Сложные расхождения по ндс что это
Разрыв НДС
Читатель Илья А. спрашивает:
Налоговая прислала требование объяснить разрыв НДС, или придется доплатить налог. Откуда он вообще мог взяться и как мне доказать, что в декларации я всё указал правильно?
Еще статьи о налоговой:
Разрыв возникает, если у покупателя и поставщика разные налоги
Чтобы произвести какой-то товар, компания покупает материалы у поставщика, а поставщики обычно платят НДС. Поэтому, когда компания делает закупку, в стоимость материалов уже входит НДС.
Потом компания производит свой товар и продает его. После продажи она считает НДС и платит его в налоговую. Получается, что она платит НДС дважды. Чтобы такого не было, налоговая разрешает вычитать один НДС из другого.
Компания «Ванилька» производит мороженое. Она купила молоко и заплатила 30 000 рублей, в том числе НДС 5000 рублей.
«Ванилька» сделала и продала пломбир на 90 000 рублей, НДС — 15 000 рублей.
Чтобы не платить всю сумму целиком, «Ванилька» уменьшает налог — из 15 000 рублей вычитает 5000 рублей и платит НДС 10 000 рублей.
Чтобы всё получилось, в налоговых декларациях «Ванильки» и поставщика молока должно быть написано: «Продал молоко на 30 000 рублей» и «Купил молоко на 30 000 рублей». Если сделка указана в двух декларациях, сходятся суммы и размер НДС, номера и даты счетов-фактур — значит, всё хорошо.
А вот если «Ванилька» подаст декларацию и заплатит НДС меньше, а поставщик не укажет продажу в своих документах, возникнет разрыв. Налоговая пришлет письмо с требованием объяснить, почему так. Получается, разрыв НДС — это расхождение налогов у компаний.
Сложные разрывы — не ваша боль
Разрыв НДС может быть простым и сложным — это зависит от числа партнеров, которые причастны к сделке.
Простой — когда есть один продавец и один покупатель, как в случае с «Ванилькой» и поставщиком молока. Сложный разрыв происходит, если поставщик молока не сам доил корову, а купил молоко у крестьянского подворья, а те — у другой фермы по соседству. Кто-то один не указал сделку в декларации, и вот уже разрыв НДС в цепочке.
По опыту, «Ванильку» сложный разрыв не должен волновать, налоговая вряд ли придет к ним. Главное, чтобы сам поставщик молока указал сделку в своей декларации. В этом случае «Ванилька» уменьшит НДС, а там уже налоговая будет разбираться между теми участниками цепочки, у которых возник разрыв.
О разрыве НДС узнает робот
В законе нет понятия разрыва НДС — его придумали в налоговой, когда писали внутреннюю инструкцию. В ней описан механизм поиска разрыва, но сейчас этим занимается компьютерная программа, которая называется АСК НДС-2 или АСК НДС-3. Это одна и та же программа, но АСК НДС-3 новее.
Алгоритм автоматически строит цепочки между компаниями и людьми и смотрит, кто заплатил НДС, а кто забыл или скрыл сделку. Налоговые инспекторы не разбираются во всех разрывах — если система нашла, они сразу отправляют запрос. Вот как он выглядит:
У компании есть пять дней, чтобы письменно ответить на запрос. Советую не избегать налоговую: если не разобраться в ситуации, придется платить недостающий налог.
Налоговая может попросить приехать — это называют допросом. Они спросят, что за товар вы покупали и зачем, кто поставщик и как это было. Налоговой важно увидеть, что это настоящая компания с действующим директором, а не однодневка с номинальным.
Как пройти допрос в налоговой
Ошибку придется искать самому. Или платить
Если возник разрыв, есть два пути его закрыть: разобраться, почему у налоговой возникли вопросы, или заплатить налог. Если платить не хочется, важно выяснить, почему возник разрыв. Для этого нужно связаться с поставщиком и попросить у него документы:
Если компания не обманывает налоговую и сделка была, она записана в книге продаж и отражена в декларации поставщика. Эти документы нужно передать в налоговую. Еще бывает, что поставщик сделал ошибки в учете:
Но это простые ситуации. Теперь посложнее: например, сотрудник нас обманул.
