Стал кашу есть да похваливать.
— Вот уж не думала, что из топора этакую кашу можно сварить, — дивится старуха. А солдат ест да посмеивается.
Урок русской литературы во 2-м классе. Русская народная сказка «Каша из топора»
Урок русской литературы во 2-м классе
1. Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой.
2. Прививать интерес к чтению.
3. Работать над выразительностью чтения.
4. Развивать речь, пополнять словарный запас.
Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Работа над навыком чтения:
— Назовите жанры устного народного творчества (народные песни, потешки, загадки,
пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)
Инсценировка (участвуют 2 ученика)
— Бабушка, расскажи мне сказку.
— А какую хочешь сказку, внучок?
— Бабушка, а разве сказки бывают разные?
— А как бы вы ответили на этот вопрос? (На доске – схема-опора)
— Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают?
— Чему может научить сказка?
(Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)
2. Проверим, как вы знаете сказки.
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.
(Ответы учеников учитель пишет на доске)
— Здесь спряталось ещё одно слово. Найдите его.
— Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)
— Сегодня мы будем читать сказку “Каша из топора”.
3. Первичное чтение.
— Назовите главных героев сказки?
4. Самостоятельное чтение.
— Отметьте при чтении непонятные слова.
ПОБЫВКА – короткий отпуск
ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.
СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат
ПРИМЕТИЛ – обратил внимание
СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса
— Почему в сказке так много устаревших слов?
— Давайте подберём слова, которые характеризуют героев.
— В чём проявились эти черты. Докажите (Выборочное чтение)
— Кто вам больше понравился? Почему?
— Какая это сказка? Ответ обосновать.
Учащимся предлагается сделать вывод о том, что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.
(!) В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.
— Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?
— Какую пословицу можно подобрать к сказке?
1. Догадка не хуже разума.
2. Смётка дороже богатства.
3. Глупый киснет, а умный всё промыслит.
(Работа над содержанием пословицы)
— Какие бывают сказки?
— Назовите особенности бытовой сказки.
Домашнее задание: (по выбору)
Как известно, человеку смышлёному намного легче выжить и преуспеть в любой среде, чем тугодуму и недотёпе. Благодаря природной смекалке, находчивости, наблюдательности можно оказаться в нужном месте в нужное время, использовать благоприятную ситуацию с выгодой для себя.
Пословица даёт понять, что внезапно свалившееся богатство может так же легко покинуть своего обладателя, если у него отсутствует такое качество, как смётка. Зато человек сообразительный, с деловой хваткой, всегда будет способен заработать себе безбедную жизнь. Даже потеряв всё, он сумеет вновь оказаться на плаву, вернуть своё благосостояние.
Фразеологизм «Сметка дороже богатства» следует понимать так:
Способность человека мыслить нестандартно, проявлять сметку, часто оказывается гораздо более важным, чем наличие богатства.
Вот например богатый человек сталкивается с неожиданной проблемой. Он не видит выхода, потому что обычного решения его проблемы просто не существует. Он разоряется, теряет свое богатство или покой, терпит крах.
Но мы знаем, что безвыходных положений не бывает и используя сметку вполне можно было решить эту проблему.
Другой пример. Требуется выполнить сложную и необычную работу. Специалисты готовы за нее взяться, но требуют больших денег. Неожиданно приходит простой мужик и говорит, да я это дело за пять минут сделаю. Он использует сметку и все получается как нельзя лучше.
Можно прочитать басню Л. Толстого «Как мужик камень убрал», там как раз очень хорошо описан этот фразеологизм в действии.
Выражение «Сметка дороже богатства» относится к фразеологизмам.
Мне кажется, в данном выражении может быть непонятным слово сметка. Оно в современном русском языке практически не употребляется, его можно отнести с устаревшим или устаревающим словам. Данное существительное можно заменить словами-синонимами:
Фразеологизм из вопроса означает, что смекалка, находчивость могут придти на помощь в трудную минуту и выручить человека в казалось бы безвыходной ситуации, в которой, например, деньги или другие материальные ценности, будут бессильны. Примеров тому немало как в жизни, так и, например, в художественной литературе, особенно в русских народных сказках.
Вспомним хотя бы находчивого солдата из известной всем с детства сказки «Каша из топора». Он не растерялсяи не остался голодным, сварив кашу «из топора», а негостеприимная хозяйка, сама того не заметив, отдала служивому и крупу, и маслице.
Дети естественно свои милее, даже если они и не так воспитаны и красивы, как соседские.
