Следует признать что для того будущего на пороге
Следует признать что для того будущего на пороге
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Так уж вышло ( 1) что моя мать умерла (2) когда я был ещё подростком (3) и (4) хотя в том (5) что произошло со мной после этого (6) виноват только я (7) всё же, потеряв её, я потерял и всякий ориентир (8) который мог бы вывести меня в какую-то более счастливую, более людную, более нормальную жизнь.
Расставим знаки препинания.
[Так уж вышло ], ( 1) (что моя мать умерла ), (2) (когда я был ещё подростком ), (3) и, <(4) (хотя в том, (5) ( что произошло со мной после этого), (6) виноват только я ), (7) всё же, потеряв её, я потерял и всякий ориентир>, (8) ( который мог бы вывести меня в какую-то более счастливую, более людную, более нормальную жизнь).
1) 2) запятые выделяют придаточную часть «что моя мать умерла»;
2) 3) запятые выделяют придаточную часть «когда я был ещё подростком»;
5) 6) запятые выделяют придаточную часть «что произошло со мной после этого»;
8) запятая открывает придаточную часть «который мог бы вывести меня в какую-то более счастливую, более людную, более нормальную жизнь».
Ответ: 12345678 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Лишь пылкое воображение или глубокое знание или и то и другое вместе заставили часть людей остаться в задумчивости перед опустевшей котловиной.
2) В середине I тысячелетия н. э. славяне заселили огромные территории в Центральной Южной и Восточной Европе.
3) Я не столько думал об этой ситуации сколько пытался разобраться в себе понять свои мысли и чувства.
4) Но он был гораздо старше меня как по возрасту так и по литературному положению и его дружба со мною имела характер покровительства.
5) Мой сосед был мягок и чуток характером добр и удивительно отзывчив.
Расставим знаки препинания.
2) В середине I тысячелетия н. э. славяне заселили огромные территории в Центральной, Южной и Восточной Европе. — Запятая между однородными.
3) Я не столько думал об этой ситуации, сколько пытался разобраться в себе, понять свои мысли и чувства. — Запятые между однородными сказуемыми.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сначала мы ехали вдоль пригородов (1) подступивших к самому шоссе (2) частоколами покосившихся заборов, но часа через два они кончились (3) уступив место (4) грустно желтеющим (5) лесам (6) перемежающимся (7) скошенными полями с копнами соломы.
Расставим знаки препинания.
1) запятая выделяют причастный оборот;
2) запятая не нужна, потому что причастный оборот «частоколами покосившихся» стоит перед определяемым словом «заборов»
3) и 6) запятые выделяют деепричастный оборот «уступив место грустно желтеющим лесам»;
6) запятая одновременно выделяют причастный оборот «перемежающимся (7) скошенными полями с копнами соломы.»;
4), 5) запятые не нужны, потому что причастный оборот «грустно желтеющим» стоит перед определяемым словом «лесам»;
7) запятая не нужна внутри причастного оборота.
Ответ: 136 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Только чайник, натёртый до тусклого блеска
едкой содой, а также (1) стены арабеска,
или (2) может (3) окно, а на нём занавеска,
или шкаф для посуды со всем содержимым
придают бытию неизменность и прочность.
Прорисовано время, как почерк с нажимом,
на различных предметах. Но их краткосрочность
не чета краткосрочности жизни людской,
незаметно текущей в черте городской.
Вот вам хлеба ломоть и пустая солонка,
звук горящего газа, собака болонка,
шкаф посудный с торчащим из дверцы ключом,
снега белое дерево в окнах. Однако (4)
мы пейзаж с натюрмортом скрестили. Собака
здесь (5) пожалуй (6) совсем ни при чём.
Расставим знаки препинания.
Только чайник, натёртый до тусклого блеска
едкой содой, а также (1) стены арабеска,
или, (2) может, (3) окно, а на нём занавеска,
или шкаф для посуды со всем содержимым
придают бытию неизменность и прочность.