«Ванилька» купила молоко у «Молочных берегов». Сделку закрыли, но возник разрыв НДС. «Ванилька» стала разбираться: оказалось, сотрудник купил молоко у одной компании, а документы принес от другой. По документам он потратил 50 000 рублей, а на самом деле 30 000 рублей.
А может быть, что обманул не сотрудник, а посредник — сам взял молоко на одном заводе, а документы принес от другого. В этом случае нужно искать реального продавца, обновлять свою книгу закупок и просить его внести сделку в книгу продаж. Затем две стороны отправляют уточненную декларацию в налоговую. Но придется заплатить разницу в НДС: у реального поставщика НДС будет меньше, потому что товар стоит дешевле.
Разрыв может возникнуть непонятно откуда
В этом году стали происходить и более запутанные ситуации с разрывом НДС. Представим, налоговая присылает письмо, мы идем к поставщику, а тот говорит: «Бро, ты что, я всё сдавал — вот, смотри в документах». И правда, в журнале продаж сделка записана. Остается вопрос, почему налоговая считает, что возник разрыв НДС. Может быть, поставщик не отправил декларацию или произошел сбой в компьютерной программе.
Чтобы выяснить, смотрим в реестре сданных деклараций, какие документы получила налоговая. Обычно для этого делают запрос в сервисе или программе, через которую поставщик отправлял документы. Например, в «Контуре» или «Сбисе».
По опыту, чаще оказывается, что в основной декларации продажа отражена, но следом сдана уточненная декларация непонятно от кого, в которой этой продажи нет. И так происходит из раза в раз. Компании обращаются в полицию и прокуратуру, но сказать, откуда берутся уточненные декларации, никто пока не может.
Проблемы можно предупредить
Самое неприятное в разрыве НДС — когда выясняется, что поставщик участвует в длинных цепочках. Чтобы не переживать за разрывы, советую проверять контрагентов.
Это можно сделать с помощью услуг и сервисов проверки у контрагентов — такие есть у банков и интернет-бухгалтерий. Еще помогает фиксировать первую покупку: фотографировать или снимать на видео склад, машину с товаром.
Белый бизнес для контроля рисков. Проверяем надежность партнеров, объем переводов и количество налогов, даем рекомендации, как уберечься от вопросов налоговой.
Что делать, если появился разрыв по НДС
Как налоговая проверяет корректность НДС
Прежде чем пояснить, что значит разрыв по НДС, расскажем, как налоговики проверяют корректность исчисления НДС.
Российские налоговики снабжены современным программным обеспечением, которое из года в год совершенствуется.
В 2021 году они работают с помощью автоматизированной информационной системы «Налог-3» (АИС «Налог-3»). В ближайших планах — разработка концепции следующего поколения этой системы «Налог-4».
Нашумевшая АСК НДС (ныне «Контроль НДС») — это программный комплекс, входящий в состав АИС «Налог-3».
А теперь расскажем, как проверяют разрывы по НДС. Разрыв по НДС выявляют с помощью АСК НДС.
В декларацию по НДС помимо общих цифр входят разделы 8–12, которые, по сути, являются книгами продаж, покупок и журналами учета счетов-фактур. То есть у налоговиков есть данные счетов-фактур, которые были выставлены и по которым налог был принят к вычету.
О порядке расчета НДС в 2021 году мы сделали подборку статей «Порядок расчета НДС в 2020–2021 годах».
Какие бывают разрывы по НДС
Разрывы по НДС можно условно разделить на прямой разрыв по НДС и сложный разрыв по НДС.
Снова обратимся к декларации по НДС. Итак, налоговики с помощью программного обеспечения сопоставляют данные книг покупок и книг продаж. Любой счет-фактура, отраженный в книге покупок одного хозсубъекта, должен быть отражен в книге продаж другого хозсубъекта. Если этого не происходит, то можно говорить о прямом разрыве по НДС.
Однако не всё так просто, и на прямом сравнении дело не заканчивается. АСК НДС сопоставляет данные не только в паре продавец/покупатель, программа отслеживает всю цепочку по поставщикам, анализируя заявленные вычеты и фактическую уплату НДС в бюджет. Такой глубокий анализ и выявление несоответствий на втором, третьем и так далее уровнях принято называть сложным разрывом по НДС.
Какие именно несоответствия относятся к разрывам:
Также разрывы можно охарактеризовать как технические и разрывы по схеме.