А вот почему говорят, что жена чужая милее, это тоже объяснимо. Своя жена зарплату домой велит носить, а мусор вовремя выносить, она уже примелькалась и подчас(что греха таить) жены перестают дома следить за собой. Типа уже муж, куда денется и такую будет любить. А чужая жена в бигуди и тапках, с мятым лицом с утра не показывается на люди, ее мужчины видят уже при параде, когда одета подкрашена и причесана, каблучками цокает по улице. К стати, свою жену другие тоже видят нарядной и приветливой. Вот и получается, что чужая жена кажется милее. На самом деле она может быть большей мегерой, чем своя. Но это скрыто за кадром.
Это выражение о пословице тоже можно назвать своеобразной пословичной мудростью, которая, по всей видимости, создана народом и основана на жизненном опыте.
Пословица действительно может помочь. Об этом и напоминает выражение. Если как следует систематизировать самые понравившиеся нам пословицы в своём сознании или в какой-нибудь заветной тетрадочке, то окажется, что это будет для нас своеобразным пособием жизни. В нём можно будет найти пословицы на любую необходимую тему, по любому поводу, и под любое настроение. Пословица способна нас прекрасно успокоить или наоборот приободрить. Она расскажет о том, как нужно поступить и как не следует.
Насколько я понимаю пословицу о комаре и топоре, её назидательный смысл заключается в том, что никогда не нужно вкладывать в мелочи слишком большие ресурсы.
Пословица предельно сокращена, чтобы придать ей лаконичный, ритмичный и рифмованный вид. Если бы не были нужны эти моменты, то выражение могло бы приобрести более распространённый характер. Например: «Не ходите на охоту за комаром с топорами, а используйте более лёгкое оружие».
Учитывая, что почли каждая пословица имеет элементы иносказательности и обобщённости, можно сказать, что разговор идёт не только (а может быть, и не столько) о комарах, сколько вообще о любой охоте и о любом деле. Когда человек начинает какую-то деятельность, он обязательно подготавливается к ней. Он заготавливает все необходимые инструменты, инвентарь, вкладывает в мероприятие свои средства, силы, подключает нужное количество энергии. И в том случае, если он перестарается, то получится та самая картина, о которой и предупреждает нас пословица. Не нужно, как говорится, метать перед свиньями слишком уж много бисера. А то на более нужное действо сил не хватит.
Это поговорка, в ней, в отличие от пословицы, содержится только одна часть.
По определению В.И. Даля
Харктеризуя Манилова в поэме «Мё1ртвые души», Н.В. Гоголь говорит, что это был человек
Употребляется поговорка для характеристики человека, который ни в чём не является мастером, не проявляет свои способности. Это человек инфантильный, не способный к принятию самостоятельных решений.
Вот ещё несколько фразеологизмов с этим значением:
Пословицы сложены народом за годы жизни. Сейчас даже сложно определить, в какое время и как возникла та или иная пословица. Одно известно, эти краткие выражения четко и верно передают суть того или иного явления, поведения, факта.
Пословыцы передают из уст в уста, из поколения в поколение. Часто пословицы имеют поучительный или воспитательный смысл.
Не случайно пословицы изучают в школе, при этом тщательно определяют, что обозначает та или иная пословица.
С миру по нитке нищему рубаха. Что означает фраза «с миру по нитке»
Что означает «с миру по нитке — голодному рубаха»?
Когда произносят данную пословицу, то подразумевают помощь большого количества людей одному конкретному человеку. При этом каждый из помогающих вносит малую сумму денег, которая не играет для него существенной роли. Но в итоге посильный вклад всех людей позволит решить большую проблему нуждающегося или просто значительно облегчит ему жизнь.
Поддержка не обязательно должна быть материальной. Несколько желающих могут помочь старому или больному человеку с решением бытовых вопросов, например, заменить лампочку в квартире или починить полку.
Почти каждое слово в пословице обладает переносным смыслом. К примеру, «с миру» означает неравнодушных людей, оказывающих помощь. «По нитке» — необременительный вклад в благое дело. Рубаха же в данном случае символизирует то, в чем тот или иной человек нуждается.
banyaplus.ru
quot;С миру по нитке — голому (или бедному) рубахаquot;.
Значение ее таково, что если со всех понемногу собрать, получится нечто большое, что может кому-то нуждающемуся оказать действенную помощь.
То есть сообща, quot;всем миромquot; помочь кому-то одному.
Это наверное самая интересная и максимально применительная фраза в разных областях.
Эта та, самая посильная помощь.