Прорисовано время, как почерк с нажимом,
на различных предметах. Но их краткосрочность
не чета краткосрочности жизни людской,
незаметно текущей в черте городской.
Вот вам хлеба ломоть и пустая солонка,
звук горящего газа, собака болонка,
шкаф посудный с торчащим из дверцы ключом,
снега белое дерево в окнах. Однако (4)
мы пейзаж с натюрмортом скрестили. Собака
здесь, (5) пожалуй, (6) совсем ни при чём.
2) и 3); 5) и 6) запятые выделяют вводные слова.
Ответ: 2356 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Они пошли узкими улочками к тёмному холму (1) на вершине (2) которого (3) прилепился писательский Центр — гостиница из семи номеров с бетонным копытом террасы над обрывом (4) где один известный писатель после завтрака делал разминку и расхаживал потом с чашкой кофе.
Расставим знаки препинания.
[ Они пошли узкими улочками к тёмному холму], (1) (на вершине (2) которого (3) прилепился писательский Центр — гостиница из семи номеров с бетонным копытом террасы над обрывом), (4) (где один известный писатель после завтрака делал разминку и расхаживал потом с чашкой кофе).
1) запятая выделяют придаточное предложение «на вершине которого прилепился писательский Центр — гостиница из семи номеров с бетонным копытом террасы над обрывом»;
4) запятая выделяет придаточное предложение «где один известный писатель после завтрака делал разминку и расхаживал потом с чашкой кофе»;
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он терпеть не мог хаоса ( 1) и ( 2) если встречал что-нибудь неупорядоченное (3) долго над ним бился (4) чтобы всё разобрать и разложить по полочкам (5) но (6) когда ему наконец удавалось превратить хаос в стройную систему (7) он чувствовал себя по-настоящему счастливым.
Расставим знаки препинания.
[ Он терпеть не мог хаоса ( 1) и, [( 2) (если встречал что-нибудь неупорядоченное), (3) долго над ним бился ], (4) (чтобы всё разобрать и разложить по полочкам), (5) [но, (6) (когда ему наконец удавалось превратить хаос в стройную систему), (7) он чувствовал себя по-настоящему счастливым].
1) запятая не нужна между однородными сказуемыми «терпеть не мог И бился», связанными союзом И;
2) 3) запятые выделяют придаточную часть «если встречал что-нибудь неупорядоченное»;
4) 5) запятые выделяют придаточную часть «чтобы всё разобрать и разложить по полочкам»; запятая 5) одновременно находится на границе частей, связанных сочинительным союзом НО;
6) 7) запятые выделяют придаточную часть «когда ему наконец удавалось превратить хаос в стройную систему».
Ответ: 234567 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Глубина и новизна мыслей этого философа простота и ясность подачи материала восхищали и вдохновляли меня.
2) Под лучами весеннего солнца оживала земля и отогревались от зимних стуж сердца людей.
3) Наташа пообещала позвонить или написать сообщение сразу после посадки.
4) Вам стоит прочитать если не все книги из предложенного списка то хотя бы половину из них.
5) Ни дневного шума машин ни людских голосов ни ночных завываний ветра в этой комнате не было слышно.
Расставим знаки препинания:
1) Глубина и новизна мыслей этого философа, простота и ясность подачи материала восхищали и вдохновляли меня. — Запятая между однородными подлежащими, попарно связанными союзом И.
2) [ Под лучами весеннего солнца оживала земля ] и [ отогревались от зимних стуж сердца людей]. — Запятая между основами в сложносочинённом предложении не ставится, потому что есть общий второстепенный член — обстоятельство.
3) Наташа пообещала позвонить или написать сообщение сразу после посадки. — Запятые не нужны.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Там (1) вероятно (2) всё теперь в цвету,
Не то что здесь — мороз, снега, метели,
И, может быть (3) там встретить можно ту,
Кто (4) так и кажется (5) сошла с пастели…
Красавица она. Она тиха.
