Скандинавский нуар что это такое
Холодная кровь
Скандинавский нуар в последний десяток лет стал настоящим феноменом, и мода на него даже не думает уходить в прошлое
Почему скандинавский нуар, принятый критиками, зрителями и читателями термин, объединяющий криминальные и политические драмы, вообще считается чем-то особенным, ведь, по сути, это тот же детектив с понятным разделением героев на следователей, подозреваемых и убийц? Пожалуй, решающим фактором необычной, даже несколько «грязной» популярности скандинавских сериалов и книг детективного жанра стал заметный контраст между реальностью и вымыслом – Север Европы традиционно считается регионом, относительно спокойным в криминальном отношении, убийства местной полицией пересчитываются буквально по пальцам, а случающиеся трагедии становятся центром внимания общественности, но в книгах, на ТВ и киноэкране авторы из Скандинавии позволяют себе ужасы столь шокирующие, что от них мурашки бегут по коже даже у прожженных циников. При этом, однако, детективные произведения остаются реалистичными и очень живыми – визитными карточками скандинавских сериалов, например, давно стали персонажи, а не обстоятельства, в которых они оказываются. Зрители и читатели следят за людьми, а не за кровавым следом.
Именно на этом месте стоит сделать отступление в прошлое и попробовать найти истоки популярности детективного жанра в самих скандинавских странах. Далекое прошлое северных регионов составляли древнеисландские саги – эпические произведения, в которых суровые условия жизни и скромный уклад были помножены на грандиозные битвы, захватывающие путешествия и борьбу за любовь. Был у саг и один любопытный прием, который редко использовался в древних произведениях других народов: компактность общин скандинавов заставляла их с пониманием относиться к стремлениям и целям каждого члена общества, а потому часто легенды Севера читаются как протоколы заседаний суда, слово в них предоставляется всем сторонам, дела рассматриваются с многих точек зрения, и читатель получает объемную увлекательную картинку, где нет черного и белого, а присутствует множество оттенков.
Такая объективность, которую многие принимают за северную холодность и безразличие, пестовалась в Скандинавии и на протяжении многих последующих лет – сами условия жизни и труда на неприветливых равнинах Исландии, в болотах Суоми или фьордах Норвегии не располагают к приливу пышных чувств, но требуют сосредоточенности и рассудительности в каждом своем шаге. Даже романтические или драматические произведения северных писателей прошлых веков редко превращаются в светлую сказку, мед-пиво пил и пир горой – это не по северян, им привычнее предсказуемость и очевидный жизненный уклад, в котором нет места спонтанным решениям и эмоциональным поступкам.
Кадр из фильма «Снеговик»
К счастью, разумные и хладнокровные скандинавы предпочитают подобный вызов обществу бросать все-таки не в реальности, а на страницах книг и экранах – детективный жанр стал своего рода отдушиной для тех, кому в обыденности не хватает остроты, а собственные фантазии порой пугают. Рациональный Север купирует напряжение тем, что стравливает пар в свисток теми способами, которые вредят обществу менее всего, сводя жестокие убийственные наклонности к схеме «украл-выпил-в тюрьму» или даже скорее «убил-попался-получил наказание». И зародился северный детектив, конечно, не в 2000-х, с появлением на прилавках книг Стига Ларссона о Лисбет Саландер, криминальные произведения появляются у скандинавских авторов на протяжении полутора столетий, просто раньше остальному миру были интереснее джентльменские интеллектуальные поединки Шерлока Холмса, страсть к театральности Эркюля Пуаро или размеренные размышления респектабельной мисс Марпл.
Своей порции внимания авторы из Швеции и Норвегии действительно добились с наступлением миллениума, но зато накопленные силы и особый колорит позволили скандинавам заметно изменить детективный ландшафт. Прежде всего, мир полюбил новых героев, полицейских, следователей, частных детективов из книг и сериалов, которых нельзя назвать однозначно положительными персонажами. Вспомните того же алкоголика Харри Холе из «Снеговика», трудоголичку, забывшую о семье, Сару Лунд из «Убийства», социопатку Лисбет Саландер из трилогии Ларссона или неприспособленную к обществу Сагу Норен из «Моста». Страшно далеки они от рафинированных героев английской литературы и кино или даже персонажей американского нуара, чья жизнь редко выходит за границы конкретного дела. Здесь же перед читателем и зрителем расцветают пышным цветом неврозы и патологии, конфликты и неустроенность, депрессия и неудовлетворенность жизнью. Герои в скандинавском нуаре часто нуждаются в помощи не меньшей, чем те, кто стоит на краю преступления.