Имеется в виду: ото всех понемногу, по чуть чуть, по маленькой ниточке-и получается нечто значительное, ощутимое для кого-нибудь одного. Из большого клубка ниток можно сшить рубаху для голого.
Это часто говорится тогда, когда сообща помогают в чм-либо, что не по средствам или не по силам одному человеку.
Одна quot;ниточкаquot; в любом хозяйстве вещь не приметная но если весь город принесет от себя что-то такое, то можно одеть всех бездомных, на пример.
Фраза quot;с миру по ниткеquot; является началом русской пословицы quot; с миру по нитке— голому рубахаquot;. Здесь слово quot;ниткаquot; употреблено, конечно, в переносном смысле как что-то малое и необременительное для одного человека, что можно легко отдать другому. Значение выражения quot; с миру по ниткеquot;, мне кажется, состоит в том, что если даже каждый даст по крохе, то голодного можно до отвала накормить, а раздетого можно одеть с головы до ног. С миру по нитке —это большая помощь всего общества голодным и неимущим. В этом фразеологизме показана великая сила всех людей, когда они вместе могут помочь кому-то и горы своротить.
Фразеологизм с миру по нитке может означать в разных контекстах: от всех понемножку, от многих по копеечке, с каждого человека по чуть-чуть. То есть, разговор идт о какой-то сумме денег или другой помощи, собранной от разных людей в виде небольших лепт, в совокупности означающих нечто значительное.
Эта поговорка произошла в результате усечения полноценной пословицы, которая звучит как С миру по нитке голому рубашка. Реже пословица заканчивается словами бедному петля, приобретая при этом достаточно иронический оттенок. Смысл этой пословицы уже более полноценен и завершн по сравнению с фразеологизмом. Она представляет собою кратко выраженную мысль: Когда одному человеку не по силам помочь, собирается весь мир (в смысле, народ) и обеспечивает необходимую помощь, при этом не разоряясь и не впадая в какие-то неурядицы.
Не беспокойтесь, мы людей соберм, поможем. С миру-то по ниточке, голому на рубаху и хватит.
Казалось бы простое выражение quot;С Миру по ниткеquot; на самом деле имеет весьма глубокий смысл.
Что бы понять выражение — приведу небольшой пример
На Пятом Канале есть акция — помощь детям с каким либо заболеванием
Если деньги отправит один человек — то на лечение вряд ли хватит, ибо операция дорогая
А если отправят деньги много людей — то на операцию хватит
Вот что значит quot;с миру по ниткеquot; — с каждого понемногу
Полная пословица — quot;с миру по нитке — голому рубахаquot;. Наверное, нитки хоть и были, вероятно, не у всех, тем не менее можно было пожертвовать чем — то незначительным, и при достаточном количестве жертвователей, бедный человек обретал что-то одно, но довольно нужное в его глазах.
Знаете, вот честно, не знаю почему, но не спросила у покойной бабушки, 1883 года рождения, почему ее приданным была именно швейная машинка. Может, это как-то связано с пословицей.
Данная фраза говорит о том, что если люди будут дружны и всем миром захотят помочь какому то человеку, то соберут каждый понемногу, а вместе это получится хорошая поддержка.
И по нитке имеется в виду, что каждый может дать,тому и будут рады те,кому помогают.
Тут дается в поговорке и фразу намек на то, что один человек это маленькое звено, а вот если такие звенья объединить, то можно горы свернуть.
И разговор в данной фразе идет о чем то материальном, это могут быть денежные знаки, либо какие то вещи и любая помощь,которая может быть оказано людьми нуждающемуся человеку. И есть такая поговорка и суть ее сводится к тому,что-
Соберем и бедному рубаху соткем. Вот как-то так.
Копейка к копейке и будет рубль, то есть каждый даст по чуточке и получится много, один даст ниточку, другой даст ниточку и получится сшить целую рубах, то есть нельзя отказываться ни от какой помощи, когда ее предлагают, даже если будет предложена всего копейка.
Это как в нашем колхозе — со всех по чуть-чуть собрали денег, как бы мелочь, но только никому от этого лучше не стало, но у одного денег сразу же стало очень много…
Русская народная пословица. Ее значение следующее, если взять понемногу у нескольких людей, то в итоге получиться нечто значимое, то есть много, достаточное для одного человека. Так говорят, когда сообща, вместе желают помочь одному нуждающемуся человеку.
Фраза quot;с миру по ниткеquot; означает, что собирать со всех желающих и не желающих будут в буквальном смысле по грамульке, по копейке, по нитке, понемногу — и как результат соберется ровно столько, сколько нужно или же даже больше. Таким выражением объясняют как образовалось что-то большое или дорогое.