Не налюбуешься. Но скажет слово…
Я (6) впрочем (7) предназначил для стиха
Совсем не то… Начну́-ка (8) лучше (9) снова…
Расставим знаки препинания.
Там, (1) вероятно, (2) всё теперь в цвету,
Не то что здесь — мороз, снега, метели,
И, может быть, (3) там встретить можно ту,
Кто, (4) так и кажется, (5) сошла с пастели…
Красавица она. Она тиха.
Не налюбуешься. Но скажет слово…
Я, (6) впрочем, (7) предназначил для стиха
Совсем не то… Начну́-ка (8) лучше (9) снова…
Запятые выделяют вводные слова и предложения.
Ответ: 1234567 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Александр остановился здесь на несколько дней (1) чтобы дать некоторый отдых главной армии и подождать известий от других отрядов (2) действия (3) которых (4) были согласованы с действиями главной армии.
Расставим знаки препинания.
Александр остановился здесь на несколько дней, (1) чтобы дать некоторый отдых главной армии и подождать известий от других отрядов, (2) действия (3) которых (4) были согласованы с действиями главной армии.
Запятые под номерами 1 и 2 выделяют придаточное предложение «чтобы дать некоторый отдых главной армии и подождать известий от других отрядов».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он только улыбался (1) и (2) когда Изя порывался остановиться (3) чтобы развернуть схему (4) и показать всё наглядно (5) деликатно брал его за локоть, увлекая вперёд.
Расставим знаки препинания.
[ Он только улыбался (1) и, (2) (когда Изя порывался остановиться ), (3) (чтобы развернуть схему (4) и показать всё наглядно), (5) деликатно брал его за локоть, увлекая вперёд].
1) запятая не нужна, т. к. одиночный союз И связывает однородные сказуемые: улыбался И брал;
2) 3) выделяют придаточное предложение «когда Изя порывался остановиться»;
2) и 3) запятые выделяют придаточное предложение «когда не спалось»;
3) 5) запятые выделяют придаточное предложение «чтобы развернуть схему и показать всё наглядно».
Ответ: 235 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Во время отпуска мы не столько бездельничали сколько старались получить как можно больше нового опыта испытать как можно больше свежих эмоций.
2) Костёр сухо потрескивал и вода в котелке уже начала закипать.
3) Перед выступлением на радио Антон чувствовал страх и радость и смутное волнение одновременно.
4) От света луны всё казалось либо голубым либо зелёным либо пепельным.
5) Лица студента я разглядеть не мог но зато отчётливо разглядел обложку журнала.
Расставим знаки препинания:
2) [ Костёр сухо потрескивал ], и [ вода в котелке уже начала закипать ]. — Запятая между основами в сложносочинённом предложении.
3) Перед выступлением на радио Антон чувствовал страх, и радость, и смутное волнение одновременно. — Запятые между однородными дополнениями, связанными повторяющимся союзом И.
Расставьте знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Нержин на ходу снял телогрейку, зашвырнул её к себе на (1) ещё не стеленную (2) постель (3) и (4) приветствуя Потапова, но (5) не дослушивая его ответа (6) убежал завтракать.
Расставим знаки препинания:
Нержин на ходу снял телогрейку, зашвырнул её к себе на (1) ещё не стеленную (2) постель (3) и, (4) приветствуя Потапова, но (5) не дослушивая его ответа, (6) убежал завтракать.
1) и 2) запятые не нужны, т. к. причастный оборот «ещё не стеленную», стоящим перед определяемым словом «постель»;
3) Запятая не нужна, т. к. однородные сказуемые: зашвырнул и убежал завтракать — связаны одиночным союзом И;
4) и 6) запятые выделяют деепричастные обороты;
5) запятая не нужна, потому что союз НО входит в состав деепричастного оборота «но не дослушивая его ответа».
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
— У кого гармонь (1) ребята?