Кадр из фильма «Снеговик»
Интересны и сами криминальные происшествия, расследуемые героями скандинавских детективов. Очень часто авторы книг, фильмов и сериалов используют нестандартные для американской модели мотивы и предпосылки для ужасных преступлений. Конечно, ревность, зависть, желание обладать и на Севере Европы остаются теми же чувствами, что и в остальном мире, но скандинавы предпочитают рыть глубже – подоплекой убийств может быть ненависть к мигрантам и запретное увлечение нацистскими идеями, желание расплаты за сломанную жизнь или отречение родителей от ребенка, политическая конкуренция и религиозность. Практически повсеместно в детективах норвежцев, шведов и датчан возникают преступные мотивы, направленные не на отдельного человека, а на целые институты, страты, субкультуры, на общественный уклад.
Это еще один важный феномен скандинавских кино и литературы – острая социальная направленность и даже определенный конфликт с государством. Герои книг и сериалов северных авторов смело бросают вызов госинститутам, ничуть не страшатся выступать против политиков и чиновников. Казалось бы, социально ориентированные Швеция и Норвегия, практически социалистическая Исландия и «хипповая» Дания должны служить примером для остальных государств и быть раем для своих граждан, но на деле именно здесь принято за любую промашку смело выходить с критикой и считать себя вправе указывать на недочеты, требуя их исправления. Многим государствам до подобного самосознания свих резидентов еще идти и идти, а сериалы «Мост», «Модус операнди», «Правительство» или серия фильмов об «Отделе Q» без малейшего смущения смешивают политику и криминал, чиновников и убийц.
К счастью, очевидность многих приемов и понятность методов скандинавского нуара пока плохо воспроизводятся вне мест своего «постоянного обитания» – при всей своей популярности адаптации северные телехиты поддаются плохо. Разве что американское «Убийство» с Мирей Инос и британского «Валландера» с Кеннетом Браной стоит похвалить, остальные попытки, включая российское «Преступление» или англо-французский «Тоннель», увы, не стоят даже финальных титров оригинала. Да и на большом экране изобилия голливудских адаптаций скандинавской прозы не наблюдается – Финчер со своей «Девушкой с татуировкой дракона», кажется, барьеры снес, но за ним никто не последовал.
Кадр из фильма «Снеговик»
Выходящий на российские экраны «Снеговик» в Штатах признан провалом – не помогли ленте о детективе Холе ни шведский режиссер, ни Майкл Фассбендер в главной роли, ни увлекательная основа, однако это совсем не означает, что звезда скандинавского нуара закатывается. Наоборот, интерес к кино и телевидению северных стран только растет, актеры обрастают армиями фанатов, их привлекают к международным проектам, энтузиасты-любители не устают заниматься переводами, а профессионалы снимают новые адаптации (в скором времени нас ждет российский «Мост» с Михаилом Пореченковым и Ингеборгой Дапкунайте). Больше того, сами страны Северной Европы ощутили прилив сил – Балтасар Кормакур в Исландии строит большую киностудию, Норвегия и Швеция снимают проекты в содружестве с другими европейскими странами, в Дании стали заметно больше снимать полный метр, который оказывается интересен зрителям и за пределами страны. Своя индустрия имеется и у финнов – их сериалы менее известны, но они существуют и ждут своей очереди в списках обязательного к просмотру.
Поэтому, если до сих пор вы не доверяете никаким сериалам, кроме проверенных американских или, наоборот, отечественных, отвлекитесь от привычного расклада «хорошие-плохие» и «наши-не наши» – скандинавский нуар, а следом и скандинавские драмы, комедии и романтика дадут вам заряд новых ощущений. Не все окажется вам по душе, к чему-то придется привыкнуть, под что-то подстроиться, но даже в самом худшем случае вас ожидает море увлекательных историй, а в лучшем – горячая любовь к холодной северной крови. К феномену, который на наших глазах родился и расцвел ярким цветком прямо на безжизненных просторах Севера.
