Смета и бюджет в чем разница

Бюджетная смета учреждения

Бюджетная смета (БС) – документ, который должен создаваться всеми казенными учреждениями. Она составляется в обязательном порядке тогда, когда субъект получает деньги из бюджета.

Методические рекомендации по заполнению обоснований (расчетов) плановых сметных показателей.

Что собой представляет бюджетная смета?

БС – это бумага, фиксирующая размеры финансирования и лимиты трат. Создается на основании положений Бюджетного кодекса (БК), в частности, на базе его статьи 221. Все значения, содержащиеся в БС, детализируются по кодам КОСГУ. Бумага позволяет зафиксировать эти направления трат:

Вопрос: При проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей указывалось, что объем подлежащих выполнению услуг невозможно определить (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). В связи с этим в ходе аукциона снижалась общая цена запасных частей и единиц услуг (ч. 5 ст. 68 Закона N 44-ФЗ).
В контракте есть условие о том, что оплата оказания услуги осуществляется по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанных услуг, по цене каждой запасной части к автотранспортным средствам. Таким образом, в контракте определены цены за единицу каждой запчасти, а цена контракта соответствует бюджетной смете.
Какую неустойку можно предъявить исполнителю контракта в случае его отказа, например, заменить амортизатор? Цена амортизатора — 293,02 руб., тогда как общая цена контракта 554 706,77 руб., а штраф определен в размере 3% от цены контракта. Будет ли начисляться пеня? Каким образом рассчитывается размер штрафа?
Посмотреть ответ

ВАЖНО! Рекомендации по составлению бюджетной сметы учреждения от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Бумага создается, когда учреждение получает уведомление об объеме бюджетного финансирования. К БС нужно прикрепить расчеты, подтверждающие правомерность статей трат.

Например, расходы на оплату труда устанавливаются на основании ставки и средней величины ЗП по определенным должностям.

Каждый бюджетный субъект должен создавать свою БС. Лицо, управляющее бюджетными финансами, должно собрать бумаги со всех подведомственных ведомств. После этого формируется сводная смета. Затем документ направляется на утверждение в орган, ответственный за распределение бюджетных финансов.

К СВЕДЕНИЮ! Последовательность создания сметы регламентируется Приказом Минфина №112н от 20.11.07.

Цели создания бюджетной сметы

Бюджетная смета формируется со следующими целями:

Лимиты из БС выделяются учреждениям на базе предварительно оформленного плана закупок. При согласовании с управленцем бюджетного финансирования могут вноситься корректировки в этот план.

Составление бюджетной сметы

С 2018 году составлять БС нужно по-новому. Для заполнения потребуется бланк ф. 0501012. Бланк этот установлен приказом Минфина №84н от 30 июля 2010 года. Приказом также установлены главные советы по заполнению сметы.

К СВЕДЕНИЮ! Смета и план ФХД – разные документы. Это нужно учитывать при оформлении бумаги. ФХД – документ, создающийся автономными и бюджетными субъектами. Смета нужна казенным учреждениям, органам локального самоуправления. Бумага заполняется на базе уведомлений о размерах финансирования.

Лимиты утверждаются с учетом целевого предназначения.

Финансирование разделяется по кодам БК. При этом фигурируют разделы:

Распределение трат осуществляется с учетом Указаний Минфина №65н. Если есть соответствующие указания от вышестоящих органов, в БС может содержаться детализация по КОСГУ.

ВНИМАНИЕ! Специалист должен оформить обоснование по каждой из статей трат.

Дополнительные особенности

Бюджетная смета утверждается управленцем казенного субъекта. Это стандартный порядок. Однако возможен и иной порядок. Он реализуется тогда, когда есть соответствующий регламент от вышестоящего органа. Если бланк согласуется с учредителем, нужно прописать должность и ФИО в шапке бумаги. Там же нужно зафиксировать дату согласования.

Учредитель может установить вспомогательную детализацию. В этом случае графа «Код аналитического значения» оформляется на базе утвержденных требований. Важно обосновать все цели трат. Обоснованием считаются расчеты, подтверждающие необходимость предстоящих расходов.