— Да она-то (2) здесь (3) браток… —
На водителя стрелок.
— Так сыграть бы на дорожку?
— Да сыграть — оно не вред.
— В чём же дело? Чья гармошка?
— Чья была, того (4) брат (5) нет…
И сказал (6) уже (7) водитель
Вместо друга своего:
— Командир наш (8) был любитель…
Расставим знаки препинания.
— У кого гармонь, (1) ребята?
— Да она-то (2) здесь, (3) браток… —
На водителя стрелок.
— Так сыграть бы на дорожку?
— Да сыграть — оно не вред.
— В чём же дело? Чья гармошка?
— Чья была, того, (4) брат, (5) нет…
И сказал (6) уже (7) водитель
Вместо друга своего:
— Командир наш (8) был любитель…
Запятые выделяют обращения.
Ответ: 1345 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Стоит отметить (1) что внимание топографа почти целиком поглощено происходящим на уровне изменчивом, актуальном (2) состояние (3) которого (4) как раз и зависит от различных сиюминутных слагаемых (5) о чём говорилось выше.
Расставим знаки препинания.
[ Стоит отметить ], (1) (что внимание топографа почти целиком поглощено происходящим на уровне изменчивом, актуальном), (2) ( состояние (3) которого (4) как раз и зависит от различных сиюминутных слагаемых), (5) (о чём говорилось выше).
Запятая под номером 1 выделяют придаточное предложение «что внимание топографа почти целиком поглощено происходящим на уровне изменчивом, актуальном».
Запятая под номером 2 выделяет придаточное предложение «состояние которого как раз и зависит от различных сиюминутных слагаемых». Запятая под номером 5 выделяет придаточное предложение «о чём говорилось выше».
Ответ: 125 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Лучше было (1) когда никто не нарушал новой жизни Стрельцова (2) и (3) если бы кто-нибудь вдруг спросил его (4) как он живёт (5) он растерялся бы и не знал (6) что ответить.
Расставим знаки препинания.
[Лучше было ], (1) (когда никто не нарушал новой жизни Стрельцова), (2) [и, (3) (если бы кто-нибудь вдруг спросил его), (4) (как он живёт ), (5) он растерялся бы и не знал ], (6) (что ответить ).
1) запятые выделяют придаточное предложение «когда никто не нарушал новой жизни Стрельцова»;
2) запятая одновременно оказывается на границе двух частей, связанных сочинительной связью: «Лучше было» И «он растерялся бы и не знал»; второе предложение является при этом центром смыслового блока, представляющего собой сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными;
3) и 4) запятые выделяют придаточное предложение «если бы кто-нибудь вдруг спросил его»;
4) и 5) запятые выделяют придаточное предложение «как он живёт»;
6) запятая выделяет придаточное «что ответить».
Ответ: 123456 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Маленькая княгиня поднялась с кресла позвала горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение.
2) В крупной листве каштанов стояли белые шишки цветов и их аромат мешался с запахом росы и смолы.
3) Средства жизни казаков составляют виноградные и фруктовые сады и бахчи с арбузами и тыквами.
4) Откуда-то раздаётся тревожный крик неуснувшей птицы или слышится неопределённый звук.
5) Ветер веет в пустынных полях да тень от кочующих туч бежит перекатывается по жухлым травам.
Расставим знаки препинания:
2) [В крупной листве каштанов стояли белые шишки цветов], и [их аромат мешался с запахом росы и смолы]. — Запятая между основами в сложносочинённом предложении.
4) [Откуда-то раздаётся тревожный крик неуснувшей птицы] или [ слышится неопределённый звук ]. — Запятые не нужны между основами, потому что есть общий второстепенный член — обстоятельство.
5) [ Ветер веет в пустынных полях], да [ тень от кочующих туч бежит, перекатывается по жухлым травам]. — Первая запятая между основами в сложносочинённом предложении. Вторая запятая между однородными сказуемыми.