Скандинавский нуар
Похоже, английской и американской классике детектива придётся потесниться на мировой книжной и кино-арене. В последнее время в моду прочно вошли произведения, изданные и снятые в жанре скандинавского нуара (nordic noir). Почему же скандинавские детективы пользуются такой популярностью у читателей и зрителей по всему миру?
Н ачать стоит с истоков скандинавского мировоззрения. Скандинавы научились рассказывать суровые истории ещё в стародавние времена. Эта традиция восходит к глубокой древности, языческой культуре местности, заключённой в древнеисландских сагах. Складывавшиеся на протяжении столетий саги создавались людьми, жизнь которых была необычайно тяжёлой (один северный климат чего стоит), но в которой всегда было место вечной любви и непрерывной войне. Недаром основной предмет саги – распря, то есть набор ситуаций, предполагающих возможность освещения с позиций заинтересованных сторон. Не стоит также забывать, что литературная сага – это, прежде всего, ретроспектива, взгляд в прошлое.
Древнеисландская сентенция гласит: «сагу нужно рассказывать так, как она происходит», а именно – соблюдая ту последовательность, в которой происходили события. Разумеется, линейность развёртывания саги – иллюзия, которая поддерживается благодаря технике рассказа: читатель склонен верить, что события, о которых ему рассказали раньше, на самом деле произошли раньше. Благодаря этому любой читатель мог рассматривать сагу как послание для будущих поколений, или, на более глубинном уровне, как своеобразное предостережение. Достоверность и беспристрастность хоть и не являются постоянными величинами, но являются основополагающими основами скандинавского нуара как жанра.
Скандинавские детективные истории строятся по принципу древнеисландской саги, для которой были характерны не только линейный тип повествования, но и чёткое деление на «хорошее» и «плохое». Для современных датских, шведских, норвежских и исландских детективов преступление понимается как симптом ущербности общества и государственной политики в целом. Скандинавский нуар как бы говорит: «Если хочешь найти виновного, посмотри вокруг, а лучше – загляни в прошлое, и там найдёшь ответы на все вопросы». В глобальном смысле под таким посылом угадываются проблемы на государственном и общественном уровне, а в более предметном – отдельно взятая жизнь в контексте не слишком здорового общества.
Основоположником скандинавского нуара как жанра принято считать норвежского писателя Морица Кристофера Хансена (1794-1842), заложившего основы национальной скандинавской литературы. Хансен написал около 20 новелл, и среди них первый скандинавский психологический триллер «Сумасшедший христианин». Сам Хансен считал, что написал «криминальную историю». Следующим ярким представителем жанра можно назвать шведского писателя и журналиста Яльмара Сёдерберга (1869-1941). Его психологический роман «Доктор Глас» 1905 года написан в форме дневника лиценциата медицины Тюко Габриэля Гласа.
Дневник для Гласа – удобная и ни к чему не обязывающая форма отстранённого самонаблюдения человека, сначала планирующего преступление и вскоре совершающего его. Своим романом Сёдерберг фактически дал жизнь новому жанру скандинавского нуара, не только ставшего основой скандинавской жанровой литературы, но и получившего дальнейшее развитие в киноискусстве северных стран. Скандинавский нуар держится на двух китах: скандинавской литературе и нуара как киножанра. На сегодняшний день можно выделить три ключевых элемента жанра: язык (в литературе), герои и окружающая обстановка.
Ещё со времён триеровской Догмы 95, провозгласившей, что кино – «не личностное дело и не иллюзия», действие в фильмах жанра скандинавского нуара происходит здесь и сейчас. Начиная с «Торжества» (Festen) Томаса Винтерберга своеобразный стиль и язык прочно обосновались в скандинавских фильмах. Но настоящим прорывом в жанре скандинавского нуара принято считать трилогию «Миллениум» (Millenium) шведского общественного деятеля, писателя и журналиста Стига Ларссона. Книги, а затем и фильмы о детективе-журналисте Микаэле Блумквисте и девушке-хакере Лисбет Саландер пользовались и пользуются огромным успехом у читателей и зрителей.