Перед утверждением сметы нужно отдать обоснования по тратам учредителю. С ним согласуются представленные расчеты. Если не согласовать расчеты, документ может быть признан недействительным. В этом случае расходы по БС признаются нецелевыми расходами.

Особенности утверждения

После того как расчеты с обоснованием трат утверждены у учредителя, они утверждаются управленцем казенного субъекта. Если управленца нет, бумага утверждается ответственным лицом. Документ утверждается также руководителем планового или экономического отдела. Форма 0501012 визируется главбухом. Все процедуры по утверждению производятся на протяжении 10 дней с даты доведения лимита бюджетных обязательств учредителем. Это стандартный порядок.

Возможна и иная последовательность действий, если она установлена вышестоящим руководителем.

ВАЖНО! Главный распорядитель имеет право установить собственные формы бланков с обоснованием расходов.

Особенности внесения изменений в смету

Лимиты бюджетных обязательств могут меняться. Если присутствуют подобные изменения, то они должны быть отражены в форме 0501012. В эту форму вносятся все требуемые изменения. Изменение бланка выполняется в соответствии с этой последовательностью:

Бумага утверждается в стандартном порядке. Сделать это нужно в течение 10 суток с даты поступления уведомления о корректировке ЛБО. Следующий шаг – измененный проект заносится в электронную систему.

Помещение БС в «Электронный бюджет»

В 2018 году есть еще одно ключевое изменение. В частности, теперь получатели бюджетного финансирования должны заносить БС в «Электронный бюджет». При этом используется автоматизированная система со специальным алгоритмом размещения сведений. Необходимость использования «Электронного бюджета» оговорена в Приказе Минфина №168н от 30 сентября 2016 года.

Главная цель использования системы «ЭБ» — это обеспечение прозрачности и открытости работы казенного субъекта. Размещение информации в интернете облегчает ее проверку, выявление ошибок. «Электронный бюджет» является системой, в которой есть следующие возможности:

Порядок подключения к электронной системе приведен в Письме Минфина №21-03-04/74624.

Ответственность за нарушение положений

Если казенный субъект не будет соблюдать правила создания и утверждения БС, на должностных лиц накладывается ответственность на базе статьи 14.14.7 КоАП РФ. В частности, это штраф в объеме 10 000-30 000 рублей.

Источник

Отличие бюджета от сметы

Смета и бюджет в чем разница

Для чего формируются бюджет и смета?? Допускается ли сметные услуги включать в состав бюджета? Удастся ли отказаться от разработки одного из них?

Отличие бюджета от сметы

Чтобы определиться с отличиями, возьмём для примера любое предприятие.

Работая над бюджетом, специалист делает разбивку как на годы, так и на более мелкие календарные периоды. При составлении сметы «привязка» осуществляется в первую очередь к видам работ, а потом уже – к срокам выполнения.

Бюджет ориентирован на финансовые единицы. Он учитывает балансы между приходами/расходами, а также может быть сделан отдельно по поступлениям и затратам. Чтобы составить смету в АВК, надо сделать перечень всех необходимых работ, прописать их количество, рассчитать ценовой фактор с учётом человеко-часов (задействования строительного оборудования) и применённых материалов.

3.Разные виды контроля

Бюджет позволяет определить соответствие между выделенными конкретным подразделениям или отдельным лицам средствами и их фактическим расходом. Услуги сметчика востребованы в том случае, когда нужно подготовить документацию относительно рабочих операций и более крупных процессов. То есть, смета контролирует не денежную массу, а деятельность исполнителей.

Сущность бюджета и сметы

Смета:

В деятельности любой компании есть место и бюджету, как инструменту управления выделенными средствами, так и смете, используемой в качестве показателя обеспечения финансирования процессов.

Источник

Бюджетирование и бюджетное планирование. Теория

Статья будет полезна тем, кто планирует начать работать с бюджетированием, так как в ней рассмотрены основные понятия: бюджет, бюджетирование, бюджетное планирование, ЦФО и прочие.

При написании статьи использовался теоретический материал из следующих источников:

Смета и бюджет в чем разница

Бюджетирование (бюджетное управление) – это делегирование финансовой ответственности с помощью системы бюджетов.

