Следователь мвд и следователь ск в чем разница
Следователь
В средствах массовой информации, художественной литературе и сценариях кинофильмов довольно часто путают понятия современного оперуполномоченного и следователя. В этом нет ничего удивительного. Обоих редко увидишь в милицейской форме, оба раскрывают преступления и допрашивают участников уголовного процесса, оба заполняют процессуальные документы. Тем не менее, между ними есть очень существенная разница. Оперуполномоченный уголовного розыска имеет специальное звание, например, капитан полиции, а следователь имеет другое специальное звание, например, капитан, но уже юстиции. Слово “юстиция” латинского происхождения, в переводе означает “справедливость”, “законность”. Этот термин обозначает всю совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия.
Статья 38 УПК РФ гласит: следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа. Следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производства отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Такие поручения следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными.
Следователь вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 91 УПК РФ. Следователь в пределах предоставляемых ему полномочий в соответствии со ст. 97 УПК РФ вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый скроется от предварительного следствия и суда, может продолжить заниматься преступной деятельностью, может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
В соответствии со ст. 158 УПК РФ следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.
Профессия следователя не из легких. Помимо высшего юридического образования она требует усидчивости, выносливости, терпения, умения грамотно и четко формулировать вопросы, выводы, вытекающие из показаний участников уголовного процесса. Это не просто профессия, это призвание, т. к. здесь необходимы интуиция, жизненный опыт, аналитическое мышление.
И.В. Трунова, следователь СО МО МВД России «Юргамышский»
На наши вопросы об обучении следователей ответили в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя
Продолжая разговор о юридических профессиях, мы узнали у представителей кафедр предварительного расследования, криминалистики, уголовного процесса МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя о том, какую подготовку проходят будущие следователи, в чем заключается отличие программы обучения следователей от программ обучения в других юридических вузах, а также каково предназначение профессии следователь и какими знаниями и навыками должен обладать сотрудник следственных органов.
КонсультантПлюс: Ранее следствием по различным делам занимались и милиция, и прокуратура. В 2010 г. Следственный комитет был отделен от прокуратуры. Как сейчас взаимодействуют эти две структуры? Какое место занимает полиция в этой деятельности?
Полное и качественное раскрытие и расследование преступлений возможно только при всестороннем и активном взаимодействии всех подразделений и служб правоохранительных органов. В процессе реализации указанной деятельности должно обеспечиваться соблюдение законных прав и интересов человека и гражданина в Российской Федерации. Именно это обстоятельство обусловило разграничение полномочий органов правоохранительной системы.
Органы прокуратуры осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Одним из направлений этой деятельности является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Таким образом, Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за процессуальной деятельностью следователей Следственного комитета. Иными словами, органы прокуратуры и Следственный комитет совместными усилиями осуществляют борьбу с преступностью.
Не менее важное место в системе расследования преступлений занимает следственный аппарат органов внутренних дел, следователи которого расследуют подавляющее большинство уголовных дел. Для повышения эффективности борьбы с преступностью на помощь следственным подразделениям приходит полиция, в которой созданы и успешно функционируют различные подразделения и службы. Согласно федеральному законодательству, на полицию, наряду с выявлением, раскрытием и расследованием преступлений, возложены функции по розыску лиц, скрывшихся от следствия и суда, государственной защите участников уголовного процесса, осуществлению экспертно-криминалистической деятельности (ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).
Таким образом, полиция занимает одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью.
КонсультантПлюс: Произошли ли в связи изменением структуры следственных органов какие-то изменения в программе обучения следователей?
Любые изменения, происходящие в структуре правоохранительной системы, обусловливают необходимость адекватного изменения условий подготовки кадров для соответствующих подразделений и служб, входящих в ее состав.
Именно поэтому в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя созданы факультеты, готовящие кадры для полиции. Помимо факультета подготовки следователей в университете имеются факультеты подготовки дознавателей, подготовки оперативных сотрудников полиции, подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка, факультет экономической безопасности, экспертно-криминалистический факультет и др.