Расставьте знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Только что покинувший свой костёр (1) охотник двигался вдоль реки и (2) рассматривая след медведя (3) направлялся к горам сквозь тонкий пар (4) полный странных видений.
Расставим знаки препинания:
Только что покинувший свой костёр (1) охотник двигался вдоль реки и, (2) рассматривая след медведя, (3) направлялся к горам сквозь тонкий пар, (4) полный странных видений.
1) запятая не нужна, т. к. причастный оборот «покинувший свой костёр» стоит перед определяемым словом «костер»;
2) и 3) запятые выделяют деепричастный оборот «рассматривая след медведя»;
4) запятая выделяет обособленное распространённое согласованное определение «полный странных видений», стоящее после определяемого существительного «пар».
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Прощай (1) письмо любви, прощай! Она велела.
Как долго (2) медлил я, как долго (3) не хотела
Рука предать огню все радости мои.
Но полно, час настал: гори (4) письмо любви.
Готов я; ничему (5) душа моя (6) не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет.
… Свершилось! Тёмные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют. Грудь моя (7) стеснилась. Пепел милый (8)
Отрада бедная в судьбе моей унылой (9)
Останься век со мной на горестной груди.
Расставим знаки препинания.
Прощай, (1) письмо любви, прощай! Она велела.
Как долго (2) медлил я, как долго (3) не хотела
Рука предать огню все радости мои.
Но полно, час настал: гори, (4) письмо любви.
Готов я; ничему (5) душа моя (6) не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет.
… Свершилось! Тёмные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют. Грудь моя (7) стеснилась. Пепел милый, (8)
Отрада бедная в судьбе моей унылой, (9)
Останься век со мной на горестной груди.
Запятые 1, 4, 8, 9 выделяют обращения.
Ответ: 1489 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Следует признать (1) что для того будущего (2) на пороге (3) которого (4) русская литература сегодня оказалась (5) она не очень хорошо подготовлена.
Расставим знаки препинания.
[ Следует признать ], (1) (что для того будущего, (2) (на пороге (3) которого (4) русская литература сегодня оказалась ), (5) она не очень хорошо подготовлена ).
Запятые под номером 2 и под номером 5 выделяет придаточное предложение «на пороге которого русская литература сегодня оказалась».
Ответ: 125 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Велосипедист уже подъезжал к темнеющим под полиэтиленовым навесом цветам (1) и (2) когда они оказались рядом с ним (3) то он невольно вдохнул горький и свежий запах роз и лилий (4) которого не любил (5) и (6) который напоминал ему о чём-то неприятном.
Расставим знаки препинания.
[ Велосипедист уже подъезжал к темнеющим под полиэтиленовым навесом цветам], (1) [и (2) (когда они оказались рядом с ним), (3) то он невольно вдохнул горький и свежий запах роз и лилий], (4) (которого не любил ) (5) и (6) ( который напоминал ему о чём-то неприятном).
1) запятая на границе частей, связанных сочинительной связью: «Велосипедист уже подъезжал к темнеющим под полиэтиленовым навесом цветам» И блока «когда они оказались рядом с ним, то он невольно вдохнул горький и свежий запах роз и лилий»;
2) запятая не нужна, потому что есть вторая часть союза — «то»;
3) запятая закрывает придаточное предложение «когда они оказались рядом с ним»;
4) запятая закрывает главную часть «то он невольно вдохнул горький и свежий запах роз и лилий» и одновременно открывает придаточную «которого не любил»;
5) и 6) запятые не нужны, т. к. имеем дело с однородным соподчинением придаточных, связанных одиночным союзом И: «которого не любил» И «который напоминал ему о чём-то неприятном».