К слову, Ларссон является мастером изображения социального лицемерия, преступного поведения и изъянов государственной системы. Писатель не только поднял в «Миллениуме» злободневные вопросы, но и вывел по-настоящему сильную главную героиню (в фильмах её роль играли шведка Нуми Рапас и американка Руни Мара). Лисбет Саландер вмещает в себя все стереотипы и доминанты сексуальной революции в Швеции. По мере развития сюжета, Лисбет как бы трансформируется в супермужчину и наказывает своих обидчиков, попутно разгадывая страшные семейные тайны, пытаясь не сойти с ума от собственных демонов.
Героиня Саги Норен в исполнении Софии Хелен из шведско-датского детективного телесериала «Мост» (Broen) во многом похожа на Лисбет. Сага ведёт себя как любой среднестатический мужчина: водит «порше», ест полуфабрикаты, работает 24 часа в сутки и заводит кратковременные интрижки. Плюс ко всему ей приходится расследовать хорошо подготовленные преступления, содержащие в себе жестокие послания на тему социальной несправедливости и слабости скандинавского законодательства.
Многие критики отмечают, что основная пара персонажей сериала Сага и её напарник Мартин заметно смахивает на дуэт Лисбет Саландер и Блумквиста из знаменитого «Миллениума». Впрочем, сериалу это ничуть не повредило. Например, кинокритик Петер Остерид пишет, что «истории не хватает реализма, но это многогранный, сложный триллер с сильной основной и интересными второстепенными сюжетными линиями». Об успехе сериала и «остроте» поднятых тем говорит тот факт, что в 2015 году выйдет уже 3-й сезон проекта.
Сюжет датского сериала «Правительство» (Borgen), шедший в эфире с 2010-го по 2013 год, строится вокруг восхождения к власти Биргитты Нюборг Кристенсен в исполнении датской актрисы Сидсе Бабетт Кнудсен, которая после громкого политического скандала неожиданно для всех, в том числе и для себя, выиграла выборы и стала первой женщиной – премьер-министром Дании. Пока Биргитта пробивается к власти, её муж берёт на себя роль «домохозяйки» и играет своеобразный «фасад», которого требует новоприобретённый статус жены. Сериал про многоходовые запутанные интриги и политические страсти снимали крепкие датские режиссёры, за плечами которых эксперименты в рамках Догмы и призы на Берлинском кинофестивале. В итоге получилась реалистичная датская драма в лучших традициях скандинавского нуара.
На заданную жанром тему и «Убийство» (Forbrydelsen), остросюжетный сериал совместного производства Дании, Швеции и Норвегии. Детектив Сара Лунд (датчанка Софи Грёбель) хочет перевестись из датской полиции и уехать с женихом жить в Швецию, но её задерживает расследование убийства девятнадцатилетней девушки. Во втором сезоне происходит примерно то же самое, только уже без жениха и при других обстоятельствах. Уже снято 3 сезона, и сериал не теряет популярности. Первый сезон отчасти перекликается с «Твин Пикс», отчасти с «Мостом» и «Правительством» как лучшими образчиками жанра.
Как видно из описания, сюжеты скандинавских телехитов «Мост», «Правительство» и «Убийство» объединяет главная героиня, сильная и независимая женщина-валькирия, ни в чём не уступающая окружающим её мужчинам, а местами даже превосходящая их.
На сегодняшний день производство скандинавских сериалов поставлено на поток. Их активно переснимают за рубежом в США и Великобритании, и иногда заморские поделки оказываются способны конкурировать с колоритным и убедительным оригиналом, как в случае с прославленным «Валландером» (Wallander), переснятым британским BBC с Кеннетом Брэной в главной роли (в оригинале его играл швед Кристер Хенрикссон).