Смета и бюджет в чем разница

Например, если на предприятии внедрена подсистема «Бюджетирование», но фактически делегирование финансовой ответственности отсутствует, то предприятие применяет бюджетное планирование, а не бюджетирование.

Бюджет – это план, определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемых доходов или других финансово-экономических показателей.

Структура практически любого бюджета может быть схематично представлена в виде:

Смета и бюджет в чем разница

Статьи бюджетов – составные части бюджетов, являющиеся единицей планирования и учета хозяйственных операций одного типа.

У любого бюджета есть период (бюджетный период), который зависит от размера и специфики предприятия. При определении бюджетного периода нужно помнить о принципе приоритета стратегических целей предприятия над его текущей деятельностью.

Недостаточно планировать финансовую эффективность только в краткосрочной перспективе (1-3 месяца), необходимо еще и долгосрочное планирование (1-3 года). Наиболее оптимально использовать несколько планов одновременно, которые имеют разный бюджетный период (горизонт планирования), например, месячный, квартальный, годовой и т.д.

Бюджетным циклом называют период времени от начала первой стадии бюджетного процесса (составления бюджетов) до окончания третьей (план-факт анализа исполнения бюджетов)

Смета и бюджет в чем разница

Важным этапом внедрения бюджетирования на предприятии является формирование финансовой структуры предприятия. Здесь основополагающее понятие – центр финансовой ответственности (ЦФО).

ЦФО – сегмент внутри предприятия (структурное подразделение, группа подразделений или бизнес), отвечающий за достижение определенных финансовых показателей, которые подчинены финансовым целям предприятия. Руководитель ЦФО наделен обязанностями, полномочиями и ресурсами для достижения показателей ЦФО.

При внедрении бюджетирования необходимо определить состав и иерархию центров финансовой ответственности (ЦФО). Для этого существует несколько способов, сравнительная характеристика которых представлена в таблице:

Смета и бюджет в чем разница

Существует деление центров финансовой ответственности по видам:

Смета и бюджет в чем разница

В 1С:УПП 1.3 финансовая структура компании находится в справочнике «Подразделения»:

Смета и бюджет в чем разница

От выбранной финансовой структуры предприятия зависит, какие виды бюджетов будут использоваться, регламент их подготовки, утверждения, исполнения и контроля.

При постановке бюджетного управления предприятию необходимо:

Считается, что универсальная модель бюджетирования может быть применена на любом предприятии, однако это не совсем так, данную модель необходимо адаптировать под специфику предприятия.

Универсальная модель бюджетов:

Смета и бюджет в чем разница

1С: Управление производственным предприятием (1С: УПП 1.3) позволяет:

ВНИМАНИЕ!

Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу

Источник

Смета и бюджет в чем разница

Смета и бюджет в чем разница

Смета и бюджет в чем разница

Смета и бюджет в чем разницанаши телефоны:+7 (495) 726-47-08
Смета и бюджет в чем разницаe-mail:abf-renessans@mail.ru

Понятия сметы, бюджета и финансового плана 18.07.2015 20:46

Смета – расчет затрат на мероприятие, процесс.

При этом следует иметь в виду, что когда мы говорим о смете доходов и расходов, то это просто иное представление документа. Доходы, как правило, в такой смете показаны по направлениям расходования средств. (См. Таблицу)

Наименование
статьи расхода

Поступило от
источника 1

Поступило от источника 2

Расход
(всего)

Остаток

Расходы на
командировки

Итого

Бюджет– таблица доходов и расходов на определенный период, например, год. Доходная часть бюджета показывает возможные источники финансовой поддержки, имеющиеся в наличии у организации в указанный период.

Расходная часть бюджета группирует затраты в легко определяемые категории – статьи расхода.