С учетом структурных изменений, в процессе подготовки профессиональных кадров правоохранительных органов появляется необходимость корректировки учебного материала, особенно специализированными кафедрами: уголовного процесса, уголовного права, криминалистики, предварительного расследования и другими, формирующими основу тех знаний, умений и навыков, которые необходимы каждому следователю и дознавателю. Особый упор на кафедрах делается в сторону практической основы преподаваемых дисциплин. В ходе проведения лекционных, семинарских и практических занятий преподаватели стремятся не только преподнести учебный материал в соответствии со стандартами образования нового поколения, но и передать свой личный практический опыт, полученный в ходе прохождения службы в различных подразделениях правоохранительных органов. Преподаватели постоянно повышают свою квалификацию, проходя стажировки в органах. Кроме этого, на кафедрах успешно применяется проведение занятий с участием действующих работников, имеющих большой опыт.
Проведение в учебных группах специально разработанных деловых игр, которые сопровождаются составлением обучающимися макетов процессуальных документов, а по окончании изучения блока тем о досудебном производстве проводятся комплексные учения, максимально приближенные к реальной практической деятельности.
Также предусмотрены спецкурсы, преддипломная стажировка и подготовка выпускной квалификационной (дипломной) работы, нацеленные на совершенствование знаний, умений и навыков по организации и производству расследования преступлений в новых условиях.
КонсультантПлюс: Университет МВД с 1992 г. готовит кадры для следственных подразделений. Означает ли, что молодые люди, завершившие обучение в университете, имеют все шансы получить работу в следственных органах? Какой процент ваших выпускников работает по специальности? Какие функциональные обязанности обычно возлагаются на молодых специалистов в органах следствия?
По окончании обучения в Московском университете МВД России на факультете подготовки следователей слушатели работают в следственных подразделениях системы МВД России. Распределение по территориальным округам осуществляется в соответствии с тем комплектующим органом, который направлял на обучение данного слушателя.
Практически 100% выпускников работают первые 5 лет по профилю специальности, то есть в следственных подразделениях. Функции следователя возлагаются на молодых специалистов в полном объеме. Иными словами, в должности следователя молодые специалисты самостоятельно расследуют преступления, проводят следственные и иные процессуальные действия, руководствуясь при этом нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Другое дело, что молодым специалистам до 1 года работы поручается, как правило, расследование несложных преступлений. Кроме того, за молодыми сотрудниками закрепляются наставники из числа наиболее опытных следователей.
КонсультантПлюс: Каким, по вашему мнению, должен быть работник органов следствия, какими обладать знаниями, навыками, качествами?
В этом ФГОС ВПО закреплена совокупность обязательных требований к выпускникам, которые складываются из набора определенных знаний, умений, навыков.
В свою очередь, реализация указанных требований позволяет сформировать у выпускника ряд компетенций общего и специального значения, необходимых в работе следователя. Например, выпускник должен обладать способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета, проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры и т.д.
Специальные или профессиональные компетенции призваны показать готовность выпускника к профессиональной деятельности следователя. Среди таких компетенций можно выделить следующие: способность анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения, применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений и многое другое.
Что касается качеств следователя, то их набор традиционен: соблюдение требований законности при осуществлении деятельности, сочетание теоретических знаний и практических навыков, умение руководить коллективом при раскрытии и расследовании преступлений, честность, порядочность, принципиальность.
КонсультантПлюс: Расскажите, как проходит обучение будущих следователей? Есть ли отличие от программ других юридических вузов? На какие дисциплины делается особый упор? Как психологически готовят студентов к этой сложной профессии?
ООП служит основой для разработки программ различных учебных дисциплин. Освоение курсантами (слушателями) этих программ позволяет сформировать наборы компетенций, предусмотренные ФГОС ВПО.
На первом и втором годах обучения, в основном, осваиваются общетеоретические дисциплины, характерные для высшего юридического образования. Тем не менее практически все они имеют уклон в сторону подготовки будущего следователя. На старших курсах преподаются, в основном, дисциплины профессионального цикла, нацеленные на приобретение профессиональных компетенций.
Конечно же, программы подготовки будущих следователей, реализуемые в учреждениях высшего профессионального образования системы МВД России, отличаются от программ вузов, не относящихся к правоохранительным органам или Министерству обороны России. Это отличие заключается, в основном, в реализации в специальных вузах уголовно-правовой специализации подготовки специалистов. В иных вузах (гражданских) реализуются, как правило, иные специализации ФГОС ВПО: гражданско-правовая, международно-правовая и т.п. Кроме того, подавляющее большинство таких вузов реализует программы не специалитета, а бакалавриата.