Пример использования пословицы
Данная фраза подходит для следующих случаев:
История происхождения фразы
«Миром» в старину именовали сельскую общину. В современном значении это что-то вроде органа местного самоуправления.
Члены сельской общины решали важные вопросы жизни деревни. В частности, уделялось внимание попавшим в беду крестьянам. Например, если у семьи сгорела изба, то без поддержки односельчан она была бы обречена на гибель, особенно если дело произошло зимой.
Помощь сельской общины могла выражаться в том, что несколько наиболее мастеровитых мужиков вместе с главой семейства строили новый дом. Если у погорельцев не было родных или они проживали далеко, то соседи предоставляли им место в своих домах.
Вот и выходило, что благодаря совместным усилиям многих крестьян семья не оставалась в беде. Одни предоставляли кров, другие помогали едой, стройматериалами или собственным умением при строительстве дома.
Подобная совместная помощь оказывалась по следующим причинам:
Похожие по смыслу пословицы
Есть у данной пословицы несколько близких по значению фраз:
С миру по нитке — голодному рубаха — пословица, которая способна стать девизом для любой благотворительной организации. Ее смысл заключается в том, что посильная помощь множества людей способна решить насущную проблему нуждающегося человека.
18.02.2010 Год назад федеральный и региональный центры выделили Череповцу 122 млн. рублей для оплаты общественных работ. По плану мэрия рассчитывала трудоустроить 5 969 человек, а фактически власти дали временную работу 8 187 горожанам, потратив всего 107 млн. рублей. На временных работах в 2009-ом планировалось занять 3 677 череповчан, на самом же деле по этому направлению работу получило более пяти тысяч человек. Причем, освоение выделяемых на эти цели средств составило менее 50 процентов. Во время защиты программы по трудоустройству на 2010 год Министерство здравоохранения и социального развития внесло коррективы, в основу которых легли три принципиальных изменения. Во-первых, акцент был сделан не на безработных, а на предотвращение высвобождения граждан с предприятий. Поэтому количество общественных работ было уменьшено, а временных — увеличено. Во-вторых, предполагается, что доля занятых на общественных работах граждан без снятия с учета как безработных не должна превысить 15 процентов. В прошлом году этот показатель только в «городе металлургов» переваливал за 90 процентов. То есть череповчане были трудоустроены на общественных работах, получали зарплату и одновременно — пособие по безработице. В-третьих, в 2009-м на временные работы можно было устраивать безработных (наш муниципалитет не делал этого из-за избытка федеральных средств), а в этом году нельзя. В итоге, заявки по трудоустройству Вологодской области и Череповца были сокращены. По общественным работам «город металлургов» рассчитывал получить 4 974 рабочих мест, по временным — заявился на 1 926. Фактически же Череповцу дали 1 140 мест на общественные работы. По сравнению с 2009-м, сокращение более чем в семь раз. И все же стоит отдать должное региональному правительству: промышленный центр получил половину областной квоты. Для сравнения, Вологде оставили всего 213 рабочих мест. Зато на организацию временных работ Череповцу выделили средств больше, чем необходимо. А именно — 3 860 мест, при заявке в два раза меньше. По словам заместителя мэра Сергея Ананенко, получилась неприятная ситуация, когда денег на общественные работы предусмотрено мало, а использовать безработных на временных работах городские власти не могут. Выход из сложившейся ситуации найден. Городской центр занятости может организовать 2 300 рабочих мест на общественных работах вместе с работодателями. Зарплату безработным будут платить наниматели, а центр доплачивать материальную поддержку за счет субвенций из федерального бюджета. Муниципалитет предлагает организовать в рамках этой квоты (2 300 единиц) 500 рабочих мест за счет городского бюджета в муниципальных учреждениях. В школах — 112 рабочих мест, детских садах — 88, спортивных школах — 76, учреждениях соцзащиты — 19, здравоохранения — 60, культуры — 45, мэрии — 24… Средняя продолжительность работ составит три месяца. Финансовое обеспечение потянет на 10 млн. 246 тыс. рублей. Средства будут потрачены единовременно, деньги в городскую казну не вернуться. Поэтому муниципалитету пришлось просить депутатов городской Думы разрешить мэрии залезть в карман городского бюджета. Парламентарии чинить препятствий не стали. Недостающую сумму решено «выдернуть» из… сметы реконструкции Ягорбского моста. Изменения в городской бюджет и программу социально-экономического развития «города металлургов» на 2010 год были внесены безотлагательно. Получилось, как в пословице: «С мира по нитке — нищему рубаха». Решение Министерства здравоохранения и социального развития создает трудности во всех регионах, потому что нет в России таких краев и областей, которые бы не испытывали проблем с безработицей. Впрочем, мониторинг ситуации может изменить видение проблемы с безработицей федеральным центром. Регионам остается только уповать, что чиновники либо увеличат количество общественных работ за счет временных, либо дадут разрешение о направлении безработных на временные работы. Иначе многим муниципалитетам, как и Череповцу, придется кроить и резать свои бюджеты, чтобы не допустить социальных волнений.