Технический разрыв может быть вызван технической ошибкой. Например, неверно указаны значимые реквизиты счетов-фактур, случайно не отражены счета-фактуры в книге продаж.
Схемные разрывы по НДС — это неправомерное применение налогоплательщиком вычетов, использование незаконных схем оптимизации налогообложения. Однако и добросовестный налогоплательщик может быть уличен в разрыве по НДС.
Обнаружен разрыв: действия налоговиков
Если разрыв технический и прямой, то вопрос, как убрать разрыв по НДС в этом случае, не стоит остро. В ответ на требование налоговой компания просто исправляет свою ошибку, подав уточненную декларацию.
А что предпринимается для устранения разрывов по НДС более сложного характера?
При выявлении разрыва налоговики начинают досконально проверять всю цепочку поставщиков/покупателей. Налог должен быть уплачен в бюджет в любом случае. Раз обнаружен разрыв, значит, налог не уплачен. Налоговики усматривают в этом схему уклонения от уплаты налогов и ищут выгодоприобретателя. А при разрыве по НДС как узнать выгодоприобретателя?
Налоговики делают это начислением баллов, проверяя данные за два года, предшествующие проверке:
Анализу подвергаются следующие параметры:
Из приведенной схемы видно, что почти любую активно функционирующую компанию можно назначить выгодоприобретателем по разрыву в налоговой декларации по НДС.
Затем с выгодоприобретателем начинают работать.
Обнаружен разрыв: действия налогоплательщика
Что делать при разрыве по НДС, зависит от того, как действуют налоговики.
Они могут прислать требование о даче пояснений по налоговому разрыву по НДС или внесении исправлений в декларацию.
Как ответить на требование о разрыве НДС, зависит от того, в чём выявлена ошибка. Повторимся, если ошибка носит технический характер, то надо подать уточненную декларацию или представить пояснения налоговой.
Как проверить корректность декларации по НДС по контрольным соотношениям, мы писали в статье.
Если проблема со стороны контрагента (не указан искомый счет-фактура, не уплачен налог в бюджет и пр.), то дальнейшие действия налогоплательщика зависят от того, насколько он уверен в своей правоте и способности защищать свои права.
Как видим, претензии со стороны налоговиков в части разрывов по НДС могут прилетать не только после камералки собственной декларации по НДС, но и после проверок деклараций контрагентов даже не первого уровня.
Как отбиться от налоговой по разрыву по НДС? Проще всего выполнить требование налоговиков, убрать спорный вычет и доплатить налог. Это можно сделать даже в том случае, если сделка реальная и налогоплательщик ни в чём не виноват. Многие поступают именно так, опасаясь более глубоких проверок.
Но если цена вопроса высока и никаких нарушений налогоплательщик не совершал, то надо, конечно, бороться за свои права в виде вычета.
В ответе на требование можно указать следующее:
Грамотно составленный ответ на требование о даче пояснения по разрывам поможет не развиться ситуации дальше. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» — там вы найдете пример ответа, составленный экспертами.
Далее может последовать вызов в налоговую по разрыву НДС, если требования налоговиков по доплате налога не были удовлетворены.
Основные советы тому, кого вызывают по разрыву НДС в налоговую на комиссию. Обращаем внимание, что комиссия и допрос — это разные понятия, и проводятся они на разных основаниях. Комиссия представляет собой скорее беседу, чем четкий допросный алгоритм «вопрос-ответ». Итог комиссии — предложение вам добровольно доплатить НДС.
Подводим итоги
Требования по разрывам в цепочке НДС могут прийти налогоплательщику не только после камеральной проверки его собственной декларации, но и после проверок деклараций контрагентов второго, третьего и так далее уровней. При выявлении разрыва — несоответствия в декларациях по НДС — налоговики ищут выгодоприобретателя. Как правило, таковым становится компания, способная доплатить налог в бюджет. Налогоплательщик может доплатить налог, даже если не согласен с претензиями. Но может и добиваться права на вычет, если имеет железные доказательства своей правоты и ресурсы на спор с налоговой.
Откуда берется разрыв НДС и что с ним делать
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Где тонко, там и рвется
Разрывом такое расхождение называется, потому что может возникнуть на любом из этапов торгово-производственного партнерства, то есть в любом из звеньев цепочки поставщиков и производителей. Но обнаруживается оно чаще там, где принимается к вычету сложный НДС и где он декларируется.