КонсультантПлюс: На каком курсе начинается специализация? Обязательным ли для студентов является прохождение практики в следственных органах? В чем она заключается?
Специализация для курсантов начинается на 3 курсе. Учебные планы предусматривают уже в 6 семестре изучение дисциплин специализации, например, учебной дисциплины «Предварительное следствие в ОВД», а также прохождение ознакомительной практики в органах предварительного следствия системы ОВД. Прохождение практики в практических подразделениях является обязательным элементом учебного процесса. Для ее прохождения разработаны специальные программы, которые предусматривают: ознакомление со структурой территориальных органов предварительного следствия, изучение рабочего места следователя, его функциональных обязанностей, условий реализации участниками уголовного судопроизводства своих прав и обязанностей, изучение правоотношений, складывающихся между следователем и руководителем следственного органа, следователем и прокурором, судьей и иными участниками уголовного судопроизводства, происходит ознакомление с процессуальными документами. На 5 курсе обучения слушатели проходят стажировку в практических подразделениях органов предварительного следствия, где в должности стажера-следователя участвуют в производстве следственных и процессуальных действий, выезжают вместе со следователем-наставником в составе следственно-оперативных групп на место происшествия, готовят проекты различных процессуальных и иных организационных документов, необходимых в ходе расследования.
КонсультантПлюс: В каких сферах, кроме следственной работы, ваши студенты могут реализоваться (приведите, пожалуйста, примеры)?
Помимо следственной работы наши слушатели могут реализовать себя в различных службах системы ОВД (например, в должности дознавателя, инспектора по делам несовершеннолетних, участкового уполномоченного и др.). За пределами системы ОВД слушатели могут реализовать себя по юридической специальности: в качестве юриста, мирового или федерального судьи, в адвокатской деятельности (естественно, после прохождения определенных процедур, установленных законодательством для получения права на занятие конкретными видами деятельности).
КонсультантПлюс: Обучаете ли вы студентов работе со справочными правовыми системами? В чем видите пользу таких систем для будущих следователей?
В процессе реализации профессиональной деятельности юристам важно своевременно оперировать правовой и справочной информацией, которая подвержена постоянным изменениям. Формирование специальных справочных правовых систем способствует повышению эффективности работы следователя. В процессе обучения в университете курсанты и слушатели получают навыки использования и применения различных справочных правовых систем, в которых содержится обобщенная правовая информация государства, в которую входят тексты указов, положений, распоряжений и решений всех государственных органов управления. Кроме этого, справочно-правовые системы содержат массив консультационного материала правовой сферы, а также множество типовых форм различных документов.
В университете осуществляется обучение курсантов и слушателей навыкам использования справочных правовых систем в процессе обучения, а также в дальнейшей практической деятельности.
Информация, размещенная в системах, дает возможность курсантам и слушателям качественно готовиться к занятиям, использовать ее при написании курсовых работ, рефератов, выпускных квалификационных работ, а также для подготовки выступлений и докладов на научных конференциях.
Всем студентам юридических вузов хочется пожелать глубокого изучения основ юридических дисциплин, формирования своей правовой позиции по актуальным проблемам юридической науки, способности отстаивать свои научные интересы перед оппонентами. Работа следователя предусматривает общение с людьми, что обусловливает необходимость выработки у студентов навыков общения в рамках уважения чести и достоинства, соблюдения законных прав и интересов граждан.
Все это, а также постоянное самосовершенствование, поддержание высокого личного профессионального уровня, доброжелательные отношения с коллегами способствует достижению высоких результатов и успехов в карьере.
Материал подготовлен Отделом информации и общественных связей Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя
Должностная инструкция следователя МВД
Должностная инструкция следователя МВД создается для регламентации основных параметров профессиональной деятельности сотрудника. Согласно Приказу МВД №50 от 01.02.2018 года она включает четыре обязательных раздела, содержание которых определяется руководителем конкретного подразделения, где служит следователь, в соответствии с действующими нормами делопроизводства.
Образец должностной инструкции следователя МВД
1. Общие положения
2. Обязанности
На следователя МВД возложены следующие функции:
3. Ответственность
Следователь МВД несет ответственность в следующих ситуациях:
4. Права
Следователь МВД владеет нижеперечисленным комплексом прав:
Параметры составления документа
Порядок разработки инструкций для своих сотрудников определен в Приказе МВД от 01.02.2018 года №50. В пунктах 174-184 в разделе IX содержатся основные характеристики, которым должна соответствовать инструкция служащих МВД. Согласно этим пунктам документ должен включать 4 обязательных части:
Базовые требования к содержанию данных разделов также прописаны в этом нормативном акте. Любые инструкции, используемые в подразделениях МВД, должны составляться с учетом положений данного Приказа и соответствующих разделов ФЗ «О полиции».