Разница между доходами и доходами показывает экономию или дефицит бюджета. (См. Таблицу)

Наименование дохода/расхода

План

Факт

Баланс

Доходы

Итого доходы

Расходы

Итого расходы

Финансовый план овеществляет в себе решения и политику организации в отношении вида, уровня и приоритетов программных мероприятий, необходимых для решения задач и достижения целей данной организации. В нем находят свое выражение решения, касающиеся распределения как всегда ограниченных ресурсов. Бюджет как таблица является обязательным элементом финансового плана. Но кроме бюджета финансовый план состоит из следующих разделов:

¨ Обзорный раздел (резюме)

¨ Описание деятельности (услуг)

¨ Описание клиентской группы

¨ Описание механизмов предоставления услуг

¨ Финансы (источники доходов и направление расходов).

Такое деление удобно, когда важно делать различие между документами, о которых идет речь, если в текущей работе используются все три вида. Однако, если из контекста ясно, о каком документе идет речь, или детально описано и объяснено, что он собой представляет, то все эти понятия являются синонимами (т.е. близкими по значению выражениями).

Когда мы говорим о смете проекта, то вполне можно употребить слово «бюджет», если в прилагаемом описании указаны правила составления данного документа. Такая же ситуация в работе бухгалтерии. Как правило, бухгалтер использует таблицы доходов и расходов. При этом, если употребляется понятие «смета расходов и доходов организации на год», то оно эквивалентно выражению «годовой бюджет организации». Годовой финансовый план для бухгалтера – это таблица доходов и расходов (т.е. бюджет), так как остальная часть финансового плана, необходимая финансово-управлен­ческому персоналу, в работе бухгалтерии несущественна.

Для финансового управления разделение значений этих понятий существенно, поэтому мы будем исходить за того, что:

СМЕТА показывает направление расходования средств.

БЮДЖЕТ состоит из доходной и расходной части, которая при сравнении дает результирующий показатель – дефицит или экономию.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН – полноценный документ, помимо собственно бюджета, включающий календарный план, описание финансовой ситуации организации, цели финансовой стратегии, способы привлечения средств, методы анализа и т.д.

Для бухгалтера НКО необходимо знать следующее:

Бюджет –это и план, и способ организации контроля, в бюджете приводятся доходы и расходы, и на его основе организуется контроль расходования средств в соответствии с утвержденным планом, а также осуществляется анализ финансового состояния организации на текущий момент.

Помимо вышеперечисленных моментов необходимых для бухгалтера, бюджет выполняет еще ряд функций.

Основными функциями бюджета как плана развития будут:

Основные этапы разработки финансового плана охватывают:

Работа по подготовке годового бюджета должна вестись как программным так и финансовым персоналом в тесном взаимодействии.

Кем и в какие сроки эта работа осуществляется каждая организация вправе определить самостоятельно.

Важно помнить, что к заседанию высшего органа управления НКО финансовый план уже должен быть подготовлен и представлен на рассмотрение членов высшего органа управления. Поэтому процедура подготовки документа должен начинаться задолго до этого срока.

Если срок утверждения годового бюджета определить на конец декабря, то процедуру планирования и разработки документа необходимо начать не позднее октября-ноября текущего года.

Мы уже не раз говорили, о том, что процедуру бюджетного процесса каждая организация вправе определить самостоятельно, о том, что ряд проблем и конфликтных ситуаций, возникающих при составлении бюджета может быть решена путем создания механизма составления финансового плана. Этот механизм целесообразно разработать, обсудить и представить в виде процедур, чтобы использовать в дальнейшем в работе организации, внося в него необходимые изменения, если потребуется, а не разрабатывать механизм каждый раз заново.

Попробуем определить круг вопросов, которые должны быть отражены в данных процедурах.

Например, составление и исполнение бюджетов являются функциями администрации (правления, исполнительной дирекции), а рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджетов являются функциями высшего органа управления НКО.

Например, решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает руководитель высшего исполнительного органа НКО, не позднее, чем за 3 месяца до начала соответствующего финансового года.

Руководитель высшего исполнительного органа НКО организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета.

Основные этапы были рассмотрены нами выше, руководитель определяет ответственных и сроки выполнения каждого из этапов.