Инспектор Курт Валландер из романов Хеннинга Манкелля – печальный философ и мизантроп. Он каждую ночь засыпает в кресле с бутылкой вина и редко бывает в хорошем настроении – если не сказать «никогда». Его единственный друг – полицейский судмедэксперт, жена давно ушла, дочь злится на весь свет. И всё же он практически в одиночку расследует страшные преступления на юге Швеции, зачастую рискуя собой. Если бы не фирменная скандинавская меланхолия, которой буквально пропитана жизнь Валландера, мы могли бы сказать, что полицейские детективы из Англии и США – его братья-близнецы.
Девушка с татуировкой дракона (Нуми Рапас)
Но это частности. Скандинавский нуар, безусловно, – прерогатива непосредственно скандинавов. Недаром этому жанру присуще определённое клише: харизматичный главный герой (точнее, героиня), остросоциальные вопросы, зловещие намёки, своеобразная философия, мрачноватый, холодный антураж и безупречная природа вокруг. Единение с природой – действительно отличительная черта всех скандинавских фильмов и сериалов. После прочтения пары детективных романов (скажем, книг Стига Ларссона, Ларса Кеплера или Арнальда Индридасона), действие которых развивается в одной из стран Скандинавии, начинает казаться, что всё происходящее в них идеально вписывается в ландшафт, дополняя аккуратную картинку новыми невероятными деталями.
Отсюда уверенность, что все скандинавские фильмы и сериалы, а также литература описывают по сути одни и те же события, выводят одних и тех же героев, лишь слегка меняя декорации в каждом конкретном случае. Но почему бы одному скандинавскому детективу не позаимствовать удачные типажи и приёмы из других, коль скоро такое сочетание успешно работает, а мода на скандинавские детективы не проходит?
Однажды у исполнителя главной роли в сериале «Мост» Кима Бодниа спросили о том, почему так популярен скандинавский нуар. Говорят, он пожал плечами и сказал, что мы можем называть всё это, как угодно. И действительно, то что для нас «нуар», для датчан, шведов, норвежцев, исландцев – обычная жизнь. В это довольно сложно поверить, приезжая в Стокгольм или Копенгаген или оказываясь в маленьких норвежских рыбацких деревнях. Удивительная природа, невероятная чистота, ухоженные, гостеприимные, улыбающиеся люди, готовые в любой момент прийти на помощь. А может, всё дело в том, что глядя на слишком уж «отглаженные» пейзажи, большинство скандинавов давно поняло, что подобная идиллия в нашем мире невозможна. Ведь древнеисландские саги во многом не более чем иллюзии, в которые жители северных земель так хотели поверить. Кто знает, возможно, в этом открытии и кроется международный успех и загадка скандинавского нуара.
Скандинавский нуар и что за ним стоит
У многих существует утопический образ скандинавских стран: идеальное сознательное общество, образованные люди, лучшее социальное обеспечение в мире и самый экологичный образ жизни. Стоп! Скандинавский нуар — это же не про счастливую жизнь в скандинавских странах. Наоборот, речь идет о мрачных историях расследования таинственных преступлений. В меланхоличной и гнетущей обстановке.
Как так получилось? Почему создался такой парадокс? Есть ли какие-то северные ценности, которые скрываются за скандинавским нуаром?
Что такое скандинавский нуар?
На нашем портале поднималась эта тема вот здесь. Коротко этот жанр кино можно описать, как:
● Мрачная атмосфера. Часто действия разворачиваются в провинциальных городах, сцены снимаются в тёмной, интригующей и депрессивной обстановке
● Жестокие преступления. Из ряда вон выходящие случаи, шокирующие местных жителей.
● Неидеальные детективы. Расследование ведут сотрудники с психологическими проблемами, недостатками, внутренней борьбой или с загадочным прошлым.
● Запутанный сюжет. Сложные линии взаимоотношений, неожиданные повороты развития событий.
Почему этот жанр стал популярным?
Возможно первая и самая стандартная причина популярности скандинавского нуара это собственные установки. Нам нравятся мрачные, тёмные городские или величественно таинственные природные пейзажи. Несколько скандинавских городов получили особую популярность среди туристов из-за участия в сериалах, например, тот же Копенгаген (Дания) или Мальмё (Швеция). Погодите! Речь идёт не о путешествиях. Речь идет о жестоких преступлениях! Именно! Потому что именно они служат ответом на вопрос: «Действительно ли существует скандинавская утопия?». Когда мы смотрим фильмы или сериалы в жанре скандинавский нуар, то получаем другое видение Скандинавии и меняем своё представление. Мы думаем: «Да, да, в Скандинавии тоже есть преступность и социальное неравенство».