Общие положения
Данный раздел содержит характеристику базовых параметров деятельности сотрудника. В нем должны присутствовать:
Внимание! Поскольку объем раздела не всегда способен вместить перечень характеристик, в нем можно сослаться на соответствующие внутренние документы, доступные сотруднику (график дежурств и пр.).
Обязанности
В этой части находится исчерпывающий список должностных функций сотрудника. В некоторых подразделениях они могут отличаться, в зависимости от их региональных и профильных особенностей, но основная часть остается неизменной. Прописываются:
Внимание! При написании раздела можно ориентироваться на профстандарт 09.001, описывающий характеристики следователя-криминалиста. Он был утвержден Минтрудом 07.04.2015 года.
Ответственность
В разделе перечисляют случаи, когда специалиста могут привлечь к ответственности. Она может носить административный, дисциплинарный и, в отдельных случаях, уголовный характер. Поскольку степень наказания и мера вины работника определяется в процессе административных и судебных разбирательств, то их подробное рассмотрение со всеми нюансами выходит за рамки инструкции. Это приводит к тому, что раздел имеет небольшой объем и общий формат.
Права
Права следователя основываются на статьях УПК, в первую очередь на статье 38. В них обозначены границы его должностных полномочий и возможностей. Помимо них, следователь обладает правами, гарантированными всем сотрудникам в статье 21 ТК.
Должностные инструкции утверждаются на основе определенного стандарта:
После окончания согласования инструкции с ней знакомится сам сотрудник. Это происходит в присутствии непосредственного руководителя; сотрудник должен поставить свою подпись, соглашаясь с содержимым документа.
Внимание! В пункте 183 раздела IX Приказа МВД от 01.02.2018 года №50 содержится указание на составление должностной инструкции в двух экземплярах. Один из них передается служащему, другой — остается в соответствующем подразделении МВД.
Следователь мвд и следователь ск в чем разница
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
2. Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Следователь мвд и следователь ск в чем разница
УПК РФ Статья 151. Подследственность
1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.
2. Предварительное следствие производится:
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 257-ФЗ, от 07.11.2011 N 304-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 29.02.2012 N 14-ФЗ, от 20.07.2012 N 121-ФЗ, от 28.07.2012 N 141-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.07.2013 N 150-ФЗ, от 02.07.2013 N 186-ФЗ, от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 28.12.2013 N 380-ФЗ, от 05.05.2014 N 128-ФЗ, от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 28.06.2014 N 179-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ, от 21.07.2014 N 258-ФЗ, от 31.12.2014 N 532-ФЗ, от 23.05.2015 N 129-ФЗ, от 23.06.2016 N 199-ФЗ, от 03.07.2016 N 324-ФЗ, от 06.07.2016 N 375-ФЗ, от 19.12.2016 N 436-ФЗ, от 07.06.2017 N 120-ФЗ, от 29.07.2017 N 250-ФЗ, от 29.12.2017 N 469-ФЗ, от 23.04.2018 N 99-ФЗ, от 23.04.2018 N 114-ФЗ, от 27.06.2018 N 157-ФЗ, от 29.07.2018 N 229-ФЗ, от 27.12.2018 N 520-ФЗ, от 27.12.2018 N 530-ФЗ, от 27.12.2019 N 500-ФЗ, от 01.04.2020 N 100-ФЗ, от 07.04.2020 N 112-ФЗ, от 27.10.2020 N 352-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 03.07.2016 N 329-ФЗ, от 24.03.2021 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;
(пп. «г» введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
д) о преступлениях, предусмотренных статьями 125, 151 и 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае их выявления следователями Следственного комитета Российской Федерации в ходе расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных подпунктом «г» настоящего пункта, а также о преступлениях, предусмотренных статьей 150 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае их выявления следователями Следственного комитета Российской Федерации в ходе расследования уголовных дел, переданных прокурором в порядке, предусмотренном пунктом 12 части второй статьи 37 настоящего Кодекса;