Ответ: 134 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
Задание № 19 ЕГЭ- 2022 (тренажёр )
Данный тренажёр предназначен для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и включает в себя 72 задания на расстановку знаков препинания в сложноподчиненных предложениях
Просмотр содержимого документа
«Задание № 19 ЕГЭ- 2022 (тренажёр )»
1.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Стоит отметить (1) что мелкая асбестовая пыль (2) появления (3) которой (4) нельзя избежать при добыче и переработке асбеста (5) является чрезвычайно опасной для органов дыхания.
2.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Нам было бы интересно наметить спектр вопросов (1) решение (2) которых (3) невозможно без участия специалистов из разных научных областей (4) и дать возможность представителям этих областей ознакомиться с тем (5) что происходит в смежных сферах исследований познания.
3.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Следует признать (1) что для того будущего (2) на пороге (3) которого (4) русская литература сегодня оказалась (5) она не очень хорошо подготовлена.
4.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ощущение героизма русских воинов и смертельной тоски на картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» усиливается изображением широкого поля (1) среди густой травы (2) которого (3) видны поникшие полевые колокольчики и смятые васильки.
5.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Прибор (1) который (2) учёные назвали «браслетом дружбы» (3) сможет достаточно ярко выразить эмоции и чувства вашего партнёра (4) под действием (5) которых (6) браслет у вас на запястье будет нагреваться, изгибаться и вибрировать (7) так что обладатель такого устройства с помощью специальных датчиков почувствует даже самое лёгкое прикосновение.
6.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По радио назидательным тоном говорил о чём-то молодой господин (1) при звуках трескучего голоса (2) которого (3) Артём (4) чтобы посмеяться всласть (5) даже остановил работу.
7.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Солдаты в блестящих портупеях провели меня вверх по лестнице и длинному коридору к столу (1) возле (2) которого (3) трое дежурных в штатском зарегистрировали меня (4) и впустили через громадную дубовую дверь в зал с длинным столом и множеством стульев.
8.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Александр остановился здесь на несколько дней (1) чтобы дать некоторый отдых главной армии и подождать известий от других отрядов (2) действия (3) которых (4) были согласованы с действиями главной армии.
9.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С тех пор каждый раз (1) когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором (2) он без смеха не может вспомнить этот случай (3) невольными свидетелями которого (4) мы стали.
10.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Козетте не потребовалось много времени (1) чтобы (2) разобраться (3) что (4) к чему.
11.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
У Козетты (1) все оборвалось внутри (2) хотя с самого начала (3) она знала (4) что именно так все и кончится (5) что за этим она сюда шла.
12.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
«Папоротники в лесу» И.И. Шишкина исполнены с лёгкой живописной непринуждённостью (1) и свободой (2) в основе которой (3) лежит абсолютное знание художником всех форм растительного мира (4) поражающего своим разнообразием.
13.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Салтыков-Щедрин (1) острая сатира которого (2) не нравилась многим его современникам (3) считал (4) что колонизация азиатских народов приводила к распространению крепостного права на эти народы.
14.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей Боголюбский (1) скорбел об убитом врагами сыне (2) в память (3) о котором (4) он и построил храм Покрова на Нерли.
15.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сколько лет ни проходило бы между нашими встречами с Володькой (1) он оставался всё тем же улыбчивым толстячком (2) оптимизма и добродушия (3) у которого (4) с годами (5) несмотря на то что на его долю выпало немало трудностей (6) становилось только больше.
16.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Главная трудность учёного-первооткрывателя заключается как раз в том (1) что ему нужно увидеть вещь в новом качестве (2) чтобы в буквальном смысле слова «открыть» свойство (3) наличие (4) которого (5) не являлось до сих пор очевидным.
17.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Стоит отметить (1) что внимание топографа почти целиком поглощено происходящим на уровне изменчивом, актуальном (2) состояние (3) которого (4) как раз и зависит от различных сиюминутных слагаемых (5) о чём говорилось выше.
18.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда Андрей подошёл к дому (1) он обратил внимание на то (2) что его новый сосед стоит рядом с Раисой Сергеевной (3) и говорит ей что-то про новогоднюю ночь и прогулку на свежем воздухе (4) во время (5) которой (6) все сильно замёрзли.