Что скрыто за мрачностью скандинавского нуара?
Угадайте, что! В свирепых убийствах, снятых в скандинавских сериалах и фильмах, скрывается много сути нордического общества. Неудивительно!
Одним из наиболее очевидных скандинавских элементов является равенство полов. Почему все детективы должны быть мужчинами? В скандинавских нуарах часто в ролях сильные и способные детективы-женщины, такие как Сара Лунд и Сага Норен. Девушки — это сила!
Затем, рассмотрим скандинавское доверие и честность. Скандинавские страны упоминаются как самые счастливые страны на планете, но, тем не менее, нигде не существует рая. Истории нуара отражают иногда не очень очевидную сторону скандинавских обществ. Да, преступления происходят и в Швеции. Не так там всё гладко.
В скандинавском нуаре отлично отражается скромность и стремление к равновесию у жителей севера. Они счастливы, но есть и тёмная сторона. Они ценят дружбу, но любят одиночество. Они радуются солнцу, но часто живут в темноте несколько месяцев в году. Они ведут осознанный и экологичный образ жизни, в то время как в скандинавских странах один из самых высоких уровней загрязнения окружающей среды CO2. Это скандинавская версия Инь и Ян.
Тёмная северная гиперболизированная реальность в нуарах на самом деле не реальна. Скандинавы смотрят на неё и погружаются в атмосферу эстетичной меланхолии, выключают телевизор, и снова возвращаются к своей реальной и безопасной жизни. Это и есть баланс, жёсткий, контрастный, как и сама природа Скандинавии.
«Скандинавский нуар»: лучшие сериалы северной Европы
«Скандинавский нуар» — так обычно называют криминальные сериалы, созданные в Дании, Норвегии и Швеции. Как правило, их сюжет нетороплив, но продуман до самых мелочей. На зрителей может внезапно вывалиться целый ворох новых подробностей очередного убийства. Причем, убийства, в этих сериалах кажутся на первый взгляд простыми и бесхитростными. Но нет! В этих мрачных сюжетах очень много интересных поворотов.
Обязательными героями скандинавских криминальных сериалов являются детективы. Их, как правило, двое и они постоянно подвергает себя опасности – все ради того, чтобы родной город спал спокойно.
«Оправданный» (Frikjent)
Год выхода: 2015
Кол-во сезонов: 2
О чем О цикличности истории и о том, как нас порой догоняет прошлое. Главный герой повествования — бизнесмен Аксель Борген. Он уже много лет живет в Азии и в родной скандинавский город его в общем-то ничего не тянет. Почти. Дело в том, что у градообразующего предприятия начинаются проблемы — тысячи жителей рискуют остаться без работы. Борген решает помочь, но местные жители прекрасно помнят, что однажды бизнесмен чуть не оказался за решеткой.
Почему стоит посмотреть Во-первых, этот сериал небанальный с точки зрения построения сюжета. Каждая серия — не новое убийство по канонам скандинавского детектива, а одно-единственное, совершенное (а может, и несовершенное с десяток лет назад). Большую роль в повествовании играют социально-экономические темы. Чем живут люди в маленьком городке, готовы ли они принять бывшего земляка, что они знают о прогрессе и готовы ли к нему?
«Мистериум. Начало» (Department Q)
Год выхода: 2013
Кол-во сезонов: 1
О чем О тайнах, которые бы так и остались тайнами, если бы не два детектива — Карл Мерк и Асад. Карл — плохой парень. Он постоянно находится на грани нервного срыва, имеет беспорядочные половые связи, но при этом очень любит свою работу. Полная противоположность — Асад. Холодный, рассудительный коп, который трижды подумает, прежде, чем что-то предпринять.
Почему стоит посмотреть По атмосфере сериал очень напоминает «Секретные материалы». Здесь есть изрядная доля юмора, хорошо прописанный сценарий, сюжет, за развитием которого интересно наблюдать и, конечно, новые горизонты, покорить которые предстоит нашим героям.