(пп. «д» введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 285-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 103-ФЗ, от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 21.07.2011 N 257-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 12.11.2012 N 190-ФЗ, от 30.12.2012 N 312-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 30.12.2015 N 441-ФЗ, от 06.07.2016 N 375-ФЗ, от 26.07.2017 N 194-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 31.10.2002 N 133-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 30.12.2006 N 283-ФЗ, от 06.06.2007 N 90-ФЗ, от 29.12.2009 N 383-ФЗ, от 07.04.2010 N 60-ФЗ, от 01.07.2010 N 147-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 03.06.2011 N 119-ФЗ, от 21.07.2011 N 257-ФЗ, от 07.12.2011 N 419-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 01.03.2012 N 18-ФЗ, от 28.07.2012 N 142-ФЗ, от 29.11.2012 N 207-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 21.12.2013 N 365-ФЗ, от 05.05.2014 N 98-ФЗ, от 05.05.2014 N 105-ФЗ, от 21.07.2014 N 258-ФЗ, от 21.07.2014 N 277-ФЗ, от 24.11.2014 N 370-ФЗ, от 31.12.2014 N 530-ФЗ, от 30.03.2016 N 78-ФЗ, от 01.05.2016 N 139-ФЗ, от 23.06.2016 N 199-ФЗ, от 03.07.2016 N 323-ФЗ, от 03.07.2016 N 325-ФЗ от 03.07.2016 N 329-ФЗ, от 22.11.2016 N 392-ФЗ, от 19.12.2016 N 436-ФЗ, от 03.04.2017 N 60-ФЗ, от 26.07.2017 N 203-ФЗ, от 20.12.2017 N 412-ФЗ, от 31.12.2017 N 501-ФЗ, от 29.07.2018 N 229-ФЗ, от 01.04.2019 N 46-ФЗ, от 26.07.2019 N 206-ФЗ, от 26.07.2019 N 209-ФЗ, от 27.12.2019 N 500-ФЗ, от 18.02.2020 N 25-ФЗ, от 01.04.2020 N 100-ФЗ, от 15.10.2020 N 328-ФЗ, от 24.02.2021 N 25-ФЗ, от 01.07.2021 N 281-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Дознание производится:
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 06.06.2007 N 90-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 3 в ред. Федерального закона от 15.10.2020 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.11.2007 N 272-ФЗ, от 14.03.2009 N 38-ФЗ, от 24.03.2021 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 6 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 58-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 03.07.2006 N 97-ФЗ, от 28.07.2012 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 7 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 58-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 9 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ; в ред. Федерального закона от 15.10.2020 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215.4 частью второй пунктом «б», 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.
(в ред. Федеральных законов от 12.11.2012 N 190-ФЗ, от 30.12.2015 N 441-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных пунктом 2 части второй и частью пятой настоящей статьи, выявленных органами федеральной службы безопасности, в совершении которых обвиняются сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации, предварительное следствие может производиться следователями органов федеральной службы безопасности.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 24.03.2021 N 49-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 03.07.2006 N 98-ФЗ, от 30.10.2009 N 241-ФЗ, от 07.04.2010 N 60-ФЗ, от 01.07.2010 N 147-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 07.12.2011 N 419-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 01.03.2012 N 18-ФЗ, от 20.07.2012 N 121-ФЗ, от 29.11.2012 N 207-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 21.12.2013 N 365-ФЗ, от 05.05.2014 N 98-ФЗ, от 28.06.2014 N 179-ФЗ, от 24.11.2014 N 370-ФЗ, от 31.12.2014 N 530-ФЗ, от 03.02.2015 N 7-ФЗ, от 23.05.2015 N 129-ФЗ, от 13.07.2015 N 265-ФЗ, от 30.12.2015 N 441-ФЗ, от 30.03.2016 N 78-ФЗ, от 03.07.2016 N 323-ФЗ, от 03.07.2016 N 325-ФЗ, от 03.07.2016 N 329-ФЗ, от 26.07.2017 N 194-ФЗ, от 29.12.2017 N 469-ФЗ, от 31.12.2017 N 501-ФЗ, от 01.04.2019 N 46-ФЗ, от 26.07.2019 N 209-ФЗ, от 27.12.2019 N 500-ФЗ, от 01.07.2021 N 281-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 13.07.2015 N 265-ФЗ, от 06.07.2016 N 375-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.
8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.
(часть восьмая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)