19.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Все с участием спрашивали об её здоровье и слышали в ответ (1) что она занята необходимыми делами (2) по окончании (3) которых (4) непременно явится.
20.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Журналист начал рассказывать историю о том (1) как к известному экстрасенсу пришла немолодая женщина (2) сын (3) которой (4) пропал несколько лет назад (5) когда был ещё ребёнком.
21.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я не стал обращать внимания на тон моего хмурого соседа (1) в лице (2) которого (3) старался теперь видеть простого и незлого человека (4) и взял предложенные им чашку и хлеб.
22.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Были заложены основы единой религиозной системы (1) важной частью (2) которой (3) было развенчание языческих культов(4) которые были распространены среди населения.
23.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Создатели документального сериала «Голубая планета» (1) сделали новый фильм (2) невероятные по красоте пейзажи (3) которого (4) поражают воображение.
24.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В этом разнообразии (1) коренная причина (2) которого (3) заключается в бесконечных изменениях взаимодействия исторических сил (4) самое важное есть то (5) что элементы общежития в различных сочетаниях и положениях обнаруживают неодинаковые свойства и действия.
25.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда в 1807 году раненный в сражении под Гейльсбергом Батюшков (1) попал в Ригу (2) он поселился в доме мясоторговца Мюгеля (3) жена и дочь (4) которого выхаживали больного.
26.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Деревья (1) возле (2)которых (3) мы расположились (4) одиноко возвышались среди открытого поля (5) которое было засеяно рожью и гречихой.
27.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сертификат (1) для получения (2) которого (3) мне пришлось пройти двухгодичное обучение (4) впоследствии пригодился при устройстве на новую работу.
28.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Через несколько минут (1) в течение (2) которых (3) сановник успел заметить два раза (4) что он очень рад успеть к обеду (5) всё общество отправилось в столовую.
29.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда жара пошла на убыль(1) и (2)стало смеркаться(3) мы пошли на рыбалку.
30.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Только после того как Павел ещё раз открыл глаза (1) он вспомнил (2) что находится в своей квартире (3) что дети дома (4) потому что в школе каникулы (5) и что он в отпуске (6) до окончания (7) которого (8) осталась неделя.
31.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Бурный поток (1) в широком размахе (2) которого (3) ничто не напоминало обычно тихую и спокойную речушку (4) стал неприятным сюрпризом для путешественников.
32.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В маленьких городках Шотландии (1) вереск используется в производстве верескового эля (2) первые упоминания (3) о котором (4) датируются вторым веком до нашей эры.
33.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.
34.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Предъявленный на проходной документ (1) на первой странице (2) которого (3) красовалась размашистая подпись директора конструкторского бюро (4) позволил нам без проволочки миновать охрану.
35.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мы видели (1) что борьба между старым и новым шла уже давно (2) и давно уже (3) она приняла такой характер (4) который не мог содействовать смягчению нравов.
36.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В детстве (1) главным сокровищем в нашей квартире был для меня книжный шкаф (2) содержимое (3) которого (4) властно притягивало меня.
37.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Люди (1) благодаря доброте и отзывчивости (2) которых (3) удалось собрать средства на строительство в посёлке новой школы (4) были приглашены на её торжественное открытие.
38.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мука эта продолжалась до начала первого часа дня (1) когда Никанор Иванович просто сбежал из своей квартиры в помещение управления у ворот (2) но когда увидел он (3) что и там его подкарауливают (4) убежал и оттуда.
39.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Устройство народных чтений (1) во время (2) которых преподаватели показывали картинки (3) с помощью «волшебного фонаря» (4) было основной формой внешкольной работы сельских учителей дореволюционной России.
40.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
До самого горизонта (1) сколько ни вглядывайся (2) одна вода (3) посреди которой (4) кое-где возвышаются кусочки суши.