«Последний пируэт» (Case)
Год выхода: 2015
Кол-во сезонов: 1
Почему стоит посмотреть Этот сериал — о злободневном. В нем прекрасно показаны все грани человеческих грехов и власть денег. Ведь даже небольшая сумма денег может заставить нужных людей замолчать, а ненужных говорить.
«Приграничный городок» (Bordertown)
Год выхода: 2016
Кол-во сезонов: 1
О чем Детектив-инспектор Кари Сорьонен является самым уважаемым сотрудником финского Национального бюро расследований. После того как его жена едва оправилась от последствий перенесенного рака мозга, он решает вместе со своей семьей покинуть Хельсинки и обосноваться в тихом идиллическом городе Лаппеэнранте, расположенном на границе с Россией. На новом месте герой сериала «Приграничный городок» заступает на службу в местную полицию. Однако его мечтам о мирной и спокойной жизни не суждено сбыться: вскоре Кари сталкивается с серией жутких и изощренных убийств.
Почему стоит посмотреть Это неожиданно хороший сериал. Интересно наблюдать за каждой деталью, за каждым ходом мысли главного героя. У Кари превосходно развито чутье, именно поэтому он может действовать быстро — на опережение преступникам. Отечественному зрителю сериал будет близок по духу еще и потому, что банды, внушающие страх и ужас всему местному населению, родом из соседней России Финляндии.
«Капкан» (Trapped)
Год выхода: 2015
Кол-во сезонов: 2
О чем О стихии. Это своего рода сериал-апокалипсис, действие которого происходит в небольшом провинциальном городке. Местные жители в панике: в городе появился убийца. Он жестоко расправляется со своими жертвами и как будто насмехается над полицией. Местным копам срочно нужна подмога из центра, но из-за непогоды город становится отрезанным от цивилизации. Решать проблемы с маньяком придется начальнику отдела местной полиции по имени Андри.
Почему стоит посмотреть Когда смотришь этот сериал, невольно начинаешь ежиться. Сцены снежного апокалипсиса сняты очень реалистично. Интереса к ленте добавляет и то, что действие происходит в маленьком городе, а значит каждый его житель — подозреваемый и сосед одновременно.
«Мост» (The Bridge)
Год выхода: 2011
Кол-во сезонов: 3
О чем О противоположностях, которые, на первый взгляд отталкиваются друг от друга, но тут же притягиваются вновь. Главные герои — два полицейских, в руки которых попадает жуткое дело об убийстве на границе. У них совершенно разные подходы к расследованию, да и они и сами совершенно разные люди. Смогут ли они работать сообща?
Почему стоит посмотреть Лента снята очень педантично: такое внимание к деталям редко встретишь в полнометражном фильме, не говоря уже о сериале.
«Убийство» (The Killing)
Год выхода: 2007
Кол-во сезонов: 3
О чем О непростой полицейской работе и о хитрости преступников. В центре сюжета — следователь Сара Лунд. Она расследует убийство молодой девушки. Вполне возможно, она состояла в личных отношениях с высокопоставленным чиновником — мэром Копенгагена, но это еще предстоит доказать.
Почему стоит посмотреть Этот сериал — один из лучших представителей «скандинавского нуара». Кроме того, здесь прекрасно представлен социальный и экономический климат Копенгагена. Интересно наблюдать и за развитием характера главной героини: из беспомощной одинокой женщины она превращается в настоящего хваткого детектива.
«Валландер» (Wallander)
Год выхода: 2008
Кол-во сезонов: 4
О чем О вещах, которые остаются за гранью понимания. Детектив Курт Валландер становится свидетелем жуткого происшествия — на его глазах молодая девушка сжигает себя заживо. За свою жизнь полицейский насмотрелся всякого, но такого еще не видел. Ему предстоит выяснить, кто или что заставило пойти девушку на этот отчаянный шаг.
Почему стоит посмотреть Критики позитивно отзываются о сериале. Лента получила несколько престижных кинопремий: Broadcasting Press Guild Award и British Academy Television Awards, включая награду за лучший драматический телесериал.