И даже если все сделки были легальными и прошли без нарушений, ФНС не может принять такую (рваную) цепочку. Налоговая видит в этом попытку уклониться от уплаты части налога. Она сразу реагирует на простое уменьшение НДС на стороне покупателя по сравнению с налоговыми суммами на стороне продавца, которые явно указаны в налоговых декларациях сторон. В наиболее скверной ситуации возникает подозрение на сговор между участниками цепочки.
Как правило, чем архаичнее организован бухгалтерский процесс на предприятии, тем больше вероятность случайного появления «белых пятен» при оформлении документации (злой умысел мы в этом разборе исключаем). У поставщиков материалов и сырья, как правило, ниже уровень общей бизнес-культуры, чем у организаторов сложных производств. С другой стороны, сама отчетность у них, конечно же, проще. Но если ваш поставщик допустил случайный «прокол», то «отдуваться» перед налоговыми органами будете сначала вы. Поэтому ваша задача — грамотное и однозначное оформление ответа на письмо из ФНС.
Капиталистический феодализм
Уследить за всей цепочкой сложно, хотя для этого есть программы по сверке НДС партнеров. Но вам это делать не обязательно: если налоговая заинтересуется вами, значит проблема возникла между вами и вашим непосредственным партнером. И ее можно решить.
Отчасти это напоминает средневековый феодальный принцип «вассал моего вассала не мой вассал»: если вы производите мебель из фанеры, а виноват поставщик леса, продающий сырье лесопилке и неправильно указавший параметры сделки (не указавший сам факт продажи или занизивший ее денежный объем), то вы здесь ни при чем.
Поясним на упрощенном примере: ваша фирма «Граф» в отчетный период произвела и продала шкафы-купе на сумму 430 000 рублей. Сумма НДС по ставке 20% с продажи этих шкафов составляет 71 667 руб. Но для изготовления шкафов «Граф» сперва закупил фанеру у оптово-розничной компании ООО «Барон» на полную сумму 30 000 рублей, в которую теоретически уже входит НДС по той же ставке 20% в размере 5 000 рублей.
Но сделка по продаже вам этой фанеры в налоговой отчетности ООО «Барон» может не отражаться или отражаться с другими параметрами, чем у вас. Тогда как только вы решили оформить вычет НДС (71 667 — 5 000 = 66 667 руб.), проблема ООО «Барон» автоматически становится и вашей проблемой. Если же между вами и ООО «Барон» все в порядке, зато у самого ООО «Барон» проблемы того же рода с лесопилкой ИП М.У. Жиков, то это только их проблемы, а не ваши: ваш вычет будет зачтен.
На цепи
Если вы не совсем разобрались в написанном выше, вам не должно быть стыдно — не ваше это графское дело, да и вообще, люди анализом цепочек давно не занимаются. Эта миссия возложена на алгоритмы, которые отслеживают малейшее несоответствие, а человек-инспектор лишь составляет «Требование о предоставлении пояснений» по соответствующей форме и направляет его письмом вам. Если ваш ответ не удовлетворит ФНС или не поступит в срок до 5 рабочих дней, вы рискуете оказаться на допросе, а право на вычет потеряете.
К сожалению, алгоритмы пока только устанавливают факт наличия разрыва, но не его причину. Поэтому терзать вашего «вассала» вам придется самостоятельно. Да, это довольно архаичная система ответственности, которая напоминает проблемы с взыманием дани в темные века, поэтому остается лишь надеяться на понимание и наличие конструктивных установок у вашего партнера. Если ваш партнер не хочет показывать вам копию налоговой декларации (а у него могут быть для этого свои причины), хватит с него и выписки из книги продаж.
Сверив выписку с налоговой декларацией вашего партнера, вы или ФНС (но лучше сперва вы) сможете установить причину расхождения. Чаще всего это банальная ошибка или описка в сумме или учетном периоде. В таком случае ваш партнер должен приложить к вашему пояснению в ФНС уточнение к своей декларации.
Но возможность отправлять уточнения может сыграть и злую шутку: бывает так, что основная декларация как раз в полном порядке, но к ней в отчетный период уже было приложено некое уточнение, изменяющее параметры сделки «задним числом». Такая ситуация довольно распространена и часто необъяснима. Все прочее относится к сфере злоупотреблений (умышленного обмана), которую мы обещали здесь не рассматривать.