41.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьёзно петь (1) и (2) в особенности (3) оттого (4) что Денисов восторгался её пением.
42.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе под тенью густого серебристого тополя и держали в руках удочки (1) ржавые крючки (2) которых (3) были опущены (4) в огромную бадью с загнившей водой.
43.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Первым движением Юры (1) когда он слез с подоконника (2) было желание одеться и бежать на улицу (3) чтобы что-то (4) предпринять.
44.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однажды (1) когда гудящий ветер уносил шапки (2) и (3) прятались птицы (4) рухнула стоящая на краю поляны старая ель.
45.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на всё (1) что тут было (2) прочёл бы только желание (3) кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий (4)лишь бы отделаться от них.
46.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Экономические параметры работы предприятия (1) при изменении (2) которых (3) автоматически корректируется и заработная плата (4) должны быть заранее согласованы с профсоюзом.
47.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С самого раннего возраста (1) А. Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.
48.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны (1) внутренняя отделка (2) которого (3) изготовлена из осины или берёзы.
49.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Фёдор понял (1) что заблудился в незнакомом городе (2) и пошёл наугад туда (3) где виднелся купол собора.
50.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Лес (1) огромные деревья которого (2) смыкались вверху (3) и не пропускали солнечных лучей (4) тянулся на многие километры.
51.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В настоящее время рассматривается возможность использования айсбергов Антарктики для получения пресной воды (1) дефицит (2) которой (3) вскоре может охватить две трети жителей Земли.
52.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму.
53.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Валерий Петрович (1) к мнению (2) которого (3) прислушивались почти все сотрудники отдела (4) посоветовал нам отказаться от досрочных испытаний разрабатываемого устройства.
54.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По внешнему виду Спирьки (1) в воспаленном сознании (2) которого уже созрел план мести (3) Сергей мог догадаться (4) о предстоящем выстреле.
55.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Солнце осветило ещё по-утреннему зыбкие массивы гор (1) красоту (2) которых (3) бессильно выразить человеческое слово.
56.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Горький говорил о Чехове (1) что это такой писатель (2) одного слова (3) которого достаточно (4) чтобы создать образ (5) и одной фразы (6) чтобы сотворить дивный рассказ.
57.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени.
58.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится подразделение стран (3) на развитые и развивающиеся.
59.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он был назначен начальником той самой комиссии (1) о создании (2) которой (3) он так хлопотал в мирное время (4) и теперь разрывался на части (5) потому что (6) поток раненых был огромным.
60.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.
61.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В тайге (1) растут берёзы (2) стволы (3) которых (4) имеют большие наросты.
62.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
63.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В состоянии внезапного озарения он поглядел на Курта (1) ибо только в эту кратчайшую секунду восстановил в уме все недостающие звенья той огромной цепи причин и событий (2) в начале (3) которой (4) стоял приход садовника Курта на виллу и в конце – разговор с Войциком.
64.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Художественная деталь постепенно становится символом (1) появление (2) которого (3) в тексте романа (4) отмечает существенные для понимания авторского замысла эпизоды.
65.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Тренер распределил участников соревнований в команды (1) каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и ещё раз напомнил правила игры.
66.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси.
67.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Природа была важной частью той «живой правды жизни» (1) запечатлевать (2) которую (3) поставили своей целью (4) пейзажисты-передвижники.
68.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.
69.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3) издаются звуки (4) падающих дождевых капель.
70.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Соседка (1) в присутствии (2) которой (3) составлялась опись (4) подтвердила (5) что в квартире постоянно никто не проживает.
71.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В русской литературе (1) начало (2) которой исчисляется (3) со второй половины X века (4) сформировалось представление о единстве мира и его истории.
72.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сейчас капитан Брянов верил (1) что перед Россией едва ли не впервые в истории поставлена воистину благороднейшая задача (2) решение (3) которой (4) зависит уже не от воли всевластного повелителя.