Рассмотрение проекта финансового плана начинается не позднее, чем за месяц до начала финансового года (или до заседания высшего органа управления)

Материалы финансового плана высылаются членам высшего органа управления на рассмотрение, в течение 15 дней каждый из членов высшего органа управления может прислать свои замечания и изменения в письменном виде. Изменения включаются в проект и решение о внесении или невнесении изменений принимается на заседании высшего органа управления НКО путем голосования.

И так далее. Каждая организация может включать те или иные вопросы и этапы разработки финансового плана в бюджет, в зависимости от структуры организации, сложностей коммуникации между участниками, вовлеченными в процесс бюджетирования и т.д.

Дальнейшее уточнение годового бюджета может производиться разными способами.

Бюджет может уточняться по направлениям деятельности:

-бюджет основной уставной деятельности НКО

-бюджет по предпринимательской деятельности

-бюджет по каждому проекту

-смета конкретного мероприятия в рамках проекта

Бюджет может детализироваться по временному признаку:

При формировании перечня статей, включаемых в бюджеты некоммерческая организация должна помнить о том, что даже для самой сложной и многоступенчатой структуры 15 статей затрат больше, чем достаточно. При выборе метода группировки и классификации важно не применять все возможные, а найти наиболее оптимальный для целей управления вариант. Т.е. выбрать группу статей, при применении которой для учета затрат организации проще всего осуществлять оперативное управление, изменять структуру расходов, принимать управленческие решения, составлять отчеты.

Выбрать этот перечень важно, чтобы не загромождать данные учета. Так как учет является информационной базой для управления.

В этой связи, хотелось бы еще раз напомнить, что требование раздельного учета по каждому из источников целевых средств вовсе не требует введения отдельной статьи в общий бюджет для целей управления.

НКО нужно выбрать группу статей и все бюджеты разных проектов формировать в соответствии с этой группировкой. С таким бюджетом достигнуть целей финансового управления гораздо проще.

Вот, например, как может выглядеть смета организации в целом, с разбивкой по разным проектам.

Источник

Планово-экономический отдел

Блог о экономике, финансах и управлении предприятием

Бюджет и смета

Бюджет и смета. На предприятиях составляют как бюджет, так и смету. В чем отличие бюджета от сметы? Для чего нужен бюджет? Ответы на эти вопросы в данной статье.

В практике деятельности предприятий имеет место составление бюджетов и смет.

Чем отличается бюджет от сметы? Отличие бюджета от сметы в том, что, во-первых, бюджет обычно составляются с разбивкой по годам, кварталам и/или месяцам, а смета составляется на конкретный объём работ, с указанием только конечной даты исполнения работ. Во-вторых, бюджет относится к документам, через систему которых осуществляется контроль над деятельностью конкретных руководителей и менеджеров, а при помощи сметы отслеживается исполнение отдельных операций, предусмотренных технологическим процессом. В-третьих, бюджеты представляют собою либо балансы затрат и доходов (расходы — приходы), либо целенаправленные календарные планы (только по расходам или только по приходам), в зависимости от пользователя информации. Сметы же представляют собой описи планируемых работ, их количество, стоимость и применяемое оборудование. В течение года бюджеты могут корректироваться с учётом сложившихся обстоятельств, а сметы не корректируются.

Для чего же нужен бюджет? В бюджете определены конкретные (реализуемые) цели предприятия на ближайший период. В бюджете определены мероприятия, которые необходимо осуществить для достижения поставленных целей, и указаны ресурсы, необходимые для достижения целей. Бюджет связывает текущую деятельность предприятия с долгосрочными целями организации. Бюджет позволяет предприятию внедрить процедуру регулярного финансового планирования и контроля над исполнение бюджета, составлять реальные прогнозы деятельности предприятия, вовремя обнаружить наиболее узкие места в управлении предприятием, усилить связь стратегического и оперативного планирования, просчитать экономические последствия при возможных отклонениях от намеченного плана и принять эффективное управленческое решение, скоординировать работу подразделений и служб на достижение поставленных целей, повысить управляемость предприятия за счёт оперативного отслеживания отклонений факта от плана и своевременного принятия решений.

Источник: И.Е. Глушков, Управленческий учет на современном предприятии. Настольная компактное пособие по управленческому учету.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смета и бюджет в чем разница