Рыцарям бухгалтерского стола
Возможна ли профилактика разрыва в НДС? Практика показывает, что да, хотя это и сопряжено со значительной «головной болью». В этом случае вам придется действительно вести дела, целенаправленно повышая прозрачность работы всех своих контрагентов, контролировать всю цепочку от начала и до конца, чтобы исключить появление в ней «левых» поставщиков и самоуправство посредников.
Если ваши партнеры не имеют никакой серьезной альтернативы кроме как сотрудничать с вами, смело переходите к настоящим «вассальным отношениям». В противном случае сперва оцените риски разбегания «баронов» и то, как изменится ваша бизнес-среда, если вы начнете «править». И помните: власть это всегда большая ответственность. А иногда в ней кроме ответственности ничего больше и нет. И похоже, это как раз такой случай.
Чтобы контролировать расчет НДС и вычеты, рекомендуем вам веб-сервис Контур.Бухгалтерия. Система рассчитывает предварительную сумму налога, показывает его состав, дает подсказки по легальному снижению НДС и недостающим документам, а еще помогает исправить ошибки в учете, которые влияют на налог. В сервисе удобны учет, зарплата, отчетность, финансовый контроль и другие инструменты. Первые 14 дней бесплатны для всех новичков.
Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?
Подход к сбору налогов усовершенствовался, а программные комплексы ФНС стали мощнее. Иногда вопросы возникают даже к «белым» компаниям с «идеальным» досье на своих контрагентов. Почему так происходит и как бизнесу действовать в таких случаях?
Налоговые органы доработали регламент по проверке деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС». Это мера связана с желанием пресечь лазейки недобросовестных оптимизаторов, которые до сих пор ищут способы, как обойти систему.
Оптимизаторы привлекают красноречивыми лозунгами, предлагая якобы «самые надежные цепочки», «самых проверенных ”белых“ контрагентов» и др. Кто-то до сих пор продолжает пользоваться подобными незаконными предложениями. В ответ налоговые органы предпринимают контрмеры и пытаются прикрыть эту деятельность.
Но есть и такие налогоплательщики, которые никогда не использовали «серые» схемы и тоже получают требования от налоговиков. Почему к ним возникает подозрение?
Чтобы это понять, нужно для начала разобраться, как осуществляется налоговый контроль с помощью программного комплекса, как нужно действовать и формировать правовую позицию, отвечая на требования налоговиков.
На этот и другие вопросы на конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ответила Кира Гин, управляющий партнер «Гин и партнеры».
Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля
Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.
Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.
Налоговые органы ищут выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в процессе анализа подозрение в выгодоприобретательстве может возникнуть и к «белой» компании, которая в принципе не использует никакие схемы.
Ранее в системе были возможны какие-то претензии только по разрывам (данные, отраженные в декларации по НДС у контрагента, не отражены в вашей декларации) и проверкам НДС (данные, отраженные в декларации у контрагента, не совпадают с вашими данными). Если налоговая выявляет разрыв или несоответствие, вы получаете требование о предоставлении документов. Налоговая начинает выяснять, кто является выгодоприобретателем в этой цепочке.
Сейчас под особый контроль налоговых органов попадают несколько операций:
Сейчас, благодаря внедрению модуля «Операции особого контроля», те, кто еще три года назад воспользовался супернадежной оптимизацией, будут отмониторены. У налоговых органов появится повод разобраться в схемах и попытаться определить выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии.
Налоговый контроль стал многоступенчатым процессом. В нем задействованы все налоговые органы, начиная с МИФНС по камеральному контролю и заканчивая самой ФНС. В контроле участвуют и федеральные налоговые органы, и управления субъектов.
Как выявляются «технические» компании
Сейчас компании могут получать требования с приложением поручения из дальней региональной инспекции в связи с проверкой юрлица, о сотрудничестве с которым они плохо помнят.
Это значит, что налоговая инспекция, где стоит на учете такой контрагент, выяснила, что на самом деле это «техническая» организация. Налоговики выявили разрыв, и им нужно отработать всю цепочку деловых контактов. Именно поэтому они отсылают поручения об истребовании документов по всем организациям, которые находятся в «дереве связей» с «технической» компанией. Такой подход позволяет выйти на выгодоприобретателя.