Смётка дороже богатства: главная мысль басни «Как мужик убрал камень»
Программой по чтению для начальной школы предусмотрено, что дети в 4 классе знакомятся с творчеством Льва Толстого, размышляют над человеческими поступками героев басни «Два товарища» и ищут ответ на вопрос о том, в чем заключается главная мысль басни «Как мужик убрал камень». Произведения эти невелики по объёму, но глубоки по содержанию, они учат детей размышлять о том, как нужно правильно поступать.
Мораль сей басни такова
Для чего изучаются басни? Что это такое? Толковый словарь С.И. Ожегова определяет басню как «краткий иносказательный нравоучительный рассказ». Знакомясь с этим жанром, дети учатся понимать его особенности, главной из которых является наличие морали. Что это такое и что понимается под этим словом?
Басня не только высмеивает недостатки и пороки, но и заставляет сделать какой-то поучительный вывод о том, как следует (или не следует) поступать. Рассказ о каких-то правилах поведения или общения, авторские наставления составляют мораль. Например, дети 4 класса в поисках морали должны ответить на вопрос о том, в чем суть басни Л. Толстого «Как мужик камень убрал» или «Два товарища».
Особенности басенного жанра
Басню можно узнать не только по наличию морали, у неё есть и другие отличительные черты. Это всегда короткий сюжет, который представляет собой занимательную интересную историю. Автору удаётся в лёгкой краткой форме изложить глубокое поучительное повествование. Например, сами события и главная мысль басни Толстого «Как мужик убрал камень» выражены всего в восьми предложениях. Небольшой объём делает произведение доступным для детей, они читают, анализируют и пересказывают его. Толстой использует жанровую форму басни для выражения своих мыслей, мораль выражена не конкретными поучениями, а иносказательно. Вывод должен сделать читатель сам для себя.
В баснях мало описаний и много диалогов. Именно таким образом достигается «жизненность» излагаемой ситуации. Главная мысль басни «Как мужик убрал камень» кроется в трёх высказываниях разных людей по одному и тому же вопросу. Каждый из героев дал тот ответ, который считал нужным, а вывод подсказан читателю автором в последнем предложении.
Основная идея одной из басен высказана брошенным в беде товарищем в адрес своего «друга», который в трудный момент предпочёл спастись бегством, оставив напарника в опасности. Главная мысль басни «Как мужик камень убрал» высказана автором, но носителем оригинальной идеи по избавлению от камня является простой мужик, который, кстати, эту идею воплощает, за что и получает заслуженную награду.
Отличие басен Крылова и Толстого
В своих произведениях Иван Андреевич Крылов чаще делает героями животных, рыб, птиц, высмеивая через их поведение человеческие пороки. Конечно, есть в его баснях и человеческие персонажи. Лев Толстой излагает свои поучения устами людей, его басни похожи на маленькие рассказы, взятые из жизни случаи.
Для своих басен Иван Андреевич Крылов выбирал стихотворную форму, у Льва Толстого главная мысль басни «Как мужик убрал камень» и басни «Два товарища» выражена в прозе. Басни Крылова представляют нашему вниманию комичные ситуации, юмористические персонажи попадают в нелепые ситуации из-за своих недостатков.
Лев Толстой, не отходя от естественного тона рассказчика житейской ситуации, создаёт для читателей жуткую картину оставленного на съедение медведю товарища или городскую улицу, посреди которой лежит камень, убрать который может только смекалистый мужик.
Нужны ли сегодня басни?
Всё гениальное – просто
Басни Толстого похожи на народные сказки, они близки к народной мудрости, выраженной в кратких высказываниях, пословицах. Можно подобрать в русском фольклоре изречения, поясняющие, в чем заключается главная мысль басни «Как мужик убрал камень». Например, «Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка».
Лев Толстой с помощью небольшой истории доносит до читателя мысль, что в любом деле нужно проявлять смекалку, тогда самая трудная задача станет легкоисполнимой.