Вся работа по новому регламенту направлена на сбор информации и формирование доказательной базы. Это помогает прояснить факты и обстоятельства, на основании которых впоследствии предъявляются претензии по ст. 54.1 НК РФ (получение необоснованной налоговой выгоды).
Какая информация собирается по «техническим» компаниям
В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.
Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.
«Сущностные» компании: кто к ним относится
В новом регламенте проверок появилось понятие «сущностных» компаний.
Еще недавно компании условно делились на «зеленые», «желтые» и «красные», и все стремились быть «зелеными». Именно эти «зеленые» компании будут считаться сущностными, и они будут первыми подозреваемыми в получении необоснованной выгоды.
В автоматизированную систему теперь попадет любая информация, которая помогает установить связи между контрагентами и их роли в цепочке.
Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю
В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.
За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.
Снижение рисков на каждом этапе работы с НДС: правильная подготовка декларации, исключение ошибок и расхождений в счетах-фактурах, быстрый ответ на требования ФНС.
Есть в регламенте такой критерий, как платежеспособность выгодоприобретателя. Платежеспособность выявляется через анализ соотношения суммы уплаченных налогов с суммой «схемных» вычетов, которые обнаружил налоговый орган. Когда возникает большой разрыв, но при этом выставлена мизерная сумма уплаченных налогов, появляются подозрения.
Быстрая смена контрагента становится невозможной
Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.
Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.
Ликвидация как повод для проверки
Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.
И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.
Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.
Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.
Представьте ситуацию: три года назад ваш контрагент вел бизнес по букве закона, но сейчас он ликвидирован, и вы неожиданно получаете требования по этой компании — налоговые органы подозревают, что имели место какие-то схемы и путем ликвидации ваш контрагент замел следы.
Направление требований
На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.
Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.
Вызов на комиссию
Эта мера необходима для того, чтобы лично убедиться, насколько верны подозрения, что вы являетесь выгодоприобретателем. В то же время Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо комиссий. Но есть допросы, которые могут проводиться в рамках выездных или камеральных проверок.
Сейчас зачастую налогоплательщиков вызывают даже не в те отделения инспекций, где они стоят на учете. И связано это с тем, что отработкой разрывов могут заниматься любые инспекции, в том числе те, на учете в которых стоит «разрывник».
С одной стороны, такой подход выглядит странно, есть соблазн игнорировать такие требования налоговых органов. С другой стороны, чем раньше вы включитесь в процесс взаимодействия с налоговыми органами, предоставляя доказательства и защищая себя на стадии подозрений, тем меньше шансов, что к вам будут предъявлены претензии в рамках выездных проверок.
Направление информационных сообщений
Сообщения ставят в известность о выявлении схем, в них налогоплательщику предлагается подать уточненную декларацию и доплатить в бюджет.
В отдельных случаях налогоплательщику лучше письменно обозначить свою позицию и предоставить налоговой имеющиеся доказательства.
Как избежать проблем при налоговых проверках
Для начала нужно забыть об услугах оптимизаторов. Все обещания, которые они дают, не имеют никаких оснований и не работают в современных условиях. Скорее оптимизаторы становятся серьезным источником проблем.
Не игнорируйте требования налоговых органов. На них нужно отвечать в любом случае. Если вы считаете, что оно незаконны, то предоставьте мотивированный отказ или документы, обеспечивающие вам защиту.
Проявляйте проактивность. Получение требования — это сигнал о том, что вами уже заинтересовались как участником какой-то цепочки, поэтому у вас пытаются раздобыть информацию и доказательства для предъявления претензии по ст. 54.1 НК РФ. Поэтому не ждите выездных проверок, а начинайте действовать уже в момент получения требований.
Какие ошибки совершают налогоплательщики
1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.
Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.
2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.
Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.
3. Идете на допрос или комиссию без юриста.
4. Надеетесь, что вас спасет «идеальный» пакет документов по контрагенту.
Все знают, что проверка контрагента начинается со сбора ключевой информации о нем. Это действительно важный этап, который нельзя игнорировать. Но в целом нужно понимать, что волшебного списка документов, которых будет достаточно налоговой, нет и не будет.
Но чем «сущностнее» выглядит контрагент, тем меньше риск возникновения претензий к вам.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.